Заикание как дефект речи

Заикание как дефект речи

Не хочется жить, потому что не вижу смысла.
У меня есть дефект речи — заикание. Из-за него я не могу устроиться на работу, наладить личную жизнь, и вообще не дает жить нормально. Близких и родных нет, так что плакать по мне никто не будет. Думаю на том свете мне будет лучше.
Поддержите сайт:

Валентина , возраст: 29 / 19.02.2014

Добрый день, я тоже заикалась до 18 лет, но потом мне помог врач-психотерапевт, поищите в интернете врачей, котоые успешно лечат заикание.
А сейчас я продолжаю заниматься, делаю упражнения на дикцию и дыхание. Удачи.

Nonna , возраст: 27 / 19.02.2014

Дорогая Валентина!
Заикание можно вылечить. Просто занимайтесь этим: невропатолог, психолог. Обращайтесь, ищите помощь.

Все будет хорошо!

Екатерина , возраст: 30 / 19.02.2014

Валечка? что за глупости ты говоришь? ты нужна. ты нужна этому миру, ты нужна своим еще не родившимся деткам, ты нужна мужу. он тебя ищет. не может пока найти. но вы обязательно встретитесь. а работать можно и без рук. трудно представить конечно,но возможно.Параолимпийцам можно позавидовать! а позавидовать только силе духа. иди на какую-нибудь работу попроще, куда тебя точно возьмут и РАДУЙСЯ каждому дню. молись Господу Богу за то что Он дал тебе эту жизнь. читай больше! мне вот очень нравится этот сайт. читала про гордость и про смысл жизни и не хочу останавливаться. ОЧЕНЬ полезная информация. которая возвращает к жизни и даёт силы. читай,занимайся спортом и всё наладится. 100%

Любовь) , возраст: 27 / 19.02.2014

Не отчаивайтесь пожалуйста из-за такого. У меня есть знакомая девушка с таким же дефектом речи и у нее все замечательно-парень ее просто обожает,она красотка еще та,а работает обычным секретарем))) так что вовсе не в этом причина вашего расстройства.Есть огромное количество работ где не нужно постоянно болтать без умолку. Заикание происходит из-за неуверености в себе,неполном самовыражении.Слезы как облегчение- не для вас.Поэтому не стесняйтесь выражать себя,говорите от своего имени.

Олюня , возраст: 25 / 19.02.2014

Валентина, здравствуйте! Что Вы такое говорите? Даже думать перестаньте!

С заиканием можно бороться, чтобы его уменьшить или даже вообще от него избавиться. У моей мамы был знакомый, который поборол его. Сейчас он говорит хорошо. Маленькие следы заикания, которые остались у него, даже придают его речи шарм)) Вы пытались избавиться от заикания?

«Думаю на том свете мне будет лучше.» — а Вы уверены в этом? Очень прошу, изучите раздел «Про смерть», прежде чем пытаться что-то с собой сделать.

Если Вам не с кем общаться начните с общения на этом сайте! Выговоритесь, наверняка есть что рассказать. Станет легче Вам и люди помогут.

Кирилл , возраст: 24 / 19.02.2014

Поищите специалистов из Санкт-Петербурга. Есть хороший реабилитационный центр в СПб, поищите в интернете. Я там вылечила заикание. Но курс не излечит вас как по мановению волшебной палочки от заикания, но покажет вам, что нужно сделать для того, чтобы в будущем не заикаться. Вам помогут только в том случае, если вы сможете осознать, что заикание-не причина, а следствие. Вам помогут понять, как так произошло, что заикание стало оправданием неудач в жизни. Проблемы будут проблемищами, пока вы будете считать себя несправедливо обделенной и обиженной, так все силы тратятся на эмоции и переживания, большинство из которых виртуальны. Надо отнестись к себе как к взрослому человеку, тогда проблемы превратятся в задачи, с которыми вполне можно справиться. Не сразу, ПОСТЕПЕННО. Предстоит много работы, причем каждодневной. Будут и сложные вопросы к самой себе. Не стоит лгать себе, что заикание пройдет само, не пройдет, без контроля над собой, своей речью и принятием ответственности за качество твоей жизни. Удачи.

Nonna , возраст: 27 / 19.02.2014

Валя, ты хорошая. Ты нужна. Господь не просто так все устроил. Он обязательно подарит тебе утешение и радость. Верь только, пожалуйста. Господь любит нас и слышит.

