Ребенку год миопия

Миопия у детей, или как приучить ребёнка к очкам

Каждый родитель, сталкиваясь с определёнными проблемами, связанными со здоровьем своего ребёнка, начинает задаваться большим количеством вопросов. Вот и мы с моим мужем оказались в тупиковой ситуации, когда в поликлинике на приёме у врача-офтальмолога впервые узнали, что у нашей дочери врождённая миопия. Ребёнку на тот момент как раз исполнился год (возраст, в котором проверяется острота зрения). Полную диагностику зрения нас направили делать в частную клинику.

После этого каждые полгода мы с дочерью посещаем офтальмологический кабинет при оптике. Именно здесь мы встретили врача-офтальмолога с огромным опытом работы Малыгину Галину Ивановну, которая не только помогает нам в коррекции зрения, но и даёт бесценные консультации по дальнейшим действиям. Но мы хотели бы поделиться некоторой полезной информацией и с другими родителями, поэтому решились задать любимому врачу несколько конкретных вопросов, ответы на которые могли бы стать своеобразной памяткой решения данной проблемы.

Галина Ивановна, что же представляет собой миопия?

Миопия (или близорукость) – это на самом деле не болезнь, а разновидность рефракции. Рефракция же представляет собой преломляющую способность глаза. Глаз – это биофизический орган, деятельность которого основана на законах физики света. Преломляющая способность глаза обеспечивает попадание фокуса. Преломляющие лучи должны сфокусироваться на сетчатке глаза, чтобы острота зрения была 100%-ной, то есть равнялась, как мы привыкли, единице. Но, к сожалению, «в живом организме геометрически правильных фигур не бывает». И может произойти так, что лучи фокусируются, не достигая глазной сетчатки. Кроме этого, миопия может быть вызвана спазмом аккомодации (мышечным спазмом, возникающим при продолжительной фокусировке глаз на дальних или близких предметах). Так или иначе, при рассматривании, в нашем случае, дальних предметов на глазной сетчатке происходит образование нечёткого и размытого изображения. Вблизи же дети-миопы видят хорошо, поэтому стараются разглядеть предметы поближе, к примеру, наклоняются к земле на улице, дома придвигаются поближе к экрану телевизора, читают на близком расстоянии, сильно низко наклоняют голову при рисовании и т.д.

Назовите, пожалуйста, основные причины развития миопии

– Я считаю, что основная причина близорукости – это наследственный фактор. Ещё одна распространённая причина – злоупотребление близкими нагрузками. Проверяя зрение у маленького ребёнка, мы обязательно обращаем внимание на его родителей. Если один или оба из родителей имеют определённые проблемы в этой области, то и их ребёнка мы берём на заметку, так как здесь может сыграть роль генетическая предрасположенность. Однако это не означает, что у детей, родители которых имеют абсолютное зрение, не может быть проблем с глазами, в частности, близорукости. Кроме этого, миопия может иметь и приобретённый характер. Как правило, по сравнению с приобретённой врождённая миопия прогрессирует медленнее.

Что касается злоупотребления близкими нагрузками, о которых я упоминала ранее, то это, как говорится, наша с вами общая беда. Все мы понимаем: прогресс не стоит на месте, и в нашей жизни прочно обосновались ноутбуки, планшеты, смартфоны, которые как магнит притягивают к себе любого ребёнка. Всё сложнее и сложнее становиться избегать чрезмерного использования этих гаджетов. Надо сказать, что раньше детей в возрасте до трёх лет очень ограничивали в просмотре телевизора. Если ребёнку и разрешалось смотреть мультики, то не более 7 минут в день. Сейчас же мы позволяем ему делать это в течение 30 минут, часа и более. Всё это негативно сказывается не только на состоянии зрения детей, но и на их психическом развитии. Но это уже другая тема.

Однако к избыточным зрительным нагрузкам могут относиться и другие виды занятий, например, игры с мелкими предметами. Помните, что всё должно быть в меру. Один вид деятельности должен сменяться другим; умственная нагрузка должна сменяться подвижной игрой.

А в чём проявляются осложнения миопии и как их предотвратить?

– Надо сказать, прогрессирование близорукости может протекать в течение 10-ти лет и более, а также на протяжении всей жизни. Но это относится, скорее, к злокачественной миопии (миопической болезни). Существуют и другие осложнения. К примеру, если вовремя не обнаружить миопию у ребёнка и не следить за его зрением, может развиться косоглазие, являющееся одной из причин синдрома ленивого глаза (амблиопии). Поэтому важно соблюдать все рекомендации врача, в частности, своевременно подбирать и менять очки. Что же касается миопической болезни, то здесь, скорее всего, потребуется стационарное лечение, зачастую включающее хирургическое вмешательство.

Мы с вами уже усвоили две наиболее явные причины развития миопии. Однако на зрение ребёнка также влияет общее состояние его здоровья. До 5 лет дети активно растут и развиваются. Как раз в этот период претерпевают изменения и их глаза. С самого рождения необходимо постепенно приучать ребёнка к определённому режиму дня. Здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, хороший сон, физическая активность, позитивные эмоции составляют понятие здорового образа жизни любого взрослого человека. Эти же полезные составляющие должны присутствовать в жизни каждого ребёнка, особенно маленького. Вот вам и основная профилактика осложнений.

Физическую активность я бы вообще поставила на первое место. Не бойтесь отдавать детей в спортивные секции, начиная с раннего возраста в независимости от того, есть у них миопия или нет. Близорукость не является противопоказанием к занятиям спортом. Если ребёнок-миоп уже пошёл в школу, там его могут освободить от определённых видов нагрузки или от занятий физкультурой в целом. В основном это происходит в случае с миопией средней (от 3-х до 6-ти диоптрий) или высокой (более 6-ти диоптрий) степени. Но принятие таких мер осуществляется только с согласия врача-офтальмолога.

Для того чтобы предотвратить осложнения главное – «вовремя схватить миопию за хвост» и раз в полгода ходить на осмотр.

