Схема работы психолога с детьми с умственной отсталостью

Оглавление:

15. КАКИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

Выбор психокоррекционных технологий во многом зависит от модели диагностики, среди которых можно выделить психометрическую, функциональную и нейропсихологическую [6,с.65].

Психометрическая модель основана на измерении диагностируемого признака и оценки его в числовой шкале. Чаще всего, числовая шкала составляется на основе частотного распределения степени выраженности дан-ного признака в популяции. Поэтому, на основе психометрической модели можно соотнести показатель уровня выраженности признака у конкретного ребенка со средне статистической нормой. Если уровень выраженности признака значительно ниже нормы, обычно психолог принимает решение о необходимости развития тех психологических структур, показателем которых является измеряемый признак. Так, если у ребенка измеряется низкий уровень интеллекта, то делается вывод о необходимости развития и коррекции общего интеллектуального уровня. Функциональная модель направлена на изучение отдельных психиче-ских функций ребенка (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.п.). Психическая функция сегодня рассматривается как сложная система, имею-щая уровневый характер и формирующаяся в онтогенезе для выполнения определённых жизненных задач (В.Д. Шадриков, В.П. Ильин и др.). Целью диагностики при функциональном подходе является выяснение степени успешности функционирования такой психологической системы при решении конкретных задач деятельности. Если функционирование системы неэффективно, то необходимо выявить причины этого. Коррекционная работа при данном подходе будет заключаться в компенсации плохо работающих элементов системы и формировании новых функциональных взаимодействий (см. приложение 1). Сегодня функциональная модель часто смыкается с нейропсихологической моделью.

Нейропсихологическая модель основывается на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (Вайзман, 1976; Микадзе, Корсакова, 1994; Пылаева, Ахутина, 1997; Семенович, 1998; Семаго М., Семаго Н., 2000 и др.). В этих исследованиях доказано, что сенсомоторный уровень развития является базальным для развития высших психических функций, поэтому в начале психокоррекционной работы уделяют большое внимание развитию двигательных функций. Выделяется несколько уровней коррекции на основе нейропсихологического подхода:

1) Уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;

2) Уровень операционального обеспечения и статокинетического баланса психических процессов;

3) Уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов (цит. по 10).

Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия.

Психокоррекционные методы первого уровня направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Методы второго уровня — задних премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействия, а методы третьего уровня направлены на формирование оптимального статуса префронтальных отделов мозга. (см. приложение 2)

Сегодня эти модели часто дополняют друг друга. Если психометриче-ская модель даёт общую ориентировку, помогая определить «западающие» по сравнению возрастной статистической нормой параметры, и «зоны ближайшего развития» (на основе теории о сензитивных периодах развития ребенка), то функциональная модель позволяет определить, насколько эти отклонения от нормы влияют на эффективность деятельности и уровня удовлетворения потребностей (функциональная норма). При этом коррекция, основанная на функциональной модели, идет от целого, к частям (от целостной деятельности, к отдельным действиям и операциям). Нейропсихологическая модель дополняет картину, отвечая на вопрос о нейропсихологической структуре расстройства, и определяет направление коррекции от развития отдельных частей к формированию целого (от компонентов к целостной функциональной системе).

Для организации коррекционных занятия И.И. Мамайчук предлагает учитывать следующие принципы [6,с.70]:

  • принцип последовательности, предусматривающий постепенное ус-ложнение занятий;
  • принцип доступности заданий;
  • принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;
  • принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педаго-гов-дефектологов, логопедов.

Теперь на примере развития сенсорно-перцептивной сферы психики ребенка — дошкольника рассмотрим используемые при этом психотехники. По мнению специалистов развитие восприятия (усвоение цвета, формы , размера предметов) должно сопровождаться стимуляцией поисковых движений, побуждением ребенка к активной ориентировке в задании. Для этого используются дидактические игры на основе понятного ребёнку материала [6,с.71].

1. Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом.

  • коробки с крышками разной формы,
  • объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,
  • доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.

2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).

Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что нарисовано», «Магазин».

  • карточки с изображением геометрических форм;
  • парные плоскостные или пластмассовые формы;
  • предметы и игрушки разной формы;

3. Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай чего не стало».

  • карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
  • объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.),
  • плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:

1. Практическое выделение величины.

Цель занятий: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей составлению сериационного ряда.

