Стресс Стадии и виды стресса

Стресс и его виды. Фазы стресса;

Стресс ( англ. stress – давление, нажим, напряжение ) – состояние, возникающеее в ответ на экстремальное воздействие – стрессор [ 43 ]. Слово “стресс” пришло в английский, а теперь и в русский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как “дистресс”. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания” и сейчас слово “стресс” понимают в значении “дистресса” ( англ. distress – горе, нужда).

Дистресс всегда вредоносен или неприятен [ 40, c.29], вызывает отрицательные эмоции, чувство неудовольствия. В противовес ему “эустресс” вызывает положительные эмоции, чувство удовольствия [20, с.53]. Конечно, удобнее было бы разделить понятие “стресс” на “дистресс” и “эустресс” и оперировать именно этими двумя понятиями, но употребление слова “стресс” в смысле “дистресса” настолько широко и глубоко вошло в обиход, что во избежание недоразумений мы будем считать, что стресс – состояние психического напряжения, вызывающее отрицательные эмоции.

В зависимости от стрессового фактора выделяют два основных вида стресса: физиологический и психологический. Психологический будем подразделять на информационный и эмоциональный; последний развивается в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. д.

Физиологический Психологический

Рисунок 17– Виды стресса

Основоположник концепции стресса, канадский врач Ганс Селье (1907–1982) в 1936 г. установил, что любой вид стресса вызывает однотипную (неспецифическую) реакцию организма, которая получила известность как общий адаптационный синдром (ОАС) [ 40, c.35 ]. В нём Г. Селье выделил три фазы (стадии): первая – реакция тревоги и мобилизации защитных сил организма. В этой фазе начинается адаптация организма к новым условиям. На этой стадии человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации соответствующих органов и систем организма, без структурных перестроек.

Во второй фазе – фазе сопротивления – стабилизируются и закрепляются на новом уровне все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе. Идёт интенсивный перерасход адаптационных резервов. Продолжительность сопротивления зависит от врождённой приспособительной способности организма и от силы стрессора. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третья фаза – истощение, поскольку способность к адаптации не безгранична.

Время действия стресса

1 –фаза реакции тревоги и мобилизации всех сил

2 — фаза сопротивления и адаптации

3 – фаза истощения

Рисунок 18 – Три фазы стресса

В третьей фазе возможно появление так называемых болезней адаптации или болезней стресса, когда приспособительная реакция организма выступает в роли патогенного фактора (например, воспалительные изменения в суставах, тканях глаза, гипертоническая болезнь, нервно-психические расстройства. Избыток стероидных гормонов, например, выброс которых является первой эндокринной реакцией организма на стресс, при частых и интенсивных стрессах может способствовать возникновению поражений желудочно-кишечного тракта (стероидная язва) [24, с. 343 ] и т.д.

Эмоциональный стресс – состояние напряжения функций организма, вызванное воздействием эмоционально значимого для индивидуума раздражителя. Основной причиной эмоциональных стрессов являются конфликтные ситуации, в которых человек длительное время не может удовлетворить насущную, жизненно необходимую социальную или биологическую потребность.

Выход из строя той или иной функции какого-либо органа (например, секреции жёлчи, инсулина и других гормонов, желудочного сока, иммуноглобулинов и др. и развитие соответствующего заболевания обусловлены генетической предрасположенностью и избирательным вовлечением их в эмоциональное возбуждение.

Наблюдения и эксперименты показали, что развитие эмоционального стресса в конфликтной ситуации у разных индивидуумов может привести к различным результатам.

При высокой стрессоустойчивости никаких нарушений может и не быть. В других случаях могут развиваться либо нарушения в деятельности нервной системы в форме неврозов, либо нарушения соматических функций отдельных органов в форме ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, поражения желудочно-кишечного тракта и т.д. В определённых случаях может наблюдаться сочетанное нарушение и тех и других функций.

Какой орган будет повреждён в результате действия стресса? Сам Ганс Селье, который почти четыре десятилетия изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, считает, что болезни адаптации избирательно поражают предрасположенную область тела. “Но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг, зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов. В организме, как в цепи, рвётся слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой” [Селье, с. 40].

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом. Ему в большей степени подвержены холерики и меланхолики.

Влияние стрессов на деятельность [Карпов, с. ]

Влияние стресса на деятельность зависит от фазы стресса.