Сергей К , возраст: 30 / 21.02.2014

Валентина, я думаю вам помогут в Центре помощи заикающимся.
http://blogs.pravkamchatka.ru/inok/?page_id=584

Агата , возраст: . / 22.02.2014

Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

. или: Запинание, пселлизм, логопатия, логоневроз, логоклония

Симптомы заикания

  • В зависимости от особенностей произношения различают две формы заикания:
    • тоническое заикание: “ запинание” во время разговора с формированием своеобразных пауз (будто человек не может произнести следующий слог в слове), либо растягивание отдельных слогов в словах;
    • клоническое заикание: во время разговора в речи заикающегося человека присутствуют множественные повторения отдельных звуков, слогов или слов;
    • смешанное заикание: в равной степени присутствуют признаки как тонического, так и клонического заикания.
  • В зависимости от особенностей развития заикания различают две его формы:
    • невротическое заикание: имеется выраженный дефект произношения (например, нечленораздельность речи), люди с этой формой заикания начинают говорить позже своих сверстников;
    • неврозоподобное заикание: в речи присутствуют элементы заикания, возникающие только при провоцирующих факторах, например, при стрессовых ситуациях (например: выступление перед публикой).

Врач невролог поможет при лечении заболевания

Диагностика

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • какова психо-эмоциональная обстановка в семье: есть ли конфликты между родителями, конфликты родителей с ребенком;
    • проблемы с речью возникают каждый раз при разговоре, или есть определенные факторы, способствующие более выраженному заиканию;
    • как давно возникли жалобы на заикание;
    • не предшествовала ли появлению заикания какая-либо ситуация, связанная с резким испугом (нападение собаки и т.п.).
  • Осмотр психолога: выявление признаков тревожности, психологических проблем ребенка с родителями или в школе.
  • Осмотр логопеда: определение типа нарушения, провоцирующих факторов.

Лечение заикания

  • Занятия с логопедом: обучение разговору с минимальными признаками заикания (медленная речь, разработка плавности речи).
  • Дыхательная гимнастика: обучение правильному ритму дыхания во время разговора.
  • Нормализация психо-эмоциональной ситуации в семье: разрешение межличностных конфликтов, спокойное отношение к речевому дефекту ребенка.
  • Крнсультация психотерапевта, психолога.
  • Правильный режим сна и питания: сон 7-9 часов, питание 3-4 раза в сутки по расписанию.
  • Умеренные физические нагрузки, прогулки.
  • Успокоительные лекарственные препараты.

Осложнения и последствия

  • Длительное сохранение речевого дефекта (запинание во время разговора, многократное повторение одного и того же слога и т.п.).
  • Нарушение адаптации человека в обществе из-за проблем с речью.

Профилактика заикания

  • Активное участие в развитии речи у ребенка с ранних лет: разговор, своевременная коррекция речевых дефектов.
  • Спокойная психо-эмоциональная ситуация в семье.

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. — Заикание, 1998 г.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. -М. : ВЛАДОС, 1994.

Что делать при заикании?

  • Выбрать подходящего врача невролог
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

Заикание: Дефект или болезнь?

Читайте также

Можно ли избавиться от заикания и стоит ли считать этот дефект болезнью, накануне Международного дня заикающихся людей рассказал заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Педиатрического университета, к.м.н., д.п.н. Александр Корнев.

— Александр Николаевич, с чего начинается заикание? И чем оно чревато?

— Заикание — это нарушение, которое проявляется либо в виде запинок в речи, либо в неспособности начать фразу. Симптомы могут быть двух категорий: первый — речевые судороги, где повторяется один и тот же слог, второй — что-то вроде блока, при котором ребенок не может начать фразу и проявляются так называемые «тонические судороги». На самом деле это не судороги, конечно, в буквальном смысле.

Заикание, обычно, появляется в возрасте от 2 до 5 лет. Начинается все нередко с очень быстрой, захлебывающейся речи — «тахелалии». Затем, на фоне ускоренной речи, появляются редкие запинки, потом они становятся все более частыми. Это сильно мешает общению, потому что, во-первых, не дает говорящему закончить фразу, во-вторых, это заметно для окружающих, и поэтому ребенок стесняется и замыкается. А переживание своей коммуникативной несостоятельности создает целый ряд вторичных психогенных симптомов.

У взрослых тоже это нередко приводит к выраженной лого- и социофобии: человек старается как можно реже говорить публично, избегать коллективного общения. Говорить на публике ему неловко и стыдно. Хотя есть, например, заикающиеся артисты, они не смущаются и не переживают, комфортно реализуют себя в профессии.

— Существует ли предрасположенность к заиканию? Может может ли оно появиться внезапно и у любого человека?

