Зрение при аутизме

Сенсорный мир аутизма

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте, что произойдет, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма.

Существуют несколько определений аутизма, но они редко описывают, что чувствует человек с аутизмом. Мы узнаем об этом только из личных рассказов самих людей, которые способны на самовыражение и описание своего уникального и зачастую очень болезненного сенсорного мира. Повседневные функции, которые большинство людей воспринимают как должное, для людей с аутизмом могут быть негативным и расстраивающим их опытом. Поведение, характерное для человека с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками – оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире.

«Когда у меня сенсорная перегрузка, то я просто отключаюсь; начинается то, что называют фрагментацией… это очень странно, все равно, что пытаться смотреть 40 каналов по телевизору одновременно».

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.

Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, расставить приоритеты и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: гипер (высокая) и гипо (низкая) чувствительность. Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать гиперчувствительность и гипочувствительность одновременно.

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— потребность раскачиваться, качаться, вращаться

— проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте

— проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения

— укачивание в машине

— проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям/плохо понимает концепцию личного телесного пространства

— проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий

— часто сталкивается с другими людьми.

— проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)

— двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь

— некоторые люди могут лизать вещи

— повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи

— проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом

— неприязнь к людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.

«Запахи собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья так сильны для меня, что я совершенно не могу их выносить, духи сводят меня с ума», — Gillingham, G. (1995). p. 60

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов

— некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми

— проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть

— случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг

— фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников

— фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом

«… она была миссис Марек с лицом, на котором плясал безумный свет, превращая ее скорее в мультяшного персонажа, чем в человеческое существо. Добро пожаловать в город мультиков… Я приглашаю вас в камеру пыток, которую я называю своей кухней, познакомьтесь с моей женой – мультфильмом 3D», — Gillingham, G. (1995). p. 51

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит

— человек не распознает определенные звуки

— наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами

— громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные

— неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией

— у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

«Вы слышите шум в своей голове? Он колотит и верещит. Как будто поезд едет прямо в ваши уши», — Powell, J. (1995, по Gillingham, G. 1995) p. 41

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— сильно сжимает других людей

— очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру/боль

— практикует самоповреждения (членовредительство)

— получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи

— прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми

— не любит надевать что-либо на руки или стопы

— проблемы с расчесыванием и мытьем головы

— предпочитает строго определенные виды одежды или ткани

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; кажется, что все мое тело охватывает огонь», — Gillingham, G. (1995). p. 3

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

— любит очень острую еду

— ест буквально все – землю, траву, ткань.

— некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
— определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое

Дополнительные сенсорные трудности

Синестезия

Это редкое состояние, не связанное с аутизмом, однако некоторые люди аутичного спектра сообщают о подобном опыте. Синестезия означает, что происходит путаница между различными сенсорными каналами информации. Сенсорный опыт из одной системы обрабатывается другой системой. Например, человек слышит звук (слуховая система), но в результате видит цвет (зрительная система).

Возможные стратегии

Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды.

Ниже представлены идеи и стратегии, которые, как можно надеяться, помогут создать более комфортную окружающую среду для человека аутичного спектра, чтобы избежать сенсорных перегрузок.

Общие пункты, о которых необходимо помнить:

Анализируйте ситуацию

Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.

Проявляйте творческий подход

Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и/или стратегии.

Готовьтесь заранее

Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми люди могут столкнуться, например, о громких людных местах.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. Делакато (1974), который первым разработал концепцию сенсорной интеграционной терапии, сфокусировал терапию на пяти ключевых сенсорных системах – зрительной, вкусовой, обонятельной, слуховой и тактильной. Сегодня оккупационные психотерапевты продолжают работать в этих областях, но они также учитывают вестибулярную и проприоцептивную систему во время создания и планирования режима занятий для конкретного человека.

