Тяжелая степень врожденного слабоумия называется

Несколько слов о врождённом слабоумии

Выдержки из статьи психиатра Владимира Князева

«Покуда есть на свете дураки»

Вы можете сказать, в каком смысле в народе употребляется выражение «он пошел и наломал дров»? А «тише едешь — дальше будешь»? Услышав такие вопросы на приеме у психиатра, не удивляйтесь — врач не мнит себя Далем и не ударился в филологический поиск. Он в клинической беседе выясняет уровень интеллекта у незнакомого ему человека.

Любой из нас способен к эксклюзивному творчеству: кто-то (преимущественно женщины) может сотворить из ничего шляпку или скандал, кто-то — совершить великое открытие. Иному вообще достаточно сжечь древнегреческий храм, чтобы на века остаться в памяти благодарного человечества.

Но все мы схожи в главном: каждый из нас — немного психиатр-диагност. Причем, что удивительно, этот дар просыпается в человеке задолго до получения врачебного диплома и зачастую в нем не нуждается. Да что там диплом! Уже в малышковой группе детского садика нам доводилось слышать звонкое «Дуяк!», при этом радовало лишь то, что обидное определение умственных способностей досталось не нам персонально, а соседу по горшку.

Что же такое — «дурак», «дебил», «идиот», «даун», «олигофрен»? Что описывают эти столь любимые в народе термины? Какое качество ума?

Умственное недоразвитие, отсталость, врожденное слабоумие — все это синонимы основного термина «Олигофрения». Впервые этот термин предложил один из классиков психиатрии Э.Крепелин.

Олигофрения — это группа болезненных состояний психики человека, характеризующихся врожденным и рано приобретенным дефектом познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Считается, что в популяции число слабоумных людей достигает 3% — а это 120 млн. человек на всей Земле. Есть наблюдения, доказывающие, что олигофрению можно смело ставить чуть ли не каждому десятому, поскольку страдают ею до 8% населения.

В зависимости от глубины интеллектуального дефекта принято подразделять олигофрению на три группы — идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — наиболее глубокая степень поражения интеллекта. Если нормальным АйКью считается показатель выше 70, то в этом случае речь идет о пределах от 0 до 25, если вообще представляется возможность оценки стандартными методами. Такие больные уже с самого раннего детства резко отстают в развитии, поздно начинают держать голову, с трудом обучаются сидеть и ходить. Их передвижения неуклюжи, без содружественных движений рук и ног. Выражение лица тупое, иногда — с гримасой злобы или довольства. Речь не формируется, и они могут лишь издавать нечленораздельные звуки, иногда — слоги, беспрестанно их повторяя. Они не способны обслуживать себя самостоятельно, не обучаемы навыкам опрятности. Они живут преимущественно инстинктами: прожорливы, назойливо мастурбируют и т.п. В обычной семье жизнь с ними невыносима, поэтому страдающих идиотией помещают в специальные интернаты.

Имбецильность — в переводе с латыни «тупоумие». Такие больные начинают ходить в 2-3 года, с большой задержкой, но речь у них все же формируется, хотя в дальнейшем и отличается крайней бедностью словаря, затруднением образования фраз, частыми грамматическими дефектами. Очень часто отмечается косноязычие, а темы разговоров исчерпываются удовлетворением простейших желаний имбецила. Его движения плохо координированы, точная моторика так и не формируется. Выражение лица без тонкой мимической игры, с редким миганием. Таких больных можно обучить навыкам опрятности, они способны к элементарному самообслуживанию. При дальнейшем обучении они могут освоить счет на пальцах или отдельных предметах (в пределах 10), понимают номинал денег, называют знакомые предметы на картинках. Однако читать, писать, складно изложить или сочинить рассказ они не могут. Интересы имбецила ограничены удовлетворением низших потребностей, настроение чаще благодушное, хотя возможны приступы гнева или агрессии, если их кто-нибудь обидит. Особенно опасны страдающие имбецильностью в случаях их общения с маленькими детьми, поскольку не исключена грубая сексуальная агрессия в отношении последних.

