Шкалы депрессии монтгомери асберга

Шкалы депрессии монтгомери асберга

Эквивалентной HAM-D по надежности признается шкала Монтгомери и Асберга для оценки депрессии, предложенная ими в 1979 г. (Montgomery—Asberg Depression Rating Scale, MADRS).

Главные требования к шкале, используемой при изучении эффективности терапии антидепрессан­тами являются краткость и легкость применения, надежность оценки депрессивного состояния и доста­точная чувствительность и точность в отношении оценки динамики состояния. Поэтому основной целью С.А. Монтгомери и М. Асберга при разработке шкалы оценки депрессивного заболевания бы­ло обеспечение чувствительности и точности оценки изменений состояния для каждого пункта ин­струмента.

Авторы также уменьшили общее число пунктов шкалы. Большое число пунктов при исследовании выборки небольшого объема может вызвать или увеличить случайную ошибку вычислений. Еще бо­лее важно, что процедура измерения станет излишне громоздкой и длительной, а неопытный иссле­дователь может не справиться с заполнением всех пунктов во время одного обследования.

Разработанная шкала Монтгомери-Асберга для оценки депрессии (MADRS) полностью отвечает по­ставленным целям. MADRS содержит меньшее число пунктов, чем HDRS, — наиболее широко ис­пользуемая шкала для оценки депрессии (10 против 21). MADRS учитывает все основные симпто­мы депрессии, хотя некоторые характерные симптомы не включены в шкалу. Главным недостатком является отсутствие оценки двигательной заторможенности, хотя, как было доказано, по надежно­сти оценки MADRS эквивалентна HDRS. При этом MADRS, по-видимому, более точно регистрирует динамику состояния, чем HDRS. Следовательно, значимые различия между методами терапии мо­гут быть зафиксированы на выборке меньшего объема, что с этической точки зрения является большим преимуществом при проведении клинических исследований.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Предназначение: Шкала предназначена для быстрой и точной оценки тяжести депрессии и изменения тяжести состояния в результате терапии.

Литература: Montgomery S.A., Asberg M. A new depression scale designed to be sensitive to change. Br J Psychiatry. 1979; 134: 382-389.

Источник: Шкала разработана на основе 65 пунктов Психопатологической оценочной шкалы. 17 наиболее часто встречающихся пунктов-симптомов были подвергнуты тестированию на точность оценки изменений симптоматики, в результате которого были отобраны 10 наиболее чувствительных.

Популяция: Амбулаторные и стационарные пациенты с депрессией.

Методика применения: Работать со шкалой может психиатр, психолог или врач общей практики.

Время, необходимое для заполнения бланка шкалы, варьирует от 20 минут до 1 часа в зависимости от состояния пациента и опыта оценивающего. Обучение работе со шкалой состоит из одной или двух сессий.

Балл рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. При альтернативной оценке учитывается определение тяжести. Суммарный балл составляет от 0 до 60 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Измеряемые показатели: Оцениваются 10 переменных, отражающих эффективность лечения депрессии.

Применение: для оценки результатов лечения и при терапевтических исследованиях.

КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВАЛИДИЗАЦИИ ШКАЛЫ

Исследование по валидизации выполнено с участием пациентов стационаров Великобритании и Швеции с эндогенной, невротической или реактивной депрессией. Выполнены также культуральные исследования и исследования соответствия результатов, полученных разными исследователями. Выполнены исследования внутренней валидности и сравнительной валидности с применением шкалы Гамильтона для оценки депрессии.

Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома указанным баллам (0, 2, 4, 6 или между 1, 3, 5). Важно помнить, что крайне редко возникают ситуации, когда состояние депрессии у пациента невозможно оценить с помощью шкалы. Если не удается получить точных ответов от самого пациента, рекомендуется воспользоваться любыми другими источниками информации. Измерения с помощью шкалы можно проводить через любые промежутки времени, однако их продолжительность необходимо фиксировать.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШКАЛЫ

Рекомендации те же, что и для шкалы Гамильтона для оценки депрессии. Оценка должна быть основана на клиническом опросе, начиная с наименее прямых вопросов о симптомах и далее к более уточняющим вопросам, позволяющим точнее оценить степень тяжести.

ЛИТЕРАТУРА

1. Anderson NH. Scales and statistics: parametric and nonparametric. Psycho/ Bull. 1961; 58: 305-316.

2. Asberg M, Kragh-Sorensen P, Mindham RHS, Tuck JR. International reliability and
communicability of a rating scale for depression. Psycho/ Med. 1973;3: 458-465.

3. Asberg M, Montgomery S, Ferris C, Schalling D, Sedvall G. A comprehensive psychopathological rating scale. Acta Psychiatr Scand. 1978; suppl 271: 5-27.

4. Carroll BJ, Fielding JM, Blashki TG. Depression rating scales. A critical review.
Arch Gen Psychiatry. 1973; 28: 361-366.

5. Fieghner JP, Robins E, Guze SB, Woodruff RA, et al. Diagnostic criteria for use in
psychiatric research. Arch Gen Psychiatry. 1972; 26: 57-63.

6. Gurney C, Roth M, Garside RF, Kerr ТА, Schapira K. Studies in the classification of affective disorders: the relationship between anxiety states and depressive illnesses. Br J
Psychiatry. 1972; 121: 162-166.

