Психология дальтонизм

Мир Психологии

Главное меню

Дальтонизм

ДАЛЬТОНИЗМ

Дальтонизм (англ. daltonism) — одна из форм частичной цветовой слепоты; сцепленное с полом наследственное нарушение цветового зрения, при котором не различаются преимущественно красные и зеленые цвета. У мужчин наблюдается в несколько раз чаще, чем у женщин.

Дальтонизмом страдал англ. химик и физик Джон Дальтон (Dalton), который первым (1794) описал данный дефект. См . Дейтеранопия. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Дальтонизм — врожденное расстройство цветоощущения, в частности неспособность различать красный и зеленый цвета. Описал имевший у себя эту форму аномалии зрения английский химик и физик Дж. Дальтон (Dalton).

Оксфордский толковый словарь по психологии

Дальтонизм — красно-зеленая цветовая Слепота. Назван по имени Джон Дальтона, английского химика, который сам имел такое нарушение и впервые описал его. См. дихромазия.

предметная область термина

ДАЛЬТОНИЗМ (DALTONISM), ПРОТАНОПИЯ (protanopia) — врожденное нарушение цветового зрения, при котором человек не отличает красный цвет от зеленого. Данный термин часто употребляется для общего обозначения цветовой слепоты.

Как видят мир люди с разными формами дальтонизма

Согласно данным крупнейшего ресурса о дальтонизме, нарушениями цветовосприятия страдают 0,5 % женщин и 8 % мужчин, что довольно много.

AdMe.ru провел сравнение, как видят мир люди с разными формами дальтонизма, и оказалось, далеко не все они видят его в черно-белом цвете. Существует несколько типов нарушенного цветовосприятия, но мы остановились на наиболее распространенных.

Человек с нормальным цветовым зрением видит окружающий мир вот так.

Дейтераномалия — наиболее часто встречающаяся форма дальтонизма. Ею страдают 4,63 % мужчин, в ряде случаев они даже не подозревают об этом. На фото видно, что все цвета немного теряют в яркости, особенно это относится к зеленому и красному.

Протанопия — схожее нарушение, но встречается оно реже, примерно у 1 % мужчин. Все оттенки зеленого и красного блекнут, синие и желтые оттенки остаются почти без изменений.

Тайны психологии. Цвета и оттенки-сладкая красочная ложь.

Больше всего мы получаем информацию о окружающем мире через глаза.
Говорят, что глаз обычного человека различает от 150 основных цветов до 10-15 тысяч оттенков.

Но можно ли всецело доверять тому, что видишь?

Строение глаза устроено таким образом, что кванты света, которые проходят через центральное отверстие радужки — зрачок, затем через хрусталик и попадают на светочувствительную сетчатку.
Она содержит рецепторы двух видов: палочек и колбочек (это название они получили благодаря своей форме). В сетчатке каждого глаза около 7 миллионов колбочек и 120 миллионов палочек.
Стимуляция этих клеток происходит при попадании хотя бы одного кванта света, но ощущение освещенности наступает от пяти квантов. В центре сетчатки глаза располагаются в основном колбочки, а на периферии — палочки. Последние позволяют нам видеть в сумерках и темноте, а вот колбочки как раз отвечают за цветовую окраску увиденного нами предмета. Последние подразделяются на три типа по своей чувствительности к: синему цвету, зеленому и красному. Теорию о трехкомпонентном цветовосприятии разработали в 19 веке английский физик Т. Юнг и немецкий ученый Г. Гельмгольц. Необходимо отметить, что такая модель цветового зрения свойственна не только человеку, но и у обезьян, некоторых видов рыб, земноводных, а также у пчел и шмелей.
Располагаются три вида колбочек вперемешку и подобно палитре художника, в нашем глазе смешиваются краски, образуя нужный оттенок предмета, который мы рассматриваем. Мир окрашивается для нас в цвета благодаря невидимым рецепторам нашего глаза подобно тому как окрашивался Изумрудный город в известной сказке «Волшебник изумрудного города» А.М. Волкова в зеленый цвет.
А фокус состоял только в том, что каждый житель и гость города должны были носить зеленый очки, которые и делали белые стены домов, каменные мостовые улиц необычайно красивого изумрудного цвета. После того, как глаз зафиксировал предмет, он осуществляет предварительную обработку полученной информации, а уже потом передает ее в мозг посредством простых образов. Глаз упрощает работу мозга, т.к. в соединительном пучке между ним и мозгом намного меньше нервных волокон, чем количество светочувствительных рецепторов. Образы, которые передаются в головной мозг сравниваются с уже существующими образами, накопленными в процессе жизни человека и после этого, у нас уже возникает картинка увиденного.
Младенцам например очень тяжело отличать образы, т. к. хотя они практически с первых дней жизни способны различать цвета, никаких накопленных образов они еще не имеют. Поэтому дети в грудничковом возрасте не отличают оттенки цветов. Для них доступы только три основные цвета: красный, синий и зеленый. Со временем, когда ребенок начинает набирать опыт и у него появляется запас образов, которые он может сравнивать, то он начинает постепенно отличать оттенки цветов. Но надо уточнить, что у колбочек — клеток сетчатки, которые окрашивают увиденные предметы в цвета, отсутствует светочувствительность, т.е. при отсутствии или слабом свете, колбочки перестают передавать цвета, либо изменяют их яркость и оттенки. Вот почему в темноте мы не различаем цветов. И мир для нас окрашивается в унылые черно-белые цвета.

