Заболевания типа аутизма

Детский аутизм: что это такое и как он проявляется?

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

Причины возникновения заболевания

Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей. Единственный правдивый момент в данной теории – то, что родители детей с аутическим расстройством действительно в большинстве случаев стараются реже прикасаться к ребенку и выстраивают общение по четкой и логичной схеме, без перенасыщения эмоциями. Однако в данном случае подобный стиль поведения диктуется ребенком: многие дети с РАС склонны к гиперреакции при прикосновениях и не могут отслеживать смысл в речи с искажениями фразовых установок или подтекстом, юмором, отсылками к другим ситуациям, что обедняет общение взрослых с ребенком. Но нарушение развития в любом случае первично.

Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.
Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом. Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Терапия расстройств аутического спектра у детей

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Ознакомьтесь так же:  Зрение падает от стресса

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Аутизм — не болезнь, это нарушение развития

Что такое детский аутизм? Аутистические расстройства. Диагностика аутизма

Аутизм нельзя вылечить. Иными словами — от аутизма нет таблеток. Помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение.

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.

Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

Исключительное разнообразие спектра нарушений и их тяжести позволяет обоснованно считать обучение и воспитание детей с аутизмом наиболее сложным разделом коррекционной педагогики.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:

  • детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
  • атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
  • синдром Ретта (F84.2);
  • синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5);

Каким бывает аутизм?

В последние годы аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС — «расстройства аутистического спектра».

Синдром Каннера

Для синдрома Каннера в строгом смысле слова характерно сочетание следующих основных симптомов:

  1. невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
  2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  3. недостаточность коммуникативного использования речи;
  4. отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
  5. страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества», по Каннеру);
  6. непосредственные и отставленные эхолалии («граммофонная или попугайная речь», по Каннеру);
  7. задержка развития «Я»;
  8. стереотипные игры с неигровыми предметами;
  9. клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.

При использовании этих критериев важно:

  • не расширять их содержание (например, различать неспособность к установлению контакта с другими людьми и активное избегание контакта);
  • строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
  • учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
  • принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей в свою очередь к появлению в клинической картине симптомов вторичных задержек развития и компенсаторных образований.

В поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: «Странный, не такой, как все». Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха. Ретроспективно нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен. «Как мешочек с песком»,— иногда говорят родители. Боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т. д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного цвета или вида. Для некоторых родителей такого рода нарушения становятся очевидными лишь задним числом при сравнении с поведением второго ребенка.

Синдром Аспергера

Как и при синдроме Каннера, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. Поведение определяют импульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.

У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.

В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и когнитивном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему «красивость», мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена. Иногда выражение лица сосредоточенно-самоуглубленное, взгляд направлен «внутрь себя». Моторика угловатая, движения неритмичные, с тенденцией к стереотипиям. Коммуникативные функции речи ослаблены, а сама она необычно модулирована, своеобразна по мелодике, ритму и темпу, голос звучит то тихо, то режет слух, и в целом речь нередко похожа на декламацию. Отмечаются тенденция к словотворчеству, иногда сохраняющаяся и после пубертата, неспособность к автоматизации навыков и их реализации вовне, влечение к аутистическим играм. Характерна привязанность к дому, а не к близким.

Синдром Ретта

Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних причин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного развития.

Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Тогда же возникают насильственные движения «моющего типа» в кистях рук. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атаксия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы.

К 5-6 годам тенденция к прогрессированию расстройств смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем прогредиентность болезни вновь нарастает. Наблюдается грубый прогрессирующий распад моторных навыков, иногда даже ходьбы, свойственный конечным этапам тяжелых органических заболеваний ЦНС. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмоциональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие.

Ознакомьтесь так же:  Этиология синдрома дауна

К сожалению, современная медицина и педагогика не в состоянии помочь детям с синдромом Ретта. Мы вынуждены констатировать, что это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.

Атипичный аутизм

Расстройство сходное с синдромом Каннера, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев. Для атипичного аутизма характерно:

  1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
  2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
  3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.

Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью.

Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС. Если в семье первый ребенок с аутизмом, то родителям рекомендуют пройти генетическое обследование и определить наличие фрагильной (ломкой) Х-хромосомы. Ее наличие многократно увеличивает вероятность появления детей с аутизмом в данной конкретной семье.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.

Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Каковы перспективы?

На самом деле все зависит от родителей. От их внимания к ребенку, от грамотности и личной позиции.

Если диагноз был поставлен до 1,5 лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к 7 годам, скорее всего, уже никто даже и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили диагноз «аутизм». Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье, ни ребенку. Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже 5 лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально. Так как коррекционная работа в этот период уже осложнена необходимостью преодоления существующего жизненного опыта ребенка, закрепленных неадекватных моделей поведения и стереотипов. А дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от той среды — специльно созданных условий, в которых будет находиться подросток.

Несмотря на то, что до 80% детей с аутизмом — инвалиды, инвалидность, как таковая, может быть снята. Это происходит благодаря правильно организованной системе коррекционной помощи. Необходимость оформления инвалидности продиктована, как правило, прагматичной позицией родителей, стремящихся обеспечить ребенка дорогостоящей квалифицированной помощью. Ведь для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с РАС требуется от 30 до 70 тысяч рублей в месяц. Согласитесь, далеко не каждая семья в состоянии оплачивать такие счета. Однако результат стоит вложенных усилий и средств.

Одной из основных задач родителей и специалистов, является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это возможно, ведь среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — в общем, успешные состоявшиеся в жизни люди.

Статья предоставлена сайтом «Аутизм в России»

Десять ложных представлений об аутичных людях

Уже несколько лет 2 апреля, согласно резолюции Генассамблеи ООН, считается Днем распространения информации об аутизме (World Autism Awareness Day). Апрель во всем мире считается месяцем внимания к проблеме аутизма, информирования о ней и принятия аутичных людей.

1. АУТИСТЫ — БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫХ НАДО ЛЕЧИТЬ.

Аутизм не болезнь в бытовом понимании. Это врожденная особенность нервной системы. Она высокочувствительна ко внешним раздражителям, из-за чего испытывает частые перегрузки. Во время перегрузок срабатывает защитная функция отстранения. Таким способом аутичный организм спасается от нервного срыва.

Я настаиваю на понятии «аутичный организм», т.к. нервная система определяет работу не только мозга, но и всех органов. Именно поэтому для многих аутистов типичны аллергии, аутоиммунные, сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с желудочно-кишечным трактом и т.п. Определяющим фактором возникновения физических проблем является именно специфика нервной системы аутичного человека. Она склонна к накоплению сильного стресса, который в дальнейшем отображается на общем самочувствии. Лекарств от аутизма не существует. Вы можете облегчать свое состояние (или состояние близкого человека) с помощью лекарственных препаратов.

Однако, помните, что аутичный организм может дать непредсказуемую реакцию на препарат, даже без явных побочных эффектов. Нередко аутичные люди сами отказываются от приема некоторых видов пищи или лекарств. Вам стоит им доверять: аутисты слышат свое тело лучше, чем кто-либо другой. Просто они не всегда могут описать свои ощущения.

2. АУТИСТЫ — ПРОСТО НЕВОСПИТАННЫЕ. ИХ НУЖНО НАУЧИТЬ СЕБЯ ВЕСТИ.

Многие аутисты более воспитаны, тактичны и культурны, нежели т.н. «нормальные» люди. Они наблюдательны, блестяще могут копировать социально приемлемое поведение. Более того, в этот момент они могут быть искренне, а не притворно вежливы (как большинство социально ориентированных людей).

Многие из аутистов неукоснительно следуют правилам хорошего тона — даже в ситуациях, нетребовательных к формальностям. Резкие смены поведения и настроения аутичных людей вызваны нервной перегрузкой. Воспитание аутичного ребенка должно быть, прежде всего, направлено на умение улавливать момент перегрузок, в социально приемлемой форме сообщать об этом окружающим и отстаивать свое право на выход из травмирующей ситуации.

3. АУТИСТЫ — УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ.

Аутизм и олигофрения (различные степени интеллектуальной недостаточности) могут сопутствовать друг другу, но не являются идентичными понятиями.

