Понятие стресса психофизиология стресса

Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса.

Стресс-особое функциональное состояние и в то же время психофизиологическая реакция организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы. Стресс-это сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода.

Виды стресса.1Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.).2.Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).б) Информационный (от огромного объёма информации).3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).Каждый человек имеет индивидуальный порог чувствительности к стрессу – это уровень напряженности, до которого работоспособность повышается. Если перешагнуть этот порог, стресс становится разрушительным, у человека появляются признаки усталости, и он может заболеть.

Условия возникновение стресса. любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

Этапы развития стресса. Выделяют три стадии развития стресса: рост напряжения (мобилизация); внутренний стресс (дезаптация); истощения, спад внутренней активности (дезорганизации). Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя. Например: подготовка срочной работы до заданного срока, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы. Стадия дезаптации оказывается вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запретного торможения, что проявляется в снижении качества выполнения работы. В поведении специалиста оказывается неорганизованность, теряется чуткость передачи информации забывается часть информации, принимаются решения, в которых не учтены последствия. На этой стадии работник предполагается многих ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается. Стадия дезорганизации возникает в случае продолжения стрессового нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения человека, его поведение становится неадекватной ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменений, может привести к серьезным внутренних заболеваний. Учет динамики развития внутреннего напряжения в управлении стрессами во многом облегчает поиск вариантов грамотного разрешения конфликта и способствуют более быстрому стабилизации внутреннего состояния и внешнего поведения участников ситуации.

Последствия:в ответе на стресс принимают участие все системы — нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т.п. Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.При стрессе дыхание становится более частым.При непродолжительном стрессе попадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность различных инфекционных заболеваний.Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию.При стрессе так или иначе страдают все системы организма.

Методы преодоления стресса:Активно-познавательный(личность стремится упорядочить свою оценку стрессововй ситуации);Активно-поведенческий(поведение личности нацелено непосредственно на стрессовую ситуацию);Уклонение(личность уходит от конфронтации ос стрессом)

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 243 ; Нарушение авторских прав

Психофизиология стресса

Главная > Реферат >Психология

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.

Основные положения концепции стресса.

Общий адаптационный синдром.

Психологические аспекты стресса.

Три фазы стресса.

Устойчивость человека к стрессу.

К чему приводит стресс.

Способы борьбы со стрессом.

Список использованной литературы.

ПОНЯТИЕ СТРЕССА. СТРЕССОРЫ. ВИДЫ СТРЕССА.

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс — это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Слово «стресс» в переводе с английского обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) — считал, что стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса — не болезнь. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” — в переводе с английского “страдание” — Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма .

В настоящее время ученые различают:

— эвстресс: положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм. При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

— дистресс: отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом. Каждый человек способен поддерживать оптимальный уровень стресса, но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, так как в этих случаях стресс может перейти в дистресс. Он характеризуется утомлением, раздражительностью, снижением работоспособности, проявляется в чувстве безысходности, тревоги. Подобная неспособность справиться со стрессом может привести к истощению, которое принимает форму нервного срыва, а иногда даже приводит к психическому заболеванию (синдрому хронической усталости, депрессии,) или психосоматическому расстройству (сердцебиению, язве желудка, повышенному давлению, сердечно-сосудистым заболеваниям и т.д.).

Что вызывает стресс?

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, шум, освещение и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые психологические, физиологические, социальные факторы, такие, как риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, умственная перенагрузка, недостаток сна, свободного времени, конфликты в семье и на работе. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса

Ознакомьтесь так же:  Депрессия тахизависимая

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРЕССА.

3.1. Общий адаптационный синдром.

Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воз­действие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В связи с этим процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. 1-ая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет 2-ой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Селье, и ведет к гибели или к старению и гибели. Предположение о существовании 2-х мобилизационных уровней адаптации поддерживается многими исследователями.

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляющиеся “триады стресса” изменяются по интенсивности.

Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

При кратковременно сильных экстремальных воздействиях ярко проявляются разные симптомы стресса.