7. Hamilton M. Compararive value of rating scales. Br J Clin Pharmacol. 1976; 3: 58-60.

8. Montgomery SA, Asberg M. A new depression scale designed to be sensitive to change. Br J
Psychiatry. 1979; 134: 382-389.

9. Montgomery S, Asberg M, Jornestedt L, Thoren P, et al. Cross-cultural studies on the use of CPRS in English and Swedish depressed patients. Acta Psychiatr Scand. 1978; suppl 271: 33-37.

Шкалы депрессии монтгомери асберга

Данная шкала состоит из 10 вопросов. Есть основные утверждения, а также промежуточные состояния, которые обозначаются только цифрой, т.е. состояние граничит между двумя соответствующими этой цифре.
Вам нужно выбрать цифру, наиболее близкую к утверждению, которое соответствует Вашему состоянию.

Обращаем Ваше внимание, что результат теста не является окончательным диагнозом и, в случае сомнения, рекомендуем Вам обратиться к специалисту!

Настроение
без колебаний!

Стабилизирует настроение, существенно снижая амплитуду аффективных колебаний; подавляет тревогу, беспокойство, снижает эмоциональное напряжение и повышает приспособительные реакции и устойчивость
к эмоциональному стрессу. Обладает мягким антидепрессивным действием,
в тревожно-депрессивных случаях.

НОРМОТИМ® – является источником лития с высокой биодоступностью (новая соль лития, обладающая уникальными свойствами), витамина С и витаминов группы В (В1, В6).

Препарат прошел добровольную
сертификацию по итогам клинических испытаний.

Шкала Монтгомери — Асберг для оценки депрессии (МАРК5)

Шкала Монтгомери — Асберг [МогЛдотегу 5.А., АзЬегд М., 1979] разработана для быстрой и точной оценки тяжести де­прессии и ее динамики в процессе терапии. Наряду со шкалой Гамильтона принадлежит к числу стандартизованных объектив­ных клинических инструментов, широко применяемых в совре­менной психиатрии.

Рекомендации по применению шкалы

Рекомендации те же, что и для шкалы Гамильтона. Оценка долж­на быть основана на клиническом интервью, в ходе которого выясняется наличие симптомов и уточняется структура состояния и степень его тяжести. Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома основным баллам 0, 2, 4, 6 или промежуточ­ным 1,3,5. Если не удается получить точных ответов от самого па­циента, рекомендуется воспользоваться другими источниками ин­формации (медицинская документация, сведения со слов родст­венников и пр.). Для оценки состояния в динамике проводится по­вторное тестирование через фиксированные промежутки времени.

Шкала Монтгомери — Асберг для оценки депрессии

1 ОБЪЕКТИВНЫЕ (наблюдаемые) ПРИЗНАКИ ПОДАВЛЕННОСТИ

Проявления угнетенности, уныния, отчаяния (более выраженных, чем при обычном временном снижении настроения) в речи, мимике и позе. Ранжируются в соответствии с глубиной снижения настроения и не­возможностью улучшения настроения

0 Подавленность отсутствует

1 Выглядит подавленным, удрученным, но легко отвлекается

2 Выглядит подавленным и несчастным большую часть времени

3 Выглядит угнетенным постоянно, чрезвычайно подавлен и несчастен

2 СУБЪЕКТИВНЫЕ (высказываемые) ПРИЗНАКИ ПОДАВЛЕННОСТИ

Сообщение пациента о депрессивном настроении, независимо от того,

насколько оно проявляется внешними признаками. Включает упадок духа, угнетенность или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в соответствии с интенсивностью, продолжительностью и степенью того, насколько, по описанию пациента, сниженное настро­ение связано с внешними событиями.

0 Эпизодическая подавленность, обусловленная обстоятельствами

1 Пациент печален или подавлен, но легко отвлекается

2 Глубокое чувство угнетенности или уныния; настроение еще подвер­

жено влиянию внешних событий

3 Постоянное и неизменное чувство печали, отчаяния, страдания

3 ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Чувство болезненного дискомфорта, смятения, раздражения, психичес­кого напряжения, доходящего до паники, сильного страха или душевной боли

0 Спокоен; лишь мимолетное внутреннее напряжение

1 Эпизодическое чувство раздражения или внутреннего дискомфорта

2 Постоянное ощущение внутреннего напряжения или паники, с кото­

рыми больной справляется с трудом

3 Панический страх, мучение, душевная боль, непреодолимая паника

4 УХУДШЕНИЕ СНА

Уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с при­вычными для пациента характеристиками сна

0 Спит как обычно

1 Малозаметные трудности засыпания, несколько укороченный, поверх­ностный или прерывистый сон

2 Сон нарушен по крайней мере в течение двух часов

3 Продолжительность сна менее 2-3 часов

5 НАРУШЕНИЯ АППЕТИТА

Утрата аппетита. Ранжируется в соответствии со степенью утраты же­лания поесть или усилий заставить себя принять пищу

0 Нормальный или повышенный аппетит

1 Несколько сниженный аппетит

2 Отсутствие аппетита, ощущение, что пища не имеет вкуса

3 Питается только по принуждению

6 НАРУШЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

Трудности собраться с мыслями вплоть до утраты способности скон­центрироваться.

