Снять раздражительность у ребенка

Причины раздражительности. Как справиться с раздражительностью.

Все испытывают раздражение и злость время от времени. Даже самый терпеливый человек может раздражаться в каких-то ситуациях. В данной статье рассматриваются причины раздражительности и даются рекомендации, как избавиться от раздражительности. Если вы водите машину, то, скорее всего, не раз злились на промахи других водителей на дороге. Или, может быть, вы сердились на людей, которые не выполняли своих обещаний. Возможно, вас раздражают люди, перебивающие вас во время разговора. Многие люди сердятся или раздражаются в подобных ситуациях.

Как быстро избавиться от раздражительности

Рекомендации от Ирины Удиловой (у нее есть канал на ютюб). Гнев — это эмоция, которая может варьироваться от умеренного раздражения до яростного гнева. Самая большая ярость всегда начинается с простого недовольства. Это как снежный ком. Недовольство, разочарование постепенно превращается в раздражение; раздражение постепенно переходит в злость; злость превращается в гнев и негодование; после чего приходят ярость и аффект, когда человек уже не контролирует себя.

Легче всего справиться со своей раздражительностью на первом этапе, когда вы испытываете недовольство и разочарование кем-то или чем-то. Большинство людей загоняют это недовольство внутрь себя. Не делайте этого. Во-первых, признайтесь себе, что вы испытываете недовольство. А затем искренне, без агрессии скажите о том, что вам не нравится. Например: «Мне неприятно, что ты разговариваешь со мной в таком тоне. Пожалуйста, перестань». На этом этапе конфликт можно решить довольно легко, при условии, что обе стороны спокойно выслушают друг друга.

Люди могут испытывать раздражительность, когда чувствуют угрозу, когда им причиняют вред, или когда они бессильны.

Раздражительного человека легко вывести из равновесия. Люди, которые часто чувствуют себя уязвимыми или разочарованными, могут злиться все время. Постоянная раздражительность и злость вредны для здоровья человека, в результате чего появляются такие проблемы, как высокое кровяное давление, головные боли, язвы и т.д. Иногда, раздражительность подталкивает людей к агрессивному поведению по отношению к окружающим, что негативно влияет на личные и рабочие отношения.

Триггеры гнева и раздражительности

  • Раздражители: это то, что действует вам на нервы, к примеру, потому что они навязчивы или повторяются (громкая музыка каждый вечер из соседней квартиры).
  • Издержки: это могут быть финансовые траты, когда кто-то крадет или ломает что-то, что принадлежит вам; это могут быть какие-то неудобства, например, незапланированная задержка в пробке на дороге; или субъективные издержки, такие как ‘потеря лица’ или переживания из-за неуважительного отношения к вам со стороны другого человека.
  • Проступки: это происходит, когда кто-то нарушает правила, которые должны соблюдаться, по вашему мнению. Например, когда ваш партнер открыто противоречит вам в общественных местах, или предает ваше доверие.

Когда кто-то унижен или травмирован, у него, конечно, есть все основания злиться, но часто нет возможности выразить свои негативные переживания. Так гнев может сохраниться как симптом посттравматического стресса или постепенно стать неотъемлемой частью личности человека. Когда такое происходит, человек злится на всех и все вокруг, и это становится образом жизни. Вероятно, гнев выполняет защитную функцию, ограждая человека от дальнейшего физического или/и эмоционального насилия, от болезненных чувств грусти, боли и страха, которые также являются частью травматического опыта.

Настоящие причины раздражительности и негодования

На самом деле, гнев почти всегда сопровождается болью, печалью или страхом . Когда человек позволяет себе выразить свои негативные эмоции, злость часто уходит через слезы, и всплывают более уязвимые эмоции боли и печали, которые тоже нужно высвободить. Пока человек цепляется за свой гнев, он продолжает чувствовать себя плохо.

«Заблокированные» чувства, которые человек не хочет испытывать, часто являются корнем плохого самочувствия и настроения. Кто чувствует и выражает только гнев, вероятно, имеет заблокированную, застывшую боль, страх, стыд, вину или печаль. Кто никогда не чувствует или не выражает гнев, вероятно заблокировал это чувство глубоко внутри. В любом случае, человек будет по-прежнему страдать, пока его «замороженные» чувства не будут безопасно разблокированы и выражены.

