Побочные явления стресса

Стресс-гран ® (Stress-gran)

Стресс-гран ®
Инструкция по медицинскому применению — РУ № Р N003421/01

Дата последнего изменения: 04.05.2010

Лекарственная форма

Состав (на 100 г):

  • Avena sativa (авена сатива) С100,
  • Strychnos ignatii ( Ignatia ) (стрихнос игнации (игнациа)) С100,
  • Zincum isovalerianicum ( Zincum valerianicum ) (цинкум изовалерианикум (цинкум валерианикум)) С100 поровну — 1,0 г.
  • Драже (сахарная крупка нонпарель) 100,0 г.

Описание лекарственной формы

Однородные гранулы правильной шаровидной формы, белого с серым или кремовым оттенком цвета, без запаха.

Фармакологическая группа

Фармакологическое действие

Многокомпонентный гомеопатический препарат, действие которого обусловлено компонентами, входящими в его состав.

Астено — невротический синдром и эмоционально-вегетативные расстройства (повышенная возбудимость, раздражительность, нарушения сна, тревога) — в качестве симптоматического средства.

Противопоказания

Повышенная индивидуальная чувствительность к компонентам препарата. Беременность и период грудного вскармливания, возраст до 18 лет (отсутствует опыт применения).

Способ применения и дозы

Сублингвально (рассасывать под языком до полного растворения) по 5 гранул 1 раз в день за 20 — 30 минут до еды или через час после еды. Курс лечения 3 недели. Увеличение продолжительности и проведение повторных курсов лечения возможно по согласованию с врачом.

Побочные действия

Возможны аллергические реакции.

Передозировка

Случаи передозировки до настоящего времени не были зарегистрированы.

Взаимодействие

Прием гомеопатических препаратов не исключает применение других лекарственных средств.

Особые указания

При применении гомеопатических лекарственных средств может отмечаться временное обострение симптомов. В этом случае следует прекратить прием препарата и обратиться к врачу.

При отсутствии терапевтического эффекта, а также появлении побочных эффектов, не описанных в инструкции, следует обратиться к врачу.

Информация для больных сахарным диабетом: содержание углеводов в максимальной суточной дозе препарата (5 гранул) соответствует 0,01 хлебной единицы.

Влияние на способность управлять транспортными средствами и работать с механизмами:

Форма выпуска

По 8 г в пробирке полимерной или по 8 г в банке полимерной.

Каждую пробирку или банку вместе с инструкцией по применению помещают в пачку из картона коробочного.

Условия хранения

При температуре не выше 25°С в защищенном от света месте.

Хранить в недоступном для детей месте.

Срок годности

Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.

Человек в процессе своей жизнедеятельности регулярно подвержен воздействию значительного количества факторов внешней среды, ряд которых приводит к развитию ответной реакции организма, называемой стрессом. Впервые это понятие было введено американским психофизиологом Уолтером Кенноном в его работах, однако изучением стресса и связанных с ним факторов занимался другой известный психофизиолог – Ганс Селье. Это понятие он тесно связывал с общим адаптационным синдромом. Стресс может как помочь оказывать существенное положительное влияние на жизнь людей, являясь средством мотивации, так и негативно повлиять на настроение и отношения с окружающими, а также привести к целому ряду серьезных проблем психического и физического здоровья. Большое количество людей подвержены воздействию внешних факторов в связи с низким уровнем жизни, напряженной работой, проблемами в семье и другими негативными факторами.

Под физиологическим или биологическим стрессом понимают реакцию организма, связанную с перестройкой его функционирования в ответ на экзогенные или эндогенные факторы. Таким образом, стресс является попыткой организма приспособиться к возникшим изменениям. Также под стрессом понимают негативное состояние, которое может повлиять на психическое и физическое благополучие.

Как правило, при воздействии стрессового фактора, организм отвечает активацией симпатической нервной системы, что повышает приспособительные возможности организма и позволяет адаптироваться к новым условиям деятельности. Однако, из-за того, что организм не может длительно поддерживать высокую активность симпатической нервной системы на высоком уровне, парасимпатическая система возвращает функциональное состояние на нормальный уровень.

Физиологи определяют стресс как реакцию организма в ответ на раздражитель, реальный или представляемый. При этом, в зависимости от продолжительности реакции, выделяют острый и хронический ответ. Ганс Селье включал стресс в состав общего адаптационного синдрома, отображающего как организм живых существ отвечает на стрессовый фактор.

