Происхождение аутизма у детей

Происхождение и психология аутизма. Научно-практическое исследование практик и методик социализации аутизма

Происхождение и психология аутизма
Научно-практическое исследование практик и методик социализации аутизма

Составитель Н. Н. Козак

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От составителя

Данный материал создан с целью – организовать и систематизировать работу специалистов различных сфер, работающих с детьми и взрослыми, у которых имеются признаки и симптомы, называемые аутизмом.

Автор, имея большой практический опыт общения и работы с людьми имеющие различные психологические формы и условия адаптации в социокультурной среде общества, пришел к выводу, что аутизм не является заболеванием. Аутизм это определенная форма общения. Если два человека не понимают друг друга, так как воспринимают мир по своему, да ещё и разговаривают на разных языках – это не значит, что они являются больными.

Знать методы и формы адаптации. Умение вести диалог. Направить, адаптировать, поддержать – вот тот вектор, для родителей, учителей, воспитателей, психологов, психотерапевтов. Специалистов, по роду своей профессии, столкнувшихся с таким явлением как АУТИЗМ.

Глава 1 Аутизм – болезнь или явление

Аутизм в современном понимании

Аутизм – это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других расстройствах.

Справканекоторые специалисты считают это явление, умственным расстройством, некоторые психосоматическим.

Так откуда же появилось это явление, которое нельзя называть болезнью. Начнем с симптомов.

Симптомы аутизма

Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что человека наблюдается аутизм:

Нарушение социального взаимодействия

Трудности при общении с другими людьми

Нарушение социального взаимодействия

У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако, способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества. Также ребенок не выражает заинтересованности в играх или каких-либо видах деятельности по сравнению со сверстниками. Дети с таким расстройством не желают играть в какие-либо игры. В тяжелых случаях дети могут не замечать присутствие других людей.

Общение (трудности при общении с другими людьми)

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.

Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «хочу воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды». Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми. Например, вы можете сказать «посмотри на самолет!», а ребенок или взрослый повторяет: «самолет», не понимая, что произносит. Такое повторение слов и фраз носит название эхолалия. В то время как многие люди полагают, что это признак ума (повторение песен и др.), аутисты чаще всего не понимают содержания того, что говорят.

У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. С другой стороны у человека могут наблюдаться неразвитые реакции на такие же виды стимуляции. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму. У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие как принятие ванны может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определенный объем воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло, которыми он пользовался раньше. Так же может наблюдаться нецеленонаправленное поведение или действия.

Например, человек может постоянно дергать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши и др. Ребенок или взрослый может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Например, ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый тоже самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию, включая то, что он может наброситься. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать больше всего привлекают внимание аутистов. Если аутиста оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет. У некоторых аутистов вырабатывается особенная «любовь» к каким—либо неодушевленным предметам, таким как скрепки или кусочек бумаги.

АУТИЗМ — БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА?

Говорят, в советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР. Она запрещала выдавать родителям новорожденных с явными физическими или умственными отклонениями. Им предлагалось подписать бумагу об отказе от ребенка. В худшем случае врачи говорили, что он умер при родах. Причем тогда не разделяли олигофренов и аутистов. У таких детей не было будущего или возможности оказаться полезными обществу. Сколько потенциальных гениев потеряла наша страна за все время существования инструкции, остается только гадать

АУТИЗМ — БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА?

Н аш мир тихой сапой охватывает эпидемия аутизма — болезни «людей дождя». Для нее не существует ни расовых, ни этнических, ни социальных границ. По данным Министерства образования США, за последнее десятилетие минувшего века прирост больных аутизмом в этой стране составил 273 процента. И если в 1992/93 учебном году в Америке обучались 15,5 тысячи детей, страдающих аутизмом, то в 1997/98 году их число выросло до 42,5 тысячи. А вот общемировые цифры: из 10 000 новорожденных 15 — 20 — аутисты. Два года назад называли цифру 4 из 10 000; тогда их было два с половиной миллиона. Кстати, в России взрослых аутистов нет. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами. В США государство, без учета денег от благотворительных фондов, выделяет около 30 тысяч долларов в год на каждого (!) аутичного ребенка. Но пока это мало помогает. 70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 — 30% «людей дождя». И это при том что их число постоянно и неуклонно растет. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.

