Виды заиканий у детей

Оглавление:

Заикание у детей: причины, виды и профилактика — советуют педагоги

Заикающиеся люди встречаются не часто, но каждый раз это сильно бросается в глаза. Заикание, не вылеченное в детстве, переходит во взрослую жизнь и создает множество проблем как самому человеку, так и его окружению. Почему возникает заикание и как не допустить его появления?

В подобной ситуации будет неловко и вам, если вы пытаетесь помочь ему высказаться, произнести некоторые слова. Да, заикание — проблема, которая портит не только речь, но и жизнь человека, ведь она приносит закомплексованность в детском возрасте, проблемы в общении со сверстниками, в обучении, а нередко еще и сложности в личной жизни, карьере.

Но не для каждого такое испытание стало преградой. К примеру, известным актерам Брюсу Уиллису и Мерлин Монро заикание в раннем возрасте не помешало сделать головокружительную карьеру и получить мировую популярность.

Итак, почему появляется заикание и как с ним бороться? Разберем в нашей статье.

Типы заикания

  • Клоническое заикание. При этом типе заикания человек повторяет отдельные звуки, слоги или целые слова.
  • Тоническое заикание. При нем человек делает длительные паузы в речи, тянет звуки.

Также возможно сочетание этих типов.

В каком возрасте появляется заикание и почему?

Как правило, заикание проявляется у детей уже в 4-5-летнем возрасте. Это нарушение речи, которое предполагает изменение темпа, плавности и ритма разговора. Проявляется в виде судорог, которые охватывают голос, дыхание, артикуляцию. Оно нередко усиливается в момент стресса, в присутствии незнакомых, при простуде, после физической нагрузки. Со стороны жестикуляции и мимики могут появляться сопутствующие движения: закрывание глаз, открывание рта, причмокивание языком, скрип зубами и т. д.

В большей степени заболеванию подвержены мальчики. А вот причины могут быть самыми разными.

Причины заикания

  • Испуг, страх, семейные конфликты и т.д. Если причина именно в этом, то к подростковому возрасту симптомы в 90% случаев проходят сами собой.
  • Без видимой причины. Это может быть следствием органического поражения головного мозга. Поражение может произойти намного раньше: в младенческом возрасте, при родах, даже во время беременности. Часто поражение не сопровождается дополнительными симптомами, поэтому остается упущенным родителями, врачами.
  • Наследственность. По статистике, наследственное заикание составляет 17%-20% случаев.
  • Инфекционные болезни: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш и т.д.
  • Высокая речевая нагрузка. Такое происходит в семьях, где родители возлагают на своего ребенка непосильную для его возраста и развития ношу в плане разучивания стихов, сказок, при обучении иностранным языкам без знания методики преподавания и т.д.

Заикание может спровоцировать развитие осложнений, нарушений психического состояния: проблемы со сном, утомляемость, беспричинная раздражительность и т.д. В свою очередь, они могут привести к проблемам с успеваемостью, сложностям в поведении ребенка.

У детей старшего возраста нередко развивается социофобия. Они начинают бояться публичных мероприятий, сцены, ответа у доски. Даже зная правильный ответ, дети теряются, не умея изложить ход мыслей, и в итоге получают низкий балл. Если оставить проблемы незамеченными, то в результате ребенок станет замкнутым, нелюдимым, одиноким.

Как излечить заикание ребенка?

Не стоит бороться с недугом самостоятельно. Такие попытки могут не только не принести результат, но и нанести ребенку вред. Родители и педагоги — не специалисты, поэтому они не смогут самостоятельно определить тип и причину заикания, выбрать метод коррекции. С проблемами заикания работает логопед.

Не стоит забывать, что нарушение речи может быть следствием более тяжелых заболеваний, таких как: неврозы, детская шизофрения, умственная отсталость, подтвердить или исключить которые может только детский психиатр. Вот почему лечение ребенка должно быть комплексным, а разрабатывать схему лечения должны психиатр и логопед совместно.

Несколько слов о профилактике заикания

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, и заикание — не исключение. Чтобы уберечь ребенка от возможных проблем, нужно:

  • Обеспечить дружелюбную атмосферу в семье, отношения, основанные на любви и взаимопонимании;
  • Правильно организовать досуг ребенка: исключить жестокие компьютерные игры, пугающие фильмы и телепередачи;
  • Своевременно проходить осмотр у невропатолога и узких специалистов;

Внимательно относиться к периоду беременности, соблюдать необходимый режим и рекомендации.