Говоря о цветовых фоторецепторах глаза, нельзя не упомянуть о том, что иногда один из трет видов колбочек на сетчатке глаза не работает. Такое нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Данный недостаток встречается не так часто и является наследственным: у 8% мужчин и только у 0,5% женщин. В большинстве случаев, цветовая слепота проявляется либо на красный цвет либо на зеленый. Дальтонизм, при котором не работает колбочка красного цвета называется протанопия. Дальтонизм, при неработающей зеленой колбочке, принято называть дейтеранопия. А вот неактивную синюю колбочку встречают крайне редко и такой дальтонизм принято называть тританопия. При последнем виде, помимо колбочек синего цвета, неактивными также являются и палочки. Дальтонизм в современном мире не лечится, поэтому люди с таким недостатком вынуждены наблюдать укороченный спектр цветового изображения.

Благодаря различной концентрации палочек и колбочек на различных участках сетчатки глаза, мы по-разному видим предметы в упор и боковым зрением. Благодаря отсутствию цветовых фоторецепторов на периферии сетчатки глаза, изображения боковым зрением мы видим более расплывчато, зато в темноте боковое зрение более острое.

Говоря о предметах, которые нам кажутся цветными, можно отметить, что на самом деле они не испускают цвет, а наоборот — поглощают.
Но надо отметить, что поглощаются световые волны за исключением тех световых частот, которые отражаясь от объекта наш глаз воспринимает как цвет объекта посредством находящихся на поверхности сетчатки глаза колбочек. Спектральный анализ света впервые продемонстрировал великий ученый Исаак Ньютон. Колбочки трех видов чувствительны к различным световым волнам: коротким, средним и длинным. Это соответствует воспринимаемым цветам синим, зеленым и красным. Вот поэтому мир на самом деле один и тот же утром и вечером, и не имеет цветов, но благодаря строению наших глаз мы имеем неповторимые способности окрашивать мир в цвета, наслаждаться им, удивляться ему. Ведь согласитесь, что без разнообразия красок, окружающих на повсюду, наша жизнь была бы скучна. Что бы рисовали художники, о чем бы писали поэты и музыканты? Представьте, как было бы тоскливо, если бы все ходили бы в одеждах одного цвета, с цветом глаз одного цвета, приходили бы в помещения, которые были бы декорированными один и тем же цветам. Да что и говорить, не будь у нас такого строения нашего глаза, мы бы вообще сейчас не говорили бы о цвете и не знали, что это такое. Была бы просто степень освещенности: более или менее яркая. Деление нашего мира на белое и черное стало бы уже не просто эмоциональной окраской соответствующей ситуации, а реальностью.

А благодаря зрению, мы как по волшебству преображаем мир вокруг себя, наполняем его всевозможными красками и эмоциями. Пусть это в определенной мере обман зрения, которое, фиксируя образы и придавая им определенную окраску, отправляет их уже в мозг. Но ведь в этом случае скорее лучше сладкая ложь, чем горькая правда.

