Точные симптомы аутизма

Оглавление:

Симптомы аутизма у малышей: как выглядят «другие» дети

Увы, в настоящее время Россию нельзя назвать страной, в которой существует развитая государственная программа по поддержке и реабилитации детей-аутистов. Это значит, что вся сложность диагностики и коррекции аутизма у малышей ложится в первую очередь на плечи родителей. А значит, первое, что родителям следует знать – по каким симптомам можно предположить, что их маленький ребенок болен одним из аутистических расстройств.

Несмотря на то, что диагноз «аутизм» официально существует, детей (как и взрослых людей) с таким диагнозом в цивилизованном мире не принято считать больными в традиционном смысле слова.

Правильнее и этичнее считать аутистов — людьми с нарушениями восприятия и коммуникации с внешним миром. Причем, степень этого нарушения имеет с десяток градаций. И у каждой есть свои специфические симптомы.

Точных причин возникновения аутизма у детей до сих пор не знает никто. Хотя в случае с некоторыми конкретными расстройствами аутистического спектра имеет место доказанная наукой генетическая связь.

Что же представляет из себя аутизм как таковой? Все довольно просто: практически круглосуточно человеческий мозг (в том числе и детский) получает и обрабатывает информацию. Мы воспринимаем окружающий мир посредством обработки данных, получаемых нашим мозгом от анализаторов — зрительных, слуховых, осязательных и т.п. А затем, обработав эти данные, мы реагируем на них. Таким образом осуществляется наше восприятие окружающего мира, а также наша коммуникация с ним (реакция на всевозможные раздражители, а также общение с другими людьми).

У аутистов в той или иной степени восприятие окружающего мира нарушено (одни информационные сигналы, которые мы обычно игнорируем, аутисты воспринимают чрезмерно интенсивно; и наоборот – другие, важные для нас посылы извне, они могут вообще не воспринимать как таковые). Соответственно — они иначе, нежели «обычные» люди, реагируют на проявления окружающего мира, а также иначе общаются в рамках социума.

К сожалению, аутизм относится к числу тех заболеваний, которые прогрессирует с каждым годом, о чем красноречиво говорит мировая статистика. Увы, статистических данных отдельно по России не существует, но по оценками практикующих врачей, она мало отличается от общемировой.

10 лет назад на 1 000 здоровых детей приходился 1 малыш с диагнозом аутизм. Три года назад – статистика выросла до 1 на 150. В наше время один ребенок-аутист приходится на 50 здоровых мальчиков и на 80 здоровых девочек (то есть среди малышей-парней аутизм встречается чаще, чем у маленьких барышень). Тревожная динамика, не так ли?

Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.

Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы:

  • Социальные симптомы;
  • Проблемы коммуникации;
  • Монотонность (стереотипность) поведения.

Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;

Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);

Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;

Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;

Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);

Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;

В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);

Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);

Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;

Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);

Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;

Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);

Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;

Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);

Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;

Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;

Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Первые симптомы аутизма родители могут обнаружить у детей уже с возраста примерно 1,5-2 лет. Однако опытные и квалифицированные специалисты способны заметить начальные признаки аутизма уже с 3 месяцев. Для разного возраста существуют специальные диагностические тесты, которые помогают медикам более точно определить потенциальную вероятность развития аутизма у ребенка.

Увы, но на сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор.

Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе.

Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Повторимся, что коррекционная работа напрямую и очень тесно зависит от специфики диагноза. Ведь за словом аутизм скрыто множество разновидностей отклонения поведения. Диапазон «отклонений» от нормы (говоря научным языком – диапазон расстройств аутистического спектра) – огромный: один аутист может быть умственно-отсталым инвалидом, не способным обслуживать себя, тогда как другой — может быть полноценным членом общества, но немного «странным» по оценке других людей: замкнутым, необщительным и т.п. В основном успешный результат коррекции аутизма зависит от точной и ранней диагностики, а также от глубины и качества коррекционной работы.

Это значит, что никакого универсального метода лечения (а именно – коррекции поведенческих реакций) аутизма у детей не существует в принципе. Каждая методика – практически индивидуальна и представляет собой своего рода паззл, состоящий из точно подобранных упражнений и методик, соответствующих проблематике данного конкретного малыша.

Родителям ребятишек с тем или иным расстройством аутистического спектра необходимы в равной степени – и адекватная квалифицированная медицинская помощь, и недюжинная душевная стойкость. А именно: терпение, настойчивость (скорее даже – родительское упрямство) и твердая решимость. Решимость вместе со своей крохой по крупице, по мелочи, по узнать окружающий мир и «подружиться» с ним. Мир, в котором этому ребенку так или иначе предстоит жить.

Как проявляется аутизм у ребенка? Признаки аутизма для родителей

Симптомы детского аутизма. Как ставят диагноз «аутизм»

Причины раннего детского аутизма до сих пор точно неизвестны, однако в мире и в нашей стране накапливается опыт лечения аутизма у детей, и сегодня уже хорошо известны многочисленные признаки аутизма. Необычное поведение ребенка может быть симптомом аутизма — а может и не быть, но обратить на него внимание специалиста стоит, убеждена Наталья Керре, дефектолог и семейный консультант. Свой опыт работы в семьях, воспитывающих особых детей, она обобщила в книге «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии».

Признаков аутизма очень много, нет чётких критериев, дети все разные, и проявляется аутизм у всех по-своему. Однако есть некоторые особенности поведения и развития, которые должны насторожить родителей.