Читайте также:

Фото: Денис Гиряев.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Виды заиканий у детей

Гипноз —
состояние повышенной
внушаемости

Геннадий Иванов
Гипнотерапевт

Одной из распространенных проблем, определяемых в раннем детском возрасте, является заикание, характеризующееся невозможностью ребенка излагать свои мысли плавно, четко, правильно.

При логоневрозе дети бессмысленно повторяют звуки и слоги, растягивают и распевают какие-то определенные речевые символы. Они делают частые длительные паузы между словами, говорят прерывисто, нерешительно и неуверенно. Чем больше дети фиксируют внимание на речевом дефекте – заикании, тем сильнее нарушения их речи.

Чаще всего психогенный вид заикания становится заметным на возрастном отрезке от 2 до 5 лет, когда дети имеют незрелую неустойчивую психику. Логоневроз определяется у мальчиков и подростков в три раза чаще, чем у юных представительниц прекрасного пола. Независимо от причин заболевания, чем раньше было проведено обследование и начато лечение заикания, тем у ребенка больше шансов правильно и красиво излагать собственные мысли.

Виды заикания у детей

Условно врачи разделяют три типа заикания у детей:

  • тонический вид, характеризующийся возникновением длительных пауз при говорении либо растягиванием определенного звука;
  • клонический вид, для которого характерно упорное бессмысленное повторение конкретного звука, слога, слова;
  • смешанный вид, включивший себя и тоническую, и клоническую форму.

Согласно этиологии все случаи заикания классифицируют в две группы:

Нейрогенная форма заикания, возникшая из-за аномального развития высшей нервной деятельности, вследствие неврологического дефицита, тяжелых соматических заболеваний. Дети, страдающие нейрогенным заболеванием, помимо заикания имеют множество иных проблем с речевой деятельностью. Часто они существенно отстают в психическом развитии от своих сверстников. Трудности с речевой деятельностью у них присутствуют постоянно, независимо от обстановки и их психологического статуса.

Психогенная форма заикания следствие психологических проблем, аффективных эмоций, хронического стрессового состояния. При психогенном варианте заикания обследования не выявляет каких-либо неврологических дефектов. У таких детей выраженность речевых проблем зависит от их психологического статуса. Они зачастую практически чисто и правильно говорят в спокойной обстановке, однако при возникновении стрессовых условий у них возникает заикание. Психогенный вид заикания часто соседствует с логофобией – патологическим навязчивым страхом перед говорением.

Причины заикания у детей

Причины логоневроза у ребенка многочисленны и разнообразны, однако врачи придерживаются точки зрения, что в развитии заикания играет роль негативное действие нескольких эндогенных и экзогенных факторов. Согласно клиническим исследованиям ведущими причинами заикания у ребенка являются:

  • неблагоприятная наследственность, когда склонность к заиканию передается от предков к потомкам из-за наличия генетических заболеваний;
  • тяжелое течение беременности матери, мучительные токсикозы;
  • повреждение головного мозга ребенка во время рождения, длительная гипоксия;
  • нарушение микроструктуры на определенных участках мозга – зонах Брока и Вернике;
  • нарушения церебрального кровотока;
  • существенное повышение активности в области правого полушария головного мозга во время речи;
  • травматические поражения центральной нервной системы;
  • тяжелые инфекционные заболевания, затронувшие головной мозг;
  • склонность к судорогам.

Причиной логоневроза у детей может быть и анормальное развитие высшей нервной деятельности, когда у крохи наблюдалось раннее развитие речевой функции,но определялась задержка в становлении психомоторной деятельности.

Распространенная причина заикания – хроническое стрессовое состояние, вызванное проживанием в неблагоприятной атмосфере и неправильными методами родительского заикания. Частая причина возникновения проблем с речью – отрицательные переживания малыша, связанные с дефицитом ласки и внимания со стороны родителей.

Причиной заикания может быть чрезмерная требовательность взрослых к своему отпрыску, когда предки хотят видеть в нем всезнайку и вундеркинда. Дать старт заиканию может предвкушение ребенка наказания за крошечные проступки, когда родители держат его в страхе и критикуют за малейшую ошибку. Виновником нарушений речи нередко являются родительские старания, нацеленные на насильственное переучивание левши.