Ознакомьтесь так же:  Как лечить заикание у ребенка 25 лет

1 Эпизодически трудно собраться с мыслями

2 Затруднения концентрации и длительного сосредоточения со сниже­нием способности читать или поддерживать разговор

3 Утрата способности читать или участвовать в разговоре без значитель­

4 НАРУШЕНИЯ ИНТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нарушения интенции — затруднения включения в какую-либо актив­ность, замедленность начала и выполнения повседневных действий

0 Трудности в начале деятельности сомнительны, вялости нет

1 Трудности включения в активную деятельность

2 Трудности начать рутинные повседневные действия, их выполнение

сопряжено с затратой дополнительных усилий

3 Полная апатия, вялость, неспособность выполнять какие-либо целена­

правленные действия без посторонней помощи

5 УТРАТА СПОСОБНОСТИ ЧУВСТВОВАТЬ

Субъективное ощущение снижения интереса к окружающему или дея­тельности, обычно доставляющим удовольствие. Снижение способнос­ти адекватно эмоционально реагировать на внешние события или людей

0 Нормальный интерес к окружающему и людям

1 Снижение способности получать удовольствие от того, что раньше бы­ло интересным

2 Утрата интереса к окружающему; утрата чувств к друзьям и знакомым

3 Явления эмоционального паралича, утрата способности испытывать

гнев, горе или удовольствие, мучительное отсутствие чувств к родст­венникам и друзьям

6 ПЕССИМИСТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ

Идеи собственной вины, малоценности, самоуничижения, греховности или раскаяния

1 Эпизодические идеи неудачливости, самоуничижения, самоосуждения или малоценности

2 Постоянное самообвинение или конкретные, но еще рациональные идеи вины или греховности, нарастающий пессимизм в отношении будущего

3 Бредовые идеи полного краха, раскаяния или неискупимого греха, аб­сурдное и непоколебимое самообвинение

7 СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ

Чувство, что жить больше не стоит, что естественная смерть — жела­емый исход; суицидальные мысли и приготовления к самоубийству

0 Получает удовольствие от жизни или воспринимает ее такой, какая она есть

1 Усталость от жизни, эпизодические суицидальные мысли

2 Мысли, что, возможно, лучше умереть; суицидальные мысли становят­ся привычными, а самоубийство рассматривается как возможный спо­соб решения проблем при отсутствии конкретных суицидальных планов или намерений

3 Явные суицидальные намерения (конкретное планирование соверше­ния самоубийства при первой возможности; активные приготовления к самоубийству)

При интерпретации данных каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Сум­марный балл составляет от 0 до 60. Сумма баллов от 0 до 15 со­ответствует отсутствию депрессивного эпизода, 16-25 — мало­му, 26-30 умеренному и свыше 30 — большому депрессивному эпизоду [6ие№ 6.0., 1993].

Шкалы и опросники

В целях ранней диагностики расстройств депрессивного спектра широко используются специальные шкалы, позволяющие не только выявить, но и оценить выраженность депрессии, а также контролировать процесс ее лечения (Вялова М. М., Жумаева О.В., 2000).

Наиболее часто специалистами используются: шкала Гамильтона для оценки тревоги и шкала Гамильтона для оценки депрессии (Hamilton M., 1959; Бевз И., 1999) и шкала Монтгомерти-Асберг (Montgomerty S., Asberg M., 1979; Бевз И.А., 1999), опросник Бека (Beck A.T. c cоавт., 1961), шкала Раскина, опросник депрессивной симптоматики (IDS), шкала депрессии НИИ неврологии им. В.М. Бехтерева (Кудряшов А.Ф., 1992), госпитальная шкала тревоги и депрессии Зигмонда (Zigmond A., Snaith R., 1983; Wade D., 1992), Нью-Кастловская шкала оценки эндогенной и реактивной депрессии (NEDRS) (Carney M., Garside R.,1965).

Для оценки коморбидной депрессии тревоги применяются шкалы самооценки тревоги Цунга (Zung W., 1965), шкала тревоги Спилбергера (Spielberger C., с соавт., 1970), шкала для оценки тревоги Кови (Covi L., с соавт., 1979), личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor J., 1953).

Шкала Гамильтона для оценки депрессии

1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, сниженная самооценка)

1 — выражение указанного чувства только при прямом расспросе

2 — высказывается в жалобах спонтанно

3 — определяется невербальным выражением а посредством наблюдения: мимика , поза, голос, плаксивость

4 — выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и при невербальном выражении

2. Чувство вины

1 — самоуничижение (человек полагает, что подвел других)

2 — идеи собственной виновности или мучительные размышления о собственных прошлых ошибках или грехах

3 — настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности

4 — вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и \ или зрительные галлюцинации угрожающего содержания

3. Суицидальные намерения

1 — чувство, что жить не стоит

2 — желание смерти или мысли о возможности собственной смерти

3 — суицидальные высказывания или жесты

4 — суицидальные попытки

4. Ранние нарушения сна

0 — отсутствие затруднений при засыпании

1 — жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)

2 — жалобы на невозможность заснуть каждую ночь

5. Средние нарушения сна

1 — жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи

2 — многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)

6. Поздние нарушения сна

1 — раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием

2 — окончательное раннее пробуждение

7. Работоспособность и активность

0 — отсутствие трудностей

1 — мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби

2 — утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатию и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)

3 — уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)

4 — отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи

8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)

0 — нормальная речь и мышление

1 — легкая заторможенность в беседе

2 — заметная заторможенность в беседе

3 — выражение затруднения при проведении опроса

4 — постоянное перебирание руками, попытка кусать ногти и губы, выдергивание волос

9. Ажитация (тревожное возбуждение)

2 — беспокойные движения руками, теребление волос и пр.

