Признаки заболевания аутизм

Оглавление:

Аутизм: причины, признаки, лечение

Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя).

Ребенок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращенную к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие «странности» аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

История аутизма

Понятие «аутизм» было впервые введено Э. Блейером в 1920 г. как симптом при тяжелых нарушениях взаимодействия с реальностью у взрослых больных шизофренией. Ранний детский аутизм был описан Лео Каннером (1943 г., синдром Каннера), а затем Гансом Аспергером (1949 г.). Тогда одно из определений аутизма звучало как «разобщенность человека с внешним миром». Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Аутизм — горе для родителей

Наибольшие проблемы выпадают на долю родителей после того, как они осознают, что их ребенок не такой, как другие. Их беспокоит чувство вины и разочарования, они находятся в состоянии хронического стресса. Главное в этой ситуации – не отчаиваться, и как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру. В настоящее время существует множество методик, позволяющих адаптировать ребенка к нормальной жизни. Родители должны как следует разобраться в том, что происходит с ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. В этом им может помочь общение с другими семьями, столкнувшимися с такой же проблемой.

Насколько распространен аутизм?

Аутизм встречается не так уж редко. По данным статистики, в Великобритании диагностируется примерно 60 случаев на 10000 детей (данные 2001 года), в США — 55-57 случаев на 10000 (2006 год), в Канаде — до 102 случаев на 10000 детей (2006 год). Наиболее подвержены аутизму мальчики, причем симптомы болезни проявляются уже в возрасте до 2-2,5 лет.

Причины аутизма

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать достаточно определенно — это то, что наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, вероятно, являются не причиной, а условиями развития аутизма.

Появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет нередко предшествуют:

  • различные патологии беременности
  • родовые травмы, асфиксия во время родов
  • факторы, действующие после рождения.

Последние научные исследования не подтвердили популярную теорию о том, что развитию аутизма способствует применение вакцин, изготовленных с применением ртутьсодержащего консерванта тимерозала, а также прививки «три в одном» против кори, краснухи и свинки (MMR).

Аутизм и современная медицина

Возможно, лучше понять механизм развития болезни помогут недавние исследования. Они показали, что при аутизме мозг растет преимущественно в первые два года жизни, а затем изменений размеров практически не отмечается. В юности процессы идут так же, как и у нормальных людей. В результате этого у взрослых пациентов, страдающих аутизмом, окружность черепа больше, чем у здоровых людей. Причем повышение интенсивности роста мозга совпадает с появлением симптомов аутизма, что указывает на непосредственную взаимосвязь этих процессов.

В настоящее время аутизму уделяется особое внимание. Это связано с тем, что с каждым годом число случаев аутизма неуклонно растет (особенно в западных странах). Однако пока неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами, или же происходит в связи с расширением границ понятия «аутичность».

Аутизм у детей

«Ребенком дождя» называют ребенка, который болен аутизмом. Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт со взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность. Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. А ребенок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Признаки и симптомы

Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.

Возраст — от 2 до 11 лет

У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма (н е откликается на свое имя, н е смотрит в глаза собеседнику, и грает в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

  1. Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;
  2. Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);
  3. Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;
  4. Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;
  5. Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.

Возраст — старше одиннадцати лет

В этом возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии.

Причины аутизма у детей

Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.

Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев.

Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.

Лечение аутизма у детей

Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной.

Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма.

Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:

  1. Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей.
  2. Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время, так частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка.
  3. В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.
  4. Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Поэтому хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых.
  5. У ребенка должен быть точный распорядок дня.
  6. Родители ребенка должны познакомиться с родителями других детей-аутистов. Общение с ними поможет легче относиться к заболеванию своего ребенка. Существуют группы, в которых такие родители делятся опытом, радуются успехам детей.
  7. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос.
  8. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.
Ознакомьтесь так же:  Бурение на депрессии что это такое

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Общие сведения

Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В зависимости от выраженности проявлений аутизм может быть как легкой, так и тяжелой степени.

Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. Им неинтересно заводить друзей. Предпочитая проводить время в одиночестве, они не играют с другими детьми. Часто они не отвечают на улыбки. При этом заболевании человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз.

И у детей и у взрослых обычно наблюдаются другие заболевания, такие как расстройства сна, аллергия, нарушения пищеварения.

Причины развития аутизма у детей

У мальчиков аутизм развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Причина возникновения этого заболевания до сих пор не известна. По-видимому, наследственность играет важную роль. Если в семье уже есть ребенок, страдающий аутизмом, то вероятность этого заболевания у другого ребенка составляет 5-10%. Исследования не обнаружили какой-либо связи заболевания с вакцинациями детей.

Симптомы аутизма

Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

Осложнения

Иногда детям с аутизмом свойственно самоистязание, которое может проявляться значительными повреждениями на теле. Кроме того, у таких детей часто повышен порог болевой чувствительности, и ребенок может не реагировать на достаточно болезненные раздражители.

Что можете сделать вы

Убедитесь, что педиатр внимательно оценивает развитие вашего ребенка. Если вам кажется, что у вашего ребенка появились какие-либо симптомы аутизма, врач должен немедленно проверить его состояние.

Если аутизм диагностирован, ребенку назначат лечение, направленное на раннюю коррекцию процесса. Тренировка навыков и коррекция нарушений должна начаться как можно раньше.
Детям, страдающим аутизмом, легче всего адаптироваться, заниматься и работать в высоко организованной среде.

Что может сделать ваш врач

Существуют различные методики коррекции поведения. Если терапия начинается в раннем возрасте, она может дать хороший эффект. Физио-, трудотерапия, логопедия направлены на специфические особенности ребенка. Специальное обучение корректирует поведение ребенка и помогает в приобретении различных навыков.

Иногда требуется лекарственная терапия, в особенности, если необходим контроль поведения, при котором больному свойственно самоистязание.

Детский аутизм: признаки, диагностика и коррекция

Нарушение развития, характеризующееся расстройством речи, социальной адаптации и психического здоровья ребенка, в медицине обозначается термином «аутизм». Раннее выявление и своевременная коррекция детского аутизма позволяют добиться заметных положительных результатов в восстановлении речевой функции и социализации малыша.

Детский аутизм: предрасполагающие факторы

Аутизм у детей считается достаточно редким явлением, однако в последние годы выявляется все больше малышей, страдающих этим заболеванием.

Причины развития аутизма и учащения случаев заболеваемости на сегодняшний день до конца не выяснены. По мнению ученых, данное расстройство провоцируется целым рядом внутренних и внешних факторов, из числа которых можно выделить:

  • генетические мутации;
  • органические поражения центральной нервной системы;
  • эндокринные нарушения;
  • перенесенные ребенком вирусные инфекции;
  • интоксикации солями тяжелых металлов;
  • воздействие токсических веществ на организм матери в период вынашивания плода;
  • осложнения беременности;
  • неблагоприятные экологические условия.

При наличии наследственной отягощенности детский аутизм может начать развиваться вследствие сильных эмоциональных потрясений (испуга, стресса).

Признаки аутизма у детей

Детский аутизм имеет общие признаки с другими расстройствами аутистического спектра. В своевременном выявлении подобного рода нарушений развития важную роль играет наблюдательность родителей. Взрослым следует внимательно следить за поведением ребенка и фиксировать любые нехарактерные для его возрастной группы проявления. Признаки аутизма обычно впервые обнаруживаются у детей после полутора-двух лет.

У ребенка, страдающего этим расстройством, могут отмечаться:

Нарушения речевой функции в каждом отдельном случае имеют свои особенности: малыш может в большей или меньшей степени отставать в речевом развитии от своих сверстников, или же вовсе не использовать речь; аутизм у детей нередко проявляется отсутствием в речи обращений и личных местоимений. Дети с аутизмом могут многократно, подобно эху, повторять услышанные слова и фразы, а также «придумывать» неологизмы.

