Ранняя диагностика шизофрении у детей

Оглавление:

«Шизофрения: первые признаки»

«Шизофрения: первые признаки».

Шизофрения — психическое хроническое заболевание, приводящее к типичным изменениям личности. Для этого заболевания характерно «расщепление» мышления, эмоций и других психических функций. Чаще всего болезнь начинается в возрасте от 15 до 25 лет и имеет прогрессирующее течение.

Считается, что большое значение имеет наследственность. Заболевание у женщин протекает легче. Чаще шизофрения возникает в детском и подростковом возрасте.

Наиболее типичными являются нарушения интеллекта и эмоций. При расстройствах мышления больные жалуются на невозможность сосредоточить мысли, трудности в усвоении материала, неуправляемый поток мыслей, закупорку или остановку мыслей, параллельные мысли. В то же время для них характерна способность улавливать особый смысл в словах, предложениях, художественных произведениях. Они могут создавать новые слова (неологизмы), использовать при изложении своих мыслей и в творчестве определенную символику только им понятную абстракцию.

Ø бред воздействия;

Ø вербальные галлюцинации (больной слышит голоса);

Ø стойкий, вычурный бред;

Ø уплощение, неадекватность и обеднение эмоций.

Диагностика шизофрении на ранних этапах

Диагностика шизофрении может представлять трудность лишь в начале заболевания, так как первый выраженный приступ отмечается обычно лишь в подростковом возрасте. У детей симптомы болезни в большей степени проявляются в виде двигательных расстройств, страхов, чувства навязчивости, а вместо бредовых идей — бредоподобные фантазии. Характерна заторможенность, капризы. Диагноз «шизофрения» ставится, как правило, при длительности заболевания не менее 6 месяцев.

Внешние проявления детской шизофрении

Одним из ранних проявлений детской шизофрении являются всевозможные страхи. Ребенок становится тревожным, мнительным. К страхам присоединяются колебания настроения, которые делают его еще более вялым и пассивным, он часто жалуется на скуку. Одновременно с нарушениями активности, часто проявляется импульсивность, странные шалости, нелепые поступки.

Симптомы детской шизофрении

Больным детям свойственно фантазировать, но фантазирование не обычное, а вычурное. В содержании фантазии детей, страдающих детской шизофренией, часто отражаются их опасения и желания, иногда и враждебное отношение к окружающим, нелюбовь к людям. В далеко зашедших случаях дети никого, кроме себя, не любят. Чем раньше начинается и чем длительнее процесс, тем больше нарастающее опустошение, холодность к родным, утрата душевных связей.

Вы можете обратиться за помощью специалистов КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» по адресам: ул. Интернациональная 39″В» (круглосуточно), или в поликлиническое отделение — ул. Спортивная д. 19

И.о. заведующего поликлиническим отделением КУ «Нижневартовский психоневрологический диспансер» Пахомова Т.Д.

Шизофрения у детей: симптомы, диагностика

Особые трудности в диагностике и лечении вызывает ранняя форма шизофренического процесса — шизофрения у детей . Симптомы и признаки болезни в разные периоды детства отличаются и трудно поддаются описанию и систематизации. Подтверждением диагноза и подбором терапии должен заниматься грамотный врач-психиатр, который имеет многолетний опыт работы с детьми.

Ставить диагноз и назначать лечение ребенку с диагнозом «шизофрения» должен опытный врач-психиатр.

Детская шизофрения начинается в раннем возрасте, когда психика только начинает развиваться. Это порождает три особенности:

  • стертость клинической картины — симптомы болезни не достигают уровня взрослой шизофрении. Например, признаками шизофрении у детей до года являются неадекватная реакция на дискомфорт, равнодушие к матери и близким. Сами по себе они кажутся ничтожными, но умелый психиатр может уже в столь малом возрасте выявить ребенка из группы риска;
  • детская специфика — заболевший ребенок много и странно фантазирует, рассуждает на философские темы; может стремится к асоциальности, бродяжничеству, употреблению алкоголя и наркотических веществ;
  • неравномерность развития — периоды опережения нормы чередуются с задержками. Например, ребенок поздно встал и научился ходить, но рано заговорил целыми фразами.

Эти особенности позволяют лучше понять, как проявляется шизофрения у детей в зависимости от возраста начала болезни.

Как проявляется шизофрения у детей

В два года у ребенка появляется собственная речь. До этого момента основные признаки — это нарушения эмоциональной связи с матерью и обусловленное галлюцинациями поведение. Ребенок видит или слышит реальное лишь для него и ведет себя соответственно. Самое частое проявление: иррациональные страхи — например, страх белого цвета.

Поступление в садик — начало активной социальной жизни. И здесь проявляются отстраненность или навязчивость, беспомощность или агрессивность, опережающее или отстающее развитие. Если у малыша наблюдаются необычные симптомы, нужно показаться детскому психиатру, который знает, как определить шизофрению у ребенка.

Диагноз нельзя поставить по одному или даже нескольким симптомам. Шизофрения — коварное заболевание, которое может быть похоже и на невроз, и на депрессию, и на слабоумие. Объективная диагностика возможна — например, с помощью Нейротеста.