Идеи для вестибулярной системы

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии или поощрения

Идеи для проприоцептивной системы

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще

— обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки» для других людей

— любой вид рукоделия

Идеи для обонятельной системы

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

— увеличивайте применение визуальной стимуляции

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

Тренинг по слуховой интеграции

В начале 1980-х годов доктор Гай Берард разработал аппарат, который тестирует и тренирует слуховую систему. Согласно этому подходу поведение является следствием проблем со слуховой системой. Представляя и меняя различные звуки аппарат может использовать слуховые фильтры и увеличивать громкость, не вызывая дискомфорта. Цель состоит в том, чтобы натренировать слуховую систему и сбалансировать ее. Исследования этого подхода крайне ограничены.

Музыкальная терапия

Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте человека к тому, что придется посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

— сопровождайте вербальную информацию визуальными подсказками

Идеи для тактильной системы

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)

Примеры проблем

Проблема – возможная сенсорная причина — идеи

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете не просвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Представленный выше материал — перевод текста «The sensory world of autism».

Глазной контакт при аутизме

Амитист Шабер живет в Канаде. Она замужем и посвящает много усилий тому, чтобы объяснить, что это такое — «быть аутистом». Её мнение о необходимости глазного контакта отражает личное восприятие уже взрослого человека, нашедшего себя в нейротипичном мире. В конце монолога Аметист мы также предлагаем вам ознакомиться с переводом самых интересных комментариев к данному видео от специалистов АВА и других взрослых с РАС.

Всем привет, меня зовут Амитист.

Добро пожаловать на мой канал «Спроси у аутиста»!

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, о котором меня просили рассказать много раз. Конечно же, это глазной контакт.

Когда только приступала к подготовке этого выпуска, я не думала, что у меня наберется достаточно материала на десятиминутный рассказ. Однако, некоторое размышление позволило мне понять, что это будто бы простое действие вовсе не так очевидно, как может показаться на первый взгляд.

В различных культурах существуют различные традиции относительно глазного контакта. Представления людей-неаутистов о том, что такое «правильный» глазной контакт, очень отличаются от того, что думают аутисты.

Что такое глазной контакт?

Термин «глазной контакт» был придуман в странах запада в 60-ые годы двадцатого века. Он описывает имеющее большое значение для социального контакта состояние, когда два человека смотрят друг другу в глаза. Считается, что глазной контакт важен для коммуникации в обществе, этому виду невербальной коммуникации придают очень большее значение у нас в Северной Америке.

Существует связь между глазным контактом и доверием. Считается, что глазной контакт важен для развития детей, и исследователи все больше изучают глазной контакт и невербальную коммуникацию.

В обществе существует устойчивое представление, что глазной контакт подтверждает правдивость человека, а его отсутствие говорит о лживости. Также считают, что глазной контакт подтверждает, что собеседник проявляет внимание к диалогу.

Ознакомьтесь так же:  Гайморит перешел на зубы

Это, однако, не всегда верно даже для людей без аутизма. Например, в 2006 году в университете города Стерлинг было проведено исследование, в котором принимали участие двадцать пятилетних британских школьников. Было обнаружено, что когда заданный вопрос требовал обдумывания, дети отводили взгляд. Если необходимо было приложить усилия для поиска правильного ответа, детям приходилось внимательно слушать вопрос и не смотреть в глаза собеседнику.

Кроме того, дети, которые отводили взгляд, чаще отвечали правильно, чем те, кто поддерживал глазной контакт. И это, напомню, относится к нейротипичным детям без аутизма.

Таким образом, даже нейротипичным детям сложно слушать кого-то и затем отвечать на трудные вопросы, если при этом они должны смотреть в глаза. Прерывание глазного контакта позволяет мозгу полнее обрабатывать информацию. Именно это и происходит постоянно с детьми с аутизмом и взрослыми аутистами.

Также считают, что лжец не сможет смотреть в глаза, и, когда человек отводит взгляд, это признак того, что он говорит неправду. Однако Эдвард Гилерман, профессор психологии из университета Калифорнии, несколько лет изучал невербальную коммуникацию и глазной контакт, и его рабочая группа обнаружила, что люди, которые отводят взгляд, когда задают вопрос или отвечают на реплику, просто… думают. Связи между отведением взгляда и ложью нет. И снова, подавляющее большинство людей, принимавших участие в эксперименте, не были аутистами.