Многие малыши с аутизмом избегают прямого зрительного контакта с окружающими, не реагируют на обращения к ним, редко улыбаются. Некоторые аутисты не отличают своих родителей от прочих людей, и сопротивляются попыткам близких обнять их, или взять на руки.

У аутистов иное мировосприятие, другой способ общения и игры, а потому завязывать дружеские отношения таким детям достаточно сложно. Пребывая в компании других людей, имеющий данное нарушение развития ребенок может испытывать значительный дискомфорт, который с возрастом способен переходить в тревогу. Именно поэтому большинство детей с аутизмом проводят значительную часть времени в уединении, защищающем их от серьезных эмоциональных переживаний.

Аутизм у детей часто проявляется тенденцией к совершению одних и тех же манипуляций в течение длительного времени: ребенок может ритмично покачиваться, дергать руками, ходить по кругу, многократно повторять одно слово, и т. п. У многих аутистов также отмечается приверженность к определенным установкам. Например, при нарушении привычного распорядка такие дети сильно переживают и впадают в истерику (спровоцировать подобного рода реакцию порой способны даже несущественные изменения, такие как замена интерьерного аксессуара в комнате или перестановка книг на полке).

  • Слабый интерес к игрушкам.

У детей с аутизмом слабо развито абстрактное мышление, а потому многие из них не способны к совершению символических действий. Малыш, имеющий данное нарушение развития, может не понимать правил и особенностей игры. Например, обращаясь с игрушками, многие аутисты лишь повторяют производимые другими людьми действия; в других случаях у аутистов наблюдается тяготение только к одной игрушке (или к ее детали).

Даже незначительная неудача способна спровоцировать у ребенка агрессию, которая нередко завершается истерикой или физической атакой (ребенок может направлять агрессию не только на других, но и на самого себя).

Аутизм у детей в каждом индивидуальном случае проявляется по-разному. Большинство малышей, страдающих этим расстройством, имеют легкую или умеренную степень интеллектуальной недостаточности. Тяжелая умственная отсталость у аутистов обычно обусловливается сочетанием этого заболевания с некоторыми другими патологиями (трисомиями, микроцефалией, эпилепсией). При легких формах аутизма уровень интеллектуального развития малыша может соответствовать среднему значению нормы (или даже превышать ее средний показатель).

Помимо поведенческих признаков заболевания, у аутистов часто отмечаются и физиологические проявления, такие как ослабленный иммунитет, нарушение работы поджелудочной железы, синдром раздраженного кишечника, судороги, обостренные или, напротив, притупленные тактильные ощущения.

Аутизм у детей: методы диагностики и коррекции

При подозрении на аутизм ребенку требуется прохождение полного обследования, которое должно включать в себя посещение педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда. В диагностических целях проводится беседа с родителями и разбор клинической картины патологии в соответствии с критериями классификаций расстройств психики.

Аутизм достаточно сложно дифференцируется с психическими аномалиями, имеющими схожие симптомы, что может представлять собой серьезную проблему при определении врачами методов лечения.

Существует немало профессиональных методик, разработанных специально для коррекции детского аутизма. Лечение основывается на активном взаимодействии с аутистами, коррекции их речи, а также обучении малышей определенным поведенческим сценариям. При этом значительную роль в восстановлении психоречевого развития ребенка играет усердие его родителей.

Медикаментозная терапия при аутизме применяется в исключительных случаях, и выступает в качестве вспомогательного фактора, обеспечивающего более успешное проведение реабилитации за счет купирования отдельных симптомов.

Аутисты не смотрят в глаза

Эффективный тест по определению признаков аутизма у новорожденных детей разработан в США и представлен в журнале Nature

Дети, у которых в возрасте 2–6 месяцев нарушается зрительный контакт с другими людьми, в дальнейшем с высокой вероятностью становятся аутистами. Тест для выявления аутизма у грудных младенцев представлен в четверг в журнале Nature.