К счастью, вы можете принять меры, чтобы снять раздражительность и нервозность. Если ваше настроение существенно влияет на вашу способность работать и поддерживать здоровые отношения, вам нужно обратиться к психологу, потому что вы, возможно, страдаете от чего-то большего, чем просто раздражительность.

20 рекомендаций, как справиться с раздражительностью

Обращайте внимание на ваше настроение и тело. Вы более склонны к раздражению, когда вам скучно, некомфортно, когда вы устали или голодны. Заботьтесь о своих физических потребностях, чтобы не допускать раздражительности и недовольства. Повышенная раздражительность у женщин может возникать при беременности, при климаксе, перед месячными. Женщинам нужно быть особенно бережными и заботливыми к себе в эти периоды.

Как бороться с раздражительностью? С помощью физических упражнений. Вы можете справиться с раздражением, совершив прогулку, занявшись спортом или другой физической активностью. Старайтесь уделять физической активности, по крайней мере, 20 минут каждый день. Это также поможет уменьшить симптомы депрессии и тревоги.

Заведите дневник гнева : каждый раз, когда вы сердитесь или становитесь раздражительным, запишите в свой дневник, отметив причину и вашу реакцию. Позже вы сможете использовать эту информацию для анализа вашей модели поведения в ситуациях, вызывающих ваше недовольство. Это поможет вам разработать план решения проблемы.

Каждый вечер, потратьте несколько минут, чтобы записать то, что влияет на ваше настроение. Например, вы могли бы отметить спор с супругом и неоплаченный счет за электричество. Подчеркните то, что вы реально можете изменить, запишите конкретные шаги, которые можно предпринять, чтобы исправить ситуацию. Попробуйте каждый день делать маленькие шаги по решению ситуаций, которые вызывают у вас стресс.

По крайней мере, 15 минут в день занимайтесь тем, что вам нравится . Это проявление любви к себе. Хорошая статья, как развить любовь к себе. Вы можете сходить в парк, почитать детективный роман или сделать фотоснимки в вашем дворе. Если у вас не находится времени на удовольствия в течение дня, вы более склонны к раздражению.

Практикуйте методы релаксации. Если замечаете, что ваше настроение меняется от спокойного к раздражительному, устройте себе перерыв и расслабьтесь, можете провести медитацию. Для этого закройте глаза и представьте, что вы находитесь в месте, где чувствуете себя счастливой, в безопасности. Попробуйте вовлечь все органы чувств. Например, если вы видите себя гуляющей по лесу, представьте, что вдыхаете чистый воздух, чувствуете хруст листьев под ногами и слышите пение птиц.

Скажите себе: «Даже при том, что я чувствую _________________ (здесь отрицательные эмоции), я прощаю себя и знаю, что это чувство пройдет . Я сосредотачиваю свое внимание на одном изменении, которое я хотела бы сделать сейчас и переосмысливаю свой ​​подход к проблеме».

Убедитесь, что вы получаете достаточное количество витамина D — если вы не можете получить его через солнце, поговорите с врачом или диетологом о приеме витамина D. Существует множество исследований, которые показывают, что гораздо больше людей испытывают дефицит витамина D (витамина счастья), чем мы предполагаем.

Заменяйте негативные мысли на более реалистичные. Когда мы испытываем сильную раздражительность, скорее всего, наши мысли негативны и не совсем соответствуют действительности. Анализируйте свои мысли, обращая внимание, есть ли в них когнитивные искажения: мышление «все или ничего» («Мой муж НИЧЕГО не умеет», когда тот не сумел починить утюг), чтение мыслей других людей («Я знаю, он злорадствует, что я не получила премию»), катастрофизация («Это крушение всего») и т.д. А затем перефразируйте мысль без искажений.

Дышите глубоко через нос (важно) 4 или 5 раз. Американская Психологическая Ассоциация рекомендует делать глубокие вдохи от диафрагмы, а не мелкие из груди. Глубокий вдох через нос приносит охлаждающий кислород к лимбической системе головного мозга, что успокаивает нервную деятельность в этом эмоциональном центре мозга. Когда вы вдыхаете, представьте себе красивый синий цвет, входящий в вас и распространяющийся по всему вашему телу, а на выдохе представьте, что ваше тело и разум отпускают весь стресс и напряжение.

Прощайте. Даже если вы не забыли о случившемся, прощение человека, который спровоцировал вас, — это отличный способ уменьшить негодование. Прощение поможет остановить бег негативных мыслей в вашей голове, которые проигрываются вашим сознанием снова и снова, как какая-то сцена фильма ужасов.

Ознакомьтесь так же:  Температура 375 и насморк при беременности

Гневающийся человек не может перестать думать о том, что заставило его злиться. Эти навязчивые размышления разрушительны. Их нужно пресекать. Это не значит, что то, что сделал другой человек по отношению к вам, нормально. Это просто означает, что вы не собираетесь бесконечно обижаться на него за это, и не позволите произошедшему портить вам жизнь. Вот хорошая медитация прощения обид, рекомендую.

Отвлеките себя. Другой способ борьбы с гневом — это отвлечение. Поместите себя на эмоциональную шкалу от 1 до 10, где 10 означает самый сердитый.

Когда шкала от 5-до-10, сделайте что-то, чтобы уменьшить негативные эмоции, прежде чем вы будете взаимодействовать с людьми или пытаться решить проблему.

Это может быть рисование, приготовление пищи, прогулка или разгадывание кроссвордов.

Не проявляйте свое негодование по-детски. Вместо того, чтобы с шумом ворваться в комнату и кричать, что ваш партнер не уделяет вам достаточно внимания, напишите об этом или используйте какой-то другой способ рассеять гнев. Только после того, как вы почувствуете себя спокойнее, войдите в комнату и скажите, что скучали по нему и предложите заняться чем-то вместе.

Не агрессивное поведение, а более рациональный подход к проблеме способен дать вам желаемый результат, в данном случае внимание партнера.

Практикуйте сочувствие. Сочувствие и сострадание несовместимы с гневом и агрессией. Трудно чувствовать злость и сострадание в одно и то же время. Так что это в ваших же интересах, сделать что-то хорошее вашему обидчику. Исследования показывают, что сострадание может также рассеивать гнев в другом человеке.

Старайтесь быть благодарными. Исследования показывают, что простой акт благодарности может сделать нас счастливыми.

Вы не обязательно должны быть благодарны тому, кто обидел вас, но вы можете быть благодарны другим вещам в вашей жизни, большим и маленьким.

Обсуждайте возникшую ситуацию, но только после того как остынете.

Перед тем как открыть рот, оцените силу своего негодования по шкале от 1 до 10. Когда вы начинаете говорить, все еще кипя от гнева, ни к чему хорошему это не приведет. Сначала вам нужно остыть.

Когда вы понимаете, что уже контролируете себя и можете выразить свои мысли без агрессии и крика, можете начинать разговор.

Пообщайтесь со своим домашним питомцем , будь то кошка, собака или хомячок. Исследования показывают, что общение с домашними любимцами понижает кровяное давление, успокаивает нервы и повышает настроение.

Вы ведете замкнутый образ жизни? Позвоните одному из своих знакомых или друзей или сходите куда-нибудь вместе. Каждому человеку необходимо общение , прикосновение, зрительный контакт с другими людьми.

Признание чувств других людей (особенно это касается членов нашей семьи). Вместо того, чтобы просто раздраженно отмахнуться от жалоб своего ребенка, что ему не хочется делать домашнюю работу («Ничего не хочу слышать, садись за уроки»), внимательно выслушайте своего ребенка, покажите, что вы его слышите, обсудите проблему, а потом уже можно настаивать, чтобы ребенок сел за уроки. Или если муж начинает делиться с вами по поводу какой-то проблемной ситуации на работе, не стоит говорить, что это ерунда, все пройдет. Искренне выслушайте мужа (иногда уже этого достаточно), успокойте и подбодрите его.

Будьте реалистичны. Например, если вы раздражаетесь, когда вас отрывают от чтения книги или журнала, то не читайте, когда вся семья собирается вместе и все обсуждают прошедший день. Вас обязательно прервут и вовлекут в разговор.

Кстати, специально для родителей, испытывающих гнев на своих детей, рекомендую книгу Екатерины Бурмистровой «Раздражительность. Методика преодоления».

Проявите юмор в момент гнева. Это трудно, но если вы сможете пошутить в ситуации, когда вы рассержены, это замечательным образом поможет разрядить обстановку. Смех – отличное противоядие против недовольства и негодования.

Если вы не просто прочтете статью, а начнете применять описанные рекомендации, то вы постепенно сможете избавиться от раздражительности. Буду рада, если вы поделитесь своим опытом борьбы с раздражительностью в комментариях.

В заключение поучительная притча о гневе.

Нервные тики у детей: кто виноват и что делать

В наше время компьютерных технологий, когда основную часть своего времени человек проводит вблизи этого устройства, критически возрос процент заболеваний связанных с нервной системой. Все больше людей жалуются на головные боли, повышенную раздражительность, депрессию, панические атаки и т.д. Если взрослый человек так поддается влиянию компьютера, что можно сказать о детях?

И действительно, ученые доказали, что дети которые, часто проводят время у компьютера, намного подверженней психическим срывам, плохому настроение, отставанию в развитии и т.д. Они теряют интерес к активным играм со сверстниками и меньше радуются жизни.

Также, сегодня наблюдается прирост случаев нервных тиков у детей дошкольного и школьного возраста. Тики – это непроизвольные повторяющиеся движения, появление которых ребенок не может контролировать. Зачастую – это подергивания верхней части тела. Частое моргание, шмыганье носом, покашливание, выпучивание глаз, скрежет зубами и т.д. Они появляются в незнакомой обстановке, при просмотре телевизора, игр в компьютер, при общении с чужими людьми или долгого нахождения в одной позе. Совсем проходят во время сна или выполнения интересного задания – лепка, рисование, поделка, пение и т.д.

Считается, что данному проявлению подвержены дети возраста от 3- 14 лет. Пики данных состояний приходят на переходной возраст, тогда когда идет борьба за самостоятельность. Мальчики сложнее переносят данное заболевание и чаще девочек.

Виды тиков

1.вокальные – звуковые действия производимые ребенком. Покашливание, вскрики, мычание и т.д.
2. лицевые – затрагивают мышцы лица. Выпучивание глаз, подергивание бровей, частое моргание и т.д.
3.ритуальные – выполнение определенных действий, которые ребенок должен выполнить. Ходьба по кругу, подсчет плиток при хождении, закручивание волос.
4. моторные – подергивание конечностей.
5.смешанные – это вышеперечисленные тики, которые могут проявляться одновременно.

Почему возникает нервный тик

Сегодня до конца не известны причины возникновения данных явлений. Но психологи приходят к общему мнению, что стимулирует проявление тиков – нервное перенапряжение ребенка. Оно может быть связано с нагрузками в школе, переездом в другой город, конфликтами в семье, нехваткой внимания родителей, детскими страхами, напряженными отношениями с учительницей, ожиданием появления нового члена семьи и многое другое.

Как лечить нервные тики

Современные специалисты советуют при малейших намеках на нервные тики, проявить особое внимание к жизни своего чада. Потому как данное явление не уйдет, если остается провоцирующий фактор.

Во-первых, специалисты в данной сфере советуют посетить психолога. Он поможет понять скрытую причину, которая беспокоит ребенка и ознакомит родителей с необходимым поведением. Также, лучше пройти курс семейной психотерапии. В процессе, можно выявить ошибки родителей в воспитании, обиды ребенка на взрослых, негативное отношение к брату или сестре. При правильном подходе все эти проблемы с легкостью решаются.

Также стоит наведаться к невропатологу. Данный специалист проверит уровень развития ребенка и его нервную систему, так как тики могут вызываться нарушениями в работе нервной системы. Врач может назначить медикаментозную терапию для улучшения состояния ребенка.

Главное, в борьбе с тиками – безусловная любовь близких людей и время.

Как успокоить детские нервы. Советует психиатр

У вас бывает так: обращаешься к ребенку, а он, пока слушает, все время глазами моргает или плечом

«Да перестань паясничать!» – кричишь ты. А потом приглядываешься – какие-то движения странные, навязчивые, и вроде совершает их ребенок не по своей воле. Что это?

Что, где, когда?

– Это тики, или по-другому – навязчивые состояния, – объясняет детский психиатр, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ Владислав Брагинский.

Они бывают у детей 5-11 лет. Мальчики страдают ими в 4 раза чаще, чем девочки. И подвержен тикам чуть ли не каждый десятый ребенок, в общем, нередкая напасть.

Тики никогда не тревожат ребенка во время сна. Зато усиливаются от волнения, возбуждения. В привычной обстановке они менее заметны, носят сглаженный характер. На интеллектуальные способности тики никак не влияют, человек может в детстве ими страдать, но прекрасно мыслить и во взрослой жизни дорасти хоть до академика.

Вызывают это расстройство разные причины, поэтому и прогноз, и лечение при тиках – тоже разные.

Психиатры их делят на два основных типа:

● невротические (по новой международной классификации – транзиторные, преходящие);

● и неврозоподобные (хронические).

Тик от испуга

Допустим, ваш совершенно здоровый, спокойный ребенок испугался чужой собаки, которая бросилась на него во дворе, или строгой учительницы, устроившей ему разнос перед всем классом, и теперь у него дергается глаз, или мышца щеки, или он делает такие движения шеей, как будто освобождается от тесного воротничка. Это тик невротический. Несмотря на устрашающее название, невротический тик – простой вариант. Он возникает от внешней травмы – испуга, стресса, напряжения – и лечится врачом за пару недель, от силы за пару месяцев. После лечения исчезает бесследно.

Ознакомьтесь так же:  Причина и признаки аутизма

Что требуется в этом случае от родителей?

● Показать ребенка врачу.

● Создать дома спокойную обстановку.

● Не загружать несчастного усиленными занятиями по математике, иностранным языкам, информатике.

● Если тики вызваны школьными конфликтами, поговорить с учителем, чтобы не относился слишком строго.

Но навязчивые состояния этого типа встречаются не так уж часто, они составляют только 10% от всех тиков.

Причина и повод

Иное дело странное покашливание, которое возникло как-то у моего сына. Тут можно и не догадаться, что это тик. Таких неврозоподобных, хронических навязчивых состояний большинство, по словам Владислава Брагинского, среди тиков они занимают 85-90%. Причина их – слабость нервной системы ребенка. Она возникает, когда у мамы сложно протекает беременность, или из-за проблем во время родов (например, у младенца была асфиксия – кислородное голодание, или роды были затяжные, со стимуляцией, или пришлось делать кесарево сечение, или накладывать щипцы. ), или из-за болезней самого малыша в первые месяцы жизни – болезни тоже изменяют реактивность нервной системы.

Вот на такой «подготовленной» почве любой повод: будь то простуда или утомление от непосильной учебной нагрузки – может вызвать неврозоподобный тик.

Часто он начинается с реального события: у ребенка, например, ячмень, который все время ощущается, мешает, от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие. Или у моего сына, например, был бронхит. Два месяца со времени болезни прошло, все анализы крови хорошие, а кашель тянется и тянется.

Ребенок понимает, что тики – движения необычные, болезненные. Он часто стесняется их, на людях пытается сдерживаться, но от этого испытывает огромное внутреннее напряжение, которое его страшно утомляет. Попытки контролировать тики кончаются тем, что они только усиливаются.

Неврозоподобные тики лечатся трудно, долго. Могут то возникать, то на месяц или на полгода пропадать, потом возвращаться вновь даже без видимого толчка, например повинуясь сезонным колебаниям. Время обострения тиков – весна и осень.

«Неужели эти подергивания, помаргивания, покашливания будут преследовать нас всю жизнь?» – обычно спрашивают родители врача. Нет, не будут. У подростков тики встречаются крайне редко. А те взрослые с насильственными движениями, которых мы видим на улицах или в метро, страдают последствиями других болезней или травм головы.

Как лечить

Хотя медицина и утверждает, что тики – это не на всю жизнь, ребенка надо лечить, а значит, обязательно показать врачу: психиатру или психоневрологу, психотерапевту.

Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптомы серьезных душевных болезней. Врач может об этом судить, изучив, в обрамлении каких других расстройств наблюдается тик. Например, неврозоподобные тики сочетаются с быстрой утомляемостью, раздражительностью, слезливостью, изменчивостью настроения, плохим сном.

Надо исключить редкий тип таких навязчивых состояний, при которых тики с годами усложняются.

Во-вторых, когда диагноз станет ясен, врач назначит лечение.

Для начала это могут быть физиопроцедуры: хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), успокоительный чай, электросон, электрофорез с бромом. Все это расслабляет нервную систему. Полезен массаж воротниковой зоны – он улучшает кровоснабжение мозга. Хорошо на ночь попить теплое молоко с медом – оно тоже успокаивает. Одними такими простыми средствами можно достичь многого.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это и гипноз, для ребят постарше – аутотренинг – умение самовнушением помочь себе расслабиться, и специальные дыхательные упражнения для релаксации – всему этому ребенка научит врач.

И кроме лечения словом нужны лекарства: витамины, препараты, улучшающие питание мозга, его обмен веществ, седативные средства.

А родителям можно посоветовать:

● Создайте дома спокойную обстановку.

● Следите, чтобы ребенок со слабой нервной системой обязательно высыпался.

● Ему нужен щадящий режим и полноценный отдых в выходные дни.

● Особенно берегите его нервную систему после болезни: даже пустячная простуда делает ее уязвимой еще на две недели.

● И не обсуждайте его тики. Чем больше вы о них говорите, тем ребенку становится хуже. Он и так понимает, что с ним что-то неладно, и ждет от вас помощи.

Виды навязчивых движений:

  • Моргание
  • Подергивание щеки, плеча, ноги
  • Заведение глаз вверх
  • Навязчивый кашель
  • Навязчивые глотательные движения
  • Нахмуривание лба
  • Шумное дыхание
  • Втягивание живота
  • Выбрасывание руки в сторону

Личное мнение

Иосиф Пригожин:

– Психологическое состояние ребенка во многом зависит от атмосферы в семье. Если атмосфера добрая, любящая, то и особых проблем с нервными перевозбуждениями у детей не будет.

Внимание! Детская агрессия!

Земцова Е. А. ,
старший преподаватель кафедры частных методик
ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

«Психологическая защита» – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать «виновного» и продумывает способы мести (становится агрессивен).


Характер агрессивного поведения во многом определяется
возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7–10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками – то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии – упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности – на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно.

Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.

Агрессивное поведение подростков часто означает «быть взрослым и сильным». Зависимость подростков от мнения сверстников – их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество – острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Ознакомьтесь так же:  Маша синдром дауна школа

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3–4 года, 6–7 лет и 14–15 лет.

В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций: оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации в мире взрослых.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

просто «не замечайте» реакцию ребёнка (подростка);

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

«Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему«, инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера») .

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

игнорирование;
переключение внимания;
«изящный уход».

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Как у тебя здорово получается!», «Смотри, как нам интересно!»

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет «правильного» или «неправильного». Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

ИГРА «ДА И НЕТ«

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры

Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово «да», а другой будет говорить слово «нет». Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

ИГРА «КЛЯКСЫ«

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ«

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры

ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ«

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки.

Ход игры

ИГРА «РУБКА ДРОВ«

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА «ТУХ-ТИБИ-ДУХ«

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры

ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ«

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.

Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.

Например, пословицу «Тише едешь – дальше будешь» дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

Пословицы:
«Семь раз отмерь, один – отрежь»
«Дело мастера боится»
«На все руки мастер»
«Картошка поспела – берись за дело»
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Больше дела – меньше слов»
«Горе есть – горюй, дело есть – работай»
«Заработанный хлеб сладок»
«Без работы пряников не купишь»
«Чтобы не ошибиться, не надо торопиться»
«Будешь книги читать, будешь всё знать»
«Ученье свет, а неученье – тьма»
«Дом без книги, что без окон»

ИГРА «РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ«

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.

Оборудование: старые газеты.

Ход игры

Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

УПРАЖНЕНИЕ «ТРИ СЛОВА«

Ход игры

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

About the Author: admin