В состав общего адаптационного синдрома входит три постоянных фазы:

  • тревоги;
  • устойчивого сопротивления;
  • истощения или восстановления.

Фаза тревоги является первым этапом и делится на два периода:

На протяжении этого периода организм может подвергнуться влиянию различных стрессовых факторов, что будет проявляться снижением или нарушением нормальных функций организма, вплоть до шока.

Начинается после того, как стрессовый фактор идентифицирован и организм активно отвечает на него путем активации нервной системы и выброса катехоламинов в кровоток, что приводит к повышению мышечного тонуса, артериального давления и глюкозы в плазме крови.

Фаза устойчивого сопротивления является вторым этапом общего адаптационного синдрома, в котором решающую роль играет высокая секреция глюкокортикоидов. Интенсификация системного ответа проявляется липолитическим, катаболическим и антианаболическим эффектами: увеличивается уровень глюкозы, жирных кислот и аминокислот в плазме крови. Также, высокий уровень глюкокортикоидов нередко становится причиной лимфоцитопении, эозинопении, нейтрофилии и полицитемии. В высоких дозах кортизол начинает потенцировать выделение минералокортикоидов, что приводит к состоянию, называемому гиперальдостеронизмом. Если стрессовый фактор сохраняется, организму становится необходимым поддерживать уровень гормонов надпочечников для приспособления к неблагоприятным условиям.

Третий этап может быть представлен как истощением (при повторяющемся воздействии стрессового фактора), так и восстановлением организма.

Фаза восстановления наблюдается при преодолении стрессового фактора или его элиминации. Наблюдается восстановление изменений на первоначальный уровень, что проявляется снижением уровней глюкозы, липидов и аминокислот, используемых для анаболических процессов, до нормальных концентраций.

Фаза истощения наблюдается при невозможности организма справиться с действием стрессового фактора, в связи с чем ресурсы организма существенно снижаются и становятся недостаточными для функционирования на том же уровне. На начальных этапах это проявляется появлением побочных симптомов, таких как потливость и высокая частота сердечных сокращений, в отдаленном же периоде нарушаются функции иммунной системы, наблюдаются нарушения в пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной системах.

Таким образом, можно сделать вывод, что косвенным показателем стресса является повышение концентрации гормонов надпочечников.

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка тесно связан с его развитием и приспособлением к окружающему миру.

Принято считать, что организм детей более подвержен стрессу, что связано с высокой пластичностью и податливостью биологических систем к различным внешним изменениям. Наибольшая пластичность наблюдается в детском возрасте, когда организм развивается быстрыми темпами. С возрастом она заметно снижается.

Так, дети рождаются в неизвестном для них мире и понятия не имеют о том, где они родились, о богатых или бедных людях, об опасности и безопасности и прочих характеристиках окружающей среды. Однако, благодаря запуску адаптационных механизмов, в организме ребенка происходят изменения, обеспечивающие его выживание. В соответствии с характеристиками внешней среды, в которой отсутствуют доступные питательные вещества, а температура не соответствует потребностям организма, у детей происходит замедление обмена веществ, наблюдается становление теплорегуляции и возникает потребность в питании. Как правило, эти изменения в организме ребенка возникают непроизвольно на фоне стресса, обусловленного влиянием различных факторов.

Многочисленные исследования показали, что ребенок чувствителен к воздействию стрессовых факторов еще в утробе матери. Это, как правило, может приводить к проблемам с эмоциональными или когнитивными функциями после рождения. В целом, отмечается, что при воздействии стресса матери на плод во время его внутриутробного развития, у детей отмечается более выраженный ответ на внешние воздействия (в проведении это проявляется нервозностью, вспыльчивостью и другими чертами). Это нередко обусловлено фенотипическими проявлениями заложенных генотипом физиологических ограничений. Так, в ряде крупных исследований зарубежных авторов было подтверждено, что у ряда детей, имеющих определенные гены, отвечающие за реакцию на стресс, их активация была тесно связана с постоянным стрессом матери во время беременности (как правило, в исследуемой группе принимали участие женщины, подвергшиеся насилию). В то же время у детей, имеющих благоприятные условия развития, гены, отвечающие за реакцию на стресс посредством хронического повышения уровня глюкокортикоидов, активированы не были.