Дебильность — легкая степень олигофрении. Показатели АйКью в пределах 50-70. Еще в детстве страдающие этой формой слабоумия обнаруживают отставание в своем развитии, позже начинают ходить и говорить. Речь развивается к 3-4 годам, долго сохраняются дефекты артикуляции. Отставание в учебе идет уже с первых классов школы, хотя неплохая механическая память, усидчивость, послушание и талант педагогов помогают им худо-бедно получить начальное образование, пусть даже и дублируя классы. Дебил способен научиться неквалифицированному труду, но выполняет его подражательно, стереотипно. Даже научившись читать, они не интересуются книгами и прессой, предпочитая смотреть телевизор или ходить в кино. Понятно, что им нравятся не творения А.Тарковского или Ф.Феллини, а боевики и киносказки. Мышление дебилов преимущественно конкретно-образное, и с накоплением жизненного опыта они могут становиться достаточно активными и целеустремленными. В зависимости от глубины интеллектуального дефекта страдающие дебильностью классифицируются на три степени — легкая, средняя и тяжелая. Пример «легкой степени» вы можете наблюдать, созерцая по выходным жизнь семьи Звездуновых (герои «ОСП-студии» телеканала ТВ-6), где Сыночка — просто классический образец дебильности и по развитию, и по поведению, и по жажде удовлетворения своих все возрастающих сексуальных потребностей. Замечено, однако, что пациенты с легкой степенью дебильности в большинстве своем — вполне неплохие супруги, малоконфликтные, послушные и управляемые, словом — мечта каждой советской женщины!

Тяжелая дебильность иллюстрируется героем телепередачи «Городок» по имени Модест (эту роль талантливо играет Ю.Стоянов). Поскольку эти типажи легко узнаваемы, думаю, что вы сможете достаточно спокойно пропускать мимо ушей обидные ярлыки и прозвища, о которых я упоминал в начале: ведь они не про вас, верно?

Диагностику олигофрении проводят врачи-психиатры как на основании тщательного опроса пациента и его родственников, так и с помощью многочисленных тестовых методик. И хочу заметить, что пресловутым тестам на АйКью отдается меньшее значение, нежели старой доброй клинической беседе. В ней то и зазвучат вопросы про то, «чем птица отличается от самолета?», да и пословицам будет уделено время. Если человек понимает переносный смысл этих идиом, а не объясняет их смысл буквально («пошел в лес, свалил дерево, наломал руками из него дровишек»), то подозрение в дебильности уже принципиально отпадает. А вот спрашивать «кто такой Ленин?» подростков и призывников мы перестали. Все равно не знают. Может, оно и к лучшему.

С сокрушительным диагнозом «умственная отсталость» чаще всего сталкиваются родители в отношении своего ребенка. Даже в случае выявления и подтверждения диагноза сдаваться и пасовать не надо. Современная фармакотерапия, психиатрия и педагогика способны (пусть и не скоро, в течение нескольких лет) заметно смягчить проявления того или иного интеллектуального дефекта и вполне удовлетворительно адаптировать такого человека к суровым реалиям нашей жизни.

Слабоумие – это необратимое нарушение интеллекта, обеднение всей психической активности, сопровождающееся снижением или утратой полученных ранее навыков и знаний и затруднением или невозможностью приобретения новых. При этом у человека постепенно утрачивается понимание связи между окружающими его явлениями, снижается критичность к собственному поведению, стирается грань между главным и второстепенным.

В отличии от деменции, слабоумие может быть врожденным (олигофрения). Приобретенное же слабоумие возникает вторично, на фоне других заболеваний и может быть паралитическим, старческим, алкогольным, шизофреническим, сосудистым и т.д. Кроме того, слабоумие можно разделить на тотальное (полное) и частичное (очаговое, лакунарное) в зависимости от степени выраженности. Полное слабоумие сопровождается глубокими нарушениями памяти, критики и суждений, беспечным настроением, непродуктивностью и замедленностью мышления. Кроме того, утрачиваются и присущие ранее черты характера. Вследствие этого, определить, каким больной слабоумием человек был раньше, предугадать невозможно. Легкие же формы слабоумия (очаговые) проявляются раздражительностью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, легкими нарушениями памяти и обеднением прежнего круга интересов, неглубоким снижением критики.

Иногда слабоумие (психотическое) на начальной стадии сопровождается галлюцинациями, бредом, маниакально-депрессивным синдромом. Однако с прогрессированием слабоумия исчезают и эти симптомы. Слабоумие, которое не прогрессирует, называют стационарным.