Кратковременный стресс — это как бы всестороннее проявление начала длительного стресса. При действии стрессоров, вызывающих длительный стресс (а длительно может выдержать только сравнительно несильные нагрузки), начало развития стресса бывает стертым, с определенным числом проявлений адаптационных процессов. Поэтому кратковременный стресс можно рассматривать как усиленную модель начала длительного стресса. И хотя по своим проявлениям кратковременный и длительный стресс отличаются друг от друга, тем не менее, в их основе лежат идентичные механизмы, но работающие в разных режимах (с разной интенсивностью). Кратковременный стресс — бурное расходование “поверхностных” адаптационных резервов и наряду с этим начало мобилизации “глубоких”. Если “поверхностных” резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации “глубоких” недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то особь может погибнуть при совершенно неизрасходованных “глубоких” адаптационных резервах.

Длительный стресс — постепенная мобилизация и расходование и “поверхностных” и “глубоких” адаптационных резервов. Его течение может быть скрытым, т.е. отражаться в изменении показателей адаптации, которые удается регистрировать только специальными методами. Максимально переносимые длительные стрессоры вызывают выраженную симптоматику стресса. Адаптация к таким факторам может быть при условии, что организм человека успевает, мобилизуя глубокие адаптационные резервы, “подстраиваться” к уровню длительных экстремальных требований среды. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а подчас тяжелых болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор. В этой ситуации попеременно “отключаются” процессы адаптации и реадаптации. Их проявления могут казаться слитными. В целях совершения диагностики и прогноза течения стрессогенных состояний предложено рассмотреть как самостоятельную группу состояния, вызванные длительными прерывистыми стрессорами.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Понятие стресса психофизиология стресса

3. Характеристика стрессоров

7. Защитные механизмы психики

8. Последствия длительного стресса для организма

10. Техники управления стрессом и его профилактика

11. Недопустимые методы борьбы со стрессом

Список литературы, источники

Конечно, они есть, и были использованы при написании этой работы. Но любителям копировать рефераты придется поискать себе источники самостоятельно.

Психофизиология стресса

Стресс и его влияние на тело человека. Фазы развития стресса, симптомы, последствия, методы борьбы. Физиологические реакции, направленные на минимизацию негативных последствий стрессовых воздействий. Основной гормон, выбрасываемый организмом при стрессе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Общая черта напряженности и стресса — неспецифической (общей) реакции организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз. Понятие, фазы и составляющие стресса в организациях. Последствия стресса и стрессовых ситуаций для организационного поведения.

курсовая работа [253,2 K], добавлен 24.05.2015

Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

реферат [29,3 K], добавлен 28.06.2008

Исследование проблемы психотравмирующего стресса и его последствий в психологии. Анализ причин возникновения и характеристика фаз развития стресса. Изучение методов психологической помощи в преодолении негативных последствий психотравмирующего стресса.

дипломная работа [82,1 K], добавлен 18.07.2011

Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

презентация [7,5 M], добавлен 02.03.2015

Понятие, проблемы, причины стресса. Профилактика стресса. Методы борьбы со стрессом. Стресс в России. Наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением болезней. Устойчивость человека к возникновению стрессовых реакций.

реферат [20,1 K], добавлен 20.11.2006

Теория и понятие стресса. Изменение общения при стрессе и его воздействие на организм. Особенности мужского, женского, детского стресса. Групповая дискуссия как метод групповой работы. Благотворное влияние стресса для повышения работоспособности человека.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 10.12.2015

Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС). Кратковременный и длительный стресс. Периоды мобилизации адаптационных резервов. Фазы развития стресса и его субсиндромы. Изменения психических процессов и социально-психологических функций при стрессе.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 12.10.2009

Определение, причины возникновения стресса, его стадии и возможные последствия. Психологические и поведенческие симптомы стресса. Причины возникновения стресса на работе. Несколько советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 03.06.2009

Стресс — состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 20.07.2012

Научно-теоретические аспекты стресса. Стадии развития стресса по Селье. Причины, вызывающие стрессовые нарушения. Физические проявления стресса. Основные регуляторы стресса. Выходы из стрессовых состояний. Способы успокоения и избавления от стресса.

