Профилактика стрессов у медицинских работников

Оглавление:

Проблема стресса у медицинских работников

Главная > Контрольная работа >Психология

2. Профессиональный стресс у медицинских работников

2.1 Определение профессионального стресса

2.2 Причины профессионального стресса

2.3 Предупреждение профессионального стресса

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины 1 . Это в полной мере относится к медицинским работникам, педагогам, психологам. Особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или синдрома «выгорания». Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих медработников. Сравнение особенностей формирования и протекания «выгорания» в трех разных видах профессиональной деятельности (когда объектом труда являются люди, материальные объекты или информационные потоки; комбинация первых двух) показывает, что у специалистов, работающих с людьми, профессиональный стресс отмечается наиболее часто.

Уже несколько десятилетий за рубежом профессиональный стресс у медицинских работников является объектом внимания и активного изучения не только медицинских психологов, но и клиницистов различных специальностей.

Таким образом, тему работы «Проблема стресса у медицинских работников» можно считать актуальной.

Цель работы: Рассмотреть проблему стресса у медицинских работников.

Проанализировать понятие стресса.

Изучить определение профессионального стресса и его причины.

Рассмотреть способы предупреждение профессионального стресса.

1. Понятие стресса

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Это явление, например, хорошо знакомо спортсменам или актерам, «предстартовое волнение» которых выполняет функцию настройки на предстоящую деятельность. Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами. С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование 2 . Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово. Под неспецифическим ответом Г. Селье понимал стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй — гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая таким образом быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный. Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга — гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в относительной близости от гипоталамуса, на основании мозга. Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые, в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль как нервного, так и гормонального фактора сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии. Для этого требуется выработка дополнительно достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы. Глюкоза является особенно емким субстратом аэробного окисления, потребляющим наименьшее количество кислорода в расчете на единицу энергии.

В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма. В этой связи стимулируется выделение катехоламинов и кортикостероидов надпочечными железами, повышается секреция глюкагона поджелудочной железой, увеличивается в крови содержание тиреоидных и паратиреоидных гормонов. Растет концентрация соматотропного гормона, а также вазопрессина и тиреокальцотонина. Одновременно угнетается секреция инсулина и половых гормонов, тормозится работа вилочковой железы — центрального органа иммунной системы. Результатом такой деятельности нервной и эндокринной систем является перераспределение кровотока. Увеличивается кровоток в мышечной системе, в сердце, легких и мозге. Кровоснабжение пищеварительного тракта уменьшается. Таким образом, органы, участвующие в борьбе, обеспечиваются необходимыми ресурсами, а пищеварительная система, репродуктивная функция и иммунная функция тормозятся 3 .

Стрессорные гормоны влияют на обновление липидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается «текучесть» мембран, а вслед за этим растет «эффективность» действия регуляторных факторов на клетки. При интенсивной или длительной стресс-реакции усиление этого эффекта может привести не только к увеличению интенсивности жизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту. Локализация повреждения обусловлена морфологическим и функциональным статусом органов или тканей, подвергающихся гормональным атакам. Первыми подвержены разрушению ослабленные или дефектные ткани. Кроме неспецифического ответа организма на стрессорное воздействие существует и специфический компонент реакции, обусловленный характером самого стрессора. Частью такого специфического ответа являются эмоции. Их возникновение обусловлено предшествующим опытом человека и сохраненным сознанием в момент воздействия стрессора. По своей сути, это эмоциональная память на повторяющиеся события. Эмоциональная память может быть как истинной, т.е. полученной на основе собственного опыта, так и абстрагированной, синтезированной из чужих впечатлений, полученных путем пересказа. При внешней оценке эмоции можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Первичная положительная эмоция возможна лишь при полном совпадении рабочего эффекта и предшествующего опыта. Малейшее рассогласование немедленно вызовет чувство неудовлетворенности. Реакции, ярко окрашенные эмоциями в ответ на предъявленные требования, получили название эмоциональный стресс. Через первичную эмоцию проходит первая линия обороны. Положительные волнения вызывают чувство удовлетворения от ожидаемого эффекта. Отсутствие положительной реакции вызывает чувство дискомфорта. Отсутствие должной положительной эмоции тут же создает новую комбинацию афферентных возбуждений, способных дать положительный эффект, т.е. создается своеобразный пеленг, который прекращает поиск при достижении положительного результата 4 .

