Стресса устойчив

Устойчив ли ваш ребенок к стрессу?

Вспомните наше детство: классики, салочки и казаки-разбойники во дворе с друзьями-подружками, лето, проведенное у бабушки на даче или в пионерлагере. Хотелось бы, чтобы и у наших детей было такое замечательное детство, полное радости и веселья. Сегодня дети перегружены и утомлены до такой степени, что почти каждому можно с чистой совестью рекомендовать ходить на сеансы к психологу, чтобы научиться справляться со стрессом.

Давайте для начала разберемся, что же это собственно такое. Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате умственных и эмоциональных перегрузок. Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса – это умереть». Стресс может быть и полезным – когда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным – когда он, скорее, парализует волю к решению проблемы. Исследователи говорят о трех стадиях развития стресса.

Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации. Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания – гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии. Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.

Стадия СОПРОТИВЛЕНИЯ

Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Появляется некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие неплохое, организм уже начинает давать сбой. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются достаточно оптимально. Происходит некоторое «врабатывание» в ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.

Стадия ИСТОЩЕНИЯ

Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свои функции. И физически, и психически ребенок выжат, его энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары – маленький человек боится заснуть и увидеть снова что-то страшное. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события – вздрагивать, вскрикивать, плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, малыш становится сверхбдительным, но вместе с этим ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева. На этой фазе требуется неотложное вмешательство специалистов, необходимо обязательно прибегнуть к срочной психологической помощи.

Как распознать

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит. Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения, раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи. Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т.д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться. Иногда спокойный прежде ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением – может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин. Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая пищу беспрерывно.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс

Стресс у малыша вызывают значительные, но в то же время естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд на другую квартиру, смена школы, развод родителей или их повторный брак и даже появление признаков созревания собственного организма (наступление менструаций у девочек). А еще обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, отрывом от семьи, болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение зубного врача, неприятные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка), обследование в больнице (тем более предстоящая операция). Детей угнетает напряженная, неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), сложности в контактах с одноклассниками, конфликты с учителями.

Совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, травма, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека – это все страшные удары по детской психике (и, слава Богу, что они все-таки единичны). Ну а самая распространенная причина стресса – чересчур интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационный пресс Важно помнить, что маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие – например, смерть любимой крысы, потеря футбольного мяча. Радостные события также могут послужить источником стресса – например, первая любовь или «выход в свет» на школьную дискотеку.

Что делать родителям

Как бы вам не хотелось «подстелить соломку», не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Задача родителей в другом – выпустить маленького человека в жизнь как можно более стрессоустойчивым и… понимающим, где он может найти поддержку. Главное «услышать», как ребенок сигналит о своем напряжении! Необходимо узнать, в чем его причина. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит малыша.

Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации. А самое главное – сделайте жизнь своих детей легче! Как? Вот несколько шагов, с которых можно начать прямо сейчас:

  • НЕ ПИЧКАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗНАНИЯМИ. Перегрузка младших школьников структурированными знаниям не сделает их гениями, но может повысить уровень тревожности. Старайтесь побольше занимать ребят играми, включающими воображение.

Вместо того чтобы давать детям играть в видеоигры или лазать по Интернету в своей комнате, сыграйте с ним в какую-нибудь игру или всей семьей посмотрите хорошее кино. Одиночество и отстраненность – один из основных источников стресса. Что еще могут сделать родители? Научить чадо доступным способам снятия избыточного стресса. Конечно, все индивидуально. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой, искусством, близкими по духу людьми или же медитация. Помогите ребенку выбрать свои способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и прочее. Обратите внимание на три очень полезных упражнения из книги Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

На что обратить особое внимание

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в каждом возрасте у ребенка свои «зоны психической чувствительности», которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Родителям обычно такие тонкости неизвестны. Поэтому временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое? Обращаем ваше внимание на несколько важных моментов.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к сыну или дочери.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш малыш не может заснуть от страха, думая о них.

Отклонение от нормы. Обратите внимание, насколько его поведение не соответствует привычному, насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от обычной, нормальной для детей его возраста и темперамента.

«Воздушный шарик» (для детей 4–6 лет)


Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать и выдыхать». При этом говорите ребенку следующее:


1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни его воздухом. Выдыхаяртом, почувствуй, как он выходит из шарика.
2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сосчитай до 5.
5. Снова вдохни и наполни шарик воздухом. Задержи его, считая до 3.
6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух выходит из шарика через горло, рот.
7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя в груди надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
8. Остановись и почувствуй, что ты полон сил, а вся обида (страх, злость – по ситуации) пропала.


«Лифт» (для детей 6–11 лет)


Цель: совершенствовать навыки, полученные с помощью «воздушного шарика», научиться расслаблению и регулированию нервной системы. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6, 8 или 12 секунд в каждом из них. Как это объяснить?


1. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
2. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
3. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.


«Сад чувств» (для детей 7–10 лет)


Цель: тренировка ума и активизация чувств, достижение творческой сосредоточенности. Упражнение связано уже не с дыханием, а с воображением. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.


1. Сядь поудобнее в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
2. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь работать. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви, заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок, сажаешь самые разные новые цветы и кустарники.
3. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, ощущаешь глубокий покой. Этот покой обновляет твои чувства.
4. Ты вдыхаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер.
представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
5. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
6. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
7. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь – можешь нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.