3 — подвижность, неусидчивость

4 — постоянное перебирание руками, выдергивание волос и пр.

10. Психическая тревога

1 — субъективное напряжение и раздражительность

2 — беспокойство по незначительным поводам

3 — тревога, выражающаяся в выражении лица и речи

4 — страх, выражаемый и без расспроса

11. Соматическая тревога

4 — крайне сильная

Физиологические проявления тревоги: гастроинтестинальные — сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка; сердечно-сосудистые — сердцебиение, головные боли; дыхательные — гипервентиляция, одышка; учащенное мочеиспускание; повышенное потоотделение

12. Гастроинтестинальные соматические симптомы

1 — утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе

2 — прием пищи только с упорным принуждение; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов

13. Общие соматические симптомы

1 — тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил

2 — любые резко выраженные симптомы

14. Генитальные симптомы

0 — отсутствие симптомов

1 — слабо выраженные — утрата либидо

2 — слабо выраженные — менструальные нарушения

15. Ипохондрия

1 — поглощенность собой (телесно)

2 — чрезмерная озабоченность здоровьем

3 — частые жалобы, просьбы о помощи и пр.

4 — ипохондрический бред

16. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо Б)

А. По данным анамнеза:

0 — отсутствие потери веса

1 — вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием

2 — явная (со слов пациента) потеря в весе

3 — не поддающаяся оценке

Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время:

0 — потеря веса менее 2 кг. в неделю

1 — более 2 кг. в неделю

2 — более 4 кг. в неделю

3 — не поддающаяся оценке

17. Критичность отношения к болезни

0 — осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием

1 — осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.

2 — полное отсутствие сознания болезни

Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона

— легкая депрессия: 14-17 баллов

— умеренная депрессия: 18-25 баллов

— тяжелая депрессия: более 25 баллов.

Для диагностики расстройств депрессивного спектра, оценки их выраженности и фармакологических исследований, посвященных терапии депрессии наиболее часто используется шкала Гамильтона.

Шкала Гамильтона также использовалась для исследования депрессий коморбидных с другими психическими заболеваниями. Так в частности, S. Moritz с соавт. (2004) проводили c помощью шкалы Гамильтона оценку уровня депрессии среди пациентов с обсессивно-компульсивными расстройствами. В литературе встречаются попытки прогнозирования течения заболеваний при помощи шкалы Гамильтона.

Продемонстрирована успешность применение шкалы Гамильтона не только в психиатрии, но и в других областях медицины.

K. Wisner с соавт. (2004) описано использование шкалы Гамильтона в акушерской практике для изучения риска возникновения депрессии среди женщин, имеющих в анамнезе депрессивный эпизод, в течение года после рождения у них ребенка.

K. Evans с соавт. (2004) использовали данную шкалу для изучения корреляции между уровнем депрессии среди выборки первично здоровых людей и заболеваемостью депрессией среди населения. Результаты исследования показали наличие положительной корреляции между показателями шкалы Гамильтона и заболеваемостью депрессией в целом.

Brown E., с соавт. (2004) проводилась оценка депрессии с помощью шкалы Гамильтона и, в частности, способности кортикостероидной терапии вызывать расстройства депрессивного спектра.

Ознакомьтесь так же:  Парень впал в депрессию

D. Adson с соавт. (2004) использовали шкалу Гамильтона для оценки эффекта селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. R. Lydiard et.al. (1999) с помощью данной шкалы проводили оценку эффективности лечения большой депрессии сертралином. M Fux с соавт. (2004) изучали эффективность эйкозапентановой кислоты для коррекции аффективных нарушений при обсессивно-компульсивный расстройствах. Исследование влияния приема венлафаксина для лечения депрессии и профилактики ее рецидива показало наличие корреляции между показателями по шкале Гамильтона и риском его возникновения (Simon J., et.al. 2004).

M Bauer с соавт. (2004) оценивали эффективность метода самоконтроля пациента за собственным аффективным статусом. Обнаружена высокая корреляция (-0,683) результатов самоконтроля и показателей по шкале Гамильтона.

В Турции шкала Гамильтона использовалась для измерения уровня аффективных нарушений среди больных алкоголизмом (Mirsal H., Kalyoncu A., Pektas O., 2004).

Итальянские ученые описывают использование шкалы Гамильтона в качестве золотого стандарта для оценки эффективности распознавания депрессии с помощью других шкал в общемедицинской практике (Balestrieri M., 2004). G Chapagain с соавт. (2003) оценивали с помощью шкалы Гамильтона уровень депрессии среди больных инфарктом миокарда. По результатам исследования, 45-57 % симптомов оказались связанными с соматическим состоянием, 36-44 % — психологическими нарушениями.