Если вы наблюдаете что-либо из описанного у своего ребёнка — имеет смысл обратиться за консультацией к специалистам:

  • был регресс в развитии, и ребёнок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке и т.д.;
  • распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания;
  • ребёнка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
  • не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;
  • речь развивается с выраженной задержкой, или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных — эскалатор, трактор и т.д.;
  • часто случаются сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
  • не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
  • не понимает обращённую речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
  • нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый или, наоборот, хриплый, глухой;
  • не обращается за помощью, добивается всего плачем или взаимодействует с какой-то частью тела, например с рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевлённый предмет, например забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;
  • не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
  • есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
  • редко смотрит в глаза, смотрит на лицо в целом, вскользь, ребёнка трудно дозваться или сфотографировать; он не удерживает сколько-нибудь длительного контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно смотрит, но не видит, взгляд «зеркальный»;
  • редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывает другим предметы, которые ему нравятся);
  • не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;
  • уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает удобную позу: отстраняется, «растекается» или, наоборот, напрягается, сам не инициирует контакт;
  • к трём годам нет интереса к сверстникам, попыток взаимодействия и общих игр. Ребёнок не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным для них способом;
  • тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;
  • появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов — верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;
  • может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса автомобилей и т.д.;
  • регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, качает или бьётся головой, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;
  • выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание капель в нос, попытки надеть на него варежки, шапку, носки и т.д.;
  • необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;
  • нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна — это не проходит к трём годам, когда в норме у ребёнка должно по явиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;
  • возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, — ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;
  • мелкая и крупная моторика отстают от возрастного уровня либо развиты неравномерно: ребёнок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места.

В реальности сочетания данных диагностических характеристик варьируются, то есть у каждого ребёнка будет свой набор аутистических черт. Это сильно осложняет постановку диагноза.

Сейчас проблемы с диагностикой аутизма лежат в двух плоскостях: либо признаков аутизма не замечают, либо, наоборот, есть тенденция к гипердиагностике, когда под диагноз «аутизм» из-за расплывчатых диагностических критериев подпадают задержки психического и речевого развития, генетические синдромы и даже нарушения зрения и слуха (при которых, в отсутствие коррекционной работы, могут присутствовать своеобразие коммуникации и стереотипные движения).

Кратковременное обследование ребёнка (даже командой специалистов) не всегда может показать истинную картину нарушения, стандартного получаса для этой цели явно недостаточно.

Часто обследование происходит в медучреждении, в пугающей обстановке, где много непривычных звуков и запахов, с большим количеством новых взрослых и детей, но без родителей, после продолжительного ожидания приёма в коридоре. Всё это способно исказить объективную картину, особенно если у ребёнка уже был негативно окрашенный опыт общения с посторонними взрослыми. В условиях стресса он не покажет даже то, что знает и умеет, зато может проявить агрессию и самоагрессию — вербальную и физическую.

Ознакомьтесь так же:  Как ті снимаешь стресс

Для того чтобы диагностика аутизма была успешной, необходимо соблюдение нескольких несложных правил:

  1. Всестороннее изучение ребёнка: должны приниматься во внимание не только медицинская документация, которую родители принесли с собой на приём, но и мнение самих родителей, желательно — если ребёнок ходит в детский сад или школу — получить характеристики от педагогов и психолога учреждения, которое посещает ребёнок.
  2. При обследовании должны использоваться разные пособия, среди которых ребёнок может выбрать то, что ему интересно, приятнее по фактуре и т.д. Часто дети с аутизмом показывают неравномерные результаты при обследовании интеллекта: не могут сложить пирамидку, но при этом легко справляются с головоломками для более старшего возраста — это также является характерным признаком аутизма. Диагностика аутизма «на четырёх кубиках» близка по информативности к нулю!
  3. Ребёнок с подозрением на аутизм не должен долго ждать своего обследования в коридоре, в очереди, желательно максимально быстро принять семью, приехавшую на приём. При назначении времени приёма учесть режим жизни ребёнка — нецелесообразно назначать обследование без учёта графика сна и бодрствования, в то время, когда у ребёнка обычно дневной сон: ребёнок будет либо слишком вялым, сонным, либо слишком возбуждённым, что также смажет общую картину.

Эти правила могут показаться слишком сложными и невозможными для соблюдения в учреждении, где используется «поточный метод». Однако здесь необходимо помнить, что диагностика аутизма — непростой процесс, а количество ошибок здесь — самое большое при общей диагностике ментальных расстройств. И от правильно и своевременно поставленного диагноза в большинстве случаев зависит дальнейшая судьба ребёнка и всей его семьи.

Как не пропустить аутизм у ребенка?

Что такое аутизм?

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), – термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.

Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трех сферах:

1. В том, как человек общается с детьми и взрослыми(нарушения социального взаимодействия)

2. В том, как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица (нарушения в области коммуникации)

3. В том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности)

К расстройствам аутистического спектра(РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями.

Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального

слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Симптомы аутизма

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Причины аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм – это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.

Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.

Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии).

Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм». В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством.

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения:

1. Нарушения моторики.

2. Обостренная чувствительность.

3. Особенности восприятия.

4. Причинение вреда самому себе.

5. Нарушение чувства опасности.

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма.

Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза.

Симптомы аутизма в поведении

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. (В том, как ребенок общается с детьми и взрослыми).

2. Нарушения в сфере коммуникации. (В том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица).

3. Нарушения в поведении(своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Нарушения в сфере социального взаимодействия

Нарушения социального взаимодействия— самые важные симптомы аутизма.

Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен«на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза«аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

Особенности восприятия – обостренная чувствительность

Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов.

По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке.

Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности. В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны. Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Расстройства желудочно-кишечного тракта

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Ребенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.