Примечание. Некоторым детям, особенно тем, которые испытывают сложности в обучении, может быть трудно представить мысленную картину. В этом случае поможет направленное воображение. В результате, увидев предложенные им образы, дети смогут создавать собственные.

Стресса устойчив

«Посвящается прогрессу — поршню цивилизации, адепту хронического стресса», — так начинается новинка «Без стресса». Врач и нейробиолог Митху Сторони написала книгу по двум причинам. Первая логична: Митху много лет изучала мозг. А вот вторая — эмоциональна: переехав из Лондона в Гонконг — азиатский мегаполис, живущий в бешеном ритме, — она видела, как многие ее вполне счастливые друзья и коллеги постепенно отказывались от своих увлечений, утрачивали жизненные силы и остроту ума и в итоге теряли престижную работу и сдавались на волю хронического стресса. Бр-р-р. Не самая радужная картина.

В статье расскажем, как стресс действует на мозг и о семи «плохих парнях», а также дадим советы по борьбе со стрессом.


Без стресса
Научный подход к борьбе с депрессией, тревожностью и выгоранием

Мозг всмятку

Под твердой скорлупой яйца скрывается жидкая подвижная субстанция. Это мы про желток. Попробуйте нагреть это самое яйцо: вряд ли что-то будет заметно. Но содержимое кардинально изменится. Снаружи одно, внутри — другое. Это очень напоминает нас, людей. Оказавшись в огне жизненных событий, мы можем поддерживать первозданный вид нашей внешней оболочки — причесываться, приходить на работу в выглаженной одежды и вежливо улыбаться, — однако не в силах предотвратить структурные изменения мозга.

Если мозг находится в надлежащем состоянии — то бишь не варится в кастрюльке стресса, он и ведет себя соответственно: устойчив к стрессу; быстрее восстанавливается после травм; в нем рождаются конструктивные мысли. Мозг повышает болевой порог, укрепляет иммунную систему и препятствует развитию любого заболевания. Он действительно делает нас более стрессоустойчивыми. Не мозг, а молодец! Правда, сначала «молодцами» должны стать мы сами.

Сбой программы

В норме тело старается придерживаться «заданных параметров», сохраняя определенные показатели давления. Во время стресса организм перепрограммируется и поднимает допустимые значения.

Перед лицом неминуемой опасности мозг меняет алгоритмы целого набора переменных, чтобы вы с честью могли преодолеть трудности. Как только все возвращается на круги своя, настройки сбрасываются. Если же угроза постоянна или возникает слишком часто (понимаете, о чем мы?), программа не может вернуться в исходное состояние. Так происходит, когда вы сталкиваетесь с проблемами, вызванными хроническим стрессом.


В стрессе сам не замечаешь, когда начинаешь чувствовать себя примерно как на фото: почему я голый, в блестках и в темноте? Источник.

Артериальное давление повышено. Лампочка, возвещающая о стрессе, не гаснет. В стрессовых ситуациях за работу тела отвечает симпатическая нервная система (СНС), а получается, что она активна постоянно. Кто-то не нажал кнопку «выкл». Ее сигналы стимулируют выработку гормонов стресса, нам нездоровится, мы хуже спим и хуже соображаем.

А мы работаем на износ. С новыми значениями переменных — в стрессовых ситуациях — можно мириться. Но недолго. Продолжительная работа в таких условиях разрушает мозг и тело. Если на вас напали, вам какое-то время нет дела до неприятностей в виде подскочившего давления или повысившегося уровня сахара в крови, потому что их помощь в сохранении вашей жизни значительно превышает вред, который они могли бы причинить. Но когда вы уже успокоились и угроза миновала, а давление и сахар все еще заоблачны, пора насторожиться: это не предвещает ничего хорошего.

Загадочная семерка

Немного науки. Как же все устроено? Сталкиваясь с внезапной стрессовой ситуацией, мозг запускает цепочку сменяющих друг друга реакций, пока ответ на каждую их них не дойдет почти до всех систем мозга и организма целиком.

Вот семь основных изменений вашего состояния, возникающих во время острого стресса.

1. Эмоциональный мозг приходит в полную боевую готовность.

2. Вырабатывается достаточно стрессовых гормонов.

3. Возможно увеличение синаптической пластичности.

А у мышей при стрессе происходит формирование новых клеток мозга. Представляете?

4. Временно сбиваются биоритмы.

5. Проявляется воспаление.

6. Ненадолго возникает инсулинорезистентность.

7. Вы внезапно ощущаете подъем сил.

Эти «посланники стресса» заслоняют вас от надвигающейся опасности. Эмоциональный мозг следит, чтобы вы в любую секунду были готовы отразить атаку непрошеных гостей. Гнев удерживает вас на ногах. Кортизол и другие гормоны или нейротрансмиттеры помогают постоять за себя. Воспалительные реакции уже готовы встретить микробов, которые могут проникнуть в организм через повреждения кожи. Стрелки ваших биологических часов только и ждут, пока их переведут, чтобы вы могли приспособиться к новым условиям. Инсулинорезистентность приберегает сахар для мозга, не позволяя разбрасываться драгоценными запасами. Мотивация удерживает вас на плаву и прогоняет нерешительность. Вот это боекомплект.