Также, в ходе ряда исследований, проведенных зарубежными учеными, было выяснено, что у детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет существенно повышаются уровни кортизола при воздействии неблагоприятных социальных факторов (проживании в условиях нищеты, плохих жилищных условиях, некачественном питании, проблемах в семье), что подтверждает возможность развития хронического стресса даже у маленького ребенка.

Ознакомьтесь так же:  Холодовой стресс у новорожденного

Уже сразу после рождения новорожденный подвергается влиянию стресса, в ответ на который происходит активизация нейроэндокринной системы, в составе которой особо следует выделить гипоталамус и надпочечники, развивающиеся во время пренатального и раннего постнатального периодов. Как только мозг обнаруживает стрессовые факторы, происходит выработка кортизола, повышающего адаптационные возможности организма путем регулирования эмоционального возбуждения, повышения внимания, мотивации, активации самозащиты и влияния на циркадные ритмы.

Хронический стресс иначе сказывается на работе нейроэндокринной системы, приводя к изменению функционирования лимбических и корковых структур головного мозга. Так как лимбическая система занимает центральное место в мотивации и памяти, а корковые структуры влияют на мышление и регуляцию, эти нервные функции при любых стрессовых воздействиях могут как усиливаться, так и ослабевать.Отмечено, что если ребенок эмоциональный, стресс развивается у него быстрее, однако и процесс восстановления у него протекает быстрее, что связано с лабильностью процессов в нервной системе.

В связи с этим, при продолжительных влияниях стресса у детей можно добиться повышения концентрации внимания, памяти и способности к фокусированию мышления.

Также для ребенка стрессовым фактором является попадание в какие-то новые условия, будь то первое посещение детского сада, школы или секции. Однако, именно благодаря стрессовым факторам осуществляется приспособление и создание собственной зоны комфорта.

В то же время изучение нового материала, проблемы со сверстниками и дома являются тяжелыми стрессовыми факторами, приводящими к недопониманию с окружающими, ухудшению настроения и когнитивным расстройствам.

Как правило, большое значение играют периоды развития ребенка до трех лет (когда происходит активное познание мира) и от трех до семи лет (когда происходит психологическая адаптация и закладываются личностные качества и характер ребенка). В эти периоды следует максимально оградить ребенка от неблагоприятных стрессовых факторов, к которым наиболее часто можно отнести проблемы в семье. В этом возрасте большую роль играет количество времени, проведенное родителями с их детьми.

Однако, нередко дети не справляются со стрессовыми влияниями, что проявляется:

  • перепадами настроения;
  • нарушением сна;
  • ночным недержанием мочи;
  • головными болями;
  • проблемами с концентрацией внимания;
  • замкнутостью;
  • появлением привычки грызть ногти или некоторые предметы.

Как правило, в таких случаях следует уделить больше внимания ребенку, разобраться и, по возможности, устранить причины развития стресса.

Возраст от 7 до 15 лет сопряжен с изучением большого количества информации, определяющей кругозор, эрудированность и понятия об окружающем мире. Стрессы в этом периоде сопряжены, как правило, с тяжестью обучения в школе, на которое уходит много сил и энергии, что нередко вызывает негативные эмоции у ребенка.

Переломным моментом в жизни детей является период полового созревания, стресс при котором обусловлен изменениями гормонального фона, что приводит к переосмыслению жизненных ценностей и формированию собственных взглядов. Им кажется, что их не понимают, что становится причиной хронического стресса. Из-за этого их поведение сопровождается частыми конфликтами с окружающими.

Также сильный стресс испытывает ребенок в возрасте от 16 до 18 лет, что обусловлено важностью выбора будущей специальности, а также поступлением в высшее учебное заведение. Нередко подросткам кажется, что их никто не понимает, что также становится причиной переживаний.

Стресс у взрослого человека

Стресс человека в возрастной группе от 18 до 65 лет в большинстве обусловлен несоответствием ожиданий реальным социальным ролям в социуме.

Так, причины стресса примерно у трети работающего населения связаны с особенностями выбранной профессии. Согласно проведенным в США исследованиям, было выявлено, что руководители организаций намного меньше подвержены хроническому стрессу, в отличие от их подчиненных. Нередко это может быть связано с более высоким качеством жизни начальников. Однако, несколько чаще это связано с нахождением в подчинении и жесткими требованиями к сотрудникам, что вызывает психическое напряжение и стресс.

Как правило, формирование семьи, являющейся ячейкой общества, должно защищать человека от проблем и стрессов современной общественной жизни. К сожалению, это происходит далеко не всегда. Кроме того, нередко именно семья и разногласия в ней становятся причиной хронического стресса, что нередко заканчивается разводом.