До начала полового созревания у девочек и мальчиков болезнь протекает одинаково. Психотические симптомы развиваются из детской картины мира. Действующими персонажами бреда и галлюцинаций становятся игрушки, фольклорные персонажи, вымышленные герои.

Половое созревание добавляет внешность и сексуальность к возможным болезненным переживаниям. Развитие психики и багаж знаний подростков приближается к уровню молодых взрослых. Поэтому и признаки шизофрении у детей 12 лет и старше (в зависимости от скорости созревания) приближаются к классическим — неадекватные идеи, на которых ребенок зацикливается, «голоса», непонятные ощущения или «видения». Наблюдается чрезмерное внимание к внешнему виду (похудение вплоть до анорексии, стремление исправить несуществующие физические недостатки), бред чужих родителей, навязчивые мысли и действия, неадекватное поведение с агрессией, расторможением влечений, уходами из дома.

При отсутствии лечения и реабилитации начало заболевания искажает дальнейшее развитие личности и интеллекта . В некоторых случаях оно не только останавливается, но и регрессирует. Это может случиться и в 17, и 5 лет.

Как распознать шизофрению у ребенка

Даже во взрослой практике не существует симптома, который однозначно подскажет, болен человек шизофренией или нет. Специалист всегда ориентируется на совокупность симптомов, их развитие на протяжении времени и порядок появления. На фоне неразвитой детской психики это особенно важно.

Детская шизофрения симптомами и признаками разделяется на:

  • простую — бред и галлюцинации отсутствуют, ведущие симптомы — угнетение воли, мотивации и уплощение, обеднение эмоций. Дети с такой формой весьма восприимчивы к лечению;
  • гебефренную — на первый план выходит вычурное кривляние, протестность, импульсивность, агрессия к себе и окружающим. Без лечения такие дети практически не поддаются обучению, опасны для себя и окружающих.
  • кататоническую — дети сохраняют вычурные позы, которые им придают, размахивают руками или раскачиваются, однообразно выкрикивают или тараторят, наотрез отказываются разговаривать, повторяют за окружающими слова, мимику, движения.

Ранняя диагностика шизофрении у детей проводится детским психиатром. Беседа с врачом — важный этап процесса, который определяет дальнейшую тактику. По одним только симптомам диагноз поставить сложно, но на помощь приходят современные методы диагностики — Нейротест .

Нейротест — это исследование небольшой пробы крови из пальца. Если уровень исследуемых веществ повышен, то диагноз «шизофрения» подтвержден.

Доказано, что даже если клиническая картина (проявления болезни) размыта и не поддается четкому описанию, по повышению уровня провоспалительных биологических веществ в крови можно подтвердить, есть ли у ребенка шизофренического заболевание и насколько остро оно протекает. Нейротест можно проводить и в 4 года, и в 15 лет.

Первые признаки шизофрении у детей может выявить клинический психолог. Он выполняет патопсихологическое исследование — тестирует когнитивные процессы ребенка. Определенные отклонения от нормы показывают нарушения мышления уже на ранних стадиях.

В сложных случаях хорошая клиника может быстро организовать прием научного консультанта, узкого специалиста или консилиум.

Признаки шизофрении у детей: поведение и сигналы в разном возрасте

Поведение и игра крайне важны для уточнения психического здоровья. Ведь даже овладев речью, дети еще долго учатся выражать словами внутренний мир. А в игре они неосознанно проецируют свои представления и переживания.

Внимательного родителя может беспокоить игра с перевоплощениями. Ребенок стремится быть только отрицательным персонажем, имитирует социально неодобряемые действия. Из такого воплощения он выходит с трудом. Всё это может быть признаками шизофрении у детей 7 лет и младше.

Организм ребенка гораздо более восприимчив к лекарствам, поэтому препараты и их дозировки должен подбирать опытный специалист.

Подросткам чаще присущ гебоидный синдром, с грубо утрированными патологическими влечениями, половой расторможенностью, снижением эмоциональной привязанности и морально-этических качеств. Раннее выявление и начало лечения позволяют минимизировать или избежать гебоидное поведение вовсе.

Лечением шизофрении у ребенка занимается грамотный детский психиатр. Адекватная комбинация медикаментов и регулярное наблюдение у лечащего врача помогут ребенку адаптироваться к окружающему миру. Подробнее о лечении детской шизофрении .

Детская шизофрения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Пилявская О.И., Малинина Е.В.

Обсуждается проблема диагностики детской шизофрении . Обосновывается актуальность изучения детской шизофрении на современном этапе развития детской психиатрии . Приводятся наиболее распространенные взгляды на проблему детской шизофрении отечественных и зарубежных психиатров, работающих с детьми и подростками. Подчеркивается важность изучения особенностей дизонтогенеза при шизофрении детского и подросткового возраста . Взаимосвязь типов дизонтогенеза с симптомами нарушенного развития и собственно процессуальными шизофреническими симптомами , типами когнитивного дефицита. Обосновывается перспективность эволюционно-биологического подхода в изучении детской шизофрении .