Дальтоники видят оттенки, недоступные обычным людям

Генетически обусловленная цветоаномалия — это нарушение, приводящее к полной или частичной потере способности различать некоторые цвета. Однако новое исследование, выполненное в Великобритании, показывает, что цветоаномалы могут различать оттенки, недоступные тем, у кого зрение считается нормальным.

Цветовое зрение человека обеспечивается рецепторами в сетчатке глаза, которые называют колбочками. В них вырабатываются три различных пигмента, которые чувствительны соответственно к красному, зеленому или синему цветам. В случае если формирование одного из них нарушено, у человека ослабляется или вовсе пропадает способность различать некоторые цвета.

В общем случае такие нарушения называют дальтонизмом или дихромазией. Различают дейтеранопию — нарушение восприятия зеленого цвета, протанопию — нарушение восприятия красного и очень редкую тританопию — связанную с сине-фиолетовыми оттенками. Слабые формы тех же отклонений носят название дейтераномалии, протаномалии и тританомалии.

Чаще всего — у 5% мужчин и примерно на порядок реже у женщин — встречается дейтераномалия. Она связана с мутацией гена, расположенного в X-хромосоме , который отвечает за выработку пигмента для восприятия зеленого цвета. Свойства такого мутантного пигмента близки к свойствам пигмента, воспринимающего красный цвет, что и приводит к трудностям при различении оттенков красного и зеленого. Поскольку этот ген рецессивный, он обычно не проявляется у женщин, имеющих две X-хромосомы , но всегда (при наличии) работает у мужчин.

Для выявления нарушения цветового зрения используются полихроматические тестовые таблицы, на которых разноцветными кружочками нарисованы цифры или простые фигуры. При нормальном зрении человек сразу видит изображение, а при выраженной цветоаномалии не может разглядеть его, даже долго присматриваясь.

До сих пор считалось, что нарушения цветовосприятия лишают человека возможности воспринимать всё богатство красок окружающего мира. Однако новое исследование, выполненное специалистами из университетов Кембриджа (University of Cambrige) и Ньюкасла-на-Тайне (University of Newcastle upon Tyne), обнаружило, что недостаток восприятия одних цветов может компенсироваться способностью различать другие оттенки, которые для людей с нормальным зрением кажутся одинаковыми.

Авторы начали свое исследование с того, что определили длины волн, к которым чувствителен мутантный вариант зеленого пигмента. Отсюда были сделаны предположения, какие оттенки должны различать люди с дейтераномалией. Проверка, выполненная в группе таких людей, показала, что они действительно способны уверенно различать до 15 оттенков цвета хаки, почти неразличимых для участников контрольной группы с нормальным зрением.

Ознакомьтесь так же:  Неврит когда болит зуб

В числе прочих тестов в экспериментах использовались таблицы, в которых испытуемым надо было оценить, насколько близки два представленных цвета. На заполнение таблицы из 105 пар, содержащих в числе прочего упомянутые оттенки хаки, у людей с нормальным зрением уходило около 1,5 часов, тогда как люди с аномалией цветовосприятия справлялись с заданием вдвое быстрее.

Дэвид Симмонс (David Simmons), эксперт по зрительному восприятию из Университета Глазго, назвал полученные результаты захватывающим открытием. В сообщении на сайте журнала Nature он высказывает предположение, что широкая распространенность данной мутации может означать, что в прошлом она давала ее носителям эволюционные преимущества. Например, они могли лучше других искать пищу в сухой траве и листьях.

Остается добавить, что еще недавно в России аномалия цветовосприятия считалась серьезным нарушением зрения и препятствовала получению водительских прав. Сейчас эти требования значительно ослаблены. Новое открытие только подтверждает, что прежние ограничения на вождение с цветоаномалией были неоправданными — вполне достаточно, чтобы водитель уверенно различал сигналы светофора, а остальное — не более чем особенности его взгляда на мир. В буквальном смысле.

Дальтонизм. Норма или отклонение?

Большинство людей на нашей планете, которые обладают нормальным цветовым зрением (читай — являются обладателями всех трех видов цветочувствительного пигмента), называются трихроматами. Данное название обязано своим происхождением слову “хромос”, которое переводится как “цвет”. Но, как показывает наша жизнь, на свете есть люди, у которых взгляд на жизнь в прямом смысле отличается от общепринятого кардинальным образом. Это связано с тем, что один из видов цветочувствительного пигмента у них или вовсе отсутствует, или же его активность снижена по сравнению с нормой. Такую особенность зрения специалисты называют дальтонизмом.