Fortner M., Brown K., Varia I. (1999) описано использование шкалы Гамильтона для оценки качества жизни среди пожилых пациентов, страдающих депрессией.

Шкала Монтгомери-Асберг (Montgomery S., Asberg M., 1979) отличается особой чувствительностью к эффекту терапии депрессии и в этом отношении по мнению ряда авторов превосходит шкалу Гамильтона.

Шкала депрессии Монтгомери-Асберг

1. Видимая печаль

Видимое отчаяние, мрачность и безнадежность, отраженные в речи, выражении лица и позе. Оценивается по глубине и неспособности к «прояснению» (улучшению)

2 — Выглядит удрученным, но «проясняется без труда»

4 — Проявляет печаль большую часть времени

6 — Выглядит жалким (печальным) все время, крайне отчаян

2. Описываемая печаль

Жалобы на подавленность (угнетенное настроение), невзирая на то, проявляется оно внешне или нет. Включает подавленность (уныние), отчаяние или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), длительности и степени влияния внешних событий на настроение

0 — Редко возникающая печаль в соответствии с обстоятельствами

2 — Печальный или подавленный, но «проясняется» без труда

4 — Всепроникающие чувства печали и мрачности, настроение остается подверженным внешним обстоятельствам

6 — Продолжительная и неменяющаяся печаль, страдание или отчаяние

3. Внутренне напряжение

Жалобы на чувство (ощущение) неопределенного беспокойства, раздражительность, внутренняя суматоха, умственное (психическое) напряжение, усиливающееся до паники, страха (ужаса) или муки. Оценивается в зависимости от интенсивности (глубины), частоты и степени требуемого успокаивающего уверения.

0 — Спокойный, лишь быстро преходящее внутреннее напряжение

2 — Редкое ощущение раздражительности или неопределенного беспокойства

4 — Продолжительное ощущение внутреннего напряжения или перемежающейся паники, с которой пациент справляется с некоторым трудом

6 — Неослабевающий страх (ужас) или мука, непреодолимая паника

4. Уменьшенный сон

Жалобы на уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с нормальным собственным опытом пациента, когда он здоров

0 — Спит как обычно

2 — Легкая трудность засыпания или слегка укороченный, поверхностный или прерывистый сон

4 — Сон укорочен или нарушен, по крайней мере, на 2 часа

6 — Менее чем 2 или 3 часа сна.

5. Сниженный аппетит

Жалобы на потерю аппетита в сравнении со здоровым. Оценивается с учетом степени утраты «желанности» пищи или необходимости заставлять себя принимать пищу.

0 — Нормальный или повышенный аппетит

2 — Слегка сниженный аппетит

4 — Нет аппетита, пища безвкусна

6 — Требует убеждения для приема пищи

6. Трудности сосредоточения

Жалобы на трудности собраться с мыслями, увеличивающиеся до неспособности (отсутствия) концентрации (сосредоточения). Оценивается с учетом интенсивности (глубины), частоты и степени этой неспособности.

0 — Никаких трудностей в сосредоточении

2 — Редко возникающие трудности собраться с мыслями

4 — Трудности в сосредоточении и удержании мысли, которые снижают способность читать или поддерживать беседу

6 — Почти полная неспособность читать или беседовать, либо достижение этого с огромным усилием

7. Усталость (утомляемость)

Жалобы на трудности начинания или медленное начало и проведение повседневной деятельности

0 — Практически полное отсутствие трудностей в начинании, никакой медлительности

2 — Трудность в начинании деятельности

4 — Трудности в начинании простой рутинной деятельности, которые преодолеваются с усилием

6 — Полная усталость, неспособность делать что-либо без помощи

8. Неспособность чувствовать

Субъективные переживания сниженного интереса к окружающему или деятельности, которая в норме приносит удовольствие. Способность адекватно эмоционально реагировать на обстоятельства или людей снижена

0 — Обычный интерес к окружающим и другим людям

2 — Сниженная способность испытывать обычные интересы

4 — Утрата интереса к окружающему, потеря чувств к друзьям и знакомым

6 — Переживание эмоционального паралича, неспособности чувствовать гнев, горе или удовольствие, утрата чувства к близким, родственника и друзьям

9. Пессимистические мысли

Высказывание мыслей о виновности, более низком положении (малоценности, неполноценности), самоупреках, греховности, раскаянии (угрызениях совести) и гибели.

0 — Никаких пессимистических мыслей

2 — Колеблющиеся (нестойкие) мысли о неудаче (несостоятельности), самоупрек или самообесценивание

4 — Упорное (стойкое) самообвинение или четкие (определенные) мысли о виновности или грехе, усиление пессимистичности в отношении будущего

6 — Бред разорения, неискупимого греха. Самообвинения, которые абсурдны и непоколебимы.

10. Суицидальные мысли

Представления, что жизнь ничего не стоит, что естественная смерть была бы желанной; суицидальные мысли и приготовления к суициду.