1. Фаза мобилизации – стресс оказывает стеническое воздействие на все психические и физиологические процессы. Мобилизуются все ресурсы организма, обостряются восприятие, внимание, память, долговременная память переводится в повышенную готовность, увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления. Наблюдается феномен гиперактивации мышления и других процессов. Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Результаты деятельности улучшаются.

2. Фаза адаптации человек адаптируется к сложившейся ситуации, все параметры функционирования закрепляются на новом уровне – человек «втягивается», привыкает. Показатели деятельности стабильно высокие. Но долго «на пределе» человек работать не может. Рано или поздно наступает истощение.

3. Фаза истощения фаза, когда силы иссякли и психика начинает давать сбои. Как далеко это может зайти? Чтобы рассмотреть явления, происходящие в этой фазе, разделим эту фазу на два этапа: этап расстройства (соответствует ветви графика, нисходящей до уровня нормальной психической активности) и этап деструкции (соответствует ветви графика ниже оси абсцисс – перешедшей вниз за линию уровня нормальной психической активности) – см. рисунок .

На этапе расстройства изменения возникают, прежде всего, в когнитивной сфере, поэтому снижается продуктивность и адекватность переработки информации, креативность мышления. Сужается объем восприятия, снижается и качество оперативной памяти, снижается способность к извлечению информации из долговременной памяти – наблюдается феномен блокады прошлого опыта. Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее (феномен репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

Для деятельности в целом характерными становятся попытки организовать её не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте знакомого способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Понятно, что результаты деятельности значительно ухудшаются.

Этап деструкции характеризуется полным распадом способности к организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу и не слышу, не понимаю», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места».

Во втором случае, наоборот, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние заторможённости и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности

Карпов А. В. пишет следующее: Однако наряду с общими реакциями имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоусгпойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва» (рисунок ) [по Карпову, с. 459].

Ознакомьтесь так же:  Как звёздочкой лечить насморк

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия резистентности к нему в зависимости от параметра интерналъности–экстерналъности личности. Обычно резистентность значимо выше у людей интервального типа и ниже у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации («будь что будет»).

Виды стресса

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами .

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

Стресс формирует мотивацию. Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов.

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Адаптация к стрессору

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

Стресс, его виды, стадии и механизмы. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы

Меню навигации

На главную

Информация

Из архивов

Рекомендуем

Матрасы латексные купить

Яркие и модные матрасы латексные купить срочно и доставить в Ваш регион уже доступно

  • Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом.

    Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

    В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

    Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

    Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

    В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

    Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

    Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

    Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

    Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

    Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

    Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

    Ознакомьтесь так же:  Потребительская депрессия

    Г.Селье выделил три фазыстресса:

    1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

    2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

    3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

    Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

    Фаза мобилизации. Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

    Фаза расстройства. В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; эмоции из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления).

    Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

    Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и поведения является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

    Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

    В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

    Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

    Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

    Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно — в ретикулярную формацию, которая является «связующим звеном» между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

    Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

    После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые нейроны ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

    Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций. Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями сна и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

    Ознакомьтесь так же:  Таблетки после стресса

    Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается выработка тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

    Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

    Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие — производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол — «гормон стресса» и альдостерон. Основная функция кортизола — повышение уровня сахара в крови — резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

    Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура — паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются «узловыми станциями» системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем мотивации и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

    Влияние стресса на поведение и деятельность человека

    Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

    Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

    При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

    Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

    Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

    Виды стресса. Способы борьбы.

    Стресс и его виды. Приемы снятия стресса.

    Хотя слово стресс звучит в нашей жизни буквально на каждом шагу, содержание, которое вкладывается в это понятие на бытовом уровне, часто расходится с научным представлением о стрессе как универсальной реакции организма. Обычно, говоря о стрессах, люди подразумевают значительные, чрезвычайные события, нарушающие привычный распорядок и естественное течение жизни. Значительно больший вклад вносят мелкие, но часто повторяющиеся стрессовые события. Мы настолько привыкаем к ним, что даже не осознаем, но на подсознательном уровне организм продолжает их воспринимать и соответствующим образом реагировать. А главное, что эти незамеченные сигналы имеют свойство накапливаться. Прежде всего, это относится к стрессу повседневной жизни. Ведь наше взаимодействие с миром начинается со столкновения с окружающей средой, пространством и временем. Итак:

    1. Пространственный стресс. Он возникает у человека вследствие предоставленных ему техническим прогрессом возможностей перемещения в пространстве, с высокой скоростью преодолевая большие расстояния. Но наши подсознательные, инстинктивные стереотипы взаимодействия с пространством по-прежнему настроены на пешее перемещение по земной поверхности, с его естественными ограничениями.