С медицинской точки зрения

Дальтонизм — неспособность правильно определять те или иные цвета. Может иметь наследственную природу или быть вызванным заболеванием зрительного нерва или сетчатки, встречается, в основном, у мужчин.

Приобретенный дальтонизм имеет место только на глазу, где поражена сетчатка или зрительный нерв. Ему свойственно прогрессирующее ухудшение со временем и трудности в различении синего и желтого цветов.

Наследственный дальтонизм встречается чаще, поражает оба глаза и не ухудшается со временем. Этот вариант дальтонизма связан с X-хромосомой и практически всегда передается от матери-носителя гена — к сыну.

В центральной части сетчатки человека расположены цветочувствительные нервные клетки, которые называются “колбочки”. Они содержат три типа цветочувствительных пигментов белкового происхождения.

Один тип пигмента чувствителен к красному цвету, другой — к зеленому, третий — к синему. Точнее, они чувствительны к длине волны, соответствующей красному, зеленому и синему цветам в нашем понимании. Видение всех красок мира обеспечивается “складыванием” этих трех цветов в нашем мозге.

Люди с нормальным цветным зрением имеют в колбочках все три пигмента (красный, зеленый и синий) и называются трихроматами. Если вы различаете только два цвета, то вас назовут дихроматом. Это значит, что один из пигментов у вас в сетчатке отсутствует. Встречаются люди, у которых все три пигмента в колбочках в наличии, но активность одного из пигментов снижена. Эти люди — аномальные трихроматы.

Дефект красного пигмента в колбочках встречается чаще всего. По статистике, 8% мужчин европейского происхождения и 0,5% женщин европейского происхождения имеют красно-зеленый дефект цветного зрения, три четверти из них — аномальные трихроматы. Люди с дефектом синего пигмента в колбочках встречаются крайне редко, так же как и люди, у которых полностью отсутствует цветное зрение, т.е. когда человек плохо видит все три цвета. Полная цветовая слепота проявляется как семейное отклонение с типом наследования и встречается у одного человека из миллиона.

Но в некоторых районах мира частота встречаемости наследственных заболеваний может быть больше. На небольшом датском острове, население которого длительное время вело замкнутый образ жизни, среди 1600 жителей было зарегистрировано 23 человека с полной цветовой слепотой — результат случайного размножения мутантного гена и частых родственных браков.

Диагностика дальтонизма

Один из наиболее популярных тестов — таблички Ишихары, также называемые псевдоизохроматическими табличками (русская версия — таблицы Рабкина). Такая система тестирования была разработана специально для проверки солдат японской армии на различение цветов доктором наук Шинобу Ишихара. Таблички представляли собой круги с разукрашенными акварельными красками цветными точками, посередине которых красками другого цвета был выведен рисунок. Но данный тест имел свои недостатки — иногда цвета фона и рисунка были настолько разными, что не заметить их было невозможно, или, наоборот, неправильное освещение затемняло цвет рисунка, тем самым, усложняя задачу даже для людей с нормальным зрением.

При приеме на флот каждый рекрут должен пройти тест на восприятие цветов. Для их проверки используют так называемый тест FALANT, когда участникам предлагают на расстоянии определить, какой свет излучает маяк. Одновременно загорается два света из возможных трех — красного, зеленого и белого. Однако свет пропускают через специальные “фильтры”, за счет чего цвет “приглушается”. Это делается для того, чтобы дальтоники не могли определить свет по его яркости. Такое тестирование не проходят дихроматы и большая часть трихроматов.

Считается, что самые точные результаты проверки различных видов цветного зрения дает аномалоскоп. С одной стороны экрана испытуемым предлагают определенный, уже готовый цвет, например, желтый, а с другой стороны — смесь цветов, например, красного и зеленого. Исследуемый должен смешать предложенные с другой стороны экрана два цвета так, чтобы получить идентичные цвета с обеих сторон. Люди с нормальным зрением не испытывают сложностей со смешиванием цветов, в то время как цветоаномалы не могут добиться положительного результата.

Дальтонизм не лечится

В принципе, дальтонизм — не болезнь, а дефект зрения. Люди с этим дефектом хорошо видят, но немного по-другому, чем остальные. Они могут не опасаться, что зрение ухудшится.