реферат [14,6 K], добавлен 15.12.2009

3.3. Психофизиология стресса

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы. Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 году. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни». Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Одно из его последних определений стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Селье, 1974).

В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3) сильные, как благоприятное, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Виды стресса. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

Психологический стресс в трудовой деятельности. Профессиональная деятельность в экстремальных условиях труда

Понятие стресса и факторы, вызывающие стресс

Термин «стресс» (от англ. stress — нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники и обозначает внешнюю силу, воздействующую на физический объект. В физиологии, психологии, медицине этот термин используется для обозначения большого круга состояний человека, возникающих в ответ па разнообразные экстремальные воздействия.

Биологической функцией стресса является адаптация к изменяющимся условиям. В связи с этим стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих психических или физиологических воздействий (стрессоров). Выделяют два вида стресса в зависимости от воздействующих раздражителей:

  • — физический стресс, возникающий при воздействии на человека стрессоров сенсорного или метаболического характера (удушье или слишком сильные физические перегрузки) и, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека;
  • — психологический стресс, определяемый как стресс, обусловленный социальными факторами.
Ознакомьтесь так же:  Чем страшен гнойный гайморит

Стрессовые реакции могут быть физиологическими, поведенческими, когнитивными и эмоциональными (рис. 18.1). Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали или гнева. Когнитивными последствиями стресса могут быть нарушения концентрации внимания, расстройства, связанные с запоминанием, ошибки мышления.

Рис. 18.1. Стрессовые реакции

В качестве стрессоров рассматриваются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативной валентности и времени, требуемому па реадаптацию. Различают повседневные сложности или повседневные микрострессоры, критические жизненные или травматические события и хронические стрессоры.

Люди неодинаково реагируют на идентичные стрессоры. Точно предсказать последствия воздействия стрессовых факторов сложно. Это связано с тем, что между стрессорами и их последствиями опосредованно действуют другие факторы. К ним относят: личностные свойства, компетентность в преодолении нагрузок тенденции копинга (англ. coping от to соре with — чтобы справиться с) и социальные факторы.

Стрессоры вызывают нарушения адаптации только в сочетании с различными внутренними и внешними факторами. Наиболее важные, по мнению В. А. Абабкова и М. Перре, психологические факторы, связанные со стрессом, показаны на рис. 18.2.

Рис. 18.2. Структура стрессового события и переработки стресса

Исходными пунктами представленной на рис. 18.2 схемы являются стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны индивида — это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных точек зрения. Оценки вместе с индивидуальными процессами приспособления к стрессам и их преодоления в существенной мере определяют вид и интенсивность стрессовых реакций. Этот процесс регулируется личностными факторами, тенденциями копинга и его стилем, а также влиянием социальной поддержки и относящихся к стрессу релевантных лиц.

Свойства личности и социальные факторы могут способствовать как усилению, так и ослаблению стрессовой реакции, влияя на ее тип, интенсивность и длительность. Усилят эти факторы стресс или смягчат его — зависит от многих обстоятельств, в том числе и от типа стрессора, а также от особенностей самих факторов и их взаимодействия с другими, видоизменяющими или опосредующими перемены.

Психофизиология стресса

Впервые понятие стресса для изучения психических состояний человека было введено канадским врачом физиологом Г. Селье в 1929 г. для обозначения неспецифической реакции организма на любые стрессовые воздействия. В 1936 г. им была предложена первая теория стресса, рассматривающая стресс как общий адаптационный синдром организма (ОАД).

Созданию его концепции способствовал ряд благоприятных условий, сложившихся к этому времени: во-первых, к концу XIX в. и в первой половине XX в. в ряде стран, в том числе и в нашей, накопилось необходимое количество знаний по проблеме целостности живого организма и его взаимоотношений с внешней средой; во-вторых, возникла актуальность в защите человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Особое значение, по мнению Г. Селье, оказали на него встречи с И. П. Павловым в 1935 г. в Ленинграде. Селье отмечал: «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс».