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Пилявская О.И., Малинина Е.В.,

CHILDREN’S SCHIZOPHRENIA

The problem of childhood schizophrenia diagnosis is discussed. The relevance of the study of childhood schizophrenia at the present stage of development of child psychiatry is substantiates. The most common views on the problem of childhood schizophrenia domestic and foreign psychiatrists working with children and teenagers are providing. The importance of studying the characteristics dysontogenesis during childhood and juvenility schizophrenia are emphasizing. There are connection between types dysontogenesis with symptoms of impaired development and procedural schizophrenic symptoms , types of cognitive deficits. The prospects of evolutionary-biological approach to the study of childhood schizophrenia are substantiates.

Ознакомьтесь так же:  Операция на нос перегородка фото

Текст научной работы на тему «Детская шизофрения»

УДК 616.895.8 — 053.2 ББК 56.14

О.И. ПИЛЯВСКАЯ, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] Е.В. МАЛИНИНА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Обсуждается проблема диагностики детской шизофрении. Обосновывается актуальность изучения детской шизофрении на современном этапе развития детской психиатрии. Приводятся наиболее распространенные взгляды на проблему детской шизофрении отечественных и зарубежных психиатров, работающих с детьми и подростками. Подчеркивается важность изучения особенностей дизонтогенеза при шизофрении детского и подросткового возраста. Взаимосвязь типов дизонтогенеза с симптомами нарушенного развития и собственно процессуальными шизофреническими симптомами, типами когнитивного дефицита. Обосновывается перспективность эволюционно-биологического подхода в изучении детской шизофрении.

Ключевые слова: детская шизофрения, детская психиатрия, детский возраст, подростковый возраст, дизонтогенез, когнитивные нарушения, парциальный дефект, тотальный дефект, эволюционно-биологическое направление, задержка развития, шизофренические симптомы, процессуальные симптомы.

Актуальность. В настоящее время проблема детской шизофрении, являющейся

относительно распространенным в детской популяции (0,1-0,175%) психическим расстройством является одной из самых актуальных и трудноразрешимых задач современной психиатрии. Это во многом обусловлено тем, что в настоящее время нет единой точки зрения на диагностику этого заболевания в детском возрасте, как по возрастным, так и клиническим критериям, несмотря на наличие таких общепринятых в мировом психиатрическом сообществе диагностических инструментов, как МКБ-10 и ББМ-У. Особенно остро ощущается спорность данного вопроса с учетом ожиданий, связанных с выходом новой международной классификации психических и поведенческих расстройств — МКБ 11-го пересмотра. Диагностика детской шизофрении является сложным до конца не решенным вопросом детской психиатрии. Это во многом обусловлено различиями во взглядах на само понятие «детская шизофрения», ее нозологическое единство, идентичность шизофренического процесса у детей и взрослых, диагностическую надежность клинических симптомов, этиопатогенетические факторы и физиологические основы

шизофренической психопатологии. Интерес к проблеме детской шизофрении не ослабевает также в связи с высоким уровнем инвалидизации пациентов детского и подросткового возраста, возникающей вследствие этого заболевания, а также с особенностями нарушений когнитивного функционирования при детской шизофрении, как одного из базовых при шизофрении вообще

Несмотря на то, что основы эволюционных взглядов в детской психиатрии, в том числе идея о врожденной (внутриутробной) шизофрении, во многом принадлежат западным психиатрам [6], преобладающее большинство современных европейских и американских специалистов в области детской психиатрии [7, 8] рекомендуют ставить этот диагноз в возрасте около 10 лет. Одна из известнейших представительниц эволюционно —

биологического направления в психиатрии, автор работ, посвященных изучению развития детей, страдающих шизофренией L. Bender [6] рассматривала детскую шизофрению, как энцефалопатию в основе, которой лежит нарушение внутриутробного эмбрионального развития, возможно наследственно

обусловленное. Детская шизофрения трактовалась, как развитие врожденной

аномалии у личности с наследственно обусловленной биологической

нарушением созревания интеграционного аппарата центральной нервной системы. При этом утверждалось, что шизофрения в детстве не является синонимом психоза, связанного с прогредиентным процессом. По ее [6] мнению шизофрения либо задерживает развитие (и тогда представляет собой задержку созревания на эмбриональном уровне возрастного развития во всех областях, которая в свою очередь, является предпосылкой будущего поведения в целом), либо нарушает формирование личности. Выявление наследственно обусловленной неполноценности, лежащей в основе шизофрении, происходит под влиянием различных дополнительных факторов [2]. Возраст начала заболевания отнесен ею к первым 2-3 годам жизни ребенка.

В работах многих отечественных детских психиатров [1, 2, 4, 5], также представлены эволюционно-биологические воззрения на детскую шизофрению, как правило российские психиатры связывают эволюционные представления о развитии детской шизофрении с учением о физиологических основах общего онтогенеза и психического онтогенеза в частности.