Аутизм — заболевание с не выясненными до сих пор причинами, в наше время встречается значительно чаще, чем раньше. Сегодня признаки аутизма у ребенка становятся заметны в возрасте около года, да и то при внимательном отношении родителей и врачей.

Ознакомьтесь так же:  Стресс на учёбе

Специалисты говорят о необходимости ранней диагностики, поскольку чем раньше выявить тревожные признаки, тем легче предупредить болезнь.

Ученые из Центра Маркуса по изучению аутизма, Центра детского здоровья Атланты и Школы медицины Университета Эмори нашли признаки, появляющиеся еще до того, как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими людьми. Они обратили внимание на движения глаз. Результаты авторы исследования опубликовали в журнале Nature 6 ноября.

Биохимические изменения в мозгу аутистов обратимы

Зрительный контакт играет ключевую роль в процессе социального взаимодействия. Грудные дети на том этапе развития, когда они еще не могут ни ходить, ни ползать, очень активно познают мир. И на первых порах — именно глазами. Они смотрят на лица, тела, окружающие их предметы, устанавливают зрительные контакты. Такое изучение всего, что вокруг, является естественной и необходимой частью развития организма и готовит почву для дальнейшего роста мозга.

Для наблюдения за детьми от рождения до трехлетнего возраста исследователи использовали особую технологию eye-tracking, или окулографию — отслеживание движения глаз.

С помощью этой технологии они смогли проанализировать, как младенцы реагируют на социальные сигналы.

Грудничков разделили на две условные группы — тех, у кого риск возникновения расстройств аутического спектра был высок, и тех, у кого этот риск был минимален. В первую группу попали дети, чьим старшим братьям и сестрам ранее уже был поставлен диагноз «аутизм», и такая ситуация резко повышала вероятность заболевания — в 20 раз. У новорожденных в группе с низким риском, напротив, семейная история заболевания была «чистой», то есть их близкие родственники первой, второй и третьей степени родства не страдали таким расстройством.

У детей-аутистов не хватает полезной кишечной микрофлоры

Интенсивно наблюдая за этими детьми от рождения, ученые смогли обнаружить самые первые признаки заболевания, проявившиеся уже в первые полгода жизни, и собрать большие объемы фактических данных, косвенно указывающих на расстройство задолго до того, как обнаружатся его явные симптомы. Независимая группа врачей провела осмотр этих детей, когда они подросли, в возрасте трех лет, и подтвердила результаты раннего тестирования. Опираясь на уже поставленный диагноз, исследователи повторно проанализировали все результаты своих наблюдений и попытались определить, какие признаки наиболее ярко отличали аутистов от тех, кто был здоров. То, что они обнаружили, показалось им удивительным.

У аутистов в возрасте от 2 до 24 месяцев наблюдалось устойчивое снижение внимания к глазам других людей.

Причем не полное отсутствие такого внимания, а именно снижение его с возрастом. И этот параметр можно было измерить с помощью приборов, то есть зарегистрировать количественно. Такие изменения становились очень явными уже в шестимесячном возрасте.

Ученые предупреждают: то, что они наблюдали, не видно невооруженным глазом, для этого требуется специальная измерительная техника. Кроме того, нельзя основываться на результатах единичных измерений, нужно сделать несколько повторных тестов в течение месяца.

Действие марихуаны имитировали без вреда для здоровья

Понимая, какой резонанс может вызвать данное исследование, они также подчеркивают, что родители не должны паниковать и поминутно заглядывать в глаза своему ребенку. Если младенец на них не смотрит, это все же недостаточный повод для беспокойства.

Тест, который они разработали, может быть выполнен только в лаборатории.