Если опасные ситуации случаются редко, мозг встречает их во всеоружии. Источник

Если опасность миновала, все посланники тоже откланиваются. На первый взгляд, те же семь вестников появляются и во время хронического стресса, однако, если присмотреться к ним внимательнее, становится ясно: те, да не те. Эта семерка сначала будто бы выполнила свою работу, а потом «удалилась на темную сторону».

1. Эмоциональный мозг остается на первых позициях.

2. При стрессе вырабатывается слишком много или, напротив, чересчур мало кортизола.

3. Синаптическая пластичность ухудшается.

4. Ваши биологические часы всегда идут неправильно.

5. Воспаление не проходит.

6. Инсулинорезистентность никуда не исчезает.

7. У вас постоянно что-то не так с мотивацией: хочется только удовольствия и успехов.

Что делать? Последовательно работать с каждым из семи пунктов. Если будете следить за здоровьем мозга, регулярно подводить биологические часы и гасить даже едва заметные искры воспаления, если научитесь управлять вниманием и станете следить за уровнем кортизола, если сумеете прогнать апатию, — вы выйдете из этой схватки победителем.

Боремся с посланником № 1: эмоции ни к черту

Начнем с самого первого посланника стресса. Эмоциональный мозг напоминает огниво для высечения физиологического стресса. Как только на него попадает сноп искр, разгорается стрессовая реакция. Из-за хронического напряжения эмоциональный мозг постоянно работает на пределе возможностей, и даже маленький язычок пламени способен вызвать пожар. Этого следует избегать.

Но если уж вы едете на велосипеде, который горит, и вы горите, и все вокруг горит — пользуйтесь экстренными методами.

Если вы расстроены, но пытаетесь сдержать лавину отрицательных эмоций — отвлекайтесь. Важно как можно скорее занять рациональный мозг заданием, требующим безоговорочной концентрации. Для этого вполне подойдут поглощающие все внимание игры на смартфоне, тренирующие рабочую память и логику. Продолжайте до тех пор, пока у вас не получится полностью погрузиться в игру и хотя бы временно забыть о том, что вас тревожит. Игра действительно помогает, это научно доказано: гейм-дизайнер Джейн Макгонигал разработала SuperBetter — игровой подход к жизненным сложностям, который помог десяткам тысяч людей справиться с тревогой, депрессией и проблемами. Так что попробуйте обязательно.


Если есть возможность погрузиться в виртуальную реальность — еще лучше. Это выключает нас практически полностью, а мозгу в стрессе нужно именно это. Источник.

Войдите в состояние потока

Состояние потока подразумевает полное погружение в какое-то дело, когда исчезают все не относящиеся к нему мысли и ощущения. Важно: оно должно быть достаточно трудным, чтобы заинтересовать рациональный мозг, и в то же время посильным, чтобы вас не отпугнули слишком высокая сложность или — неужели снова? — стресс, с которым можно столкнуться, когда ничего не выйдет.

Лучше всего, если деятельность включает в себя несколько задач и для решения каждой нужно хорошо постараться. Одно сделанное задание побуждает сразу приняться за следующее — сладка конфета достижений! Кстати, можно и поработать. Воспринимая свою работу как способ войти в состояние потока, а не как источник напряжения, вы почувствуете себя счастливее.

Попробуйте переоценить ситуацию

Кто-то сказал: «Посмотрите на вещи иначе — и они изменятся». Когда вы находитесь в эпицентре стресса, на сцену выходит эмоциональный мозг. Без тормозов парень. И у него есть серьезный изъян: вместо того чтобы выдать заключение после изучения всех нюансов, он сразу утверждает версию, которую выстроил из негативных сигналов, и перевирает «факты» — чтобы его теория не распалась. Теория заговора в действии. И это устраиваем себе мы сами. Понятно, что это только подливает масла в огонь.

Во время когнитивной переоценки вы окидываете произошедшее свежим взглядом — уже после того, как сбросите эмоциональный мозг с пьедестала. Он все равно первым ринется в бой. Но дальше дело за вами. Вы заново оцениваете ситуацию, обращая внимание на незамеченные ранее мелочи. Это поможет иначе «прочитывать» обстановку и воспринимать ее с меньшим драматизмом. А значит, и с меньшим накалом страстей.

Попробуйте контролировать то, что поддается контролю, — и уменьшите вредное влияние всего остального. Так мозг будет защищен и хорошо подготовлен к стрессу, сжигающему все на своем пути, словно лесной пожар. Раз уж мы вынуждены жить под давлением, давайте научимся ему сопротивляться.

Почему стресс становится депрессией

ФОТО : «Мир 24» / Сергей Минеев

За развитие депрессии из обычного стресса у человека отвечает специальный рецептор GPR158. К такому выводу пришли Специалисты из Научно-исследовательского института Скриппса (США), сообщает журнал eLife.

GPR158 также известен как «рецептор-сирота», поскольку его функция долгое время не была известна. Чтобы понять ее, медики провели исследование на мышах с GPR158, а также на особях, у которых действие этого рецептора подавлялось.

Выяснилось, что грызуны, которые испытываю сильное влияние GPR158, чаще впадают в депрессию. Животные, у которых воздействие рецептора подавлялось, были более эмоционально устойчивы.