Мозг людей с аутизмом работает по-другому, у нас другой нейротип, мы по-другому обрабатываем информацию, и это неотъемлемая часть личности людей с аутизмом. Основные отличия располагаются в сфере коммуникации и социализации.

Почему аутисты избегают глазного контакта?

Существует две основные причины, почему люди с аутизмом избегают глазного контакта.

Первая связана с расстройством сенсорного восприятия или сенсорной перегрузкой. Лицо человека — очень сложный объект. С ним постоянно что-то происходит. Люди-неаутисты постоянно вглядываются в лица и глаза собеседников в поиске этих небольших изменений и новых сигналов, которые сообщают об удовольствии, грусти или разочаровании.

Нейротипичные люди постоянно ищут все эти невербальные подсказки, которые происходят очень, очень быстро. Чтобы воспринять всю эту визуальную информацию, обработать ее и понять, требуется готовность и способность мозга.

Из всех частей лица, именно глаза человека передают обилие эмоций и мыслей. Именно поэтому наша культура придает глазному контакту столь большое значение и считает его ценным знаком доверительности в отношениях между людьми.

Для людей с аутизмом и расстройствами сенсорного восприятия, вся эта информация избыточна, она чрезмерно давит на мозг. В моем случае, когда я поддерживаю глазной контакт с кем-то, то этот взгляд ощущается очень сильным. Это похоже на то, как если бы я смотрела на очень яркий свет.

Другие люди с аутизмом говорят, что прямой глазной контакт причиняет им боль, сбивает их с толка и выступает как очень сильный стимул и перегружает мозг.

Вторая причина, по которой людям с аутизмом сложно поддерживать глазной контакт, состоит в том, что мозг таких людей имеет совершенно другой интеллектуальный потенциал и способности к обработке информации. И даже если глазной контакт физически переносится нормально, и не перегружает сенсорную систему, аутистам все равно трудно обрабатывать информацию и поддерживать глазной контакт.

Нам сложно одновременно думать и слушать кого-то. У нас могут быть проблемы с пониманием речи, у нас могут быть другие коммуникативные привычки, нам может быть трудно следить за разговором, когда на заднем плане слышны посторонние звуки. Во всех этих ситуациях нам нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы слышать, что нам говорит собеседник – нашему мозгу приходится обрабатывать слишком большой объем информации.

Если же аутист будет дополнительно отвлекаться на то, чтобы следить за выражением лица собеседника, он просто ничего не поймет. Избегание глазного контакта позволяет снять излишнюю нагрузку с мозга, и дает аутисту возможность лучше слышать слова других людей и понимать, что ему говорят.

Я знаю, что все обстоит именно так, поскольку отталкиваюсь от своего опыта. Когда я была ребенком, если меня заставляли смотреть в глаза другому человеку, я не слышала, что он говорит мне в это время. Это справедливо и для других людей с аутизмом.

Вам нужно сделать выбор: или вы имеете со мной глазной контакт, и вам приятно не выходить за рамки привычных правил общения, или вы даете мне возможность не смотреть вам в глаза, но тогда я могу слышать и понимать вас.

Должен ли я настаивать на том, чтобы мой ребенок с аутизмом поддерживал глазной контакт?

В западной культуре глазной контакт считается необходимым, тогда как в странах Азии он рассматривается как нечто оскорбительное. В нашей культуре глазному контакту придается непропорционально большое значение, и именно поэтому многие нейротипичные родители чувствуют себя уязвленными, когда их дети с аутизмом не смотрят им в глаза, или же имеющийся глазной контакт отличается от нормального, или же не поддерживается длительное время.

Когда в один день ребенок смотрит в глаза, а в другой – нет, это сбивает с толку. Родителям часто кажется, что это указывает на отсутствие текущего контакта с ребенком, или на общее нежелание вступать в общение, как если бы ребенок не слушал вас, не принимал во внимание ваши слова, или не любил вас.