Врожденное слабоумие (олигофрения) может быть обусловлено генетическими факторами, значительной недоношенностью, внутриутробным поражением плода нейротоксическими воздействиями (инфекционной или химической природы, ионизирующим излучением), родовой травмой или асфиксией плода, травмами головного мозга.

Приобретенное слабоумие (деменция) возникает по разным причинам, среди которых атеросклероз сосудов головного мозга, частые эпилептические приступы, инфекционные заболевания головного мозга (энцефалиты, менингоэнцефалиты), естественное старение клеток головного мозга (старческое слабоумие), хорея Гентингтона, черепно-мозговые травмы с органическим психосиндромом, длительная алкогольная интоксикация (алкогольная деменция), поражение головного мозга сифилисом, болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, объемные новообразования головного мозга, длительное течение шизофрении, болезнь Паркинсона, гидроцефалия, боковой амиотрофический склероз, болезнь Крейцтфельдта-Якоба, болезнь Бехчета, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), дефицит фолиевой кислоты, витаминов группы В, тяжелая печеночная недостаточность, рассеянный склероз, синдром Кушинга, системная красная волчанка, тяжёлая почечная недостаточность, дисфункции щитовидной железы, болезнь Уиппла и др. По сути, все причины развития приобретенного слабоумия можно разделить на сосудистые, атрофические, инфекционные, метаболические, дефицитные и смешанные.

Ознакомьтесь так же:  Китаева-смыка организм и стресс

Врожденное слабоумие

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении — идиотия (тяжелое умственное недоразвитие), имбецильность (среднее умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития). В свою очередь, эти уровни умственной недостаточности подразделяются на легкую, умеренную и тяжелую степень выраженности.

Страдающие идиотией не владеют речью (могут издавать лишь нечленораздельные звуки), не способны даже к примитивному труду, они совершенно не обучаемы и живут в мире безусловных рефлексов. Они не способны отличить горячее от холодного, съедобное от несъедобного, не узнают окружающих, даже мать. Двигательные реакции их выражаются в однообразных стереотипных раскачиваниях туловища слева направо, взад — вперед. Эмоциональные реакции их весьма примитивны и выражаются лишь в гневливо-злобных вспышках.

Страдающие идиотией нуждаются в постоянном надзоре и уходе, так как многие из них не владеют навыками самообслуживания, они обычно помещаются в особые медицинские учреждения пожизненно, ибо дома они не удерживаются в силу особенностей психического недоразвития.

Имбецильность — средняя степень задержки психического развития. При ней больным можно привить элементарные навыки по совершению туалета, умывания, одевания, уборке помещения. Более того, они могут овладеть простейшими трудовыми процессами путем тренировки подражательных действий (например, клеить коробочки или собирать из соответствующих деталей искусственные елки). Некоторые из них даже могут усвоить простейший счет в пределах 10. Познавательная деятельность имбецилов ограничена лишь образованием представлений, образование понятий для них невозможно. У них, естественно, отсутствует способность к абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, они сами могут усвоить и пользоваться несколькими десятками слов (но не более 50). Речь их косноязычна, состоит из отдельных слов или чрезвычайно простых предложений (состоящих, как правило, из двух несогласующихся между собой слов). Их адаптация в окружающем возможна только при наличии постоянно опекающих их родственников. Имбецилы крайне внушаемы, эта их особенность иногда используется различными мошенниками и проходимцами для совершения различных правонарушений. Собственные интересы имбецилов крайне примитивны и заключаются лишь в удовлетворении пищевой потребности. Имбецилы обучаются в специальной вспомогательной школе для олигофренов.

Дебильность — самая легкая степень психического недоразвития. У дебилов ограничена способность к выработке сложных понятий и обобщений, поэтому у них преобладает конкретно-описательный тип мышления. Абстрактное мышление им, как правило, недоступно. Тем не менее они могут, хотя и с трудом, учиться в массовой школе, перебиваясь с тройки на двойку. Новый материал они осваивают путем механической зубрежки. В массовой школе они многократно дублируют первые классы, имея многочисленные задолжности по арифметике, и в конце концов все-таки оказываются во вспомогательной школе для олигофренов. Чрезвычайно важна для страдающих дебильностью адекватная организация труда и быта. При разумном руководстве они могут овладеть несложной специальностью, тем более что у дебилов «умений больше, чем знаний».