Как пояснил сопредседатель департамента неврологии Научно-исследовательского института Скриппса и старший автор нового исследования Кирилл Мартемьянов, GPR158 воздействует на ключевые сигнальные пути, которые связаны с регуляцией настроения в префронтальной коре головного мозга.

В результате, как установили ученые, многие люди всегда остаются устойчивыми к депрессии и относительно легко справляются со стрессами, а другие напротив, сильно им подвержены. Причины медики видят в генетике.

Мартемьянов заверил, что исследование действия GPR158 продолжится. В скором времени ученые намерены создать высокоэффективный препарат для лечения депрессии.

Как пишется «стрессоустойчивость»?

стрессоустойчивость или стресоустойчивость

Как правильно пишется?

В русском языке слово «стрессоустойчивость» пишется с двойной согласной «с» – стрессоустойчивость.

Других вариантов написания не существует.

Этимология слова

Слово «стрессоустойчивость» образовано путём сложения двух основ: русской (устойчив, устойчивость) и английской (стресс). Чтобы понять, как правильно пишется согласный «с» в первой основе, необходимо обратиться к английскому первоисточнику. Если в английском на конце основы стоит двойная согласная «s» (stress), то и в русской кальке сохраняется двойное написание. Все производные и однокоренные слова также будут иметь двойное «с» в основе: стрессоустойчивый.

  • Стрессоустойчивость молодых матерей просто колоссальна – очевидно, это предусмотрено мудрой природой.
  • Наши двухнедельные курсы помогут вам повысить стрессоустойчивость и освоить новые сценарии тимбилдинга.
  • Как известно, подростковому организму, в большинстве случаев, не свойственна стрессоустойчивость.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 61% ответили правильно)

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Дмитрий Малаев 655
  2. 2. Лилит А 635
  3. 3. Арина Малинина 508
  4. 4. Дарья Барановская 451
  5. 5. Алина Норбоева 367
  6. 6. Саша Мухлаева 338
  7. 7. Настя Жульева 268
  8. 8. Кирилл Новосёлов 257
  9. 9. Никита Уваров 194
  10. 10. Настя Игнашина 191
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,355
  2. 2. Дарья Барановская 5,181
  3. 3. Елизавета Анчербак 5,056
  4. 4. Денис Христофоров 4,975
  5. 5. Iren Guseva 4,925
  6. 6. Олег Чувилин 4,337
  7. 7. admin 4,165
  8. 8. Анастасия Гудяева 3,978
  9. 9. Даниил Юраков 3,768
  10. 10. Александра Люханчикова 3,122

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Тест на стрессоустойчивость. Насколько вы устойчивы к стрессу?

Для того, чтобы проверить свою стрессоустойчивость, мы предлагаем пройти следующий тест. Этот тест разработали американские ученые, занимающиеся исследованием различных психологических состояний организма.

Многие люди умеют не обращать внимания на небольшие стрессовые ситуации и абстрагироваться от них. Но существует и другая группа людей, которые наименее стрессоустойчивы и от этого может пострадать их здоровье.

При ответе на вопросы нужно быть честными самим с собой, примеряя каждое утверждение на себя и свою нынешнюю жизненную ситуацию. Ответить нужно обязательно на все вопросы теста, даже если они не имеют к вам никакого отношения, чтобы результат теста получился достоверным. Возьмите листочек бумаги, напишите номера вопросов и свои ответы на них.

Тест для оценки уровня собственной стрессоустойчивости

  1. Ежедневно вы употребляете в пищу как минимум одно горячее блюдо.
  2. Как минимум четыре раза в неделю вы высыпаетесь и продолжительность сна в эти дни составляет не менее 7-8 часов.
  3. Вы замечаете, как вас любят близкие, и стараетесь сами делиться своей любовью с ними.
  4. В вашем районе есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться в сложной ситуации.
  5. Вы делаете физические упражнения как минимум два раза в неделю.
  6. Вы курите в день меньше половины пачки сигарет.
  7. Вы выпиваете не более пяти рюмок спиртного в неделю.
  8. Ваш вес соответствует вашему росту ( т.е. ваш организм не испытывает недостатка в весе).
  9. Ваших заработков полностью хватает на удовлетворение основных потребностей.
  10. Вы всегда верите в лучшее и эта вера дает вам силы двигаться дальше.
  11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной работой.
  12. У вас широкий круг знакомых и друзей.
  13. У вас есть один или два близких друга, с которыми вы можете говорить о самом сокровенном.
  14. Вы хорошо себя чувствуете и не жалуетесь на здоровье.
  15. Вы не стесняетесь рассказать о собственных чувствах, когда испытываете злость или беспокойство.
  16. Вы регулярно обсуждаете с домочадцами собственные сложности и проблемы.
  17. Вы делаете какой-то шутливый поступок как минимум раз в неделю.
  18. Вы умеете эффективно планировать собственное время и все успеваете.
  19. Ежедневно вы выпиваете не более трех чашек кофе, чая или других напитков, содержащих кофеин.
  20. Каждый день вы оставляете «себе любимому» немного времени, чтобы побыть наедине с собственным мыслями или заняться собой.