— Есть невротическое заикание, оно возникает, как и любая форма невроза после шокового переживания. Возраст от 2 до 5 лет — самый чувствительный для начала невротического заикания. Поэтому очень важно бережное отношение к малышу в этом периоде, защита его от ненужных внутрисемейных скандалов и стрессов. Оно может внезапно проявиться даже у взрослого, например, вследствие хронической психотравмы из-за семейных ссор и скандалов или других причин. В таком случае заикание становится своеобразным проявлением внутреннего напряжения, конфликта интересов и ценностей.

А есть дизонтогенетическое заикание, когда нет явных психологических раздражителей, но в определенном возрасте оно все равно появляется вне зависимости от каких-то причин. Чаще всего заикание передается по мужской линии. Если отец или дедушка заикались, то это вовсе не значит, что ребенок будет заикой, однако риск, что в критической ситуации человек начнет заикаться, намного выше, чем у других. Причем зачастую для такого человека пусковым механизмом может стать даже незначительное событие, например, неожиданный лай собаки рядом.

Ознакомьтесь так же:  Синусит у детей народные средства

Иногда заикание возникает в определенном возрасте. Например, у отца проявилось в пять лет, а спустя много лет и у сына проявилось в тех же временных рамках.

Существует еще и так называемая неврозоподобная форма, когда нарушение речи связано с определенными поражениями ЦНС. В этих случаях заикание нередко сопровождается и другими проблемами в речи: нарушением звукопроизношения, аграмматизмами (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), медленным усвоением слов и интеллектуальным отставанием.

— Может ли логопед полностью излечить или максимально исключить дефекты из речи, ведь в истории были случаи, когда человек практически полностью перебарывал свое заикание, например король Великобритании Георг VI.

— Редко такое может случиться. Логопед выступает в двух ролях: в качестве логопеда и психотерапевта, который направляет и помогает пациенту. Ему легче всего работать со свежими случаями, когда заикание только началось. Как правило, накладывается режим молчания: дома создают щадящую атмосферу когда на протяжении 2-3 недель действует запрет на использование речи, потому что у ребенка сильно выражена «логофобия». Дома все договариваются говорить очень тихо, шепотом, или жестами, и вот этот охранительный и щадящий режим помогает бороться с фобией речи. Кроме того, борются и с «тахилалией»: намеренно замедляют темп речи и родители, и ребенок. Здесь разрабатываются навыки саморегуляции. Перед логопедом стоит важная задача научить ребенка управлять речевым дыханием.

Сегодня существуют специализированные сады и школы, в которых занимаются проблемами таких детей. Однако следует помнить, что заикание — часто рецидивирующее состояние, и временный успех может быть недолгим. В 80% случаев наблюдаются рецидивы и возвращение дефекта.

— Что нужно делать родителям, если их ребенок заикается?

— Главное – всегда работать со специалистами и не заниматься самолечением. Самому делать ничего не нужно, потому что можно серьезно навредить. Грамотный специалист будет работать вместе с семьей, направлять и подсказывать, как и что нужно делать. Реакция родителей должна быть предельно понимающей и терпимой. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок не будет замечать, что его заикание чему-то мешает, потому что реакция родителя моментально передается ребенку.

— В Педиатрическом университете оказывается помощь таким пациентам?

— У нас нет центра или кабинета заикания, который специализируется именно на этой проблеме. В нашем КДЦ ведут прием логопед и психотерапевт. Общую помощь оказываем, но специализированной помощи нет. Медицинских учреждений, где помогают заикающимся очень мало, а спрос есть. 30 лет назад их было куда больше.

— Может быть, потребность стала меньшей?

— Нет, оно мало меняется. Как любой физиологический недуг, он в среднем во всем мире находится в пределах одних и тех же цифр, то есть заиканием страдают чуть меньше процента населения. Занимаются этим заболеванием очень давно, но радикальных средств, которые могли бы гарантированно помогать, до сих пор нет.

— Может ли заикание помешать человеку как-то реализоваться в жизни?

— Это зависит от того, как человек с таким недугом воспринимает свою проблему. Если это для него тревожно и пугающе, то может выработаться комплекс неполноценности. Но есть немало примеров, когда человек страдает этим заболеванием, но выбирает специальность, которая не предполагает контакты с людьми, и он вполне успешен во всех отношениях. Заикание мешает в тех профессиях, которые связаны с активным общением и публичной речью. Тут многое зависит от личности и характера. Одни могут игнорировать свой недуг и сохранять активное общение и активный образ жизни, не комплексовать. Другие – не могут. Чем больше человек переживает, тем больше обращает на себя внимание. А если он заикается, но ведет себя, как все, то у него обычно нет проблем. Нужна правильная реакция на болезнь. И здесь роль семьи и родителей трудно переоценить. Родители должны воспитать ребенка так, чтобы он мог жить полноценно и свободно, не взирая ни на какие проблемы. А как помочь ребенку грамотно, расскажет психотерапевт или клинический психолог.