В отечественной психиатрии, безусловно, ведущая роль принадлежит известному отечественному психиатру Г.Е. Сухаревой [4], которая говорила о ранних формах шизофрении, начинающейся остро уже в трех-четырехлетнем возрасте. По мнению Г.Е. Сухаревой [4] вопрос о закономерностях, определяющих формирование клинической картины болезни, относится к наиболее старой и в то же время вечно новой медицинской проблеме. Она [4] придерживалась мнения, что проблема патогенеза детской шизофрении решается только с позиций непрерывной связи физиологических и патологических процессов в организме. В соответствии с эволюционно-биологической концепцией болезни, принятой в отечественной науке, и постулирующей, что физиологические защитные и регуляторные механизмы имеют место при любом заболевании, она [4] обосновывает важность дифференцировки симптомов по их происхождению: одни из них являются проявлением собственно патологического процесса, другие выражением физиологической защитной охранительной реакции,

соответствующей возрастному уровню. В детском возрасте взаимодействие нормального физиологического роста и деструктивного шизофренического процесса приводит к видоизменению того и другого [4]. Признавая нозологическое единство шизофрении у детей и взрослых, Г.Е. Сухарева [4] считала, что между детскими и подростковыми формами шизофрении существует различие, пожалуй, даже большее, чем между подростковыми и взрослыми. Влияние возраста сказывается не только на своеобразии симптомов, но и на особенностях течения детской шизофрении. У детей болезненный процесс поражает организм, находящийся в периоде формирования. А поэтому симптомы нарушенного развития занимают большое место в клинической картине как самой болезни, так и дефектного состояния. Детский мозг, не закончивший еще своего развития, часто отвечает на вредность более общими реакциями, что характеризуется большей генерализацией процесса. Г.Е. Сухарева [4] отмечает изменения клинической картины шизофрении с наступлением пубертатного периода в отношении большей сложности и разнообразия

психопатологических синдромов. Так как, по ее мнению возрастными особенностями ребенка определяется не только характер реакции нервной системы на болезнетворное воздействие, но и тип развития болезненных механизмов и форма компенсации нанесенного ущерба. Это находит свое отражение в изменчивости картины одной и той же болезни на различных этапах развития ребенка. В картине болезни, наряду с основными признаками, наблюдается и ряд других синдромов, отображающих не столько особенности нозологической природы болезни, сколько особый тип реагирования нервной системы, характерный для данной возрастной фазы развития [4].

С точки зрения многих отечественных авторов [1, 2, 4, 5] — биологическая незрелость всех функциональных систем ребенка, взаимодействие физиологических факторов роста и патологических факторов ведут к своеобразию клиники ранней детской шизофрении.

Известный отечественный исследователь детской шизофрении М.С. Вроно [2], придерживающийся эволюционного

сравнительно-возрастного подхода к оценке этой детской патологии, считал, что не

существует принципиального различия между шизофренией у детей, подростков и взрослых, -это единый процесс, начинающийся в разном возрасте. Однако возрастные различия, не влияя на сущность заболевания, приводят к видоизменениям клинических проявлений, течения и исхода. Поскольку в детстве шизофренический процесс поражает организм, находящийся в периоде усиленного и незаконченного развития, возникает сложное сочетание, симптомов патологического процесса с продолжающимся физиологическим развитием [2]. Затемнение клинической картины задержками развития проявляется тем больше, чем меньше ребенок [2].

Это согласуется с работами не только детских психиатров, но и отечественных психологов [3], считающих, что дефект при психической патологии в детско-подростковом возрасте имеет двойственное происхождение: с одной стороны — это результат самого шизофренического процесса, а с другой стороны результат естественной задержки психического развития, возникшей вследствие того, что шизофрения поражает мозг ребенка, находящегося в стадии активного роста. При этом отдельные отечественные психологи [3], изучающие в частности особенности когнитивного дефекта при шизофрении у детей и подростков, обнаружили два варианта такого дефекта: парциальный и тотальный. Каждый, из которых связан с определенными видами когнитивного дизонтогенеза,

дефицитарности/дисфункции подкорковых и корковых структур и клиническими параметрами. По их мнению, прогредиентность заболевания также ведет к формированию когнитивной дефицитарности.

Многие российские детские психиатры [5] считали возможным возникновение

шизофренического процесса в возрасте до 3х лет. Большинство из них [5] относили детскую шизофрению к психическим заболеваниям, возникающим в период первого возрастного криза — в 2-4 года. Они [5] считали, что нарушения нервно-психической сферы, возникающие у детей и подростков при психических заболеваниях, представляют интегративное выражение расстройств биологического и психического созревания, то есть закономерности психических заболеваний детского и подросткового возраста обусловлены влиянием, как эволюционно-возрастного, так и онтогенетического фактора.

В связи с этим, по мнению авторов [5, 6], методологическую основу изучения возрастных особенностей психических заболеваний у детей и подростков в первую очередь должен составлять эволюционно-динамический или онтогенетический подход. Оперирующий понятиями психический онтогенез и психический дизонтогенез, как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга и проявляющийся в виде ретардаци, асинхронии психического развития, либо дизонтогенез, связанный с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. По мнению отечественных исследователей [4, 5, 6] психический дизонтогенез в детском и подростковом возрасте может проявляться в виде «дизэволютивных» состоянияй

шизофренического круга (шизофреническом дизонтогенезе): аутистических синдромах, кататонических, кататоно-гебефренных

расстройствах, регрессивных нарушениях, патологических страхах и фантазиях и т.д., связанных с определенными возрастными уровнями нервно-психического реагирования. В настоящее время понятие шизофренического дизонтогенеза и концепция шизотипического диатеза, как основы для возникновения и развития шизофрении в детском возрасте прочно вошли в обиход детских психиатров.