Помимо очков детям также возможен подбор контактных линз. С целью коррекции зрения могут проводиться лазерная коррекция, склеропластика и др. Но эти способы подходят не всем детям. Есть возрастные ограничения и другие противопоказания.

Кстати, у родителей есть возможность проверять зрение своего ребёнка в домашних условиях. Для этого можно использовать таблицу Орловой (с картинками) или таблицу Ситцева (с буквами).

Посоветуйте, пожалуйста, как приучить ребёнка к очкам?

– Здесь, конечно, всё непросто. От родителей требуется много терпения. Просто постепенно, аккуратно внушать ребёнку, что очки – это необходимость. Сначала он вообще не увидит никакого смысла в ношении очков, так как не почувствует преимущества, и постоянно будет их снимать. Дети очень часто разбрасываются ими, забывают о них, оставляют, теряют и т.д. За этим, конечно, нужно следить. Старайтесь надевать ребёнку очки, показывая, как их правильно носить и как с ними нужно обращаться на личном примере, использовав при хорошем зрении ненастоящие очки. Вы можете делать это в игровой форме. Обязательно надевайте ребёнку очки, когда он смотрит мультики, читает. Существуют разные способы коррекции при помощи очков. Одним детям они назначаются для постоянного ношения, а другим – нет. Это индивидуально.

Дети, как и взрослые, со временем привыкают к очкам. Единственное, что им может помешать – это ляпы на стёклах или их запотевание. Об их чистоте также придётся позаботиться родителям. Можно и ребёнка к этому приучить: дать красивый платок и научить протирать стёкла очков. У маленьких детей это должно вызвать особенный интерес. Со временем все эти старания дадут свои «плоды». Ребёнок уже осознанно будет подходить к ношению очков, так как начнёт замечать разницу.

Эффективны ли лекарственные средства в борьбе с миопией?

– Маленьким детям лекарства, не назначаются, разве что в тяжёлых случаях. Детям школьного возраста уже можно рекомендовать витаминно-минеральные комплексы и БАДы для улучшения зрения. Назначаем также капли для глаз, такие как таурин, тауфон или, к примеру, эмоксипин. В данном случае выбор лекарств не настолько богат, и все они являются, скорее, дополнением к основным способам и средствам для коррекции зрения.

Как Вы относитесь к различным видам гимнастики для глаз?

– Положительно. Гимнастика для глаз действительно является отличным помощником в борьбе с близорукостью. Были на моей практике случаи, когда при помощи гимнастики зрение значительно улучшалось. Но, конечно, это скорее дополнение к очкам, нежели основное средство. Хотя всё зависит и от степени миопии, и от возраста ребёнка. Существуют целые книги с различными видами гимнастики для глаз (по Бейтсу, по Жданову и др.), но с таким ритмом жизни мы можем позволить себе только определённую выжимку таких упражнений. Продолжительность приёма каждого пациента в офтальмологическом кабинете, как правило, ограничена по времени.

С какого возраста можно приучать ребёнка к гимнастике для глаз?

– Тут всё индивидуально. Вы сами почувствуете, когда ребёнок, что называется, созреет. Вы можете преподнести ему гимнастику как особую игру с глазами. Но не забывайте, главное – это личный пример. Можно начать с наиболее простых упражнений и с течением времени, когда ребёнок будет подрастать, усложнять задачи, учить новым упражнениям. Если хотя бы эти основные 8 упражнений появятся в вашем семейном арсенале, и вы будете ежедневно уделять им несколько минут своего времени, и вы, и ваши дети получите отличную дополнительную профилактику прогрессирования миопии, а также развития возможных её осложнений.

Беседовала Кристина Тенсина.

Метки

  • Дети

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Живой Журнал
  • Twitter

3 2 628 На форум

Здравствуйте! Я тоже слышала очень хорошие отзывы о Малыгиной Е. В. Но никак не могу найти, где она принимает. Могли бы вы подсказать адрес оптики?

ул. Белинского, 106А. «Deichmann-оптика». Консультация 300 р.

У нас стало падать зрение, вижу , что щурится дочь стала. Тоже надо записываться и идти к врачу, не дело ведь совсем.

Близорукость у ребенка

Близорукость (миопия) – это нарушение зрения, при котором мы хорошо видим близкие объекты, а те, что находятся на расстоянии, оказываются нечеткими. Это связано с тем, что параллельные лучи света, отраженные от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Это нарушение зрения одно из самых распространенных в детском возрасте. Миопия у ребенка чаще выявляется в 9-12 лет, а близорукость у подростков 15-16 лет наблюдается уже в 25-30 % случаев, поскольку нарушение с возрастом может усиливаться.

Статью подготовила Бритвина Валентина Александровна, врач-офтальмолог.

Виды и степени детской близорукости

Врачи-офтальмологи разделяют миопию на слабую (до 3,0 D включительно), среднюю (от 3,25 до 6,0 D) и высокую (более 6 D).

Врождённая близорукость

Причины врождённой миопии: недоношенность, наследственность, патологические процессы. Врождённая близорукость чаще всего стабильна, изредка возможно её прогрессирование. Дети с врождённой близорукостью требуют наблюдения врача-офтальмолога. Необходимо как можно раньше назначать оптическую коррекцию и профилактику возможной амблиопии (ослабления зрения вторичного характера, не поддающегося коррекции с помощью очков или контактных линз).

Ознакомьтесь так же:  Аллергический конъюнктивит у детей капли

Ложная близорукость (спазм аккомодации)

Ложная близорукость у детей (как правило, школьного возраста) – это нарушение работы глазной мышцы и, как следствие, потеря способности чётко различать предметы как вблизи, так и вдали. Симптомы ложной близорукости сходны с истинной, но природа заболеваний разная, поэтому различаются способы лечения.