Как я боролся с дефектом речи

Часть первая : заика.

С самого раннего детства я очень сильно заикался. Не знаю, как я этим «заразился», но помню, что я самостоятельно распространял версию о «большой машине, которая меня чуть не сбила на смерть». Что-то мне подсказывает, что я сам для себя это выдумал, но это не точно.

Разговаривать мне было очень тяжело. Иногда я предпочитал вообще не говорить, так как слова начинали «застревать» уже будучи произнесенными мысленно.

Например, однажды случился «позор» из серии «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Мы толпой в дворе что-то строили из снега и параллельно обсуждали мультик «Алладин» — просто вспоминали смешные эпизоды из этого мультика и смеялись. И тут я решил тоже поделиться моментом, который еще не был нами упомянут, когда главный герой с мартышкой впервые познакомились с джинном.

И тут Руся — самый старший из нас — заметил, что я пытаюсь что-то сказать под общий гомон и гаркнул: «Так, а ну ка, тихо все. Дайте, сказать!». Слово «аплодисменты» реально очень трудное. я пытался выговорить его наверно с минуту под общее молчание! Все же я героически справился. Никто не смеялся. Да и момент, скажем честно, был не очень. Тогда мой страх перед «сценой» усилился многократно и этот момент клеймом остался в моей памяти навсегда.

Помимо всего прочего я хорошо помню лица друзей, которые терпеливо ждали пока я отзаикаюсь на какой-нибудь букве и закончу фразу — я очень переживал, что им приходится меня терпеть и «цацкаться» со мной. Как страдальчески начинал щуриться отец, когда пытался угадать и сказать за меня, то, что я пытался выговорить. Пыткой были звонки маме на работу, так как нужно было произнести большую речь : «Здравствуйте. А позовите, пожалуйста, Елену Александровну к телефону». Мне кажется, что, допустим, из 100 таких звонков я закончил фразу наверно только пару раз в жизни. в остальных, если первое слово — что называется — не пошло, то меня прерывали : «Здравствуй. Лена, тебе сын звонит!» В школе я очень страдал от вызовов к доске или ответов с парты, но обычно учителя знали об этом и я зачастую обладал протекцией от такого.

Из ранних воспоминаний всплывает, как мы с бабушкой ездили в Майкоп, где меня лечила какая-то «чародейка всея Руси», которую посоветовали добрый люди. В родном же городе помню, как мать водила меня к аналогичной сомнительной тетке-заговорщице. Меня укладывали на диван, просили закрыть глаза и начинался «заговор»: от святого Иоанна и всякое такое)); водила руками вокруг моей головы и что-то шептала. Текста шёпота и в чем была суть такого лечения я не запомнил. мне кажется, что в основном я просто засыпал или дремал, затем просыпался в конце сеанса, и мошенница целительница отчитывалась об очередной успешной терапии и получала то мамы деньги за сеанс.

А одно время, когда мне было лет 10, я ходил лечиться от заикания в поликлинику к настоящему врачу, правда на массаж. Это было самое приятное, хотя тоже бесполезное лечение. Я прекрасно запомнил детали: белая кушетка, застеленная прозрачной клеёнкой; металлический стеллаж с полками, на одной из которых на большом подносе лежали тюбики с детским кремом и наклеенными на них белыми пластырями с фамилиями детишек-пациентов — один из них был с моей. Уже в коридоре, не доходя до кабинета, стояла аура смешанная из всех этих кремушков, а в кабинете наверно даже стены впитали в себя эти запахи.

— Фамилия? — на первом сеансе задала мне вопрос девушка-доктор.

— Б-б-б. Ба-ба-б-б-б, — я замолк и опустил глаза на пол.

— Давай, — она взяла медицинскую карту и переписала с «корочки» мое имя и фамилию в какой-то свой журнал.

— Раздевайся до пояса и ложись на кушетку. Крем принес? — спросила она. Я утвердительно кивнул.

Ходить на массаж мне очень нравилось, но он, как и следовало ожидать, не помог. как в общем-то и «заговорщицы».

Часть вторая : Не заика.