«Генетика аутизма оказалась достаточно сложной. Вероятно, в процессе возникновения расстройства задействованы многие сотни генов, каждый из которых играет определенную роль лишь в некоторых незначительных проявлениях, которые в сумме приводят к болезни. Причем у разных людей это разные гены, — пояснил руководитель исследования Уорен Джонс. — Обнаруженное нами явление — одно из многих нарушений, сопровождающих данное состояние. В дальнейшем мы планируем расширить свои исследования и выяснить, как именно движения глаз связаны с активностью генов и развитием головного мозга».

Ученые предположили, что в дальнейшем, если удастся рано выявлять болезнь, можно будет принять своевременные меры к ее коррекции. Возможно, в будущем будут разработаны стратегии такого раннего вмешательства, которые позволят если не вылечить, то свести к минимуму проявления аутизма.

Аутизм у детей, первые признаки

Аутизм является такого рода психическим расстройством, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка значительных трудностей в попытках наладить общение с другими людьми. Врожденное заболевание возникает из-за множественных нарушений в головном мозге. Эти нарушения провоцируют повторяющиеся действия, вынуждают ограничить социальное общение и значительно уменьшают интерес к чему-либо. Нередко наблюдаются проблемы с речью, а также заметное снижение умственных способностей.

Аутизм проявляется в детском возрасте

Как правило, вышеперечисленные признаки заболевания возникают с трех лет. В случае возникновения схожих психологических состояний, однако с менее выделяющимися симптомами и признаками, их принято относить к психологическим заболеваниям аутического спектра. Характерное для этого заболевания расстройство формируется из-за отсутствия возможности слаженного функционирования отдельных частей мозга.

У преимущественной части пациентов, которым поставлен аутизм различной формы, на протяжении всей жизни будут проблемы, напрямую связанные с организацией нормальных отношений с окружающими людьми.

Мальчик-аутист общается только с собакой

Между прочим, раннее диагностирование симптомов болезни у пациента, а также незамедлительное начало лечения дают неплохие шансы. Аутизм располагает некой тенденцией к появлению в определенных семьях, на основании чего можно сделать вывод о вероятном наследовании психологического заболевания. В настоящее время активно проводится изучение вопроса, которое имеет отношение к определению конкретных структурных и функциональных единиц наследственности живых организмов, отвечающих за наследование аутизма.

В народе широко распространено предположение, что к заболеванию головного мозга может привести вакцинация в раннем возрасте, в том числе комплексная прививка от кори, краснухи и паротита, он же свинка. Стоит отметить, что подтверждения исследователи от медицины этому факту не дают, это многократно проверялось в рамках специальных исследований. Крайне важно, чтобы все прививки от инфекционных болезней были сделаны ребенку в соответствующем возрасте.

Не подтвержден факт, что вакцинация способствует развитию аутизма

Так что представляет собой болезнь и как проявляется аутизм? В большинстве случаев, бдительные родители начинают замечать, что их родной ребенок заметно отстает в развитии по сравнению с другими детьми. Ему трудно наладить общение с окружающими его людьми и вести себя так, как его сверстники. Вполне реален и такой вариант развития, при котором ребенок, страдающий аутизмом, начинает говорить на нормальном уровне, но спустя время этот навык постепенно утрачивается.

В некоторых случаях постоянно молчит. У родителей могут появиться опасения, что он глухой, но при проверке слуха в больнице данные опасения не подтверждаются. При атипичном аутизме наблюдается избыточное повторение. Например, это могут быть неоднократные покачивания частей тела или необъяснимая привязанность ребенка по отношению к определенным предметам. Характерное расстройство мышления вызывает у родителей необходимость изменить привычную для ребенка рутину на что-то более новое.

Как правило, «типичного» поведения у страдающих аутизмом людей не существует, а ввиду этого создание единого образа больного для всех случаев не представляется возможным. Больные могут вести себя совершенно по-разному, на что влияет форма аутизма и степень его запущенности. Также родители больных часто выделяют такую характерную особенность поведения детей, как всевозможное избегание ими зрительного контакта с другими людьми, а также предпочтение общению игры в одиночестве.