В экспериментах по выработке нового динамического стереотипа у животных взамен уже существующего И. П. Павлов отмечал, что это формирование сопровождается чрезвычайным возбуждением животного. Животное рвется из станка, срывает приборы, «кричит», отказывается от еды, прежние положительные раздражители теряют свои действия, становится трудно вводить животное в экспериментальную комнату. Это мучительное состояние продолжается целых два, три месяца, пока, наконец, животное не решает задачу и устанавливает новый стереотип.

Таким образом, ученый делает следующие выводы:

  • — установка нового динамического стереотипа стоит огромного нервного труда, выдержать который может только животное с сильным нервным типом;
  • — возникающие тяжелые чувства при перемене обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового. При сильной напряженности и длительности таких случаев может наступать даже болезненная меланхолия.

Эксперименты И. П. Павлова явились одними из базовых в ходе разработки Г. Селье теории стресса. Описывая стресс с физиологической точки зрения, Г. Селье определил его как неспецифический ответ организма на предъявляемые из окружающей среды требования, связанные с перестройкой (адаптацией) организма к изменившимся условиям. Селье отмечает, что «с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Стресс не всегда результат повреждения. Вредоносный или неприятный стресс называется дистрессом».

Г. Селье открывает «синдром ответа на повреждение как таковое», получивший название триады стресса: гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников, а также устанавливает процесс управления стрессом: «Стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ), под влиянием которого внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара».

Разработанная Г. Селье концепция общего адаптационного синдрома (ОАС) есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. Общий адаптационный синдром включает три стадии:

  • 1) стадия тревоги —в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В этот момент происходит раскрытие резервов организма. Однако Г. Селье пишет: «Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней»;
  • 2) стадия резистентности —организм адаптируется к сложившейся ситуации и экономно расходует свой потенциал. Если на протяжении длительного времени действие стрессоров не заканчивается, начинается третья стадия;
  • 3) стадия истощения —на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда эти сигналы ведут к раскрытию кладовых резервов организма, в третьей стадии эти сигналы — призывы о помощи, которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.

Г. Селье предложил различать поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Первая доступна по первому требованию и восполняется за счет второй — глубокой. Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье.

Позднее при физиологических и психофизиологических исследованиях длительного стресса на первой стадии стресса были выделены еще три фазы адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям.

Первая фаза — разрушение имевшейся функциональной системы. Длится этот период минуты, часы, в зависимости от экстремальности стрессора. У большинства людей при этом отмечается степичность эмоций и повышение работоспособности. Если стрессогенное воздействие не прекращается, происходит переход ко второй фазе.

Вторая фаза — под действием имеющейся в организме программы перестройки происходит изменение дострессовой функциональной системы на новую, которая позволяет адаптироваться к ситуации. Это изменение происходит для человека болезненно со снижением работоспособности. Однако замечено, что при повышенной мотивации у человека может сохраняться достаточно высокая работоспособность, несмотря на выраженную клиническую симптоматику. К тому же психологические факторы (мотивация, установка и т.п.) могут за счет временной сверхмобилизации резервов купировать неблагоприятные проявления второй фазы. Средняя продолжительность этой фазы при разных стрессогенных условиях — около 11 суток.

Третья фаза — это фаза неустойчивой адаптации. Продолжительность этой фазы примерно 20—60 суток.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Термин «стресс» используется для обозначения разных явлений: а) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; б) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; в) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при экстремальных воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности. Проблема стресса и его последствий чрезвычайно важна потому, что во всем мире наблюдается стремительный рост стрессогенных нарушений поведения и стрессогенных заболеваний (разнообразные формы неврозов и депрессий), которыми страдают от 25 до 35% населения планеты.