Нарушения сна

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна. Дети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа. Болевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой. У детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

Оценка риска

Как понять, есть ли показания для того, чтобы проводить диагностику, или развитие ребенка соответствует норме? На следующих страницах предлагаются два способа оценки риска наличия аутизма у детей. Сверившись с ними, вы можете самостоятельно принять решение о необходимости консультации со специалистом.

Если при заполнении опросника возникает подозрение на наличие аутизма, мы рекомендуем проведение более углубленной диагностики у специалиста. Вполне вероятно, что даже при отсутствии аутизма у ребенка могут быть другие проблемы развития, и он может нуждаться в помощи.

Если результат одного из опросников указывает на возможность аутизма и проблемы с развитием, а результат другого – нет, мы все равно рекомендуем вам посоветоваться со специалистом.

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.

Алгоритм для подсчета результатов

Если вы ответили«Нет» на любой вопрос, кроме 2, 5 и 12 – это прямое указание на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра.

Для вопросов 2, 5 и 12 на то, что у ребенка есть риск наличия расстройств аутистического спектра, указывает ответ«Да».

Низкий риск: Общий результат – 0–2 балла.

Если ребенок младше 24 месяцев, рекомендуется провести повторное тестирование после того, как ему исполнится два года. Никаких других действий от вас пока что не требуется.

Средний риск: Общий результат 3–7 баллов.

Обсудите результаты теста с педиатром, попросите его прокомментировать вашу анкету. По результатам вашей беседы примите решение – идти ли на дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: общий результат 7–20 баллов.

Вашему ребенку обязательно требуется обследование, и чем раньше вы его начнете, тем более высока вероятность, что помощь окажется эффективной.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.

Ознакомьтесь так же:  Какие лекарства помогают при депрессии

Если вы отмeчаете указанные симптомы у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.

Аутизм – это состояние, которое сопровождает человека всю жизнь и проявляется как в нарушении социальной коммуникации, так и в определенных проблемах с восприятием окружающей предметной действительности. Хотя состояние аутизма имеет определенные общие признаки, спектр аутистических расстройств весьма широк, поэтому некоторые больные могут жить относительно без проблем, в то время, как другим требуется существенная помощь.

Аутизм – это специфическое нарушение развития нервной системы, отличающееся многообразием проявлений. Характерной чертой людей с аутизмом (как в детском возрасте, так и во взрослой жизни) является отстраненность от внешнего мира, предпочтение одиночества социальным контактам, а также деформация эмоционального спектра. При этом ошибочно считать, что агрессия является обязательным компонентом аутизма – хотя в некоторых случаях для больных характерны вспышки гнева, это достаточно маленький процент по отношению к общему количеству.

Аутизм у взрослых

Симптомы аутизма у взрослых могут быть выражены по-разному и зависят от того, в какой форме находится заболевание. Аутизм в любом случае приводит к нарушению социальных контактов, однако легкая степень позволяет человеку частично адаптироваться к обществу и не зависеть от постоянной помощи других людей. А вот более тяжелые степени заболевания, особенно те, которые связаны с утратой способности разговаривать, требуют постоянного наблюдения. Однако то, насколько успешно взрослый аутист будет адаптирован к жизни в социуме, во многом зависит от того, как рано поставлен диагноз аутизм и насколько эффективно проводится работа по коррекции. Взрослые с выраженным аутизмом могут даже устроиться на работу, не требующую высокой квалификации и предполагающую выполнение однотипных повторяющихся действий.

Статистика показывает, что проявления аутизма можно встретить примерно у 1% взрослых людей. У таких больных основные сложности заключаются не только в нарушении социальной коммуникации, но и в проблемах в повседневной жизни. В первую очередь это предрасположенность к однотипным ритуалам – повторению каких-то действий, не носящих практической ценности, но крайне важных для самого больного. При этом изменения окружающего мира и людей, контактирующих с аутистом, его не интересуют.

Выделяют несколько групп:

  • Больные с низким уровнем интеллектуального развития, у которых отсутствует взаимодействие с окружающим миром, а также способность обслуживать себя.

В плане ухода это самая сложная категория аутистов, ведь их никогда нельзя оставить без внимания.

У них есть способность к речи на фоне определенных речевых нарушений, так что они контактируют с окружающими – но только на определенные темы, при этом здоровым людям подчас сложно понять их. Еще одна особенность данной группы заключается в активном противодействии переменам и крайней привязанности к любимым делам.

  • Аутисты с определенными способностями.

Способны к контакту, однако не принимают общественных норм и практически не обращают внимания на окружающих.

  • Люди с минимальными проявлениями аутизма.

Обычному человеку сложно отличить таких людей от просто нерешительных и обидчивых персон; только психиатр на основании диагностических мероприятий способен определить, что неспособность решать проблемы самостоятельно, неумение принимать решение, отсутствие самостоятельности при, казалось бы, сохранном интеллекте, – это следствие аутизма, а не черта характера.

  • Аутисты с высоким интеллектом.

Одной из основных черт аутистического расстройства является высокая степень увлеченности любимым и интересным делом. Сочетание этой особенности с уровнем интеллекта выше среднего может привести к тому, что таких людей считают гениальными.

Аутизм у мужчин

Еще на самых ранних стадиях изучения аутизма было отмечено, что данная болезнь чаще проявляется у мужчин, чем у женщин. Симптомы аутизма у мужчин являются более яркими и типичными.