Аутисты, равно, как и другие люди, могут достигать интеллектуальных высот или иметь низкий IQ. Часто за умственную отсталость принимают проблемы с обучением. Они вызваны несовпадением структуры стандартной обучающей программы и познавательной структуры аутичного человека. Иными словами, он просто не может усвоить знания в предлагаемой форме. Самостоятельное изучение предмета может быть гораздо эффективней. Именно поэтому аутичные дети, погруженные в изучение любимых наук, демонстрируют блестящие результаты. То же самое касается и обучения социальному взаимодействию.

Больших коммуникативных успехов достигают аутисты, которые сами нашли путь к социуму, нежели те, которых обучали неаутичные люди.

4. АУТИСТЫ НЕСПОСОБНЫ К СОЧУВСТВИЮ.

Так говорят, когда аутичный человек не выражает сочувствия в социально принятой или ожидаемой форме. На самом деле он может в разы сильней чувствовать вашу боль, нежели кто-либо другой. Шквал чувств буквально парализует его, вызывает панику или другую неадекватную реакцию. Многое зависит от атмосферы, в которой растет аутичный человек: если в его семье принято выражать сочувствие, он рано или поздно усвоит эту норму поведения. Зачастую сигналы сочувствия не улавливаются окружающими либо принимаются за что-то другое.

Высокоразвитые аутичные люди предпочитают помогать человеку действием. Они хорошо проявляют себя в экстремальных ситуациях и вряд ли займут место в толпе зевак.

5. АУТИСТЫ НЕДРУЖЕЛЮБНЫ.

Они не склонны заговаривать с каждым встречным, это правда. Более того, им тяжело уговорить себя на общение с человеком, который не нравится. Если аутичный человек поглощен любимым занятием или испытывает состояние перегрузки, он вряд ли согласится на разговор. В отдохнувшем и спокойном состоянии многие аутичные люди с удовольствием общаются и могут заговорить первыми.

Есть два главных условия общения — собеседник не должен вызывать чувства дискомфорта и быть действительно интересен. Аутисты не испытывают потребности в общении ради самого общения. Они могут быть очень верными друзьями, но не всегда их понятие дружбы совпадает с представлениями социально-ориентированных людей.

6. АУТИСТЫ НЕ МОГУТ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Могут, и вполне успешно, если попадут в коллектив «аутичного» типа: научное сообщество, конструкторское бюро, IT-компанию либо творческую команду. Большинство аутистов предпочитает уединенную работу из-за частых смен самочувствия, не вписывающихся в требования рабочей дисциплины.

7. АУТИСТЫ НЕ МОГУТ ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ.

Могут, и даже чрезмерно, не контролируя последствия своих действий. Немало аутичных людей осваивает словесные контратаки, силовые искусства и единоборства. Из-за умения замечать то, чего не видят другие, аутисты способны быть мастерами самозащиты на всех уровнях.

8. АУТИСТЫ НЕСПОСОБНЫ ЗАВОДИТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

Наоборот, эти люди более всего склонны формировать предельную близость по типу симбиотической связи. Отношения (дружеские, интимные) часто начинаются с импринтинга — «запечатления» родственной души.

Аутичные люди способны мгновенно вычленить из других «своего» человека и привязаться к нему сразу же. Ребенок-аутист может посмотреть такому человеку в глаза, что-то сказать, дать свою игрушку или просто сесть рядом. Аутичный взрослый буквально «заболевает» объектом своей привязанности, превращая его в специальный интерес по типу одержимости.

Они могут долго пребывать в пассивном состоянии после перегрузок, занимаясь, на первый взгляд, чем-то бессмысленным. В этот момент их мозг отдыхает, а нервная система стабилизируется. Периоды пассивности сменяются периодами живой, высокопродуктивной, маниакальной активности .

Тогда аутичный человек может мало спать, почти не есть и быть полностью поглощен заинтересовавшим его делом. Многим взрослым аутистам требуется дневной сон, помогающий восстановить силы.

10. АУТИСТЫ ЗАЦИКЛЕНЫ ТОЛЬКО НА СЕБЕ, ОКРУЖАЮЩИЕ ИХ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ.