Школьная близорукость

Выделяют отдельный вид близорукости у детей, которая развивается во время учебы – школьную близорукость. Переутомление зрительной системы приводит к спазму аккомодации, а он, в свою очередь, – к развитию истинной близорукости. Важно вовремя взять процесс под контроль.

Прогрессирующая близорукость

Если близорукость у ребёнка увеличивается более чем на одну диоптрию в год, это – прогрессирующая близорукость, требующая особого внимания и хирургического лечения. Детская миопия интенсивно прогрессирует в школьные годы, из-за сильных зрительных нагрузок.

Частота прогрессирующей близорукости в развитых странах мира в последние десятилетия выросла до 19-42%.

Сейчас в России страдают близорукостью свыше 28 миллионов человек, не менее 50% из них – прогрессирующей и осложненной.

При неблагоприятном течении миопия становится причиной развития патологии сетчатки, что в тяжелых случаях ведет к инвалидности. Рано приобретенная близорукость, возникающая у дошкольников, наиболее часто имеет неблагоприятный прогноз.

Группа риска по возникновению и прогрессированию близорукости у детей

  • дети близоруких родителей;
  • близорукость, выявленная в дошкольном возрасте;
  • гиперметропия менее +0,5дптр при поступлении в школу;
  • сниженная аккомодация (объем и запасы аккомодации, аккомодационный ответ);
  • дети, которые рано начали читать;
  • дети, посещающие гимназии, лицеи и пр.;
  • ослабленные, длительно и часто болеющие и/или имеющие хронические заболевания дети;
  • жизнь в неблагоприятных климатических и экологических зонах.

Коррекция миопии

  1. Снижение некорригированной бинокулярной остроты зрения до 0,7 и ниже
  2. Астенопия
  3. Расходящееся косоглазие
  4. Врожденная миопия

При назначении очков учитывают: степень миопии, состояние аккомодации, конвергенции и бинокулярного зрения.

Аппаратное (функциональное) лечение при близорукости

В ЦНМТ на Коптюга и в ЦНМТ на Горском в офтальмологическом отделении работает кабинет аппаратного лечения зрения и профилактики глазных заболеваний. Лечение проводится по двум программам (короткий и длинный курс) 2 раза в год. По необходимости – чаще.

Курс лечения составляется по назначению врача индивидуально на 10 дней, подходит для детей от 3 лет и взрослых.

  1. Прогрессирующая миопия
  2. Относительная амблиопия при врожденной и приобретенной миопии
  3. Привычно-избыточное нарушение аккомодации (ПИНА)
  4. Астенопические жалобы

Противопоказания:

  1. Воспалительные заболевания глаза и его придаточного аппарата
  2. Малый возраст ребенка
  3. Плохая переносимость процедур
  4. Судорожная готовность

Систематическое воздействие на аппарат аккомодации с целью профилактики возникновения и прогрессирования миопии позволяет нормализовать тонус аккомодации, повысить работоспособность цилиарной мышцы, усилить метаболическую активность клеток цилиарного тела, улучшить гемодинамику глаза

Домашние тренировки

  1. Упражнение «Метка на стекле»
  2. Упражнение с «Ракеткой» или домашним аккомодотренером
  3. Домашние оптико-рефлекторные упражнения с применением тренажеров оптических дезаккомодационных (ТДО-«Зеница»)
  4. Физическая активность, преимущественно на свежем воздухе (плавание, бадминтон, теннис, гимнастика, танцы, медленный бег на средние дистанции и др.) рекомендуется при неосложненной миопии. При миопии, осложненной ПВХРД (периферической витреохориоретинальной дистрофией), не рекомендуют физические упражнения, связанные с прыжками и поднятием тяжести, бег на время, кувырки, подтягивание.

Для профилактики прогрессирования миопии оптико-рефлекторные тренировки назначают 2 раза в год. Чередуют их с домашними тренировками и медикаментозным лечением.

Гуляйте больше: что делать с близорукостью

Офтальмологи Людмила Панюшкина и Вадим Бондарь подготовили вместе с Profilaktika.Media небольшую инструкцию о профилактике и лечении близорукости. Она пригодится для взрослых и их детей.

Как часто ребенку нужно посещать офтальмолога?

Болезни глаз при рождении встречаются очень редко. Офтальмолог у здорового ребенка не может быть основным доктором, основной — педиатр.

Первый осмотр проходит в возрасте 1 месяц. При рождении у детей очень низкое зрение, но к четырем годам оно становится 100 %. Постепенно окружающий мир четко проецируется на сетчатку глаза, как на фотопленку. Информация с глаза идет на кору головного мозга, и зрение повышается. Офтальмолог должен просто убедиться, что все сформировалось хорошо для того, чтобы потом глаз мог развиваться.

Следующий осмотр — в год. При этом обследовании ребенку должны закапывать капли для исследования преломляющей силы глаза — рефракции. В этом возрасте врач ищет аномалии в оптике глаза: дальнозоркость, близорукость (миопия) или астигматизм. Если они есть, то ребенку выписывают очки и рекомендуют дальнейшее наблюдение. Можно услышать от врачей на приеме годовалого ребенка фразу «у вас маленький запас дальнозоркости». Это увеличивает риски развития близорукости.

Когда ребенок уже может говорить — между тремя и пятью годами — проверяют остроту зрения.

Следующий осмотр лучше сделать перед школой, а далее при появлении жалоб.

А что такое близорукость вообще?

Если говорить научным языком, это аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы глаза находится между сетчаткой и хрусталиком.

Близорукий человек нечетко и размыто видит предметы вдали, но сохраняет хорошее зрение на близком расстоянии. Чаще всего миопия появляется в детском возрасте и возрастает по мере роста ребенка. Может передаваться по наследству от родственников.

Как изменить образ жизни ребенка, чтобы уменьшить риск близорукости?

Главная профилактика —давать ребенку больше гулять на улице. Чем больше ребенок гуляет при дневном свете, тем меньше шансов, что у него разовьется близорукость.