Европейские психиатры [7] высказывая мнение, что детская шизофрения, несомненно, существует, возраст начала болезни относят к возрасту ребенка 8-9 лет. При этом они заявляют, что типичные шизофренические симптомы у маленьких детей не встречаются. Они считают, что для понимания детской шизофрении надо исходить из положения, что до момента манифестации болезни происходило нормальное, без задержек, развитие, или, иначе говоря, построение взаимоотношений с реальностью протекало нормально и лишь потом, сразу или постепенно, стало утрачиваться [7]. По их [7] мнению подобный надлом позволяет легко отграничить детские формы шизофрении от раннего детского аутизма, возникновение которого при тщательном анамнезе прослеживается почти до рождения или хотя бы до 2,5 лет.

Работы по эволюционно-биологическому направлению, принадлежащие зарубежным авторам [6, 7] говорят в основном о существовании значительных различий шизофрении у детей и взрослых, о том, что шизофрения в детстве исчерпывается симптомами преждевременного развития, а симптомы, возникающие при шизофрении детского возраста, это видоизмененные нормальные формы поведения, присущие только детскому возрасту [6].

Таким образом, большинство отечественных [1, 2, 4, 5], и зарубежных исследователей [6, 7, 8], несмотря на отдельные разногласия во взглядах на детскую шизофрению, в настоящее время при изучении шизофрении, возникающей

Ознакомьтесь так же:  Рисование при депрессии

в детско-подростковом возрасте

придерживаются эволютивно-биологических взглядов о взаимовлиянии возрастных и патогенных факторов. Однозначным является и то, что развитие болезни определяется не только процессуальной, но и эволютивной динамикой. Изучение закономерностей формирования болезни, особенно особенностей динамики имеет большое практическое значение для определения предикторов болезни, дифференцировки симптомов нарушенного развития и собственно процессуальных, выбора тактики ведения и прогноза болезни пациентов, страдающих детской шизофренией.

1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. /В.М. Башина. — М.: «Медицина», 1989. — 254 с.

2. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. /М.Ш. Вроно. — М.: «Медицина», 1971. — 128 с.

3. Строгова С.Е. Виды когнитивного дефекта при шизофрении у детей и подростков. Автореферат канд.дисс. / Строгова С.Е. — Санкт-Петербург, 2016.

4. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. /Г.Е. Сухарева. — М.: «Медгиз», 1955. — 453 с.

5. Ковалев В.В. Симиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. / В.В. Ковалев — М.: «Медицина», 1985. — 284 с.

6. Bender L. Psychopatology of Schizophrenia. / L. Bender. — New — York — London, 1966. — 354 p.

7. Rainer Tolle. Psychiatrie. / Tolle Rainer. — Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1996. — 495p.

8. Kaplan H.I., Sadok B.J. Clinical Psychiatry. / H.I. Kaplan, B.J. Sadok — Williams&Wilkins, London, 1994. — 672 p.

O.I. PILYAVSKAYA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected] E.V. MALININA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

The problem of childhood schizophrenia diagnosis is discussed. The relevance of the study of childhood schizophrenia at the present stage of development of child psychiatry is substantiates. The most common views on the problem of childhood schizophrenia domestic and foreign psychiatrists working with children and teenagers are providing. The importance of studying the characteristics dysontogenesis during childhood and juvenility schizophrenia are emphasizing. There are connection between types dysontogenesis with symptoms of impaired development and procedural schizophrenic symptoms, types of cognitive deficits. The prospects of evolutionary-biological approach to the study of childhood schizophrenia are substantiates.

Keywords: children’s schizophrenia, child psychiatry, childhood, juvenility, dysontogenesis, cognitive impairment, partial defect, total defect, evolutionary-biological direction, developmental delay, schizophrenic symptoms, procedural symptoms.

Шизофрения у детей. Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Консультанты клиники «IsraClinic» будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Шизофрения у детей, причины

Ученые до сих пор спорят над факторами, которые служат причинами возникновения шизофрении у детей и хотя единого мнения по поводу того, что провоцирует развитие болезни в раннем возрасте нет, выделяются отдельные группы причин.

Модель предрасположенности и стресса, согласно которой шизофрения у детей вызвана следующими причинами — стрессом, предрасположенностью и защитными факторами:

  • предрасположенность (генетическая расположенность, патологии семейных отношений, нарушение работы центральной нервной системы, не созданные условия для развития и обучение ребенка;
  • стрессовые факторы: психологические травмы (смерть близкого, насилие, грубое обращение в семье с ребенком)- обстоятельства, которые влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка;
  • защитные факторы — обстоятельства, способные уменьшить вероятность развития шизофренических эпизодов у детей (здоровая обстановка в семье, развитые социальные и интеллектуальные навыки).