Со временем я для себя заметил удивительную и необъяснимую вещь. Например, когда мы в садике или в школе пели хором песни, когда я читал вслух печатный текст или по памяти рассказывал стихотворение. в эти моменты я не заикался вообще! Один из моих знакомых как-то мимолетом и очень в тему поделился, что его тётя перестала заикаться, используя метод «мысленного пропевания фразы перед тем, как её озвучить». И я крепко над этим задумался. Потом я еще где-то узнал, что есть метод «визуализации слов перед глазами перед тем, как сказать». Получается, что первый метод это симуляция пения, а второй — чтения.

Каким-то образом, для меня они исключают заикание и я решил попробовать оба :

Тем паче, что это не требовало каких-то сверхусилий, да и заниматься этим можно было у себя в голове в любое время — никто и не заметит. Жизнь продолжалась, а я тренировался, и так, и эдак.

И я победил. У меня остались проблемы со словами, которые начинаются на некоторые сочетания согласных букв типа «кр», «пн», «тщ», «бл» и т.п. Причем почему-то это касается только обычных слов, например, «бланк» или «бланш», но не матов), которые оканчиваются на «я» и на «ять») У меня даже есть знакомый и в свое время брат по несчастью, который веселил всех во времена тарифов «первые 5 секунд бесплатно». От него можно было получить пятисекундный звонок следующего содержания: «П-п-п. К-к-кх. » , и который неизменно и без всякого заикания заканчивался на «Бл..ь» или «Сука». Потом, если я все правильно помню, появился «О’Лайт» и можно было сравнительно дешево общаться сколько требуется.

Ознакомьтесь так же:  Отечественные и зарубежные классификации психических расстройств

На данный момент, люди, которые не знают меня с детства, даже и не подозревают, что я заикаюсь. «Проблемные» слова я пытаюсь обходить и использовать другие. Если не получается, то возвращаюсь к методу визуализации(прочитывания) или, если я чувствую, что не смогу произнести слово «красный», то я разбиваю его на «к»-«расный» — это лучше, чем «к-к-к-к-красный». Иногда меня даже посещают периоды, когда я могу целый день разговаривать быстро «как из палимёта» и в эти моменты я точно знаю, что не заикаюсь. Жаль, что это лишь временами. Это я пока тоже объяснить не могу. но такие периоды мне чертовски нравятся.

Спасибо, что дочитали) вдруг мой опыт может кому-то помочь.

Основной причиной заикания оказался отнюдь не испуг в детстве

Заикание возникает чаще всего у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда вырабатываются навыки речи.

Центр Брока ≈ участок коры головного мозга в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работа которого определяет «двигательную» составляющую речи.

Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Льюис Кэрролл, Брюс Уиллис, Мэрилин Монро – этих и многих других людей объединяет не только мировая известность, но и дефект речи: все они страдали заиканием. Недуг не обошёл даже королевских особ: наиболее известный пример – король Великобритании Георг VI, который избавился от заикания при помощи логопеда (история легла в основу фильма «Король говорит!»).

Сегодня Международная классификация болезней (МКБ-10) определяет заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов или слов; либо частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Учёные полагают, что заикание появилось одновременно с возникновением речи у наших предков (согласно некоторым историческим сведениям, от этого дефекта страдали египетские фараоны, известные поэты и ораторы древности).

Причины возникновения заикания до сих пор не были точно установлены. Предполагается, что на его появление влияют генетические и неврологические факторы (например, испуг в детском возрасте). Ранее учёные также доказали, что заикание всегда сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности (когда возбуждение в коре головного мозга превышает уровень, на котором функционирует противосудорожная система мозга) двигательных речевых центров. Один из них — центр Брока, участок коры головного мозга, отвечающий за согласованные движения речевого аппарата и произношение, соответственно.

В ходе нескольких исследований (вот одно из них) учёные доказали, что у взрослых и детей, страдающих от заикания, снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока. Команда исследователей из Детской больницы в Лос-Анджелесе и Института Эволюции Разума под руководством Брэдли Петерсона (Bradley Peterson) подтвердила, что сниженная перфузия (кровоток) в речевом центре мозга увеличивает риск заикания, а также выяснила, что степень тяжести заикания зависит от кровообращения в другой зоне мозга, которая тоже связана с речью.

Команда провела исследование с участием 26 добровольцев с заиканием. Контрольной группой стали 36 человек без этого нарушения речи. Специалисты оценивали кровообращение в мозге участников, используя протонную магнитно-резонансную спектроскопию, а затем составляли статистические параметрические карты головного мозга людей из обеих групп.

Наблюдения показали, что у участников с дефектами речи кровоток в центре Брока оказался снижен (что было ожидаемо). У людей с тяжёлым заиканием отмечались наиболее выраженные нарушения кровотока в области, отвечающей за обработку словесной информации.