Раньше ученые думали, что близорукость у детей развивается из-за нагрузки глаз на близком расстоянии. Но при проведении исследований оказалось, что если убрать нагрузку вблизи, то близорукость все равно продолжает расти.

Когда ребенок много учится — он мало гуляет днем, а не напрягает свои глаза. Родителям нужно сместить фокус внимания с вреда планшетов, смартфонов, книг и телевизоров на необходимость длительных прогулок.

Еще один факт, который подтверждает эту гипотезу — во время коротких зимних дней близорукость растет быстрее.

Когда нужно лечить близорукость?

Четких критериев здесь нет. В большинстве стран мира врачи не занимаются прогрессирующей близорукостью у детей. Она останавливается на каких-то цифрах и дальше уже не растет. Нужно помнить, что средняя близорукость на планете — -3 единицы. Поэтому даже для таких значений лечение, чаще всего, не нужно.

Маленькая близорукость в детстве — это не катастрофа. Но если у ребенка высокий семейный фактор риска — у родителей по -9, а у братьев или сестер по -7, то нужно подумать, как его можно уменьшить.

Как лечить близорукость?

Доказанные пути замедления роста близорукости: малые дозы атропина (0.01%) — капель для глаз, ночные линзы и прогулки при дневном свете, о которых уже было сказано выше. Все это, кроме дневного света, прописывает врач.

Проблема атропина в России — это его покупка. Он очень дешевый, но продается по специальному рецепту, что создает трудности.

Для использования ночных линз нужно будет найти специалиста высокой квалификации, который сможет их правильно подобрать и контролировать процесс. Нужно будет чуть чаще ходить с ребенком к офтальмологу и выполнять все условия гигиены.

Эти методы безусловно работают, но назначать их нужно не всем. Например, если атропин может привести к близорукости -2, а не -3, то большой вопрос, стоит ли его капать все детство ради этих цифр.

А что точно не помогает?

Если врач прописал цикломед и ирифрин, насторожитесь. Первый обладает очень низкой эффективностью. А второй только расширяет зрачок и просто бесполезен. Эти капли для стабилизации близорукости используют только врачи из СНГ.

Гимнастика для глаз, перфорационные очки и иглоукалывание также не имеют каких-либо научных доказательств. Все исследования, которые есть по этим темам, не обладают строгим научным подходом и часто печатаются в российских «мусорных» научных журналах. Это значит, что они практически не проверяются, не рецензируются и не авторитетны.

Полезны ли витамины и БАДы?

Нет, они не помогут. Дальнозоркость, близорукость и косоглазие — самые частые проблемы глаз — никак не связаны с витаминами. Бессмысленно использовать поливитамины или какие-либо БАДы.

Однако существуют проблемы для зрения при тотальной нехватке витамина А в пище. Но чтобы его не хватало, нужно очень постараться. Например, использовать очень строгие диеты для ребенка или кормить его одним продуктом. В обычной жизни такое почти не случается.

Можно ли при впервые выявленной близорукости сразу выписать очки?

Если у ребенка есть снижение зрения, то ему нужно выписать очки с полной коррекцией. При близорукости в — 1 он видит на 1 метр, при — 2 на 0,5 метра. Почему нужно видеть плохо, если есть возможность это улучшить?

Родители боятся, что если в 10 лет ребенок будет носить очки с диоптриями -1, то в 18 лет у него будет уже -3. Однако это не связано с очками. Близорукость так же растет у тех людей, которые не носят очков.

Страх перед очками делает популярными в России непривычные для мировой офтальмологии методы лечения: аппаратное лечение, физиотерапевтическое и даже консервативное — инъекции.

Все аппараты, которые используют для лечения близорукости — российского или украинского происхождения. Их нигде в мире не выпускают и не используют, потому что их клиническая эффективность сомнительна.

Казалось бы, проблема одна — вылечить близорукость, значит и аппарат должен быть один. Но в клиниках используются разные приборы и курсы лечения.

Антиоксиданты играют важную роль в организме человека, но не работают при привнесении извне. Инъекции под глаз с антиоксидантами не работают. Если вам это предлагают — вы столкнулись с мошенниками.

Врач ограничивает ребенка в спорте — это правильно?

Да, есть такие рекомендации для спортивных диспансеров. По ним врачи могут запретить вашему ребенку заниматься спортом при высокой близорукости. Дело в том, что этом случае есть высокий риск отслойки сетчатки при прямом ударе по глазу.

Таким детям лучше не заниматься контактными видами спорта, где могут ударить по голове или лицу. Но ограничений по школьной физкультуре при высокой близорукости быть не должно.

Вижу – не вижу: 6 мифов о лечении близорукости у детей

Близорукость – одно из самых распространенных заболеваний у детей. Сегодня каждому третьему ребенку в школе надевают очки. В зоне риска – младшие школьники, дети в возрасте 7-11 лет. О самых распространенных мифах о близорукости «Летидору» рассказывает Елена Александровна Кудряшова, детский офтальмолог, заведующая отделением детских глазных клиник «Ясный взор».

Почему развивается близорукость

Сначала разберемся с причинами развития близорукости. Почему у одних детей близорукость развивается, а у других нет.

Первая причина – генетическая предрасположенность. Если у человека есть «сломанный ген», то повышенные зрительные нагрузки приведут к развитию близорукости. Но узнать заранее, есть ли у нас этот ген, очень сложно.

На приемах часто слышу, что в семье нет родственников с глазными болезнями. Даже бабушка в 60 лет читает без очков. У вас есть такой пример? Значит, у бабушки есть небольшая близорукость, которая позволяет ей хорошо видеть.

В норме после 40 лет развивается пресбиопия – возрастная дальнозоркость, при которой человек плохо видит предметы вблизи.