Эти факторы, в разной степени взаимодействуют между собой и могут вызвать разные формы шизофрении у детей.

Биологические факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Количество заболеваний детей, среди родственников которых есть шизофреники, в два раза превышает количество случаев заболеваний среди взрослых.
  • Дисфункция центральной нервной системы, расстройство функционирования мозга, причем нарушения ЦНС у детей наступают ранее, чем психотические симптомы.
  • Нарушения внутриутробного развития ребенка под воздействием инфекций.

Социальные причины также являются фактором риска развития шизофрении у детей —это, прежде всего, бедность, безработица, частые конфликты у родителей, игнорирование интересов ребенка.

Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Признаки шизофрении у детей в отличие от взрослых, отличаются меньшей выраженностью, некой стертостью. Еще в раннем возрасте у ребенка могут проявляться признаки нарушения психики:

Дети отличаются однообразностью, стереотипностью в поведении, и не по возрасту развитым формально-логическим мышлением, склонность к построению таблиц, схем, различным классификациям и изобретениям. У таких детей превалирует увлечения взрослыми интересами, компьютерными играми и страшными сказками.

В зависимости от возраста, существуют разные признаки проявления детской шизофрении:

  • Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
  • Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
  • Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.

Чем раньше проявляются признаки шизофрении, тем более разрушительно проявление негативной симптоматики, в результате чего формируется шизофренический дефект. Проявление шизофрении все более напоминает олигофрению или врожденную умственную отсталость, речь ребенка становится непонятной, снижается интеллект и мышление, запускается регрессивный процесс, ребенок может разучиться говорить, ходить.

Формы шизофрении у детей

Шизофрения у детей, диагностика и лечение

Шизофрения — болезнь хроническая, но раннее выявление симптомов, эффективная программа лечения способны замедлить развитие симптомов и позволить вести нормальный, здоровый образ жизни. Поэтому родителям следует при выявлении самых малых признаков психоэмоциональных расстройств срочно обратиться за консультацией к врачу. Психиатры «IsraClinic» проведут тщательное обследование состояния физического и психического здоровья ребенка, на основании которого поставят диагноз. Часто за проявление шизофрении у детей воспринимают другие психические заболевания или расстройства, среди которых аутизм или олигофрения. Психиатрический центр в Израиле,применяет исключительно индивидуальный, комплексный подход для лечения шизофрении у детей, это, а также раннее обращение за помощью, позволяет добиться полного выздоровления или значительного улучшения состояния здоровья у большинства пациентов с диагнозом шизофрения у детей. Лечение проводится с помощью медицинских препаратов нового поколения, а также с применением различных методик психотерапии. Сроки лечения шизофрении длительные, родителям необходимо осознавать серьезность заболевания и контролировать своевременность приема назначенных препаратов и четкое следование всем предписаниям врача.

Ранняя диагностика шизофрении у детей

Детская шизофрения, являясь психическим заболеванием, поражает системы мозга, задевая эмоциональную и когнитивную (познавательную) сферы. Для болезни присущи психотические симптомы: расстройство мышления, неадекватные эмоциональные реакции, дезорганизованное поведение, ухудшение социального функционирования, утрата воли. Шизофрения у детей – это одно из распространенных психических заболеваний, поражающее до 1 % всех детей. Шизофрения в детском возрасте отмечается проявлением бреда, паранойи, галлюцинации. Детей беспокоят видения, голоса, не воспринимаемые близкими и окружающими людьми.

Долгое время термин «детская шизофрения» применялся для обозначения разных расстройств, которые ничего общего не имели между собой, исключение составляли хроническое и тяжелое проявление симптомов шизофрении в раннем детстве. Детей относили к шизофреникам, если у них отмечались пограничные симптомы.

Детскую шизофрению дифференцируют от аутизма по следующим признакам:

— отмечаются незначительные нарушения в интеллектуальной сфере;

— наблюдаются не серьезные нарушения социального взаимодействия, а также речевого развития;

— появляются галлюцинации и бред;

— отмечаются этапы рецидивов и ремиссии.

В настоящий момент на основе критериев, применяемых для диагностирования шизофрении у взрослых, диагностируют заболевание у детей.

Детский тип шизофрении проявляет себя следующими начальными стадиями заболевания:

— малыш испытывает проблемы, которые связанны с нарушением режима сна, учебой, концентрацией внимания, а также нежеланием общаться;

— течение болезни отмечается бессвязной речью;

— ребенок видит и слышит вещи, которые не видимы и не слышны для окружающих;

— периоды улучшения вскорости сменяются тяжелейшими рецидивами, которые отмечаются бессвязным мышлением и перескакиванием с одной мысли на другую без логического прослеживания.

Патопсихологические фазы заболевания отмечаются уверенностью детей в обладании сверхчеловеческими способностями, им постоянно кажется, что за ними следят.

Патопсихологические особенности при заболевании обнаруживают себя в непредсказуемости и проявлении агрессии, склонности к суициду.