Теперь подсчитайте количество баллов, которые вы набрали в соответствии с вашими ответами:

  • почти всегда — 1 балл;
  • часто — 2 балла;
  • иногда — 3 балла;
  • почти никогда — 4 балла;
  • никогда — 5 баллов.

А теперь суммируйте все баллы, которые вы набрали. Из полученного общего количества баллов вычтите контрольную сумму — 20 баллов. А теперь ознакомьтесь с результатами тестирования на стрессоустойчивость:

Если вы набрали от 10 до 30 баллов, мы за вас очень рады, так как вы обладаете прекрасной устойчивостью к стрессовым ситуациям, если, конечно же, честно отвечали на все вопросы. Вы умеете противостоять стрессам и их воздействие на ваш организм минимально.

Если вы набрали от 30 до 50 баллов, в этом случае в вашей жизни довольно часто возникают стрессовые ситуации, оказывая на вашу жизнь не мало влияния, но вы стараетесь с ними справляться, хотя не всегда это у вас получается.

Если вы набрали от 50 баллов, вам нужно серьезно задуматься о жизни и о собственном к ней отношении. Возможно, пришла пора что-то менять. Ваш организм очень уязвим для стресса и вам обязательно нужно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации при их проявлении.

Как вырастить ребенка устойчивым к стрессу? (Часть 1).

Мы живем в эпоху серьезных достижений в области биологии и медицины. В различных странах удалось справиться с болезнями, которые в прошлом уносили десятки тысяч жизней. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, холера, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний и туберкулеза, снижается процент детской смертности, побежден полиомиелит, возросла техника оперативных вмешательств при серьезных хирургических заболеваниях, появилась возможность для успешной пересадки жизненно важных органов, включая сердце.

Но в целом заболеваемость не уменьшилась. Из года в год в разных странах растет количество клиник, больниц и поликлиник, и все же их постоянно не хватает. Существенно изменилась структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезнями цивилизации». Сюда относятся гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, вплоть до инсульта и инфаркта, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, а также алкоголизм и наркомания. Большинство этих заболеваний относят к категории так называемых психосоматических (сома — по-гречески «тело»). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной), врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты — как межличностные (т. е. между людьми), так и внутренние. Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний.

Об этом необходимо знать родителям и учителям, поскольку многие психосоматические заболевания «помолодели» и их причины коренятся в неправильном взаимодействии старших и младших, последствия которого для последних могут стать необратимыми.

О природе стресса

Что представляет собой внутренний конфликт ? Это конфликт между двумя одинаково сильными, но не совместимыми друг с другом потребностями, между двумя разнонаправленными тенденциями поведения. Так, если человек ради удовлетворения каких-то своих эгоистических потребностей (честолюбия, корыстолюбия, страха за свое благополучие, стремления к власти или чувственным удовольствиям) должен совершить поступки, противоречащие его представлениям о самом себе как о благородном и сильном человеке, поступки, которые могут ущемить его чувство чести и справедливости, — он оказывается в ситуации раздвоенности, конфликта с самим собой. Потребность, само существование которой противоречит основным воспитанным установкам поведения, не может быть удовлетворена непосредственно в поведении и вызывает хроническое эмоциональное напряжение.

Другой причиной эмоционального напряжения становятся, как мы уже писали, столкновения с внешними препятствиями, мешающими удовлетворить потребность, вполне приемлемую для личности, или удары судьбы, такие как смерть близких, войны, конфликты. Независимо от того, по каким причинам — внешним или внутренним — не удается удовлетворить актуальную потребность, у человека возникает состояние стресса.

Слово «стресс» используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина и в популярной литературе, и в быту. Однако многие из тех, кто широко пользуется этим термином для характеристики своего состояния или состояния своих близких, не всегда представляют точное его значение и весь сложный комплекс проблем, связанных с этим понятием.

С 1936 г. концепция стресса разрабатывается выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Он определял стресс как специфический ответ организма человека или животного на любое предъявленное ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач.

Г. Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1) реакцию тревоги , отражающую процесс мобилизации резервов;

2) фазу сопротивления , когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотере, лишению пищи, болевым ощущениям и т. п.), чем в обычном, исходном состоянии;

3) фазу истощения , когда вследствие чрезмерно длительного или избыточно интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются разнообразные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, нарушение сна, расстройства стула, потеря веса, повышение артериального давления, нарушение сердечного ритма и т. п.

Стрессы «хорошие» и «плохие»

Г. Селье отмечал, что стресс — не всегда нечто только отрицательное, что это обязательный компонент жизни, сопровождающий эмоции любого знака, в том числе любовный экстаз и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам, и в этом случае он называется эустрессом . В противоположность ему тот стресс, который может привести к болезни и гибели, называется дистрессом .

Где же пролегает водораздел между этими двумя видами стресса? На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эустрессу соответствует фаза сопротивления, а дистрессу — фаза истощения. Отсюда как бы сам собой следует вывод, что эта смена фаз закономерно происходит при длительном и интенсивном действии неблагоприятных факторов, что и подтверждено в экспериментах на животных, которых подвергают длительному лишению пищи, ограничению подвижности или наказанию электрическим током. Однако не все так просто.