Раскрытие роли неспецифических адаптационных реакций, лежащих в основе взаимодействия организма с неблагоприятными факторами внешней среды принадлежит канадскому ученому Гансу Селье, который оказал огромное влияние па биологическую науку введением новаторских и чрезвычайно плодотворных идей. Не случайно слово «стресс» и обозначаемое им понятие получили широкое распространение как в науке, так и за ее пределами. Г. Селье родился в 1907 г. в Австро-Венгрии в семье врача. Он получил образование на медицинском факультете Пражского университета, а затем продолжил учебу в Риме и в Париже. После усиления влияния нацизма в Европе, он эмигрировал в Канаду, где возглавил Институт экспериментальной медицины и хирургии.

Ганс Селье (1907-1982)

Еще обучаясь в университете, Г. Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы, а начальные симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и те же. Занявшись исследованием этого феномена, Г. Селье пришел к идее универсальной концепции стресса, которая в кратком выражении была сформулирована им как: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». При изучении механизмов стресса им были обнаружены факты фундаментального значения, в частности выяснена роль гормонов в стрессовых реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях. В своих опытах на животных для вызова стресса Селье использовал такие воздействия, как иммобилизация разной продолжительности, эфирная анестезия, охлаждение, гипоксия, хирургическая травма, эмоциональные раздражения. Как бы ни были разнообразны стрессорные факторы, они вызывали состояние, для которого характерен комплекс реакций, служащих адаптации, противостоянию вредоносным воздействиям, сохранению гомеостаза. Селье выделил «синдром ответа на повреждение как таковое» получивший название триада: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез, точечные кровоизлияния в слизистой оболочке желудка и кишечника. Ученый сопоставил эти реакции с симптомами, характерными для разных заболеваний (чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства, потеря аппетита и уменьшение веса тела) и сделал вывод, что объединение их в единую систему правомерно только при наличии единого механизма и общего процесса развития.

Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В 1956 г. Селье разработал концепцию «общего адаптационного синдрома» (ОАС), описал его основные защитные механизмы и стадии развития. Первая — стадия тревоги, или аларм-реакция (alarm — тревога, англ.) связана с мобилизацией защитных механизмов организма. Во время этой стадии главную роль играет адрено-кортикаль- ная система. Вторая стадия — сопротивления или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов. Последняя — стадия истощения, развивается в случае, если воздействие стрессора продолжается и в какой-то момент адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпываются.

Ознакомьтесь так же:  Сопли у щенка шпица

I стадия — развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора или измененных условий внешней среды. Основная нагрузка ложится на висцеральные служебные системы: кровообращение, дыхание. Регуляция осуществляется центральной нервной системой с широким вовлечением гормональных реакций, в частности гормонов мозгового вещества надпочечника (катехоламинов), что в свою очередь сопровождается повышением тонуса симпатической системы. Реакции генерализованы, неэкономны и часто превышают необходимый для данных условий уровень. Аварийная фаза адаптации зачастую протекает на фоне повышенной эмоциональности.

II стадия — характеризуется уменьшением возбудимости центральной нервной системы и формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией. Снижается интенсивность гормональных сдвигов, постепенно выключается ряд систем и органов, первоначально вовлеченных в реакцию. В ходе этой фазы приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевый уровень. Гормональный фон видоизменяется, усиливают свое действие гормоны коры надпочечников — «гормоны адаптации».

Устойчивая адаптация характеризуется новым уровнем деятельности тканевых клеточных мембранных элементов. В этой стадии происходит мобилизация энергетических ресурсов, повышенный синтез структурных и ферментативных белков, мобилизация иммунных систем, а организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность — устойчивость организма. Активная адаптация наиболее часто встречающийся тип ответной реакции у высших животных и человека. Функциональное состояние человека в значительной степени зависит от успешности развития ОАС.

III стадия истощения возникает после длительного действия сильного раздражителя, когда компенсаторные возможности центральных и периферических стрессовых реакций исчерпываются. Если стресс чрезмерен, возможна гибель организма.