Врожденное слабоумие

Олигофрения — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания.

Олигофрения (от греч. oligos — малый + phren — ум, разум) — группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием.

БОЛЬШИНСТВО олигофрений (врожденное слабоумие) относятся к обширной группе врожденных аномалий развития центральной нервной системы, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенез). Их принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия, протекающего с распадом психической деятельности. При олигофрении сохраняется лишь динамика клинических проявлений, связанная с возрастным развитием, декомпенсацией или компенсацией состояния под влиянием возрастных кризов, различных внешних процессов. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, отсутствие эмоциональных впечатлений). Термин «олигофрения» нередко подменяют понятием «умственная отсталость», которое объединяет различные формы ранней интеллектуальной недостаточности, связанной с прогредиентными заболеваниями (например, шизофренией), возникшими в детском возрасте, а также психогенными и культуральными факторами. Для определения степени умственной отсталости используют IQ (интеллектуальный коэффициент, в норме равный 100), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов. По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости IQ равен 50-70; при средней тяжести — 35-50; при резко выраженной — 20-35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20.

Симптомы заболевания

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы, т. е. те, которые влияют на появление и развитие заболевания, многообразны. В зависимости от времени их воздействия различают олигофрении, связанные с наследственными факторами (в том числе с поражением половых клеток родителей), обусловленными внутриутробными воздействиями, действующими на зародыш и плод (эмбриопатии и фетопатии), и олигофрении, возникшие в результате поражения ЦНС. Различают также недифференцированные формы — с неясной этиологией и неочерченной клинической картиной (по разным подсчетам, они составляют от 50 до 90% всех олигофрений) — и дифференцированные олигофрении, при которых установлена этиология или выражены клинические признаки.

У человека, страдающего олигофренией, проявляются следующие симптомы заболевания.

Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности. В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни. Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) — идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia — невежество; IQ — до 20) — наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакций на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированна). Речь, как правило, не развивается, то, что говорят окружающие, различают с трудом, воспринимается лишь интонация. Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе и без посторонней помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и к себе. Отсутствуют навыки самообслуживания; зачастую не осваивают прямохождения. Недоразвита эмоциональная сфера, не выделяют близких. Часто нет инстинкта самосохранения (не вырабатывается рефлекс на болевой раздражитель).

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, незначительный; IQ -20-30) — средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающих разнообразнее и оживленнее. Им удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов. Мышление крайне конкретное. Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несостоятельны. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы, и они овладевают отдельными операциями. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Самостоятельно жизнь они вести не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.

Дебильность (от лат. debilis — слабый, хилый; IQ — 30-50) — легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению. Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют такие грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память. Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у них может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Дебилы могут закончить начальную и вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.

Ознакомьтесь так же:  Метронидазол и гайморит

Как лечить

СПОСОБОВ лечения как таковых не существует. Но при совместной работе психолога и родителей и использовании методов корректировки, таких как трудотерапия, арттерапия, то есть лечение «искусством», включающее в себя музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию, возможны заметные улучшения у больного ребенка.

Мнение специалиста

О ЛЕЧЕНИИ людей, страдающих олигофренией, рассказывает психиатр Минздрава РФ, заведующий отделом Научного центра охраны здоровья детей РАМН Николай МИРОНОВ:

— Хочу сказать о препаратах. Для «лечения» детей, находящихся в учреждениях, обычно используют галоперидол и другие нейролептики. На мой взгляд, принимать такие средства совершенно неадекватно и негуманно. Чаще всего, если ребенок плохо спит или отличается дурным поведением, его состояние рассматривается как проявление болезни, тогда как на самом деле это изъяны педагогической работы.

Представьте, что ваше родное чадо сотворило нечто, вызвавшее ваш родительский гнев. Неужели побежите к врачу за галоперидолом? Нейролептики нужны для лечения психозов, а не интеллектуальной недостаточности. Между тем психозы у детей встречаются всего в трех процентах случаев общей психической патологии.

К подростковому возрасту умственная отсталость составляет уже половину случаев. Интеллектуально недостаточные дети нуждаются в педагогической коррекции и психотерапевтической помощи. Им всем (и в больших дозах) нужны совсем другие препараты типа ноотропила, что при вечной бедности сиротских заведений совершенно нереально.