Часто причиной заикания становится испуг, пережитый малышом при столкновении с каким-то неизвестным либо пугающим объектом. Особо неблагоприятны последствия ситуации, когда ребенок был вынужден сам переживать мучительные эмоции, когда поблизости не было человека, который мог его успокоить и приласкать.

Заикание может быть и приобретенной привычкой, когда ребенок живет с заикающимися родителями и перенимает манеру их говорения. Маленькие ребята нередко любят передразнивать людей, имеющих проблемы с речью. Однако регулярная практика приводит к тому, что у них самих вырабатывается речевой дефект – заикание.

Дети, страдающие заиканием, наделены специфическим личностным портретом. Для них характерны такие особенности:

  • робость, застенчивость, смущение при общении с людьми;
  • нерешительность и неготовность установить контакт с незнакомцами;
  • чрезмерная впечатлительность, мнительность, ранимость;
  • фиксация внимания на услышанных словах критики;
  • отлично развитое воображение, яркость фантазий, мечтательность;
  • зависимость от других людей, боязнь отстаивать свою точку зрения;
  • недоразвитие волевой сферы, неготовность прикладывать усилия для обретения желаемого результата;
  • низкая самооценка, уверенность в собственной никчемности и бесполезности.

Методы лечения заикания у детей

Перед избранием схемы коррекции логоневроза маленький пациент проходит полное медицинское обследование, включающее электроэнцефалографию. Программа лечения заикания у детей избирается в индивидуальном порядке в зависимости от причин, давших старт проблеме. Как правило, для преодоления проблем с речью необходимы совместные усилия нескольких специалистов:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • невролога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • психотерапевта.
Ознакомьтесь так же:  Логопедические песни от заикания

Усилия педиатра направлены на лечение имеющихся хронических заболеваний, профилактику инфекционных болезней, укрепление защитных сил организма детей. Задача отоларинголога – исключить или добиться стойкой ремиссии заболеваний ЛОР-органов, особенно патологий голосовых связок и гортани. При предрасположенности к воспалительным поражениям верхних дыхательных путей крайне важно регулярно проводить процедуры по профилактике вирусных и бактериальных заболеваний.

При выявлении каких-либо дефектов центральной нервной системы дети проходят лечение у невролога. Если причиной заикания явились деструктивные процессы в головном мозге, невропатолог назначает больному курс лечения, направленный на улучшение регионального церебрального кровотока в верхней лобной извилине и в центре Брока, работой которого обеспечивается моторная организация речи. Помимо медикаментозного лечения при заикании врач может порекомендовать пациенту укрепляющий массаж, различные физиотерапевтические процедуры для коррекции процессов возбуждения и торможения.

Занятия у логопеда имеют ведущее значение в лечении заикания у детей. Регулярное посещение детского логопеда обеспечит более быстрое преодоление трудностей с речью. Специально обученный педагог работает с конкретным ребенком по определенной схеме, все выполняемые упражнения проводятся поэтапно и последовательно.

Во время первых встреч маленький пациент учится правильно излагать нейтральные повествовательные сообщения. Он отрабатывает размеренное произношение несложных стихотворений и рассказов. При контактах с логопедом дети чувствуют себя спокойно и комфортно, поскольку все сеансы проходят в уютной обстановке, не предполагают морального насилия и наказания за ошибку.

Когда в лечении заикания удается достигнуть плавности говорения при повествовательных сообщениях, логопед мотивирует ребенка внести эмоциональные компоненты в его изложения. На занятиях маленький пациент выполняет различные упражнения для развития и укрепления голосовых связок и мимических мышц.

На занятиях у психолога дети избавляются от мешающих комплексов и обретают адекватную оценку. Во время встреч по коррекции поведения моделируются разнообразные жизненные ситуации,которых ребенок ранее боялся и избегал. В игровой форме психолог помогает малышу обрести спокойствие и уверенность, что позволяет ему излагать мысли, не заикаясь. В дальнейшем, очутившись в подобных обстоятельствах, маленькая личность не испытывает страха и дискомфорта, перестает сторониться посторонних людей, что гарантирует отсутствие заикания при ведении разговоров.

