Оу миопия

Психофизическая тренировка – новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях

Педагогический университет «Первое сентября»

Курс лекций

Учебный план курса

ЛЕКЦИЯ 3
Медико-психолого-педагогическая интеграция
в процессе физического воспитания школьников

Актуальность вопросов межведомственной интеграции в охране здоровья школьников закреплена сегодня на законодательном уровне. 16 июня 2002 года был издан приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». В нем в частности сказано: «Считать ведущими направлениями в работе по физическому воспитанию:

  • формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации;
  • совершенствование врачебно-психологического контроля за организацией процесса физического воспитания в образовательных учреждениях».

Решить эти вопросы можно только при условии медико-психолого-педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Первый шаг на этом пути – правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой. В основу деления положены следующие критерии:

  • уровень здоровья;
  • анатомо-физиологические особенности организма (физическое развитие);
  • функциональные возможности;
  • физическая подготовленность (ее определяет учитель физической культуры).

Распределяет учащихся на медицинские группы педиатр или школьный врач (на основании данных из участковой поликлиники или данных профилактических осмотров) в конце учебного года. При этом обязательно учитывается мнение учителя физической культуры. Ошибочное направление обучающегося в группу, которая не соответствует его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности, может нанести вред ребенку.

К основной медицинской группе (1-я группа здоровья) относятся дети:

  • без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность;
  • с незначительными (чаще функциональными) отклонениями здоровья, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности – например, миопия (близорукость) слабой степени: при остроте зрения менее 0,9 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции 3,0 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

  • занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, утвержденной Министерством образования;
  • подготовка и сдача тестов физической подготовленности (контрольных нормативов);
  • занятия спортом с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях.
  • К подготовительной группе (2-я группа здоровья) относятся дети:

    • с незначительными отклонениями в состоянии здоровья;
    • с нарушениями в физическом развитии и низкой физической подготовленностью;
    • входящие в группу риска по возникновению патологии;
    • с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет – например, близорукость средней степени при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией) и степени рефракции от 0,4 до 0,6 Д, при хорошей реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

    Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

  • занятия по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений;
  • итоговые тесты физической подготовленности и участие в спортивно-массовых мероприятиях только после дополнительного медицинского осмотра.

  • Подготовительная группа занимается физической культурой вместе с основной, но может быть освобождена от сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.

    Специальная медицинская группаделится на две подгруппы: специальная «А» и специальная «Б».

    К специальной группе «А» (3-я группа здоровья) относятся обучающиеся:

    • с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера, которые не мешают обычной учебной работе, но требуют ограничения физической нагрузки, – например, миопия высокой степени при аномалии рефракции 7,0 Д, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой.

    Школьникам, отнесенным к этой группе, разрешаются:

    • занятия оздоровительной физкультурой в образовательном учреждении по специальным программам, которые согласованы с органами здравоохранения и утверждены директором ОУ. Занятия ведет учитель физической культуры, окончивший специальные курсы повышения квалификации. Эта группа формируется без учета диагнозов по возрастному принципу: 7–11 лет, 12–14 лет, 15–17 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
    • Занятия физической культурой вместе с основной группой, но с пониженной нагрузкой. На уроках дети специальной группы «А» выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения корригирующей и дыхательной гимнастики, а также двигательные действия на повторение и закрепление материала, которые освоили на уроках специальной медицинской группы.

    Группа освобождается от сдачи контрольных нормативов. Дети из специальной группы «А» после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу.

    Таким образом, специальная группа «А» не только не освобождается от занятий, а, напротив, занимается физической культурой чаще, чем здоровые дети – 4 раза в неделю.

    К специальной группе «Б» (4-я группа здоровья) относятся дети:

    • имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в ОУ (например, при прогрессирующей миопии любой степени без осложнений, при удовлетворительной реакции на пробы с дозированной физической нагрузкой, при регулярном офтальмологическом осмотре и на фоне энергичного лечения).

    Школьникам, отнесенным к этой группе, рекомендовано:

    • освобождение от уроков физкультуры в ОУ;
    • занятия ЛФК в отделениях ЛФК местной поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера.

    Эта группа формируется по диагнозам, и физические упражнения подбираются в комплексы, которые направлены на лечение основного заболевания.

    При определении медицинской группы большое значение придается результатам исследования функциональных возможностей организма, прежде всего функции сердечно-сосудистой системы. Ее состояние оценивается с помощью простых проб с дозированной физической нагрузкой.

    Проба с 20 приседаниями. Обследуемый садится слева от врача (учителя). На его левом плече закрепляют манжетку тонометра, и левую руку он кладет на стол, ладонью кверху. После 5-минутного отдыха отсчитывают пульс по десятисекундным отрезкам времени до получения устойчивых данных. Затем измеряют артериальное давление. Обследуемый, не снимая манжетки (тонометр отключается), встает и ритмично (лучше под метроном) делает 20 глубоких приседаний за 30 секунд, поднимая при каждом приседании обе руки вперед, после чего быстро садится на свое место. По окончании нагрузки подсчитывают пульс в течение 10 первых секунд, а затем измеряют артериальное давление, на что уходит 30-40 секунд. Начиная с 50-й секунды вновь подсчитывают частоту пульса по 10-секундным отрезкам до возвращения его к исходным данным. Затем вновь измеряют артериальное давление. Результаты пробы записывают по определенной схеме (таблица 1).

    Схема регистрации результатов функциональной пробы
    сердечно-сосудистой системы

    Покой: пульс в течение минуты – 12, 14, 12, 14, 12, 14 (измеряется каждые 10 секунд);

    АД – 100/60 мм рт. ст.;

    нагрузка: 20 приседаний за 30 секунд.

    В ходе выполнения пробы, а также после нее отмечаются изменения в окраске лица, появление аритмии или учащенного дыхания и усиленного потоотделения, изменения самочувствия и другие признаки, свидетельствующие о появлении утомления.

    Оценка результатов функциональных проб сердечно-сосудистой системы проводится на основании анализа непосредственной реакции пульса и артериального давления на нагрузку, а также по характеру и времени их восстановления к исходному уровню.