Причины разводов в России представлены:

  • зависимостью от психоактивных веществ одного из супругов, что становилось причиной распада брака в 41% случаев;
  • отсутствием собственной жилплощади – 14% случаев;
  • вмешательством посторонних в дела семьи – 14 % случаев;
  • бесплодием – 8% случаев ;
  • раздельным проживанием, в том числе по служебным или судебным причинам – 8%;
  • инвалидностью одного из супругов – 1%.

Как правило, развод сам по себе является тяжелым стрессогенным фактором не только для супругов, но и для их детей, в связи с чем государством и обычными людьми должны предприниматься меры по снижению частоты этого неприятного общественного явления.

Также высокий уровень стресса для мужчин и женщин связан с кризисом среднего возраста – состоянием, обусловленным пониманием несоответствия желаемого действительности и связанное, как правило, с переоценкой собственных возможностей. Также именно в этот период происходит осознание старости.

Стресс у мужчин

Стресс взрослого человека, особенно у мужского населения в молодом возрасте, нередко связан с армией. Это обусловлено в первую очередь тем, что происходит резкая смена обстановки, где рядом нет ни родителей, ни старых друзей и, в то же время, приходится подчиняться приказам, выполняя вещи, которые, в большинстве случаев, не доставляют удовольствия. Тем не менее, именно армия является той частью современного общества, в котором осуществляется социализация мужского населения и формируются жизненные ориентиры.

Для мужчин также сильным стрессом является принятие новых ролей, таких как кормилец семьи и отец. В настоящее время все чаще встречаются ситуации, когда жена в семье зарабатывает больше мужчины, что вызывает у него некоторые негативные эмоции. И, наоборот, если мужчина успешно справляется со своими социальными ролями, стрессу он подвержен в наименьшей степени.

Стресс у женщин

Причиной стресса у женщин нередко является первая беременность. Как правило, этот период в жизни любой женщины сопряжен с большим количеством переживаний, волнений и страхов. Именно в это время ей требуется поддержка со стороны окружающих, которые должны ограждать её от различных стрессогенных факторов.

Стресс у пожилого человека

Проблема стресса у человека пожилого возраста является достаточно серьезной. Как правило, это прямо или косвенно связано с физиологическим старением многих систем организма, а также изменением условий существования. На этом фоне отмечается значительное уменьшение пластичности нервной и эндокринной систем, что приводит к более тяжелой переносимости организмом внешних воздействий.

У пожилого человека стресс может быть связан с возрастной адаптацией к новым условиям жизни, что сопровождается глубоким психологическим кризисом, на возникновении которого сказывается ряд факторов:

  • осмысление прожитой жизни (происходит оценка прошлого, настоящего и будущего);
  • значительное количество проблем со здоровьем;
  • серьезные перемены в образе жизни.

Особенно часто причиной стресса у пожилого человека являются проблемы со здоровьем. Так, если верить последним данным, то у 80% населения в возрасте старше 75 лет встречаются различные патологии, вызывающие проблемы в ежедневной жизнедеятельности. Особую опасность представляет развитие инвалидности, что является тяжелым потрясением не только для пациента, но и для членов его семьи.

В 3/4 случаев к инвалидности приводят заболевания:

  • сердечно-сосудой системы;
  • злокачественные новообразования;
  • нервной системы;
  • психические расстройства;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • органов дыхания.

В связи с этим, для снижения уровня хронического стресса, пожилым людям рекомендуется:

  • снизить физические нагрузки, привыкая к новому образу жизни;
  • увеличить расстояние, проходимое ежедневно;
  • своевременно посещать врача и точно соблюдать рекомендации;
  • придерживаться здорового питания.

Не стоит также забывать и о том, что пожилые люди, как правило, являются одиноко проживающими людьми, из-за чего, на фоне тоски и скуки, у них нередко можно наблюдать длительный стресс и депрессию.

Виды стресса

Так как стресс является неспецифической реакцией организма, существует большое количество классификаций, определяемых различными параметрами, которые изменяются в зависимости от вида, интенсивности и продолжительности действия стрессогенного фактора. Иногда, в зависимости от системы, в которой преобладают изменения, связанные со стрессом, выделяют:

  • нервный стресс;
  • физический стресс.
Ознакомьтесь так же:  Сенестопатические депрессии что это

Тем не менее, это разделение очень условно, так как изменения в нервной системе сопровождаются физическими изменениями в организме (проявляется изменением работы сердца и другими изменениями).