Умственная отсталость (врожденное слабоумие)

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • – основные клинические проявления умственной отсталости;
  • – судебно-психиатрическое значение умственной отсталости;

уметь

  • – определять основные клинические проявления умственной отсталости;
  • – выделять этиологию, патогенез умственной отсталости;
  • – устанавливать юридически значимые клинические проявления умственной отсталости;

владеть

– навыками определения и судебно-психиатрической оценки умственной отсталости.

Умственная отсталость (mental retardaion), или олигофрения (от греч. oligos – малый, phren – ум), представляет собой врожденное или рано приобретенное (до 3 лет) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики. В современной психиатрии рассматриваются вопросы врожденного слабоумия (олигофрения, умственная отсталость) как непрогредиентной аномалии развития головного мозга, проявляющейся в сниженной (в разной степени) способности к познавательной деятельности и абстрактному мышлению. У таких лиц нарушены все стороны психической деятельности (восприятие, мышление, память, речь, эмоции, критика, воля и др.), но главным образом – познавательные способности и мыслительная деятельность.

Актуальность проблемы умственной отсталости обусловлена неясностью во многих случаях ее причин, разнообразием клинических проявлений, частотой встречаемости. Социально-правовая значимость этой группы больных определяется малой эффективностью лечебно-реабилитационных мероприятий, существенным социально-экономическим бременем для общества. Умственная отсталость от собственно психических заболеваний отличается отсутствием прогредиентности, т.е. характерного для большинства других психических расстройств прогрессирующего нарастания тяжести болезненной симптоматики.

Распространенность. Данные о распространенности олигофрений противоречивы. По данным Всемирной организации здравоохранения (1995), умственная отсталость широко распространена во всем мире и обнаруживается у 1–3% населения, причем происходит накопление в населении лиц с врожденной умственной недостаточностью, что связывают, с одной стороны, с ухудшением экологической ситуации, загрязнением окружающей среды, а с другой – с повышением качества медицинской помощи и ростом выживаемости детей с пороками развития. По расчетам комитета экспертов ВОЗ, прогнозируется возможность сокращения частоты тяжелой умственной отсталости при сохранении общего числа больных (до 3–5% населения). Следует отметить, что чем выше социально-экономическая дифференциация общества, тем выше выявляемость умственной отсталости.

Причинами умственной отсталости выступают наследственные факторы и внешние вредные воздействия на плод во внутриутробный период его развития, во время родов и на ранних этапах развития ребенка. К внешним (экзогенным) причинам относятся: интоксикации, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания матери в период беременности, механические повреждения плода во внутриутробном периоде и во время родов, инфекционные или эндокринные заболевания ребенка на ранних этапах его жизни, приводящие к нарушению развития головного мозга. Возможно сочетанное воздействие наследственных и средовых факторов.

От умственной отсталости необходимо отличать задержки психического развития (патологические состояния, проявляющиеся недостаточным развитием интеллекта и психики в целом и связанные с неблагоприятными биологическими и социальными факторами на более поздних этапах развития ребенка, при этом сохраняется потенциальная возможность их дальнейшего развития). Отдельно рассматриваются и искажения психического развития (связанные с неравномерностью психофизического развития – например инфантилизмом, акселерацией и т.п.), которые объединяют патологию психического развития с изменением последовательности, темпа созревания психических функций (психический дизонтогенез).

В настоящее время известно порядка 300 различных наследственно обусловленных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью. Среди хромосомных аномалий можно назвать болезнь Дауна, формы, связанные с нарушением обмена веществ (фенилкетонурия, галактоземия).

Из внешних причин, которые могут оказать повреждающее воздействие на центральную нервную систему плода во внутриутробный период развития, наиболее важными считаются вирусные инфекции (краснуха, грипп, инфекционный гепатит и т.д.). Имеются многочисленные данные о роли токсоплазмоза и сифилиса в возникновении умственной отсталости. Патогенное влияние на плод могут оказывать алкогольная и в особенности наркотическая интоксикация, различные медикаментозные средства, которые мать употребляла во время беременности. Вызывать повреждение мозга при врожденном слабоумии могут внутриутробное кислородное голодание (гипоксия) и родовая травма. К гипоксии плода и нарушению его развития могут привести тяжелые хронические заболевания матери во время беременности (сердечно-сосудистая недостаточность, болезни крови, почек, эндокринные заболевания и т.д.). По данным различных авторов, удельный вес наследственно обусловленных форм умственной отсталости меньше, чем обусловленных внешними неблагоприятными воздействиями (экзогенных). Современный уровень знаний позволяет четко установить причину только для 35% олигофрений. Формы с неустановленной этиологией называют недифференцированными, или идиопатическими. Их доля будет снижаться по мере накопления научных знаний о причинах (этиологии) и механизмах развития (патогенезе) умственной отсталости. Таким образом, причины умственной отсталости многообразны и связаны с наследственными и экзогенно-органическими факторами. Патологическое состояние возникает в результате влияния одного из этих факторов либо в результате сложного взаимодействия многих патологических воздействий.