    Для оценки учащения пульса определяют степень его учащения в процентах по сравнению с исходной величиной. Составляется пропорция, в которой частота пульса в покое (ЧСС до нагрузки) принимается за 100%.

    Трактовка полученных результатов: нормальной реакцией на функциональную пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса на 50–70%. Более значительное учащение пульса свидетельствует о нерациональной реакции системы кровообращения на нагрузку, т.к. усиление ее деятельности при физической нагрузке происходит больше за счет учащения сердечных сокращений, чем за счет увеличения систолического выброса крови. Чем выше функциональный потенциал сердца, чем совершеннее деятельность его регуляторных механизмов, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную, стандартную физическую нагрузку.

    При оценке реакции артериального давления учитывают изменения максимального, минимального и пульсового давления. При благоприятной реакции на пробу с 20 приседаниями максимальное давление у школьников увеличивается на 15–20%, а минимальное – снижается на 20–30%. С повышением максимального и понижением минимального увеличивается пульсовое давление. При удовлетворительной реакции пульсовое давление увеличивается на 30–50%. Уменьшение пульсового давления после пробы свидетельствует о нерациональной реакции артериального давления на физическую нагрузку.

    При массовых осмотрах для оценки реакции организма школьников на пробу с 20 приседаниями удобно использовать оценочную таблицу В.К. Добровольского (таблица 2).

    Изменение пульса, артериального давления и дыхания
    у детей школьного возраста на пробу с 20 приседаниями

    При комплектовании специальной медицинской группы школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии ученика, должны также знать уровень его физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые не противопоказаны в заболеваниях, которые есть у ученика (см. приказ Министерства образования РФ № 13-51-263/13 от 31.10.2003 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).

    Комплектование специальных медицинских групп к новому учебному году должно осуществляться до 1 июня по данным медико-педагогического обследования, проведенного в апреле – мае текущего года. Пофамильные списки детей с диагнозами и указанием медицинской группы, завизированные врачом образовательного учреждения, передаются администрации и учителям физкультуры. Таким образом, у директоров ОУ имеется время до 1 сентября оформить приказ об организации занятий для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.

    Решение вопроса о переводе учеников из специальной группы в подготовительную, из подготовительной в основную и обратно врач и педагог принимают совместно после повторного обследования и анализа данных врачебно-педагогических наблюдений и результатов функциональных проб, проведенных в течение учебного года.

    Медико-педагогический контроль
    на уроках физической культуры

    Медико-педагогическая оценка урока физической культуры проводится 1 раз в месяц для каждой группы обучающихся.

    Медицинская сестра образовательного учреждения на уроке физкультуры осуществляет следующие виды деятельности:

    • контролирует соответствие плана урока требованиям программного материала;
    • определяет моторную плотность урока по результатам хронометража и пульсовой кривой;
    • проводит наблюдение за реакцией организма ребенка на однократно проведенное занятие, выявляет признаки утомления и физического перенапряжения;
    • следит за правильностью распределения нагрузки по частям занятия, достаточностью разминки перед выполнением отдельных упражнений;
    • осуществляет контроль за правильностью постановки дыхания при выполнении отдельных упражнений;
    • проверяет выполнение назначений врача по распределению детей на медицинские группы и соблюдению ограничений в отношении детей, пропустивших занятия после перенесенного острого заболевания;
    • контролирует соблюдение санитарно-гигиенических условий проведения занятий (микроклимат в помещении, наличие влажной уборки и проветривания, соответствие одежды и обуви учеников условиям проведения занятия);
    • проверяет наличие и достаточность страховочного материала, соблюдение мер по профилактике травматизма;
    • проверяет наличие аптечки неотложной доврачебной помощи;
    • обращает внимание на педагогическую обеспеченность урока (наличие спортивной одежды у педагога, компетентность преподавания, поддержание дисциплины на занятии);
    • получает представление не только об уровне физической подготовленности детей, но и об их индивидуально-личностных особенностях.

    При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться стандартным протоколом медико-педагогического контроля физкультурного занятия.

    С помощью хронометража медсестра и педагог определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Оценка двигательной активности детей, достаточности нагрузок проводится путем вычисления общей и моторной плотности занятия.

    Протокол медико-педагогического
    контроля физкультурного занятия (урока физкультуры)

    При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения учителя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине учителя, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

    Общая плотность урока должна составлять не менее 85–95%.

    Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. Вычисляя моторную плотность урока или занятия, проводят наблюдение за одним учеником.

    Моторная плотность уроков у школьников младших классов должна составлять 50–60%, старших классов – 65–75%.

    Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3–5 минут.

    На уроках физкультуры рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части составляет 25–30%, после основной 80–100% (в основной и подготовительной группах), 60–80% (в специальной медицинской группе) при его возвращении к исходным величинам к концу урока.

    У детей из основной и подготовительной групп нагрузка на уроке физкультуры считается оптимальной, если вызывает среднюю ЧСС 140–160 уд./мин. Для детей специальной медицинской группы средняя частота сердечных сокращений должна находиться в диапазоне 120–130 уд./мин. в начале четверти и 130–150 уд./мин. в основной части урока к концу четверти.

    Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления (таблица 3). Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности.

    Внешние признаки утомления

    При наличии средних признаков утомления у ряда детей педагог должен ограничить нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.

    Если у всех детей наблюдаются выраженные признаки утомления, учитель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы, снизить нагрузку и перестроить занятие.

    С полученными результатами медико-педагогического наблюдения следует ознакомить врача образовательного учреждения и учителя физкультуры не позднее, чем на следующий день после занятия. Эти данные являются основой для коррекции (при необходимости) величины и формы физической нагрузки.

    Важная роль в процессе эффективной организации физического воспитания отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому ученику, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая максимально индивидуализировать процесс физического воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям физической культурой.

    Мы предлагаем оценивать индивидуальность ребенка с позиций психосоматической конституции: направленность психической активности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний мир (интроверсия). Направленность психики ребенка «вовне», «вовнутрь» или уравновешенность этих процессов (центроверсия) можно оценить с помощью анкетных тестов, таких как ШОНПА (шкала оценки направленности психической активности) для младших школьников и тест Айзенка для детей среднего и старшего школьного возраста.