В то же время, физический стресс, под которым обычно понимают ответную реакцию организма в ответ на различные физические влияния внешней среды, требует участия нервной системы (путем увеличения локального кровотока, увеличения частоты дыхательных движений для обеспечения потребностей периферических тканей в кислороде).

Нервный стресс

Под нервным стрессом понимают совокупность изменений, происходящих в нервной системе при внешнем воздействии стрессогенного фактора. Как правило, основные изменения происходят в:

  • лимбической системе головного мозга;
  • коре головного мозга;
  • симпатической нервной системе;
  • парасимпатической нервной системе.

Большую роль в развитии нервного стресса также играет эндокринная система, тесно связанная с вегетативной нервной.

Нервный стресс, в свою очередь, в соответствии с характером влияния на организм человека, можно разделить на:

  • эустресс, или хороший стресс;
  • дистресс, или вредный стресс.

Также, в соответствии с характером преобладающих изменений, нередко выделяют эмоциональный стресс и психологический. Однако, это выделение является весьма относительным, так как эмоции практически всегда сопровождают изменение психических функций.

Эустресс, или «хороший» стресс

Эустресс, или «хороший» стресс характеризуется такой реакцией организма, которая повышает адаптационные характеристики человека и не сопровождается негативными последствиями для общего состояния. В его основе лежит реакция симпатической нервной системы, что обеспечивает усиление кровотока в мозге и мышцах, обеспечивая ощущение энергичности.

«Хороший» стресс значительно повышает работоспособность в большинстве видов нервной и физической деятельности, как заявляет профессор департамента психиатрии при университете Калифорнии Венди Берри Мендес.

Именно благодаря положительным качествам стрессовых реакций было возможно выживание человека еще на ранних этапах эволюции. Тогда это было связано с бегом, охотой, защитой себя и близких, сейчас же благоприятное влияние «хорошего» стресса на жизнь человека наиболее ярко проявляется повышением концентрации внимания, мотивацией, повышением иммунитета и появлением решительности в решении проблем. Все это дает преимущества одним индивидуумам в современном обществе перед другими.

Однако, далеко не всегда «хороший» стресс должен обладать заметным, существенно изменяющим жизнь, эффектом. Так, даже сегодня незначительное физическое напряжение является стрессом для организма, обеспечивающим повышение эффективности выполнения тех или иных действий, связанных с движением.

Как правило, если организм человека не справляется с влиянием стресса, реакция на него становится патологической, что проявляется нарушенными функциями.

К наиболее типичным проявлениям дистресса, или «плохого» стресса, относят:

  • неспособность сконцентрироваться или выполнять поставленные задачи;
  • учащение простудных заболеваний;
  • боли в теле, связанные с патологическими изменениями;
  • манифестацию других заболеваний (аутоиммунных и других);
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • нарушения сна;
  • сонливость днем;
  • изменение аппетита;
  • появление гнева и беспокойства.

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс представлен яркими психоэмоциональными переживаниями человека и, как правило, является отображением проблем в социальной жизни конкретного индивидуума. Так, нередко его появление обусловлено недостаточным удовлетворением социальных, а также биологических потребностей.

Эмоциональный стресс оказывает существенное влияние на поведение и, в критических ситуациях, может становиться причиной развития состояния аффекта, в основе которого лежит кратковременная вспышка ярости, гнева, страха, отчаяния, что приводит к помрачению сознания. Как правило, в этом состоянии люди нередко совершают действия, опасные как для них самих, так и окружающих.

Психологический стресс

В зависимости от продолжительности воздействия стрессогенного фактора, а также времени, в течении которого можно наблюдать возникшие изменения, выделяют:

  • острую стрессовую реакцию (острое стрессовое расстройство, психологический, ментальный или простой шок);
  • хронический психологический стресс.

Острая стрессовая реакция представляет психологическое состояние, возникающее в ответ на ужасное или травматическое событие, вызывающее сильный отклик внутри индивида, что может проявляться:

  • ошеломлением;
  • сильными эмоциями;
  • онемением;
  • психогенной амнезией;
  • устранением любых факторов, напоминающих о событии;
  • повторным переживанием событий через мысли или мечтания.