Скорее всего, ребенок очень вас любит. Но ему неприятно или даже больно смотреть в глаза, или же это непрактично с его точки зрения, поскольку, когда ребенок смотрит в глаза, он не может понять ваших слов.

Думаю, вы уже догадались, что я хочу сказать: не заставляйте ребенка с аутизмом смотреть вам в глаза. Это одна из тех вещей, где достигнутый результат не будет стоить побочных эффектов от его достижения. Да, общество в целом не любит, когда человек не смотрит в глаза, о таких людях думают как о ненадежных или скользких.

Это убеждение уходит своими корнями в эйблеизм – убеждение, что все в обществе должны быть «нормальными». Я бы даже сказала, что это проявление расизма, поскольку не все культуры считают глазной контакт столь важным.

Глазной контакт – это условность, которая не работает для всех и каждого. Если рассматривать жизнь во всей ее совокупности, то глазной контакт – это лишь одна из ее граней, причем далеко не самая важная. Это не то, что стоит огромного труда и нервов.

Чтобы жить счастливой и полной жизнью, вовсе не обязательно уметь поддерживать глазной контакт. Это же относится и к романтическим отношениям. Существует множество слепых людей и тех, у кого серьезно повреждено зрение. Они не смотрят никому в глаза, но имеют друзей, и любящие семьи и даже женятся или выходят замуж.

Не тратьте лишние силы на поддержание глазного контакта, поскольку, даже если это важно для людей-неаутистов, сами аутисты мало приобретают от такого умения.

Напротив, без глазного контакта их жизнь будет более счастливой и здоровой. Они будут лучше понимать ваши слова: глазной контакт, который людям с аутизмом кажется неестественным и болезненным, только лишь мешает коммуникации.

Заключение

Надеюсь, это выпуск был вам полезен, и обычные родители детей с аутизмом услышат меня. Надеюсь, что я смогла дать вам более полное понимание вопроса и объяснила, что такое глазной контакт с точки зрения аутистов.

Отвечая на вопрос, который мне время от времени задают: да, для мня смотреть прямо в камеру – это совсем не то, что смотреть в глаза другому человеку. Если кто-то из вас когда-нибудь встретится со мной лично, не ждите нормального глазного контакта.

Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить от меня ответ, оставляйте их в своих комментариях.

Большое спасибо за просмотр!

Избранные комментарии зрителей

Брия Йазик (Bria Yazic)

Прежде всего, хотела бы поблагодарить вас за ваши видео. Я работаю с невербальными аутистами, и ваши рассказы помогают мне понять, что стоит за их поступками. Я смотрю на вещи не как нейротипичный человек, а гораздо шире.

Сейчас я обучаюсь по программе ABA (того ее направления, которое очень дружественно относится к детям), и моя цель с одним из моих пациентов состоит в том, чтобы научить его как устанавливать глазной контакт в ответ на приветствие со стороны другого человека. Ему не нужно держать контакт долго, но мы хотели бы, чтобы это выступало формой проявления уважения к собеседнику.

Будет ли это несправедливым по отношению к малышу с аутизмом, или, напротив, очень поможет ему в дальнейшей жизни?

Не кажется ли вам, что полный отказ от глазного контакта повредит ему больше, чем принесет выгод?

Думаю, что такой навык в долгосрочном периоде принесет только пользу и поможет налаживать контакт с самыми разными людьми.

Я посмотрела большое количество ваших передач. Бесспорно, ознакомление с ними помогает мне стать лучшим профессионалом.

Мне, однако, хотелось бы внести определенные коррективы в позицию, которую вы озвучиваете на своем канале. Вы предлагаете внедрять в занятия с детьми с аутизмом как можно больше флор тайм, не просто гасить неприемлемое поведение, а искать ему альтернативы, и разрешать ребенку «стимиться».

Все эти предложения уже официально учтены в рамках той школы ABA, в которой я занимаюсь. Мы никогда не используем наказаний (негативных поощрений), но всегда стремимся к поощрениям позитивным (в обычных школах учителя поступают точно так же в отношении нейротипичных детей). Все наши действия учитывают комфорт пациента.