Причины детской шизофрении

Исследователи данной проблемы не имеют четкого представления относительно того, что вызывает детскую шизофрению. Все исследования указывают на то, что она развивается так же, как и шизофрения у взрослых. Ученые до сих пор остаются озадаченными вопросом развития ранней детской шизофрении и склоняются к мнению, что факторы окружающей среды и генетика, скорее всего, играют существенную роль в развитии болезни.

Выделяют следующие возможные факторы риска в раннем возрасте:

— наличие родственников, страдающих шизофренией;

— беременность в позднем возрасте;

— стрессовые условия жизни (эмоциональное или физическое насилие, родительские скандалы, трудный развод родителей, стрессовые ситуации);

— вирусные заболевания в утробе матери;

— будущая мать с тяжелой формой недоедания в период беременности.

Симптомы и признаки детской шизофрении

Данная болезнь развивается постепенно, внезапность ей не присуща. У больных отмечаются различные нарушения, которые предшествуют возникновению патопсихологических симптомов. Данное заболевание провоцирует серьезные негативные последствия в общем развитии и успеваемости ребенка в школе. Для установки диагноза симптомы заболевания должны отмечаться непрерывно в течение полугода. После их возникновения у ребенка наблюдается неспособность к достижению необходимого уровня результатов в учебной или личностной сфере.

Для диагностирования шизофрении минимум два из нижеперечисленных признака должны отмечаться в течение одного месяца:

— кататония (неподвижность, ступор);

— дезорганизованное поведение и речь;

Если отмечается бред или же галлюцинации, при которых ребенок слышит голоса и у него возникают образы, то одного из симптомов для установки диагноза достаточно.

До семи лет зачастую проявляются нарушения логического мышления, а вот галлюцинации и бред наблюдаются редко и они трудны в диагностировании. Если они отмечаются, то имеют в отличие от похожей симптоматики у взрослых менее сложную структуру и включают детскую тематику. Иногда трудно провести грань между бредом и фантазиями, которые были вызваны детской игрой воображения. Следует учитывать, что дети не ощущают и не испытывают дискомфорта дезорганизующего характера психотических симптомов и при их возникновении на ранней стадии шизофрении дети не отличают их от естественных нормальных переживаний.

Ознакомьтесь так же:  Невроз похудение

Итак, детская шизофрения отмечается в следующих проявлениях:

— бред, который выражается в беспорядочном мышлении, а также твердых убеждениях, ухудшающих интерпретацию реальности;

— галлюцинации — расстройства восприятия, когда ребенок видит, слышит, воспринимает нечто, чего в реальности не существует и не присутствует именно на данный момент. Самый распространенный симптом, наблюдающийся у детей — слуховые галлюцинации, которые возникают в 80% случаев у личностей, достигших 11 лет.

У 60% детей-шизофреников отмечают расстройства мышления, зрительные галлюцинации (слуховые, командные, диалоговые, религиозные, комментирующие, преследующие, зрительные, тактильные, соматические), бред (превращения в животных, бред преследования, бред величия, бред отношений, соматический бред, расстройство мышления).

Отмечают сопутствующие патологические процессы и симптомы, характерные для данной болезни: слуховые расстройства, депрессия, поведенческие проблемы, суицидальные наклонности.

Лечение детской шизофрении

Данное заболевание нуждается в помощи по направлениям психиатрии и на всех возможных уровнях психотерапии.

Форумы по детской шизофрении нацеливают родителей обратить внимание на тщательно подобранный персонал при стационарном лечении, поскольку опыт сотрудников и их высококвалифицированная подготовка позволят помочь в выздоровлении ребенка.

Лечение детской шизофрении предусматривает назначение психотерапевтом медикаментозных препаратов только после соотнесения вреда и пользы для маленького пациента. В большинстве случаях решают проблему психотерапевтическим путем, в некоторых случаях подбирают максимально безопасную терапию. К сожалению, полнейшего исцеления детей при таком заболевании не происходит, однако, существуют методы позволяющие максимально снизить выраженность симптомов, минимизировать вероятность повторения рецидивов, улучшить социальную адаптацию.

Шизофрения у детей

Шизофрения у детей – психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Шизофрения у детей

Термин «шизофрения» используется с начала XX века, происходит от словосочетания на греческом языке – «расщепление ума, рассудка». Название болезни отображает ее основной клинический признак – двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1-1,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше средних в 3-4 раза. Расстройство чаще диагностируется у мальчиков, гендерное соотношение 1,5:1. У подростков преобладают злокачественная параноидная, приступообразная и шизоаффективная формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями аффективного состояния.