Как правило, возможны как ликвидация симптомов, так и нарастание нарушений. Если симптомы острого психологического стресса не проходят в течение одного месяца, пациенту ставится посттравматическое расстройство.

Как правило, в большинстве случаев, функциональные проявления острого психологического стресса, включающие изменение работы сердечно-сосудистой системы (повышение частоты сердечных сокращений, сердечного выброса, артериального давления), возвращаются к нормальным значениям в течение 30-60 минут после воздействия этиологического фактора. Однако, психологические функции восстанавливаются через более длительный промежуток времени.

Хронический психологический стресс является результатом длительно персистирующего стрессогенного фактора. Это состояние организма возникает как при непрерывном влиянии острого стрессогенного фактора, так и при частых, прерывистых воздействиях, когда организм не способен давать адекватный ответ. В большинстве случаев, кроме фиксации гиперфункции сердечно-сосудистой системы значительно повышается риск развития психиатрических и когнитивных нарушений.

Хронический нервный стресс сопровождается:

  • тревогой;
  • депрессией;
  • социальной изоляцией;
  • головной болью;
  • болями в животе;
  • недостатком сна;
  • снижением концентрации внимания;
  • паническими атаками.

Физический стресс

Физический стресс является следствием активного взаимодействия организма человека с факторами окружающей среды. Иногда выделяют два принципиальных вида этого стресса, на каждый из которых организм реагирует разными путями.

Так, физический стресс бывает двух типов:

  • срочный. или экстренный;
  • продолжающийся.

Экстренный физический стресс развивается при непосредственных угрозах жизни, вызванных ранами, травмами и острой кровопотерей и другими острыми состояниями. В то же время продолжающаяся форма обусловлена такими эндогенными и экзогенными факторами стресса, как половые гормоны, вызывающие изменения в организме в периоды полового созревания, беременности, менопаузы, острые и хронические заболевания, вредное воздействие шума, дыма и химических соединений.

Причины стресса

Причины стресса, в соответствии с природой стрессогенного фактора, можно разделить на:

Экзогенные факторы стресса могут быть связаны как с социальной жизнью человека, так и быть обусловлены непосредственным влиянием окружающей среды на организм. В то же время эндогенные факторы, как правило, обусловлены изменением активности биохимических процессов в организме.

Экзогенные факторы стресса

Экзогенные факторы стресса включают:

  • вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение;
  • проблемы в браке, на работе;
  • резкое изменение образа жизни (смена работы, переезд, развод);
  • плохие условия жизни;
  • смерть близких;
  • кредиты и другие денежные долги;
  • вредные факторы на работе.

Эндогенные факторы стресса

Эндогенные факторы стресса включают:

  • естественное изменение гормонального фона в определенные периоды жизни;
  • острые и хронические соматические болезни (инфаркт, инсульт, остеоартрит);
  • хронические головные боли;
  • беременность;
  • снижение половых функций (как при импотенции у мужчин, так и при климаксе у женщин).

Всегда ли нервное напряжение вызывает стресс

Как правило, нервное напряжение и стресс, в большинстве случаев, тесно связаны. Это обусловлено тем, что стресс является ответной реакцией организма на действие раздражителя, в основе которой лежит активация нервной системы, испытывающей в той или иной степени выраженное напряжение. Таким образом, в большинстве случаев, любая стрессовая реакция включает в себя напряжение как один из неотъемлемых компонентов.

Тем не менее, все же следует ответить на вопрос, всегда ли нервное напряжение вызывает стресс. Как правило, если под напряжением в этой ситуации подразумевается волнение, сопряженное с воздействием психогенных негативных или позитивных факторов, то решающее влияние оказывает их продолжительность.

Так, если воздействие имеет непродолжительный характер, то развивается короткая стрессовая реакция. Если же воздействие имеет большую продолжительность и обладает высокой интенсивностью, то, чаще всего, развивается постоянный психологический стресс со всеми негативными явлениями и нарушениями, которые его сопровождают.

Влияние стресса на работоспособность людей

Влияние стресса на работоспособность определяется, тем, каким образом организм реагирует на раздражитель. Так, если у человека развивается «хороший» стрессовый ответ – то работоспособность существенно повышается. Если же развивается «вредный» стрессовый ответ, то можно с уверенностью говорить о существенном снижении работоспособности и, даже, ряде соматических нарушений.

