Темы занятий с детьми с умственной отсталостью

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4. В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те. », произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я. ».

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 4-5 ЛЕТ Рисование тычком «ЗАЙЧОНОК»

Представлен конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Рисование тычком «ЗАЙЧОНОК»

Тамбов, май 2016

  1. Учить обводить предмет по контуру.
  2. Упражнять умению правильно держать кисть при закрашивании.
  3. Формировать интерес к диким животным, расширять представления о них.
  4. Закреплять представление о величине предмета, его целостности.
  5. Воспитывать интерес к процессу рисования.

Коррекционная задача: развивать зрительно-двигательную координацию.

Демонстрационный материал: лист голубой бумаги; трафарет зайчика; жесткая и тонкая (мягкая) кисть; белая и черная гуашь; образец – зайчонок; игрушечный зайчик.

Воспитатель и ребенок входят в группу и подходят к столу, где сидит зайчик.

Воспитатель . Дети, посмотри, кто к нам в гости пришел?

Воспитатель. Давай с ним поздороваемся.

Ребенок. Здравствуй Зайчик.

Воспитатель . Посмотрите, какой он красивый, мягкий, пушистый. Погладь зайчика! Сейчас весна ранняя и зайчик еще не успел поменять зимнюю шубку на летнюю. Какая цветом шубка у Зайчика?

Ознакомьтесь так же:  Надпочечники и стресс

Воспитатель. Зайка, а почему ты такой грустный?

Зайчик. В лесном садике мене задали домашнее задание. А я никак не могу его выполнить. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель. Не грусти, Зайка, мы тебе обязательно поможем.

Зайчик . Вот корзинка. В ней лежат конвертики с заданиями.

Воспитатель достает конверты из корзинки и кладет их на стол.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, все конверты разного цвета. Возьми красный конверт. Давай посмотрим, какое задание спряталось в красном конверте.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель. Посмотри, все картинки в конверте сломались. Давай попробуем их собрать и увидим, что получится.

Ребенок собирает картинки из 2-3 частей на которых нарисованы животные: заяц и белка.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, кто нарисован на картинках? – Заяц, белка. Как их можно назвать одним словом? – Животные.

Зайчик и белочка живут в лесу. Они сами себе добывают пищу, строят жилище. Их называют – дикие животные.

Воспитатель. Давайте посмотрим, какое задание спряталось в зеленом конверте.

Игра «Спрячь зайчиков».

Воспитатель. Серый зайка прискакал,

Уши длинные прижал.

Притаился: «Тише, тише…»,

Вдруг зубастый волк услышит.

Зайчик очень трусливое животное. В лесу он всех боится, особенно волка. Ребята, давайте поможем зайчикам спрятаться от волка.

На доске нарисованы ёлочки разной величины. Надо спрятать зайчиков под ёлочки в соответствии с их величиной – большого зайчика под большую ёлочку, маленького под маленькую и т.д.

Зайчик. Молодцы! И с этим заданием помогли мне справиться.

Воспитатель. Зайка, мы с ребятами хотим сделать подарок. Нарисовать для тебя портрет.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол. Перед ними доска с образцом нарисованного зайчика.

Воспитатель. Д авайте рассмотрим картинку зайчика, а также как мы его будем рисовать.

  1. Сначала обводим по контуру зайчика простым карандашом (ведем пальчиком по спинке, хвостику, задним лапкам, брюшку, передним лапкам и головке).
  2. Закрашиваем зайчика по контуру методом «тычка» (кисть держать вертикально и ритмично ударять по листу бумаги).
  3. Закрашиваем методом «тычка» шубку у зайчика.
  4. С помощью маленькой кисточки рисуем зайчику глазки и носик.

Воспитатель. Чтобы пальчики лучше рисовали, давайте с ними поиграем.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни.

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели, и работать захотели — 2 раза

Воспитатель. С пальчиками поиграли, а сейчас будем рисовать. (Напоминает правила работы с кистью и красками)

Воспитатель. Шубку у зайчика нарисовали. Пусть она немного подсохнет. А мы пока поиграем — поищем глазками, куда спрятался зайчик.

Зайка вправо – поскакал,

Деток зайку – увидал.

Зайка влево – поскакал,

Деток зайку увидал.

Зайка вправо, зайка влево,

Ах, какой зайчонок смелый.

Зайка скачет вверх и вниз,

Ты на зайку оглянись.

Зайка спрятался от нас,

Открывать не надо глаз.