Причины шизофрении у детей

Причины заболевания до конца не выяснены. Выделены патогенные факторы, сочетание которых ассоциируется с повышенным риском шизофрении. Распространение получила идея о биологической предрасположенности и зависимости дебюта от воздействий окружающей среды. Комплексное действие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели развития шизофрении. Включены следующие компоненты:

  • Генетическая предрасположенность. Изменения генов (делеции, дупликации последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN), передаются от родителей либо становятся результатом мутаций, являются неспецифическими, обнаруживаются при психотических расстройствах.
  • Пренатальные воздействия. Риск шизофрении повышается при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах закладки и формирования нервной системы (алкоголизм матери, интоксикации, инфекции).
  • Семейные отношения. Развитию болезни способствует неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя утрата матери/отца, заброшенность, враждебность, необоснованная критика, навязывание чувства вины, гиперопека, воспитание «кумира», холодность, недостаток эмпатии, физическое и эмоциональное насилие.
  • Социальные условия. Факторами риска являются низкий социальный статус семьи, тяжелые материально-бытовые условия, вынужденные миграции, расовая и религиозная дискриминация, социальная изоляция.
  • Алкоголизм, наркомания. Шизофрении подвержены подростки с токсическими зависимостями. Провоцирующим фактором является использование амфетаминов, алкоголя, галлюциногенных и стимулирующих средств, каннабиса.
  • Психологические особенности. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные, личностные свойства, искажающие восприятие и оценку ситуации. Впечатлительные, поддающиеся внешнему влиянию, склонные к фантазированию дети проявляют повышенное внимание к угрозам, чересчур эмоционально реагируют на стрессовые стимулы, что становится основой для появления психотической симптоматики.

Патогенетические механизмы шизофрении продолжают исследоваться. Наиболее доказанным является предположение о локальной гипоксии мозга в периоды интенсивного созревания и миграции нейронов. Исследования головного мозга выявляют расширение третьего и боковых желудочков, атрофию коры, расширение борозд, уменьшение объемов гиппокампа, таламуса, миндалевидного тела, префронтальной области (правое полушарие), нарушение симметрии извилин височных областей.

Определяется изменение метаболизма, размера, ориентации и плотности клеток гиппокампа, префронтальных зон. Предположительно патогенетической основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации внимания. Клинически данные изменения проявляются легкой отвлекаемостью, удлинением времени реакции на сенсорные стимулы, затруднениями переключения внимания, недостаточным подавлением слабых (вторичных) раздражителей.

Классификация

Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативной и продуктивной симптоматики. Выделяют три формы заболевания:

  1. Непрерывно-прогредиентная. Злокачественная форма шизофрении, характеризующаяся быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренического синдромов. За 2-4 года формируется олигофреноподобный дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
  2. Непрерывная вялотекущая. Заболевание развивается медленно. На протяжении нескольких лет формируются неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения мыслительных процессов возникают поздно.
  3. Приступообразная малопрогредиентная. Шизофрения проявляется волнообразно: периоды приступов характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивостями, маниакально-депрессивными синдромами. Между приступами выявляется неврозоподобная симптоматика. Течение относительно благоприятное с ремиссиями после одиночного приступа (25%), с малой прогредиентностью (50%).

Симптомы шизофрении у детей

Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регресса, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронным развитием психических функций, кататоническими расстройствами. Бред проявляется рудиментарно – страхами, навязчивостями. Шизофрения у детей раннего и младшего возраста сопровождается снижением активности, нарастанием апатии, равнодушия к играм, любимым занятиям. Возникает стремление оградиться от окружающих. Ребенок становится замкнутым, предпочитает находиться в одиночестве, отказывается от коллективного времяпрепровождения. Характерно повторение однообразных действий: хождение по периметру комнаты, перекладывание игрушек, выполнение штриховки карандашом. Поведение импульсивное, эмоциональная неустойчивость проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.

У дошкольников, школьников определяются искажения восприятия, качественные нарушения мышления. Бредовые идеи высказываются детьми самостоятельно, определяются через неадекватность поведения. Патологические концепции рудиментарны либо имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Преобладает бред отношения, преследования, подмены родителей. Чем старше ребенок, тем более выражена бессвязность процесса мышления, соскальзывание на вторичные признаки предметов и событий, обрывочность мыслей.

Ребенок неспособен поддержать разговор на заданную тему, из-за недостаточной целенаправленности, хаотичности ассоциаций речь становится «разорванной», логические связки отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции становятся обедненными, уплощенными. Неадекватность аффекта проявляется равнодушием к проблемам близких людей (болезням, расставаниям, смерти), бурными реакциями страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть дурашливыми, эмоционально «холодными», пребывать в состоянии эйфории или подавленности без причины. Со временем движения теряют плавность, осанка, поза становятся дисгармоничными, лицо – «маскообразным».

В подростковом возрасте к вышеперечисленным симптомам добавляются более сложные. Развивается «метафизическая интоксикация» – склонность к беспочвенному философствованию, оторванному от реальности, отличающемуся примитивностью суждений, отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобическим синдромом – устойчивой, некорректируемой идеей о неприглядности, уродстве определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется нарушениями поведения – подросток становится грубым, проявляет негативизм, неприязнь к окружающим, демонстрирует свое превосходство. Дурашливость, детскость, гримасничанье, кривляние, бессодержательно-веселое настроение определяются при гебефреническом синдроме.

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества, совершения асоциальных действий, суицидальных поступков. Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику.Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом,, шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта, социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция.Занятия с психологом направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • Психотерапия. Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

About the Author: admin