Урок на тему спид и его профилактика

Интегрированный урок «ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий». 9–11-й классы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (151,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе;
  • Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни;
  • Дать учащимся представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • Познакомить с профилактикой ВИЧ и СПИДа;
  • Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

Подготовка мероприятия: заранее подготовить презентацию по заданной теме, раздать учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

Ход мероприятия

Учитель (Приложение 1, презентация): В 1988 году ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) приняла решение – Всемирный день борьбы со СПИДом будет отмечаться ежегодно 1 декабря (показ 2-го слайда презентации). В этот день необходимо довести до всеобщего сведения главную идею, что самая дешевая и эффективная мера борьбы с этой болезнью – санитарное просвещение и информирование населения (показ 3-го слайда презентации).

В – вирус (микроорганизм);

С – синдром (картина болезни);

П – приобретенного (полученного при заражении);

И – иммуно (невосприимчивость);

Д – дефицита (недостаток).

ВИЧ – это вирус, который передается от человека к человеку определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение иммунной системы организма человека.

СПИД – это последняя (терминальная) стадия ВИЧ-инфекции.

Учитель: ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Учёные и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СПИД уже унёс свыше 22 миллионов жизней. До сих пор не удалось найти лекарств, полностью излечивающих СПИД, и способов защитной прививки (вакцинации) от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился вирус иммунодефицита человека, пока не всё окончательно ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана (показ 4-го слайда презентации):

1-я гипотеза – большинство исследователей склоняются к мысли, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территории (США и страны Европы). Согласно африканской гипотезе предшественником ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходный с вирусом иммунодефицита человека (показ 5-го слайда презентации).

2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений XX века, как переливание крови, пересадки органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса (показ 6-го слайда презентации).

3-я гипотеза – искусственное возникновение вируса в конце 70-х годов на основе бактериологического оружия (показ 7-го слайда презентации).

4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времён, меняя модификацию.

Учитель: В настоящее время во всём мире продолжает развиваться эпидемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием СПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7–10 лет после заражения.

Кто же такие вирусы?

Сообщение учащегося. Мельчайшие и вездесущие, лежащие на грани живого и неживого вирусы (от лат Virus – “яд”) иногда выделяют в отдельное царство Vira. По поводу их происхождения существует немало гипотез. Одни учёные считают, что вирусы – потомки бактерий. Структура, их упростилась в результате приспособления к паразитическому существованию. Другие предполагают, что далёкими предками вирусов были клеточные органоиды – митохондрии, хлоропласты и т. д. Наконец, третьи склонны рассматривать вирусы как часть генома – суммы всех генов нормального организма. Вирусы представляют неклеточную форму жизни. Они состоят из небольшого количества ДНК или РНК, заключенного в белковую оболочку. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, поэтому, попадая во внешнюю среду, они переходят в кристаллическое состояние. Однако каким бы ни был эволюционный путь вирусов, его результат оказался весьма впечатляющим: появились удивительно совершенные, чрезвычайно рационально устроенные суперпаразиты, которые “разбойничают” на внутриклеточном, генетическом уровне. Открыт вирус русским ученым Ивановским Д. И. в 1892 году. Это был вирус табачной мозаики (показ 8-го слайда презентации).

Учитель. Человек, как и все живые существа, состоит из клеток. Каждая клетка имеет свой “управляющей центр”– ядро. Вся работа жизнедеятельность (работа) клетки контролируется ядром. Именно в эту основную часть клеток, защитников организма, внедряется опасный вирус (ВИЧ) после того, как он смог проникнуть в тело человека, ВИЧ как бы “консервируется” в клетках иммунной системы, которые призваны оборонять организм от внедрения любых пришельцев – возбудителей болезней. Длительное время (несколько лет) защитные силы у заражённых людей ещё способны противостоять натиску болезнетворных организмов. Но человек уже никогда не сможет освободиться от опасных “ пришельцев ВИЧ”, которые сохраняются в ядре поражённой клетки в течение всей его жизни. Со временем активность “чужаков” нарастает и в ослабленном организме легко возникают различные заболевания, которые приводят к гибели зараженного человека.

Сообщение учащегося. СПИД впервые был обнаружен и зарегистрирован в 1981 году в США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25–45 лет гомосексуальной ориентации. Затем стали выявлять и у представителей других слоёв населения (наркоманы, проститутки). Как выяснилось, у этих больных был резко ослаблен иммунитет (защитные свойства) организма. Людей начали убивать самые разнообразные микробы, в обычных условиях вызывающие лишь лёгкое недомогание. Болезнь назвали СПИДом (синдромом приобретённого иммунодефицита). Как только клиническая картина нового заболевания была описана в медицинской литературе, стали приходить сообщения о больных в других странах. Уже в 1983 году был выделен вирус, ныне известный как вирус иммунодефицита человека или ВИЧ. Честь открытия принадлежит Люку Монтанье (Франция) и Роберту Галло (США). Методы анализа крови для обнаружения ВИЧ (по наличию антител к нему) были разработаны в 1985 году. Постепенно эпидемия новой болезни распространилась по всему миру. Возбудители болезни — вирусы — были одновременно открыты биологами Монтанье во Франции и Галло в США в 1983 г. Позднее вирусы СПИДа человека и похожие на них были обнаружены у четырёх видов обезьян. Для человека опасны вирусы шимпанзе (СПИД-1) и дымчатого мангобея (СПИД-2). В России о первом случае заражения официально объявлено в 1987 году (молодая жительница Санкт-Петербурга).

Учитель. Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на три основные фазы (показ 9-го слайда презентации):

Начальная фаза – распространение ВИЧ идёт в основном в среде лиц гомосексуальной ориентации.

Вторая фаза – вирус попадает в среду лиц, использующих наркотики внутривенно и распространяется парентеральным (кровяным путём).