Воспитатель. Нашли мы с вами зайчика? Молодец! А теперь давай дорисуем портрет. Чего не хватает у зайчика? Глаз и носика.

По окончании работы воспитатель вывешивает рисунок на доску. Рассматривает его вместе с детьми.

Воспитатель. Ребята, посмотри какой красивый получился портрет для зайчика. Я думаю, что зайчику понравится портрет. Подарим его Зайчику.

Зайчик. Спасибо, ребята, за помощь и за подарок. Я хочу, чтобы вы пришли ко мне в гости, в мой лес. Я обязательно тебе покажу как там красиво. До свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей с нарушением слуха по 2 году обучения. Тема «Игрушки».

Тема: Дикие животные и их детеныши.

занятие для детей с умственной отсталостью старшего возраста по преодолению произношения звуков.

Цели, задачи обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования ладошкой.

В конспекте воспитатель закрепляет умения и навыки умывания и мытья рук , последовательность действий (алгоритм умывания) детей с ОВЗ в игровой форме.

Придя в школу, умственно отсталые дети не должны почувствовать, что они не как все. (Сухомлинский В.А.).

План – конспект занятия по предмету: «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»

Занятие для детей с умеренной умственной отсталостью и неговорящих детей.

Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности»

  • развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
  • формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
  • развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.
  • осколочные карточки с геометрическим материалом;
  • хвоя обработанная на кофемолке для дыхательной гимнастики;
  • алгоритм рассказа-описания по вопросам;
  • счётные палочки разной длины зеленого цвета;
  • образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
  • раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
  • CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к музыкальной паузе;
  • игровое графическое задание на каждого ученика;
  • «волшебные шишки»
  • канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).

Организация начала занятия:

Создаём хорошее настроение.

Прекрасно всё на небе, (руки вверх)

Прекрасно на земле. (руки вниз)

Прекрасно всё в этом мире!(руки в стороны, улыбаемся)

Прекрасно всё во мне. (обнимаем себя, руки накрест)

Сообщение темы занятия

— Сегодня на занятии мы с вами будем развивать наше восприятие, узнаем много нового о прекрасном дереве ель, будем воспитывать в себе такие качества как аккуратность и опрятность, все эти навыки в дальнейшем вам пригодятся на других уроках.

— А сейчас я вам предлагаю небольшую разминку.

Игра «Будь внимателен».

Задание: я буду говорить предложения и если вы согласны со мной, вы должны хлопнуть в ладоши.

Сейчас время года осень.

Сегодня 1 ноября.

Ярко светит солнце.

Листья на деревьях опали.

День недели сегодня суббота.

-Молодцы ребята, вы отлично справились с разминкой, взгляните пожалуйста на доску.

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске?

«Геометрические фигуры»)
– Назовите фигуры, которые вы видите на доске?
– Посчитайте и скажите, сколько углов имеет фигура?
— Какого цвета фигуры?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано…

У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.

– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова – Назовите те слова, которые вам непонятны.

– Где в нашей повседневной жизни мы встречаем ёлку?
– А где растёт ёлка?

— А вы знаете, как называют лес, где растёт много ёлок?

— И еще ребята я вам скажу, что ёлка – это название больше сказочного, новогоднего дерева, на самом деле ёлка – это ель, а много ёлок – это еловый лес В еловом лесу очень полезно прогуливаться, дышать, там не бывает комаров, что очень хорошо для детей.
– А на какой праздник люди ставят ёлки в доме, в школе?
– В какое время года наступает новый год?
– В каком месяце этот большой праздник?

— Молодцы вы так много знаете.

— А сейчас ребята я вам предлагаю воспользоваться лечебными свойствами ели. Мы с вами сделаем профилактику простудных заболеваний.

— Ваши задачи — вдыхать глубоко со стаканчиков эфирные масла, пить витаминный напиток из иголок ели, слушать песенку про ёлочку и потом мне сказать, о чем пелось в песенке. Вы готовы!

В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.

— Пробуют коктейль из веток сосны, очень полезный и вкусный.

Перед детьми ставиться поднос с веточками и плодами ели.

— Какие они на ощупь?

— возьмите в руки плоды ели – это шишки. Помассируйте свои руки. Подготовим руки для работы.

-Вы понюхали, попробовали, потрогали ель – теперь имеете представление, что это такое?

И я вам предлагаю составить рассказ описание по картинке «Ель».

Говорящие дети составляют рассказ с помощью алгоритма.

Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.

Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок.