Трудно найти людей, более заинтересованных в окружающем мире, нежели аутичные люди. Они могут часами наблюдать за другими людьми, даже исподволь, не проявляя заметных признаков интереса. Отличие заключается в том, что они познают окружающий мир через себя или непосредственно через предметы, а не через других людей. Они быстро разбираются в ограниченности людских толкований и предпочитают сами исследовать интересующий предмет. Навязывать им свои представления бесполезно: скорее всего, аутичные люди уже знают на 50% больше, чем вы собираетесь им рассказать.

При должной степени самовоспитания аутичный человек может быть уважительным, внимательным собеседником, ценящим чужое мнение и образ жизни. Они не склонны «лезть в чужой монастырь» и слишком интересоваться жизнью других — только потому, что есть масса других, интересных и полезных занятий.

Лига психотерапии

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

371 комментарий

«Аутизм не болезнь в бытовом понимании. Это врожденная особенность нервной системы.»

Что видит человек, когда быстро скроллит горячее:

«АУТИСТЫ — БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫХ НАДО ЛЕЧИТЬ»

Можно исправить, написав вместо просто номера пункта подробнее: «МИФ №1», «МИФ №2» и т.д.

Кто же ожидал, что народ будет читать на быстром скролле!)

Тем более, текст не из двух предложений.

Редактировать пост можно только в течение часа после публикации и не более трёх раз, комментарии доступны для редактирования в течение 10 минут после публикации и до тех пор, пока не закрыты голосованием за коммент или ответным комментарием на него.

1. Пишут, что нарушения чувствительности проявляются как в повышенной, так и в сниженной чувствительности в разных областях. По моим наблюдениям так и есть.

2. Я согласна с термином дезадаптация, и согласна, что она биологическая, физиологическая, а далеко не только социальная. Почему-то этот термин воспринимается с облегчением и как справедливый. «Я не болен, нет, нет, это не болезнь!» (с)

Но дело не в эмоциональном восприятии. Просто я себя другую не знаю, а я совершенно точно личность. Аутизм мою личность определяет слишком во многом, чтобы его можно было отделить. И что, называть теперь всю личность болезнью?

3. Нормально питаться надо учить, конечно, как и вообще заботиться о себе. Насколько это возможно. Даже при своей лёгкой степени я годами питалась только овсянкой, или только кефиром и шоколадом. Мне вообще всё равно, что есть, я почти не чувствую вкуса, не чувствую аппетита или голода. Могу и вовсе не есть подолгу. Но мне нравится то, что хорошо пахнет. Постоянно пробую шампуни, зубные пасты, траву какую-нибудь, веточки деревьев 🙂

4. Очень уж часто это бывает и у нормальных детей и подростков, да и у взрослых в стрессе.

5. Тоже было. А я, анализируя, относила это к следствиям нарушения привязанности и к последствиям жестокого отношения в семье. Что ж, может быть, были причины и в дезадаптации, трудно сказать. Просто увлекаешься своими идеями и про всё и всех забываешь. А потом вспоминаешь с ужасом, когда уже закат, а ты чёртигде в 10 км от дома в поле или лесу. Где весь день было так хорошо, а теперь топать домой, где будет ад.

6. Я помню, что в детстве не сочувствовала другим людям и детям, не понимала их, и они слишком напрягали и отпугивали. Животным, растениям и вещам сочувствовала. Поняла, что это несправедливо и сама преодолела, научившись понимать чувства других, и годам к 10-12 уже была способна на эмпатию. Совсем уж как к предметам к людям не относилась, но в четыре-пять лет помню, что интересные объекты сразу выделяются из общего фона (кошки, насекомые, камни, колоски. ), а от людей только общие очертания в остальном ландшафте и голоса. Легко могу представить, как у некоторых наблюдаемых вами детей люди необратимо с фоном и предметами сливаются. И соглашусь, что не всех может получиться научить сочувствию, но кого-то наверняка можно.

Ознакомьтесь так же:  Неврозы для студентов

Кстати, вот тут если вспомнить про социопатов. Они других людей прекрасно из фона выделяют, а вот эмпатии не испытывают ни в детстве, ни во взрослости. В случае аутизма же чаще так рассказывают: людей не замечал, но когда вдруг выделил их и сопоставил свои эмоции, тут и посочувствовал, да так, что захлестнуло. То есть отсутствие сочувствия не из-за неспособности к нему, а из-за предшествующих препятствий.