Третья фаза – когда в процесс вовлекается всё население и распространение ВИЧ осуществляется преимущественно половым путём.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какая фаза сейчас преобладает над другими?

Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросам опасности заражения ВИЧ.

Предлагаю вам ситуацию для всей группы, попрошу всех встать. Вас пригласили на вечеринку за город. Вы дали согласие. И проводите время на даче в интересной компании. Из случайного разговора, вы узнаете, что среди этих людей есть ВИЧ-инфицированный, кто именно Вы не знаете. Вечер в самом разгаре, Вы много общаетесь. Ваша задача, перемещаясь по этому помещению, вступать во взаимоотношения с окружающими вас людьми, протягивая руки для контакта. Если вы почувствуете движение пальца на Вашей ладони – вы имеете дело с ВИЧ инфицированным. Исполняющего эту роль я попрошу ничем себя не выдавать и также общаться, как и все.
– Кто из вас оказался ВИЧ-инфицированным?
– Какие чувства Вы испытывали?

Учитель: Важно, чтобы каждый понял, что в век СПИДа, любой сексуальный контакт с кем-либо необходимо рассматривать, как сексуальный контакт со всеми теми людьми, с которыми ваш партнер имел связь за последние 10 лет. Почему так? (показ 10 – 13-го слайда презентации)

Учитель. Когда мы рискуем заразиться ВИЧ? С эпидемиологической точки зрения ВИЧ-инфекция представляет собой инфекционное заболевание, которое передается исключительно от человека к человеку. Источником инфекции является инфицированный человек, находящийся на любой стадии заболевания, то есть независимо от наличия или отсутствия клинических признаков болезни. К настоящему времени доказано, что ВИЧ может передаваться от зараженного человека только тремя путями (показ 14 – 16-го слайда презентации):

1. При половом контакте (гетеросексуальный; гомосексуальный)

2. Парентеральный (кровоконтактный):

– инъекции наркотиков инфицированными шприцами;
– переливание не обследуемой крови;
– медицинские манипуляции.

3. Вертикальный (от матери к ребёнку) – 15%–30%:

– внутриутробно;
– во время родов;
– при грудном вскармливании.

Упражнение: «Какова степень риска заражения ВИЧ/СПИДом?»

Цель: закрепление знаний конкретных ситуаций, опасных и безопасных в плане передачи ВИЧ; выработка умения оценить степень риска заражения в реальной жизненной ситуации.

  1. Учащиеся делятся на три группы.
  2. Каждой группе даются карточки, состоящие из 2–3 видов поведения (употребление в пищу еды, приготовленной ВИЧ – инфицированным лицом, переливание крови, в период беременности от матери к плоду, при использовании плохо простерилизованных инструментов, плавая с ВИЧ-инфецированным в одном бассейне, здороваясь и обнимаясь с ВИЧ-инфецированным, при пересадке органов и тканей, при пользовании общей посудой, бельем, полотенцем с ВИЧ-инфецированным, через укусы насекомых и т.д.). Затем даётся задание определить уровень риска для каждого вида поведения (действий). На доске напишите 3 уровня риска (максимальный риск, минимальный риск, риск отсутствует).
  3. Учащимся предлагается определить соответствующие факторы риска в указанных ситуациях.
  4. После обсуждения в малых группах следует заслушать представителя каждой группы, провести обсуждение.

Ответы обязательно даются с объяснениями. Учитель комментирует, поясняет, исправляет допущенные ошибки.

Учитель. Клинические проявления болезни. Сначала ВИЧ ничем себя в организме не проявляет, зараженные вирусом чувствуют себя здоровыми, их ничего не беспокоит (первая стадия – скрытый (инкубационный период)). Так может продолжаться довольно долго (от нескольких недель до 12 и более месяцев). Необходимо отметить, что уже в этот период зараженные люди, не подозревающие о наличии у них ВИЧ, могут заразить многих здоровых. У некоторых зараженных начало заболевания может проходить без каких-либо отклонений в здоровье. Но у 60% инфицированных уже через 2–4 недели от момента заражения (или спустя 2–3 месяца после внедрения ВИЧ) появляется кратковременное заболевание, которое очень напоминает обычно простуду или грипп с повышением температуры тела (начинается развитие второй стадии). Кроме лихорадки, у некоторых больных распухают лимфатические железы, воспаляется горло (похоже на ангину), появляется кожная сыпь, может быть расстройство стула, головная боль, бессонница. Затем (через 1–2 недели, максимум через 44 дня) все симптомы болезни проходят практически самостоятельно, без лечения. И у заразившихся людей обычно в течение многих лет, если они не колют наркотики и оберегают свое здоровье, отказавшись от всех вредных привычек, нет никаких признаков серьезного заболевания, и зараженный человек ни на что не жалуется. Это вторая стадия болезни, проявлением которой может быть лишь увеличение лимфатических узлов. Коварство ВИЧ заключается в том, что на этой стадии болезни внешне здоровые ВИЧ-инфицированные люди могут заражать других, зачастую сами могут не подозревать о том, что они представляют угрозу для заражения своих близких и любимых. Однако, через несколько лет у ВИЧ-инфицированных медленно, но неуклонно начинают обнаруживаться симптомы заболевания. Болезнь переходит в следующую (третью) стадию болезни которая, по существу, знаменует начало СПИДа. Больного начинает беспокоить повышение температуры тела, потливость особенно ночью, отмечается учащение стула или понос, потеря в весе. Обычно через 10 лет после заражения у 50% заразившихся развивается последняя (четвертая) стадия заболевания. У больных СПИДом развиваются повреждения мозга, рак кожи (саркома Капоши), туберкулез, воспаление легких, кишечные инфекции и другие мучительные симптомы. Самыми распространенными симптомами СПИДа являются выраженное похудание вплоть до истощения (остаются кожа и кости, как при раковых заболеваниях), лихорадка, потливость, кашель, выраженная одышка, снижение памяти и интеллекта. В последние месяцы жизни больные СПИДом практически теряют зрение, не могут говорить и глотать пищу. Защитные функции иммунной системы организма полностью нарушаются, и различные болезнетворные микроорганизмы становятся причиной неизлечимых, смертельных заболеваний. Конечный результат ВИЧ-инфекции – смерть от СПИДа.