0 — Получение удовольствия от жизни или принятие ее такой, какая она есть

2 — «Уставший (утомленный) от жизни», только скоротечные (мимолетные) мысли о смерти

4 — Вероятное «улучшение» от прихода смерти, суицидальные мысли обычны, суицид представляется как возможное решение, но без определенных планов или намерений

6 — Определенные планы суицида, когда представится возможность. Активные приготовления к суициду

Опросник депрессии Бека

У меня нет плохого настроения

Я испытываю подавленность или тоску

Я постоянно испытываю подавленность или тоску и не могу от них избавиться

Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что это доставляет мне мучения

Я настолько несчастен, а настроение такое плохое, что я не могу это вынести

Шкалы депрессии монтгомери асберга

Шкала Монтгомери-Асберг для оценки депрессии (MADRS) — клиническая тестовая методика, разработанная в качестве альтернативы Шкале депрессии Гамильтона в 1979 году.

Теоретические основы

Для надёжности в клинической практике любая шкала должна быть краткой в содержании, лёгкой в применении, надёжность в диагностике и чувствительность к возможной динамике состояния. В качестве основы для шкалы была использована шкала оценки психопатологии — стандартная скриниговая шкала для общего выявления основых типов психопатологических расстройств. 17 пунктов, ассоциированных с расстройствами депрессивного спектра, были валидизированы на конвергентную и дискриминативную значимость, в результате чего было отобрано 10 наиболее чувствительных утверждений.

Структура методики

MARDS состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до 6. Чем тяжелее состояние больного, тем больший балл ему присваивается. Общий балл по шкале варьируется от 0 до 60 и снижается в процессе облегчения состояния. Шкала не градуирована, оценивается только общий балл.

Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома основным баллам – 0, 2, 4, 6 или промежуточным – 1, 3, 5. Если не удается получить точные ответы от самого пациента, рекомендуется воспользоваться другими источниками информации (медицинская документация, сведения со слов родственников и пр.).

Для оценки состояния в динамике проводится повторное тестирование через фиксированные промежутки времени.

Свои пометки исследователь проставляет в графе.

Клиническая значимость

Шкала предназначена для заполнения специалистом, в идеале — врачом-психиатром. Общее время заполнения может составлять до часа, учитывая, что заполненине шкалы, как и, должно быть основано на оценке состояния пациента во время клинического интервью, а не на ответах на прямые вопросы. При невозможности оценить степень тяжести состояние во время интервью, необходимо привлекать информацию из других источников, например, от родственников. MARDS, в отличие от HDRS, не имеет в своём составе некоторых симптомов депрессии, таких как двигательная заторможенность, или другие поведенческие расстройства. MARDS более короткая и включает в себя более регулярные ответы, и поэтому более удобна в рутинной клинической практике. Кроме того, MARDS демонстрирует статистическую надёжность в выборках с меньшим объёмом, что позволяет снизить нагрузку на исследователя.

Стимульный материал

Бланк опросника

1.Объективные (видимые) признаки подавленности

Проявления угнетенности, уныния, отчаяния (более выраженных, чем при обычном временном снижении настроения) в речи, в мимике и позе. Оцениваются в соответствии с глубиной снижения настроения.

  • 0 = отсутствие;
  • 1 =
  • 2 = выглядит подавленным, но настроение легко улучшается;
  • 3 =
  • 4 = выглядит подавленным и несчастным большую часть времени;
  • 5 =
  • 6 = выглядит крайне подавленным и угнетенным все время;

2.Субъективные признаки подавленности

Сообщение пациента о депрессивном настроении независимо от того, насколько оно проявляется внешними признаками. Включает упадок духа, угнетенность или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в соответствии с интенсивностью, продолжительностью и степенью того, насколько, по описанию пациента, сниженное настроение связано с внешними событиями.

  • 0 = эпизодическая подавленность, связанная с внешними обстоятельствами;
  • 1 =
  • 2 = печальное или подавленное настроение, легко поддающееся улучшению
  • 3 =
  • 4 = глубокое чувство угнетенности или уныния; настроение еще подвержено влиянию внешних событий
  • 5 =
  • 6 = постоянное и неизменное чувство подавленности, отчаяния или угнетенности
Ознакомьтесь так же:  Хронический насморк при аденоидах

3.Внутреннее напряжение

Чувство болезненного дискомфорта, смятения, раздражения, психического напряжения, доходящего до паники, сильного страха или душевной боли.

  • 0 = спокойное состояние; только чувство внутреннего напряжения;
  • 1 =
  • 2 = эпизодическое чувство раздражения или болезненного дискомфорта;
  • 3 =
  • 4 = постоянное чувство внутреннего напряжения, периодическая паника, преодолеваемая больным с большим трудом;
  • 5 =
  • 6 = неослабевающий крайне выраженный страх или душевная боль; непреодолимая паника;

4.Недостаточный сон

Уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с привычными для пациента характеристиками сна.

  • 0 = обычный сон
  • 1 =
  • 2 = незначительно затрудненное засыпание или несколько укороченный, поверхностный или прерывистый сон;
  • 3 =
  • 4 = укороченный сон, не менее 2 часов;
  • 5 =
  • 6 = менее 2-3 часов сна;

5.Снижение аппетита

Утрата аппетита. Оценивается в соответствии со степенью утраты желания поесть или усилий заставить себя принять пищу.