    Данные наших научных исследований убедительно доказали, что дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:

    • морфологическим;
    • вегетативным;
    • биохимическим;
    • моторным;
    • психофизическим.

    С этих позиций портрет ребенка интроверта выглядит так:

    • внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
    • речь замедленная, мало модулированная;
    • движения угловатые, неуклюжие;
    • телосложение астеническое, со сниженным развитием мышечного и жирового компонента, все костные полости удлинены;
    • эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе;
    • ведущая потребность – познание окружающего мира, это – маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все волнующие их вопросы;
    • вегетативная организация характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.

    Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:

    • внешние признаки: крупные глаза, жесткие волосы; телосложение атлетическое, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей;
    • голос громкий;
    • движения энергичные;
    • эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные;
    • чувства и эмоции преобладают над логикой;
    • ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, легко выбирается роль антигероя;
    • вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.

    Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:

    • макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом, костные полости круглые;
    • движения плавные, хорошо развитая и крупная и мелкая моторика;
    • эмоциональные реакции стабильные, адекватные;
    • центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.

    Обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции, чтобы успешно сопровождать ребенка в процессе его физического воспитания.

    Так, для интровертов учитель физической культуры должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества, можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях. Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.

    Психолог школы в индивидуальной или малогрупповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.

    В группе детей-экстравертов учитель физической культуры выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У таких детей надо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности и сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении. Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель задает им высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Выбирает групповые формы физкультурных занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.

    Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, логичности, коллективизма.

    Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей-центровертов.

    Таким образом, тип психосоматической конституции определяет успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.

    Реализация технологии психофизической тренировки в образовательном учреждении требует использования дополнительных медико-психолого-педагогических критериев эффективности занятий. Поэтому учитель физической культуры совместно с медицинским работником проводит:

    • анкетирование детей с целью определения их исходного вегетативного тонуса и выявления признаков вегетативной дистонии;
    • пробы с дозированной физической нагрузкой с целью определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы;
    • оценку осанки и состояния свода стопы;
    • функциональные пробы для оценки силы мышц туловища и подвижности позвоночника;
    • динамическую оценку физического развития и физической подготовленности.

    Использование этих критериев позволяет зафиксировать даже незначительные позитивные изменения в состоянии детей.

    Психолог школы осуществляет оценку эмоционального состояния учеников в динамике цикла занятий; помогает учителю физкультуры подобрать наиболее действенные формулы самовнушения при релаксации.

    Важно, что все полученные данные анализируются совместно с обучающимися. Это помогает детям самим контролировать позитивные изменения, происходящие в организме, и осознанно, вместе с учителем, выстраивать программу психофизического самосовершенствования.

    Лекцию подготовили
    Марина МАЙОРОВА,
    заместитель директора МОУ
    гимназии № 44;
    Ирина БОБОШКО,
    кандидат медицинских наук,
    г. Иваново

    Список литературы

    1. Жданова Л.А., Шишова А.В., Бобошко И.Е., Нежкина Н.Н. и др. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2004. – 360 с.
    2. Физическая культура. 1–11 кл.: Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
    3. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физиче¬ским воспитанием школьников. – М.: Медицина, 1977. – 216 с.

    ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 3

    1. Перечислите основные показания при отнесении учеников к основной, подготовительной и специальной медицинской группе для занятий физической культурой.
    2. Проведите с тремя учениками пробы с дозированной физической нагрузкой, оцените их результаты.
    3. Дайте характеристику физических и психических особенностей детей интровертов, центровертов и экстравертов.
    4. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 12 лет. Диа¬гноз: хронический гастродуоденит, стадия ремиссии (в течение 3 лет). Хорошая реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой, средний уровень физической подготовленности.
    5. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 14 лет. Диа¬гноз: синдром вегетативной дистонии пубертатного периода. Сопровождается неврозоподобными расстройствами. Уровень физической подготовленности – ниже среднего, реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой – неудовлетворительная.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

    Инструкция: Тест состоит из 20 заданий, которые сформулированы в виде вопросов. К каждому вопросу даны несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один, наиболее точно отражающий основное содержание вопроса. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Для получения зачета надо правильно ответить не менее чем на 16 вопросов.

    1. Психофизическая тренировка состоит из следующих частей (отметьте лишнее):

    а) динамические упражнения аэробного характера;

    б) динамические упражнения анаэробного характера;

    в) мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенных статических поз;

    г) сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

    2. Аэробные нагрузки развивают в организме преимущественно следующее качество:

    3. Во время занятий аэробикой организм:

    а) увеличивает потребление кислорода;

    б) уменьшает потребление кислорода;

    в) увеличивает потребление углекислого газа.

    4. Аэробный эффект динамических упражнений реализуется при тренировочном пульсе (отметьте лишнее):

    а) 110–130 ударов в минуту;

    б) 140–160 ударов в минуту;

    в) 170–190 ударов в минуту.

    5. Оптимальное физиологическое время статического мышечного напряжения составляет:

    6. Во время релаксационного сеанса психофизической тренировки происходит:

    а) мотивированное самовнушение желаемого состояния;

    б) внушение навязанного состояния, не осознаваемого ребенком.

    7. Физиологическое действие физических упражнений проявляется в следующих основных направлениях (отметьте лишнее):

    8. Основным средством общей и лечебной физической культуры являются:

    а) лечебная гимнастика;

    б) физические упражнения;

    9. Основные признаки систематизации гимнастических общеразвивающих упражнений (отметьте лишнее):

    б) характер мышечного сокращения;

    в) характер дыхания;

    г) характер упражнений;

    д) степень активности;

    е) использование предметов и снарядов;

    ж) механизм энергообеспечения двигательного акта;

    з) характер двигательного акта.

    10. При выполнении динамических упражнений мышца:

    а) не меняет своего тонуса;

    б) не меняет своей длины.

    11. При выполнении статических упражнений мышца:

    а) не меняет своего тонуса;

    б) не меняет своей длины.

    12. При выполнении динамических дыхательных упражнений фазе вдоха должны соответствовать (отметьте лишнее):

    а) выпрямление туловища;

    б) момент меньшего усилия в упражнении;

    в) момент наибольшего усилия в упражнении.