Для одного из моих воспитанников мы подготовили систему, которая помогала ему понять, когда надо соблюдать тишину в классе. Когда он показал, что он не переносит нашу придумку, мы поменяли ее на другую, которая подходила ему гораздо больше. Его удовлетворенность жизнью существенно возросла, и он понимает, когда ему можно вести себя шумно, а когда надо подождать. И если он не может ждать, он всегда может попросить о перерыве, чтобы пойти в место, где может вести себя шумно.

Я убеждена, что практики ABA меняются со временем, и это помогает детям уметь правильно вести себя в разнообразных ситуациях и уметь принимать участие в играх и других мероприятиях.

АВА сейчас не пытается «заставить детей выглядеть нормальными». Мы не требуем от детей, чтобы они перестали быть собой: мы любим их такими, какие они есть, со всеми их стимами и повторениями одного и того же. Все это – мой личный опыт АВА. Еще раз благодарю вас за ваши ролики!

Пенту Прагер (Pentu Prager)

Есть исследование, которое показало, что тем аутистам, кто не может поддерживать глазной контакт, помогают повышенные дозы витамина А. Витамин А очень важен для здоровья глаз. Также было обнаружено, что аутисты используют периферическое зрение, чтобы смотреть на собеседника.

Кейтлин Кои (Caitlin Koi)

Очень полезное видео. У меня самой диагностирован аутизм, и я научилась смотреть людям в рот, когда они говорят со мной. Сложно различить, смотрит ли вам собеседник в рот или в глаза, по большей части такие взгляды выглядят похожими.

Однако иногда я обнаруживаю, что я вообще не могу взглянуть на лицо собеседника. Все, что мне доступно – рассматривать его краем глаза. Мне ужасно неприятно, прочти болезненно заставлять себя смотреть кому-то в глаза, если я волнуюсь или испытываю другой стресс. Надеюсь, все больше нейротипичных людей начнут нас понимать.

Транскрипт выпуска с канала «Ask an Autistic».

Проявления аутизма у детей

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития.

Проблемы с рождения

Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет).

Характерные черты

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Стереотипии

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речевое развитие

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Материнское восприятие

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Сложности отцовства

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Ознакомьтесь так же:  Как влияет стресс на месячные

У детей-аутистов «раздельный» слух и зрение

«Раздельный» слух и зрение у детей-аутистов во многом объясняют их трудности при обучении и интеграции в общество.

Дети, страдающие аутизмом, плохо справляются с задачами, требующими объединения информации, которая воспринимается одновременно при помощи ушей и глаз. Это может объяснять их трудности при обучении и интеграции в общество.

– Мы вкладываем огромное количество сил в борьбу с аутизмом, однако ни одна из принимаемых мер сегодня не основывается на данных экспериментов. Если мы сможем исправить проблемы с работой этих органов в раннем детстве, то, может, нам удастся преодолеть те проблемы, которые аутисты испытывают при освоении языка и социальных норм, – заявил Марк Уоллас из университета Вандербильта в Нэшвилле (США).

Группа ученых под руководством Марка Уолласа из университета Вандербильта в Нэшвилле (США) провела исследование, в котором приняли участие 32 обычных ребенка со средним уровнем развития и 32 одаренных аутиста.

Чтобы сравнить различия в их поведении, умственных способностях, а также в работе мозга, специалисты в ходе эксперимента просили участников сыграть в несколько компьютерных игр, оценивающих их способности распознавать, а также запоминать звуки и картинки.

Во время одной из игр, когда на экране монитора высвечивалось изображение, а также издавался звук, участникам опытов предстояло определить, когда происходили эти события – одновременно или в разное время. При выполнении этого задания дети-аутисты столкнулись с большими трудностями. Чтобы понять, с чем это может быть связано, ученые проследили за работой их мозга и установили возможную причину. Оказалось, что скорость обработки информации в центрах слуха и зрения у детей, страдающих аутизмом, заметно отличалась. Это не позволяло мозгу определить, когда происходили визуальные и звуковые события (одновременно или поочерёдно).

