Основные формы стресса

Виды стресса

Большинство современных женщин отдают предпочтение успешным мужчинам. Но научно-технический прогресс, условия жизни настоящего, нынешние приоритеты твердят, как один: «Хочешь ощущать себя счастливчиком и быть первым? Тогда отбрасывай эмоции и обиды, обгоняй время». Но достижение поставленных целей невозможно без столкновения лицом к лицу с тревожными ситуациями, раздражителями. А это, в свою очередь, приводит к зарождению различных заболеваний, которые проявляются далеко не сразу.

Природа стресса, его виды и причины

Прежде, чем перейти к классификации стресса, важно отметить, что, когда представители сильного пола чувствуют себя переутомленными, то лишь 10% из них по этой причине обращаются к специалистам.

Стресс – биологическая реакция человеческого организма. Последний, когда предчувствует жизненную угрозу, максимально обостряет внимание и чувства. В это время мозг посылает импульсы с целью выработки ими стрессовых гормонов. В результате их действия усиливается потоотделение, учащается дыхание и сердцебиение. По окончанию действия данных гормонов, человек ощущает себя душевно разбитым.

К видам стресса относятся:

  • ментальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • острый;
  • хронический;
  • гиперстресс;
  • экологический;
  • гипостресс;
  • гормональный;
  • эустресс.

Причинами стресса выступают внешние и внутренние факторы. К последним принято относить то, что является результатом вашего воображения, а жизненные перемены — это внутренние воздействия.

Так, список главных внешних воздействий составляют:

  • семья, дети;
  • работа;
  • проблемы материального характера;
  • чрезмерная занятость, загруженность делами;
  • затруднения в отношениях.
  • ожидания, не подкрепленные реальностью (нереалистичные);
  • пессимистичный настрой;
  • стремление все делать досконально;
  • негативный настрой своего внутреннего «я»;
  • отсутствие требуемой обстоятельствами настойчивости;;
  • неумение принять неопределенность.

Характеристика видов стресса

  1. Ментальный стресс. Основным симптомом стрессового влияния на жизнь мужчины есть умственное напряжение. Именно от него зависит когнитивное мышление (мысленные представления, язык и пр.). Именно мозг в ответе за признание стресса, как нечто негативного или положительного. Все системы организма реагируют на него определенным образом только после того, как разум примет решение о соответствующем восприятии на действие стрессовой ситуации. К нарушениям в рациональном и логическом мышлении приводит психическое напряжение.

    Личность, находящаяся в состоянии ментального стресса, не способна концентрироваться, объективно воспринимать происходящее, принимать верные решения.

  2. Психологический. Существует два виды психологического стресса: информационный и эмоциональный. Последний представляет собой результат психического давления. Признаки эмоционального класса зависят от интенсивности такого давления. Так, когда сознание находится в замешательстве, мужчина испытывает раздражение, вспыльчивость. В данном случае это проявляется через нервозность и чувство одиночества. В такой период ему сложно держать под контролем свои мысли. Информационный представляет перезагрузку определенной информацией, которая является абсолютно ненужной в случае разрешения конкретной проблемы. То есть такой стресс появляется, когда информации больше, чем необходимо и при этом она имеет наименьшую смысловую нагрузку.
  3. Физический. Он относится к физической реакции на природу возникновения самого стресса. Но при этом не затрагиваются функции сердечно-сосудистой системы и нервной.
  4. Острый стресс. Проявляется, как мгновенный (может быть положительным, называемым «эустресс», выражается не длительным чувством беспокойства), так и эпизодический, при котором мгновения напряжения возникают столь часто, что выходят из-под контроля личности, превращаясь в образ жизни.
  5. Экологический. Его появлению способствуют внешние воздействия. К ним могут относиться: ядовитые вещества в экологии, токсины, погодные условия, резкие температурные перепады.
  6. Хронический. Этот стресс не имеет завершения. Он кажется бесконечным (может выражаться в боязни потерять должность). К сожалению, такой вид стресса способен довести человека к моральному «выгоранию».
  7. Гормональный. Причина: гормональные сдвиги организма. Наиболее часто встречается в период полового созревания.
  8. Гипостресс. Возникает в тот момент, когда человек или ограничен в своих возможностях, или испытывает скуку. Может возникать у людей, которые изо дня в день проделывают монотонную работу.
  9. Гиперстресс. Если не хотите его заработать, тогда не стоит превышать предел своих максимальных возможностей, сильно рискуя и переживая за исход текущих дел. В этих ситуациях даже мелочное обстоятельство способно вывести вас из себя.