  • 0 = нормальный или повышенный аппетит;
  • 1 =
  • 2 = несколько сниженный аппетит;
  • 3 =
  • 4 = отсутствие аппетита; пища не имеет вкуса;
  • 5 =
  • 6 = необходимость принуждения для приема пищи;

6.Нарушение концентрации внимания

Трудности собраться с мыслями вплоть до утраты способности сконцентрироваться. Оценивается в соответствии с интенсивностью, частотой и степенью утраты способности концентрировать внимание.

  • 0 = нет нарушений концентрации;
  • 1 =
  • 2 = эпизодически трудно собраться с мыслями;
  • 3 =
  • 4 = затруднения концентрации и длительного сосредоточения со снижением способности читать или поддерживать разговор;
  • 5 =
  • 6 = утрата способности читать или участвовать в разговоре без значительных усилий;

7.Апатия

Затруднения начать какую-либо деятельность или замедленность начала и выполнения повседневной деятельности.

  • 0 = отсутствие затруднения начать какую-либо деятельность; отсутствие замедленности;
  • 1 =
  • 2 = затруднения начать какую-либо деятельность;
  • 3 =
  • 4 = затруднения начать простую повседневную деятельность, выполнение которых требует дополнительных усилий;
  • 5 =
  • 6 = полная апатия; неспособность выполнить что-либо без посторонней помощи;

8.Утрата способности чувствовать

Субъективное ощущение снижения интереса к окружающему или деятельности, обычно доставляющим удовольствие. Снижение способности адекватно эмоционально реагировать на внешние события или людей.

  • 0 = нормальный интерес к окружающему и людям;
  • 1 =
  • 2 = снижение способности получать удовольствие от того, что обычно интересно;
  • 3 =
  • 4 = утрата интереса к окружающему; утрата чувств к друзьям и знакомым;
  • 5 =
  • 6 = ощущение эмоционального паралича, утраты способности испытывать гнев, печаль или удовольствие, полной или даже болезненной утраты чувств к близким и друзьям;

9.Пессимистические мысли

Идеи собственной вины, малоценности, самоуничижения, греховности или раскаяния.

  • 0 = отсутствие пессимистических мыслей;
  • 1 =
  • 2 = эпизодические идеи неудачливости в жизни, самоуничижения или малоценности;
  • 3 =
  • 4 = постоянное самообвинение или конкретные, но еще рациональные, идеи виновности или греховности; нарастающая пессимистическая оценка будущего;
  • 5 =
  • 6 = бредовые идеи полного краха, раскаяния или неискупимого греха; абсурдное и непоколебимое самообвинение;

10.Суицидальные мысли

Чувство, что жить больше не стоит, что естественная смерть – желаемый исход; суицидальные мысли и приготовления к самоубийству.

  • 0 = жизнь приносит удовольствие или воспринимается такой, какая она есть;
  • 1 =
  • 2 = усталость от жизни; эпизодические мысли о самоубийстве;
  • 3 =
  • 4 = возможно лучше умереть; суицидальные мысли становятся привычными, а самоубийство рассматривается как возможный способ решения проблем при отсутствии конкретных суицидальных планов или намерений;
  • 5 =
  • 6 = конкретное планирование совершения самоубийства при первой возможности; активные приготовления к самоубийству;

При интерпретации данных баллы рассчитываются следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Максимальный суммарный балл составляет 60 баллов. Сумма баллов соответствует:

0-15 баллов – отсутствию депрессивного эпизода;

16-25 баллов – малому депрессивному эпизоду;

26-30 баллов – умеренному депрессивному эпизоду;

свыше 30 баллов – большому депрессивному эпизоду.

Структурное интервью по шкале оценки депрессии Монтгомери-Асберг (SIGMA)

Я бы хотел задать Вам несколько вопросов о прошедшей неделе. Как вы себя чувствовали с прошедшего (ДЕНЬ НЕДЕЛИ)?

ЕСЛИ ПАЦИЕНТ НЕ В СТАЦИОНАРЕ: Работаете ли вы?

ЕСЛИ НЕТ: Почему нет?

1. Наблюдаемая печаль

Представляет собой отчаяние, уныние и безнадёжность (более, чем обычное ситуационное пониженное настроение) и выражается в разговоре, мимике, пантомимике и осанке. Оценивается по степени тяжести и возможности вернуться к нормальному состоянию.

Оценка основывается на обозрении поведения пациента во время интервью и информации полученной от информаторов.

ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ТО СПРОСИТЕ: Как, по Вашему мнению, Вы выглядели в течение прошлой недели? Очень уныло и подавленно?

2. Высказываемая печаль

Представляет собой повторяющиеся высказывания о депрессивном настроении, независимо от того, имеет ли оно внешнее выражение (в мимике, пантомимике и т.п.) или нет. Включает пониженное настроение, чувство отчаяния, безнадёжности, безысходности и т.д. Оценивать симптом следует по его интенсивности, продолжительности и реактивности (до какой степени такое настроение зависит от происходящих в жизни пациента событий).

В течение прошедшей недели, чувствовали ли Вы себя несчастным или грустным? Была ли депрессия? Безнадёжность?

ЕСЛИ ДА: Как сильно это проявлялось?