Ознакомьтесь так же:  Образец бланка согласия на прививку от гриппа

В РФ предусмотрена уголовная ответственность (статья 122 уголовного кодекса РФ) (показ 17 – 18-го слайда презентации):

  • Заведомое подставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекции наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы до 1 года.
  • Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией, лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказывается лишением свободы на срок 5 лет.
  • Упражнение “Границы дозволенного”.

    Цель: развить навыки по формированию взаимоотношений между юношами и девушками, умение сказать “Нет”.

    Ситуация: Саша и Галя любят друг друга. Проводя всё больше времени вместе, они начали выражать свои чувства более нежно. Тем не менее, желание стать ещё более близкими у Саши росло с каждым свиданием. Галя уверена, что воздержание (отказ от половых отношений) является в данном случае наилучшим выбором. Саша настаивает. Обсуждение ситуации.

    Учитель: Существует много способов сказать нет. Ваше поведение не должно быть двусмысленным, когда вы говорите “нет”. Говорите “ нет” решительно и твёрдо. Неопределённое “ не знаю”, “может быть”– уклончивые ответы, часто воспринимаются как согласие.

    III. Закрепление изученного

    В завершение урока рекомендуется предложить несколько вопросов по новой теме, с целью уточнения уровня усвоения материала. Учащимся предлагается ответить на наиболее актуальные вопросы по теме.

    Сообщение учащегося. Существуют ли какие-либо способы лечения ВИЧ-инфекции?

    До сих пор медицина не может найти лекарство против СПИДа. Существующие средства могут только поддержать здоровье и замедлить течение болезни, но не прекратить её совсем. Создание же вакцин против СПИДа — дело, по-видимому, столь же сложное, как и создание вакцин против гриппа, ввиду большой изменчивости вируса. ВИЧ обладает уникальной изменчивостью, которая в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз выше, чем у вируса гепатита В. Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Поскольку надежных лекарственных препаратов для лечения СПИДа до сих пор нет, смертельный исход для всех этих людей практически предопределен. В рамках реализации “Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения” на профилактику и борьбу с ВИЧ/СПИДом выделено 3,1 млрд. рублей. Деньги будут направлены на профилактику и лечение ВИЧ – инфицированных.

    Сообщение учащегося. В чём состоит сложность лечения ВИЧ-инфекции?

    АнтиСпид-препараты воздействуют на определенные ферменты вируса, в связи, с чем прекращается его размножение. К сожалению, полностью излечить больного с помощью лекарства пока невозможно. Дело в том, что вирус СПИДа встраивается в геном клетки различных органов и его оттуда не вытащить. С помощью препаратов можно добиться того, чтобы вирус исчез из крови. Свободных частиц нет, он не заражает новые клетки, но все равно сохраняется в организме; и как только прием препарата прекращается, вновь появляется в крови.

    Сообщение учащегося. Какие методы, на Ваш взгляд, могут быть использованы Администрацией для профилактики распространения ВИЧ-инфекции в Республике Саха (Якутия)?

    Основные методы профилактики – медикам надо чаще выходить с лекциями и беседами в школы, на предприятия. Говорить с детьми надо доступным языком и в небольших группах. Больше выпускать красочных плакатов и буклетов о возможных путях заражения СПИДом. В лекциях и беседах основной упор надо делать на правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ-инфекцию.

    IV. Анализ урока

    Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Делает вывод:

    • СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
    • СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

    Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

    V. Домашнее задание

    Выполнить домашнее задание на тему: “Жизнь без вредных привычек” в форме:

    • Плаката (рисунок, фотография, компьютерная графика), который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом. Условия выполнения: на листе А4 с подписью автора на оборотной стороне изображения.
    • Видеоролика CD/DVD (продолжительностью не более 1,5 минут, приветствуются субтитры на русском языке) с приложением текстового описания сценария отдельным файлом (не более 1 страницы).

    СПИД. Профилактика СПИДа.

    Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: познакомить учащихся с заболеванием СПИД и мерами его профилактики.

    Просмотр содержимого документа
    «конспект урока обж»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

    Бельговского сельского поселения

    по теме: «СПИД. Профилактика СПИДа».

    Самар Екатерина Андреевна,

    Психологические особенности учащихся 10 класса

    В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

    Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

    В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

    Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

    Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

    Продолжительность урока: 45 минут.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Тема: СПИД и его профилактика.

    Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИД и мерами его профилактики.

    Образовательные: сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе, о способах передачи ВИЧ-инфекции.

    Развивающие: развить навыки безопасного поведения.

    Воспитательные: воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.

    Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал для закрепления.

    Слайд 4. План урока

    Приветствие учителя. Проверка количества учащихся на уроке.

    Объявление темы урока.

    Изложение нового материала

    Углубление и систематизация знаний о ВИЧ/СПИД, путях передачи ВИЧ/СПИД, правилах безопасного поведения.

    Закрепление нового материала

    Актуализировать новые знания по теме «СПИД. Профилактика СПИДа»

    Подведение итогов урока

    Оценить работу учащихся

    Сообщить домашнее задание

    I. Организационный момент

    Приветствие учителя. Проверка количества учащихся на уроке.