То, что вы описываете, можно совершенно иначе квалифицировать.

1. Нарушения чувствительности, как повышенная, так и сниженная — функциональный дефицит (не работает в полную силу) гипоталамических структур мозга, нейропсихологическая особенность. Может наследоваться.

2. Пробел в работе с семьёй, не сформирована так называемая «внутренняя картина болезни», не отделяет себя и Я от симптомов.

3. Не чувствовать вкуса, аппетита или голода — те же самые таламические и гипоталамические мозговые структуры за это отвечают, см. пункт 1.

4. У нормальных детей и подростков с функциональным дефицитом лобных долей головного мозга, так будет точнее.

5. Побеги в состоянии прострации это диссоциативные состояния, чаще у людей с анатомическими особенностями (гиппокамп на МРТ значительно тоньше, чем у контрольной группы). Гиппокамп это структура подкорковая, см. пункт 1.

6. Вы описываете сильную задержку в созревании межличностного интеллекта, который на фоне гормональной перестройки организма в пубертате «стартанул».

Вывод: ваших родителей не проконсультировал вовремя хороший врач-педиатр.

Только не ставьте диагнозов по комментариям 🙂

Какая разница, историю болезни резюмировать в отчёте или ваше самоописание в предыдущем комментарии? Умение квалифицировать и составляет суть. Тут либо вы владеете дифференциальной диагностикой и знаете, между чем и чем лежит эта клиническая картина, или верите в догму.

Либо я хочу рассказать о себе, почитать о других и пообщаться 🙂

Хотеть рассказать о себе, это хотеть внимания других людей. У аутистов нет таких удовольствий 🙂

Вы не правы. Человеческих потребностей аутисты не лишены. Бывают травматически отрезаны от них, бывают по депрессивному механизму разочарованы так, что не пытаются ничего получить. Или трезво оценивают свои возможности как слишком недостаточные, чтобы пытаться достичь цели. Или совсем вообще не умеют со смутными желаниями своими что-либо делать, не научились. Но потребностей не лишены.

Ну вот, опять в сторону идём.

Хорошо, дайте определение травмы и дайте определение депрессивного механизма разочарования.

Иначе снова я буду думать одно, а вы иметь в виду совершенно другое, как с «освоением».

А, поняла. Так речь не об удовольствии. Я тревожусь и волнуюсь, а не удовольствие получаю, но при этом потребность в общении и признании ощущаю очень сильную.

Радость и расслабление от общения я испытываю только с тем человеком, кто знаком и кому абсолютно доверяю, это мой муж.

Почему заминусят? Пост в Лиге психотерапии, здесь в правилах сообщества просят:

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

А когда они становятся взрослыми они как живут и где? Желательно на примере России.

Одна моя такая знакомая работает в очень престижном месте, куда её взяли именно за способности. Зарабатывает хорошо, но почти не тратит этих денег, отсылает матери в другой город. Что-то в области математики и статистики, и припахали там её здорово, заваливают дополнительной работой и сверхурочной. Её работа ей нравится, но я вижу, что она вымотана, истощена. Живёт одиноко, в дизайнерской квартире идеальный порядок, как в музее. Питается фигнёй — ирисками, сыром. Выглядит в два раза младше своего возраста.

Классический нерд, ещё со школы забившая на общение и развлечения. Плотно занималась образованием, бралась за все курсы и программы по интересующим её предметам.

но я-то просто интроверт

Написан человеком не-клиницистом, скорее всего.

Слишком он радужный что ли. Это есть

Да уж, акцент на мифах в шрифте :), если не читать а цепляться глазами за выделенное можно понять наизнанку.

«Записки аутиста. Что я чувствую во время истерики, связанной с аутизмом»

Молодая аутичная женщина о своем опыте

Как взрослый человек с аутизмом, я знаю, что такое истерика из-за сенсорной перегрузки. Это не шутки. Это выворачивает мои эмоции и весь день идет насмарку.