Ознакомьтесь так же:  Теория стресса и копинга лазаруса

— Молодцы вы неплохо справились с заданием.

Алгоритм составления рассказа описания по картине «Ель»

Что изображено на этом рисунке?

Как называется это растение?

Какого цвета ель?

Как называются еловые ветви?

Опиши еловые лапы, используя следующие слова:

Как называются листья ели?

Что еще кроме иголок, может расти на ели?

Неговорящие дети выбирают правильно предложенные карточки.

Пока группа детей работают по схеме-алгоритму. Психолог работает с неговорящими детьми.

  • Детям на парты выкладывается первый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что на ней изображено? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне.

  • Детям на парты выкладывается второй ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как можно назвать ветви ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

  • Детям на парты выкладывается третий ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, какого цвета ель? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

  • Детям на парты выкладывается четвертый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, как называются листья ели? Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

  • Детям на парты выкладывается пятый ряд картинок.

Инструкция: «Ребята взгляните на картинку на доске, что растет на ели кроме листьев-иголок? Это еще можно назвать плодами ели. Выберите у себя на парте карточку с правильным ответом и покажите мне. Положите правильно выбранную карточку на край парты. Остальные карточки психолог должен убрать с парты ребенка.

У детей на партах должен быть такой ряд из правильно выбранных карточек:

-Вот у нас с вами получился рассказ о ели с помощью картинок. На картинке ель. Ель имеет ветви лапы. Она зеленого цвета. Листья ели называются иглы и плоды ели – это шишки.

Далее дети которые составляли рассказ о ели по схеме алгоритму, выходят к доске и с помощью схемы –алгоритма составляют рассказ о ели.

F. Гимнастика для глаз.

Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Психолог просит детей найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.

D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу) группа неговорящих детей.

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.

– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске?

– Из каких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.

Е. Графическое задание 9-й лишний

Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.(говорящие учащиеся)

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки

Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.

J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур

Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца – Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

M. Индивидуальная работа с тяжелым ребенком который не вырезает и не обводит «Елка» Рисование ладошками. Создание ситуации успеха для ребенка.

ДЗ нашу обычную ёлку превратить в новогоднею.

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?

— Где вы можете применить полученные знания?

  1. Н.А. Рычкова. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. – М., 2001. – 48 с.
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005. – 189 с.
  3. О.А. Матвеева. Развивающая и коррекционная работа с детьми. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
  4. О.А. Степанова. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. Т.Г. Прутникова. Песочная терапия. Методическое пособие. – Кокшетау: Кешелек – 2030, 2010. – 86 с.
  6. Д.А. Глазунов. Психология. Развивающие занятия. – М.: Глобус, 2008. – 240 с.
  7. Р.М. Мухаметова. Психология. Разработка занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
  8. Б.П. Никитин. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
  9. А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  10. Касымова Г.М. Типовая учебная программа «развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости. 2010 год.

План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

Галина Астапенкова
План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)

Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога.

Образовательная область: познавательное развитие

Развитие сенсорно — перцептивных способностей ребенка на основе зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия.

Тема: В гости пришла кукла Алена.

Цель: совершенствовать ориентирование в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентированные действия в процессе игровой деятельности.

Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умения различать и соотносить: цвета (красный, синий, желтый, зеленый); геометрические фигуры и их форму (круг, квадрат, треугольник); понятия «один-много», «большой – маленький».

Коррекционно-развивающие: стимулировать развитие зрительного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности;

совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога;

стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные: развивать умения и навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование: кукла; массажный мяч; сенсорные круги красного, желтого, синего и зеленого цвета с вставками геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника; большие и маленькие кубики разного цвета; куб, шар, треугольная призма.

Организационный момент (проводит педагог-психолог).

Введение ребенка в рабочий процесс, стимулирование интереса к занятию через создание положительной эмоциональной атмосферы.

Ребенок встречается с куклой Аленой, здоровается, называет свое имя. Кукла принесла подарки, которые находятся у учителя-дефектолога.

Из волшебной шкатулки Ксения достает массажный мяч.

Коррекционно – обучающая игра «Мячик-массажист» (проводит учитель-дефектолог)

для совершенствования координации

движений, пальцевой моторики.

Я мячом круги катаю,

взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

а потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

и другой рукой начну.

(Движения соответствуют тексту).