    II. Актуализация проблемы урока

    Упражнение «5 секунд»

    Речь учителя: «Прежде чем мы начнем урок. Давайте выполним с вами следующее упражнение. Я буду считать до пяти, и когда скажу цифру 5, я укажу на любого из вас, вы должны будете встать. Итак, один, два, три, четыре, ПЯТЬ! (Ученик встает). Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ! (Ученик встает)»

    Упражнение длится 1 минуту.

    «Теперь посмотрите сколько человек заразилось, за то время пока я считала. В мире каждые 5 секунд умирает человек от СПИДа. При этом часть людей узнают свой диагноз своевременно, а часть – продолжают жить, не подозревая, что инфицированы. Поэтому очень важно уметь защитить себя, а для этого нужно знать о ВИЧ-инфекции как можно больше. Тема сегодняшнего урока: СПИД. Профилактика СПИДа. Цель – узнать, что такое СПИД, выяснить как передается ВИЧ/СПИД, и как избежать заражения».

    III. Изложение нового материала

    1. История возникновения ВИЧ/СПИДа.

    2. Проблема ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае.

    3. Пути передачи СПИДа.

    4. Правила безопасного поведения в отношении ВИЧ.

    ВИЧ/СПИД — глобальная проблема человечества. Несмотря на усилия учёных всего мира, вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остаётся единственным средством сдерживания эпидемии. Информация о путях распространения и способах защиты от ВИЧ-инфекции доступна населению. Тем не менее, эпидемия нарастает.

    Слайд 9. Вопрос 1. История возникновения ВИЧ/СПИДа.

    Речь учителя: ученики 1 – й группы подготовили сообщение к уроку по теме: «История возникновения СПИДа».

    Учащиеся выступают с сообщением, освещают вопросы: когда впервые обнаружена, чем грозит человеку. Выступают два ученика: один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию.

    История возникновения СПИДа

    1959 — Врачи в Заире замораживают образец крови больного непонятной болезнью. Как выясняется позже, он был инфицирован вирусом иммунодефицита человека. В этом же году в английском городе Манчестер умирает от таинственного недуга молодой моряк, часто бывавший в Африке. Образца его крови не осталось, и поэтому точный диагноз был невозможен, но, судя по, истории болезни, он умер от СПИДа.

    1976 — В Норвегии от таинственной болезни умирает целая семья: муж-моряк, жена и их 9-летняя дочь. Все трое болели с конца 60-х годов. В 1971 году врачи заморозили образцы их крови. Спустя много лет выяснится, что все были заражены ВИЧ.

    1981 — появился термин СПИД, когда многое об этой инфекции было еще не известно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания.

    1983 — учёные Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание — СПИД. Слово «вирус» латинское.

    1987 — В СССР впервые поставлен диагноз «СПИД».

    1997 — Для лечения СПИДа предложен новый класс препаратов — ингибиторы протеазы. Их высокая эффективность позволяет говорить о ВИЧ, как о контролируемой инфекции.

    Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц. По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) — рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека.

    Слайд 10. После выступления учитель дополняет рассказ учеников информацией о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД.

    Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ — вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. То есть, сама болезнь называется СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ — вирус, ее вызывающий.

    Единственный источник распространения ВИЧ — зараженный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в ткани, как роговица глаза, как известно не имеющая сосудов. В первые недели после проникновения в организм вирус себя никак не проявляет. Он «приспосабливается» к человеку и распространяется по различным органам и тканям. Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно.

    Вопрос 2. Проблема ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае.

    Речь учителя: Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона? Эта проблема касается нас?

    Итак, давайте послушаем учеников 2-й группы, они расскажут нам о «Проблеме ВИЧ инфекции в Хабаровском крае».

    Выступают два ученика: один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию.

    Информация о ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае взята на сайте Министерства здравоохранения Хабаровского края.

    В настоящее время в крае проживает около 1500 ВИЧ-инфицированных.

    За десять месяцев 2012 года в крае выявлено 225 новых случаев заболевания, в том числе 18 у иностранных граждан, 69 у лиц находящихся в системе исполнения наказания и 138 у жителей Хабаровского края, что соответствует показателю прошлого года. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы в 18 из 19 муниципальных районов края.

    Начиная с 2007 года, основным является половой путь передачи ВИЧ при гетеросексуальных контактах (около 64,0%) от всех новых случаев заражения, наркотический путь составляет 36%.

    Среди ВИЧ-инфицированных, по-прежнему, преобладают мужчины -60,0%. За последние 5 лет постоянно увеличивается доля ВИЧ- инфицированных женщин, которая в настоящее время составляет 40,0%. Статистика свидетельствует, что в эпидпроцесс активно вовлекаются социально адаптированные женщины фертильного возраста, инфицирующиеся половым путем.

    Наиболее тревожная ситуация с распространением ВИЧ-инфекции сложилась в возрастной группе 30-50 лет (51,1% от числа новых случаев в 2012 году).

    В целях своевременного выявления заболевания в крае ежегодно на бесплатной основе на антитела к ВИЧ обследуются более 250 тысяч человек. Специализированные лаборатории имеются в большинстве районов края.

    Все нуждающиеся пациенты получают антиретровирусную терапию. Среди пациентов выявленных в 2012 году смертей от СПИД не было. Общее число умерших от СПИД на протяжении нескольких лет остается на очень низком уровне (4-5 человек в год).

    За период с 1996 по 2012 год в крае поставлено на учет 304 ребенка, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, диагноз ВИЧ-инфекции подтвержден только у 10 детей (3,3%). В 2011-2012 годах случаев врожденной ВИЧ-инфекции в крае не зарегистрировано. Все ВИЧ-инфицированные дети получают лечение и все они живы. Самой старшей девочке, с диагнозом врожденной ВИЧ-инфекцией, сейчас 10 лет. Она активно растет и развивается.