Клиника. Несмотря на кажущуюся простоту в диагностике, клиническая картина проявления умственной отсталости многообразна, что связано с различной степенью психического недоразвития и дополнительными психопатологическими проявлениями. Невзирая па недоразвитие всей психики, в первую очередь страдают эволюционно более молодые психические функции, такие как мышление и речь, а эволюционно более древние – элементарные функции психики, инстинкты – остаются более сохранными. Процессы мышления характеризуются слабостью абстрагирования с преобладанием конкретных связей и ассоциаций, невозможностью отвлеченного и недостаточностью логического мышления. Лишь при легкой степени умственной отсталости может иметь место крайне ограниченная способность к аналитическому и синтетическому мышлению.

Наряду с этим отмечается слабость активного, целенаправленного произвольного внимания, оно с трудом привлекается, легко рассеивается, слабо фиксируется, что в целом сужает восприятие, затрудняет анализ зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, поступающих из окружающей среды. Все это не позволяет больным активно и избирательно постигать, осознавать явления и свойства окружающего мира. Больные воспринимают внешние признаки предметов и явлений и не осмысляют внутренние логические связи, не понимают отвлеченные словесные построения. Все это затрудняет осмысленную ориентировку в среде, препятствует адекватному поведению больных в субъективно сложных ситуациях. Нарушения памяти носят диспропорциональный характер, в первую очередь страдает логическое и опосредованное запоминание, в то время как механическая память может быть сохранной и даже гипертрофированной.

Недоразвитие высших психических функций отражается на развитии речи, которая формируется с запозданием, часто фонетически неправильная, с нарушениями грамматического строя, бедными, односложными фразами. Больные затрудняются в формулировании своих мыслей, испытывают трудности при освоении навыков чтения и письма, при этом уровень развития речи всегда связан со степенью интеллектуальной недостаточности. Неравномерностью развития отличается и эмоционально-волевая сфера. При относительной сохранности наиболее элементарных эмоций (проявления радости, злости, удовлетворения) высшие эмоциональные проявления, связанные прежде всего с морально-нравственными категориями, являются недифференцированными и недоразвитыми. Эмоциональные реакции вытекают из конкретных ситуаций и полностью ими определяются.

Волевая сфера характеризуется слабостью побуждений, безынициативностью, недостаточной самостоятельностью. Поступки часто импульсивны, нелогичны, недифференцированны, поведение больных определяется влечениями и аффектами, а также ситуационными обстоятельствами. Борьба мотивов, определяемая у психически здоровых людей морально-нравственными и интеллектуально-логическими категориями, у лиц с умственной отсталостью, как правило, отсутствует. В то же время указанные особенности зависят от глубины психического дефекта, выраженности эмоционально-волевых нарушений. Степень эмоционального дефекта и слабости волевых процессов, способность к продуктивной деятельности определяются глубиной интеллектуальной недостаточности. Так, при легких формах умственной отсталости недоразвитие психических функций может существенным образом не сказываться на повседневном поведении взрослых больных вследствие социального обучения, включенности их в элементарные социально-трудовые процессы, присмотру и патронажу со стороны родственников и медицинского персонала.

Ознакомьтесь так же:  Вылечить гайморит таблетки

Нередко умственная отсталость проявляется недоразвитием двигательной сферы – угловатостью и недостаточной скоординированностью движений. Особенно это заметно при необходимости совершения тонких и точных движений, в жестикуляции и мимике. В соматическом состоянии могут отмечаться признаки общего физического недоразвития, диспропорциональность строения тела, гормональная недостаточность, нарушение темпов и сроков полового созревания. Неврологические проявления коррелируют с тяжестью поражения центральной нервной системы и отличаются разнообразием. У больных возможны общемозговые и очаговые органические неврологические симптомы вплоть до параличей, парезов, судорожных припадков.