Психотехнические игры: «Составление двух- и трехместных матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.

  • матрешки (двух-, трех- и четырехместные),
  • бруски разной величины,
  • куклы и машинки разной величины,
  • игрушечная мебель разной величины.

2. Зрительное восприятие величины.

Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный образ со словом.

Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине), «Закончи узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.

  • карточки с изображением предметов разной величины,
  • большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры,
  • фломастеры,
  • трафареты с изображением предметов и животных разной величины.

3. Запоминание предметов с учетом их величины.

Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению ве-личины предметов.

Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай, какое платье нужно кукле» и пр.

  • карточки-лото с изображением предметов разной величины,
  • предметы разной величины,
  • картонные геометрические фигуры трех величин.

ДРУГИЕ ГЛАВЫ ПОСОБИЯ

I. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Психологическая коррекционно-развивающая методика для детей с умственной отсталостью (легкой) «первый раз в первый класс» Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Спаривая А.Д., Зинцова А.С.

В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью . Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Спаривая А.Д., Зинцова А.С.,

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекционно-развивающая методика для детей с умственной отсталостью (легкой) «первый раз в первый класс»»

Это говорит, что у женщин ожидающих ребенка в первый раз показатель готовности по материнской компетентности и сформированности материнской сферы ниже, чем у женщин ожидающих второго ребенка, у них наблюдается положительная, благоприятная установка для рождения ребенка.

5. по методике Волковой (РОП) мы можем судить, что супруги ожидающие ребенка во второй раз, готовы выполнять родительские обязанности, согласуемые с установками обоих родителей, т.е. в большинстве этой группы, ожидания и притязания супругов наибольшим образом совпадают. Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.

А супруги, ожидающие ребенка в первый раз, в наименьшем представлении об ролевой адекватности подтвердили, свои обязанности и ценности в отношении друг к другу. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию.

Список использованной литературы:

1 Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // «Синапс».- 1994.- № 5.-С.30

2 Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология — М.,1996.-С.42

3 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-С.59-69, №3.-C.109-117.

4 Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов // Конференция по перинатальной психологии: сборн. матер. СПб., 1999.- С. 54-59.

© Молдабаева Р.А., 2018

студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected] Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected]

Ознакомьтесь так же:  Гомеопатия и насморк у детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ЛЕГКОЙ) «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью. Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.

Коррекционно-развивающая методика, коррекционная работа, умственная отсталость, легкая умственная отсталость, первый класс.

Для большинства детей, приходящих в первый класс, начало школьной жизни является серьезным испытанием, так как происходит резкое изменение их образа жизни. Они должны привыкнуть к повседневным обязанностям, к новым требованиям и к школьному коллективу.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, которая учитывает их состояние здоровья, степень тяжести дефекта, готовность такого ребенка к школе.

Чтобы детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преодолеть трудности овладения знаниями, умениями и навыками для более успешной адаптации в обществе, необходимо оказывать им комплексную дифференцированную помощь.

Методика «Первый раз в первый класс» разработана для обеспечения адаптации первоклассников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.

Данная методика составлена на основе:

• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• Учебной программы адаптации детей первых классов с легкой умственной отсталостью Меленюк М. Н.

Цель методики: обеспечение психологической адаптации детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.

1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие познавательных психических процессов.

5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений.

6. Профилактика школьной дезадаптации.

Основные направления коррекционной работы:

Принципы коррекционной работы:

• принцип системности и последовательности в подаче материала — опора на разные уровни организации психических процессов;

• принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;

• принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;

• принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

• принцип единства диагностики и коррекции — определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Данная методика имеет два направления работы: диагностическая и коррекционно развивающая.

Диагностическая работа включает:

• раннюю диагностику проблем и анализ причин трудностей адаптации школьников;

• комплексный сбор сведений о ребенке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

• контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

• анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает:

• организацию и проведение психологом коррекционно-развивающих занятий;

• системное воздействие на когнитивные способности учащихся;

• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;

• развитие коммуникативных навыков у детей;

• развитие навыков работы в коллективе;

• развитие воображения. Структура методики:

1. Психолого-педагогическая диагностика (первичная).

Выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Коррекционно-развивающие занятия.

Обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическая диагностика (итоговая). Выявление уровня школьной адаптации первоклассников.