Психолог проводит работу с родителями, разъясняя им, что крайне важно поддерживать у крохи хорошее расположение духа и не допускать психотравмирующих ситуаций. Взрослые узнают, какими способами они могут поощрить и похвалить своего отпрыска, а какими методами они должны указать карапузу на анормальность его поведения.

Еще один прием, который использует психолог при проведении коррекции заикания– наглядное приведение примеров красивой правильной плавной речи. Специалист знакомит ребенка с его ровесниками, собранными и уверенными в себе, которые ранее страдали от заикания и сумели преодолеть проблемы с речью. Общение со своими сверстниками стимулирует заикающегося малыша на активную работу по улучшению своих ораторских способностей.

Однако часто бывают ситуации, что, несмотря на совместные усилия различных специалистов, не удается помочь детям решить вопрос с заиканием. Отсутствие эффекта от лечения наблюдается в том случае, когда первопричина, послужившая почвой для развития заикания, была вытеснена из сознания в глубинный пласт психики – подсознание.

В такой ситуации для преодоления заикания требуется на время устранить цензуру сознания и проникнуть в подсознательную область, где хранится вся информация о личной истории человека. Погрузив маленького пациента в состояние гипнотического транса, гипнолог направляет малыша на исследование своего прошлого и поиск факторов, которые вызвали шквал негативных эмоций, впоследствии вытесненных в подсознание.

Определив психотравмирующие обстоятельства, гипнотерапевт помогает ребенку заново пройти через эти моменты, однако такой «возврат в прошлое» не причиняет крохи дискомфорта, страха, стыда. Он по-иному интерпретирует пережитое неприятное событие – без тревоги и без предвкушения наказания. Отсутствие аффективных эмоций в момент драмы избавляет подсознание от необходимости вырабатывать какие-то защитные меры от окружающих. После лечения гипнозом ребенок раз и навсегда освобождается от заикания, поскольку его личная история освобождается от причин логоневроза.

Важное достоинство методов гипноза – безопасность, безвредность и полное отсутствие побочных эффектов, которые закономерно возникают при проведении лечения заикания медикаментами. Проведение лечения гипнозом позволяет ребенку довольно быстро избавиться от заикания и дает возможность вести полноценную активную жизнь. Маленькая личность перестает бояться ходить в детский садик или школу, с удовольствием общается со своими ровесниками. Ученик начинает уверенно отвечать на вопросы педагога и не страшится выступать на глазах у класса.

Родителям, чьи дети страдают от заикания, необходимо помнить: преодолеть логоневроз свозрастом становится все более трудной задачей из-за того, что с взрослением укрепляется манера неправильной речи и возникают разнообразные сопутствующие нарушения, часто не поддающиеся коррекции. Поэтому чем раньше будет проведена консультация специалистов и начато комплексное лечение заикания, тем лучшим, быстрым и стойким будет его результат.

Что такое заикание (логоневроз)?

Заикание — нарушение речевого поведения, которое характеризуется патологическим изменением темпа и ритма речи: пролонгацией или повторением отдельных звуков, слогов, слов, частыми остановками, запинками. Нарушения вызывают судороги речевого аппарата.

Виды заикания

Различают невротическое заикание (логоневроз) и органическое. Отклонения, имеющие органическую природу, связаны с выраженной неврологической патологией и сопровождаются общим нарушением моторики. Лечение органической формы заболевания заключается не столько в формировании правильных речевых навыков, сколько в избавлении от органической патологии.

При невротической форме заикания (логоневрозе) изменений в функционировании головного мозга не наблюдается. В спокойной обстановке дети и взрослые с логоневрозом могут общаться спокойно, без пауз или повторений, а при волнении симптомы усиливаются. Далее под заиканием мы будем понимать только невротическую форму (логоневроз).

В зависимости от характера судорог мышц, выделяют следующие виды судорожных сокращений:

  • Клоническое — повторение первых звуков или слогов.
  • Тоническое — остановки, провалы в начале или в середине слов.
  • Смешанное — в речи наблюдаются как повторение или пролонгация звуков/слогов, так и напряженные паузы.

Как правило, на первом этапе развития заболевания возникают клонические судороги, но с течением времени они дополняются тоническими.

Причины заикания

Говоря о том, что способствует формированию речевых нарушений, выделяют предрасполагающие факторы, а также так называемые толчки, которые непосредственно приводят к развитию патологии речи.