Очень часто мужчины, страдающие аутизмом, проявляют существенную привязанность к какому-либо занятию: хобби, коллекционированию. Их увлеченность и знания в выбранной области поражают: они могут не только часами заниматься любимым делом, но и с удовольствием обсуждать все, что касается данной темы. А вот тема романтики и чувств для них является недоступной; они скорее привяжутся к домашнему питомцу, который не будет предъявлять к ним требований, чем к человеку, который своими неосторожными репликами и действиями может пошатнуть и без того неустойчивую самооценку.

Если форма и степень аутизма и позволяет мужчине устроиться на работу, карьеристом он явно не станет: он будет годами оставаться на одной и той же должности, или же часто менять компании. Причина этому – отсутствие интереса к карьере, умноженное на неспособность к продуктивным социальным контактам. Кстати, их социальное взаимодействие с другими людьми затруднено и по той причине, что они не могут определить, как их поведение повлияет на реакцию собеседника (и, собственно, не задумываются об этом).

Аутизм у женщин

Главной особенностью женского аутизма является то, что именно женскому полу свойственно своеобразное «заучивание» шаблонов поведения в определенных социальных ситуациях. Это часто становится причиной того, что аутизм у женщин диагностировать сложнее: поскольку они демонстрируют относительно адекватные реакции на обращение к ним, что не совпадает с базовыми критериями аутизма, собеседник может и не задумываться о том, что поведение является не импровизированным и естественным, а заученным. В то же самое время необходимость такого копирования часто приводит к истощению, что влечет за собой усугубление психического состояния.

Тематика интересов девочек и женщин, страдающих аутизмом, не является сугубо специализированной, однако важным проявлением является глубина этих интересов. Если женщина-аутист интересуется мыльными операми или классической литературой (что является нормальными интересами и для здоровых женщин), то этому занятию она будет посвящать огромное количество времени – даже в ущерб другим делам и занятиям. Кстати, о чтении: среди женщин с аутизмом чаще проявляется гиперлексия: они рано осваивают навык чтения, читают быстро и с полным погружением в произведение, нередко предпочитая эту альтернативную реальность настоящей жизни.

Хотя считается, что люди с аутизмом, не стремятся к общению, в отношении женщин это менее справедливо, и, как правило, они любят принимать участие в социальном взаимодействии. Для них удобнее, если это общение происходит один на один или же, как минимум в небольшой группе. Однако, даже если такие женщины испытывают удовольствие от общения, специфика их нервной системы такова, что им требуется длительное восстановление после таких сеансов – разумеется, в одиночестве либо за любимым делом.

Аутизм у женщин гораздо чаще сопровождается другими проблемами: депрессивные состояния, обсессивно-компульсивные расстройства, проблемы с пищеварением. Присутствие подобных нарушений легко может привести к проблемам с диагностикой аутизма; эта особенность в сочетании с ранее описанной склонностью к копированию шаблонов поведения может стать причиной поздней диагностики аутизма у женщин.

Кто из известных людей был болен аутизмом

Подтверждение тому, что люди, больные аутизмом, могут не только быть относительно адаптированы в социуме, но и добиться определенных высот – это наличие аутистов среди известных людей. Список таких персон достаточно внушителен, при этом многие даже не догадываются, что определенные особенности поведения обусловлены теми или иными проявлениями аутизма, а не эксцентричностью и странностями характера.

Наиболее часто в пример известных аутистов приводят Альберта Эйнштейна. Точного подтверждения диагноза аутизма в этом случае нет, однако такие признаки аутизма, как позднее овладение речью, серьезные истерики в детском возрасте и потребность в том, чтобы его партнерши по браку исполняли роль его родительниц, позволяют предположить определенные аутистические расстройства.

Среди наших современников одним из наиболее известных аутистов является Билл Гейтс – основатель компании Microsoft. Еще в школе учителя отмечали его явное пренебрежение к грамматике, чтению и большинству гуманитарных предметов на фоне явного интереса к математике и в буквальном смысле одержимости компьютерами.

Различными учеными делались предположения, что аутизм был у таких исторически значимых персон, как Моцарт, Мария Кюри, Джейн Остин, Ван Гог, Томас Джефферсон. На диагноз аутизм указывают и некоторые особенности поведения Сатоси Тадзири – геймдизайнера из Японии, который стал родоначальником сериала, манги и игры про покемонов.

Аутизм у детей

Обычно аутизм у детей родители начинают замечать достаточно рано, однако определить наличие этого заболевания и дифференцировать его от схожих состояний бывает сложно. Однако, чем раньше диагностирован аутизм у детей и, соответственно, начата его коррекция, тем лучших результатов возможно добиться впоследствии.

Ранний аутизм до 2 лет

Уже на первых месяцах жизни дети с аутизмом отличаются от своих сверстников. Эти дети не отличаются стремлением контактировать со взрослыми, не фиксируют взгляд на определенной точке (в том числе на лице взрослого человека), предпочитая рассматривать пространство вокруг нее. У этих малышей очень часто подозревают нарушения слуха, однако то, что они отличаются крайне скудной реакцией на звуки, в том числе на собственное имя, вызвано не проблемой со слухом, а тем, что нервная система специфически воспринимает звуковые раздражители.

При раннем аутизме дети до 2 лет уже проявляют склонность к повторяющимся действиям, в том числе раскачиваниям, привязанности к определенным предметам или действиям. В то время, как их сверстники начинают осваивать предречевые способы коммуникации со взрослыми, дети с аутизмом могут вовсе не испытывать потребность в контакте. Бывают случаи, при которых дети, овладев зачатками речи, впоследствии утрачивают их тоже.