Методика «Первый раз в первый класс» рассчитана на работу в группе из 6-12 человек. Общее количество занятий — 31. Продолжительность занятия: 30-45 минут. Оптимальная периодичность встреч — 1 раз в неделю.

Основными формами проведения занятий служат: психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры, ролевые игры, игры с элементами арт-терапии. Методы и приемы:

• сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);

• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;

• беседы с учащимися, учителями и родителями;

• изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.);

• оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). Эффективность работы определяется при сравнении первичной и итоговой диагностики.

1. Диагностика интеллектуального развития.

2. Диагностика личностных особенностей детей.

3. Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе.

4. Диагностика эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Мухина ВС. Детская психология. / ВС. Мухина. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 352 с.

Программа коррекционной работы психологического сопровождения ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Столичный учебный центр
г. Москва

Программа коррекционной работы психологического сопровождения

ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

заместитель директора по УВР Л.М.Воецкая

В содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) входит программа коррекционной работы.

Цель коррекционной работы

Коррекционная работа представляет собой систему психолого — педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.

В соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи коррекционной работы:

Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого — медико-педагогической комиссии);

Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

Реализация системы мероприятий по социальной адаптации умственно отсталых детей;

Оказание родителям (законным представителям) умственно отсталых детей консультативной и методической помощи по медицинским, социаль ным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности — обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы
с умственно отсталыми обучающимися

Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:

в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья, обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

занятия индивидуальные и групповые,

игры, упражнения, этюды,

беседы с учащимися,

организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

Ознакомьтесь так же:  Поджелудочная и депрессия

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление

разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально- педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

лекции для родителей,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе реализации адаптированной основной образовательной программы — один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов требует:

создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,

осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов образовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопро сов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. умственно отсталых учащихся.

Социальное партнерство — современный механизм, который основан на взаимодействии образовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей,

со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью,

с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей,

с родителями учащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Цель психологической программы – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся начальной школы и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

Разработка критериев и методов оценивания личностных компетенций учащихся начальной школы;

 Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

 Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

 Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Методы работы : пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение

Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.

Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе

Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС ОУ

Достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов:личностных и предметных;

достижение двух видов результатов: личностных и предметных ;

диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов

Создание развивающей среды

просветительская и консультативная работа с родителями;

развивающая психологическая работа с педагогами

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

групповая развивающая работа;

коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

участие в работе консилиумов

Основные направления деятельности психологического сопровождения

1 . Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) — выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Составление индивидуального образовательного маршрута — комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Наличие системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ОУ в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы

Наличие системы оценивания освоение АООП , созданной на основе ФГОС ОУ, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Мониторинг отслеживания видов результатов и динамики психологического развития учащихся

Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия

Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС

Ирина Седова
Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС

Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого — педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.

Ребенок с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучающиеся с неосложнённой формой умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но в повседневной практике умеют поддерживать беседу, используя несложные предложения. Обладают независимостью в уходе за собой. Основные затруднения проявляются в сфере школьном обучении, особенно в овладении чтением, письмом, элементарной математикой. Отмечается заметная эмоциональная, личностная, социальная незрелость, нарушения адаптивного поведения в виде расторможенности, дурашливости. Более заметны успехи в области практической деятельности, включая малоквалифицированный ручной труд.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) обеспечивается:

выделением пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

введением учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;

овладением разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;

возможностью обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;

психологическим сопровождением, направленным на установление взаимодействия семьи и организации;

постепенным расширением образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Обучение в коррекционной школе имеет решающее значение для развития умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т. е. исправление присущих этим детям недостатков.

Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л. С. Выготский, 1985)

Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у обучающихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е. развитие обучающихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Исправление недостатков развития у обучающихся коррекционных школ происходит медленно и неравномерно, поэтому учителю обычно бывает трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов у обучающихся, в формировании волевых и других качествах личности. Педагог хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

Ознакомьтесь так же:  Синдром дауна это нарушение чего

Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям

Основные направления коррекционной работы с обучающимися неосложнённой формы умственной отсталости:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Одной из основных форм организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать не только учебно-познавательную деятельность обучающихся, но и осуществлять коррекционно-компенсирующую направленность обучения, включающего

• комплексное воздействие на обучающихся, целью которого является активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;

• использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

• формирование и развитие положительной мотивации учебно-познавательной деятельности;

• осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

• практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков социального поведения;

• использование охранительно-педагогического режима обучения.