У человека все обстоит значительно сложнее. Трагический опыт таких катастроф, как Вторая мировая война, свидетельствует о том, что длительность и интенсивность стресса — не обязательное условие нарушения адаптационных механизмов. Действительно, широко известно, что у лиц, активно вовлеченных в многолетнюю и тяжелую ратную и трудовую деятельность, число психосоматических заболеваний не только не возросло, но даже значительно уменьшилось: зарубцовывались язвы желудка и кишечника, прекращались приступы стенокардии и бронхиальной астмы. У людей, часами и сутками лежавших в сырых и холодных окопах, очень редко возникали простудные и инфекционные заболевания и радикулиты. У жителей осажденного Ленинграда не выявлялась гипертоническая болезнь, впервые повышенное артериальное давление было зарегистрировано у многих жителей города только после прорыва блокады. Более того, психосоматические заболевания временно исчезали даже у лиц, переживших нечеловеческие условия концентрационных лагерей.

Те узники лагерей смерти, которые оказывались духовно сломленными, воспринимали ситуацию как безнадежную и прекращали всякие попытки к сопротивлению, быстро погибали от истощения и болезней. Другие же люди, продолжавшие повседневную борьбу за существование и сохранение человеческого достоинства, не только выживали, вопреки голоду, недоброкачественной пище, изнуряющему труду и постоянной угрозе уничтожения, но и нередко к моменту освобождения у них не обнаруживалось признаков тех заболеваний, которыми они страдали до заключения в лагерь. В лагерных лазаретах («ревирах»), где было особенно сильно влияние подпольных организаций Сопротивления, поддерживавших дух борьбы и моральной взаимопомощи, больные часто выздоравливали вопреки всем условиям и при полном отсутствии медикаментов. Хотя здоровье и жизнь сохранились у лиц, связанных лагерным братством, проявлявших стойкое мужество и готовность к сопротивлению, было бы большой натяжкой считать, что они переживали положительные эмоции. На долю борцов приходилось столько испытаний и страданий, сколько другие не узнают за всю долгую жизнь.

Поэтому с точки зрения классической концепции стресса выглядит парадоксом то, что у многих из этих людей после освобождения, когда все муки были уже в прошлом и эмоциональное состояние было несравнимо лучше, появлялись признаки новых психосоматических заболеваний или возобновлялись ранее перенесенные (подобно тому, как у ветеранов спустя многие годы вдруг открываются старые раны).

В то же время известно, что в мирное время порой достаточно кратковременного стресса, даже не представляющего непосредственной угрозы для жизни и во всяком случае не сопоставимого с фронтовым или лагерным стрессом, чтобы вызвать стойкое повышение артериального давления, обострение язвенной болезни, инфаркт или инсульт. Иногда для этого достаточно острого разговора с начальством или конфликта в общественном транспорте.

Еще более удивительны заболевания, которые получили название болезней достижения, возникающие уже после того, как человек преодолеет серьезные трудности и добивается значительных успехов, т. е. когда состояние стресса уже должно было бы оставаться в прошлом. Врачам знаком так называемый постдиссертационный синдром, который развивается у научных работников после благополучного завершения большой и ответственной работы, особенно если они позволяют себе длительную передышку, расслабляются и не ставят новых задач. Казалось бы, люди в этих условиях должны испытывать только положительные эмоции, и с позиций классической концепции стресса возникновение при этом заболеваний остается совершенно необъяснимым. В то же время, если завершение работы по каким-либо причинам отодвигается (например, оказываются необходимыми серьезные исправления), заболевания, как правило, не возникают, хотя сама такая отсрочка сопряжена обычно с волнениями и напряженной работой в условиях цейтнота.

Таким образом, ни длительность, ни интенсивность стресса, ни характер эмоционального состояния в период стресса не определяют его влияния на здоровье. Что же в таком случае является решающим?

«Кто привык за победу бороться»

На этот вопрос позволяют ответить некоторые эксперименты на животных (крысах). Сначала у них искусственно провоцировали развитие некоторых заболеваний. После чего у этих животных вызывали различные эмоциональные состояния (положительные и отрицательные эмоции) с помощью раздражения электрическим током определенных зон мозга.

Во многих исследованиях было показано, что при положительных эмоциях все проявления искусственно вызванных заболеваний уменьшаются, а при насильственном раздражении зон отрицательного подкрепления, наоборот, усиливаются так, что в конце концов могут привести к гибели животного. Казалось бы, полностью подтверждается древняя, как мир, идея о пользе положительных и вреде отрицательных эмоций — идея, скомпрометированная всеми перечисленными выше фактами о здоровье человека в условиях длительного стресса и после его завершения. Может быть, влияние эмоций на здоровье у человека и животных подчинено разным законам.

Однако более тщательный анализ получаемых результатов показал, что противоречий нет и биологические закономерности сходны, надо только уметь их выявить. Было обнаружено, что раздражение зон отрицательного подкрепления приводит отнюдь не к однозначным результатам. Во многих случаях здоровье испытуемых животных действительно ухудшается, но не так уж редки случаи, когда оно улучшается, причем улучшение бывает почти столь же выраженным, как и при стимуляции зон положительного подкрепления. И определяющим фактором является поведение животного в процессе переживания отрицательных эмоций .