    Информация о ВИЧ-инфицированных по состоянию

    на 30 июня 2015 года

    Количество выявленных больных в г. Хабаровск составляет 76 человек, из них мужчин — 46, женщин – 28, 2 детей женского пола, заражены от матери; в г. Комсомольск-на-Амуре – 11 человек, из них 7 мужчин, 4 женщины.

    Вопрос 3. Пути передачи СПИДа.

    Рассказ учителя о путях передачи СПИДа.

    Речь учителя: знаете ли вы способы передачи ВИЧ? Перечислите их.

    Демонстрация слайда с комментариями учителя.

    В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:

    Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов.

    Вертикальный путь передачи.

    Существует три периода, во время которых инфицированная мать может передать вирус своему ребенку:

    — во время беременности (до рождения);

    — в процессе родов;

    — после рождения, при кормлении грудью.

    Инфицирование плода происходит в случае, если инфицирована мать.

    Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 50 %.

    Передача ВИЧ через кровь

    Кровь инфицированного человека содержит большое количество вируса и является чрезвычайно заразной при попадании ее непосредственно в кровоток другого человека. Существует риск заражения при переливании зараженной донорской крови. Среди потребителей инъекционных наркотиков, этот путь занимает значительное место. В результате, использование общей иглы и шприцев потребителями инъекционных наркотиков стало главной причиной распространения ВИЧ-инфекции во многих странах. Существует небольшой риск проникновения вируса через незаметные микротравмы и трещины при длительном контакте крови с кожей. Также имеет место опасность проникновения вируса через слизистые оболочки, например, при попадании крови в глаза или ротовую полость. Неповрежденная кожа является хорошим барьером для вируса. Также возможно заражение через загрязненные кровью бритвенное лезвие, маникюрные принадлежности, инструменты для татуажа.

    Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

    при дружеских объятиях и поцелуях;

    при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

    через предметы производственной и домашней обстановки;

    через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

    в общественном транспорте;

    насекомыми, в том числе и кровососущими;

    Вопрос 4. Правила безопасного поведения в отношении ВИЧ.

    На партах уже лежат листы с заданиями.

    Речь учителя: Теперь следующее задание «Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ». Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ – инфицированным”.

    Затем идет обсуждение правил безопасного поведения, выделяются основные правила.

    IV . Закрепление изученного материала:

    Речь учителя: итак, я предлагаю вам выполнить задание «Правда-ложь» в вашей карточке. Прочитайте утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.

    Слайд 15. После заполнения обменяйтесь анкетами и проверьте правильность по ключам.

    Просто или сложно было определить правду? Идет обсуждение.

    V . Подведение итогов урока:

    Учитель задает вопросы:

    — Что такое ВИЧ? Что такое СПИД?

    — Пути передачи ВИЧ-инфекции?

    — Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы избежать ВИЧ-инфекции?

    Учитель обсуждает с учащимися, что какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Затем делает вывод:

    СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.

    СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.

    Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.

    Выставление оценок учащимся.

    — подготовить задание по теме: “Жизнь без вредных привычек” в форме: в виде рисунка, мини-презентации, который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом;

    — изготовить памятку для учащихся «Способы передачи ВИЧ/СПИД».

    «Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ»

    16 правил безопасного поведения

    в отношении ВИЧ/СПИДА

    Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом.

    Я умею справляться со стрессами.

    Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя.

    Я соблюдаю режим дня.

    Я никогда не употребляю наркотики.

    Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья.

    Я не употребляю алкоголь.

    Я не стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным.

    10. Я всегда соблюдаю правила личной гигиены.

    11. Я воздерживаюсь от половых контактов.

    12. Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные.

    13.Когда я буду жить половой жизнью, я буду использовать презерватив.

    14.Для маникюра или бритья я использую только мои личные инструменты.

    15.Если у меня был/будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ.

    16.Когда я буду жить половой жизнью, у меня будет постоянный половой партнёр.

    Внимательно прочитай утверждения в таблице слева.

    Оцени их, обведя нужную оценку в кружок (см. таблицу справа).

    СПИД – это состояние, при котором организм человека не в состоянии бороться с инфекционными заболеваниями.

    Урок по ОБЖ для 11 класса «СПИД и его профилактика»

    Конспект урока по ОВС в 11 классе

    по теме: «СПИД и его профилактика».

    Цель урока: — познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики;

    — стимулировать самостоятельную мыслительную деятельность уч-ся, формировать навыки дискуссии;

    — пробуждать уч-ся проявлять социальную активность.

    1. Организационный момент.

    2.Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде тестирования.

    3. Изучение новой темы.

    Мир охвачен эпидемией новой заразной болезни, называемой синдромом приобретенного иммунодефицита (сокращенно СПИД), которую вызывает ранее неизвестный вирус.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, уже в 132 государствах зарегистрированы случаи этой болезни. Ситуация осложняется тем, что врачи пока не располагают ни вакциной, предотвращающей заражение, ни лекарствами, полностью излечивающими болезнь.

    Вместе с вирусом победно шествует страх перед СПИДом. Телевидение, радио, пресса сообщают все новые сведения о болезни, получившей название «чума ХХ века».

    Есть ли спасение от СПИДа? Насколько опасно это заболевание? Можно ли остановить нашествие вируса? Как защитить себя от болезней? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на нашем уроке, который мы проведем в форме устного журнала.

    Страница первая «Откуда приходят заразные болезни?». У нас в гостях врач_ _ _ _ _ _ _ _ , которая расскажет о способах распространения вирусов и бактерий.

    Страница вторая «Нам не все равно. А тебе. ». Сейчас мы проведем конкурс презентаций, которые вы подготовили на данную тему.