Таким образом, начало исследования стресса было сосредоточено на трех основных «эндокринных осях», которые вовлекаются в стрессовую реакцию: адрено-кортикальной, соматотропной, тириоидной. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы. Установлено, что комплекс стрессорных реакций включает в себя активизацию вегетативной нервной системы, в частности адренергических, холинергических и серотони- нергических нейронов, возбуждение гипоталамо-гипофизарно-ад- реналовой системы (ГГАС), активизацию ренин-ангиотензинной, калликреин-кининовой системы (РАС и ККС), а также функциональные сдвиги в сердечно-сосудистой системе (ССС), инволюцию тимико-лимфатического аппарата, изменение клеточного состава крови и ее способности к свертыванию и фибринолизу.

В дальнейшем, стало очевидным, что эти оси могут быть активизированы посредством как физических, так и психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. По мнению Г. Селье, стресс может быть не только вреден, но и полезен для организма (эустресс), поскольку мобилизует резервные возможности (функциональные резервы), и(или) повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и др.), а иногда может приводить к облегчению течения и даже полному исчезновению соматических заболеваний. Эти эффекты стресса нашли отражение в ряде нетрадиционных подходов в лечении хронических заболеваний. Вредный стресс (дистресс) снижает сопротивляемость организма, вызывает возникновение и утяжеление течения заболеваний. Установлено, что развитие дистресса обусловлено либо чрезмерной интенсивностью фактора, либо неадекватной реакцией гормональной системы на действие стрессора. Следует признать, что природа различий эустресса и дистресса во многом неясна. Термин «стресс» часто употребляют весьма вольно, существует множество противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, что общим знаменателем всех стрессоров следует считать активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители — практически самый частый стрессор. В наиболее общем виде развитие процесса происходит следующим образом. Каждое сильное и сверхсильное воздействие на организм, возбуждая кору и лимбико-ретикулярную систему головного мозга вызывает освобождение норадреналина. Действуя на адренореактив- ные элементы ретикулярной формации, норадреналин активирует симпатические центры головного мозга и тем самым возбуждает симпатоадреналовую систему. Мобилизация нервных элементов симпатоадреналовой системы ведет к нарастанию во внутренней среде норадреналина. Накапливаясь в крови, адреналин через гемато-энцефалический барьер поступает в адренореактивные элементы заднего гипоталамуса. Поступление адреналина в гипоталамус ведет к активации системы гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников через адренэргические элементы ретикулярной формации и стимулирует образование кортико-тропинреализующего фактора, следствием чего является образование в гипофизе адрено-кортико- тропного гормона (АКТ Г) и выброс кортикостероидов в кровь (рис. 6.5).

Углубленные исследования показали, что влияние любого стрессора осуществляется либо непосредственно через экстеро- и инте- рорецепторы и афферентные нервные пути, либо гуморально, воздействуя через жидкие среды организма (кровь и др.) на структуры ЦНС, управляющие адаптационной деятельностью организма. Эти структуры расположены в гипоталамусе, ретикулярной формации среднего мозга, миндалевидном комплексе и гиппокампе. Соответствующая эфферентная и гуморальная информация создает сложную совокупность взаимодействий всех этих структур, изменяющуюся также вследствие получения информации о результативности адаптационных реакций.

Достаточно известная теперь концепция о механизме индивидуальной адаптации организма к внешней среде определяет стресс- реакцию как звено этого механизма. Нарушение гомеостаза, вызванное фактором окружающей среды, или сигнал возможности такого нарушения через высшие уровни регуляции активирует системы, ответственные за адаптацию — структурный след (Меерсон, 1988). Экспериментальные исследования позволили выявить три главных изменения, развивающихся в организме при адаптации к стрессу (Меерсон, Пшенникова, 1988): а) адаптивное увеличение потенциальной мощности стресс-реализующих систем; б) снижение степени включения таких систем, т.е. уменьшение стресс-реакции по мере повторения стрессорных ситуаций; в) снижение реактивности нервных центров и исполнительных органов к медиаторам и гормонам стресса — их десенситизация. При изучении психофизиологических механизмов развития стресса у людей были выделены (Китаева- Смык, 1983) четыре субсиндрома (фаз) стресса, которые развиваются последовательно: 1) эмоционально-поведенческий; 2) вегетативный (превентивно-защитной вегетативной активности); 3) когнитивный (изменения мыслительной активности при стрессе) и 4) социальнопсихологический (изменения общения при стрессе). Если первые два субсиндрома относятся к проявлениям этапов адаптационной активизации относительно низкой (в иерархичесском плане) «функциональной системности» организма, то последние два обусловлены

Рис. 6.5. Механизмы стресса (собственная схема)

индивидуально личностными особенностями людей, проявляющимися в экстремальных условиях.