    13. Резерв пульса для ребенка 13 лет, относящегося к специальной А группе по физической культуре, при его пульсе покоя 75 ударов в минуту составляет:

    а) 92 удара в минуту;

    б) 102 удара в минуту;

    в) 112 ударов в минуту.

    14. Средняя частота сердечных сокращений на занятии для ребенка 13 лет, относящегося к специальной А группе по физической культуре, при его пульсе покоя 75 ударов в минуту составляет:

    а) 100–117 ударов в минуту;

    б) 146–157 ударов в минуту;

    в) 162–177 ударов в минуту.

    15. Физическим нагрузкам средней интенсивности соответствует учащение пульса на занятиях в пределах:

    а) 130–150 ударов в минуту;

    б) 160–170 ударов в минуту;

    в) 180–190 ударов в минуту.

    16. Для уменьшения величины суммарной физической нагрузки на занятии можно использовать следующие методические приемы (отметьте лишнее):

    а) увеличить площадь опоры;

    б) уменьшить количество упражнений для крупных мышечных групп;

    в) увеличить амплитуду статических упражнений;

    г) уменьшить количество дыхательных упражнений.

    17. В основу деления детей на медицинские группы положены следующие критерии (отметьте лишнее):

    а) уровень здоровья;

    б) функциональные возможности организма;

    в) физическое развитие;

    г) физическая подготовленность;

    д) согласие родителей;

    е) группы здоровья.

    18. Какие из перечисленных параметров более характерны для ребенка, относящегося к интровертивному типу психосоматической конституции (отметьте лишнее):

    а) астеническое телосложение;

    б) высокая внутренняя тревожность;

    в) склонность к индивидуальным формам работы;

    г) высокие скоростные параметры;

    д) хорошая выносливость к нагрузкам субмаксимальной интенсивности.

    19. Определите медицинскую группу для занятий физической культурой ребенка 14 лет. Диагноз: синдром вегетативной дистонии пубертатного периода, сопровождается неврозоподобными расстройствами. Уровень физической подготовленности – ниже среднего, реакция на пробу с дозированной физической нагрузкой – неудовлетворительная.

    б) специальная А;

    в) специальная Б.

    20. При комплектовании специальной А медицинской группы для занятий физической культурой за основу берут:

    а) возраст детей;

    б) конкретное заболевание каждого ребенка (диагноз).

    WO2017099630A1 — Способ лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации посредством игры в бадминтон — Google Patents

    Classifications

      • A — HUMAN NECESSITIES
      • A61 — MEDICAL OR VETERINARY SCIENCE; HYGIENE
      • A61F — FILTERS IMPLANTABLE INTO BLOOD VESSELS; PROSTHESES; DEVICES PROVIDING PATENCY TO, OR PREVENTING COLLAPSING OF, TUBULAR STRUCTURES OF THE BODY, E.G. STENTS; ORTHOPAEDIC, NURSING OR CONTRACEPTIVE DEVICES; FOMENTATION; TREATMENT OR PROTECTION OF EYES OR EARS; BANDAGES, DRESSINGS OR ABSORBENT PADS; FIRST-AID KITS
      • A61F9/00 — Methods or devices for treatment of the eyes; Devices for putting-in contact lenses; Devices to correct squinting; Apparatus to guide the blind; Protective devices for the eyes, carried on the body or in the hand
      • A — HUMAN NECESSITIES
      • A61 — MEDICAL OR VETERINARY SCIENCE; HYGIENE
      • A61H — PHYSICAL THERAPY APPARATUS, e.g. DEVICES FOR LOCATING OR STIMULATING REFLEX POINTS IN THE BODY; ARTIFICIAL RESPIRATION; MASSAGE; BATHING DEVICES FOR SPECIAL THERAPEUTIC OR HYGIENIC PURPOSES OR SPECIFIC PARTS OF THE BODY
      • A61H39/00 — Devices for locating or stimulating specific reflex points of the body for physical therapy, e.g. acupuncture
      • A61H39/08 — Devices for applying needles to such points, i.e. for acupuncture ; Acupuncture needles or accessories therefor

    Description

    Способ лечения и профилактики миопии и спазма

    аккомодации посредством игры в бадминтон

    Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и мо- жет быть использовано для лечения и профилактики миопии и спазма акко- модации (псевдомиопии), в первую очередь среди школьников и студентов. Изобретение также может быть использовано среди других возрастных групп, например у работников различных профессий, занимающихся зри- тельно напряженным трудом.

    Известно, что в возникновении и прогрессировании миопии ведущую роль играет снижение аккомодационной способности глаз. Повышение ра- ботоспособности аккомодационного аппарата с помощью специальных уп- ражнений и нормализации кровоснабжения тканей глаза приводят к тормо- жению прогрессирования близорукости, а иногда предотвращают её возник- новение (Медведская Г.А. Профилактика близорукости и её прогрессирова- ния с помощью воздействия на аккомодационный аппарат глаза. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Калинин, 1981).

    Известны медикаментозные способы лечения спазма аккомодации, на- пример «Способ лечения псевдомиопии» (Патент РФ Ν

    Способ лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации посредством игры в бадминтон

    Владельцы патента RU 2606180:

    Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации. Способ включает занятия бадминтоном, которые проводят 3 раза в неделю по 1-2 часа в течение от 6 месяцев и более, причем до начала регулярных занятий проводят оптометрическое обследование с назначением по необходимости индивидуальной очковой коррекции, а одновременно с началом регулярных занятий проводят рефлексогенное воздействие на биологически активные точки путем их массажа, или иглоукалывания, или инъекций диспергированного биоматериала «Аллоплант» для акупунктурного введения, разведенного в физиологическом растворе в соотношении 30-50 мг биоматериала на 5-10 мл физиологического раствора, причем рефлексогенное воздействие проводят курсом длительностью 2-4 недели, при этом массаж биологически активных точек осуществляют ежедневно в течение 5-15 минут 1-2 раза в день, иглоукалывание осуществляют ежедневно или через день в количестве 10 сеансов, а инъекции осуществляют в количестве 3-7 сеансов за курс, по 0,5-1,0 мл раствора биоматериала на 1 инъекцию. Воздействие на следующие группы биологически активных точек: параорбитальные точки и точки свода черепа: VB1 (тун-цзы-ляо), VB14 (Ян-бай), Е8 (тоу-вэй), V2 (цюань-чжу), V3 (мэй-чун), V4 (цюй-ча), TR3 (сы-чжу-кун), ВТ3 (инь-тан), ВТ5 (юй-шан), ВТ6 (юй-яо); точки шейно-воротниковой зоны: VB20 (фэн-чи), VB21 (цзянь-цзин), V10 (тянь-чжу), V11 (да-чжу), Т14 (да-чжуй). Дополнительно можно воздействовать на отдаленные точки на конечностях: GI4 (xэ-гу), GI11 (цюй-чи), Е36 (цзу-сан-ли), F2 (син-цзянь), F3 (тай-чун), VB34 (ян-линь-цюань). Изобретение обеспечивает эффективный и доступный способ лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации за счет рефлексогенного воздействия на биологически активные точки в сочетании с активизацией работы аккомодационно-дезаккомодационных мышц. 2 з.п. ф-лы, 3 пр.

    Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации (псевдомиопии), в первую очередь среди школьников и студентов. Изобретение также может быть использовано среди других возрастных групп, например у работников различных профессий, занимающихся зрительно напряженным трудом.

    Известно, что в возникновении и прогрессировании миопии ведущую роль играет снижение аккомодационной способности глаз. Повышение работоспособности аккомодационного аппарата с помощью специальных упражнений и нормализации кровоснабжения тканей глаза приводит к торможению прогрессирования близорукости, а иногда предотвращат ее возникновение (Медведская Г.А. Профилактика близорукости и ее прогрессирования с помощью воздействия на аккомодационный аппарат глаза. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Калинин, 1981).

    Известны медикаментозные способы лечения спазма аккомодации, например «Способ лечения псевдомиопии» (Патент РФ №2294180, МПК A61F 9/00, опубл. 27.02.2007), включающий ношение диафрагмированной мягкой контактной линзы, пропитанной раствором циклоплегического препарата, например атропина или циклина. Известен «Способ лечения прогрессирующей близорукости» (Патент РФ №2257900, МПК А61K 31/46, опубл. 10.08.2005), включающий поочередные с перерывом 8-9 дней инсталляции 0,1-1% раствора атропина («альтернирующая атропинизация», по автору). Известно использование при прогрессировании миопии ирифрина 2,5% — симпатомиметика, стимулятора дезаккомодационных мышц цилиарного тела (Ю.Е. Батманов, С.И. Макаров, ж. «Новые лекарства», №4/2003), который инсталлируют в оба глаза на ночь, отдельно или в сочетании с цикломедом, холинолитиком, вызывающим парез аккомодации.

    Общие недостатки медикаментозных способов: нестойкий эффект из-за временного действия циклоплегии, дискомфорт вследствие мидриаза, детренирующий эффект на работу цилиарных мышц, разобщение аккомодационно-конвергенционных механизмов, ограниченное применение у лиц с учетом системного действия лекарства.

    Известно использование сферопризматических линз, снижающих аккомодационно-конвергенционную нагрузку при зрительной работе на близком расстоянии (Розенблюм Ю.З. Применение бифокальных сферопризматических очков (БСПО) при близорукости. Методические рекомендации. М., 1986. С. 3; «Способ профилактики и лечения синдрома зрительного утомления», Патент РФ №2199990, МПК A61F 9/02, опубл. 29.11.1999). Недостатки: сложность изготовления линз, ослабление — детренированность и нарушение синхронности — балланса в работе глазодвигательных и цилиарных мышц.

    Известны оптико-рефлекторные и тренировочные способы лечения расстройств аккомодации, включающие упражнения, направленные на тренировку аккомодационно-дезаккомодационных механизмов с помощью различных приспособлений, например с использованием диафрагм с изменяющимся диаметром — «Способ снятия спазма и повышения резерва аккомодации» (Патент РФ №1725888, МПК А61Н 95/00, опубл: 15.04.1992). Известно иcпользование положительных линз («стеклянный атропин»), например «Способ стабилизации остроты зрения», (Патент РФ №2157153, МПК A61F 9/00, опубл. 10.10.2000), в котором осуществляют просмотр таблиц или текстов через двояковыпуклые линзы с фокусным расстоянием 3-4 м и оптической силой +0,25+0,33 дптр.

    Общим недостатком известных способов лечения расстройств аккомодации является их сложность, неудобство в связи с необходимостью наличия специальных приборов и приспособлений.

    Известен «Способ лечения заболеваний глаз» (патент РФ №2105534, МПК A61F 9/00, опубл. 27.02.1998), включающий последовательно: общую гимнастику с отягощениями ежедневно два раза в день, самомассаж, включающий массаж биологически активных точек Ши-сюань и Хэ-гу, шейного отдела позвоночника, волосистой части головы по швам теменной и височной костей и затылочным буграм, гимнастику для глаз, содержащую, по меньшей мере, шесть упражнений, работу с текстом после самомассажа: последовательно двумя глазами, одним глазом, другим глазом и опять двумя глазами на максимально или минимально возможном для восприятия текста расстоянии. Восстановление остроты зрения обеспечивается в данном способе за счет комплексного воздействия на организм человека всех вышеперечисленных лечебных факторов и улучшения общего, мозгового и внутриглазного кровообращения. Недостатки: большое количество разнородных и разнонаправленных упражнений выполняется в течение всего дня, в то время как значительная категория людей не обладает должным упорством и самоконтролем для регулярных занятий, особенно в школьном возрасте, наиболее актуальном в плане развития зрительных нарушений. В силу возраста дети зачастую не понимают смысл многих упражнений из-за их сложности, что в итоге неблагоприятно сказывается на правильности их выполнения и эффективности.

    Известен «Способ лечения близорукости» (патент РФ №2329029, МПК А61Н 39/08, опубл. 20.07.2008), который включает: устранение подвывиха в атланто-аксиальном сочленении, иглорефлексотерапию укалыванием параорбитальных точек, точек общего действия и аурикулярных точек, отвечающих за зрение, а также дополнительное введение в параорбитальные биологически активные точки и оптическую зону скальпа биоматериала Аллоплант с целью иммуностимуляции, иммунокоррекции, усиления регенераторных способностей клеток, активации биохимических и метаболических процессов. Однако способ недостаточно эффективен ввиду отсутствия упражнений, направленных на тренировку аккомодационно-дезаккомодационных механизмов, дисрегуляция которых является одним из ключевых звеньев патогенеза миопии. Способ не предусматривает повышение общей двигательной активности и создание устойчивой мотивации (интереса) к тренировочным упражнениям.