Проблема стресса на работе

Проблема стресса на работе является достаточно распространенной и обусловлена преимущественно необходимостью поддержания концентрации внимания на высоком уровне, а также интенсивной работы мозга на протяжении всего рабочего дня. Причем, это довольно – таки актуально для большинства людей, вне зависимости от рода деятельности – будь то водитель, бухгалтер, кассир в большом гипермаркете, руководитель или врач.

Ознакомьтесь так же:  Отечный катаральный синусит

Это связано с тем, что даже небольшая ошибка в их работе может стать для них в будущем серьезной головной болью. Однако, следует выделять «хороший» стресс на работе, который необходим для успешного выполнения возложенных обязанностей, и вредный, который чреват вредными последствиями для здоровья.

Также проблема стресса может быть связана:

  • со страхом увольнения;
  • с повышением нагрузок на фоне сокращения персонала;
  • с повышением интенсивности труда в надежде повышения по карьерной лестнице и отсутствие такового;
  • с неудовлетворенностью своей работой.

Таким образом, большое количество трудоспособного населения регулярно задаются одним и тем же вопросом, связанным с тем, как добиться снятия стресса и успокоить нервы и, таким образом, снизить количество негативных ощущений в своей жизни. Как правило, большинство из них ищут спокойствия дома, однако следует начинать с выявления проблем на работе.

Проблема стресса на работе и его влияние на работоспособность людей на рабочем месте были изучены в исследовании 2011 года, описанном в журнале «The Wall Street Journal». В этом исследовании приняли участие более тысячи американцев, на которых изучалась возможность улучшения самочувствия и повышения работоспособности во время рабочего дня.

Было выявлено, что снизить влияние стрессовых факторов и повысить когнитивные функции помогло:

  • размышление о чем-то приятном – у 62% исследуемых;
  • понимание того, что выводит человека из равновесия – у 56% исследуемых;
  • признание факта наличия стресса и поиск путей управления им – у 40% испытуемых;
  • полное восстановление сил после окончания рабочего дня путем занятий любимыми делами – у 38% исследуемых.

Когда человек испытывает постоянный стресс на работе, он может становиться злым, агрессивным или, наоборот, излишне пассивным и вялым. Как правило, отмечается постепенное нарастание следующих симптомов:

  • чувства тревоги, раздражительности и депрессии;
  • апатии, потери интереса к работе;
  • усталости;
  • проблем с концентрацией внимания;
  • головных болей, нарастающих к вечеру и нередко связанных с нарушением нормального сна;
  • проблем с пищеварением;
  • социальной изоляции;
  • снижения полового влечения;
  • употребления алкоголя или наркотических средств.

Как правило, следует приложить достаточно много усилий, чтобы победить постоянный стресс, связанный с работой. Однако, это все же необходимо, так как позволит не только повысить качество жизни и эффективность выполнения поставленных задач, но и существенно снизить вероятность развития негативных последствий для здоровья в будущем.

Как определить уровень стресса

В 1967 году психиатры Томас Холмс и Ричард Рей решили изучить зависимость между уровнем стресса и развитием заболеваний. Для этого было обследовано более 5000 пациентов из медицинских учреждений на предмет встречи с 43 жизненными событиями за последние два года.

Каждое событие имело различный «вес», в соответствии с чем была выделена определенная шкала, в которой уровень стресса прямо коррелировал с тяжестью воздействия на пациента. Таким образом, чем сильнее было влияние того или иного события на жизнь человека, тем более выраженные переживания он испытывал.

В настоящее время эту шкалу можно использовать для того, чтобы оценить насколько сильный стресс испытывает человек. После прохождения тестирования значения, которые соответствуют событиям, случившимся с пациентом за последний год, суммируются.

В соответствии с полученными значениями, можно выделить следующие характеристики переживаний пациента и их влияния на дальнейшее развитие болезней:

  • 11-150 баллов – шанс заболеть в ближайшем будущем крайне низок;
  • 150-290 баллов – риск заболеть в ближайшем будущем достаточно высок;
  • 300-600 баллов – риск развития болезни в ближайшем будущем крайне высок.

Пройти этот тест можно на большом количестве ресурсов в интернете, где его результат связывают с оптимизацией карьерного роста и снижением развития острых и хронических, ассоциированных со стрессом, заболеваний.

Последствия стресса

Как правило, любой стресс имеет последствия. Если последствия говорят об улучшении жизнедеятельности организма, то говорят о эустрессе, если же они ассоциированы с вредом, говорят о дистрессе. Также можно выделить ранние и отдаленные последствия. Отдаленные последствия могут, в свою очередь, носить как временный, так и постоянный характер.