Традиционно различают три степени психического недоразвития (по тяжести психических расстройств) – идиотию, имбецильность и дебильность. Все эти формы умственной отсталости объединяет тотальный характер психического недоразвития с преимущественным поражением высших функций – интеллекта и мышления, а также относительной сохранностью более эволюционно древних инстинктивных функций человека.

Указанная градация была видоизменена в международной классификации психических и поведенческих расстройств (МКВ-10), где умственная отсталость разделена на четыре категории по степени тяжести клинических проявлений. При этом разделению на две категории подверглась «средняя» степень умственной отсталости – имбецильность.

Комитет экспертов ВОЗ рекомендовал при составлении классификации умственной отсталости опираться на комплекс клинико-психопатологических характеристик, который должен включать в себя оценку особенностей психопатологической структуры и степени умственного недоразвития, социальную приспособляемость, наличие поведенческих нарушений. При этом использование интеллектуальных тестов и их статистическая обработка позволяют проводить деление умственной отсталости только на четыре уровня. Подобное деление и используется в современных классификациях с указанием диапазона показателя коэффициента интеллекта (IQ) в баллах. Следует отметить, что показатели коэффициента интеллекта, определяемые с помощью теста Векслера, имеют относительный характер, и на его результат могут оказывать влияние различные (в том числе культуральные) факторы. Поэтому оценка глубины умственной отсталости должна опираться прежде всего на клинические параметры.

Классификация глубины умственной отсталости в МКБ-10 выглядит следующим образом:

  • – легкая умственная отсталость (дебильность) – 50–69 баллов;
  • – умеренная умственная отсталость (имбецильность) – 35–49 баллов;
  • – тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) – 20–34 балла;
  • — глубокая умственная отсталость (идиотия) [1] . Умственная отсталость имеет большое социальное значение. Так, в местах лишения свободы лица с данной патологией составляют до 25–30% (тогда как в населении до 5%). Они часто помещаются в психиатрические стационары мест лишения свободы, являются злостными нарушителями режима. Среди лиц с умственной отсталостью отмечается большой рецидивизм – 70% совершают новые правонарушения или общественно опасные деяния в первый год после окончания срока отбывания наказания или отмены принудительного лечения и до 100% в течение 3 лет. Среди всех психически больных, признанных невменяемыми, больные олигофренией составляют 10–15%. Причем на момент совершения общественно опасного деяния только немногим более половины из них находились под наблюдением психиатра. Такой же процент больные с умственной отсталостью составляют среди пациентов психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение. Лица с умственной отсталостью часто становятся жертвами обстоятельств, жертвами правонарушений, их много среди потерпевших. Наиболее часто это несовершеннолетние девочки, которые легко становятся жертвами сексуальных правонарушений в силу их сниженной способности оказывать сопротивление.

Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью опирается па определение ее глубины в сопоставлении со способностью осознавать основные нормы социально значимого поведения. Лица с идиотией и имбецильностью (тяжелой и глубокой умственной отсталостью) крайне редко оказываются среди подэкспертных на предмет решения вопроса об их вменяемости, так как они пассивны, не способны к организованному поведению, находятся под постоянным надзором и крайне редко совершают общественно опасные действия. В силу пассивной подчиняемости они часто оказываются объектами сексуальных посягательств и потому могут направляться на судебнопсихиатрическую экспертизу на предмет определения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания. Грубый дефицит познавательной деятельности у лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, отсутствие у них представлений о себе как о самостоятельной личности и непонимание значения и противоправности своего поведения, а также сущности юридически значимых ситуаций определяют их невменяемость, недееспособность и неспособность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. При умеренной умственной отсталости (легких вариантах имбецильности) и переходных состояниях между дебильностью и имбецильностью – тяжелой дебильности экспертное решение также выносится в пользу невменяемости, так как даже если у данных лиц имеются ограниченный словарный запас, элементарные навыки самообслуживания и способность ориентироваться в несложных бытовых вопросах, у них отсутствует способность к осознанной морально-нравственной и нормативно-правовой регуляции своего поведения и осмыслению сущности и последствий своих поступков. При этом подобные пациенты нередко обладают способностью к хорошему механическому запоминанию и воспроизведению событий, свидетелями или участниками которых они были, что может определять заключение об их способности правильно воспринимать внешнюю сторону событий, имеющих значение для дела, и давать о них правильные показания.