Для меня истерика от сенсорной перегрузки означает, что мой мозг получает СЛИШКОМ много сенсорных сообщений. Мой мозг функционирует не так как ваш мозг. Он распознает информацию, которая мне нужна, но он также захватывает много информации, которая мне не нужна. Эта ненужная мне информация, которая попадает в мозг и запускает истерику.

Меня провоцирует сильный шум. Меня провоцируют мигающие огни. Меня провоцирует открытый огонь и/или свечи. И тогда вся без исключения информация накапливается в моем мозгу и застревает в той части мозга, которая помогает нам оставаться спокойными (я называю это моей «контрольной панелью»). Затем, в самый неожиданный момент, начинается срыв.

Перед истерикой я тут же чувствую, что что-то не так. Затем я внезапно испытываю сильный стресс и вся напрягаюсь. Меня настолько захватывают напряжение и стресс, что иногда, когда я отвечаю в такие моменты, я кажусь злой, раздраженной и немного невежливой, но это нечто, что я не могу контролировать. Затем, у меня словно комок в горле застревает, и я чувствую, что мой пульс подскакивает до 100 ударов в секунду, потом я понимаю, что на глаза навернулись слезы, и я знаю, что у меня вот-вот начнется истерика. Так что я стараюсь в этот момент уйти в другую комнату, и там все и происходит. Я начинаю плакать и распадаюсь на части. Иногда я плачу, иногда рыдаю, но я не причиняю вреда себе или окружающим, хотя некоторые аутичные люди могут это делать.

Если у меня истерика в общественном месте, например, в ресторане (именно там произошла моя последняя истерика), на вечеринке или в магазине, то даже когда истерика начинается, я мало что могу сделать и мне некуда пойти. Если я в хорошо знакомом мне месте, я обычно знаю, куда идти.

После того как я могу перестать плакать и истерика почти закончилась, я обычно делаю что-то, что помогает мне отвлечься от того, что только что произошло. Если я буду думать об этом, все станет только хуже. Так что где-то в 60% случаев я начинаю играть в игры на своем телефоне, и это помогает. В остальных 40% я играю с пластилином, кинестетическим песком или жвачкой для рук, и это помогает. Я также смотрю фильм или смешную телепередачу, которая мне нравится. После того как я отвлеклась от истерики и совершенно успокоилась, я просто продолжаю заниматься своими делами — спокойно, собранно и счастливо.

Истерики — это совсем не весело. Жизнь с аутизмом часто оказывается совсем невеселой. Но, в конечном итоге, я могу поделиться своим опытом и помочь людям лучше меня понять. А значит, это того стоит.

bmw25, вы психиатр? Просто, я, хоть и имею врачебное образование, не имею представления, что такое аутизм. У меня несколько вопросов, на которые детские психиатры отвечают прямо противоположно. Не знаешь кому верить. Говорят, что аутизма стало больше, это действительно так? Или появились четкие диагностические критерии, увеличилась осведомленность врачей: на проблему навели прицел, болезнь стали дагностировать больше и из-за этого пул аутистов так вырос? Я, просто, в начале 2000х работала в Иркутске, где на тот момент было самое большое количество ВИЧ-инфицированных людей в стране. Трындели про эпидемию, катастрофу и прочая, а дело-то было в том, что в Иркутской области, в отличие от других регионов России анализ на ВИЧ делали всем поголовно, вот и «навыявляли». Понимаете, о чем я ? Аутистов в советское время проводили с диагнозом олигофрения, а в 16 лет автоматически выставляли им диагноз шизофрения и давали инвалидность. Сейчас все по-другому.

Еще один вопрос. Я знаю, что аутизм связывают с особенностями работы дофаминовой системы, как и шизофрению, к примеру. Так вот. Аутизм это всегда врожденные изменения или, как при шизофрении, мозг может сломаться позже и ребенок, нормально развивавшийся и не имевший никаких особенностей, вдруг откатывается назад? Насколько верны эти завывания антипрививочников, что ребенка в аутиста может превратить кака-нить АКДС? Мне это кажется полным идиотизмом, но знаете ли вы о доказательствах возможности или невозможности подобного?

(глава из книги о причинах появления детского аутизма)

Что до прививок, смотрите, их же (по крайней мере раньше) делали массово всем детям. Не было «моды» антипрививочников, информации об опасности той или иной вакцины и интернета, в котором мы сейчас можем находить любые аргументы «за» и «против». Если АКДС настолько опасна, то, получается, она поголовно всех должна была в аутистов превратить?