– Это похоже на просмотр фильма с плохо наложенным дубляжом, когда то, что мы видим на экране, не совпадает с тем, что мы слышим. Одно из классических представлений аутистов в нашей культуре – ребенок, закрывающий уши руками. Причиной этого, как мы показали, может быть то, что они пытаются бороться с этим эффектом, используя органы чувств «поочередно», – заключает Уоллас.

Аутизм. Жестокая правда жизни. Часть 3-я

Обьясню, пожалуй, ну или постараюсь, почему я бьюсь и бьюсь с этой темой головой о стены непонимания.

Итак, вначале были профессиональные форумы и сайты, там где можно было поспорить, узнать о новом, что то понять. Потом ушел (точнее пустили) на полностью закрытые от посторонних глаз и ушей, форумы и группы, где кипят страсти, действительно неравнодушных к проблеме спецов. Мы можем сраться там так, что потом месяцами не общаемся. Кидать в баны там не комильфо. Постепенно и я, и спецы полностью переключились на проблему аутизма.

Уже 2.5 года изо дня в день занимаемся наработкой методик по аутизму, абсолютно новых. Пробуя вначале на себе, потом на знакомых, потом на детях, которых мы уже «вытащили» из их мирка. Только потом включаем их на полную. У нас есть коллеги, которые занимаются тем же. Сейчас в данную программу включено 12 Центров — Москва, Питер, Барнаул, Ростов, Владивосток, Челябинск, Израиль, Украина, Беларусь, Германия, Франция. Подключаются все новые и новые. Все частники, кроме Германии. Увы, государственные структуры или не видят проблемы, что вряд ли, т.к. Программа была принята, потом свернута, или просто нет денег. Но это лирика.

Потом, в силу продвижения Центра, т.к. жрать нам тоже иногда необходимо хотя бы 3 раза — понедельник, среда, пятница, пришлось лезть в соц сети, занимаясь рекламой.

Сказать, что я ужаснулся, это так — ни о чем. Примерно 2 года назад на одной из групп ВК, куда я захожу каждый час, ибо смотрю там на продвижение рекламных сообщений и реакцию сообщества, появился спор, потом, через день, еще и еще и еще. Вкратце, самый типичный:

Здравствуйте мамочки, помогите. Ребенок 5.6г. не говорит, от чужих прячется, на улице плачет, увидев незнакомых людей, да и знакомых орет, на мое появление не реагирует.

Понятно, что сдуру, я туда сразу вписался, обьяснил, что и как и куда бежать и как срочно (еще вчера).

Началось самое интересное. Кто стоит — садитесь. Такого уровня негатива я не то что не ожидал,я даже на цензоре еще такого не видел. Самые перлы:

Ты, зачем ей ерунду советуешь. да мой ребенок в 4 года только пошел, в 6 заговорил, сейчас в 5-м классе отличник (проверено, благо возможности широчайшие, детей нет, 59 лет, уборщица в коррекционной школе).

Молчи, несчастный, ты ей советуешь к спецам идти, Вам бы только деньги содрать, а что бы людям помочь забесплатно не дождешься (проверено, наша бывшая заказчица, была послана в тайгу за «зажатие» 12 тысяч за курс спец методик).

Да все нормально у тебя автор, не слушай никого, все будет классно, у тебя отличный ребенок (проверено, писал подросток 15 лет, «повернутый» на готах).

Ты зачем ей советуешь ерунду всякую, сходи к бабушке по . адресу, она поможет (проверено, ип показал именно этот адрес).

Ну и так далее. Остальное приводить не буду, т.к. лень, там ветка на 300+ ответов, сначала я отгавкивался, потом понял — бесполезно.

Могу дать групп 5-10 таких же «мамочек». Сами увидите. Последний случай был такой:

Помогитееее у ребенка 38.9 (будний день 9 утра), кашляет, задыхается, что делать.

Вписывается кто то сторонний (я уже молчу, т.к. не мазохист ни разу):

Ты что творишь крокодительница. Или скорая или в поликлиник бегом.

Какие врачи, ребенку дашь это.