Коррекционно – обучающая игра «Найди цвет и форму в круге» (проводит учитель-дефектолог)

для формирования умения различать

и соотносить цвета, геометрические фигуры

Педагог показывает ребенку сенсорные круги разного цвета: красного, желтого, синего, зеленого с вставками геометрических фигур — круга, квадрата, треугольника. Ребенок рассматривает и называет цвета. Затем выдавливает геометрические фигуры из кружков: круг, квадрат, треугольник. Педагог совместно с ребенком обследуют каждую фигуру, обводя пальчиком по контуру. Ребенку необходимо соотнести цвет и форму (закрыть окошко).

Психогимнастика «Принцесса» (проводит педагог-психолог)

для расслабляющего и успокаивающего перерыва,

закрепления умения различать и соотносить цвета

Педагог-психолог: «Ксения, представь, что ты принцесса. Стой ровно, красиво, выпрями спинку и подними подбородок. Покажи, где находится зеленая дорожка. А теперь, как красивая принцесса, пройди по зеленой дорожке. Молодец, принцесса гуляет по зеленой дорожке.

Куда же мы попали? Мы возле синего-синего озера! Ты видишь его? Наклонись, намочи руки! Помой личико! А теперь поплывем.

Мы оказались у теремка! А к теремку ведет красная дорожка! Наступи на нее ножкой. Красна девица, красавица, идем же скорее домой!»

Ксения: «Не хочу, не буду, не пойду!» (ручками машет, ножками топает)

«Ксения, идем скорее домой! Идем, красавица! Идем, умница! Ура, молодец!»

(переход на следующий этап работы к учителю-дефектологу)

Коррекционно – обучающая игра «Разложи кубики» (проводит учитель-дефектолог)

Для формирования умения различать и соотносить

понятия «один-много», «большой-маленький»

В коробке лежат большие и маленькие кубики.

Вопросы ребенку: Какие кубики? Сколько кубиков? Какого цвета?

Надо показать большой и маленький кубик. Построить из больших кубиков большую башенку, а из маленьких — маленькую. Собрать в большую коробку большие кубики, в маленькую — маленькие.

Ознакомьтесь так же:  От стресса могут закончиться месячные

Закрепляющая психогимнастика «Ежики» (проводит педагог-психолог)

для релаксационного перерыва,

умения различать и соотносить

понятия «один-много», «большой-маленький»

Педагог-психолог: «Ксения, у нас во дворе поселились ежики! Давай их найдем. Из кустов выходит много маленьких ежиков (ребенок показывает все пальцы на руках, садится на корточки, а за ними идет одна большая ежиха (ребенок встает, показывает один палец, и говорит своим детям ежиха — ребята, куда же вы убежали? Вас много, а я одна, не успеваю вас догнать. И правда – говорят дети – нас много маленьких ежиков, а мама одна большая ежиха, нужно ее слушать. Молодцы – говорит ежиха – послушные ежата! Все пришли домой. И маленькие ежата, и одна большая ежиха.»

Продолжение коррекционно-обучающей деятельности

Коррекционно – обучающая игра «Чудесный мешочек» (проводит учитель-дефектолог)

для развития тактильного восприятия,

соотнесения фигур и их форм

Педагог расставляет перед ребенком геометрические фигуры, предлагает найти в мешочке такие же фигуры, назвать их. Задание выполняет наощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Коррекционно – обучающая игра «Угостим куклу чаем» (проводит учитель-дефектолог)

активизация речевой деятельности

через игровую ситуацию

Заранее приготовлена комната для куклы. Ребенок расставляет на стол чайную посуду, подбирая по цвету чашку к блюдцу: красную, желтую, синюю, зеленую. Угощает куклу чаем.

Расслабляющая психогимнастика «Солнышко» (проводит педагог-психолог)

для расслабления, снятия

Педагог-психолог: «Ксения, посмотри, выглянуло солнышко! Закрой глазки! А теперь открой один глазик, открой второй глазик! Подмигни солнышку. Солнышко думает — какая хорошая Ксения, добрая, ласковая! Солнышко дотрагивается лучиками до твоей головы, плеч, живота, ног. тепло и хорошо.»

Итог. Мы играли с кругами, кубиками, угощали куклу Алену чаем. Возьми куклу и иди с ней гулять на прогулку.

Дидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостью Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.

Конспект открытого занятия в детском саду на тему «В гости ёжик к нам пришел» (дети 5–6 лет с умственной отсталостью) Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.

Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью (слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью». (слайд 2) Дети с умственной.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с ОВЗ (с умственной отсталостью) 1 класс СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 1. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка: Иванов Петр Иванович. Возраст ребенка: 8 лет Место.