К каким заболеваниям приводит сильный стресс

Давно известно, что сильный стресс, особенно когда он продолжается в течение длительного периода времени, с высокой долей вероятности вызывает различные изменения в работе организма. Как правило, в первое время эти изменения носят временный характер, однако со временем происходит не только укрепление, но и на их основе происходит развитие новых патологических процессов, что подтверждено большим количеством исследований.

В настоящее время достоверно известно, что из-за сильного стресса развиваются заболевания, к которым относят:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • астму;
  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • хронические головные боли;
  • депрессию;
  • онкологические заболевания;
  • синдром раздраженной кишки и гастроэзофагеальный рефлюкс;
  • болезнь Альцгеймера.

Кроме того, что из-за стресса некоторые заболевания развиваются значительно чаще, также отмечаются ускорение старения и преждевременная смерть.

Ускорение старения было исследовано на примере матерей, ухаживающих за своими детьми, больными хроническими заболеваниями. Как правило, сравнение материала ДНК подверженных стрессу матерей с материалом ДНК женщин, не имеющих такого сильного стрессогенного фактора, показало, что имеется сильное ускорение процесса старения организма. Так, согласно ряду измерений, постоянный стресс может укоротить жизнь на 9-17 лет.

Повышение вероятности наступления внезапного смертельного исхода было изучено на примере пожилых людей, ухаживающих за своими супругами-инвалидами. Было отмечено, что у группы ухаживающих и, соответственно, переносящих сильный стресс, вероятность внезапной смерти была выше на 63%, по сравнению с группой не испытывающих таких переживаний.

Как связаны постоянный стресс и депрессия

Длительный, продолжительный стресс и депрессия тесно связаны. Это обусловлено, как правило, сильными негативными эмоциями, которые заставляют человека переживать по поводу той или иной ситуации, и, в конце-концов, приобретают постоянный характер. Стресс может приводить к развитию депрессивных расстройств как в составе такого хронического заболевания, как болезнь Альцгеймера, так и быть следствием тяжелых событий в жизни человека (например, при смерти близкого человека).

Так, в одном из недавних исследований, проведенных американскими учеными, было выявлено, что люди, имеющую тяжелую, сопряженную с большим количеством переживаний работу, имели на 80% выше риск развития депрессии на фоне стресса в течение нескольких последующих лет по сравнению с людьми, труд которых был гораздо спокойнее.

Имеется также объяснение того, как хронический стресс и депрессия связаны на биохимическом уровне. Как правило, в то время как острая стрессовая реакция сопровождается преимущественно реактивным изменением работы симпатической нервной системы, хронический стресс сопровождается устойчивой перестройкой функционирования эндокринной системы, что проявляется повышением уровня кортизола. Этот гормон, являющийся одним из индикаторов хронического стресса, приводит к уменьшению выделения серотонина и других нейротрансмиттеров мозга, включающих допамин, связанный с депрессией. В норме эти нейротрансмиттеры отвечают за регулирование сна, аппетита, бодрствования, полового влечения и нормальную смену эмоций.

Как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы

Многих людей в современном мире интересует, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Это обусловлено, в первую очередь, ритмом жизни, высокими нагрузками и психоэмоциональным напряжением и наблюдается, как правило, уже при развитии таких симптомов, как головная боль, слабость и перемены в настроении.

В связи с этим, в интернете имеется большое количество информации о том, как обеспечить снятие стресса и успокоить нервы. Однако, большинство советов носит поверхностный и слишком общий характер, из-за чего они не позволяют полностью избавиться от неприятных ощущений.

Первое, что нужно сделать – добиться устранения стрессогенного фактора.

В дальнейшем, если не получилось самостоятельно достигнуть снятия стресса и успокоить нервы, рекомендуется как можно более быстрое обращение к специалисту. Это также связано с тем, что существенно повышается риск различных, в том числе летальных, исходов.

В настоящее время лечение острого и хронического стресса основано на комбинировании:

  • симптоматического лечения (направленного на устранение бессонницы, эмоциональной боли, перепадов настроения);
  • принципов психофармакологии (приема лекарственных препаратов, направленно влияющих на психические процессы);
  • психотерапии (в основе которой лежит активная работа с психотерапевтом).

В соответствии с конкретной клинической ситуацией (возрастом и полом) подходы к лечению могут значительно варьироваться.

About the Author: admin