    Наиболее близким к предложенному изобретению, взятым в качестве прототипа, является «Способ профилактики возникновения и прогрессирования миопии» (патент РФ №2471455, МПК A61F 9/00, опубл. 10.01.2013). Способ предусматривает комплексное воздействие на разные звенья патогенеза миопии и обеспечивает достижение технического результата за счет четырех факторов: магнитного поля, транссклерального низкоэнергетического лазерного излучения с длиной волны 1,3 мкм, оптико-рефлекторных тренировок глаз, а также занятий бадминтоном в определенном режиме до, во время и после курса функционального лечения миопии. Недостатком способа являются ограниченные терапевтические возможности, направленные только на профилактику миопии. Способ не включает оптимальную очковую коррекцию исходя из характера и степени зрительных нарушений, в связи с чем остается спазм аккомодации. В силу того, что к функциональному лечению (магнито-, лазертерапии и оптико-рефлекторные тренировки) приступают только через 2 месяца после начала занятий бадминтоном, зрительная система не успевает адаптироваться к возросшим требованиям к динамической рефракции, что нивелирует эффект комплексного воздействия. Изобретение не позволяет оказывать общее длительное воздействие на организм через систему биологически активных точек, направленное на стойкое восстановление глубинных механизмов нервной регуляции и метаболических процессов в зрительной системе.

    Задачей изобретения является создание эффективного и доступного способа лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации.

    Технический результат заключается в восстановлении глубинных механизмов нервной регуляции и метаболических процессов в зрительной системе за счет рефлексогенного воздействия на биологически активные точки в сочетании с активизацией работы аккомодационно-дезаккомодационных мышц.

    Поставленная задача решается, а технический результат достигается способом лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации, включающим занятия бадминтоном, отличающимся тем, что занятия бадминтоном проводят 3 раза в неделю по 1-2 часа в течение от 6 месяцев и более при условии необходимой индивидуальной очковой коррекции, назначенной после проведенного оптометрического обследования, а одновременно с началом занятий проводят рефлексогенное воздействие на параорбитальные биологически активные точки и точки свода черепа: VB1, VB14, Е8, V2, V3, V4, TR3, ВТ3, ВТ5, ВТ6, а также точки шейно-воротниковой зоны: VB20, VB21, V10, V11, Т14 курсом длительностью 2-4 недели.

    Согласно изобретению в качестве рефлексогенного воздействия на биологически активные точки используют массаж ежедневно в течение 5-15 минут, 1-2 раза в день, или иглоукалывание ежедневно или через день в количестве 10 сеансов, или инъекции диспергированного биоматериала «Аллоплант» для аккупунктурного введения, разведенного в физиологическом растворе в соотношении 30-50 мг биоматериала на 5-10 мл физиологического раствора в количестве 3-7 сеансов за курс, по 0,5-1,0 мл раствора биоматериала на 1 инъекцию.

    Согласно изобретению дополнительно воздействуют на отдаленные биологически активные точки конечностей: GI4, GI11, Е36, F2, F3, VB34.

    Технический результат достигается благодаря следующему. Оптико-рефракционная тренировка аккомодационных механизмов в процессе игры, сочетающаяся с высокой физической активностью, в комплексе с рефлексогенным воздействием и адекватной очковой коррекцией, обеспечивает суммарный качественно новый глубинный эффект и стабильный устойчивый результат.

    Использование в качестве физических упражнений занятий бадминтоном обусловлено их динамизмом, низким травматизмом, доступностью в любом возрасте. Слежение в процессе игры за воланом, на фоне оптимальной очковой коррекции, способствует повышению подвижности конвергентно-аккомодативных реакций зрительной системы. Положение ближайшей точки ясного зрения на расстоянии более 1 метра гарантирует отсутствие перегрузки цилиарной мышцы и, соответственно, возможности спазма аккомодации. Механизм тренировки и совершенствования динамической рефракции реализуется следующим образом: во время игры по мере приближения волана к игроку конвергенционно-аккомодационная нагрузка постепенно возрастает, что обеспечивается сокращением цилиарной мышцы и работой внутренних, верхних и нижних прямых мышц. При минимальном же расстоянии до волана в момент собственной подачи или удара (соприкосновения волана со своей ракеткой) фокусное расстояние составляет не менее 1 м, и четкое изображение на сетчатке достигается аккомодацией без излишней конвергенции и напряжения цилиарной мышцы. Это обеспечивает щадящие условия для аккомодации-конвергенции и создает оптимальный тренировочный эффект. Также весьма значима роль аккомодативных усилий для местного кровообращения, так как работа цилиарной мышцы по быстрому сокращению и расслаблению обеспечивает «массаж» хрусталика, способствуя обновлению внутриглазной жидкости и улучшению трофики во всех отделах глазного яблока. Значительные аэробные нагрузки обеспечивают хорошую оксигенацию крови, а нормализация психо-эмоциональной сферы приводит в равновесие симпатико-парасимпатическую иннервацию глазных мышц. Механизм рефлексогенной стимуляции реализуется посредством раздражения нервных рецепторов в биологически активных точках. Первичное раздражение рецепторов через местные рефлекторные реакции (посредством аксон-рефлекса), сегментарные рефлекторные реакции (через корешки спинного мозга и черепно-мозговые нервы) и общие рефлекторные реакции различной сложности пробуждает все отделы нервной системы, в том числе и центральные отделы головного мозга, что в конечном итоге способствует повышению функциональной подвижности зрительной системы, улучшению церебральной гемодинамики, местного кровообращения и обменных процессов (Е.Л. Мачарет, И.З. Самосюк, В.П. Лысенюк, «Рефлексотерапия в комплексном лечении заболеваний нервной системы», гл. «Современные взгляды на теорию и практику рефлексотерапии», стр 10-15, Киев, 1989; ГавааЛувсан, «Традиционные и современные аспекты современной восточной рефлексотерапии», глава 3 «Современные представления о физиологических механизмах, лежащих в основе дальневосточной рефлексотерапии», стр 35-37, Москва, 1990).