Рекомендуется обратиться к врачу, если ребенок демонстрирует следующие признаки аутизма:

  • В полгода никаким образом не выражает радость, в том числе отсутствует улыбка.
  • В 9 месяцев не пытается подражать услышанным звукам, а также копировать выражение лица контактирующего с ним взрослого человека.
  • В год отсутствует лепет и жестикуляция.
  • В полтора года не способен произнести ни одного слова.
  • В два года не умеет складывать фразу из двух слов.

Чем быстрее будет диагностирован ранний аутизм, тем раньше можно начинать коррекцию, и тем больше шансов на адаптацию в обществе.

Детский аутизм от 2 до 11 лет

Детским аутизмом считаются проявления данного состояния в возрасте с 2 до 11 лет. К симптомам, характерным для раннего аутизма, добавляются следующие:

  • Отсутствие стремления к общению как со взрослыми, так и со сверстниками. Такие дети никогда не начинают разговор первыми, и даже если их пытаются вовлечь в беседу, не желают принимать участия в ней.
  • Фиксация на одном виде деятельности. Если дети с нормальным состоянием нервной системы интересуются многим, то для детского аутизма характерно стремление только рисовать, только считать, только слушать музыку или делать что-то одно, в то время, как остальные виды деятельности не вызывают ни интереса, ни эмоционального отклика.
  • Привязанность к привычному. Изменения в обстановке или в режиме дня способны повергнуть таких детей в состояние, близкое к панике.
  • Приобретение новых навыков затруднено, в том числе в процессе школьного обучения.
  • Ребенок может постоянно повторять один и тот же звук, слово или же, словно эхо, бездумно повторять услышанные от взрослых предложения.

В зависимости от того, какая именно форма и степень аутизма у ребенка, все эти признаки могут проявляться ярко или протекать фоном, практически не вызывая беспокойства у родителей. Во втором случае проявления детского аутизма часто ограничиваются отстраненностью (а не категорическим отказом играть с другими детьми), а также повторением монотонных действий. Врачи обращают особое внимание на то, что, если тестирование уровня интеллекта до 5 лет показывает более 50 баллов, у таких детей существенно больше шансов адаптироваться ко взрослой жизни и не быть зависимыми от поддержки и ухода здоровых членов семьи.

Аутизм после 11 лет

Аутизм после 11 лет, он же подростковый аутизм – закономерное развитие детского аутизма. Хотя дети-аутисты в целом являются сложными в воспитании, подростковый возраст является особенно проблемным этапом в развитии такого ребенка. Основная сложность заключается в том, что именно в этот период становится очень заметным разрыв между развитием подростков, страдающих аутизмом, и их сверстников с сохранной нервной системой. Однако есть и определенные улучшения – к примеру, подростки осваивают новые навыки, в том числе по уходу за собой, а также демонстрируют значительные поведенческие улучшения. Снижается уровень раздражительности, гиперактивности, склонность к повторяющемуся поведению.

Если у ребенка в детском возрасте присутствовали нарушения сна (дневная сонливость, ночная бессонница), к подростковому возрасту они могут стать существенной проблемой. Еще одна сложность, связанная со взрослением ребенка, заключается в риске возникновения эпилептических припадков (хотя основная часть подростков-аутистов все же не сталкивается с проявлениями эпилепсии).

Родителям может потребоваться провести дополнительный экскурс в плане полового созревания, а также соблюдения гигиенических норм. Так, многим подросткам с аутизмом приходится напоминать, что им необходимо принимать душ для того, чтобы избежать неприятного запаха.

В подростковом возрасте дети могут остро почувствовать проблему социальной изоляции; исследования показывают, что подростки с аутизмом имеют шанс подвергнуться травле в 5 раз больший, чем их обычные сверстники. Их не приглашают на развлечения и прогулки вне школы, но они также нуждаются в принятии и одобрении. Иногда увлечения таких подростков облегчают налаживание контактов со сверстниками; например, компьютерные игры могут стать общей объединяющей темой для многих подростков.

Причины развития аутизма

На данный момент точная причина развития аутизма до сих пор не определена. Считается, что основной причиной формирования аутизма еще на стадии эмбриона является наследственность, а именно – мутация гена, ответственного за формирование и развитие головного мозга. При этом родители такого ребенка могут вовсе не иметь проявлений аутизма. Еще одной причиной аутизма называют повышенное содержание мужского гормона тестостерона, характерное еще на внутриутробной стадии развития.

Поскольку при изучении мозга людей с аутизмом были выявлены патологические изменения миндалевидного тела, которое отвечает за эмоциональную регуляцию, а также способность человека продуктивно взаимодействовать с другими людьми, нарушения развития миндалевидного тела также могут стать причиной развития аутизма. Еще одна гипотеза, связанная с проблемами в развитии мозга, указывает на то, что мозг детей-аутистов в возрасте примерно трех лет имеет больший размер по сравнению с мозгом обычных детей. Соответственно, устранение причины столь интенсивного роста мозга поможет осуществить профилактику аутизма.

К другим теориям о причинах развития аутизма относятся предположения о связи данного заболевания и уровня тяжелых металлов в организме, недостатке белка Cdk5 (отвечает за регуляцию многих процессов в клетках), некоторых вакцинах, а также биологическом и химическом дисбалансе. Существует даже гипотеза о том, что постоянное проживание в местности с преобладанием дождливой погоды повышает риск развития аутистических расстройств.

Однако до сих пор ни одна из этих теорий не является общепризнанной, поэтому исследования причин развития аутизма продолжаются.

Аутизм: симптомы

Симптомы аутизма – это достаточно широкий набор признаков, поэтому у каждого больного нарушение работы нервной системы может проявляться по-разному. Кроме того, возраст тоже влияет на проявление симптомов аутизма.