    Не забывай: многие из тех 20-30-летних, кто сейчас является ВИЧ-инфицированным, заразились, когда им было столько же лет, сколько тебе. От выбора, который ты делаешь сегодня, зависят твое будущее, твое счастье, твоя жизнь.

    Страница третья «Голоса». Подготовили данную страницу ребята вашего класса _ _ _ _ _ _

    Белое и черное…Черное и белое…Жизнь всегда делится на эти два цвета. Мы думаем, что живем всегда только в белом мире. Порой даже не осознавая, что окружающий нас мир полон тьмы.

    Белое- это так прекрасно. Это любовь, счастье, здоровье, друзья.

    Черное — это зло: наркомания, СПИД, проституция. Да, эти слова наводят на нас ужас. Людей, связанных со всем этим, мы стараемся обходить стороной. Но ведь мы с вами ничем не защищены от этого.

    Зачем же человек, осознавая все зло, все же пробует наркотик? Всему этому есть одно объяснение – «запретный плод» всегда сладок. Чем больше нам запрещают, тем больше мы хотим узнать, что же все-таки это такое?

    Мой совет всем – никогда не поддавайтесь ни уговорам, ни минутному желанию. Никогда не вставайте на путь наркомании и проституции. Хотя, что я буду советовать? У нас у всех есть своя голова на плечах. И мы сами решаем, какую жизнь нам выбрать: белую или черную.

    Кто-то взвизгнул и растаял во тьме…

    Кто-то в бездну, крича упорхнул налегке.

    Это темная сказка, это чей-то пассаж,

    Это смерть, постоянно входящая в раж.

    Чьи-то тучи над городом, может в бреду,

    Чьи-то руки исколоты тупо в иглу.

    Это не просто чей-то, какой-то успех,

    Это все тот же, Господи, дьявольский смех.

    Кем-то все недовольно, все время урчит,

    Кем-то кто-то прикинулся, тут же молчит,

    Это третья планета, нашедшая ход,

    Это самый ничтожный больной поворот.

    (зачитываются «исповеди» больных СПИДом из журналов и газет)

    Учитель: В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

    Стать сильным, как они, тебе не суждено.

    На жизнь ее скорбей и счастья не изведав,

    Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

    И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

    И скука въестся в плоть, желания губя.

    И в черепе твоем мечты окостенеют,

    И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

    СЕБЯ ПРЕОДОЛЕТЬ!- это главная мысль нашего урока. А вот достигли ли мы ее с вами – решать вам. «СПИД не знает дискриминации»,- говорят американцы. Понятие «группы риска» расширилось до масштаба человечества в целом. Запомни главное: важно не то, в какую группу ты попадешь или с кем ты общаешься,- важно, какое поведение ты для себя выбираешь.

    Домашнее задание: написать письму другу, попавшему в беду.

    Урок СПИД и профилактика

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Общеобразовательный центр»с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы

    Урок на на тему:

    «СПИД и его профилактика»

    на занятиях военно-патриотического клуба

    Педагог дополнительного образования: Никонов В.А.

    2012-2013 учебный год

    1. Цель урока . 3

    2. Учебные вопросы. 3

    3. Учебно-материальное обеспечение. 3

    6. Основные понятия: ВИЧ-инфекция и СПИД. 5

    7.Серотипы ВИЧ. 6

    8.Пути передачи ВИЧ-инфекции. 6

    9.Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа. 6

    10.Тест на антитела к ВИЧ. 7

    11. «Период окна». 8

    12. Где можно пройти тест. 8

    13. Зачем знать, есть ли ВИЧ-инфекция. 8

    14. Пути предотвращения заражения. 8

    16. Как ВИЧ-инфекция не передается. 9

    17. Тестовая проверочная работа. 9

    18. Задание «Продолжить фразы». 10

    19. Список литературы. 11

    Разработка урока на на тему:

    СПИД и его профилактика .

    1.Актуализировать и расширить знания учащихся о СПИДе и ВИЧ-инфекции.

    2.Рассмотреть пути передачи ВИЧ-инфекции.

    3. Убедить в необходимости принять участие в тесте на антитела к ВИЧ.

    4. Показать эффективность мероприятий по защите от заражения ВИЧ.

    5.Рассмотреть каким путем ВИЧ-инфекция не передается.

    1. Основные понятия: ВИЧ-инфекция и СПИД.

    2.Пути передачи ВИЧ-инфекции.

    3. Тест на антитела к ВИЧ.

    4.Пути предотвращения заражения.

    5.Каким путем ВИЧ-инфекция не передается.

    компьютер, мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок.

    -бланки опорных конспектов на каждого ученика;

    2.Обьяснение нового материала. Заполнение учениками бланков рабочего конспекта(35 мин.)

    3.Тестовая проверочная работа (3мин).

    4.Подведение итогов урока и домашнего задания (3мин.)

    Проверка готовности к уроку: Преподаватель ОБЖ принимает доклад дежурного о готовности к занятию, объявляет тему, цель урока и учебные вопросы, доводит порядок его проведения.

    На экране демонстрируется слайд «Тема урока: СПИД и его профилактика». Ученикам раздаются бланки опорных конспектов, преподаватель объясняет, как их заполнять.

    Задача: актуализация всей совокупности знаний учащихся о ВИЧ–инфекции и СПИДе (сущность, способы заражения, сопутствующие заболевания, ситуация по ВИЧ–инфекции в мире и в России, профилактика).

    Токсоплазмоз–заболевание, вызываемое одноклеточным паразитом Toxoplasma gondii.

    Источником инфекции могут быть подстилка или мусор, загрязненные фекалиями больных кошек, иногда–зараженное и недоваренное мясо.

    Характерные симптомы: мышечные боли, утомляемость, вздутые лимфатические узлы на шее

    Профилактика: избегать контактов с фекалиями кошек, носить перчатки и маску при работе с землей, хорошо проваривать любое мясо.