А поведение это может быть двух видов. В одних случаях животные забиваются в угол клетки, дрожат и замирают, обнаруживая все признаки страха (у них учащается моче- и каловыделение, шерсть встает дыбом, пульс частит), но при этом не предпринимают никаких попыток спастись или же совершенно безвольно распластываются на дне клетки, как бы примирившись со своей участью. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного . Термин не слишком удачный, потому что подлинно оборонительного компонента в этом поведении нет. Противоположным ему является активно-оборонительное поведение .

Это поведение также может иметь различные проявления: животное может пытаться бежать из клетки, обнаруживая все признаки страха, но только не парализующего, а толкающего на поиск спасительного выхода; или крыса приходит в ярость, кусает и царапает клетку, может вцепиться в экспериментатора, пытается выдернуть из головы электроды. Во всех случаях такое оборонительное поведение носит активный характер. И систематические наблюдения позволили установить, что именно при активно-оборонительном поведении, так же как и при положительных эмоциях, уменьшается тяжесть болезненных процессов. Напротив, при пассивно-оборонительном поведении все формы патологии расцветают пышным цветом и нередко завершаются гибелью животного.

М. М. Козловская изучала влияние эмоционального состояния и поведения животного на артериальное давление. В эксперименте к коту приближалась собака. У котов, которые давали при этом активно-оборонительную реакцию и были готовы вступить в драку, учащался пульс и повышалось артериальное давление — но только на тот период, пока собака была в пределах досягаемости и драка была возможна. Как только собаку уводили, все показатели эмоционального напряжения, включая артериальное давление, быстро возвращались к исходному уровню. Таким образом, повышение давления в этом случае было только естественным компонентом вегетативной реакции, обеспечивающей активное поведение. Если же кот, почувствовав приближение собаки, вжимался в пол в дальнем углу камеры, обнаруживая признаки беспомощности и страха, то давление у него тоже повышалось, хотя и не до таких высоких цифр. Зато оно сохранялось на повышенном уровне длительное время после того, как собаку уводили. В этом случае повышение давления не выполняло никакой приспособительной функции и отражало только нарушение механизмов регуляции артериального давления в условиях пассивно-оборонительного поведения.

Есть основания полагать, что таков же механизм возникновения тяжелого психосоматического заболевания — гипертонической болезни — у некоторых людей, которые в силу ряда обстоятельств не могут реализовать своей глубокой, настоятельной потребности в контроле над ситуацией и над поведением окружающих. В результате они вынуждены отказаться от попыток такого контроля и от стремления навязать другим людям свою волю и необходимость смириться с этим переживают, часто неосознанно, как поражение.

Основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействием, является поисковая активность .

Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Поясним это определение и проиллюстрируем его примерами. Неопределенный (по крайней мере не вполне определенный) прогноз конечных результатов делает активность поисковой. Если бы прогноз был 100%-ный, деятельность была бы автоматизированной и не содержала бы никаких элементов поиска. У животных такая полностью автоматизированная деятельность наблюдается при осуществлении хорошо отработанных условных рефлексов, даже очень сложных. У человека многие поведенческие акты и в быту, и на производстве также автоматизированы, и в обычных условиях он часто может быть абсолютно уверен в результатах своей деятельности. Человек утром встает с постели, совершает стандартные гигиенические процедуры, одевается, завтракает, едет на работу привычной дорогой, пересаживаясь с одного вида транспорта на другой, на работе выполняет стандартные, хорошо освоенные манипуляции у конвейера, в одно и то же время обедает в одной и той же столовой, нередко с одним и тем же меню, и прежней дорогой возвращается домой. Никакой поисковой активности для осуществления всего этого, по видимости, достаточно сложного и разнообразного поведения не нужно.

Но если утром оказывается, что выключена вода и необходимо изыскать нестандартные способы, чтобы умыться и позавтракать, если по каким-либо причинам перестал ходить нужный автобус, если на работе изменили технологию выработки продукции и надо осваивать новые приемы, если внезапно осложнились привычные отношения с женой или начальником — тут уже без поисковой активности не обойтись, ибо прошлого опыта недостаточно, чтобы во всех деталях прогнозировать результаты изменившегося поведения.

В определение поисковой активности входит оговорка, что это может быть и деятельность, направленная на изменение отношения к ситуации. Это очень важное обстоятельство, особенно когда анализируется поведение человека.

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска.

Отказ от поиска

У животных отказ от поиска проявляется в пассивно-оборонительном поведении капитуляции (когда животное распластывается на полу без признаков жизни) или пассивном ожидании катастрофы (когда все вегетативные проявления свидетельствуют об остром страхе, но нет никаких попыток спастись). У человека проявления отказа от поиска более разнообразны: сюда относятся депрессия , невротическая тревога , переживания апатии , беспомощности и безнадежности , которые часто предшествуют развитию заболеваний, особенно язвенной болезни желудка и кишечника, аллергических расстройств, опухолеобразования. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносится внезапно наступающий отказ от поиска.