Особенности социального общения людей с аутизмом

Нарушения социального общения являются основной проблемой у большинства аутистов. Для них составляет проблему включиться в общение людей с нормальным развитием нервной системы, к тому же далеко не всегда у людей с аутизмом есть желание вообще развивать это общение. Еще в раннем детстве заметно, что ребенок не идет на контакт, не смотрит на другого человека, не стремится играть вместе со сверстниками. В более взрослом возрасте отмечено, что у таких детей снижена способность правильно распознавать эмоции и лица, что сохраняется и тогда, когда человек становится взрослым.

Все эти признаки могут заставить подумать, что аутисты вообще отвергают общение. На самом деле у них есть склонность привязываться к тем, кто заботится о них, однако такая привязанность может возникнуть и к домашним питомцам, а также к какому-то предмету. Люди с аутизмом не стремятся делиться собственными проблемами, поскольку не видят в этом какой-то серьезной необходимости.

Ознакомьтесь так же:  Расстройства личности критерии

Ограниченное поведение

Ограниченное поведение при аутизме представляет собой один из характерных признаков аутизма, когда интерес человека направлен на что-то одно. У детей это часто проявляется в стремлении играть какой-то одной игрушкой или смотреть один-единственный мультфильм. Такое поведение сохраняется и во взрослой жизни – именно поэтому у людей с аутизмом отсутствуют разнообразные интересы, зато какому-то одному занятию или предмету они способны посвятить практически все свое время.

К особенностям поведения аутистов относится и стремление к стабильности, однообразию, что в свою очередь становится поводом для формирования многочисленных повседневных ритуалов и активного сопротивления переменам. Меню людей с аутизмом, включает, как правило, ограниченный набор продуктов, и они категорически не хотят пробовать что-то новое. Ритуальное поведение распространяется на многие сферы жизни: определенная последовательность действий при надевании одежды, одни и те же маршруты прогулок. Если в жизнь аутиста приходят перемены, он будет активно сопротивляться им, даже если это будет минимальная перестановка в его собственной комнате.

Еще одна характерная черта для людей с аутизмом – это компульсивное поведение, то есть выполнение действий, которые могут и не иметь практической ценности, однако больной чувствует необходимость сделать именно это. В детском возрасте это часто проявляется в стремлении расставлять игрушки в ряд по какому-то одному признаку (размер, цвет); когда человек взрослеет, такие действия могут преобразовываться – например, в необходимость выстраивать кружки и тарелки строго по размеру. Эти действия являются именно необходимостью, так как невозможность их выполнения приводит к повышению уровня тревожности до тех пор, пока данное действие не будет выполнено.

Особенности сенсорного восприятия

Аутисты отличаются характерными особенностями сенсорного восприятия. Как правило, это недостаточная либо гиперчувствительность отдельного анализатора, или нескольких; можно выделить следующие особенности восприятия:

При недостатке зрительной чувствительности возможны проблемы с пространственным восприятием, нарушение центрального либо периферического зрения, в то время, как гиперчувствительность проявляется в искажении изображений и склонности фокусировать внимание на отдельной части предмета вместо того, чтобы воспринимать его целиком.

  • Слух (наиболее распространенное сенсорное нарушение при аутизме)

Недостаток чувствительности приводит к сложностям распознавания отдельных звуков, полная или частичная утрата возможности слышать одним ухом. Проблемы со слухом могут проявляться в необходимости находиться в шумных местах или слышать резкие громкие звуки. В то же самое время слуховая гиперчувствительность проявляется в искажении услышанного, жалобах на то, что человек «слышит абсолютно все, что говорят на расстоянии». Слишком сильная чувствительность слухового анализатора может привести к тому, что все звуки, в том числе фоновые, воспринимаются одинаково сильно, и это вносит дискомфорт и мешает сконцентрироваться.

Если способность осязать у людей с аутизмом снижена, он может демонстрировать высокий болевой порог (из-за чего возможно нанесение себе травм), склонен к крепким объятиям и получению удовольствия от сильного давления на кожу. Если же человек демонстрирует гиперчувствительность, он будет избегать любого тактильного контакта с другими людьми, а также иметь проблемы с одеждой и гигиеническими процедурами.

При недостатке вкусовой чувствительности аутисты проявляют склонность к еде с яркими острыми вкусами, а также к поеданию несъедобных предметов. Если вкус развит слишком сильно, человек может отказываться от большинства продуктов питания, в том числе из-за их консистенции (стремление есть только мягкую пищу).

Когда человек с аутизмом малочувствителен к запахам, он может совсем не чувствовать даже резких неприятных ароматов, а для того, чтобы лучше понять, из чего сделан предмет, ему проще лизнуть его, чем понюхать. Однако гиперчувствительность к запахам у аутистов проявляется и как яркая неприязнь к какому-то конкретному запаху: это может быть парфюмерия, гигиенические средства или что-то еще.

У людей с аутизмом часто могут возникать проблемы с вестибулярным аппаратом, из-за чего они испытывают потребность однотипных движений для улучшения ощущений. Это же приводит к тому, что им сложно заниматься спортом, ведь такие больные не имеют достаточного контроля над собственным вестибулярным аппаратом.

Возможно нарушение восприятия собственного тела, что проявляется в нарушении границ личного пространства других людей, проблемах с пространственной ориентацией (это часто становится причиной того, что аутисты не любят перестановок), а также в сложностях с действиями, требующими точной мелкой моторики.

Одним из проявлений аутистических сенсорных расстройств является синестезия. Это состояние достаточно редкое и характеризуется своего рода «замещением» одного чувства на другое. Часто происходит синестезия звука и цвета; такие больные говорят о том, что «видят» музыку или «слышат» красный цвет.