Содержание уроков определяется Программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и учебным планом ОУ и зависит от особенностей психофизических особенностей ученика.

В своей работе педагогам необходимо использовать как общепедагогические методы и приёмы обучения, так и специальные, отбор и сочетание которых отвечает специфике коррекционной работы. Например, на начальном этапе изучения нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения, рассказа или беседы, а позднее – словесные методы занимают ведущее место, но при этом дополняются наглядными или практическими методами.

При выборе методов для коррекционной работы необходимо учитывать:

• предпочтение отдается методам, которые помогают наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для учащихся виде, в соответствии с особенностями их развития;

• при отклонениях в развитии нарушено развитие речи, это означает, что на начальных этапах обучения невозможно использовать словесные методы в качестве ведущих;

• отклонения в умственном развитии приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что значительно ограничивает возможность использования в образовательном процессе логических методов; с учётом не только отдалённых коррекционно-образовательных задач, но и ближайших конкретных целей обучения.

Так, для достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта, необходимо применение элементов личностно-ориентированных, игровых и коммуникативных технологий, технологий развивающего и проблемного обучения, метода проекта.

Их применение позволяет педагогу, работающему в системе специального образования, использовать наглядность как средство более полного и глубокого осмысления и усвоения содержания учебного материала обучающимися.

Поэтому, очень важно применять в своей работе не только разнообразные таблицы, схемы и т. д., предлагаемые современными издательствами, но и разработанные авторские пособия, которые позволяют школьнику получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов.

Одним из важных средств реализации наглядно-практических методов обучения в специальном коррекционном образовании является дидактический материал, который предназначен для практической деятельности ребёнка с расчётом на максимально возможную степень самостоятельности. Его применение в ходе проведения урока или выполнения домашнего задания вызывает живой интерес обучающихся, обеспечивает мотивацию учения, повышает эмоциональный настрой, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, формирует необходимые умения и навыки по предмету.

Для развития мыслительных операций школьников, создания представлений об объектах, явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала, особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом).

В настоящее время получили распространение технические средства обучения, применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся: позволяет знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, рационально использовать учебное время, создавать действенные мотивы к получению знаний и их использованию в практической деятельности.

Большое внимание на уроках уделяется самостоятельной работе с раздаточным материалом, который подбирается индивидуально для каждого ученика с учетом сложности заданий.

Таким образом, урок направлены на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится не только в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении). А так же в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); и в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог.

Основными направлениями деятельности психолога являются:

1. Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определения путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.

Педагог-психолог реализует коррекционно – развивающие программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция психомоторной, сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов.

Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед.

Цель работы учителя – логопеда – восполнение пробелов звуковой, лексико-грамматической сторон речи, развитие коммуникативных навыков у учащихся, коррекция недостатков письменной речи.

Социальную помощь, связь с родителями, их представителями, органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог. С целью профилактики асоциального поведения учащихся социальный педагог проводит специальные занятия по правовому просвещению учащихся.

Медицинские работники оказывают помощь педагогическим работникам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, с учетом здоровья и особенностей их развития, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции.

Таким образом, все специалисты ОУ активно включаются во все сферы образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогической коррекции.

Решение задач ФГОС посредством активного внедрения интерактивных игр в воспитательно-образовательный процесс Главной целью моей работы является повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использования интерактивных.

Дидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостью Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС Развитие современного социума неразрывно связано с научно-техническим прогрессом, доминирующим видом которого является процесс информатизации,.

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью Вязаные пособия оказывают позитивное воздействие не только на сенсорное развитие детей, развитие осязания и мелкой моторики рук, но и на.

Игры с использованием авторских вязаных игрушек в работе с дошкольниками с умственной отсталостью Авторская дидактическая игра «Наряди куклу» Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе.

Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.

Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.

Направления коррекционной работы при дизартрии Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста Первое направление. Нормализация.

Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) программа художественно-эстетической направленности «Я рисую», рассчитана на 136 часов в год. Возраст обучающихся 10-17 лет. Срок реализации.

Семинар — практикум для воспитателей «Организация партнерской деятельности с детьми в рамках внедрения ФГОС до» Модернизация российского дошкольного образования осуществляется с современных научных позиций с опорой на положения научной концепции «Дошкольное.

About the Author: admin