Занятия в бассейне с ребенком-аутистом

Часто случается, что больные аутизмом в подростковом возрасте впадают в продолжительную депрессию, уж слишком сильно переживая это, в том числе, если их интеллектуальные показатели находятся на уровне среднего или выше среднего. Нередко у детей в этот период начинаются припадки, сходные с эпилептическими. Если лечение аптечными средствами не дает положительного результата, то может быть применено хирургическое вмешательство с целью исключения крайне интенсивной мозговой электрической активности.

Аутизм у взрослых людей

У взрослых признаки болезни проявляются по-разному, в зависимости от того, насколько тяжело протекает это заболевание на протяжении жизни. В числе самых распространенных признаков можно выделить следующие:

  • Отсутствие жестикуляции и скудость движений мышц лица, выражающих внутреннее душевное состояние;
  • Непонимание элементарных понятий и правил общения;

Аутизм у взрослых людей

  • Отсутствие понимания чувств, эмоций, намерений посторонних людей;
  • Сложность в обращении к кому-либо первым;
  • Недостаточный словарный запас, слишком частое повторение схожих по смыслу фраз и словосочетаний.

Следует отметить, что риск обнаружения врожденного заболевания у девочек в четыре раза ниже, чем у мальчиков. Статистика указывает на то, что из 1 000 детей (общая цифра, которая может варьироваться и в больших пределах) на 1 ребенка приходится этот злосчастный диагноз.

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Можно ли вылечиться от аутизма?

Результаты новых исследований свидетельствуют о том, что это возможно, однако что именно дает толчок к выздоровлению, пока остается загадкой

Когда я готовилась стать клиническим психологом, одной из привычных составляющих моей работы было сообщать родителям о том, что их дети страдают аутизмом. Теперь, когда я сама стала матерью, я гораздо лучше понимаю то выражение боли, которое появлялось на их лицах в тот момент. Среди множества вопросов, которые возникали в их голове, главным был вопрос о том, сможет ли их ребенок когда-нибудь стать таким, как все.

Результаты нового исследования, опубликованные в феврале 2013 года в Journal of Child Psychology and Psychiatry, свидетельствуют о том, что в некоторых случаях ответ на этот вопрос может оказаться положительным. Ученые обнаружили, что у некоторых людей, которым в детстве был поставлен диагноз «аутизм», симптомы этого заболевания – трудности во взаимодействии и общении с другими людьми, болезненная приверженность к ежедневным ритуалам, а также навязчивые движения – с возрастом исчезают.

Ознакомьтесь так же:  У ребенка насморк и хрипит

Это исследование стало не первым исследованием, авторы которого пришли к выводу о том, что некоторые молодые люди, страдающие аутизмом, со временем перестают демонстрировать его симптомы. В 2008 году ученые изучили научную литературу по этой теме и обнаружили, что трое из 25 человек, страдающих этим заболеванием, в конечном итоге выздоравливают. Однако авторы нового исследования решили изучить этот вопрос более подробно. Они набрали три группы людей в возрасте от 8 до 21 года: в первую группу вошли 34 человека, которые уже вылечились от аутизма, во вторую – 44 человека, у которых был диагностирован высокофункциональный аутизм, а в третью, контрольную – 34 человека, у которых нет никаких отклонений в развитии.

Опытный диагност тщательно изучила все записи в истории болезни тех участников исследования, которые уже выздоровели, и подтвердила, что в детстве они действительно страдали аутизмом. Более того она совершенно верно определила и исключила истории болезни детей, не страдающих аутизмом (у них наблюдались симптомы других заболеваний, таких как, к примеру, расстройства речи), которые были предложены ей с целью установить корректность ее диагностических методов. Все эти меры позволили ученым удостовериться в том, что тем участникам исследования, которые в настоящее время ведут нормальный образ жизни, в детстве был поставлен верный диагноз. Кроме того, установленные учеными критерии выздоровления были довольно жесткими: участники должны были не только полностью избавиться от симптомов аутизма, о чем свидетельствовали результаты многочисленных обследований, у них также должны были быть друзья без каких-либо отклонений в развитии, и они должны были получать образование по общей программе.