Второй фактор – чрезмерные зрительные нагрузки. Наш глаз изначально приспособлен для разглядывания предметов вдали. При интенсивной работе на близком расстоянии мышца, отвечающая за фокусировку на объектах (аккомодационная, или цилиарная мышца), находится в постоянном напряжении. Это напряжение усиливается, если расстояние до рассматриваемого объекта постоянно меняется, что неизбежно, когда мы или дети сидим в гаджетах, читаем в транспорте или лежа. Все эти факторы в конечном счете и провоцируют развитие близорукости.

Теперь перейдем к мифам.

Ознакомьтесь так же:  Пигментный ретинит глаза

Миф первый: У моего ребенка нет близорукости. Нам доктор сказал, что это не близорукость, а спазм.

На самом деле: Спазм аккомодации – довольно распространенное состояние, но это не диагноз!

Доказать, что это близорукость (патология), а не спазм мышцы, довольно просто – с помощью обследования, которое называется ультразвуковая биометрия глаза (измерение длины глаза с помощью ультразвука).

Кстати, это самый достоверный способ оценки прогрессирования близорукости – оценка динамики размера глаза за 1 год.

Миф второй: Близорукость не лечится, поэтому нет смысла лечить.

На самом деле: Вылечить близорукость невозможно. А избавиться от имеющегося минуса навсегда можно только с помощью лазерной коррекции зрения, которую можно делать при определенных условиях.

Терапевтическое лечение проводится для того, чтобы стабилизировать близорукость – не допустить роста глазного яблока (и растяжения глазных структур, сетчатки) и увеличения имеющегося минуса. Есть разница, какая близорукость будет у вашего ребенка – минус 2 или минус 6? Мы можем продемонстрировать на специальной программе, до каких цифр может вырасти близорукость, если ее не лечить.

Миопия — ребенок 1 год 2 мес.

Светл@н@, Вы «плюс» и «минус» не перепутали случайно? Может всё-таки отсканируете всё, что написал врач после осмотра?

Theochem, в этом и дело, сказала, что в его возрасте должно быть +3, вот и назначила цитирую «не достающие диоптрии»

Сообщение добавлено 25.01.2012 в 01:03

очки уже купила, как взять выписку не знаю, это в другом городе, постараюсь найти еще врача, у нас в детской нет офтальмолога вообще (уволился) и пришлю все, что дадут, всем большое спасибо за участие.

В практике я встречаю уже 3-й аналогичный случай. Зная, что у годовалого ребенка дальнозоркость должна быть равной 3,0 дптр (рефракция глаза = -3,0 дптр), и обнаружив более слабую гиперметропию в 0,25 и 0,5 дптр (рефракция глаза = -0,25 и -0,5 дптр) врач решает «подправить природу», добавив «недостающую гиперметропию» путем назначения минусовой коррекции.
Казалось бы — глупость. Однако действия врача не столь однозначны, если на них посмотреть не через «зашоренные» традиционными представлениями и взглядами очки.
Если у годовалого младенца рефракция глаз близка к эмметропии, то:
а) известно, что это — высокий риск развития в будущем миопии; до нее не «четыре шага», а полшага, особенно если родители миопы;
б) с учетом повышенного привычного избыточного напряжения аккомодации (ПИНА — термин, предлагаемый ЭСАР вместо понятия «спазм аккомодации») или функциональной близорукости (ФБ по Поспелову) ребенок с раннего возраста будет жить в условиях почти постоянного ННГ, что еще более усиливает риск развития миопии, причем ранней, еще в дошкольном возрасте.
Минусовая коррекция, компенсируя возникающую ФБ, позволит ребенку уменьшить степень ННГ, либо вообще устранит его. В связи с этим она должна уменьшить риск развития приобретенной миопии.
Вот таков сугубо теоретический взгляд на данный вопрос через «незашоренные очки».
Поскольку это все — только теоретические рассуждения, у которых пока нет практического подтверждения, я не рискую давать минусовые очки детям с «дефицитом возрастной гиперметропии». В конце-концов, чем-то нужно будет и офтальмовнукам заняться и на какие-то темы диссертации писать.

Светл@н@, норма минимума остроты зрения для годовалого ребенка равна 0,2. Но не путайте совершенно разные понятия: Острота зрения и Рефракция глаза (это ваши -0.25 и -0,5 дптр, которые по знаку корригирующего стекла офтальмологи с некоторых пор стали обозначать со знаком «плюс», т.е. +0.25 и +0.5)

Детская близорукость: 5 признаков, которые должны насторожить родителей

Еще недавно термин «ранняя близорукость» применялся в отношении детей 9–10 лет, а сейчас этот диагноз ставят.

Наш эксперт – главный детский специалист-офтальмолог Минздрава РФ, заместитель директора по научной работе ФГУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца», профессор Людмила Катаргина.

Причины и следствия

Про то, что компьютер, телевизор и электронные гаджеты снижают остроту зрения, знают многие. Но не только они вредят глазам. Плохая экология и плохая наследственность (близорукие родители), низкая физическая нагрузка и многие другие факторы также являются косвенными причинами ранней близорукости.

Раньше все учебники и дет­ская литература издавались с определенными требованиями к размерам букв и к минимальной контрастности. В зависимости от возраста размеры текстовых букв менялись, и это не случайно. А как издают книги для детей сейчас?

Часто родители стараются научить ребенка читать как можно раньше и, что еще хуже, научить его основам пользования компьютером или игровыми приставками, не понимая, что система зрения ребенка не «созрела» для такого рода деятельности. Со зрением не все так просто, как кажется на первый взгляд.

И педагоги, и врачи советуют разрешать ребенку повышенную зрительную нагрузку (особенно вблизи) не раньше 5–6 лет, когда формирование глаз в основном завершено.

Эти глаза напротив…

Младенцы в норме рождаются дальнозоркими (примерно +4,0 диоптрий). Размер глаза у новорожденного – маленький, зрение – слабое, он только учится смотреть. Основной рост глаза заканчивается к 6–7 годам. Если перед поступлением в первый класс рефракция глаза составляет +1,0 диоптрия, у ребенка есть шанс не стать близоруким к окончанию школы.