    2. Временной стресс. Здесь имеется в виду неестественно ускоренный ритм и темп жизни. В результате этого меняется и ход наших внутренних, биологических часов. Все стрессы действуют на них однонаправлено, вызывая ускорение их хода. И тогда для организма время начинает течь быстрее со всеми вытекающими последствиями.

    3. Стресс обитания. Это, во-первых, многоквартирные дома, которые сами по себе являются источником скрытого стресса, связанного с ограничением пространства. Еще больше усугубляет этот скрытый стресс отрыв от земли в многоэтажных домах. Нахождение над землей на высоте большей, чем кроны деревьев ( 3-4-й этаж), нашим подсознанием воспринимается, как нечто неестественное. В-третьих, добавляется еще и “визуальное загрязнение” окружающей нас среды. Нас окружает сплошь искусственная среда. Добавьте сюда “загрязнение шумовое” и “вибрационное”, а также “тепловое”, “электромагнитное” и “химическое”. Все эти стрессовые факторы вызывают, так называемое, сенсорно-экологическое утомление, истощая нашу способность противостоять стрессу.

    4. Пищевой стресс. Мы ежедневно запасаемся лишними калориями, откладывая их в запас, употребляем неестественные химические ингредиенты (консерванты, красители, следы удобрений и пестицидов), неоправданно большое количество сахара.

    5. Информационный стресс. Информационное загрязнение жизненной среды. Задумайтесь, сколько ненужной информации вы воспринимаете за день. Добавьте сюда СМИ, рекламу, чужие телефонные разговоры, уличный шум.

    6. Стресс общения ( микросоциальный), обусловленный чрезмерным, избыточным, вынужденным общением.

    7. Социальный стресс. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек оказывается несвободен и от тех проблем, которые переживает общество.

    8. Психологический стресс (внутриличностный, межличностный, семейный, профессиональный).

    Вывод, который мы должны сделать для себя – со стрессом надо бороться, чтобы не допустить нервного срыва и серьезных заболеваний.

    Телесные симптомы стресса – скачки артериального давления, сердцебиение, боли в области шеи и головы, сердца, живота, спины, нарушение глотания, комок в горле, нарушения зрения, приливы жара (озноба), нарушения стула, бессонница, сонливость, сексуальные проблемы.

    Психологические симптомы стресса – беспокойство, тревога, депрессии, раздражительность, рассеянность, снижение концентрации внимания, дезорганизованность.

    Если вы отметили у себя хотя бы один из перечисленных признаков, пришло время вмешаться в собственную жизнь – спокойно подумать, обсудить ситуацию (с близким человеком или со специалистом –психологом), выявить и устранить причины психофизического перенапряжения.

    Способы борьбы со стрессом. Стрессовое состояние состоит из : времени, когда мы думаем о предстоящем событии, самого стресса и состояния после стресса ( постстресса). Психологи предлагают различные методы борьбы со стрессом на каждой стадии.

    1. На 1-й стадии используется метод рационализации предстоящего события, когда нужно детально представить волнующее вас событие. В результате у вас снизится уровень неопределенности и как следствие снизится повышенный уровень эмоций. Используется также метод предельного усиления. Представьте себе различные варианты развития события, вплоть да самого неблагоприятного, подумайте, что вы будете делать.

    2. Стрессовая ситуация. Следите за своим дыханием, старайтесь контролировать свои эмоции.

    3. В постстрессовой ситуации нужно сделать все возможное, чтобы снизить негативные последствия стресса. Для этого используется:

    — релаксация ( движение, ходьба, спорт, вкусная еда, расслабляющая ванна с успокаивающими травами и маслами, массаж, музыка, аутотренинг)

    — переключение внимания ( смена деятельности).

    — осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события в масштабе мировых проблем.

    — вербализация — проговаривание проблемы. В это время происходит как бы отчуждение стрессового события от вашего образа.

    — визуализация проблемы. Мысленно поместите свою проблему в темную картинку, под фонарь. А теперь представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями.

    Существует огромное количество методик и способов релаксации, саморегуляции, медитации, аутотренинга, отреагирования негативных эмоций во вне ( от крика до проявления косвенной агрессивности), дыхательных упражнений, тренингов контроля над гневом, изменения мыслей и убеждений. Но это тема другой статьи. И не забывайте чередовать работу и отдых, не допускайте дисбаланса в какую-либо сторону – тогда у вас будет меньше стрессов.

    About the Author: admin