Лица с легкой степенью дебильности, как правило, признаются вменяемыми, поскольку способны сознательно регулировать свое поведение в юридически значимых ситуациях, могут предвидеть последствия своих поступков. Наиболее сложной является судебно-психиатрическая оценка умеренно выраженной дебильности (хотя, как уже говорилось, разделение дебильности иа легкую, умеренную и тяжелую в официальных классификациях отсутствует). Несмотря на кажущуюся простоту диагностики и клинической картины, почти в 6% случаев из-за сложности определения способности лиц с дебильностью к произвольной регуляции своего поведения их судебно-психиатрическая экспертиза носит повторный характер. В таких случаях помимо определения глубины интеллектуального дефекта важное значение приобретает оценка особенностей эмоционально-волевой сферы. Констатация выраженных расстройств в виде эмоциональной возбудимости, неустойчивости, снижения контроля за своим поведением, моторной расторможенности, импульсивности (присущих больному постоянно либо появившихся в результате декомпенсации состояния), которые существенным образом снижают его способность к осознанной регуляции своего поведения в юридически значимой ситуации, может быть решающим аргументом в пользу невменяемости.

Необходимо отметить, что экспертные оценки в отношении лица с умственной отсталостью в течение его жизни могут меняться (как правило, в сторону вменяемости). Так, у больных в период полового созревания (до 18–20 лет) умственная отсталость может осложняться выраженными эмоционально- волевыми расстройствами, что дает основания для судебно-психиатрических выводов в пользу невменяемости. В последующем, с возрастом, психическое состояние этих больных может характеризоваться положительными динамическими сдвигами, проявляющимися не столько формальным увеличением знаний и относительным расширением кругозора, сколько сглаживанием присущих ранее эмоционально-волевых расстройств, появлением критичности, возможности прогнозировать свое поведение, устойчивым характером социальной адаптации, что может давать основание для изменения экспертных оценок. Возможно признание лица с умственной отсталостью вменяемым в отношении одного правонарушения и невменяемым в отношении другого (совершенных за один временной период). Известен случаи, когда в США олигофрена признали невменяемым в деле об уплате налогов (так как процесс уплаты налогов для дебила непостижим), однако если бы имела место кража, то его признали бы вменяемым.

При решении вопроса о дееспособности-недееспособности лиц с умственной отсталостью в соответствии со ст. 29 ГК судебнопсихиатрические эксперты выносят решение о недееспособности всех подэкспертных, страдающих олигофренией в степени идиотии и имбицильности. Аналогичная экспертная оценка выносится и в случаях тяжелой дебильности. Подэкспертные с более легкими степенями дебильности, как правило, признаются дееспособными. Теми же признаками руководствуются при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.

При решении о неспособности лица с умственной отсталостью осознавать фактический характер своих действий и руководить ими большое значение приобретает выбор меры медицинского характера. В стационарном принудительном лечении нуждаются умственно отсталые лица, представляющие общественную опасность в связи с расстройствами эмоционально-волевой сферы в виде возбудимости, аффективной неустойчивости, импульсивности, расторможенности. Меньшую общественную опасность представляют вялые, безынициативные, инертные больные, совершившие правонарушения в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Лечебно-реабилитационные мероприятия в период принудительного лечения сводятся не столько к медикаментозному лечению, сколько к медико-педагогическим и социально-реабилитационным мероприятиям. Основной критерий для прекращения принудительного лечения больных с умственной отсталостью – коррекция поведенческих нарушений под влиянием дисциплинирующего режима больницы и воспитания трудовых навыков.

  • [1] Число лиц с умственной отсталостью среди проходивших судебно-психиатрическую экспертизу в России за последнее десятилетие остается достаточно стабильным и составляло в 2009 г. 29% среди лиц, признанных невменяемыми, и 23,7% среди вменяемых. При этом среди тех, кто подпадал под действие ст. 22 УК, умственно отсталые составили 39,7%, разделив по данному показателю первое место с лицами с органическими психическими расстройствами (40,9%) [Мохонько, Муганцева, 20101.

About the Author: admin