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного — части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения

Анастасия Альмакова
Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения

Цель: учить детей различать и правильно называть овощи.

Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об овощах; формировать представления о количестве (один, много); знакомить с геометрической фигурой: круг; учить согласовывать существительное с прилагательным; учить выделять цвет в овощах; упражнять в классификации по цвету; закрепить цвета: красный, желтый, зеленый;

Коррекционно – развивающие: развивать артикуляционный аппарат, звукопроизношение; развивать наглядно – действенное мышление; развивать внимание; развивать зрительное восприятие;

Коррекционно – воспитательные: воспитывать интерес к играм; воспитывать желание помогать другим.

Оборудование: корзинка, муляжи овощей; маленькие ящики трех цветов: красный, зеленый, желтый; черная ткань (грядка);

Словарная работа: огород, репка, лук, помидор, огурец, перец, капуста, редис, свекла, круглый, корзинка, красный, желтый, зеленый.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дефектолог незаметно стучит.

Дефектолог: Ребята, слышите, кто – то стучится в дверь.

Дефектолог открывает дверь и заносит куклу Машу с корзинкой и овощами.

Кукла Маша здоровается с ребятами.

II. Вводная часть

Дефектолог: Маша, а что ты принесла? Дефектолог говорит от имени куклы.

Кукла: Я принесла корзинку. Не знаю, что в ней лежит. Кукла садится на стульчик.

III. Основная часть

Дефектолог: Что я держу в руках?

Дети: Корзинку. Если дети затрудняются ответить, педагог отвечает сам, затем хором и индивидуально проговаривает с детьми. Дети садятся на стульчики.

Дефектолог: Давайте, посмотрим, что здесь лежит.

Дидактическая игра «Назови, что взял»

Ход игры: ребенок достает муляж овоща, называет его и определяет цвет. После кладет в корзину. В конце игры педагог закрепляет хором названия овощей и их цвет.

Дефектолог: Назовите одним словом (Овощи).

Дефектолог: Сколько овощей в корзине?

Дефектолог: Где растут овощи?

На ковре на черной ткани лежат муляжи овощей.

Дидактическая игра «Собери овощи с грядки»

Ход игры: дефектолог показывает, затем дети по очереди раскладывают в три ящика (желтый, красный, зеленый) овощи.

— Сколько овощей в желтом ящике?

— Сколько в красном/зеленом ящике овощей?

Дефектолог: Правильно! Хвалит за правильное выполнение каждого ребенка.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Дефектолог: Возьмите с корзинки один круглый овощ.

Дефектолог: Сколько ты взял овощей?

Дефектолог: Какой формы твой овощ?

Ребенок: Круглой. Ребенок должен правильно согласовывать существительное (овощ) с прилагательным (капуста круглая, помидор круглый, репка круглая)

Дефектолог: хорошо, молодец!

Дефектолог: положи овощ в корзинку. Сколько ты положил овощей?

Дефектолог: сколько овощей в корзине?

Дефектолог: Маша, теперь ты знаешь, что было у тебя в корзине.

IV. Заключительная часть

— Кто к нам приходил в гости?

— Что приносила Маша?

— Какие овощи приносила Маша?

— Сколько было овощей?

— Маша на обед нам приготовила салат из капусты.

— Какой цвет у капусты?

— какой она формы?

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с ЗПР по развитию речи для детей III года обучения (6–7 лет) Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Моя комната» по плану и схеме. Составила: учитель-дефектолог Тасенко С. А. Приоритетная.

Конспект НОД для детей с умственной отсталостью. «Зайчик в гостях у малышей» Цель занятия: Изготовление морковки для зайчика из пластилина. Задачи: Образовательные: Формировать представление о диких животных. Продолжать.

Конспект НОД по развитию речи для детей второго года обучения «Путешествие в лес» Программное содержание: Проверить знания детей о диких животных и их детенышах. Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки, описывать.

Конспект открытого занятия в детском саду на тему «В гости ёжик к нам пришел» (дети 5–6 лет с умственной отсталостью) Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка «Пасхальные куличи» Конспект занятия для детей средней группы с ЗПР и умственной отсталостью по лепке из космического песка «Пасхальные куличи» Цели: Закреплять.

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

НОД по чтению художественной литературы «В гостях у сказки «Колобок» для детей с умственной отсталостью легкой степени Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с умеренной умственной отсталостью На современном этапе развития значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Проблемы.

About the Author: admin