Сложности возникают в случае со слепотой на красный и зеленый цвета, которая передается по наследству. Причина того или иного вида цветослепоты — молекулярные дефекты в генах, отвечающих за синтез цветочувствительных пигментов.

Гены взаимодействуют между собой. Поправляя один ген, можно нарушить другой процесс в организме, который тоже частично связан с этим геном. Только в случаях, когда наследственное заболевание угрожает жизни больного, и наследственный дефект связан только с одним геном, можно прибегнуть к замене дефектного белка в гене. Разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009 году в журнале Nature появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета.

Существует много методов генетического тестирования: изучение семейной истории, исследование цветоощущения у предполагаемого носителя мутантного гена при помощи точных приборов и др. Наиболее современны — методы генетического тестирования, позволяющие провести анализ ДНК, выявить мутантный ген и уточнить природу дефекта в белковой молекуле, являющейся причиной заболевания глаза.

Первое точное описание цветовой слепоты дал в 1794 г. английский химик Дальтон, а точнее — Долтон (John Dalton). Отсюда и “дальтонизм”. Дальтон сам до 26 лет не подозревал, что не различает красного цвета.

Дальтонизм привлек к себе внимание в связи с развитием транспорта, широкого распространения цветовой рекламы и цветосигнализации.

Считается, что история, связанная с проведением экспертизы цветного зрения, началась в 1875 г., когда в Швеции, около городка Лагерлунд, произошло крушение поезда, повлекшее за собой большие жертвы. Катастрофа оказалась следствием того, что машинист не различал красный цвет. Цветослепота, особенно при современных скоростях, — угроза жизни и здоровью многих людей. Поэтому сейчас во всем мире экспертиза на различение цветов проводится при обследовании людей, работа которых связана с цветовой сигнализацией.

Что касается вождения частного автомобиля, то дальтонизм здесь — не помеха. Ведь сигналы светофора можно различать по их местоположению.

Философский аспект

Помимо чисто медицинского понятия “дальтонизм”, существуют и другие аспекты данного вопроса. В частности, философский аспект — можно ли считать отклонением от нормы, если человек воспринимает окружающий мир не так, как другие.

Отклонения в цветовосприятии не дают оснований утверждать, что человек болен. Можно лишь сказать, что данный человек имеет свое собственное цветовосприятие окружающего его мира, отличное от цветовосприятия других людей.

История много раз учила нас, что все гениальные люди воспринимали окружающий их мир, природу и явления не так, как все. Именно им мы обязаны новыми открытиями и изобретениями.

Возможно, вы — неординарный человек

Многие дальтоники умеют различать намного больше оттенков цветов, которые человек с “нормальным” зрением различать не может. Дальтоник может различать меньше цветов, чем человек с “нормальным” зрением, но за счет возможности различать большее число оттенков и их ассоциативной комбинации, воспринимает цвета практически так же, как и большинство людей. Острота зрения у дальтоников зачастую бывает лучше, чем у остальных людей. Некоторые дальтоники лучше видят в темноте. Напрашивается вопрос: если человек с “нормальным” зрением не в состоянии различить столько же цветов, сколько может различить дальтоник, то, возможно, зрение “нормального” человека не такое уж и “нормальное”?

Это интересно

Как показывает история, дальтонизм вовсе не являлся камнем преткновения на пути создания шедевров изобразительного искусства многими известными художниками.

Можно вспомнить хотя бы того же Врубеля, в работах которого приоритетное место отводилось серо-жемчужной цветовой гамме. На протяжении длительного времени многие специалисты в области психологии склонны были полагать, что полное отсутствие в палитре известного мастера жизнеутверждающих оттенков красного и зеленого цвета объясняется мрачным складом характера художника. Но сравнительно недавно была выдвинута интересная теория, согласно которой цветовой состав картин Врубеля однозначно объясняется не пессимизмом знаменитого живописца, а наличием у него аномалии цветного зрения. Правда, сразу стоит оговориться, что данная теория не рассматривается в качестве доказанного факта, а, существует всего лишь в качестве одного из возможных допущений.
В истории сохранился еще один довольно интересный факт. В свое время некий художник согласился создать репродукцию известного полотна Поля Гогена, но после того, как работа была окончена, заказчик отказался от выполненной работы по совершенно непонятным для художника мотивам. Все дело было в том, что картина Гогена написана в красных тонах, тогда как копия исполнена в коричневых. Как выяснилось позже, автор дубликата являлся дальтоником.