2. Профессиональный стресс у медицинских работников


2.1 Определение профессионального стресса

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. Социальная и экономическая «цена» синдрома «выгорания» у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40 % всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности, врачей, были связаны со стрессом. Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании выявило у 41 % из них высокий уровень тревоги и у 26 % врачей — клинически выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов. Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинары по диагностике и преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х гг. открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.

Ознакомьтесь так же:  Паранойя лиам хемсворт

В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечаются: эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности; деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу); снижение профессиональной самооценки.

Сами симптомы не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать в широком диапазоне — от легких реакций типа раздражительности, повышенной утомляемости и т.д. до невротических и даже психосоматических расстройств у самих врачей. Очень важна и исходная личностная структура: например, у человека с психастеническими чертами гораздо больше шансов впадать в уныние и беспокойство по поводу работы, а у человека с исходно ригидной личностной структурой, да еще с гипертимными чертами, больше вероятности стать агрессивнее в общении с пациентами.

Можно утверждать, что профессиональный стресс – это, прежде всего, следствие снижения профессиональной мотивации и что «выгорание» и сохранение увлеченности работой — это два полюса взаимоотношений человека и профессии. Целым рядом исследований показано, что постепенно развивающаяся профессиональная деформация у медицинских работников достаточно часто приводит к тому, что при высокой степени «выгорания» нарастает тенденция к негативному, нередко даже скрыто-агрессивному отношению к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления, от чего, естественно, страдают обе стороны. Но вопрос о том, что здесь первично, а что является следствием, пока открыт. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения профессионального стресса. Самое важное — рассогласование между ними и субъективной оценкой личностных ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований, которые к тому же нередко воспринимаются достаточно иррационально и некритично.

2.2 Причины профессионального стресса

Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

неудовлетворенность социальным статусом 5 .

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием».

«Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу… Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» (King M., 1992). Благодаря многим исследованиям выяснено, что среди врачей широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Именно поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что врачам трудно признаваться в наличии этих проблем, соответственно, трудно делиться ими и решать их.

Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений.

2.3 Предупреждение профессионального стресса

В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность.

Во многих странах специальные курсы лекций и тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации врач-пациент и навыкам преодоления «выгорания» включены в учебные программы последипломной подготовки. В этих моделях проводится поэтапная трансформация субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса: эмоциональной (актуализация чувств, снижение эмоциональной напряженности), когнитивной (переоценка ситуации и собственных ресурсов по ее разрешению) и поведенческой (активного целенаправленного изменения ситуации).

Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».

Работы по исследованию профессионального стресса, его предупреждения и коррекции у медицинских работников, преподавателей, психологов, менеджеров проводятся в настоящее время кафедрой медицинской психологии МАПО и Санкт-Петербургским Балинтовским обществом.

В 1998 г. на основе широко распространенного в психодиагностике принципа VAS (визуальной аналоговой шкалы) создан опросник для определения признаков профессионального стресса и эффективности его коррекции у лиц коммуникативных профессий 6 .

Заключение

Итак, исследования показывают, что синдром «выгорания» сопутствует повседневной, рутинной профессиональной деятельности, часто требующей от врачей достаточно интенсивного, неспонтанного, не обязательно конфликтного, но по разным причинам эмоционально напряженного общения с пациентами, и поэтому он отнюдь не связан с ее экстремальными условиями. Тогда становится понятным, почему у врачей общей практики частота и интенсивность этого синдрома заметно выше, чем у хирургов или травматологов.

Среди характеристик коммуникативных профессий, существенно влияющих на развитие стресса, отмечают: ограничение возможности использования имеющегося личностного потенциала; монотонность работы; высокую степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом. И только после этого в качестве стрессогенных факторов рассматривают низкий уровень оплаты и неудовлетворительные условия труда, считая их важными, но не ведущими, как это часто кажется, источниками профессионального стресса у медицинских работников.

В фокусе проблемы профессионального стресса находится соответствие/несоответствие потенциальных возможностей профессионала и социальных условий его деятельности. Поэтому эта проблема рассматривается в комплексе «специалист коммуникативной профессии — его социальное окружение». Очень важен аспект эмоциональной заразительности синдрома «выгорания», что также подчеркивает его социальную природу.