Более того, аутизм уже называют самой распространенной среди хакеров болезнью. Авторитетный исследователь заболевания американка Темпль Грэндин, страдающая одной из редких форм аутизма — синдромом Аспергера, вообще указывает на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. К тому же романтический ореол — обаятельные, несколько неуклюжие гении, — созданный вокруг аутистов киношниками (фильмы «Человек дождя», «Меркурий в опасности»), затмевает то, что перед нами эпидемия серьезной болезни. А болезнь необходимо лечить.

«Синдром раннего детского аутизма» (от латинского слова autos — сам, погружение в себя) — это понятие вошло в обиход благодаря американскому детскому психиатру Лео Каннеру, наблюдавшему в своей клинике в далеком 1943 году одиннадцать сходных случаев неизвестной болезни. В дальнейшем ее исследованиями занимались такие известные ученые, как австриец Г. Аспергер или наш соотечественник С. Мнухин. Были выявлены основные черты и критерии заболевания.

Оказывается, аутизмом в четыре раза чаще страдают мальчики, чем девочки. Болезнь воздействует как на психические функции вроде речи или интеллекта, так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий. Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. Ребенок не играет, не улыбается, никак не реагирует на собственную мать, а когда к двум-трем годам начинает говорить, то переставляет местоимения или использует штампы. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы, слабо реагирует на происходящее эмоционально, подвержен неофобии — боязни всего нового, однообразно ведет себя, например постоянно постукивая или тряся руками. Привлечь его внимание очень и очень сложно.

Ознакомьтесь так же:  Невроз и мышечные спазмы

. Профессиональный психолог Марина Кузьмина рассказывает о том, как ей попался маленький аутичный пациент. Долгое время он вообще никак не реагировал на любые попытки войти с ним в контакт. Сидел, будто НЛО, и что-то рисовал на бумаге. Хорошо, что психолог догадалась обратить внимание на эти рисунки. Все его неровные черточки и мазки складывались в очертания бобров. Этих животных мальчик любил больше всего на свете. Он прочел про них все, что только нашел дома, и готов был часами рассматривать их в иллюстрированных книжках. И вот маленький аутист и профессиональный психолог стали рисовать бобров вместе.

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Выделяют четыре группы аутизма. Первая является самой тяжелой. Она характеризуется полной отрешенностью человека от происходящего. К сожалению, вероятность того, что он выйдет из своего «заколдованного» состояния, мизерно мала. Вторая группа включает в себя тех, кто активно отвергает происходящее. В речи такие больные любят использовать штампы типа: «Здравствуйте! Как дела? У меня все хорошо», здороваясь с любым знакомым или незнакомым человеком. Проявляют способности только в том, что нравится делать. Для них характерен избыточный консерватизм.

. Трехлетний Артем любит конструктор. Он может часами собирать из него пирамиды. Разноцветные. Из красных, зеленых, синих, розовых кусочков. Причем он собирает абсолютно идентичные пирамиды. И не ошибается ни на кубик. Когда Артем занимается своим любимым делом, весь остальной мир перестает для него существовать. Еще он любит компьютер и цифры на экране, которые так похожи на его игрушечные пирамиды. Зато очень не любит, когда его отвлекают от конструирования на еду, сон или поход к врачу. Кажется, Артем может собирать свои фигуры всю оставшуюся жизнь.

Третья группа объединяет людей, способных воспринимать окружающий мир, но погруженных в собственные интересы. Они абсолютно не приспособлены к жизни, не интересуются мнением или потребностями окружающих. Годами могут увлекаться одними и теми же действиями или родом деятельности. А вот чем именно, вы можете никогда и не узнать.

. Мама одного аутиста, который в свои девять лет ни разу ничего не сказал, отвела его к специалистам. «А вы знаете, — сказали ей, — что ваш сын умеет читать?» Женщина была просто в шоке — она ведь столько раз пыталась заставить его что-нибудь написать или сказать хотя бы одно слово. А специалисты просто попросили мальчика разложить карточки со словами в правильном порядке. Ребенок с задачей справился просто мгновенно.

Наконец, четвертая группа аутистов наиболее приближена к обычным людям. Больные кажутся несколько заторможенными, живо реагируя только на определенные образы или ситуации. Ранимы и беззащитны. Дети обычно сильно зависимы от взрослых. В стереотипах руководствуются понятием «правильности». До мелочей законопослушны.

Наука указывает на несколько причин появления и развития болезни. В основном это врожденные биологические факторы типа мозговой дисфункции или диспропорции (недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомных аномалий и обменных нарушений. Бытует мнение, что в распространении аутизма виновата обычная вакцинация. Так, основатель частного исследовательского института аутизма в Сан-Диего психолог Бернард Римланд уверен, что особенно опасны в смысле появления болезни комбинированные вакцины вроде КСК (от кори, свинки и ветрянки).