В школе зрительные нагрузки по определению увеличиваются. И глаз должен их выдержать. Не зря дети идут в первый класс в 6–7 лет, а не в 4 или 5.

И малыши, и школьники должны регулярно проверять зрение и посещать офтальмолога. Первый осмотр врачи проводят младенцу в 1–2 месяца, затем когда малышу исполняется год, потом в 3 года и обязательно перед школой. В дальнейшем профилактический осмотр проводится не реже чем раз в год, даже если проблем с глазами не выявлялось. Если же проблемы есть и поставлен диагноз, дети наблюдаются раз в 6 месяцев.

Есть ли жизнь без телевизора?

Телевизор считается «врагом номер один» для детского зрения (то же самое в последние годы относится и к компьютеру). Родителям надо ограничивать время, которое дети проводят у экранов.

Школьникам младших классов рекомендуется смотреть телевизор не более часа в день, детям до 14 лет – не более 2 часов в день. Важно обращать внимание на то, с какого расстояния дети смотрят телевизор. Требования к расстоянию зависят от диагонали экрана и от разрешающей способности монитора. Если ребенку назначены очки, то телевизор надо обязательно смотреть в них и садиться подальше от экрана.

Работая за компьютером, необходимо выдерживать рекомендованное расстояние до монитора – приблизительно 60–70 см, периодически устраивая глазам «передышку» на 10–15 минут.

Пять признаков, которые должны насторожить родителей:

1. Ребенок сидит слишком близко к телевизору.

2. Старается ближе придвинуть книгу к глазам.

3. Низко наклоняется над тетрадками.

4. Косвенным признаком может быть снижение успеваемости – возможно, ваш отпрыск просто не видит, что написано на доске, но стесняется об этом сказать.

5. Ребенок вдруг перестает видеть мелкие цифры и предметы, например, показания уличного термометра, время на далеко расположенных часах…

Если вы наблюдаете хотя бы два-три из них, проконсультируйтесь у офтальмолога.

Как уберечь ребенка от школьной близорукости?

Близорукость у детей: как проверять зрение в домашних условиях, как использовать методы прицельной тренировки и как избежать спазма аккомодации.

Приобретенная близорукость – это такое заболевание, которое невозможно вылечить современными методами, но очень легко предотвратить. Нынешнюю «эпидемию» близорукости принято списывать на что угодно – на школьные перегрузки, на компьютер, на дурную наследственность, но о реальной причине близорукости обычно умалчивается. Эта реальная причина носит, однако, не медицинский, а социальный характер.

Ваш ребенок идет первый раз в первый класс, имея хорошее зрение и здоровые глаза. Спрашивается: кто несет ответственность за то, чтобы спустя одиннадцать школьных лет его глаза оставались такими же зоркими? Ответ на этот вопрос предельно прост и лаконичен: никто. Школьный учитель — этот основной поставщик зрительных и умственных перегрузок — никоим образом не обязан заботиться о здоровье вашего ребенка. Что же касается офтальмолога из районной поликлиники, то ему на прием вашего ребенка отведено ровным счетом 6 минут (таковы официальные нормы). К тому же, как известно, посещение врача — процедура не из приятных, поэтому к врачу обычно обращаются только тогда, когда болезнь уже носит запущенный, необратимый характер.

Чуть ли не половина выпускников школ в той или иной степени страдает близорукостью, но вовсе не потому, что так уж трудно уберечь детей от близорукости, а потому, что этим ровным счетом никто не занимается. Вероятно, не последнюю роль тут играет расхожее представление о том, что близорукость — это так, ерунда — всего-навсего очки на носу, этакий безобидный косметический дефект, с которым легко можно ужиться.

А между тем, близорукость — вещь вовсе не безобидная, и всякий близорукий человек это очень хорошо знает. Просто страдания, которым он подвергается, — не из тех, какие принято громко обсуждать на людях. Чего только стоит шок, который переживает ребенок, когда узнает, что отныне он — очкарик! В детских коллективах нравы простые и грубые. Очкарики там — существа низшего сорта, нравится это взрослым или нет. Близорукость наносит катастрофический удар по самооценке, способствует замкнутости, уходу в себя. К тому же, близорукость ведет к резкой потере работоспособности — вплоть до того, что за каждую прочитанную книжку, за каждые несколько часов, проведенные за компьютером, приходится расплачиваться головными болями и дальнейшим ухудшением зрения.

Взгляните на нашу общественную элиту, взгляните на президентов других государств! Много ли среди них близоруких людей? Да их там почти нет! Даже среди ученых — лауреатов Нобелевской премии они не так уж часто встречаются. Близорукость — это очень серьезное препятствие для большой карьеры, к какой бы сфере человеческой деятельности она ни относилась. Внутреннего «пороху» у близоруких людей хватает обычно лишь на то, чтобы добросовестно исполнять чужие распоряжения. Из них получаются хорошие библиотекари и программисты (хотя и от книг и от компьютеров у них побаливают глаза).

Я думаю, что только глубокое внутреннее отчаяние заставляет людей идти на крайнюю меру — на лазерную коррекцию зрения. Хотя в рекламных целях эту процедуру часто называют «лечением», никакого отношения к оздоровлению глаз она не имеет. Пациенту просто срезают кусок роговицы, выстругивают из него подходящую линзу и снова приживляют обратно. Смысл всей этой рискованной операции чисто косметический. Он заключается лишь в том, что линза становится незаметной со стороны. Однако вряд ли это поможет взрослому человеку существенно поднять самооценку, ведь его характер уже давно сформирован и устоялся, — а детям таких операций, слава богу, пока не делают.