Не давай это, лучше оботри, а ты вообще молчи, врачи все козлы и ничего не знают.

Это не давай, к врачам не ходи, просто положи его раздетым и обтирай водкой. (хорошо хоть не внутрь заливай).

Это к вопросу почему я болезненно реагирую на невежество, всякие попытки чему нибудь меня научить и прочее. Сейчас я модерирую в общей сложности 16 групп в соц сетях и 7 форумов профессионалов (закрытых ото всех кроме участников). Поверьте если я пишу и даю какой либо совет я знаю, что я говорю и отвечаю за каждое слово. То что я резок и моментально взрываюсь — приезжайте — посмотрите недельку в глаза наших детишек, поубирайте за ними гавно на стенках туалета (не шутка ни разу). После этого мы поговорим на равных. А пока оставляю за собой право в любую секунду убрать с обсуждения троллей и быдло. Я не толерантен.

Обьяснил свою позицию? Поехали дальше. И снова: пишу не для спецов, для родителей. Дам только маркеры благодаря которым сможете увидеть проблемы, после чего забить тревогу. Диагностировать аутизм и отграничить его от других нарушений сможет только спец, очень опытный, специально обученный методикам и только очно. Все остальное — хрень, на основании разговоров и описаний — только рекомендации: сходите туда, сходите сюда. Поэтому просто читайте, желательно не один раз, т.к. в памяти должно отложиться: это, это, это, в совокупности — будет это, а может и не будет, но нужно сходить туда то. «Набить» глаз не удастся, Нужно из дня в день сутками смотреть детишек, что бы определить без спец аппаратуры диагноз. Приятного чтения.

А ну и да некоторые понятия будут повторяться постоянно, во всех статьях, это не потому что считаю Вас тупыми — для того что бы они врезались в память намертво.

Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Ребенок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращенную к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие «странности» аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Наибольшие проблемы выпадают на долю родителей после того, как они осознают, что их ребенок не такой, как другие. Их беспокоит чувство вины и разочарования, они находятся в состоянии хронического стресса. Главное в этой ситуации – не отчаиваться, и как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру. В настоящее время существует множество методик, позволяющих адаптировать ребенка к нормальной жизни. Родители должны как следует разобраться в том, что происходит с ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. В этом им может помочь общение с другими семьями, столкнувшимися с такой же проблемой.

Аутизм встречается не так уж редко. По данным статистики, в Великобритании диагностируется примерно 60 случаев на 10000 детей (данные 2001 года), в США — 55-57 случаев на 10000 (2006 год), в Канаде — до 102 случаев на 10000 детей (2006 год). Наиболее подвержены аутизму мальчики, причем симптомы болезни проявляются уже в возрасте до 2-2,5 лет.

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать достаточно определенно — это то, что наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, вероятно, являются не причиной, а условиями развития аутизма.

Появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет нередко предшествуют:

различные патологии беременности

родовые травмы, асфиксия во время родов

факторы, действующие после рождения.

Последние научные исследования не подтвердили популярную теорию о том, что развитию аутизма способствует применение вакцин, изготовленных с применением ртутьсодержащего консерванта тимерозала, а также прививки «три в одном» против кори, краснухи и свинки (MMR).

Возможно, лучше понять механизм развития болезни помогут недавние исследования. Они показали, что при аутизме мозг растет преимущественно в первые два года жизни, а затем изменений размеров практически не отмечается. В юности процессы идут так же, как и у нормальных людей. В результате этого у взрослых пациентов, страдающих аутизмом, окружность черепа больше, чем у здоровых людей. Причем повышение интенсивности роста мозга совпадает с появлением симптомов аутизма, что указывает на непосредственную взаимосвязь этих процессов.

В настоящее время аутизму уделяется особое внимание. Это связано с тем, что с каждым годом число случаев аутизма неуклонно растет (особенно в западных странах). Однако пока неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами, или же происходит в связи с расширением границ понятия «аутичность».

Проявления аутизма у детей

Проблемы с рождения

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку); также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет).