А вот координатор подразделения нейробиологии и генетики аутизма в Национальном институте США детского здоровья и развития человека Мэри Бристол-Пауэр называет среди возможных причин заболеваемости пестициды и загрязнители окружающей среды.

Нельзя не учитывать и психические факторы. Ученые давно ввели в обиход «теорию эмоциональной холодности родителей» — актуальную для нашего компьютеризированного общества версию происхождения болезни. Может, во всем действительно виновато недостаточно насыщенное аффективно-эмоциональное общение матери и ребенка?

Но, скорее всего, у аутизма исключительно генетическая база. Недавно ученые обнаружили ответственную за болезнь мутацию, локализованную в гене HOXA-1, который регулирует раннее развитие мозга.

Почему же аутизм, становящийся все более и более распространенным, почти не вызывает серьезной реакции в обществе? Просто многие сразу вспоминают аутиста Баббитта из «Человека дождя», который помнил, кто в каком году выиграл матч на первенство НБА, мог высчитать в уме квадратный корень четырехзначного числа и знал наизусть весь телефонный справочник. Исследователи подтверждают: умственный коэффициент аутичных детей зачастую превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Таких детей обычно интересуют лишь три сферы деятельности: рисование, музыка, конструирование. Таким образом, целых 10% аутистов обладают выдающимися способностями, тогда как среди обычных людей этот показатель меньше 1%. С другой стороны, если одни аутисты легко справляются со сложнейшими математическими вычислениями, могут по памяти воспроизвести услышанную мелодию и с точностью до мельчайших нюансов скопировать Рембрандта, то другие, которых около 50%, по своему умственному развитию приближаются к олигофренам. Причины подобного разделения, а также необычных способностей оставшихся 50% науке неизвестны. Сами аутисты утверждают, что как бы «видят» ответ. Множество цифр и букв в их мозгу складываются в нужные суммы или слова. Ученые пытаются объяснить это высокой скоростью химических реакций в голове больных.

Джоэл Смит, исполнительный директор Autism Services Association, к примеру, считает, что при аутизме характерна резкая неравномерность развития. «Умственная отсталость, — говорит он, — обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности. А при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком».

Кроме этого, у аутистов много других очень эксцентричных черт. Например, они ненавидят беспорядок и приводят все окружающее в некую стабильную, а еще лучше — в замкнутую систему. Кстати, именно эта маниакальная страсть к порядку так роднит их с компьютерами. Большинство аутистов обладают способностью к программированию и могут, к примеру, за несколько дней освоить любой компьютерный язык только по исходным кодам приложений. Недаром, по неофициальным данным, в известной всему миру компании «Майкрософт» число аутистов среди сотрудников составляет от 5 до 20%.

Между прочим, аутисты рождались и в прежние времена. Ученые считают ими таких известных исторических личностей, как Альберт Эйнштейн, Агата Кристи, Моцарт и даже наш любимый Александр Сергеевич. К тому же именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается? «Я определенно существо не коллективное», — косвенно подтверждает точность легенды гениальный программист и известный аутист Петер Леви. То есть таким людям, как он, не нужны ни родные, ни друзья, ни любимые. Им не нужен вообще никто.

Есть в Интернете знаменитый сайт аутиста Линдсея Викса. Он пытается рассказать обычным людям о внутреннем мире подобных ему. О дружбе Викс пишет, что не понимает ее значения. Он не знает, как это — сходиться с людьми. Что должно измениться в его жизни с появлением друга и как точно определить, есть ли у него друг или нет. «Поэтому я не вижу в ней, дружбе, особого смысла», — заключает он.

Так что выводы определенно двойственны. С одной стороны, если выделенный некоторыми американскими учеными «ген гениальности» не может не идти рядом с «геном шизофрении», то пусть будет так. На Западе уже давно стало престижным воспитывать будущих гениев-аутистов и потом всячески помогать им приспособиться к окружающей действительности. Так, один из подверженных этому заболеванию детей воспитывается в семье известного киноактера Сильвестра Сталлоне.

Но с другой стороны, скорость распространения болезни грозит миру настоящей эпидемией. А ведь причины ее до сих пор окончательно не ясны. И кто знает, не уступят ли скоро СПИД с раком свои почетные первые места новой пандемии. И не назовут ли болезнью XXI века поначалу такой безобидный и даже в чем-то чрезвычайно полезный, романтизированный Голливудом аутизм?