Характер человека и характер его болезни

Специалисты по болезням сердца выделяют среди больных так называемый тип А . Эти люди очень активны, энергичны, целеустремленны, не умеют расслабляться, постоянно ощущают нехватку времени, обладают высокими амбициями и притязаниями, охотно вступают в конкурентную борьбу и стремятся во всем быть первыми. У этих лиц риск возникновения стенокардии и инфаркта существенно выше, чем у лиц противоположного психологического склада ( тип В ), спокойно относящихся к собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих расслабляться и отдыхать. На первый взгляд может показаться, что частота сердечно-сосудистых осложнений у лиц типа А противоречит всей концепции поисковой активности, которая постулирует, что высокий уровень этой активности является защитным фактором для здоровья. Но более тщательный анализ показывает, что противоречия здесь нет.

Специально проведенные исследования показали, что, хотя лица типа А действительно проявляют незаурядную активность в ситуациях, которые они в принципе способны контролировать и в которых есть шансы на успех, эти же люди дают очень быструю реакцию капитуляции (быстрее, чем тип В) в ситуации, воспринимаемой ими как безнадежная, не имеющая решения. В действительности, по наблюдениям клиницистов, у представителей типа А за короткое время, непосредственно предшествующее инфаркту, появляются сначала признаки дезорганизованной, хаотической, лихорадочно-панической активности, которая быстро сменяется спадом энергии, апатией и депрессией, и именно на этом фоне развиваются сердечно-сосудистые катастрофы. Длительность этой предшествующей фазы может быть различной (иногда всего лишь несколько часов), но в большинстве случаев она налицо. Да и наблюдения повседневной жизни свидетельствуют о том, что инфаркты у таких высокоактивных субъектов наступают либо после внезапной и сокрушительной катастрофы, часто связанной с ущербом для престижа («разнос» у начальства, отставка, провал ответственного выступления), либо, наоборот, после достижения желанной цели, объекта давней мечты, за пределы достижения которой фантазия человека не распространяется.

И еще одно важное и интересное обстоятельство, связанное с типом А и его отношением к инфаркту. Выяснилось, что можно иметь почти весь набор личностных качеств, характерных для этого типажа, и в то же время не иметь предрасположенности к инфаркту.

Здоровье и честолюбие

Ишемическая болезнь сердца (стенокардия) и особенно инфаркты оказались не характерными для японцев. В США было в связи с этим проведено тщательное ретроспективное и длительное исследование американцев японского происхождения. Было установлено, что, если японец почти по всем параметрам относится к типу А (энергичен, дорожит своим временем, много и напряженно трудится), но не склонен к конкурентной борьбе и не сравнивает себя с другими (тем более — не противопоставляет себя им), инфаркт ему не угрожает. Если же он полностью воспринял американский стиль жизни и высококонкурентен, он при всех прочих равных имеет такие же шансы на инфаркт, как и американцы типа А.

Это значит, что к инфаркту приводит не высокая поисковая активность сама по себе, а некоторые дополнительные особенности, которые содействуют резкому переходу от поиска к отказу от него.

Действительно, если для человека главным является постоянно контролировать ситуацию и всегда ощущать себя выше других, он легко может попасть в непереносимые и в то же время неподвластные ему условия явного преимущества конкурента. Возникает парадокс — безудержное стремление контролировать ситуацию приводит в действительности к зависимости от ситуации, повлиять на которую у человека нет никакой возможности. Шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что те лица, у которых очень выражен мотив власти, но нет возможности в полной мере удовлетворить эту потребность в силу объективных препятствий, склонны к развитию гипертонической болезни. Они постоянно подавляют свою потребность властвовать, т. е. отказываются от попыток реализовать ее в поведении.

В Японии же одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребенку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем его сосед. Там не говорят: «Посмотри на Мишу, как он хорошо себя ведет» или: «Как он хорошо решает задачи». Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребенка на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья. Работникам наших детских учреждений было бы полезно иметь это в виду.

Показано, что люди, у которых в структуре мотиваций преобладает стремление к достижению успеха в деятельности (а не потребность во власти), характеризуются устойчивыми нормальными цифрами артериального давления. Поскольку удовлетворение потребности в достижении успеха в большой степени зависит от самого человека, его целеустремленности и работоспособности, это обычно не вызывает противодействия со стороны социального окружения и воспринимается самим человеком как положительная черта, вызвать при этом отказ от поиска довольно трудно.

Трагедия «замкнутого круга»

Состояние отказа от поиска не только вредно для здоровья — оно резко отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию «захватывать» поведение в целом, потому что, если даже ощущение безнадежности и депрессия явились реакцией на какую-то отдельную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении. Снижение поисковой активности обусловливает возникновение новых неудач, и формируется замкнутый круг. Вырваться из него можно не только с помощью лекарств, но и самостоятельно — если вдруг в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких, и помощь данного человека вполне реальна и необходима. Именно об этом писал А. Вознесенский:

У души обиженной
Есть отрада тайная:
Помогите ближнему,
Помогите дальнему.

Известны многие случаи, когда депрессии и психосоматические заболевания прекращались у лиц, которым нужно было ежедневно бороться за жизнь или благополучие близкого человека. Об опыте войн и концлагерей мы уже писали.

Источник: С.М. Бондаренко и В.С. Ротенберг «Мозг. Обучение. Здоровье».

Во второй части статьи опубликованы конкретные рекомендации родителям по воспитанию детей, базирующиеся на материале, изложенном в первой части.

Другие публикации на тему данной статьи:

Ознакомьтесь так же:  Психические расстройство у пожилых

About the Author: admin