Вместе с тем, уберечься от близорукости с самого начала — дело технически несложное и не требующее больших познаний в офтальмологии. Близорукость — это, по сути дела, патологическая деформация глазного яблока. Чем конкретно вызывается такая деформация — этого офтальмологи и сами не знают. Ясно только одно: близорукость не наступает в одночасье. Сначала возникает так называемый спазм аккомодации. В глазу имеется особая аккомодационная мышца, ответственная за наведение на резкость. Когда она расслаблена, глаз настроен на зрение вдаль. Когда она напряжена, глаз перестраивается на работу вблизи. Такая перенастройка происходит автоматически, без волевого участия человека.

Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму — к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается. Но это еще не близорукость в полном смысле этого слова, потому что глазное яблоко остается — пока! — недеформированным. Только если не обращать внимание на спазм аккомодации и продолжать упорно нагружать глаза работой вблизи, то через несколько недель или даже месяцев в глазу начнут происходить необратимые изменения и разовьется истинная близорукость. (Да простят мне специалисты-офтальмологи предельную упрощенность изложения. Суть дела от этой упрощенности нисколько не меняется.)

Ознакомьтесь так же:  Сильный конъюнктивит

Покуда дальше спазма дело не пошло, всё еще можно поправить. Стоит убрать спазм — и нормальное зрение полностью восстановится. Если в этот момент оказаться на приеме у добросовестного окулиста, то он не будет выписывать очков, а назначит курс атропинизации. Атропин — это яд нервно-паралитического действия, который блокирует передачу нервных импульсов от мозга к аккомодационной мышце. Таким образом, мышца как бы получает отдых и со временем вновь обретает способность к расслаблению. (В последнее время помимо атропина появились и другие препараты аналогичного действия.)

Отсюда с очевидностью вытекает простая программа действий по гарантированному предотвращению близорукости. Нужно всего-навсего регулярно проверять зрение школьников, выявлять спазм аккомодации и незамедлительно его устранять. Весь вопрос в том, как часто проводить такие проверки.

Согласно официальной рекомендации, проверяться у окулиста следует один раз в год. Нетрудно понять, откуда взялась такая цифра. Она рассчитана, исходя из тех бюджетных средств, которые выделяются на здоровье населения. К окулисту нужно ходить именно один раз в год потому, что он и без того перегружен работой и принимать вас чаще он всё равно не сможет.

Близорукость же развивается по своим законам, никак не связанным с бюджетными средствами. За один год спазм аккомодации вполне успевает переродиться в патологическую деформацию глазного яблока, и повернуть этот процесс вспять уже невозможно.

Выход из этой ситуации очень прост. Родители могут сами стать немножечко окулистами и обучиться нехитрому искусству проверки зрения у детей. Собственно, и обучаться тут нечему. Всякий, кто хоть раз побывал на приеме у окулиста, знает, как это делается. Для этого требуется иметь проверочную таблицу. Когда-то она была большим дефицитом, а теперь ее свободно можно купить в магазине медтехники или взять в Интернете (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm). Ее нужно повесить на стену и хорошо осветить. Человек со стопроцентным зрением способен отчетливо увидеть десятую строку таблицы с расстояния пяти метров. Проверка осуществляется для каждого глаза по отдельности, при этом другой глаз можно прикрыть, например, ладонью, сложенной «лодочкой».

Впрочем, ничего мистического в этой таблице нет. Принято считать, что глаз с остротой зрения сто процентов способен увидеть раздельно две удаленные точки, если лучи, проведенные от глаза к этим точкам, образуют между собой угол в одну шестидесятую градуса. Нетрудно вычислить, что если точки удалены от глаза на пять метров, то расстояние между ними должно составлять 1,45 мм. Именно таким является зазор между палочками букв «Ш» и «Б» в десятой строке проверочной таблицы. Сами же буквы оказываются в пять раз больше, т.е. около семи миллиметров. Поэтому, собственно говоря, и таблица-то не нужна. Зрение можно контролировать и по буквам, написанным фломастером от руки, при условии, что они имеют приблизительно правильные размеры.

Если речь не идет о малышах-первоклашках, а о детях постарше и посознательнее, то их вполне можно приучить проверять свое зрение самостоятельно. Такая проверка длится в буквальном смысле несколько секунд. Просто ребенок должен убедиться, что каждым глазом в отдельности он способен ясно различить три вертикальные палочки у буквы «Ш» и три горизонтальные палочки у буквы «Б» (острота зрения по вертикали и по горизонтали может быть, вообще говоря, неодинаковой).

Очевидно, что это вовсе не такая процедура, которая непременно требует участия дипломированного врача-окулиста и которой надо дожидаться целый год. Насколько же часто имеет смысл ее проводить? По моему глубокому убеждению, это надо делать каждый день. Спазм аккомодации следует выявлять практически сразу, как только он возник. Тогда и избавиться от него не составит большого труда. Надо просто дать глазам отдых, и спазм пройдет сам собой.

Я подозреваю, что в этом месте у читателя может возникнуть недоумение: неужели всё так невероятно просто? Ведь сотни миллионов людей на планете мучаются от близорукости, а тут, вдруг оказывается, что эти мучения можно так легко предотвратить!

Пожалуй, тут я должен сделать одну оговорку. Если рассматривать исключительно «техническую» сторону дела, то — да, тут всё очень легко и просто. Однако если принять во внимание еще и социальный компонент, то тогда появляются сложности. Я люблю проводить параллели между близорукостью и алкоголизмом. Ведь алкоголизм — это тоже тяжелая неизлечимая болезнь, которую, с чисто «технической» точки зрения, фантастически легко избежать. Для этого всего-то навсего не надо пить алкогольных напитков. Но попробуйте-ка убедить людей не пить! Также и с близорукостью: одно дело указать простой способ от нее уберечься, и совсем другое — внедрить этот способ в культуру человеческого поведения (как это когда-то произошло с мытьем рук и чисткой зубов).

До сих пор речь шла о вещах принципиальных. Ниже приводятся некоторые «технические» детали.