В материале использованы фотографии: East NEWS, Fotobank

Происхождение и психология аутизма. Научно-практическое исследование практик и методик социализации аутизма

Составитель Н. Н. Козак

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От составителя

Данный материал создан с целью – организовать и систематизировать работу специалистов различных сфер, работающих с детьми и взрослыми, у которых имеются признаки и симптомы, называемые аутизмом.

Автор, имея большой практический опыт общения и работы с людьми имеющие различные психологические формы и условия адаптации в социокультурной среде общества, пришел к выводу, что аутизм не является заболеванием. Аутизм это определенная форма общения. Если два человека не понимают друг друга, так как воспринимают мир по своему, да ещё и разговаривают на разных языках – это не значит, что они являются больными.

Ознакомьтесь так же:  Тревожные расстройства при шизофрении

Знать методы и формы адаптации. Умение вести диалог. Направить, адаптировать, поддержать – вот тот вектор, для родителей, учителей, воспитателей, психологов, психотерапевтов. Специалистов, по роду своей профессии, столкнувшихся с таким явлением как АУТИЗМ.

Глава 1 Аутизм – болезнь или явление

Аутизм в современном понимании

Аутизм – это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других расстройствах.

Справканекоторые специалисты считают это явление, умственным расстройством, некоторые психосоматическим.

Так откуда же появилось это явление, которое нельзя называть болезнью. Начнем с симптомов.

Симптомы аутизма

Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что человека наблюдается аутизм:

Нарушение социального взаимодействия

Трудности при общении с другими людьми

Нарушение социального взаимодействия

У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако, способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества. Также ребенок не выражает заинтересованности в играх или каких-либо видах деятельности по сравнению со сверстниками. Дети с таким расстройством не желают играть в какие-либо игры. В тяжелых случаях дети могут не замечать присутствие других людей.

Общение (трудности при общении с другими людьми)

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.

Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «хочу воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды». Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми. Например, вы можете сказать «посмотри на самолет!», а ребенок или взрослый повторяет: «самолет», не понимая, что произносит. Такое повторение слов и фраз носит название эхолалия. В то время как многие люди полагают, что это признак ума (повторение песен и др.), аутисты чаще всего не понимают содержания того, что говорят.

У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. С другой стороны у человека могут наблюдаться неразвитые реакции на такие же виды стимуляции. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму. У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие как принятие ванны может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определенный объем воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло, которыми он пользовался раньше. Так же может наблюдаться нецеленонаправленное поведение или действия.

Например, человек может постоянно дергать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши и др. Ребенок или взрослый может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Например, ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый тоже самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию, включая то, что он может наброситься. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать больше всего привлекают внимание аутистов. Если аутиста оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет. У некоторых аутистов вырабатывается особенная «любовь» к каким—либо неодушевленным предметам, таким как скрепки или кусочек бумаги.

Причины аутизма

Аутизм попал в научную литературу как психическое расстройство несколько десятилетий назад, и уже многие годы идет изучение и выявление причин этого расстройства. Ученые так и не пришли к выводу, что именно является причиной аутизма. Однако, аутизм, несомненно, расстройство биологического и психологического характера.

Биологический характер происхождения аутизма

В поддержку биологической теории развития аутизма, некоторые придерживаются мнения, что различные неврологические расстройства могут сопутствовать аутизму. Аутизм в этом случае является одним из симптомов неврологического расстройства. Например, к таким расстройствам можно отнести склероз (генетическое расстройство), синдром хрупкой X-хромосомы, синдром Ретта и некоторые врожденные дефекты, связанные с процессами метаболизма в организме человека. Аутизм может быть результатом нескольких неврологических расстройств, которые влияют на работу мозга и развитие человека в целом. «Чистый» аутизм редко встречается, как правило, он сопровождается другими расстройствами или является результатом этих расстройств.