    Коллапс – одна из форм острой сосудистой недостаточности, возникающая в результате нарушения нормального соотношения между вместимостью сосудистого русла и объемом циркулирующей крови.

    СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

    СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания. Если не применять современных средств лечения, больной СПИДом может прожить от 2 до 3 лет. Первый летальный исход от СПИДа в стране зарегистрирован в 1988 году, в Самаре – в 1996г.

    По материалам эпидемиологических исследований ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения): из 6 миллиардов, населяющих Землю, более 50 миллионов инфицированы вирусом иммунодефицита (ослабление иммунитета) человека. СПИД унес уже более 16 миллионов человеческих жизней. Ежедневно 16 тысяч человек заражаются вирусом иммунодефицита, из них около 7 тысяч молодых людей в возрасте до 25 лет.

    Необходимо отметить, что общие статические данные не полностью отражают масштабы развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России, поскольку ВИЧ-инфекция может протекать без клинических проявлений, оставаясь, долгое время невыявленной и учтенной. Поэтому следует полагать, что действительное число лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита, значительно превышает официально регистрируемые цифры.

    ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека. Он поражает (использует) разные клетки тела человека для своей репликации (Синтез на каждой из нитей молекулы ДНК (иногда РНК) парной ей нити, т.е. удвоение молекул ДНК (или РНК) при участии ферментов) и в первую очередь – иммунной системы. диагноз «ВИЧ-инфекция» ставится, когда человек заражен ВИЧ. Люди, зараженные ВИЧ, называются «ВИЧ-инфицированными». ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом – не одно и тоже. С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 7 до 15 лет. Пока ВИЧ не перешел в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо и даже не подозревать о том, что в его организме присутствует вирус. Но уже с момента заражения вирусом человек может передавать его другим людям при определенных условиях. Поэтому среди множества людей, пораженных ВИЧ, лишь единицы знают или догадываются о своей болезни, но большинство даже не подозревают о ней. По внешнему виду человека нельзя определить, что он инфицирован. Это означает, что все заражен ВИЧ, независимо от того, есть у них симптомы СПИДа или нет, опасны в плане передачи ВИЧ.

    Причиной СПИДа является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Существует два серотипа ВИЧ-1 и ВИЧ-2, из которых второй несколько менее патогенен. Клинические проявления инфекции ВИЧ-1 и ВИЧ-2 практически одинаковы.

    У ВИЧ-1 описано свыше 10 разновидностей (субтипов). Преобладающий тип вируса, вызывающий ВИЧ-инфекцию в России и у нас в области – ВИЧ-1. В настоящее время в России фактически доминируют два варианта ВИЧ-1, один из которых принадлежит к субтипу А, а другой является А/В-рекомбинантом. Однако развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в России, связанной с инъекционным введением наркотических веществ, может привести к селекции новых вариантов ВИЧ-1. За рубежом описаны случаи двойного инфицирования различными вирусами.

    Пути передачи ВИЧ-инфекции

    Вирус передается только через определенные жидкости организма. Это кровь, сперма, вагинальный секрет, грудное молоко. Это значит, что заразиться можно:

    при сексуальном контакте без презерватива;

    при попадании крови в организм через ранки, язвочки, слизистые оболочки, при переливании крови и ее препаратов, а также при трансплантации органов (Здоровая кожа – надежная защита от проникновения ВИЧ);

    при использовании не стерильных шприцев и игл;

    через общие иглы и инструменты для нанесения татуировки;

    от инфицированной матери ее ребенку во время беременности, родов или при кормлении грудью.

    В настоящее время самым главным фактором заражения ВИЧ стала передача вируса путем внутривенных введений наркотиков. Установлено, что причинами заражения являются не только использование общих шприцев и игл при внутривенном введении наркотиков, но использование грязных шприцев при изготовлении, расфасовке или дележке наркотика на дозы. Инфекция может содержаться и в самом наркотике, если при приготовлении в него была добавлена кровь инфицированного. В этой ситуации готовые растворы наркотиков уже инфицированы в процессе изготовления, и использование одноразового шприца для инъекции не спасет от заражения.

    Вторым по значению является половой путь передачи. Частая смена половых партнеров, не использование презервативов резко увеличивает опасность заражения. Следовательно, вероятность заражения возбудителем СПИДа максимальна в тех случаях, когда человек ведет беспорядочную половую жизнь, не задумываясь ни о своем здоровье, ни о здоровье своего полового партнера.

    Как ВИЧ переходит в стадию СПИДа

    Первые 5-10 лет после заражения вирус размножается, уничтожая важные клетки иммунной системы – Т-лимфоциты-хелперы (помощники) или CD 4-лимфоциты, играющие важнейшую роль в иммунитете ( CD 4-лимфоциты – популяция белых кровяных телец, которые являются главными клетками в иммунной системе от болезней).

    У больных ВИЧ-инфекцией происходит гибель CD 4-лимфоцитов, в среднем около 100 клеток ежегодно. В течение более или менее длительного времени разрушение Т-хелперов компенсируется появление новых CD 4-клеток, но с течением времени под действием ВИЧ количество лимфоцитов-хелперов прогрессивно уменьшается. Это приводит к постепенному развитию иммунодефицита – ослаблению иммунитета, когда человеку становиться труднее бороться с любыми заболеваниями. СПИД быстрее развивается у тех, чье здоровье изначально слабое. Также негативно влияют: курение, злоупотреблением алкоголем, потребление любых наркотиков, плохое питание. Когда иммунная система ослаблена, у него могут развиться заболевания, необычные для людей с неповрежденным иммунитетом – оппортунистические заболевания. Это может быть саркома Капоши, пневмоцистная пневмония, цито-мегаловирусная инфекция и другие.