Результаты исследования оказались весьма обнадеживающими: выздоровевшие участники ни в чем не отставали от своих нормально развивающихся сверстников, а по своим социальным и коммуникативным навыкам и по умениям, необходимым в повседневной жизни, они намного опережали пациентов с высокофункциональным аутизмом. По мнению некоторых экспертов, такие результаты стали поворотным моментом в исследовании аутизма, «ясно продемонстрировав возможность избавиться от симптомов и вернуться к здоровой жизни», как пишет Салли Озонофф (Sally Ozonoff) из Калифорнийского университета, который не принимал участия в исследовании.

Не аутист, но и не обычный человек

Какими бы обнадеживающими ни были результаты этого исследования, я считаю, что мы должны относиться к ним с определенной осторожностью. Для начала, примерно 20% из тех, кто попал в группу выздоровевших аутистов, до сих пор испытывают некоторые трудности с поддержанием зрительного контакта с другими людьми, с управлением своими жестами и выражениями лица. Авторы исследования пишут, что «эти трудности были расценены… как особенности, не связанные с аутизмом». Однако авторы этого исследования не были «слепы», как те ученые, которые принимали участие в клинических исследованиях – то есть они хорошо знали, кто именно из испытуемых не имел отклонений в развитии, кто страдал аутизмом, а кто предположительно от него избавился.

Нетрудно себе представить, каким образом эта информация могла повлиять на интерпретацию учеными поведениях участников эксперимента. Несмотря на то, что выздоровевшие участники исследования избавились от симптомов аутизма, «большинство из них до сих пор страдают серьезными расстройствами», такими как депрессия, тревожность и ослабление внимания, как отмечает Элизабет Келли (Elizabeth Kelley), психолог из Королевского университета в Онтарио и одна из авторов исследования.

Келли указывает еще на один недостаток этого исследования: его авторы изучали случаи выздоровевших пациентов уже после их выздоровления. Такой ретроспективный подход не поможет определить процент детей, которые смогут избавиться от аутизма, а также причины их выздоровления. Родители зачастую пробуют самые различные методы лечения, в том числе поведенческую, речевую, трудовую и медикаментозную терапию, и они редко ведут подробные записи хода и эффективности лечения. Пока ученые не начнут изучать течение болезни с первых ее симптомов до момента выздоровления, «мы не сможем выяснить, почему некоторые люди выздоравливают», как отмечает Келли.

К счастью, ученые постепенно начинают подробно исследовать этот вопрос. К примеру, Кэтрин Лорд (Catherine Lord), директор Центра изучения аутизма и развития мозга при Медицинском колледже Вейл Корнелл (Weill Cornell Medical College), ведет группу примерно из 100 больных аутизмом людей с момента постановки им этого диагноза в возрасте 2 лет и до настоящего времени, когда им уже за 20. Участники этой программы проходили полное обследование каждые несколько лет в детстве и в возрасте 18 лет, а их родители должны были ежегодно заполнять по несколько подробных анкет.

Подобно Келли и ее коллегам, Лорд обнаружила, что некоторые пациенты со временем перестают демонстрировать симптомы аутизма. Более того, по ее словам, «их манера поддерживать визуальный контакт, их жесты, то, как они управляют своим телом, то, как они говорят о своих друзьях – долгое время считалось, что именно от этих особенностей поведения аутистам сложнее всего избавиться – неотличимы от поведения здоровых людей. В повседневной жизни они также вполне успешно способны справляться с множеством задач: к примеру, они могут учиться в колледже и при этом подрабатывать. Исследователи включают таких людей в группу пациентов, демонстрирующих «чрезвычайно положительную динамику». Ученые выделяют еще одну, более многочисленную группу пациентов, которые считаются «более способными», чем другие пациенты, страдающие аутизмом: у них нет когнитивных нарушений, и в целом они могут довольно успешно заниматься наукой, но симптомы аутизма у них выражены довольно сильно. Научная работа, в которой Лорд изложила результаты своих исследований, в настоящее время находится на рассмотрении комиссии рецензируемого научного журнала.