Существует связь между аутизмом и приступами эпилепсии. Такая связь выражается двумя путями: прежде всего, многие пациенты (20—30%) страдают от припадков. Во-вторых, у таких пациентов с припадками в результате может развиться аутизм. Часто аутизм путают с синдромом Ландау-Клеффнера. Этот синдром также известен как приобретенная эпилептическая афазия. У некоторых детей с таким синдромом может внезапно пропасть речь, особенно рецептивные навыки общения (способность к пониманию), часто при этом возникает аутизм. У таких детей, как правило, характерная для их поведения электроэнцефалограмма (запись электрических сигналов мозга). Потеря речи и другие нарушения, возникающие ввиду этого расстройства, случаются в возрасте 4 лет, и поэтому вышеописанный редкий синдром не сложно отличить от аутизма, который может присутствовать от рождения. Однако в последние годы у некоторых детей, у которых нет припадков, наблюдается синдром Ландау-Клеффнера. Важность вышеописанных сведений заключается в том, что синдром Ландау-Клеффнера возникает спонтанно и в некоторых случаях его можно лечить при помощи кортикостероидов. Связь между данным синдромом и аутизмом приводит к тому, что требуется проводить электроэнцефалограмму людям, страдающим аутизмом. Патологическую электроэнцефалограмму можно зафиксировать, когда человек спит (для этого требуется 12 часов). У многих детей и взрослых наблюдается патологическая электроэнцефалограмма, но редко у кого можно обнаружить синдром Ландау-Клеффнера. Нужно заметить, что кортикостероиды в больших дозах могут вызывать такие побочные эффекты, как увеличение веса, высокое артериальное давление, диабет, нарушение роста человека, раздражительность, ослабление иммунной системы, появлению язв во рту и др. Многие из побочных эффектов являются обратимыми.

Могут применяться и другие виды лечения, начиная от типичных антиконвульсантов, и заканчивая операцией. Трудно оценить эффективность лечения синдрома Ландау-Клеффнера ввиду того, что симптомы синдрома могут спонтанно исчезнуть.

Психологический характер происхождения аутизма

Самый простой способ донести информацию до обычных людей и что бы это информация запомнилась, необходимо все подкреплять примерами, а лучше сразу продемонстрировать на практике. Так вот представьте себе, что Вам очень хочется спать, отдохнуть от прошедшего дня. Отдохнуть от полученной в огромных количествах информации разного рода. Вам не хочется общаться ни с кем. Вы хотите одного – побыть в тишине и одиночестве. Цель —дать отдохнуть мозгу от напряжения. И вот Вы пришли в свою квартиру, приготовились и легли в свою уютную кровать. Но вдруг начинает звонить телефон, звонить входной звонок, начала работать дрель у соседей, которые вечно что-то ремонтируют. Что произойдет с Вами? Психическое неудовлетворение происходящим. Что Вы будете делать? Вы, возможно пойдете разобраться с соседом, попросить его, что бы прекратил ремонтировать, поднимете трубку телефона или ее отключите. И последнее с досадой посмотрите во входной глазок, что бы узнать, кто этот пришел к Вам в неурочный час, когда вы никого не ждете. Позже или впустите человека, поговорите с ним или сделаете вид, что никого нет дома. Позже Вы успокоитесь и, в конце концов, найдете способ отдохнуть своему организму от преизбытка информации. А теперь представьте – есть беременная женщина, она вынашивает плод (мальчика или девочку), и по-простому сказать является для народившегося, но живого человека, и домом, и кроватью.

А вот теперь самое главное – Что делать плоду, если его одолел массив информации, из различных источников электро-радиооборудования, из различных источников, различных СМИ. Кругом вибрации, волны различного информационного ряда. Мама-дом вся «упакована» современными гаджетами – мобильный телефон, айфон, планшет и плюс ко всему в декретном отпуске делать нечего – сидит около компьютера целыми днями напролет. И этот вот мощнейший поток информации воздействует на плод. Что же касается взрослых, то аутизм – родной брат депрессии, с кучей родственников – маний, фобий и комплексов. И в том и в другом случаях организм человека вырабатывает для себя психологическую защиту, при котором задействует свои нервы и мозг. В результате построения такой защиты и получается, в одном из своих проявлений та или иная степень аутизма. Но есть еще ряд мнений, которые мы обязаны рассмотреть. И рассматривать будем применительно к детскому возрасту человека, о взрослых речь пойдет в других работах.

Ознакомьтесь так же:  Желтые как вода сопли

Является ли аутизм генетическим заболеванием?

Некоторые неврологические расстройства могут быть связаны с аутизмом, то вопрос, является ли аутизм генетическим заболеванием сложный. Можно с уверенностью сказать, что такие расстройства как синдром хрупкой X-хромосомы и склероз являются наследственными явлениями. В ходе последних исследований было выявлено, что одной из причин аутизма, можно считать нарушение участка на хромосоме 13, в некоторых семьях аутизм передается из поколения в поколение. В других же семьях не удается выявить случаев аутизма в прошлых поколениях, однако, он может присутствовать у ребенка, его братьев или сестер. Результаты этого исследования подтверждают, что вскоре будет найден ген аутизма. (это мнение ученых и не больше, а мнения бывают ложными).