Физиологические признаки аутизма

В большинстве случаев аутизм практически не имеет физиологических проявлений. Однако у людей с аутизмом могут быть следующие проявления:

Недостаточное развитие способности организма противодействовать негативным воздействиям окружающей среды может привести к слишком частым заболеваниям еще в раннем возрасте.

  • Синдром раздраженного кишечника.

Больные испытывают регулярный дискомфорт и боли без видимых причин, что часто сопровождается вздутием живота и нарушениями стула. Иногда это связывают с ограниченной диетой, к которой склонны большинство аутистов.

  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Диагностика аутизма

Как и любое другое заболевание, аутизм выявляется благодаря применению определенных методов диагностики. Лучше, если при подозрении на аутизм обследование будет проведено как можно раньше, ведь в таком случае коррекция тоже может быть начата раньше, а, следовательно, будет более успешной.

В каком возрасте ставится диагноз аутизм

Так как аутизм является врожденным расстройством, его проявления могут быть заметны уже в течение нескольких месяцев после рождения ребенка. Согласно рекомендациям Американской академии педиатров, проводить обследование детей на выявление симптомов аутизма рекомендуется в полтора и в два года.

Во многих случаях симптомы раннего детского аутизма проявляются в период от двух с половиной до трех лет, когда и ставится диагноз аутизм. Именно в это время речевые нарушения и проблемы в общении становятся наиболее явными. Однако во многих случаях и на первом году жизни можно заметить признаки аутистического поведения; если ребенок является первым у родителей, они вполне могут списать эти признаки на особенности характера и индивидуальность самого ребенка. В то же самое время семьи, в которых уже есть здоровые дети, чаще обращают внимание на нетипичное поведение ребенка еще до его поступления в садик.

Иногда аутизм начинает проявляться только после 5 лет, при этом до данного момента ребенок демонстрирует нормальное развитие. Интеллект таких детей относительно сохранен, как и навыки социального общения, однако стремление к уединению и нежелание контактировать с большим количеством людей все же выражено ярче.

Тест на аутизм и другие инструментальные методики

Тесты на аутизм являются удобным средством для самодиагностики, однако они не способны заменить полноценную профессиональную диагностику. Среди таких тестов наиболее известны следующие:

Данный тест включает 50 вопросов-утверждений, с которыми испытуемый может согласиться полностью или частично, а также частично или полностью их отрицать. По результатам тестирования подсчитывается показатель AQ, и если данное число превышает границу 32, можно говорить о высоком уровне аутистических черт. Однако статистика подтверждает, что некоторые из испытуемых, набравших существенное количество баллов, не испытывали никаких проблем в плане социального общения и не имели подтвержденного диагноза аутизма.

  • Тесты на когнитивные особенности

Группа тестов, которые призваны оценить особенности мышления человека, возможности контроля собственного поведения и оценки эмоций и мыслей окружающих людей.

  • Тесты на другие расстройства, в том числе известный тест на алекситимию – отсутствие возможности правильного понимания и выражения собственного настроения и эмоций.

Учитывая, что более 80% людей с аутизмом испытывают подобные сложности, этот тест является актуальным для выявления этого типа вторичного расстройства.

Важно понимать, что, хотя самостоятельное применение тестов и других инструментальных диагностических методик возможно, верно интерпретировать результат может только специалист, подкрепляя свой диагноз результатами других исследований. Часто в комбинации с инструментальными методиками используются методы аппаратной диагностики, позволяющие получить информацию о состоянии мозга и нервной системы, что в свою очередь важно для исключения других заболеваний со схожими симптомами.

Неинструментальные методы диагностики аутизма

К неинструментальным методам диагностики аутизма относятся два основных способа – это наблюдение и беседа. Люди с аутизмом, особенно его глубокими формами, демонстрируют характерное поведение, которое легко отличить от поведения обычного человека: навязчивые движения, следование каким-то ритуалам, отсутствие представления о личном пространстве (или, наоборот, нетерпимость к тактильным контактам), – все это можно заметить, просто понаблюдав за пациентом.

Так как нарушения социальной коммуникации являются одним из типичных проявлений аутизма, беседа является часто используемой диагностической методикой. Оценивается способность больного поддержать беседу, заинтересованность в диалоге, содержание и структура речи, а также другие параметры, которые и позволяют сделать вывод о наличии/отсутствии признаков аутизма.

Лечение аутизма

Так как аутизм является проблемой и для самого человека, и для его близких, первый вопрос, который является актуальным – это вопрос лечения аутизма. Действительно ли лечение аутизма является возможным?

Возможно ли вылечить аутизм

Первое, что нужно запомнить родственникам – на данный момент не существует лекарственного препарата, направленного исключительно на устранение всех проявлений аутизма. Некоторые медикаменты могут применяться для купирования сопутствующих симптомов, однако главными способами лечения остаются методы психиатрии и социальной адаптации.

Окончательного лечения аутизма на сегодня не существует, хотя исследования и разработки по данному вопросу ведутся постоянно. Результаты, которых можно добиться с помощью лечения, заключаются в улучшении социальной адаптации аутистов, помощи в установлении контактов с другими людьми. Однако, если в отношении некоторых пациентов прогресс может быть достигнут достаточно быстро, для других улучшение может не наступать годами.

Коррекция развития людей с аутизмом

Существуют методы коррекции аутизма, которые можно однозначно рекомендовать тем, кто ухаживает за детьми или другими родственниками с аутизмом. Эффективность этих методов определяется знанием самой сути аутизма и его проявлений.