Кто и как выздоравливает

Хотя в ходе своего исследования Лорд не удалось выяснить, почему некоторые люди с симптомами аутизма со временем демонстрируют значительные улучшения, она обнаружила некоторые признаки, которые могут свидетельствовать о возможном начале выздоровления. К примеру, в раннем возрасте пациенты, попадающие в группу с «чрезвычайно положительной динамикой», демонстрировали стремительный прогресс в освоении речевых навыков и снижение частотности циклических и навязчивых движений, таких как взмахи руками или выставление игрушек в ряд. Родители детей, демонстрирующих подобные улучшения в раннем возрасте, могут надеяться на хороший прогноз.

Интересно то, что ни Келли, ни Лорд не пришли к выводу о том, что лучших результатов добиваются пациенты, получающие более интенсивное бихевиоральное лечение, как многие могли бы предположить. Это не означает, что бихевиоральная терапия неэффективна в случае с людьми, страдающими аутизмом – множество исследований уже давно подтвердили обратное. Просто пока исследователи не знают, каким образом интенсивность и тип терапии влияют на прогноз. К примеру, прикладной поведенческий анализ, в центре которого стоит идея о том, что детей необходимо заставлять учиться и внимательно слушать других людей, может привести к значительным успехам в случае с некоторыми пациентами, в то время как другим может больше помочь развитие социальных навыков, таких как умение поддерживать диалог и соблюдать очередность. Некоторым детям может потребоваться более интенсивное вмешательство, чтобы они могли достичь каких-то результатов. Непредсказуемость результатов лечения, возможно, объясняется генетическими различиями: скорее всего аутизм имеет массу разновидностей, и его развитие нельзя объяснить одной единственной генетической причиной.

По мнению Келли, пока у ученых нет окончательных ответов, «родители должны делать все возможное для своих детей» — разумеется, в рамках их финансовых возможностей. Она предостерегает родителей о того, чтобы тратить все средства семьи на лечение и доводить себя до эмоционального истощения, пытаясь помочь своему ребенку, поскольку, возможно, существуют некие факторы, способствующие выздоровлению, которые находятся за пределами родительской воли. «Возможно, это генетический вариант – кто знает?»

Какими бы обнадеживающими ни были положительные прогнозы, мы до сих пор не знаем, не появятся ли симптомы аутизма снова у тех людей, которые предположительно от него избавились. Когда перед людьми, страдающими аутизмом, возникают проблемы, присущие взрослой жизни, к ним могут вернуться старые и проявиться новые симптомы этого заболевания. Между тем, исследования взрослых людей, страдающих аутизмом, неоднократно доказывали, что многие из них добиваются того, чтобы вести независимую жизнь, находить и сохранять работу, обзаводиться друзьями и даже вступать в романтические отношения. Лорд и ее коллеги намереваются продолжать следить за состоянием участников их исследования, чтобы выяснить, увеличится ли численность группы с «чрезвычайно положительной динамикой».

Разумеется, люди, страдающие аутизмом, порой добиваются успеха в жизни, даже если они не могут окончательно избавиться от симптомов своего заболевания. По словам Лорд, один пациент с диагнозом «аутизм» очень удачно выразил эту мысль: «Если я ни от кого не завишу, имею хорошую работу и отношения с окружающими меня людьми, так чем я хуже других?» Ученые и клиницисты должны продолжать свои исследования, чтобы понять, как люди, страдающие аутизмом, могут добиться наибольшего успеха – то есть вести счастливую и полноценную жизнь.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

About the Author: admin