По словам авторов исследования, чем сильнее выражена аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушается речь человека (чем слабее кровоток, тем больше нарушений). Эти данные должны стать основой для новых методик борьбы с заиканием и целенаправленной терапии, уверены специалисты.

Подробнее исследование учёных описано в научной статье, вышедшей в специализированном издании Human Brain Mapping.

Напомним, что ранее учёные обнаружили в человеческом мозге уникальную структуру, отвечающую за различного рода коммуникации, а также назвали основную причину дислексии.

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

© 2019 Сетевое издание «Вести.Ру». Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72266 от 24.01.2018. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Главный редактор: Ениколопов Н.С. Адрес электронной почты редакции: [email protected], телефон редакции: +7(495)232-63-33. Для детей старше 16 лет.

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Партнер Рамблера

Польза вокала при заикании и в произношении буквы «Р»

Нам песня строить и жить помогает
Она как друг, нас зовет и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!
Сл. В. Лебедева-Кумача

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья взрослого и детского населения. Методов оздоровления и профилактики очень много и один из них, приносящий не только пользу, но и удовольствие – это ВОКАЛ. Можно уверенно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи и является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Занятие любым видом вокала дает не только развитие слуха, интонационной чистоты голоса, вокальной техники, но и помогает справиться с дефектами речи и даже с простудными заболеваниями.

Вокал может благотворно влиять на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония, и др., если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата или психическими расстройствами.

Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и laliо – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже – пропуски).

Ринофония – изменение только тембра голоса при нормальном звукопроизношении. Типичный при ринофонии носовой оттенок голоса возникает при неправильном направлении голосовыдыхательной струи. Причины возникновения ринофонии различны. Одной из причин можно назвать психические травмы, испуг, страх. При этом ринофания носит преходящий характер. Другой причиной является вялая артикуляция у ослабленных детей, у которых мягкое нёбо не дотягивается до задней стенки глотки.

Дисфония (греч. dys- + phone звук, голос) – расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с «металлической окраской»). Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полезно при лечении логопедических нарушений.

Дефекты речи

«Певец-заика».

Широко известен факт лечения заикания при помощи вокала. Как? Почему человек, заикающийся в обычной речи, порой до такой степени, что окружающие не понимают его совершенно, при пении вдруг перестает вспоминать о своем недуге. Для этого необходимо определить, в чем причина заикания и как проявляется этот дефект речи на практике.

Основным проявлением такого дефекта являются судороги в процессе речевого акта. Речь при этом становится прерывистой, в ней появляются паузы, повторы, нарушаются ударения слов, интонация, ритм, изменяются громкость, сила, высота и тембр голоса. Обычно постепенно формируется страх речи (логофобия), а фиксация внимания больного на своем недостатке приводит к развитию у него невротических расстройств (чувство собственной неполноценности, неуверенность, повышенная тревожность).

Обычно данный речевой дефект проявляется в период интенсивного развития речи, в возрасте 2—5 лет, когда у ребенка формируется связная речь. Чаще наблюдается у мальчиков. Наибольшей выраженности достигает в критические периоды развития (в возрасте 6—7 лет и в пубертатном периоде). Часто таким людям дополнительно к логопедическим упражнениям рекомендовано заниматься академическим вокалом. Специфика академического вокала подразумевает плавное звуковедение, правильно поставленное дыхание, пропевание всех гласных. Пение, по сути дела, идет по пути методики лечебной фонетической ритмизированной реконструкции. (Подробнее об этом методе можно прочитать в статьях С. Б. Скобликовой).

Музыка сама по себе разбивает сложные слова на более простые ритмизированные слоги, в связи с чем «певцу-заике» становится легче произносить слова более ровно, чем в разговорной практике. Часто заикание сопровождается прерывистым дыханием, что тоже достаточно эффективно решается при занятиях вокалом, поскольку пение требует крепкого поставленного дыхания. «Певец-заика» приучается говорить протяжно, не прерывая дыхания, что впоследствии многие из учеников применяют и в разговорной речи как метод для произнесения сложных словосочетаний.