    Способ осуществляют следующим образом. Перед началом занятий бадминтоном всем лицам проводят необходимые оптометрические обследования: определение остроты зрения каждого глаза; автоматическая рефрактометрия; определение максимальной остроты зрения с очковой коррекцией; у школьников — обязательное проведение медикаментозной циклоплегии для выключения аккомодации и определение степени и вида аметропии для выявления спазма аккомодации; определение максимальной остроты зрения в условиях диафрагмирования. По показаниям назначают очковую коррекцию по общим правилам (например, Ю.З. Розенблюм, «Оптометрия», Москва, 1996).

    Занятия бадминтоном проводят 3 раза в неделю по 1-2 часа в течение от 6 месяцев и более. Параллельно с началом занятий бадминтоном проводят воздействие на биологически активные точки одним из трех предложенных согласно изобретению методов: путем массажа (акупрессуры), или путем иглоукалывания (акупунктуры), или путем инъекций лекарственных средств (фармакопуктуры).

    Акупрессуру осуществляют путем массажа параорбитальных точек и точек свода черепа: VB1 (тун-цзы-ляо), VB14 (Ян-бай), Е8 (тоу-вэй), V2 (цюань-чжу), V3 (мэй-чун), V4 (цюй-ча), TR3 (сы-чжу-кун), ВТ3 (инь-тан), ВТ5 (юй-шан), ВТ6 (юй-яо); точек шейно-воротниковой зоны: VB20 (фэн-чи), VB21 (цзянь-цзин), V10 (тянь-чжу), V11 (да-чжу), Т14 (да-чжуй). Акупрессуру проводят ежедневно в течение 2-3 недель, от 5 до 15 минут, 1-2 раза в сутки (И. Самосюк, В. Лысенюк «Акупунктура» глава «Акупрессура», М., Аст-Пресс книга, 2004, стр. 183-184). Данный метод воздействия отличается высокой доступностью, и поэтому после соответствующего инструктажа выполняется как родителями, близкими, так и самим пациентом.

    При наличии соответствующей базы (квалифицированного специалиста, помещения, отвечающего санитарным нормам и правилам) способ предусматривает в качестве рефлексогенного воздействия проведение иглоукалывания, которое осуществляют в вышеперечисленные биологически активные точки. Для обеспечения общеукрепляющего эффекта возможно добавление отдаленных точек на конечностях: GI4 (хэ-гу), GI11 (цюй-чи), Е36 (цзу-сан-ли), F2 (син-цзянь), F3 (тай-чун), VB34 (Ян-линь-цюань). Иглоукалывание проводят ежедневно или через день в количестве 10 сеансов (Д.М. Табеева, «Руководство по рефлексотерапии», изд. М. Медицина, 1980 г.; Гаваа Лувсан, «Очерки методов восточной рефлексотерапии», изд. Наука, 1991 г., и другие).

    Как альтернативное воздействие способ предусматривает инъекции в биологически активные точки диспергированного биоматериала «Аллоплант» для акупнктурного введения, который разводят в соотношении 30-50 мг на 5-10 мл физиологического раствора. («Биоматериалы «Аллоплант» для регенеративной хирургии». Каталог. Уфа, 2010, с. 24). Препарат вводят, используя тонкие инсулиновые или мезотерапевтические иглы, в вышеперечисленные биологически активные точки 1-2 раза в неделю в количестве от 3 до 7 сеансов за курс, длительность которого составляет 2-4 недели.

    Инъекции, проводимые квалифицированными специалистами-рефлексотерапевтами, высокоэффективны, безопасны и практически безболезненны. Использование такого воздействия на биологически активные точки в комплексном лечении миопии, наряду с вышеотмеченными преимуществами, позволяет проводить процедуры амбулаторно, 1-2 раза в неделю, что особенно значимо при отдаленности кабинета рефлексотерапии.

    1. Пациентка М., 8 лет, жалобы на плохое зрение при взгляде вдаль с началом учебы в школе. Предварительный диагноз: ОУ-миопия слабой степени под вопросом, спазм аккомодации под вопросом.

    При обследовании на узких зрачках:

    Vis OD=0,4 Sph -0,5 D, cyl-0.25 ax20=1,0

    Vis OS=0,4 Sph -0,5 D, cyl-0.25 ax160=1,0

    Проведена медикаментозная циклоплегия путем 3-кратной инсталляции 1% цикломеда. После циклоплегии, на широких зрачках, с диафрагмой:

    Vis OD=0,7 Sph +0,5 D, cyl+0.5 ax110=1,0

    Vis OS=0,7 Sph +0,5 D, cyl+0.25 ax90=1,0

    Окончательный диагноз: ОИ — спазм аккомодации на фоне гиперметропии слабой степени.

    Приступила к занятиям бадминтоном, по 3 раза в неделю по 1,5 часа. Для постоянного ношения и тренировок выписаны очки Sph+1,5D. Одновременно с началом занятий назначена и проводилась в свободное от бадминтона время рефлексотерапия путем массажа биологически активных точек: параорбитальных V2 (цюань-чжу), V3 (мэй-чун), TR3 (сы-чжу-кун), VB1 (тун-цзы-ляо), VB14 (Ян-бай), ВТ5 (юй-шан) и ВТ6 (юй-яо); свода черепа Е8 (тоу-вэй); в области шейно-воротниковой зоны VB21 (цзянь-цзин), VB20 (фэн-чи), V10 (тянь-чжу). Процедуры проводились ежедневно по 10-15 минут, причем первые 5 дней массаж проводил рефлексотерапевт в присутствии родителей девочки, в «обучающем режиме» — с подробным инструктажем, далее на протяжении 2-х недель акупрессура осуществлялась ими в домашних условиях, самостоятельно. Улучшение зрения отмечено уже с первых дней лечения. При контрольном осмотре через 3 месяца:

    Vis OD=0,7 Sph+1,0 D, cyl+0.75 ax 105=1,0

    Vis OS=0,7 Sph+1,0 D, cyl+0.5 ax 85=1,0

    Результаты показали отсутствие спазма аккомодации. Регулярные занятия бадминтоном продолжала в течение 6 месяцев.