Основные формы стресса

Учебная дисциплина программы профессиональной переподготовки «Практическая психофизиология»

Цель спецкурса: систематическое ознакомление с современными концепциями изучения психологического стресса, причинами возникновения и формами проявления стрессовых состояний, влияниями стресса на успешность деятельности и здоровье профессионалов, психологическими методами диагностики и коррекции стресса в прикладных условиях.

1. Социально-экономическая значимость изучения профессионального стресса.

Стресс и надежность профессиональной деятельности. Стресс и здоровье профессионалов. Понятие психического здоровья. Стресс и пограничные состояния. Болезни стрессовой этиологии. Демографические данные о распространенности «болезней стресса «.

2. Классическая теория стресса Г.Селье и возможности ее приложения в психологических исследованиях.

История развития концепций гомеостатического регулирования в физиологии. «Триада признаков» стресса по Г.Селъе, физиологические механизмы возникновения. Понятие общего адаптационного синдрома, уровни адаптации. Стадии развития стрессовых реакций по Г.Селъе. Зависимость уровня исполнения от степени активации и напряженности деятельности, фактор сложности задачи. Основные принципы классической теории (не специфичность ответа, фазы приспособления, ресурсы адаптации), привнесенные в область психологического изучения стресса.

3. Современные концепции изучения стресса.

Понятия экстремальности, стресса и стрессора. Абсолютная и относительная экстремальность. Опосредующие факторы развития экстремальных состояний (новизна, интенсивность, потенциальная угроза, субъективная значимость, сложность поведенческих задач). Понятия физиологического и психологического стресса (Р.Лазарус), различия в механизмах возникновения. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействия, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев). Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

4. Профессиональный стресс и подходы к его изучению.

Субъективная значимость труда и отношение к трудовой роли. Специфика понятия «профессиональный стресс» (профессиоведческая и факторная парадигмы). Стресс как стимул (инженерно-психологическая традиция). Стресс как состояние (феноменологическая традиция). Роль факторов когнитивной оценки и стратегий преодоления («coping mechanisms») в развитии стресса. Опосредующая психологическая модель стресса (Р.Лазарус). Транзактная модель стресса (Т. Кокс). Профессиональная эпидемиология и методы социальной медицины в изучении стресса.

5. Основные формы проявления стрессовых состояний в труде.

Нормативные режимы протекания трудового процесса и стадии динамики работоспособности. Мотивационные компоненты регуляции деятельности, типы доминирующей мотивации. Операциональная и эмоционалъныя напряженность. Виды состояний операциональной напряженности. Неадекватные формы реагирования в стрессогенных ситуациях, формы состояний эмоциональной напряженности (тормозная, импульсивная, генерализованная). Временная динамика и индивидуалъные особенности в процессе неадекватного реагирования на стрессогенную ситуацию. Стадии развития и отреагирования острых стрессовых состояний. Накопление и отсроченные эффекты переживания стресса. Хронические и пограничные состояния (хроническое утомление, астенический синдром, депрессия, неврозы и неврозоподобные состояния).

6. Стрессы «голубых воротничков».

Факторы среды обитания и физические стрессы. Прямое и опосредующее влияние внешних воздействий. Эргономические методы нормализации условий производственной среды. Массовое производство и рутинные виды труда. Состояние монотонии и его формы. Психическое пресыщение. Когнитивные модели развития монотонии и сопутствующих состояний. Удовлетворенность трудом, обогащение содержания труда, организация свободного времени.

7. Стрессы «белых воротничков».

Особенности трудовых нагрузок в квалифицированных видах труда. Факторы перегрузки и недогрузки. Дефицит времени. Структура обязанностей и ответственность. Трудовая роль, ролевой конфликт, двойственность ролевой позиции. Участие в процессах управления, принятие решений и их реализация. