Смоктуновский шизофрения

«За гранью разума»: каким был на самом деле Иннокентий Смоктуновский

На Первом канале выходит документальный фильм.

К юбилею Иннокентия Смоктуновского в субботу в 10:55 на Первом канале выходит документальный фильм «За гранью разума».

Каким он был на самом деле — великий актер ХХ века? Саркастичным Гамлетом или чудаковатым Деточкиным? После исполнения роли князи Мышкина в БДТ у великого Товстоногова он не просто «проснулся знаменитым» — более того, он «проснулся гением». И каждая следующая роль Смоктуновского рассматривалась через призму: а сможет ли на том же уровне, выдержит, не сломается ли? И Смоктуновский однажды признался: если бы еще 200 раз сыграл «Идиота» — то мог вполне реально остаться за гранью разума.

Вместе с авторами фильма зрители пройдут по этой странной грани великого Смоктуновского, перешагнув которую, он мог не только сойти с ума, но и элементарно уйти из жизни. Какие события в его жизни были на пределе возможностей? Какие роли возвеличивали, а какие — могли «убить»? Какие встречи стали для него судьбоносными? Вы узнаете, действительно ли Иннокентий Михайлович жил «шестым чувством» и творил свои роли, тоже полагаясь на интуицию.

Авторы документального фильма побывали в Санкт-Петербурге — в БДТ, где начиналась творческая судьба Иннокентия Михайловича, поговорили с актерами, ставшими свидетелями и карьерного взлета артиста, и скандалов с его участием. Также они нашли на Мосфильме именно ту машину, которую угонял Деточкин, и вместе с режиссером фильма Эльдаром Рязановым вспомнили курьезные ситуации со съемочной площадки. Создателям картины удалось найти личные письма Смоктуновского, которых ранее никто не видел. Вместе с внучкой Иннокентия Михайловича Анастасией зрители откроют еще одну грань актера: оказывается, он был еще и замечательным карикатуристом.

Дочь актера Мария Иннокентиевна специально для фильма покажет редкие фотографии и видеоматериалы из семейного архива. Вы увидите Смоктуновского в неформальной обстановке.

Актер Олег Басилашвили расскажет одну из таких фронтовых историй об Иннокентии Михайловиче — как тот сбежал из фашистского плена, спрятавшись от конвоира под мостом. Как потом его, умирающего, подобрали жители украинского села и вытащили с того света.

Когда режиссер Эльдар Рязанов решил снимать Смоктуновского в фильме «Берегись автомобиля!», он даже представить не мог, с чем ему придется столкнуться. В новом фильме режиссер расскажет почти детективную историю о том, как лично приехал к Смоктуновскому на дачу под Ленинградом и взял расписку, что Иннокентий Михайлович не уйдет в другую картину и обязательно снимется в «Берегись автомобиля!».

В фильме принимают участие: дочь актера Мария Смоктуновская, внучка Анастасия Смоктуновская, Олег Басилашвили, Сергей Соловьев, Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов, Татьяна Васильева, Анна Каменкова, Армен Джигарханян, Андрей Кончаловский, Эльдар Рязанов, Виктор Коршунов, Елена Горфункель, Наталья Белохвостикова, Евгений Стеблов.

Уехав из родной деревни Татьяновка в Томской области, Иннокентий Михайлович решил навестить свою многочисленную родню только более чем через 50 лет. Вот что он вспоминал об этом посещении: «Когда мы подъезжали к Татьяновке, то приблизительно километра за два от деревни стояла огромная толпа – мои родственники. Двоюродный брат и две двоюродные сестры нарожали детей, а те, в свою очередь, тоже рожали… Они не знали точного времени моего приезда, поэтому на дороге прождали несколько часов… Среди этой толпы стояло много детей и вся эта орава кричала мне: «Дедушка к нам приехал! Дедушка приехал!» Я их моментально возненавидел за этого дедушку…»

ПСЕВДОНИМ

Настоящей фамилией Иннокентия Михайловича была фамилия – Смоктунович. Как появился псевдоним? После войны приятель уговорил будущего артиста поступать в театральную студию при Красноярском театре. Проучился Иннокентий Михайлович в ней менее года, так как кое-кому не понравилось что он был в плену. Тогда он по найму устроился работать в Норильский театр. Там актеры были разные – и вольные и попавшие туда далеко не по собственному желанию, как, например, Георгий Степанович Жженов. Директор театра Дучман предложил новому актеру взять псевдоним Славянин, но Иннокентий Михайлович отказался. Директор пригрозил уволить строптивого актера, и тогда с обоюдного согласия в фамилии поменяли окончание.

Когда писался сценарий фильма «Берегись автомобиля!» роль Юрия Деточкина предполагалась для Юрия Никулина, но актер сниматься не смог из-за гастролей. На «Мосфильме» Эльдару Рязанову предложили на роль Леонида Куравлева, но он сказал, что сниматься будет Иннокентий Смоктуновский. Все дружно пожимали плечами, потому что были уверены в том, что Смоктуновский не согласится. Так и произошло. Смоктуновский, сыгравший Гамлета, наотрез отказался от непонятной личности по фамилии Деточкин.

Тогда хитрый режиссер приехал на дачу к артисту и долго его уговаривал. В конце концов ему это удалось, но он на всякий случай взял со Смоктуновского расписку, что тот согласен играть роль в его новом фильме.

И когда Смоктуновский появлялся в коридорах Мосфильма наголо побритый, актеры в ужасе спрашивали: «Кто это вас так?» — «Рязанов», — скромно отвечал Смоктуновский и удалялся в павильон на съемку.

На эпизодическую роль в фильме «Убийство на улице Данте» был приглашен малоизвестный актер. Вспоминает артист М. Козаков: «Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, останавливался, извинялся. Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась. Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей. А злополучный эпизод «кабачка» снимали уже не меньше пятнадцати раз.

Нонсенс! Съемка не ладилась, нервозность дебютанта передалась всем окружающим. На застопорившийся кадр ушла чуть ли не вся смена. Ассистенты режиссера предложили заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось), и шепотом сказал:

— Прекратите мышиную возню! Актер же все чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает — сегодня что-то не выйдет, завтра наверстает, а эпизод — это же дьявольски трудно! И артист этот еще себя покажет.

Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский! »

КАНДИДАТ В ДЕПУТАТЫ

В семидесятые годы артиста пригласили в один из областных центров как возможного кандидата в депутаты Верховного Совета СССР. Был организован пышный прием и банкет, на котором Смоктуновский произнес такой тост:

— Я хочу выпить за то, чтобы полки магазинов заполнились, а на столах наших избирателей появились такие же продукты, какие я вижу здесь.

В итоге кандидатуру его «благоразумно» сняли.

Литература: Алла Демидова. Слон в клетке (журнал «Театр» №10 1986г.), «Жизнь замечательных людей. Актеры кино.»

Знаменитые шизофреники: гениальность граничит с безумием?

Исаак Ньютон, Фридрих Ницше, Винсент Ван Гог, Николай Гоголь, Иннокентий Смоктуновский… Что объединяет этих людей? Как вы заметили, заголовок статьи посвящен психическому недугу — шизофрении. Гении всегда близки к безумию. А еще — к безграничности мышления, что подтверждается своеобразным отношением к окружающему миру, особым видением и творчеством. Не каждый шизофреник гений, по почти каждый гений немного сумасшедший.

Почему творчество, выходящее за рамки обыденности, так сильно граничит с безумством? Великий испанский живописец Сальвадор Дали говорил: «Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие». И то и другое плохо поддается анализу, и в том и в другом случае, причины остаются загадкой до сих пор.

Отчего все же зависит возможность создавать новые и неординарные произведения искусства, выстраивать гипотезы, делать открытия?

Ученые из Гарвардского университета не так давно провели любопытное исследование на этом счет. Выбрав 163 испытуемых, нейробиологи предложили им пройти тест на дивергентное мышление. Попросив в тесте одну и ту же проблему решить несколькими различными способами. Испытуемым выдали обычные предметы с просьбой придумать для них необычный формат использования.

Во время прохождения тестов, участникам эксперимента было проведено МРТ-сканирование, которое выявило, что во время испытаний наибольшую активность демонстрировали следующие участки мозга: левая передняя островковая доля, которая отвечает за восприятие и самосознание; правая дорсально-латеральная префронтальная кора (ее функции — самоконтроль, подбор оптимальных мыслей); кора задней части поясной извилины мозга, заведующая переключением внимания.

Ученые сделали вывод, что у творческого мышления есть одна особенность — эти три мозговые области не могут функционировать одновременно. Т.е. при анализе идей и оценки ситуации, другая область уже не может отвечать за воспроизведение чего-то нового.

Этой особенностью можно объяснить, подчас, асоциальное поведение одаренных людей, которые совершают открытие или закончили произведение, над которым долго трудились. Механизм, отвечающий за самоконтроль в этом случае отключается и, вероятно, поэтому такие личности частенько бывают несдержанны в проявлении своих эмоций. Помните, когда Архимед выпрыгнул из ванной, открыв закон гидростатики, он выбежал голый на улицу с криком: «Эврика!»

Можно ли больному психическим расстройством контролировать себя в такие моменты и вообще мирно сосуществовать с социумом?

Если маниакально-депрессивный психоз Сергея Есенина не дал ему такой возможности, поэт покончил с собой, то нобелевский лауреат Джон Нэш нашел способ преподавать, читать лекции и создавать научные статьи. Удалось ему это, когда он научился отделять зерна от плевел, т.е. разделять бредовые идеи и реальность и на первые не обращать внимания.

Сосредоточенность на деталях — еще один косвенный признак гения. Согласно одному исследованию, чем выше IQ у испытуемого, тем больше внимания он уделяет мелочам и деталям. Именно поэтому термин «рассеянный профессор» знаком всем.

Однажды Альберт Эйнштейн встретил своего друга, рассеянно пригласив его к себе в гости: «Заходите вечером ко мне, у меня будет профессор Стимсон». На что его друг озадаченно ответил: «Но ведь я и есть Стимсон!» Эйнштейн ответил: «Это не имеет значения, все равно приходите!»

Так или иначе, наши психические особенности зачастую являются теми отличиями, которые дают нам возможность проявить свою неповторимую индивидуальность, даже если она выражается в нестандартном поведении.

Алексей Гегер, директор по развитию Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности», кандидат социологических наук: «Да, действительно, многие талантливые люди страдали Биполярным аффективным расстройством, или как раньше его называли Маниакально — депрессивным психозом (МДП). Так, для актеров это постоянная тренировка актерских навыков в самой жизни. При БАР человек может до нескольких раз в день переходить от состояния безудержного веселья до глубочайшей тоски. Именно поэтому таким людям, имея, конечно, актерские способности не составляет большого труда сыграть эти перевоплощения в кадре или на сцене. Прибывая в таком постоянном неустойчивом состоянии, такие люди, чтобы отрегулировать свое настроение часто прибегают к алкоголю или даже наркотикам. Как тут не вспомнить гениев Олега Даля или Владимира Высоцкого?

Мозг функционирует совсем по — другому, с ног на голову меняется режим дня. Такие люди ночью творят, а днем либо спят, либо находятся в безудержной тоске. На ум сразу приходят строки из Александра Васильева, лидера группы «Сплин»: «ночами я живу, а днем хочу умереть».

Действительно, мозг работает иначе, нет никакой стабильности. Возможно, что отсюда идет устойчивое мнение, что творчество заканчивается тогда, когда человек «успокаивается». А что значит «успокаивается»? Это значит стабильность — стабильная работа, стабильная семья — это с одной стороны. С другой — это стабильная работа мозга, мозг больше не «выкрутасничает», нет больше крутых перепадов из восторга в дикую печаль, вплоть до суицидальных мыслей; и творчество постепенно угасает» — считает специалист.

Материал создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Дочь Смоктуновского: Страшный день похорон помню смутно

Накануне дня рождения Иннокентия Смоктуновского дочь актера Мария вспоминает прощание с отцом и его лучшие роли.

Знаменитому Юрию Деточкину из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» 28 марта могло бы исполниться 90 лет. Сердце Иннокентия Смоктуновского остановилось 3 августа 1994 года в подмосковном санатории. «Он не жалел себя, работал на износ», – найдут причину смерти в невероятном трудолюбии народного артиста СССР его коллеги по цеху. Корреспонденты «Собеседника» пообщались с дочерью кинолегенды Марией Смоктуновской.

– Каждый год в день рождения отца мы с мамой едем на Новодевичье кладбище. Я приношу гвоздики, зажигаю свечу и читаю молитву об упокоении души.

Смоктуновский стал первым актером, которого провожали в последний путь аплодисментами / Valerie Plotnikov / Russian Look

– Как обычно папа отмечал дни рождения?

– Помню, на 65 лет был грандиозный праздник во МХАТе, поздравляли Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный, Ия Саввина. Была прекрасная концертная программа, коллеги из Большого театра и «Ромэна» тоже чествовали папу. Обычные дни рождения отец отмечал дома, плотный график репетиций и съемок не позволял устраивать пышные торжества. До сих пор Олег Басилашвили, Ирина Мирошниченко, Рудольф Фурманов помнят о дне рождения папы и звонят нам в этот день.

– Как прошел последний день рождения Иннокентия Михайловича?

– В узком семейном кругу. Мы с мамой поздравили его рано утром, подарили рубашку под классический костюм. Мне запомнилось, что, когда я была 10-летней девочкой, делала для папы поделки, рисовала открытки, в день рождения подарила ему цыпленка из шерсти.

кадр из фильма «Берегись автомобиля» / кадр из фильма «Берегись автомобиля»

– Ваш отец стал первым актером, которого провожали в последний путь аплодисментами. С тех пор это стало традицией. Чья была идея?

– Смутно помню этот страшный день похорон, но могу вам сказать точно – никто это специально не продумывал. С отцом пришли проститься очень много поклонников, и когда его гроб вынесли, они вдруг стали хлопать в знак безмерного уважения к обожаемому актеру. Это была инициатива зрителей!

Образы, созданные Смоктуновским на сцене, – князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, чеховский Иванов и Порфирий Головлев – вошли в золотой фонд русского театрального искусства. Он снялся более чем в 130 фильмах, его называли первым интеллектуальным актером советского кинематографа.

Иннокентию Михайловичу рукоплескал весь мир: в Панаме в 1966 году вручили приз за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Гамлет», в Англии годом ранее Смоктуновского официально признали лучшим иностранным актером года, в 1970 году признали лучшим в Испании за главную роль в «Чайковском». За три года до смерти его чествовали в Сан-Ремо за лучшую мужскую роль в картине «Дамский портной».

кадр из фильма «Степень риска» / Tatiana Balashova / Russian Look

Удивительно, но, несмотря на то, что после смерти Смоктуновского прошло уже больше 20 лет, на него до сих пор равняются молодые актеры, фильмы с его участием собирают у телеэкранов миллионы людей, а на его могиле всегда свежие цветы.

– На ваш взгляд, в чем секрет неугасающей популярности отца?

– Он проживал жизни тех персонажей, образы которых воплощал в кино или на сцене театра, этот уникальный дар дан далеко не всем. Он в прямом смысле жил их бедами, радостями, победами и поражениями. Иннокентий Михайлович был открыт и искренен со зрителем, поэтому люди любят его до сих пор.

Смоктуновский шизофрения

Зарегистрирован: Aug 2004
Откуда: Москва
Сообщений: 77

На мой взгляд единственный гениальный актер нашего поколения. Он сломал каноны, создал свою неповторимую манеру театральной игры. Ее совсем не сразу приняли. Коллеги даже отказывались вместе с ним играть, просили снимать его с ролей. У него была очень непростая жизнь. Мало кто знал, например, что он был награжден медалью «За отвагу». Ему было несвойственно этим гордиться.

В фильме «Високосный год», где мы вместе с Кешой снимались, он все время называл меня учителем. То и дело подходил и спрашивал, правильно он играет или нет. Это могло показаться кокетством, но на самом деле для него всегда было важно проверить, то ли он делает или нет.

__________________
Любящий Вас Дуров

Зарегистрирован: Aug 2006
Откуда: Berlin, Germany
Сообщений: 1008

Уважаемый Лев Константинович!
Это же фильм в постановке Эфроса, если не ошибаюсь?

Да. Иннокентий Смоктуновский!
«Руссий Гамлет», как его иногда называли. И по праву.
А мне почему-то пришла в голову мизансцена из «Ивана Васильевича», где герой
Пуговкина, не узнав Иоана Грозного, спрашивает Юрия Яковлева – что-то я не узнаю Вас в гриме…… Иннокентий Смоктуновский? Кеша!
О чем это говорит, как не о невероятной популярности и любви.

Ознакомьтесь так же:  Синдром дауна хромосомная мутация

Думаю, что Смоктуновский понимал, какой величины его талант.
Ходит такая мхатовская байка – Ефремов интересуется у Смоктуновского, как прошел спектакль („Дядя Ваня“, где великолепны были оба), как он играл.
Смоктуновский отвечает Ефремову – очень хорошо, ты, Олег, очень хороший артист.
Тогда Ефремов спрашивает – ну а какой же ты тогда артист?
Я, тихо говорит Смоктуновский,- космический!

Он действительно был КОСМИЧЕСКИМ артистом.

Зарегистрирован: Jan 2006
Откуда: москва
Сообщений: 570

А помните, в фильме «Москва слезам не верит» был эпизод, показывающий кинофестиваль, где героини фильма спрашивают его фамилию. Он отвечает — «Да вы, наверно, меня не знаете. Смоктуновский».
Гениальный князь Мышкин и Гамлет (признанный лучшим Гамлетом на родине Шекспира). Милый, нежный и трогательный Юрий Деточкин.

Зарегистрирован: Apr 2004
Откуда: Москва
Сообщений: 1060

-Ой а вы тоже артист?
-Да. Начинающий
— А как ваша фамилия?
— Моя фамилия всё равно ни о чём не говорит
-А всё таки?
— Ну Смоктуновский.

__________________
Когда я ем, я глух и нем, хитер и быстр, и дьявольски умен!

Зарегистрирован: Mar 2004
Откуда:
Сообщений: 2938

956 Как он лгал ее мужу
956 Солдаты
956 Убийство на улице Данте
957 Рядом с нами
957 Шторм
958 День первый
958 Ночной гость
959 Неотправленное письмо
960 До будущей весны
96 Високосный год
96 Девять дней одного года
962 Моцарт и Сальери
964 Гамлет
965 На одной планете
965 Первый посетитель
965 Последний месяц осени — читает текст
966 Берегись автомобиля
966 Маленький принц — читает текст
968 Живой труп
968 Первая любовь
968 Степень риска
969 Преступление и наказание
969 Чайковский
970 Дядя Ваня
97 Ехали в трамвае Ильф и Петров
972 Укрощение огня
973 Исполнение желаний
973 Москва-Кассиопея
974 Анна и командор
974 Выбор цели
974 Дочки-Матери
974 Зеркало — читает текст
974 Отроки во вселенной
974 Романс о влюбленных
975 Доверие
975 Звезда пленительного счастья
975 Они сражались за Родину
976 В горах мое сердце
976 Дни хирурга Мишкина
976 Легенда о Тиле
976 Принцесса на горошине
976 Фантазия
977 В четверг и больше никогда
977 Враги
977 Степь
978 Бархатный сезон
978 Осенние колокола — читает текст
979 Маленькие трагедии
979 Москва слезам не верит
98 Крепыш — читает текст
98 Рожденные бурей
98 Шутка
982 Кража
982 Пиковая дама
983 Двое под одним зонтом
983 Поздняя любовь
983 Пробуждение
983 Уникум
984 Мертвые души
985 Дети Солнца — актер, автор сценария
985 Русь изначальная
985 Сестра моя Люся — читает текст
985 Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
986 Последняя дорога
986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается
987 Без Солнца
987 Гардемарины, вперед
987 Загадочный наследник
987 На исходе ночи
987 Очи черные
987 Первая встреча, последняя встреча
988 Запретная зона
988 Черный коридор
989 Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного — читает текст
989 Сердце не камень
990 Дамский портной
990 Дина
990 Ловушка для одинокого мужчины
990 Мать
99 Гений
99 Дело
99 Дело Сухово-Кобылина
99 Иван Федоров
99 Линия смерти
99 Монстр. Портрет Сталина с кровью — читает текст
99 Осада Венеции
993 Время Мераба — читает текст
993 Золото
993 Истоки — читает текст
993 Убийца
993 Хочу в Америку
994 Белый праздник
994 Заколдованные
994 Посвящение в любовь — читает текст
995 Мечтательница
998 Притяжение Солнца

Molinaro прикрепил это изображение:

Зарегистрирован: May 2004
Откуда: Подольск
Сообщений: 712

quote: Гениальный князь Мышкин и Гамлет (признанный лучшим Гамлетом на родине Шекспира). Милый, нежный и трогательный Юрий Деточкин.
Он же метающий карты.Чекалинский в «Пиковой даме».

__________________
Задавая мне вопрос, прежде подумайте. Ведь я же и ответить могу.

Зарегистрирован: Apr 2004
Откуда: Москва
Сообщений: 1060

Забавный случай произошел со Смоктуновским в Москве, когда он работал в труппе МХАТа. Однажды после спектакля к нему подошел незнакомый молодой человек и буквально взмолился: > Видимо, жалкий вид этого паренька настолько растрогал актера, что он согласился. Поэтому, когда он вышел на улицу, он сделал все, как его просили. И в ответ услышал неожиданное — парень вдруг повернул к нему свое раздраженное лицо и громко произнес: > Самое удивительное, что актер на это совершенно не обиделся.

__________________
Когда я ем, я глух и нем, хитер и быстр, и дьявольски умен!

Зарегистрирован: Mar 2004
Откуда:
Сообщений: 2938

В телефильме «Горячее сердце»

Molinaro прикрепил это изображение:

Зарегистрирован: Nov 2004
Откуда: Тольятти
Сообщений: 742

Последний фильм с участием Смоткуновского, который я видел, был «Ловушка для одинокого мужчины». Потрясающий фильм, психологический детектив. Смоткуновский мог сыграть всё, поэтому роль забулдыги-художника была сыграна им также гениально.

Зарегистрирован: May 2004
Откуда: Подольск
Сообщений: 712

А его люблю в фильме «Гений».
Его можно цитировать и цитировать
-Папа? Надо же кликуху себе придумал. Папа.
А в нашем деле ты Сынок. Дитя не разумное.

__________________
Задавая мне вопрос, прежде подумайте. Ведь я же и ответить могу.

Зарегистрирован: Feb 2009
Откуда: Красноярск
Сообщений: 2

Лев Константинович Дуров: «У него (у Смоктуновского) была очень непростая жизнь». Уважаемый. Да что там — на всю жизнь мою уважаемый Лев Константинович, расскажу Вам о том, что наболело, о том, как не должен был вести себя не артист, нет — сын Иннокентий по отношению к своей маме и сестре. Говоря без экивоков — он их бросил. Я по профессии журналист, пишу много, поэтому мог бы описать целую эпическую поэму. Но лучше ограничусь строгими фактами, в стиле нашей доблестной милиции. Итак.
Смоктуновский родился 28 марта 925 года в селе Татьяновка Томской области.
Участник Великой Отечественной войны, участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошёл до Берлина.
После войны учился в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина ( 945— 946).
Заметьте — про Красноярск — только последние две строчки. Хотя есть фотография, где он рядом с мамой (лет 2 ему) на улице Желябова (она (улица) жива до сих пор, и до сих пор желает лучшего). Но дело не в этом.
В 974 году я и мои родители переехали в новый дом по адресу: Красноярск, улица 2-я Хабаровская. В 982- 983, в наш подъезд переехала семья Смоктуновских — сестра Зоя, и ее мама (имя-отчества не знаю). Мама была уже никакая, ни на что не реагировала, каждый день дочь ее вывозила на инвалидной коляске погулять. Неоднократно я с моим другом надували колеса этой коляски, нам тогда было по 6- 8 лет, и кто такой Иннокентий Смоктуновсикй, и кто его мама, мы прекрсано знали. В 984 году состоялись гастроли МХАТа в Красноярске. На встрече со зрителями Иннокентий Соктуновский сказал следующее: «Здесь живет моя мама, правда, не знаю где точно, но найду». И нашел. Я тогда был студент, гулял с утра до вечера, но досужие соседи мне рассказали: приезжала черная «Волга» к нашему подъезду. Что там было, я не знаю. Но больше мы Иннокентия Смоктуновского не видели. Теперь о не приятных вещах. До конца своей жизни Зоя Смоктуновская одевалась, мягко говоря, странно. Не хочу оскроблять Вас эпитетами — но очеь, очень бедно. Ее выдавала улыбка — копия, как Вы говорите, Кеша. Может, они были двойняшки? По крайней мере, ни одного упоминания в интернете ни о сестре, ни о маме я не нашел. В 985- 986 годах (не помню точно) в подъезде появилось объявление: » Я сдала маму в Дом (престарелых), она умерла в Доме. Если кто сможет, помогите. Зоя Смоктуновская» (за буквальное воспроизводство текства не берусь, но смысл такой). Сдавали мы деньги подъездом или нет — не знаю (молод был, не до того). Но, думаю, сдавали, у нас народ такой был, да и есть сейчас. Закончился жизненный путь Зои нехорошо. Она каждый день ездила к маме на могилу, и в один из них ее убили какие-то бичи вилкой прямо в сердце. Вилкой. Это было в конце 80-х. В наших временах из этого раздули бы шоу — надо же, сестра народного артиста, на могиле матери. Слава Богу что это было до желтой прессы. Вот так. Одно жалею — не знаю могилы мама Иннокентия Смоктуновского, а сестру его, вообще, подозреваю, похоронили как безродную (они жили вдвоем). К чему я это написал? Что к маме так нельзя относиться? К сестре? К своим корням? Зная (уже по фильмам и воспоминаниям коллег) — Иннокентию Смоктуновкскому деньги были, мягко говоря, чужды. Бог ему судья.

Семья Смоктуновского продает машину Юрия Деточкина

Тайна номеров

В канун юбилея Смоктуновского (28 марта ему исполнилось бы 80 лет) из Красноярска пришло известие: родственники великого Актера продают знаменитое авто, на котором разъезжал Юрий Деточкин .

Девятиэтажка на окраине Красноярска. Неподалеку — старый ржавый гараж. Именно здесь хранится семейная реликвия семьи Смоктуновичей (так звучит настоящая фамилия Иннокентия Михайловича) — «Волга» ГАЗ-21. Выпуск 1966 года.

— В нашей семье принято считать, что эту машину снимали в «Берегись автомобиля». — Невестка Смоктуновского Антонина Иосифовна разговаривает с нами на улице. Домой не приглашает — там буйствует нетрезвый безработный внук Аркадий Смоктунович-младший. — Никого примечательного, кроме Иннокентия, у нас в семье нет, сплошной шаляй-валяй, — продолжает она. — А машина — это же память.

Актер действительно ездил на ней до 1973 года, а потом продал родному брату Аркадию за 10 тысяч рублей.

Аркадий пригнал «Волгу» в Красноярск, и она прослужила почти 30 лет, до смерти хозяина. Уже три года авто стоит в гараже. Внучатые племянники Смоктуновского долго не решались ее продать. Но наконец дозрели: деньги нужны.

— Говорят, эту «Волгу» Смоктуновскому вместо гонорара отдали?

— Ой, да что вы! Машина стоит у нас в гараже. Ее потом еще в «Трех тополях на Плющихе » снимали, ее под такси перекрашивали!

Так почему же номера совпадают? Оказывается, брат Аркадий, перегнав машину в Красноярск, попросил ГАИ: дайте мне такие же номера, что и в фильме! Ему помогли.

Трагедия семьи

У племянников и внуков с актером — ничего общего. Правильно сказала Антонина Смоктунович: кроме Иннокентия, нет в их семье больше великих людей. А есть бедность, безумие, тюрьмы, алкоголизм, черная работа. Самого Иннокентия Михайловича порой называли юродивым гением. От безумия Смоктуновского спас актерский талант, но в роду актера страшной тенью бродила шизофрения. Две сестры актера умерли в помрачении рассудка. Галина Бахова-Смоктунович часто лечилась в психиатрической клинике. Другую сестру, Зою, приехавшую в середине 80-х к брату в Москве с бредовым проектом, актер лично отправил домой под присмотр психиатра. Гибель Зои была страшной: ее убили на кладбище в родительский день — за четыре месяца до смерти Иннокентия. Женщину искололи обычной столовой вилкой. Кровью были забрызганы могила матери и соседние надгробья. Преступника так и не нашли.

Но как бы трудно ни жилось родным, память актера они чтут.

Читайте также

Андрей Макаревич, член совета Комитета по культуре Думы: Да что за чушь собачья? Я — не «Баба яга — Против!»

Лидер «Машины времени» в эфире Радио «Комсомольская правда» уточнил свой общественный статус [аудио]

Главные голливудские блокбастеры-2019: Хеллбой сразится с Миллой Йовович, а Годзилла — со Змеем-Горынычем

«КП» составила список самых зрелищных голливудских картин, которые можно будет посмотреть в ближайшие месяцы

Что посмотреть в кино с 17 по 24 января 2019 года: «Две королевы», «Стекло» и «Астерикс и тайное зелье»

Кинообозреватели «КП» — о новых фильмах января 2019 года

Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике

Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Скульптор рассказал, отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам

Александр Домогаров, Юлия Высоцкая и Наталья Осипова будут играть на сцене МХАТа

Новые руководители Московского художественного театра им. Горького собрали первую пресс-конференцию

«Женщина голая, а рядом ребенок!»: Петербургскую художницу обвинили в пропаганде педофилии

А все из-за картины, которая задела чувства европейца

Василий Лановой: Надо держать форму, иначе молодежь может выпихнуть

Сегодня главному офицеру страны исполняется 85 лет [видео]

Пять женщин Василия Ланового

16 января романтичный и неотразимый актер празднует 85-летие

Ещё один «толстяк» умер

Старейший поэтический журнал объявил о закрытии

«Аварию с Виктором Цоем могли подстроить»: друг легендарного музыканта о том, каким был кумир миллионов

Юность Антона Галина прошла вместе с Цоем

Сергей Безруков: «Кино – это поход на сторону, а возвращаться надо в семью, в театр…»

Московский Губернский театр отметил пятилетие, а его худрук Сергей Безруков показал, что талантливый артист может быть сильным руководителем — и, возможно, скоро сделает аббревиатуру МГТ равной МХТ

Обездвиженную актрису Терехову спасают всем миром

Артистка страдает болезнью Альцгеймера

Возрастная категория сайта 18+

Таланты, рождающие острую неприязнь.

Самым «действовавшим на меня» представителем этой категории был Сергей Бехтерев. Который просто вырубил меня своей ролью в фильме 1991 года «Арифметика убийства» (все хочу знакомых питерцев попросить поводить меня по городским интерьерам этого потрясающего фильма).

Он, оказывается, умер 4 года назад. А я все ждал, что он какую-нибудь выдающуюся роль в выдающемся фильме сыграет.
Даже не знаю, была ли у него хоть одна главная роль, кроме роли в «Арифметике убийства».
Перестроечное кино, как известно, хвалить не за что, но этот фильм похвалить можно.

Иннокентий Смоктуновский

Innokentiy Smoktunovsky

День рождения: 28.03.1925 года
Возраст: 69 лет
Место рождения: д. Татьяновка, Томская, Россия
Дата смерти: 03.08.1994 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия
Оригинальное имя: Иннокентий Смоктунович
Original name: Innokentiy Smoktunovich

Гений отечественного кино

Народный артист СССР (1974)
Герой Социалистического Труда (1990)
Лауреат Диплома СК СССР на ВКФ в Ленинграде (1964, «Гамлета»)
Лауреат Премии «Золотая доска» (премия журнала «Чинема нуова») на МКФ в Венеции (1964, «Гамлет»)
Лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»)
Лучший иностранный актер года (Англия, 1965 год)
Лауреат Приза «Серебряное блюдо» на МКФ в Панаме (1965, «Гамлет»)
Лауреат Приза «За лучшее исполнение мужской роли» наа МКФ в Картахене, Колумбия (1969, «Берегись автомобиля»)
Лауреат приза «За лучшую мужскую роль» на фестивале в Сан-Себастьяне (1969, «Чайковский»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»)
Лауреат Приза на фестивале советских фильмов в Сорренто (1972, «Дядя Ваня»)
Лауреат Приза Киноакадемии «Ника-90» «За лучшую актерскую работу» (1990, «Дамский портной»)
Лауреат Приза на МКФ в Сан-Ремо (1991, «Дамский портной»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1994)
Лучший актер года по опросу журнала «Советский экран (1965, 1966, 1970)
Одна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky

Довоенное детство

Иннокентий Смоктуновский родился в селе Татьяновка Красноярского края в семье крестьянина. Здесь стоит отметить, что настоящая фамилия Иннокентия Михайловича – Смоктунович. Прадед Иннокентия Михайловича (белорус по национальности) служил егерем в Беловежской Пуще. Так уж случилось, что он случайно убил зубра, в результате чего по доносу был сослан в Сибирь. В тех пор Смоктуновичи и обосновались в Красноярском крае.

В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню. В то время в стране шла насильственная коллективизация, и родители Иннокентия, не желая идти в колхоз, переехали сначала в Томск. Там они осесть не смогли и отправились в Красноярск, где жила родня отца.

В Красноярске отец, обладающий большой физической силой, устроился работать в порт грузчиком, а мать пошла работать на колбасную фабрику. Чтобы прокормить семью, она таскала с фабрики кости. Вкус от бульона, сваренного из них, Иннокентий Михайлович помнил, по его словам, всю жизнь.

Ознакомьтесь так же:  Стресса устойчив

Однако такая жизнь продолжалась недолго. В 1932 году в стране разразился второй, еще более страшный, повальный голод. Ко всему прочему мать потеряла работу. Чтобы спасти детей родителям пришлось пойти на крайние меры. Они отдали двух сыновей – Кешу и Володю – на воспитание тетке, родной сестре отца, Надежде Петровне, оставив у себя любимого младшего сына Аркашу.

Надежда Петровна своих детей не имела. Женщиной она была необразованной, но очень душевной. Своих племянников она полюбила всем сердцем. Да и дядя Вася, муж Надежды Петровны, всячески баловал ребятишек, особенно Кешу. Ему он подарил, хотя старый, но настоящий велосипед. По тем временам это был поистине царский подарок. Но не все было так гладко. Иннокентий Михайлович вспоминал: «Жизнь была бы вполне сносной, но начались ссоры между теткой и матерью, и эти скандалы здорово били меня по душе. Защищать тетку значило предать мать, и наоборот».

В школе Кеша учился более чем средне. При этом мальчика отличало упрямство и самостоятельность мышления, и за это его недолюбливали учителя. Их раздражало, когда Кеша не боялся с ними спорить и защищать свою точку зрения.

В школе Кеша впервые познакомился с театром. В 14 лет он посетил Красноярский театр, который оставил в душе мальчика незабываемое впечатление. Ему казалось, что сам воздух был наполнен волшебством и тайной, все было неведомо и немного страшно. Благодаря этому посещению Кеша вскоре записался в школьный драмкружок, которым руководил актер Красноярского театра Синицын.

Перед самой войной Кеше пришлось оставить школу и пойти учиться сначала на фельдшера, а позже на киномеханика. Но доучиться он не успел…

В 1941 году началась война, отец ушел на фронт. Большой, сильный, он прощался с семьей, и Иннокентий вдруг подумал: «Какая большая мишень!». Он словно почувствовал, что видит его в последний раз. Так и случилось. Отец погиб в 1942 году.

Тем временем на Иннокентия легла забота о содержании семьи — ведь у матери было шестеро детей. Юноше пришлось совмещать учебу в школе с занятиями на курсах киномехаников, а затем и работать. Но театр продолжал манить его. Иннокентий старался найти время, чтобы попасть на спектакль. Денег на билеты, конечно, не было, так что приходилось идти на всякие ухищрения. А вскоре ему удалось устроиться работать в театр статистом.

В театре Иннокентий работал недолго. Уже в январе 1943 года, его забрали в военное училище, но и там он не задержался. За то, что он в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, с него сорвали офицерские погоны и отправили на фронт — в самое пекло, на Курскую дугу. Затем ему довелось участвовать в форсировании Днепра, освобождении Киева. Вспоминая войну Иннокентий Михайлович всегда подчеркивал: «Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда. А храбрость состоит в том, что тебе страшно, а ты должен преодолеть животный ужас и идти вперед, и ты это делаешь».

В том же году во время наступления на Киев часть, в которой служил Смоктуновский (будем его называть так, хотя фамилию Смоктунович на Смоктуновский он поменял лишь после войны), попала в окружение. Третьего декабря в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Условия в немецком лагере для военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел. «Был и другой выход — желающим предлагали службу в РОА. Но меня он не устроил», — признавался Иннокентий Михайлович.

Шанс совершить побег представился спустя месяц, когда их колонну немцы гнали в Германию. Рассказывает Римма Маркова, ближайшая подруга Смоктуновского: «Он ведь чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши, простите за подробность, стало плохо с желудком. И когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы. Так отсутствия Смоктуновского никто и не заметил. А он чуть ли не сутки просидел в сугробе, а потом пробрался в близлежащую деревеньку». Тем временем домой в Красноярск пришла повестка, что сын пропал без вести.

В течение нескольких недель Смоктуновский скитался по лесам, прячась от немцев. То и дело впадая в полузабытье от голода, он пробирался через чащи, пока, наконец, не выбрался к деревушке Дмитровка. Здесь его умирающего от истощения подобрала старушка-украинка. С ее стороны это был довольно рискованный поступок, ведь за укрывательство советского военнопленного всей ее семье грозил расстрел. «Разве я могу забыть семью Шевчуков, — вспоминал Иннокентий Михайлович, — которая укрывала меня после побега из плена? Баба Вася давно умерла, а ее дочь Ониська до сих пор живет в Шепетовке, и эти дорогие, душевные люди, буквально спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем».

У Шевчуков Смоктуновский прожил около месяца, а в феврале 1944-го случай помог ему добраться к партизанам. Несколько месяцев он воевал в партизанском отряде им. Ленина Каменец-Подольского соединения. В мае 1944-го произошло соединение партизанского отряда с регулярными частями Красной армии. В звании старшего сержанта, командира отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии Смоктуновский заслужил медаль «За отвагу» — вторую в его биографии (первую, 1943 года, ему вручили сорок девять лет спустя, после войны, на мхатовском спектакле «Кабала святош» прямо в театре). Закончил войну Иннокентий Михайлович в немецком городке Гревесмюлене.

Удивительно, что за все время войны Смоктуновский ни разу не был даже ранен. Судьба явно берегла его.

Возвращение в Красноярск

После войны Смоктуновский вернулся в родной Красноярск. Некоторое время он раздумывал какой из профессий себя посвятить. Поначалу он пошел учиться на фельдшера, затем какое-то время работал в порту рабочим и даже хотел поступить в лесотехнический институт.

Однако мечты о театре не покидали его, и Смоктуновский решил устроиться в театральную студию при Красноярском театре, где был до армии статистом. Студийцев нередко привлекали для работы в театре, и Смоктуновский за короткое время успел отметиться выходами в спектаклях «Иван Грозный», «Золушка», «Давным-давно» и др.

Но полное отсутствие какой-либо театральной школы сказывалось – на сцене он был страшно скован. Сам Иннокентий Михайлович вспоминал: «Когда я статистом пришел в театр, первым моим чувством был страх перед публикой. В озноб бросало. И без того тихий голос становился едва слышным. Не знал, куда себя деть, что делать с руками и ногами. Ощущение ужаса¬ющее!» При этом же уже в те годы начал сказываться неуживчивый характер актера. Он не раз выражал свое недовольство режиссеру, и тот в конце концов не выдержал и в 1946 году выгнал Смоктуновского из театра.

Добровольная ссылка

Общеизвестно, как во время и после войны официальные власти относились ко всем солдатам, побывавшим в плену. Смоктуновский почувствовал это на себе, когда вернувшись в 1945 году после демобилизации в Красноярск, столкнулся в военкомате в грубостью и презрением. И это несмотря на то, что он побывал в плену всего месяц, затем бежал, успешно воевал до конца войны и был награжден.

Это поразило его, уязвило и вселило в душу страх. Было от чего. Многие после освобождения из фашистских концлагерей, вернувшись на родину, тут же были арестованы и отправлены в сталинские лагеря. Эта участь вполне могла коснуться и его. Поэтому, когда Смоктуновского выгнали из Красноярского театра, он решил отправиться в Норильск.

«Поехал потому, — пояснял впоследствии Иннокентий Михайлович, — что дальше него меня, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать — разве что на Северный полюс. Вот я и решил затеряться в Норильске, девятом круге сталинского ада, среди ссыльных и лагерей. А потом, мне просто некуда было податься — по положению о паспортном режиме я не имел права жить в тридцати девяти городах. Меня в Красноярск-то пустили только потому, что родом оттуда».

Одновременно с этим Иннокентий Михайлович меняет свою настоящую фамилию Смоктунович, из-за которой его, поляка по национальности, считали евреем, на более благозвучную Смоктуновский.

В Норильске Смоктуновский устроился в труппу Второго заполярного театра драмы и музыкальной комедии. Здесь его талант сразу отметили, и роли посыпались как из рога изобилия. Причем среди этих ролей было и несколько главных.

В Норильске Смоктуновский прошел прекрасную профессиональную школу. Здесь работали бывшие заключенные актеры театров ГУЛАГа. Такое созвездие талантов раньше можно было встретить только в Малом театре и во МХАТе: Жженов, Юровская, Лукьянов и другие. Особенно сдружился Иннокентий Смоктуновский с Георгием Жженовым.

В Норильске Иннокентий Михайлович проработал четыре года. Было много работы в театре, много интересных ролей. Но, в конце концов, суровый климат и скверное питание сделали свое дело. У Смоктуновского начался авитаминоз.

Георгий Жженов всячески убеждал его бросить Норильск и перебраться в Ленинград. Он даже написал рекомендательное письмо к Аркадию Райкину. В результате Смоктуновский действительно уехал из Норильска, но не в Ленинград…

Махачкала — Сталинград

На дворе стоял 1950 год. Иннокентий Смоктуновский не рискнул поехать в Ленинград. Он отправился в Махачкалу, где устроился в труппу Дагестанского русского драматического театра имени Горького. Здесь же его впервые увидела актриса Римма Маркова. Она вспоминает: «В местном театре я его первый раз и увидела. И тут же загорелась идеей перевезти его в Москву. Я же понимала, какой это актер». Римма Маркова сообщила о талантливом актере Софье Гиацинтовой. «Если возьмете его, можете смело полтеатра выкинуть», — говорила ей Римма Васильевна. Заинтересованная Софья Владимировна написала Смоктуновскому. Завязалась вялая переписка…

Тем временем, Смоктуновский, недолго проработав в Махачкале, в 1952 году перебрался в Сталинград. На это его сподвигло и нищенское положение в Махачкалинском театре, и личные мотивы. Дело в том, что Иннокентий Михайлович женился на актрисе Римме Быковой, а той, как раз, предложили работу в Сталинградском драмтеатре.

В начале 50-х Сталинград, практически до основания разрушенный во время войны, поднимался из руин благодаря поддержке всей стра¬ны. Уделялось внимание и культурной жизни города — восстанавливался местный театр имени Горького. В 1952 году он был, наконец, построен в содружестве с московскими архитек¬торами, и его здание считалось одной из удачных новостроек го¬рода (оно было украшено лепными украшениями, имело дубо¬вый паркет, мебель полированного бука, а люстра в фойе весила 1500 кг и насчитывала 30 тысяч блесток хрусталя!). Шефство над этим театром взяли несколько прославленных столичных теат¬ров, в том числе и Большой театр.

Первой постановкой театра стала пьеса Максима Горького «На дне». Затем последовала постановка «Укрощение строптивой» Шекспира, в которой Смоктуновскому досталась эпизодическая роль слуги Бьонделло. Свою маленькую роль актер сыграл так, что удостоился хвалебной статьи в журнале «Театр» (№ 12 за 1954 год).

Особенно хорош Смоктуновский был в сатирических амплуа. Благодаря спектаклям «Доходное место» А. Островского и «Большие хлопоты» Л. Лэнга он очень быстро завоевал симпатии местной публики. Казалось бы, актер, наконец, нашел свой театр, свой коллектив. Однако за внешним благополучием скрывались серьезные проблемы.

Во-первых, у Смоктуновского, и ранее не отличавшегося покладистым характером, возник конфликт с режиссером театра Фирсом Шишигиным, человеком, наделенным диктаторскими замашками. Режиссер буквально подавлял своим темпераментом молодого актера.

Во-вторых, Иннокентия Михайловича ждали неприятности на семейном фронте. Молодая жена Смоктуновского неожиданно серьезно увлеклась только что прибывшим в театр молодым актером. Все это однажды окончилось выяснением отношений между Смоктуновским и его соперником, которое переросло в форменную драку.

Профком театра, собравшийся на следующий день, постановил, что кто-то из двух супругов должен покинуть труппу. Театр (а заодно и свою жену) покинул Иннокентий Смоктуновский. Это было в январе 1955 года.

Хождение по мукам

Смоктуновский твердо решил перебраться в Москву. Ободренный перепиской с Софьей Гиацинтовой, он отбил ей телеграмму: «Готов приехать постоянную работу. Сообщите когда чем сможете предоставить дебют уважением Смоктунов¬ский». И хотя в ответной телеграмме Софья Владимировна была доволь¬но сдержанна и ничего ему не обещала, в январе 1955 года он отправился в Москву.

Покорение столицы оказалось делом непростым. В Ленком Смоктуновского не приняли, несмотря на то, что при просмотре ему помогала Римма Маркова. Она же повела его по другим театрам — в Театр сатиры, Театр драмы и комедии, Центральный театр Советской Армии, Драматический театр имени Станиславкого, Театр-студию киноактера… Но ни в один из них он принят не был.

Смоктуновский оказался в совершенно безвыходной ситуации. Счастье, что иной раз выручали истинные друзья — Римма и Леонид Марковы. У них он порой ночевал, обедал. Но чаще голодный, в потертом лыжном костюме (единственном своем туалете), он бродил по летней Москве. Деньги вскоре кончились, и Смоктуновский продавал вещи, но, тем не менее, из столицы не уезжал. Наконец, удалось получить работу «на разовых» в Театре Ленинского комсомола, где он выходил в ролях без слов. Актера не смущало то, что оплата за такой выход была 7 рублей, и спать порой приходилось на подоконнике. Кто знает, как дальше сложилась бы его судьба, если бы не вмешалось само провидение…

В один из тех дней он познакомился с девушкой по имени Саломея, которая впоследствии стала его женой, верным спутником и другом на протяжении 40 лет, матерью его двоих детей. Саломея Михайловна вспоминает:

«Мне было 28 лет, никаких романов серьезных у меня до этого не было. Я не была замужем, но считала себя очень счастливой, поскольку обожала свою работу и постоянное общение с талантливыми актерами. Выражаясь современным языком, была я девушкой вполне самодостаточной. И вот я встретила Иннокентия Михайловича. Был ли это солнечный удар, как описывает чувство влюбленности Бунин? Скорее нет. Скорее это было все время разгоравшееся чувство. Предвидела ли я сразу его огромный гениальный дар? Сказать «да» тоже было бы преувеличением. Я и сегодня не смогла бы точно определить его. С моей точки зрения — это дар судьбы, некая тайна. Да и встреча наша и любовь тоже носили на себе отпечаток перста судьбы — ведь более разных судеб, чем у Иннокентия Михайловича и у меня, придумать трудно. Я родилась в Иерусалиме, поскольку моя мать, молодая идеалистка из Литвы, приехала основывать в Палестине коммуны — кибуцы, а затем отправилась на строительство новой жизни в СССР. А Иннокентий Михайлович, как вы знаете, родился в Сибири в деревне Татьяновка. Может быть, святой воздух Иерусалима помог нашей встрече, но глубокая любовь, полнейшее понимание друг друга, мое осознание его гениального предназначения пришли позже».

Рассказывает Елена Кореневская: «Он звал ее Соломка, и она действительно стала для него той соломкой, ухватившись за которую он медленно, но верно вплыл в другую жизнь, навстречу своему успеху, славе, тем высотам, которые подчас не только анализировать, но даже понять невозможно. Прежде всего, переехав к жене, он получил «прописку», страшное заветное слово, без которого ни на какую работу не брали. Но куда важнее прописки было другое. Иннокентий Михайлович не раз говорил мне, что он почти физически ощутил, что все страшное позади, что есть на свете доброта, есть любовь и ее так много в этой хрупкой девушке, что она буквально поднимала и несла его».

Саломея работала в костюмерных мастерских театра художником-костюмером и имела много друзей в столичной артистической среде. Од¬ним из них был известный режиссер Леонид Захарович Трауберг. Именно через него Смоктуновского удалось представить Ивану Александровичу Пырьеву, который распорядился пристроить актера в Театр-студию киноактера. Леонид Захарович вспоминал: «Как-то рассказал я Пырьеву: живет в Москве диковатый провинциальный актер, говорят, талантлив, ни угла, ни театра, ни маячащей роли в массовке. По амплуа — нечто вроде «неврастеника». Пырьев брезгливо отмахнулся: «До чего же я этих неврастеников не терплю. Какой же он талант, если в Театре киноактера не состоит? Там все — таланты, сверх¬таланты! Пусть хоть один без таланта будет, неврастеник. Надо б ему комнатку в общежитии дать. »

Ознакомьтесь так же:  Синдром дауна трисомия хромосомы 21

После этого разговора Пырьев написал руководству Теат¬ра-студии киноактера письмо с просьбой взять к себе в штат ак¬тера Смоктуновского. Эта просьба была, естественно, выполне¬на, однако с новичка тут же взяли слово — не пытаться пролезть в кино. Он и не пытался. В кино его просто пригласили…

Первые роли в кино

В Театре-студии киноактера Смоктуновскому довелось играть в пьесе Бернарда Шоу «Как он лгал ее мужу» вместе с Еленой Кузьминой, женой знаменитого режиссера Михаила Рома. Она-то и порекомендовала Смоктуновского своему мужу, который в то время снимал фильм «Убийство ни улице Данте». Ромм пригласил актера на эпизодическую роль — молодого доктора, сотрудничавшего с немцами. По сю¬жету эпизод, в котором был занят Смоктуновский, длился не¬сколько секунд: ему надо было войти в кабачок и сообщить, что к Мадлен Тибо едет сын Шарль, но съемка неожиданно затянулась…

Вот что вспоминает об этом Михаил Козаков: «Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, «порол» дубли, останавливался, извинялся. Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась. Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей. А в злополучном эпизоде «ка¬бачка» было дублей пятнадцать, не меньше, и ни одного законченного. Нонсенс! Съемка не заладилась, нерв дебютанта передался всем окружающим. Этот застопорившийся кадр снимали чуть ли не всю смену. Забегали ассистенты режиссера, стали предлагать Ромму заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось) и шепотом сказал: «Прекратите эту мышиную возню! Актер же это чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает — сегодня где-то не выйдет, завтра наверстает, а вот этот эпизод — это дьявольски трудно! А артист этот талантлив, он еще себя покажет. Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский!»

В том же 1956 году Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты». Образ, созданный актером, получился живым, запоминающимся, что сразу отметили многие критики. Эта картина круто изменила его судьбу…

На одном из просмотров фильма «Солдаты» Смоктуновского увидел режиссер Ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. Режиссер был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили «Идиота» Ф. Достоевского, и Товстоногов никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина.

Когда Смоктуновский появился в БДТ, роль Мышкина исполнял другой актер. Поэтому ввод в роль «варяга» был встречен большинством труппы враждебно. Какое-то время Смоктуновский сносил вес обиды и насмешки стоически, но затем не выдержал: подал сначала одно, затем второе заявление об уходе. Но Георгий Александрович каким-то удивительным образом заставил его изменить свое решение. В этот момент (как, впрочем, всегда по жизни) поддержала актера его жена. «Затаись, Кешутка, у тебя прекрасный помощник — Федор Михайлович Достоевский, и все у тебя получится», — успокаивала она.

Сказать, что получилось – не сказать ничего. Спектакль, состоявшийся 31 декабря 1957 года, имел невероятный успех. Это был фурор, сенсация! Вспоминает Римма Маркова: «Какая это была высота! У меня от восторга аж зубы зудели, такое потрясение было».

А вот, что рассказывает Елена Кореневская: «Я сидела не шелохнувшись в третьем ряду, и самым потрясающим впечатлением для меня стала сцена в первом действии, когда Рогожин — актер Евгений Лебедев — спрашивает у князя Мышкина, каковы его отношения с женщинами. «А я женщин не знавал», — отвечает смущенный Мышкин, и краска медленно поднимается у него по щекам. Я была так ошеломлена спектаклем, что снова попросилась на то же место в третий ряд. Как же я была поражена, когда в той же сцене с Рогожиным краска смущения вновь залила щеки князя. Это было настоящее чудо. Какая система Станиславского, какие трюки могут вызвать снова ту же реакцию? Объяснения я не нахожу и по сей день».

«Идиот» стал судьбоносным спектаклем в жизни актера. «Не знаю, — писал спустя годы Смоктуновский, — как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского». Всех своих последующих героев он измерял по шкале Мышкина и, так или иначе, награждал чертами героя Достоевского.

«Девять дней одного года»

Период с 1960 по 1966 год – самый плодотворный в биографии Иннокентия Михайловича. В эти годы вышло большое количество фильмов с его участием. Многие из них были отмечены различными наградами, а сам актер приобрел мировую известность. А началось все с картины «Девять дней одного года»…

В 1960 году Михаил Ромм собрался ставить свой новый фильм, который должен был называться «365 дней». Одного из двух главных героев, физиках-ядерщиках, должен был играть Алексей Баталов, другого — Юрий Яковлев. Однако перед самым началом съемок случилось непредвиденное. Яковлев попал в аварию. Хотя все обошлось, но в больницу ему все же лечь пришлось. Михаил Ромм и автор сценария Даниил Храбровицкий стали срочно искать ему замену. И тут Храбровицкий вспомнил про Смоктуновского.

Актер первоначально отнесся к этому без особого энтузиазма, но прочитав сценарий он изменил свое мнение. «Я взял сценарий Храбровицкого и прочел его на едином дыхании, — рассказывал Иннокентий Михайлович, — проглотив, выпив его. Хохотал, плакал, уходил куда-то вдаль от реального, радовался бытию, играл, проигрывал и вновь был предельно возбужден. И, как помнится, не спал. Сценарий был хорош, образ Ильи поражал. Такая законченность в драматургии — случай редчайший, если не единственный за мою практику».

В ходе съемок название фильма изменилось на «Девять дней одного года». Картина вышла на экраны в 1962 году и имела большой успех, как у зрителей, так и на различных фестивалях. Была отмечена и работа Смоктуновского – на фестивале в Карловых Варах он получил приз за лучшее исполнение мужской роли.

Не случайно, что по опросу читателей журнала «Советский экран», она была названа лучшим фильмом года.

Еще больший успех ожидал Смоктуновского два года спустя, когда на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», в котором он сыграл главную роль — принца Датского. Мысль пригласить на эту роль Смоктуновского пришла к режиссеру случайно, когда он увидел актера в одном из фильмов. Козинцев рассказывал: «Я вернулся домой и знал, что Гамлет есть! И никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было! Был Гамлет только такой и никакой другой. »

Однако так думали далеко не все коллеги режиссера по съемочной группе. Например, оператор Андрей Москвин и художник Сулико Вирсаладзе были категорически против кандидатуры Смоктуновского. Москвин так и заявил Козинцеву: «Не вижу в Смоктуновском Гамлета. Снимать его не буду. Внешность не подходит. Никакой гример не поможет». В результате Козинцев принял решение снимать Смоктуновского без всяких проб…

«Гамлет» вышел на экраны в 1964 году. И с этого же года началось его триумфальное шествие по миру. Кинофестиваль шекспировских фильмов в Висбадене, Международный кинофестивали в Венеции, Сан-Себастьяне, Панаме, Сан-Франциско, Лиме… Это далеко неполный перечень фестивалей, где «Гамлет» удостаивался высоких призов. В Англии, например, в 1965 году «Гамлет» был назван лучшим иностранным фильмом, а Смоктуновский — лучшим иностранным актером года. Английские зрители отмечали, что советский «Гамлет» более современный, чем даже «Гамлет» Лоренса Оливье.

Такой успех не могли не заметить и в Советском Союзе. Поэтому в 1965 году Козинцеву и Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия.

В роли Ленина

К середине 60-х Иннокентий Смоктуновский был уже необыкновенно популярен. Зрители неоднократно выбирали его лучшим киноактером года, да и среди коллег артистов он имел очень высокий авторитет. Начинающие актеры и вовсе стремились играть «под Смоктуновского». Не было проблем и с работой — среди кинорежиссеров он был просто нарасхват.

Именно в этот период режиссер Илья Ольшвангер пригласил Смоктуновского в картину «На одной планете» на роль… Ленина. Первоначально Иннокентий Михайлович просто растерялся. Затем же попытался тактично отказаться от такой «чести». Не получилось. Актера вызвали в Ленинградский обком партии, долго уговаривали, а потом заявили, что в случае отказа поспособствуют тому, чтобы «задвинуть» его кандидатуру при выдвижении на Ленинскую премию за фильм «Гамлет». Смоктуновскому пришлось согласиться. Как и следовало ожидать, фильм получился посредственный и остался практически незамечен ни зрителями, ни критикой.

Юрий Деточкин

В 1965 году Эльдар Рязанов предложил Смоктуновскому сыграть, главную роль в его новой картине «Берегись автомобиля». Идею этого фильма режиссеру подсказал Юрий Никулин. Юрий Владимирович однажды услышал историю об одном водителе, который хотел разоблачить руководство своей автобазы, замешанное в махинациях и воровстве. Однако вместо этого милиция сфабриковала на него дело, и мужчина отправился за решетку. Выйдя на свободу, водитель решил наказать своих обидчиков. Он стал воровать у них машины, а вырученные от их продажи деньги переводил в детские дома.

Рязанову идея фильма понравилась. Однако в сценарии историю несколько изменили – исключили причину, по которой главной герой стал угонщиком. Никулину такой оборот дела не понравился, и он отказался от роли: «Главное пропало: почему мужик взялся воровать машины. Рязанов говорит: ну, блаженненький он, бзик у него. Но я такое играть не могу. Мне надо твердо знать, почему миллионы живут себе спокойно, а я стал угонщиком».

Тогда то Рязанов и обратил внимание на Иннокентия Смоктуновского. Высокое кинематографическое начальство тут же заявило, что актер, сыгравший роль Ленина, не может играть жулика. Режиссеру стоило больших трудов получить согласие. «Ведь у нас «жулик» благородный, он персонаж глубоко положительный!» — уверял Рязанов самого министра кинематографии.

К счастью убедить удалось. «Берегись автомобиля» на долгие годы стал одним из самых любимых зрителями фильмов, а Смоктуновский в очередной раз был назван лучшим актером года.

Вторая половина 60-х

В 1966 году Иннокентий Смоктуновский возвратился в БДТ, который он покинул в 1960 году. Он откликнулся на предложение Георгия Товстоногова, который решил показать спектакль «Идиот» за рубежом.

Гастроли в Париже и Лондоне прошли с огромным успехом. Английские издания писали: «Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми остальными впечатлениями сезона».

Однако вскоре у Смоктуновского внезапно обострилась болезнь глаз, и он вновь оставил театр.

В связи с болезнью Иннокентий Смоктуновский больше года почти не снимался в кино. Триумфальное возвращение состоялось в 1968 году, когда он сыграл сразу две яркие роли – Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря Таланкина и Порфирия Петровича в картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Работы были отмечены призами и премиями, а «Советский экран» вновь назвал его лучшим актером года.

С начала 70-х положение Смоктуновского в кино изменилось. После блестящей роли Войницкого в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова Иннокентий Михайлович около десяти лет не снимался в главных ролях. Нет, его по-прежнему часто приглашали, но всякий раз на эпизоды. Но и в маленьких ролях великий актер продолжал демонстрировать свое мастерство.

Вот что по этому поводу писала критик Елена Горфункель: «Вообще эпизодические персонажи Смоктуновского выпуклы и художественно осязаемы везде, как бы ни различались конкретные «тексты» фильмов, в которых они появляются. Смоктуновский в короткой роли заметен и остр, что связано и с его большим опытом, и со своеобразием техники — техники в том смысле, как можно судить о технике художника, мастера, каждому сюжету воздающего по цене. Для каждого случая находится свой прием, позволяющий говорить исчерпывающе и придавать даже крохотной роли законченность художественной формы».

Что же касается театральной деятельности, то в 1973 году Иннокентию Михайловичу предложили работу в Малом театре. Но там он долго не задержался. В 1976 году он ушел в МХАТ, где и играл до конца своих дней. Очень быстро Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.

80-е – 90-е годы

80-е годы для Смоктуновского в кино ознаменовались сотрудничеством с режиссером Леонидом Пчелкиным. Режиссер задействовал его в главных ролях в своих телефильмах: «Поздняя любовь» и «Сердце не камень» по пьесам А. Островского, «Дети солнца» по пьесе М.Горького. А в 1991 году он же пригласил Иннокентия Михайловича в телесериал «Дело Сухово-Кобылина».

С начала 90-х годов Смоктуновский все чаще вынужден соглашаться играть «проходные» роли. Причина была банальна – приходилось искать средства к существованию Сам актер признавался: «Раньше я строже относился к выбору ролей. А сейчас говорю — говорю это со стыдом — мной руководит другое. Спрашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие?»

И все же некоторые работы заслуживают внимания. Так за главную роль, сыгранную в картине «Дамский портной», Смоктуновский был удостоен приза «Ника» и отмечен дипломом на фестивале и Сан-Ремо.

К середине 90-х в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 — в театре. Когда в одном из интервью Иннокентия Михайловича спросили, какие из сыгранных ролей ему особенно дороги, актер ответил: «В кино это «Дочки-матери», «Дядя Ваня», «Живой труп» (не вся картина, только моя работа) — это уже частички моего мышления. Я их благословляю. А моя единственная великая работа — на сцене, в «Идиоте». Она вечная, легендарная: видел по лицам зрителей, как они начинали трепетать. Ну и «Гамлет», хотя работа отражала суть того времени. »

При всей своей гениальности, Иннокентий Михайлович был необычайно скромным и застенчивым человеком. В то же время сам он отчетливо понимал свою гениальность.

Рассказывает Елена Кореневская: «Странно, что и сам Смоктуновский при всей своей незвездности и безусловной скромности тоже своим тихим голосом признавал, что он — гений. И говорил это, смущенно опуская глаза, как будто стеснялся, но не мог не отметить очевидного факта. И когда наша соседка Алла Демидова спросила его, кого из современных актеров он ставит себе вровень, Иннокентий Михайлович тихо ответил: «Никого». А сидя в самолете рядом с Олегом Ефремовым и пристально вглядываясь в иллюминатор, как бы стараясь рассмотреть космос, он вдруг повернулся к Ефремову и сказал: «Олег, а я ведь — космический актер». И не было в этом никакого хвастовства, просто констатация факта».

В нем вообще было много детского. Даже обращались к нему все очень по-доброму — Кеша, хотя сам актер ужасно не любил фамильярности.

Как уже говорилось, в личной жизни Иннокентий Михайлович был счастлив. Со своей женой Саломеей Михайловной он прожил долгую жизнь. Как отмечала Саломея Михайловна: «Жили мы очень скромно, и к тому же приучили детей». При этом любящий отец нередко баловал детей — Марию и Филиппа подарками, которые привозил из-за границы. Однако самым главным подарком дочь Мария считает жизнь, которую им подарили родители.

Иннокентий Михайлович очень хотел, чтобы Мария стала актрисой. Он с детских лет брал ее на съемки фильмов. Мария Иннокентьевна рассказывает: «Папа мне, конечно, помогал — уроки Смоктуновского я получила уже на съемочной площадке. Он репетировал со мной и стремился, чтобы я не увлекалась внешним рисунком роли, а старалась полностью перевоплотиться». Вместе с отцом она снялась в картинах «Сердце не камень», «Дина», «Дело», «Дамский портной», сыграла в спектакле «Из жизни дождевых червей» о сказочнике Андерсене. «Он был требователен, в какие-то моменты даже строг, — отмечает Мария Иннокентьевна. — Он говорил, что и в жизни, и в искусстве, в работе актера в первую очередь необходима самодисциплина, к которой он всегда призывал и нас».

Умер Иннокентий Михайлович летом 1994 года после очередного инфаркта.

После смерти отца Мария Смоктуновская вместе с режиссером Мариной Турчанович поставили моноспектакль «Меня оставили жить» по воспоминаниям Иннокентия Михайловича о войне.

About the Author: admin