    Наблюдается более 3х лет. Очки использует только в школе и за компьютером. Зрительные функции стабильные. Продолжает заниматься бадминтоном по мере возможности.

    2. Пациент Т. 12 лет, учащийся в школе, по окончании 5 класса стал предъявлять жалобы на головные боли при чтении, затуманивание зрения при взгляде вдаль. При обследовании на узких зрачках:

    Vis OD=0,1-0,2 Sph -2,5 D=1,0

    Vis OS=0,1-0,2 Sph -2,5D=1,0

    Проведена медикаментозная циклоплегия путем 2-кратной инсталляции 1% цикломеда. После циклоплегии, на широких зрачках, с диафрагмой:

    Vis OD=0,5 Sph -1,0 D=1,0

    Vis OS=0,5 Sph -1,0D=1,0

    DS: ОУ — Миопия слабой степени, спазм аккомодации. Назначена очковая коррекция.

    Согласно предложенному способу приступил к занятиям бадминтоном, в летние месяцы 3 раза в неделю по 1,5 часа, в учебное время года — 2 раза в неделю по 1,5 часа. Тренировки осуществлялись в очках Sph — 1,0D на оба глаза. В другое время очки не использовались. Одновременно с началом тренировок взят на курс иглоукалывания. В течение 3-х недель проведено 10 сеансов, которые проводились через день. Осуществлялось: тонизирующее воздействие с постановкой игл на 10-15 минут в параобрбитальные точки и точки свода черепа: VB1 (тун-цзы-ляо), VB14 (ян-бай), Е8 (тоу-вэй), V2 (цюань-чжу), V3 (мэй-чун), V4 (цюй-ча), TR3 (сы-чжу-кун), ВТ5 (юй-шан), причем за сеанс использовано по 2 парные (то есть 4, справа и слева) точки; гармонизирующее воздействие по 20-30 минут на на 3 парные точки шейно-воротниковой зоны: VB20 (фэн-чи), VB21 (цзянь-цзин), V10 (тянь-чжу); гармонизирующее воздействие на отдаленные парные точки: GI11 (цюй-чи), Е36 (цзу-сан-ли), F3 (тай-чун). Регулярные занятия бадминтоном продолжал в течение 6 месяцев.

    При осмотре через 6 месяцев:

    Vis OD=0,5 Sph -1,0 D=1,0

    Vis OS=0,5 Sph -1,0D=1,0

    Результаты обследования показали, что миопия не прогрессирует, спазм аккомодации отсутствует. Занятия бадминтоном продолжает. Наблюдается в течение 3 лет, зрительные функции стабильные.

    3. Пациент X., 40 лет, инженер, жалобы на дискомфорт и снижение зрения вдаль, дискомфорт при чтении. В последнее время много работал на компьютере по ночам. Ранее очки не носил.

    Vis OD=0,8 Sph -1,0 D=1,0

    Vis OS=0,7 Sph -1,25D=1,0

    По таблице для определения остроты зрения шрифт 08 (острота зрения 0,7) в очках Sph-3,25.

    После циклоплегии, на широких зрачках, с диафрагмой:

    Vis OD=0,9-1 Sph +1,0 D=1,0

    Vis OS=0,8 Sph +1,0D=1,0

    DS: OУ — спазм аккомодации.

    Согласно предложенному способу приступил к занятиям бадминтоном, в первые 6 месяцев три раза в неделю, по 1,5 часа, в последующем — два раза в неделю. Одновременно с началом тренировок прошел курс фармакопунктуры биоматериалом «Аллоплант» для акупунктурного введения. Использовалась дозировка 50 мг биоматериала на 10 мл физиологического раствора. Инъекции осуществляли по одному разу в неделю, в течение 3-х недель в параорбитальные точки: VB1 (тун-цзы-ляо), VB14 (Ян-бай), V2 (цюань-чжу), TR3 (сы-чжу-кун); в 2 парные точки шейно-воротниковой зоны: VB20 (фэн-чи), VB21 (цзянь-цзин) по 0,5 мл и отдаленные точки на конечностях: GI11 (цюй-чи), Е36 (цзу-сан-ли), VB34 (Ян-линь-цюань) по 1,0 мл.

    При осмотре через 6 месяцев, на узких зрачках:

    По таблице для определения остроты зрения читает свободно шрифт 05 (острота зрения 0,9) в очках Sph +1,0 на расстоянии 33 см. Наблюдается более 2х лет. Спазм аккомодации отсутствует. Тренируется достаточно регулярно. При работе на близком расстоянии обходится без очков без зрительного дискомфорта. Зрительные функции стабильные.

    Таким образом, предложенный способ позволяет доступными средствами осуществлять профилактику и лечение миопии и спазма аккомодации в самых различных возрастных группах с высокой эффективностью.

    1. Способ лечения и профилактики миопии и спазма аккомодации, включающий занятия бадминтоном, отличающийся тем, что занятия бадминтоном проводят 3 раза в неделю по 1-2 часа в течение от 6 месяцев и более при условии необходимой индивидуальной очковой коррекции, назначенной после проведенного оптометрического обследования, а одновременно с началом занятий проводят рефлексогенное воздействие на параорбитальные биологически активные точки и точки свода черепа: VB1, VB14, Е8, V2, V3, V4, TR3, ВТ3, ВТ5, ВТ6, а также точки шейно-воротниковой зоны: VB20, VB21, V10, V11, Т14 курсом длительностью 2-4 недели.

    2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве рефлексогенного воздействия на биологически активные точки используют массаж ежедневно в течение 5-15 минут 1-2 раза в день, или иглоукалывание ежедневно или через день в количестве 10 сеансов, или инъекции диспергированного биоматериала «Аллоплант» для акупунктурного введения, разведенного в физиологическом растворе в соотношении 30-50 мг биоматериала на 5-10 мл физиологического раствора, в количестве 3-7 сеансов за курс, по 0,5-1,0 мл раствора биоматериала на 1 инъекцию.

    3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно воздействуют на отдаленные биологически активные точки конечностей: GI4, GI11, Е36, F2, F3, VB34.

    Ознакомьтесь так же:  Чем снять опухоль на глазу от ячменя

    About the Author: admin