    Оппортунистические инфекции – заболевания, которые развиваются у людей с ослабленным иммунитетом.

    Тест на антитела к ВИЧ

    ВИЧ может жить в организме 7-15 лет прежде, чем появятся какие-либо симптомы. Часто люди, живущие с ВИЧ, чувствуют себя прекрасно в течение этого времени и даже не подозревают, что в их организме находится вирус. Единственный путь определить это – тест крови на наличие антител к ВИЧ.

    Все лабораторные анализы крови на ВИЧ любыми общедоступными методами определяют лишь антитела к ВИЧ, а не сам вирус. Таким образом, тест на ВИЧ определяет наличие или отсутствие антител к ВИЧ в крови человека.

    Положительный результат означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Это дает основание предполагать, человек ВИЧ-инфицирован и может, в определенных случаях, передавать вирус другим.

    Отрицательный результат означает, что антитела к ВИЧ не обнаружены. Есть три ситуации, когда тест может дать отрицательный результат:

    если человек не заражен ВИЧ;

    если человек заражен ВИЧ, но организм еще не выработал антитела к вирусу («период окна»), тогда человек может иметь отрицательный анализ на ВИЧ, даже если он носитель ВИЧ, и он может передать этот вирус другому человеку;

    если у человека развернутый СПИД, когда иммунная система уже не работает (в этом случае человек тяжело болен и фактически уже умирает).

    В ответ на проникновение ВИЧ в крови начинают вырабатываться антитела к этому вирусу, для этого требуется от 2-х недель до 3-х месяцев (наиболее часто встречаемый инкубационный период при ВИЧ-инфекциии). Для надежной диагностики ВИЧ-инфекции необходимо обследоваться дважды: повторный анализ крови рекомендуется выполнить через 3-6 месяцев после последней возможности заражения.

    В «период окна» инфицированный человек может уже передавать ВИЧ другим людям, при определенных условиях и представляет реальную опасность как источник заражения.

    Где можно пройти тест

    В СПИД – центра, в кожно-венерологических, наркологических диспансерах города. Также открыт кабинет анонимного обследования на ВИЧ. Кроме перечисленных учреждений, предоставляется право на бесплатное добровольное медицинское освидетельствование на ВИЧ в лечебно-профилактическом учреждении, в котором зарегистрирован страховой медицинский полис человека.

    Зачем знать, есть ли ВИЧ-инфекция

    Чтобы не заразить своих близких и любимых людей.

    Чтобы быть еще более внимательным к своему здоровью, так как любое заболевание на фоне ВИЧ-инфекции протекает тяжелее и требует специального лечения. Особенно это относится к гепатитам, венерическим заболевания, туберкулезу.

    Чтобы вовремя начать применять специальные препараты, останавливающие развитие болезни и не допустить развития СПИДа.

    Пути предотвращения заражения

    Избежать заражения можно очень просто. Достаточно предотвратить попадание в организм крови, спермы, вагинального секрета. Это значит:

    Пользоваться презервативом из латекса или полиуретана при любом сексуальном контакте ( и использовать его правильно).

    Всегда пользоваться одноразовыми и/или стерильными инструментами для медицинских процедур, связанных с нарушением целостности кожных покровов и контактом со слизистыми оболочками.

    Полный отказ от потребления наркотиков.

    1. Упр. Встать, руки постепенно поднять вверх (медленный вдох) и потянуться ,посмотреть вверх на кисти рук .Потом резко наклониться вниз и потрясти руками (быстрый выдох).Повторить-4-6 раз.

    2. Упр.Руки на пояс .Повороты головы .(влево ,вправо ,вперёд –по 4раза.)Повторить-4-6раз.

    3. Упр.Вращение плечами вперёд-4раза,и назад-4раза.Повторить-4-6 раз.

    Как ВИЧ-инфекция не передается

    Несмотря на серьезные последствия заражения, сам ВИЧ – очень слабый «организм». Он может жить только в жидкостях организма и размножаться только внутри клеток. Поэтому совершенно нет никакой опасности заразиться при бытовых контактах – дружеских поцелуях, рукопожатиях, объятиях, пользовании общей посудой, общим бассейном, спортивным залом, туалетом, постельным бельем. Передача вируса возможна при нарушении гигиенических правил, например, через лезвия для бритья или зубные щетки, инфицированные вирусом иммунодефицита при повреждении кожи и слизистой рта.

    Учитывая, что в таких биологических жидкостях как слюна, пот, слезная жидкость, моча концентрация вируса ничтожна, то практически можно исключить существование воздушно-капельного и фекально-орального механизмов передачи ВИЧ с мокротой, мочой и калом (при отсутствии крови в них). Выделение ВИЧ с этими материалами ничтожно, а количество восприимчивых клеток в желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях очень мало.

    Полученные новые данные по изучению слюны и слезной жидкости. Достоверно доказано, что ВИЧ через данные биологические жидкости не передается, т.к. содержащийся в них лизоцим способен разрушать внешнюю оболочку вируса, что лишает его способности проникать в клетки иммунной системы.

    Не существует опасности передачи ВИЧ при повседневных социальных контактах в семье, в школе, колледже и других заведениях. С ВИЧ-нфицированным можно спокойно разговаривать, обниматься и даже целоваться. От этого вирус не передается. Не стоит пугаться, если ВИЧ-инфицированный кашляет или чихает. Можно спокойно ездить на общественном транспорте: в этих случаях вирус СПИДа не грозит. Нельзя заразиться СПИДом от укусов комаров и других кровососущих насекомых.

    Тест “Пути переноса ВИЧ”

    Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

    От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

    Чихание, кашель, через слюну

    Использование многоразовой посуды в столовой

    About the Author: admin