К предрасполагающим факторам относятся:

  1. Наследственность.
  2. Осложненное течение беременности, родов.
  3. Частые заболевания в раннем возрасте.
  4. Постоянное психологическое напряжение.
  5. Перегрузка речевого аппарата на этапе его активного развития.
  6. Особенности нервной системы.

Основные причины заикания у детей:

  1. Сильное переживание — испуг, стресс, чрезмерная радость.
  2. Длительный стресс, вызванный противоречивым воспитанием, психологическим дискомфортом.
  3. Желание подражать заикающимся близким людям.
  4. У взрослых причиной нарушений речи может стать сильная психическая травма или контузия.

Симптомы заикания

Помимо судорожных проявлений (физиологических симптомов) заикающимся людям свойственны психологические проявления заболевания. Как правило, пациенты, страдающие от нарушений речевого поведения, становятся скованными, неуверенными в себе. У них присутствует страх перед разговором, а тем более, публичными выступлениями (логофобия). Стресс, тревога, желание любыми путями избежать общения — все эти симптомы мешают нормальному развитию личности и препятствуют формированию социальных навыков.

Методы лечения заикания

Специалисты по-разному подходят к вопросу коррекции логоневроза. Существуют следующие методы лечения заикания:

  1. поведенческие, при которых пациента обучают навыкам нормальной речи;
  2. психотерапевтические, основанные на повышении самооценки и снятии чувства тревоги в процессе общения;
  3. медикаментозные — предпочтение отдается препаратам для расслабления, снятия судорог;
  4. нетрадиционные, включающие иглотерапию, точечный массаж и многое другое.

Положительный эффект может быть после любого из перечисленных способов, но максимальный результат достигается при комплексном подходе, учитывающем индивидуальные особенности пациента и степень тяжести его заболевания.

Авторская методика лечения заикания Л.З. Арутюнян

Специалисты речевого центра «Арлилия» знают, что делать с заиканием у детей, подростков и взрослых. Логопеды работают по авторской методике Л.З.Арутюнян, которая предполагает формирование устойчивого состояния, характеризующегося плавной интонационной речью. Цель работы с клиентами Центра — не только коррекция отдельных симптомов, но и формирование нового речедвигательного навыка, который будет поддерживаться на протяжении всей жизни.

В центре «Арлилия» лечение заикания проводится в три этапа:

  1. Консультация.
  2. Основной курс, во время которого пациенты обучаются говорить плавно, ритмично, помогая развитию нового навыка движениями ведущей руки.
  3. Поддерживающие микрокурсы, цель которых — закрепить навык, автоматизировать его. За время поддерживающих микрокурсов пациенты постепенно переходят от медленной речи, которая сопровождается движениями пальцев, к естественному, насыщенному интонациями, разговору.

Методика разработана для избавления от заикания взрослых, а впоследствии адаптирована для детей. С малышами от 2-х лет ведущие специалисты Центра работают по специальной программе «Скорая помощь», которая помогает максимально быстро избавиться от впервые возникших нарушений. А тем детям и взрослым, у которых уже сформировалось устойчивое патологическое состояние, для достижения результата необходимо усердно заниматься на протяжении 1-1,5 лет.

Важно понимать, что помогает от заикания только планомерная, качественная работа — самостоятельная (для взрослых) или с помощью родителей (для детей и подростков).

В центре «Арлилия» уверены: логоневроз можно побороть вне зависимости от того, насколько устойчиво он закрепился!

Запись на лечение

Подробнее ознакомиться с нашими программами можно здесь. Запись в группы для лечения происходит только после предварительной консультации и диагностики. Чтобы попасть на прием к логопеду, нужно заполнить анкету или позвонить по номеру: +7 (926) 220-73-73. Для иногородних возможна консультация по телефону.

Мы находимся в 15-ти минутах пешком от метро Бабушкинская.

г. Москва, ул. Осташковская д.9, корп. 5, помещение 5
Схема проезда

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (929) 588-12-38

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2019 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

Заикание. Причины, виды и симптомы. Коррекция заикания

Что такое заикание?

Причины заикания

Функция речи

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Ознакомьтесь так же:  Методики устранения заикания у школьников

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Логоневроз (заикание): причины, виды, лечение

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Ознакомьтесь так же:  Схема работы психолога с детьми с умственной отсталостью

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора. При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка. То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами. Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

12,616 просмотров всего, 14 просмотров сегодня

About the Author: admin