Я «запрививочница», сделала себе и ребенку все, что можно. Я, живяв подмосковье, столкнулась с тем, что педиатры, медсестры при них, нихрена про прививки не знают, особенно, новые прививки. К примеру, ввели Превенар для вакцинации детей от плевмококка, жутко распространенной хрени, которая отравляет жизнь многим детям и взрослым. Прививка у нас делается по желанию. Стоит она государству дорого. Врачи творят чепопало: не знают сроков вакцинации ею, ревакцинаций, не могут объяснить почему надо ее сделать. Просто, за деньги, наши же, гавнякается отличная идея, появляются лазейки для всякой гнуси, которая паразитирует на людском невежестве.

Вот + 5! То про прививки не знают, то даже стандартные по графику делают приболевшему ребенку, потом осложнения, хорошо обычно не большие, но невежественных людей это пугает.

У меня неоконченное медицинское, диплом психолога и диплом гештальт-терапевта. Про аутизм много читала, т.к. я аспергер и моя дочь тоже. Я не сохраняла пруфов, т.к. читала только для того, чтобы самой разобраться в проблеме. Если хотите, поделюсь своими выводами.

Есть множество аутистических генов, распределённых в человеческой популяции. Какое-то количество их есть у каждого человека. Если их в вашем геноме оказывается некое критическое количество, можно говорить о диагнозе «аутизм», хотя сейчас от этого отходят, говорят об аутистическом спектре или ещё как-то. Лёгкая степень аутизма это синдром Аспергера. Есть средняя степень, и есть выраженный аутизм, когда человек не способен к элементарному самообслуживанию и не замечает других людей. Для каждого из этих состояний есть вариации в уровне интеллекта, от сниженного до высочайшего. Есть также т.н. расширенный спектр, это ещё не аутизм, но уже где-то на грани аспергера. Это всё временные классификации, спецы говорят, что там ещё изучать и изучать.

«Всплеск аутизма» произошёл из-за того, что его наконец-то научились диагностировать. В России ещё плохо с этим, так что количество аутистов будет «расти».

Есть гипотезы, что со временем количество аутичных генов среди людей действительно потихоньку увеличивается. В древности ведь таких выгоняли на мороз, а сейчас всё чаще дают прикольные рабочие места с хорошей зарплатой, потому что аутисты в подавляющем большинстве полезные для современного общества ребята, и общество всё лучше это понимает со временем.

Нет данных о том, чтобы аутизм возникал постнатально или внутриутробно. Есть данные, что проблема генетическая. Что у любого аутиста есть родственники с аутизмом в той или иной степени, и это родители, бабушки-дедушки. Иногда предки в расширенном спектре, а у ребёнка их гены сложились так, что речь уже об аутизме.

Также есть гипотезы, что аутизм проблема только тогда, когда аутичному человеку не досталось с детства нормальных условий жизни, учитывающих его потребности. Такой ребёнок нуждается в особом отношении, и как правило — в особо человечном, а получает обычное мудацкое, как большинство всех детей. И если нормальный ребёнок может не париться и сформироваться нормально, то аутичный в тех же условиях получает необратимые психологические травмы, убивающие его психику и его будущее в итоге. Ну это как человек в инвалидном кресле. Он проблема только тогда, когда общество определяет его, как проблему. А если построить пандусы и перестать хохоча пинками переворачивать его коляску, то он может прожить полезную и счастливую жизнь.

Про прививки уже сказали выше. Связь вакцинации и аутизма проверяли, корреляций не обнаружили. Добавлю, что есть данные, что организм человека с аутизмом часто показывает повышенную и неадекватную чувствительность на всё, будь то прикосновения, пища, лекарства, вакцины. Получи я нужную информацию вовремя, я бы не ставила дочери ту первую АКДС, из-за которой были ужасные проблемы и вынужденный перенос вакцинации на гораздо более старший возраст. Схему вакцинации надо было проводить щадящую, чуть попозже и как для аллергиков, постоянно подстраховываясь и используя вакцины только высшего качества.

About the Author: admin