Актуальна для тех больных, которые демонстрируют относительную сохранность интеллекта и речи. Помогает контролировать свое поведение и изменяет представления о тех или иных явлениях так, чтобы изменение привычного порядка приносило меньше тревожности.

Когда проблемы с речью настолько сильны, что даже во взрослом возрасте человек не способен общаться словами, для него можно использовать различные заменяющие варианты. Это может быть набор картинок, язык жестов или специальные электронные программы и приложения.

  • Тренинги социальных навыков.

Могут использоваться с детства, показывая малышам, как можно действовать в тех или иных ситуациях. Однако такие тренинги актуальны и для взрослых с аутизмом.

Это лишь некоторые методы коррекции проявлений аутизма; конкретные рекомендации зависят от таких факторов, как состояние и возраст больного, а также специфики самого заболевания и сопутствующих состояний.

Аутизм: развитие и последствия

Аутизм является состоянием, которое оказывает определенное влияние на развитие человека. Несмотря на то, что в течение жизни больной овладевает новыми умениями и навыками, такой человек в любом случае будет обладать определенной спецификой социальных контактов и поведения в целом.

При своевременной коррекции и регулярной поддержке особо критичных последствий для человека не происходит. Однако взрослым с аутизмом необходима психологическая помощь и определенное внимание с учетом особенностей их формы аутизма.

Помощь больным аутизмом

Большинство людей с аутизмом так или иначе нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Поэтому родителям и другим людям, связанным с уходом за людьми с аутизмом, целесообразно повышать свою информированность по поводу данного заболевания, а также сотрудничать со специалистами по вопросам коррекции аутизма и повышения уровня жизни таких людей.

Центр аутизма

Центры аутизма, как и другие специализированные организации, оказывают всестороннюю поддержку и самим больным, и их семьям. Эти организации могут выполнять следующие функции:

  • Проведение коррекционной работы
  • Психотерапия
  • Мероприятия по социальной адаптации
  • Информационная работа с родственниками больного аутизмом
  • Консультации
  • Диагностические мероприятия
  • Помощь в решении вопросов социального характера
  • Образование

Персонал подобного рода центров имеет достаточную квалификацию и опыт для того, чтобы помогать решать актуальные вопросы обучения, социализации и адаптации людей с аутизмом. Часто на базе центров аутизма создаются сообщества людей, которые так или иначе связаны с темой аутизма, что является дополнительным плюсом – происходит обмен как теоретическими знаниями, так и практическим опытом.

Аутизм и родители ребенка с аутизмом

Когда родители узнают о том, что их ребенку поставлен диагноз аутизм, для многих это является настоящим шоком (а некоторые даже впадают в стадию отрицания, утверждая, что врачи ошибаются, и это просто особенности характера малыша). Однако рано или поздно приходится осознать необходимость ухода за своим особенным ребенком. И для того, чтобы делать это наиболее продуктивно, стоит соблюдать следующие рекомендации:

  • Проявлять терпение. Особенности поведения детей-аутистов не являются их прихотью или капризом, и крайне неправильно ругать их за это.
  • Определиться с программой развития. Основная нагрузка по развитию и обучению ребенка с аутизмом, так или иначе ложится на родителей, однако первое, что нужно сделать, – проконсультироваться со специалистами по поводу лучшего выбора для этого конкретного малыша.
  • Стимулировать интерес ребенка к внешнему миру, его эмоциональные реакции.
  • Уметь определять попытки вступить в контакт. Дети с аутизмом нередко своеобразно проявляют потребность в общении, и родителям важно научиться отслеживать эти попытки и отвечать на них в соответствии с потребностями ребенка.

Для того, чтобы процесс коррекции проходил наиболее продуктивно, родителям стоит сотрудничать с организациями, оказывающими помощь семьям с детьми-аутистами, а также рекомендуется объединяться в сообщества для эффективной взаимопомощи и обмена опытом. В таких сообществах часто проводятся разные совместные мероприятия, которые благотворно влияют на психологическое состояние и самих детей, и их родителей.

Аутизм и больные взрослые

Аутизм не проходит с возрастом. Проявления аутизма у взрослого человека могут проявляться по-разному; кто-то адаптирован настолько, что практически не нуждается в уходе и даже способен устроиться на работу, а кому-то нужна постоянная помощь. Естественно, что в последнем случае эта самая помощь осуществляется в большинстве случаев силами родственников. Тяжелые формы аутизма также часто нуждаются в применении определенной фармакотерапии, которая направлена на устранение определенных симптомов – например, коррекция нарушений концентрации внимания или депрессивных состояний.

Очень многие взрослые, у которых проявляются аутистические нарушения в легкой форме, отличаются выдающимися талантами в разных сферах жизни. Существует даже отдельное понятие «синдром саванта», которое определяет состояние, при котором человек с аутистическим расстройством имеет уникальные способности в отдельном виде деятельности (науки, искусства) в противовес общему нарушению развития. Чаще всего способности таких людей проявляются в области музыки и рисования, а также в точных науках. При этом, будучи увлеченным своим делом, они вполне могут забывать даже о насущных необходимостях вроде еды или сна.

Аутизм – состояние, природа которого до сих пор не определена, а проявления столь многогранны, что с трудом поддаются классификации. При этом есть мнение, что аутизм представляет собой не столько патологическое развитие нервной системы, сколько особое состояние, которое просто требует своего подхода и определенных принципов контакта с такими людьми. Вылечить аутизм навсегда невозможно, однако интенсивное правильно подобранное лечение поможет с большим успехом адаптироваться к самостоятельной жизни и даже завести семью.

About the Author: admin