Профессиональный стресс — это проблема не столько «трудных» людей, сколько «трудных» (неразрешенных) ситуаций во взаимоотношениях и в структуре межличностного взаимодействия, нечеткого обозначения социальных ролей и функций, недостаточной эмоциональной поддержки со стороны коллег и руководства.

Список литературы

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987. – 376 с.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Просвещение, 1990. – 260 с.

Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. — №11. – 2004. С. 28.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Просвещение, 1983. – 165 с.

Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2002. – 584 с.

Немов В.С. Основы психологии. Т. 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Мир, 1991. – 355 с.

Психология эмоций: Тексты. – М.: Наука, 1984. – 334 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1982. – 221с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.

1 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Мир, 1991. С. 10.

2 Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Наука, 1982. С. 25.

3 Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2002. С. 443.

4 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Просвещение, 1983. С. 38.

5 Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. — №11. – 2004. С. 28.

6 Винокур В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников и его предупреждение // Медицинское обозрение. — №11. – 2004. С. 29.

Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Главная > Дипломная работа >Психология

Глава 1. Понятие и причины возникновения стрессов 7

1.1 Понятие стресса, фрустрация 7

1.2 Признаки стрессового напряжения 8

1.2.1 Признаки острого (кратковременного) стресса 10

1.2.2 Признаки затяжного (хронического) стресса 10

1.3 Основные причины возникновении стресса 11

1.3.1 Организационные факторы 11

1.3.2 Личностные факторы 13

1.4 Физиологические механизмы стресса 15

Глава 2. Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников 18

2.1 Адаптация к стрессу 18

2.2 Стадии стресса 19

2.3 Влияние стресса на человека 26

2.4 Профессиональный стресс у медицинских работников 31

2.5 Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса 34

Глава 3. Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности 40

Ознакомьтесь так же:  Великая депрессия в литературе

Глава 4. Рекомендации по устранению стресса 42

4.1 Способы борьбы со стрессом 42

4.1.2 Релаксационные упражнения 47

4.1.4 Регуляция дыхания 50

4.2 Методы профилактики стресса 52

4.2.1 Противострессовая «переделка» дня 53

4.2.2 Первая помощь при остром стрессе 53

4.2.3 Аутоанализ личного стресса 54

4.3 Стресс в жизни 55

4.3.1 Стрессовый стиль жизни 55

4.3.2 Нестрессовый стиль жизни 56

Библиографический список 64

Началось все это очень давно и в той или иной форме, с теми или иными изменениями продолжается по сей день.

Представим себе нашего далекого предка — первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьей. Никаких тебе забот, никаких тебе проблем — наслаждайся жизнью и спокойствием, да и только! Правда, впрок надо заготовить пропитание, но это можно сделать и завтра. И вдруг он услышал какие-то звуки, напоминающие рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку (или камень) и насторожился. Участилось дыхание, все мышцы напряглись — человек приготовился к схватке. Он уже видел приближающегося зверя — это был медведь, большой и грозный. И тут в его душе началась борьба. С одной стороны, страх перед разъяренным зверем. С другой — желание иметь уже сегодня, не откладывая на завтра, необходимый запас еды. Что ему делать? Броситься на медведя первым? Ударить его. Медведь тем временем приближался. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом с ним оказался современный врач, он непременно бы установил, что у «пациента» учащенный пульс, повышенное кровяное давление, а уровень «стрессовых» веществ в крови и моче превышает норму.

И сказал бы своему пра. пра. пращуру сегодняшний врач:

— Дружище, тебе страшно, очень страшно!

— Я всегда в таких случаях весь дрожу, — ответил бы предок.

— Так ведь у тебя стресс, — заключил бы врач. Это.

Но первобытному человеку было бы в том момент не до разговоров. И вероятнее всего, он, недолго думая, бросился бы на медведя. Не убежал, нет — именно бросился на зверя и вцепился ему в горло. И победил! Победил медведя, который во много раз сильнее. И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, успокоилось тело. Дыхание стало менее частым, чем несколько минут назад, нормализовались пульс и кровяное давление, уровень «стрессовых» веществ пришел в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешел в дистресс.