Однако у многих детей, которые страдают аутизмом, не обнаруживается близких родственников с этим заболеванием. Причиной аутизма может служить окружающая среда, например, влияние вредных веществ и прочее.

Диагностика аутизма

Главные проявления аутизма: патологическое развитие или отставание в развитии ребенка, невозможность ребенка контактировать с окружающими миром и людьми, патологические виды поведения, не характерные для других детей. К трем годам, если ребенок болен аутизмом, то это будет четко выражаться. Во многих случаях у ребенка на первом году жизни может не наблюдаться патологий в развитии, однако к трем годам, как было сказано выше, аутизм находит свое выражение.

Если не развивается речь или ребенок не может общаться с другими людьми к трем годам, то можно заподозрить аутизм. Установление диагноза данного явления начинается с тщательного изучения истории болезни пациента и проведения медицинского обследования. Обследование пациента с аутизмом должно проводиться тем специалистом, который не только разбирается в аутизме, но и в других похожих расстройствах, которые могут имитировать симптомы аутизма. Требуется проведение неврологического и психического обследования, чтобы правильно определить диагноз. Например, слабость и понижение рефлексов на одной стороне тела может дать врачу вполне исчерпывающий ответ, вероятно, имеются структурные патологии мозга, и требуется проведение магнитно-резонансной томографии.

История болезни пациента и тщательное обследование помогут врачу точно определить диагноз явления, а также выявить другие возможные расстройства и явления, которые в большой степени обуславливают наличие аутизма у пациента. У ребенка, который не говорит (нарушено развитие речи), должен быть проверен слух. Для нормального развития речевого процесса, необходимо слышать звуки, как на низких, так и на высоких частотах. Даже, если сохранен рефлекс поворачивать голову туда, откуда идет звук (например, при хлопанье в ладоши), то не всегда при этом развита речь.

Существует два основных вида исследования слуха: поведенческая аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы ствола головного мозга. Человек во время обследования находится в комнате, ему подаются различные тоны и звуки, его задача отвечать на эти звуки. Врач фиксирует все реакции, выраженные пациентом; при втором виде исследования, человек также находится в комнате в спокойном состоянии, ему даются наушники. В наушниках подаются тоны и звуки разной частоты, все электрические реакции отслеживаются на мониторе. Если человек в состоянии проходить данный вид исследования слуха, то он используется врачами, прежде всего. В зависимости от истории болезни пациента и характерных проявлений явления, врач может назначить анализы крови и мочи. Такие анализы могут быть необходимы для диагностики расстройства, т.к. оно может являться генетическим, связанным с нарушением метаболизма.

Если результаты неврологического обследования нормальные, то обычно не требуется проводить компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию. Однако же если в ходе неврологического обследования врач обнаружит патологии мозга, то необходимо проводить магнитно-резонансную томографию. Обследование аутиста логопедом также очень полезно, а во многих случаях просто необходимо т.к. специалист может зафиксировать нарушения речи и назначит соответствующее лечение расстройства.

Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики. В России статистика по явлению – аутизм не ведется. В США в 1990 годах один ребенок с признаками аутизма на одну тысячу детей, в настоящее время аутизм в США диагностируют в соотношении один ребенок, с признаками аутизма на сто детей. Вот такая картина.

Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.

Синдром раннего детского аутизма (РДА)

Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психосоматических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого – искаженного – варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психосоматические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом развитии – наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный запас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функцией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

– качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

– качественные нарушения способности к общению;

– ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и слепота, вместе взятые, однако статистические данные о его распространенности неоднозначны, на что есть свои причины:

1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России – не старше 15 лет, в странах Западной Европы, США и Японии – без возрастных ограничений);

3) различия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

Чаще всего в последние годы в отечественной и зарубежной литературе называют цифру в 15—20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встречается в 4—4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства.

Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА наследственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифактори-альный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического ма-нифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлекательна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если принять гипотезу В.П.Эфроимсона, что реализация мультифактори-ального комплекса возможна при наличии хотя бы одного патологического гена, а не всего комплекса или определенной его части. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популяция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроизводится.

Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо.

Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнаруживаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно. Попытки связать РДА с определенной локализацией поражения были, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленного материала пока недостаточно.

Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возможен, но четких характеристик этих форм нет. По нашим представлениям, психогенный фактор может:

а) быть манифестным для любых форм РДА;

б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с переживанием своей несостоятельности) при достаточном уровне интеллекта и самосознания;

в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.

About the Author: admin