Конечно, и репертуар необходимо подбирать соответственно, произведения должны быть простыми по мелодии, плавными, без резких скачков. На начальном этапе очень неплохо подойдут романсы на русском языке и протяжные народные песни. Кроме того, отвлекаясь на содержание произведения, на его художественный смысл, певец-заика забывает о своем страхе речевого общения, что способствует устранению психологических причин заикания. Дело в том, что заикание, по мнению специалистов, часто возникает на почве недостатка общения, а впоследствии преобразуется в серьезную психологическую проблему. Человек с тяжелой степенью заикания испытывает психологическое напряжение при контакте с другими людьми, но при исполнении произведения «певец-заика» вынужден думать не о том, как ему тяжело общаться, а о том, что он хочет донести до слушателей. При удачных выступлениях на сцене, пусть даже это будет маленькая сцена в кругу друзей и близких, психологическое удовлетворение от исполнения произведений приобретает значение лекарственной терапии, способствующей устранению речевого дефекта.

Ознакомьтесь так же:  От чего проявляется синдром дауна

«Из песни «Р» не выкинешь»

«Часто ко мне в класс приходят дети, не выговаривающие букву «Р». Порой даже в возрасте около 7 лет*. – рассказывает преподаватель по вокалу в музыкальной школы «Виртуозы» Быкова Ирина Сергеевна –С чем связано такое опоздание речи? Варианты могут быть разные, возможно у ребенка слишком короткая подъязычная уздечка, тогда необходимо вмешательство врача, но чаще всего дефект наблюдается у детей, которые по своему характеру немного ленивы, а родители относятся к своему чаду согласно известному словосочетанию «еще маленький» и не заставляют ребенка четко выговаривать согласные. Такие дети говорят вместо «Р» нечто среднее между «Л» и «Р», соответственно работает не кончик языка, как должно быть при произношении вибрирующих согласных, а серединка языка. Справиться с этим дефектом на самом деле не так сложно. Я применяю разные методы, каждому помогает свой. Например, в распевку я включаю проблемную букву на конце : у-у-у-у-утрррр, постепенно увеличивая количество проблемной согласной. Потом мы переходим на нисходящий ход по трезвучию на слоге «РА» и так далее. Чаще всего ребенок может произносить «Р» только с какой — нибудь одной гласной или согласной, Ра, Др, Тр, Ро…. Именно от этого и следует отталкиваться преподавателю вокала, добавляя постепенно к простым для произношения слогам сложные. Чаще всего, достаточно однажды преодолеть речевой дефект, чтобы постепенно ученик пришел к правильному произношению. Но распевки и произведения — это очень разные вещи. На распевках может получаться многое, а вот в тексте произведения — далеко не всё. В таких случаях мы берем красный карандаш и обводим в тексте все сложные слоги, тогда дома ребенок может самостоятельно обращать внимание на сложные места и постепенно все «Р» встают на свое место. Обычно, достаточно спеть пару песен с качественной буквой «Р» и впоследствии, ребенок говорит проблемную букву уже автоматически, не задумываясь.»

В процессе работы многое зависит не только от преподавателя, но и от ученика, а в случае с детьми – ещё и от родителей. Необходимо помнить, что даже 2 урока в неделю – это ничтожно мало для исправления речевого дефекта, даже в легкой степени проявления. Чем старше ученик, имеющий речевой дефект, тем сложнее справиться с физиологической привычкой, с психологическими последствиями недуга, однако сложно не значит невозможно. Если желание взрослого человека исправить речевую патологию сильное, то преподаватель по вокалу будет наставником и помощником в этом сложном, но интересном пути!

Таким образом, музыкальное образование может способствовать не только душевному преображению, но и физическому здоровью, затрагивая самые ценные аспекты человеческой жизни. Именно ВОКАЛ может стать этапом нового звучания вашей жизни и важным шагом к вашему здоровью и здоровью вашего ребенка. В музыкальной школе «Виртуозы», не зависимо от возраста и начальной подготовки, вы можете пройти первое бесплатное занятие с преподавателем по вокалу и узнать о коррекционных занятиях по устранению речевых патологий.

Как избавиться от заикания?

Заикание еще не так давно считалось состоянием, которое не может быть подвергнуто успешной коррекции, а тем более, полному излечению. На возникающие вопросы о том, как избавиться от заикания у ребенка, специалисты только разводили руками, а инициативу брали на себя так называемые народные целители. Результаты подобной терапии иногда бывали успешными, но исключительно потому, что в ряде случаев дефект речи с течением времени проходит самостоятельно.

Но сегодня, когда существуют эффективные методики лечения, позволяющие полностью избавиться от сильного заикания, полагаться на то, что речевые нарушения пройдут сами по себе, нет смысла. Эту болезнь можно (и обязательно нужно!) диагностировать и лечить, и чем быстрее будет начата терапия, тем быстрее сформируются новые речевые привычки.

Как избавиться от заикания у ребенка?