Многие родители приучают детей читать книжки и сажают их за компьютер еще до того, как наступает пора вести их в школу. Одновременно с этим нелишне было бы и предпринять меры против близорукости. Однако малыши-дошкольники (как, впрочем, и первоклашки) — народ еще несознательный: вряд ли они смогут без посторонней помощи пунктуально следить за своим зрением. Придется родителям устраивать контрольные проверки самим — так, как это делают офтальмологи со своими пациентами, то есть показывать буквы и просить их назвать.

Проблема здесь заключается в том, что проверочная таблица очень быстро будет выучена наизусть. Поэтому проверять зрение у дошкольников (и младших школьников) следует не по таблице, а по карточкам, на которых написаны те же самые буквы. Эти карточки предъявляются всякий раз в случайном порядке, поэтому контроль будет осуществляться именно за зрением, а не за памятью. Карточки легко изготовить самому, но можно взять и в Интернете — они находятся по той же ссылке, что и проверочная таблица (http://nekin.narod.ru/siv/siv.htm).

Однако следует иметь в виду, что привычные объекты распознаются гораздо легче, чем непривычные. Даже когда ребенок вместо буквы видит некое расплывшееся облачко, он уже по виду этого облачка зачастую сможет верно назвать букву. Поэтому если при каждодневных проверках он с пяти метров правильно распознает букву стандартного размера (как в десятой строке проверочной таблицы), то это еще не гарантирует, что у него стопроцентное зрение. Для большей уверенности надо либо уменьшить размер контрольных букв, либо увеличить расстояние до них. Никаких официальных норм на этот случай, конечно, не предусмотрено, так что тут приходится полагаться на собственное чутье.

Кроме того, стопроцентное зрение — понятие очень условное. В реальности, большинство людей со здоровыми глазами видят лучше, чем на сто процентов. Размер букв и расстояние до них должны быть подобраны таким образом, чтобы буквы были едва-едва различимы. Если у ребенка всегда было зрение двести процентов (то есть он различал буквы, которые в два раза меньше, чем положено по норме), и вдруг его зрение упало до ста процентов, то это уже основание для того, чтобы принимать меры.

Ухудшение зрения, если уж оно случилось, происходит не постепенно, а скачком (спазм либо есть, либо его нет). При регулярных проверках не заметить этот скачок невозможно. Но, допустим, неприятность всё же произошла. Еще вчера ребенок называл все буквы правильно, а сегодня путается и делает массу ошибок. Что в этом случае делать?

Вначале имеет смысл выяснить, какое именно занятие ребенка привело к перенапряжению глаз. Может быть, он «пересидел» за уроками или слишком уж зачитался какой-то книжкой? Не дает ли о себе знать возникший спазм какой-нибудь особенной болью в глазах? Подобные вещи хорошо бы отследить сразу, чтобы не допускать их повторения в будущем.

Далее, на ближайшие дни глазам надо просто обеспечить отдых — вплоть до того, что освободить ребенка от всех домашних заданий и не пускать его в школу. Но можно поделать и кое-какие специальные упражнения.

Прежде всего, сама по себе процедура проверки зрения по карточкам очень способствует приведению глаз в норму — ведь при этом очень мощно активизируется зрение в даль. Только теперь уже заниматься «чтением» карточек нужно не две-три минуты, как при рутинном контроле, а хотя бы минут пятнадцать-двадцать. «Несознательных» малышей приходится еще дополнительно стимулировать — например, напирать на то, что им нельзя будет больше смотреть телевизор, пока они не смогут правильно назвать все буквы.

Что касается детей постарше и посознательнее, то их внимание можно обратить на следующую любопытную вещь. Оказывается, удаленные предметы становятся видны хуже не потому, что изображение расплывается, как в расфокусированном фотоаппарате, а потому, что оно двоится. Этот эффект двоения довольно слаб и обычно не бросается в глаза, но его легко наблюдать, если посмотреть на какой-нибудь очень контрастный предмет — например, на яркий серп луны на фоне ночного неба.

У нас дома в качестве такого очень контрастного предмета выступают светящиеся цифры на табло видеомагнитофона (когда в комнате темно). Я даю детям примерно такую инструкцию: «Встань примерно в метре от видеомагнитофона и прикрой один глаз ладонью. Смотри на светящиеся цифры и отходи потихоньку назад. Первое время цифры будут видны совершенно четко, но в какой-то момент от основного изображения как бы отпочкуется еще одно — более бледное, похожее на тень; только эта тень не темная, а светлая. Здесь остановись и присмотрись получше. Обрати внимание, что тень не стоит на месте. Иногда она отодвигается дальше от основного изображения, а иногда — придвигается ближе. Этим процессом можно как будто управлять сознательно. Некоторым усилием воли можно эту тень и вовсе вправить на место — слить с основным изображением, пусть даже всего на пару секунд».

В этом, собственно, и заключается упражнение — ловить «тень» от контрастных предметов и пытаться «вправить» ее обратно. Поначалу это будет даваться трудно и ненадолго, но со временем это будет получаться все легче и легче, пока «тень» не перестанет появляться вовсе.

Своевременно выявленный спазм убирается без особых проблем, так что визита к окулисту, скорее всего, не потребуется.

В заключение упомяну еще о том, каким образом можно установить, входит ли ваш ребенок в группу риска по близорукости. Для этого надо просто измерить, на каком минимальном расстоянии он способен четко видеть каждым глазом по отдельности. Если это расстояние находится в пределах 10 см, то это значит, что аккомодационная мышца достаточно сильная, и при чтении книги на расстоянии 30 см она не будет перенапрягаться (это, впрочем, никоим образом не означает, что глаза можно бессовестно насиловать). Если же это расстояние превышает 10 см, то следует проявлять особую бдительность. Впрочем, аккомодационную мышцу, как и любую другую, можно «накачать». Упражнение для накачки аккомодационной мышцы заключается в том, чтобы переводить взгляд с какого-нибудь далекого предмета на ближний и обратно с периодичностью в несколько секунд.

Пусть наши дети никогда не узнают, что такое близорукость!

About the Author: admin