ЕСЛИ В ДЕПРЕССИИ: Чувствуете ли Вы себя лучше, когда думаете о чём-либо другом, или если происходит что-нибудь приятное. Или же Вы чувствуете себя плохо независимо от того, что происходит вокруг? Что-то способно улучшить Ваше настроение?

ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ДЕПРЕССИЮ, ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ КОНТЕКСТА СПРОСИТЕ: Как долго Вы себя так чувствуете?

3. Внутреннее напряжение

Представляет собой чувство неопределённого душевного дискомфорта, раздражённости, внутреннего смятения, психическое напряжение, возрастающее до уровня паники, чувство ужаса или тоски. Оценивается по интенсивности, частоте, длительности и реактивности.

Чувствовали ли Вы себя напряжённо или раздражённо в течении прошлой недели? Что Вам помогало чувствовать себя лучше?

4. Ухудшение сна

Представляет собой укороченный или поверхностный сон (по сравнению с привычным для пациента режимом сна)

Как Вы спали в течение прошедшей недели?

Сколько часов Вы спили по сравнению с обычным режимом?

Трудно ли Вы засыпали? Как насчёт беспробудного сна?

Был ли Ваш сон беспокоен или тревожен? Просыпались ли Вы посреди ночи?

Можете ли Вы сразу снова заснуть после пробуждения?

5. Пониженный аппетит

Представляет собой чувство потери аппетита по сравнению с тем периодом, когда пациент не был болен. Оценивается по уровню утраты желания есть или необходимости заставлять себя принимать пищу.

Каким был Ваш аппетит на прошлой неделе? (По сравнению с Вашим обычным аппетитом?)

Насколько меньше Вас интересовала еда?

Приходилось ли Вам заставлять себя есть?

Приходится ли другим людям напоминать Вам о том, чтобы Вы поели?

6. Трудности концентрации (сосредоточения)

Представляет собой трудность собраться с мыслями, достигающая степени апрозексии. Оценивается по интенсивности, частоте и уровню утраты способности к сосредоточению.

Трудно ли Вам бывало собраться с мыслями или сосредоточиться в течение прошедшей недели?

Каковы Ваши повседневные занятия? Было ли Вам трудно на них сосредоточится?

ЕСЛИ ДА: Сравните, пожалуйста, с тем временем, когда Вы себя хорошо чувствовали.

В состоянии ли Вы читать газету или журнал? Бывало ли так плохо, что Вам иногда было трудно поддерживать разговор?

Примечание: ТАКЖЕ ИМЕЙТЕ В ВИДУ ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОПРОСА

7. Апатичность

Представляет собой затруднения в начинании или медлительность в инициации и исполнении каких-либо повседневных дел

Трудно ли было Вам на прошлой неделе, начать что-либо делать?

Приходилось ли Вам заставлять себя что-либо делать?

ЕСЛИ ДА: Что именно делать? Чувствуете ли Вы себя хорошо, когда уже начали что-либо делать?

Делаете ли Вы повседневные дела медленнее, чем обычно?

8. Неспособность испытывать чувства

Представляет собой субъективное переживание пониженного интереса к окружающему или к занятиям, которые обычно доставляли удовольствие. Сниженная способность адекватного эмоционального реагирования на ситуацию или окружающих людей.

Уменьшился ли Ваш интерес к окружающей среде, или к вещам, которые Вам раньше нравились?

ЕСЛИ ДА: Насколько сильно это проявлялось?

Приносят ли Вам такое же удовольствие дела и вещи, так же как раньше?

ЕСЛИ НЕТ: Насколько меньше, чем обычно?

Что Вы чувствуете по отношению к Вашим друзьям? Ваши чувства притупились, или может быть, Вы вообще ничего не чувствуете при встрече с ними?

Испытываете ли Вы вообще какие-либо чувства, как например, злость, скорбь или наслаждение, по сравнению с тем, когда Вы себя нормально чувствовали?

9. Пессимистические мысли

Представляет собой мысли о виновности, крахе, неполноценности, греховности, самоупреки, угрызения совести, сожаления

Были ли Вы настроены пессимистично в течении прошедшей недели?

ЕСЛИ ДА: Насколько пессимистично Вы себя чувствовали? Что Вы думаете о будущем? На прошлой неделе, пытались возникали ли идеи самоуничижения, например, Вы чувствовали, что Вы в некоторой степени неудачник?

Винили ли Вы себя в том, что Вы что-то сделали не так или вообще не сделали в прошлом?

Чувствовали ли Вы себя виновным в чем-либо или грешником в течении прошедшей недели?

ЕСЛИ ДА: Какие мысли были у Вас на уме?

10. Суицидальные мысли

Представляют собой чувство, что жить не стоит, что естественная смерть — лучший выход, мысли о самоубийстве и приготовления к самоубийству. Попытки самоубийства, сами по себе не должны влиять на оценку.

В течении прошедшей недели, были ли у Вас мысли о том, что жить не стоит, и что Вам бы лучше умереть? Были ли у Вас мысли о том, что бы нанести себе самоповреждения или даже покончить с собой?

ЕСЛИ ДА: О чём Вы думали? Строили ли Вы планы самоубийства? Говорили ли Вы об этом кому-нибудь?

About the Author: admin