Результаты некоторых исследований позволяют предположить, что примерно половина европейцев от природы наделены способностями к живописи. Как утверждают ученые, более 50 процентов представителей белой расы могут похвастаться наличием повышенной чувствительности к красному цвету, а потому им доступно для восприятия гораздо большее количество его оттенков, нежели коренному жителю Африки или Китая. Специалисты считают, новорожденный ребенок лучше всего воспринимает желтый и зеленый цвета.

Остается вспомнить великолепных экспертов в области серого цвета, которыми являются обычные коты. Так, средний Мурзик или Мурлыка без особых проблем способен различить 25 оттенков мышиного “камуфляжа”.

Ознакомьтесь так же:  Анизометропия высокой степени

Если вы — дальтоник, вы — не одиноки

Различие между числом дальтоников среди мужчин и женщин связано, в первую очередь, с тем, что сам тест на дальтонизм проходит большее число мужчин. Тест на дальтонизм проходят военнослужащие, водители различного транспорта. Общее число мужчин в этих категориях населения преобладает над количеством женщин.

В Китае 40-50 миллионов дальтоников. Примерно столько же дальтоников в Индии. Всего в мире не менее 200 миллионов дальтоников. Если кто-нибудь скажет вам, что вы — дальтоник, то, вполне вероятно, что на самом деле дальтоник не вы, а этот человек.

Цветослепые на один цвет и люди с пониженным цветовым зрением воспринимают краски окружающего их мира иначе, но часто не замечают своего отличия от других. Не замечают его иногда и окружающие.

Происходит это потому, что цветослепые с детства учатся называть цвета обыденных предметов общепринятыми обозначениями. Они слышат и запоминают, что трава — зеленая, небо — синее, кровь — красная. Кроме того, они сохраняют способность различать цвета по степени светлости.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что неудобства, связанные с наличием дальтонизма, практически не влияют на качество жизни.

Цвет и психика

В монографии освещаются различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека. Рассматривается история развития цветовой символики. Описывается психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Анализируются факторы и механизмы цветовых предпочтений. Приводятся обширные данные об особенностях восприятия и отношение к цвету при шизофрении и других психических заболеваниях. Обсуждаются актуальные вопросы цветовой психодиагностики. Особое внимание уделяется цветовому тесту Люшера, как одной из наиболее распространенных методик цветовой психодиагностики. (Базыма Борис Алексеевич, кандидат психологических наук. — Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001).

На зеленой траве — желтые одуванчики.
Обманщики!
Золота груды.
Подходи, пруды пруди.
Есть и изумруды.
Господи! За что такое искушенье?
На зеленой траве — желтые одуванчики.
Обманщики!

Введение

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие?

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это, отнюдь, не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой преодолеть это препятствие.

ГЛАВА 1. Цветовой символизм в истории и культуре человека

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой проблемы.

Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно ознакомится в работе Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» (1984).

Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.

Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и языковые, речевые — «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету.

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

1.1. Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них — символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале? Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

Для первобытных людей белый — не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак — т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. — не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».

Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма — семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый — свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный — мрак, если белый — жизнь, то черный — смерть, белый — чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Тем самым, черный — антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Ознакомьтесь так же:  История болезни зрелая возрастная катаракта

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер — 1983).

1. Зло, дурные вещи;
2. Отсутствие удачи, чистоты;
3. Страдание;
4. Болезни;
5. Ведовство и колдовство;
6. Смерть (в том числе и ритуальную);
7. Половое влечение;
8. Ночь, тьму.

Черный — антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

Наиболее важные значения черного — небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть — окончание предыдущего этапа существования.

Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.

Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный — отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река — река смерти и забвения. Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).

Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь — сила, без нее человек умирает.

Сила — главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих — 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.

Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х.Э. Керлот — 1994).

Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.

В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale — 1950, В. Тэрнер — 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый — радость, свет, надежду, чистоту; красный — силу, могущество, богатство, успех (A. Leib — 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный — кровь (С. Мountford — 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий — к черному.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.

1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

Индия

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру — 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).

Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider — 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства — красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые — черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот — 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.

About the Author: admin