И сегодня человек реагирует точно так же: психическим и физическим напряжением, мобилизацией энергии. Это и есть проявление стресса, подготовка организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным рефлексом. Однако в данном случае до борьбы или бегства дело не доходит — наступает фаза расслабления. С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше — как, впрочем, и информации о стрессе. Сегодня мы уже знаем, что стресс существует, знаем, как определить стрессовое состояние и как бороться со стрессом. Сегодня стресс воздействует на человека в течение дня (если не сказать — круглые сутки), начиная с утренней суматохи до самого вечера и даже во время сна.

Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма или психическими расстройствами и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс — наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нем права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.

Опасности, подстерегающие первобытного человека в далекие времена, сменились, казалось бы, менее грозными, но постоянно встречающимися стрессами.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – депрессия и тревога, головные боли.

В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.

Актуальность написания данной работы также заключается в том, что по мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и его трудовой деятельности, обусловили появление новых исследовательских задач. Это задачи, связанные с описанием характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений, исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение профилактики стрессов в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предметом в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и стресса на личность и уровень работоспособности исследуемых

Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива Мурманского Клинического Комплекса «Национальный Медико-хирургический Цент им. Пирогова» в количестве 10 человек

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.

Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?

Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.

Ознакомьтесь так же:  Саша скул белая горячка

Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:

Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).

Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.

К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.

Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.

Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.

Чем опасен стресс в работе медсестры?

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.

Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:

1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности

Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.

2) Забота о своем здоровье

Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.

  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.

3) Открытость всему новому

Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.

4) Коррекция собственного поведения

Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.

  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.

Дипломная работа — Профилактика стресса в профессиональной деятельности медицинских работников

Дипломная работа. – 65 с. Автор не известен.
Специальность – психология. .

Аннотация.
Предметом в данном случае выступает влияние феномена выгорания в профессиональной деятельности и стресса на личность и уровень работоспособности исследуемых.
Объектом исследования в данной работе выступает выборка из коллектива Мурманского Клинического Комплекса «Национальный Медико-хирургический Цент им. Пирогова» в количестве 10 человек.

Содержание.
Понятие и причины возникновения стрессов.
Понятие стресса, фрустрация.
Признаки стрессового напряжения.
Признаки острого (кратковременного) стресса.
Признаки затяжного (хронического) стресса.
Основные причины возникновении стресса.
Организационные факторы.
Личностные факторы.
Физиологические механизмы стресса.
Стадии стресса, стресс в профессиональной деятельности медицинских работников.
Адаптация к стрессу.
Стадии стресса.
Влияние стресса на человека.
Профессиональный стресс у медицинских работников.
Методы предупреждения и преодоления профессионального стресса.
Исследование феномена профессионального стресса медицинских работников в процессе профессиональной деятельности.
Рекомендации по устранению стресса.
Способы борьбы со стрессом.
Релаксация.
Релаксационные упражнения.
Концентрация.
Регуляция дыхания.
Методы профилактики стресса.
Противострессовая «переделка» дня.
Первая помощь при остром стрессе.
Аутоанализ личного стресса.
Стресс в жизни.
Стрессовый стиль жизни.
Нестрессовый стиль жизни.

Смотрите также

Дипломная работа — Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинской сестры

Дипломная работа. – Москва. — 2005. — 91 с.

Аннотация.
Цель исследования: изучить влияние личностных особенностей медицинских сестёр на формирование у них синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Предмет исследования: личностные особенности медицинских сестер о.

Диплом — Зависимость синдрома эмоционального выгорания от личностных особенностей у медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания как риск, связанный с деятельностью в социальной работе

Дипломная работа. – 2010. — 95 с.

Аннотация.
Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника.

Предметом — социально-психологические факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности социального работника.

Целью работы яв.

Методические рекомендации — Пояснительная записка к проекту федерального Закона РФ. О профессиональной психотерапевтической деятельности

Нейрофармакологические аспекты стрессорных дистрофий

Китаев — Смык Л.А. Психология стресса

М.: Изд-во «Наука», 1983. — 370 с.

Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторы.

Ткачук В.К.,Хапко В.Е. Медико-социальные основы здоровья. Конспект лекций

Депрессия и стресс

Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников

Киев: Сфера, 2004. — 269 с.

Аннотация.
Монография профессора Юрьевой Л.Н. посвящена проблеме формирования, профилактике и коррекции профессионального выгорания у медицинских работников. Проблема, поднятая автором, представляет большой интерес для организаций по охране здоровья, психологов, педагогов и т.п.

About the Author: admin