Прикладные аспекты исследований стресса отличаются большим разнообразием. Среди них выделяются два основных направления — изучение так называемого стресса жизни и профессионального стресса. Кардинальные разработки первого направления представлены Г. Селье. Он, говоря о стрессе жизни, подразумевает под ним психологическое состояние человека, возникающее под влиянием ситуаций, обусловленных издержками современной цивилизации (урбанизации, возрастающего темпа повседневной жизни, загрязнения окружающей среды и т.д.). Данное положение главной целью имеет выявление факторов риска стрессогенных психосоматических заболеваний, в основном сердечно-сосудистых. Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, иными словами, при увеличении стрес- согенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активизацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности — с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации.

Особенности психоэмоционального стресса. В зависимости от особенностей раздражителя принято выделять физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) стрессы. При физическом стрессировании картина в целом совпадает с основными механизмами и стадиями стресса в описании Г. Селье. Особенностью психоэмоционального стресса является вовлечение в механизм развития когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю. В этом случае раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, воспринимается (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы, которые посылают импульсы по сенсорным путям к мозгу. Это формирует картину ответной реакции на стресс, в которой характер эмоционального ответа может быть весьма разнообразен.

Замечено, что человек, охваченный стрессовой эмоцией, становится как бы ниже самого себя: психическое состояние, образование, моральное воспитание могут существенно меняться под влиянием эмоции. Специалисты отмечали, что культурный человек в состоянии сильного эмоционального стресса может даже начать говорить на том местном наречии, которое было им усвоено в детстве или терять приобретенные в процессе обучения орфографические навыки. Иногда эмоция может полностью подавить речь, но чаще всего разрушаются лишь определенные ее формы, адаптированные к тем или иным обстоятельствам: затрудняется доклад на конференции, ответ на экзамене, не находится нужное в данный момент слово. Могут меняться и голосовые особенности: голос становится выше или ниже обычного, появляется заикание, икота, всхлипывания. Рассматривая стрессовые эмоции с точки зрения иерархии форм поведения, можно сказать, что неотъемлемой характеристикой стрессовых эмоций является регрессия к низшим формам поведения. Эмоция, сопровождающая стресс ведет к подавлению высших форм поведения и снижению психического напряжения до уровня низших реакций. Описаны проявления психического стресса, которые выражаются конвульсиями, расстройствами дыхания и кровообращения. Такие формы стресса в последующем переходят в состояние выраженного истощения. Эти активированные в эмоциях тенденции являются примитивными тенденциями самосохранения, нападения или бегства.

Механизмы вовлечения эмоций при стрессе. В ЦНС от главных путей, идущих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают оценку в структурах мотивационно-потребностной сферы (гипоталамусе и лимбической системе). В конечном итоге все сигналы по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция, которая является стимулом для стресса. Таким образом, любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае если субъективная оценка говорит об угрозе, она приобретает роль триггера, автоматически запуская механизм соматического ответа. Таким образом, процесс развивается по трем направлениям: 1) стрессирующий фактор анализируется в коре головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор; 2) под действием стрессора в процесс включается вегетативная нервная система, которая обеспечивает активацию кис- лородтранспортных систем (готовность к борьбе или бегству); 3) активация гормональной сферы, которая, в основном, формирует медленнодействующую защиту организма. Гормоны изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи, освобождают энергию, стимулируют иммунную систему.

В современном мире стресс, нередко ограничивается только внутренними проявлениями, без внешней разрядки и, потому, может приобретать затяжной (психо-эмоциональный) характер. Как следствие, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также эмоционального возбуждения.

About the Author: admin