Возраст, наиболее опасный с точки зрения появления логоневроза (невротического заикания) — 2-8 лет. Связано это с началом формирования речевого аппарата и его особой подверженностью негативному влиянию со стороны нервной системы. Чтобы понять, как эффективно и быстро избавиться от заикания, необходимо разобраться с этапами образования устойчивого патологического состояния, которым и является логоневроз.

  1. Малыш, начав говорить, может столкнуться с трудностями в произношении отдельных звуков или целых слов. На начальном этапе он не осознает свой дефект, затруднения возникают только в процессе разговора, не затрагивая эмоциональную сферу. В этот период (в возрасте 2-3 лет) терапия может быть максимально эффективной и не занимать много времени.
  2. Если эмоциональная реакция на имеющиеся дефекты речи уже сформирована, избавиться от заикания можно, но курс лечения займет больше времени. Главная задача логопеда-заиколога на данном этапе будет состоять в формировании новых привычек, затрагивающих не только внешние симптомы логоневроза, но и его корни. Ребенка или подростка необходимо избавить от уже закрепленного тревожного навыка, комплексов и лишнего волнения при разговоре, научив расслабляться и общаться спокойно, плавно, без пауз или многократных повторений.

Посмотрите видео с выступлением Анны Ракитиной — логопеда центра Арлилия, адаптирующего методику Л.З. Арутюнян на детей.

Методика Л.З.Арутюнян или как навсегда избавиться от заикания

Методика лечения неврозоподобного или невротического заикания (логоневроза) , разработанная Лилией Зиновьевной Арутюнян — логопедом-практиком, профессором кафедры логопедии МГОПУ — основана на коррекции речи и речевого поведения путем использования методики устойчивой нормализации речи заикающихся, одним из приемов которой является синхронизация речи с движениями пальцев руки. Методика позволяет приобрести новые навыки речи, заменив ими тревожное поведение, возникающее у страдающих от заикания (или логоневроза) при одной только мысли о необходимости говорить.

Логопеды речевого центра «Арлилия» г. Москвы и филиалов (см. раздел Филиалы) при помощи методики Л.З. Арутюнян помогают избавиться от заикания взрослым и детям всех возрастов, начиная от 2 лет, для которых методика адаптирована с учетом возрастных особенностей. Результативность методики, предложенной Л.З.Арутюнян, зависит от планомерного выполнения заданий логопеда в кабинете и реальной жизни. Занятия в кабинете и функциональные тренировки (тренировки в реальных жизненных ситуациях) помогают приобрести прочный навык, устойчивое состояние плавной речи.

Методика дает ответы на вопросы, как избавиться от тонического (ступоры и спазмы в разных отделах речевого аппарата) и клонического (повторы звуков и слогов) заикания, Методика эффективна независимо от возраста, пола заикающегося и степени тяжести проявлений заикания. Ознакомиться с полученными в процессе терапии результатами можно здесь.

Как лечиться от заикания по данной методике см.здесь.

Мы находимся в 15-ти минутах пешком от метро Бабушкинская.

г. Москва, ул. Осташковская д.9, корп. 5, помещение 5
Схема проезда

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (929) 588-12-38

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2019 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

Легкая степень заикания

Когда мы имеем дело с заиканием легкой степени, то всегда возникает вопрос: а стоит ли с ним бороться? На первый взгляд кажется, что оно совершенно не мешает человеку общаться и плодотворно жить. Но первое впечатление бывает обманчиво, поэтому стоит поговорить о том, как правильно к нему относиться.

Аутогенные тренировки при заикании

Аутогенная тренировка при заикании — комплекс упражнений, направленный на самостоятельное снятие напряжения, стресса за счет телесной релаксации и отвлечения от тревожных мыслей. Техника аутотренинга состоит из двух этапов: мышечное расслабление с погружением в состояние, напоминающее транс, и работа с установками самовнушения.

Заикание клоническое, тоническое и смешанное

Прежде чем начать лечение заикания, необходимо обследовать заикающегося, установить причины заикания и определить его форму. Среди самых важных факторов — характер судорог, который во многом является основанием для постановки правильного логопедического заключения. Различают клонические и тонические судорожные состояния мышц речевого аппарата, и соответствующие им виды заикания. Они проявляются во всех группах мышц, которые участвуют в продуцировании речи, артикуляционно-дыхательно-голосовом аппарате заикающегося.

Рекомендации родителям ребенка с заиканием

Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

Особенности детей с заиканием

2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

  • Страница
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Мы находимся в 15-ти минутах пешком от метро Бабушкинская.

г. Москва, ул. Осташковская д.9, корп. 5, помещение 5
Схема проезда

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (929) 588-12-38

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2019 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

About the Author: admin