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутрений мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети нередко страдают сенсорной фобией — боятся бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Ознакомьтесь так же:  Санорин разновидности

Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

И у детей и у взрослых обычно наблюдаются другие заболевания, такие как расстройства сна, аллергия, нарушения пищеварения.

Причины развития аутизма у детей

У мальчиков аутизм развивается в 3- 4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому, наследственность играет важную роль. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10 %. Исследования не обнаружили какой-либо связи заболевания с вакцинациями детей.

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

— ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;

— не может объяснить, чего он хочет;

— испытывает задержку темпов речевого развития;

— не следует никаким указаниям взрослых;

— периодически появляются нарушения слуха;

— не понимает, как играть с той или иной игрушкой;

— плохо устанавливает визуальный контакт;

— не улыбается другим;

— не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;

— не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;

— не говорит отдельные слова в 16 месяцев;

— не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;

— наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Иногда детям с аутизмом свойственно самоистязание, которое может проявляться значительными повреждениями на теле. Кроме того, у таких детей часто повышен порог болевой чувствительности, и ребенок может не реагировать на достаточно болезненные раздражители.

Что можете сделать вы

Убедитесь, что педиатр внимательно оценивает развитие вашего ребенка. Если вам кажется, что у вашего ребенка появились какие-либо симптомы аутизма, врач должен немедленно проверить его состояние.

Если аутизм диагностирован, ребенку назначат лечение, направленное на раннюю коррекцию процесса. Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше.

Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.

Что может сделать ваш врач

Существуют различные методики коррекции поведения. Если терапия начинается в раннем возрасте, она может дать хороший эффект. Физио-, трудотерапия, логопедия направлены на специфические особенности ребенка. Специальное обучение корректирует поведение ребенка и помогает в приобретении различных навыков.

Иногда требуется лекарственная терапия, в особенности, если необходим контроль поведения, при котором больному свойственно самоистязание.

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Дети с аутизмом, подрастая, становятся подростками с аутизмом, а затем и взрослыми людьми с аутизмом

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию – залог будущего вашего малыша. Поэтому давайте обстоятельно и подробно рассмотрим все вопросы, в том числе и признаки аутизма у детей.

Течение детского аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Для постановки диагноза у ребенка требуется подтверждение как минимум трех признаков:

недостаточное социальное взаимодействие;

нарушение общения ребенка с окружающими людьми;

ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения.

Кто болеет аутизмом?

В настоящее время диагноз «аутизм», а также аутистических расстройства, очень часто встречается среди детей. К примеру, каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять, что стало причиной повышения заболеваемости детей: это может быть как результат улучшения диагностики, так и более активное воздействие факторов внешней среды.

Аутизмом чаще страдают мальчики, хотя само расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, страдающих аутизмом, приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом.

Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то при подсчете оказалось, что на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка.

Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма могут проявиться как в раннем возрасте, до 5 лет, так и в более позднем.

Почему развивается аутизм?

В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Однако впоследствии, при изучении проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, причем не какого-либо конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» при выявлении «виновного»). К сожалению, вопрос этот и по сей день остается открытым, так как ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и мутации, которые в них происходят.

Причем, совершенно не обязательно, что нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предполагают, что активации таких мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д. Важными факторами так же считают повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

Как проявляется аутизм?

Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития:

Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, даже при кормлении трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.

Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.

У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых.

К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.

Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.

При обычном развитии к 1 году жизни дети могут произносить слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка при аутизме либо совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.

У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки, одежду. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но даже с близкими.

К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.

Ребенок при аутизме зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.

В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.

У детей-аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, может говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.

Все перечисленные признаки – это нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания они могут проявляться очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или быть едва различимыми (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

Как помочь ребенку с аутизмом?

Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

В настоящее время применяют так же широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и показания к их применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено.

Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда такие пациенты выходят из детского возраста, они не могут вести самостоятельную жизнь и нуждаются в постоянном уходе, порой даже при обычных действиях в быту.

Теперь ссылка. Внизу страницы тест на аутизм , можете заодно и картинки посмотреть, некоторым лучше поможет запомнить, например мне.

About the Author: admin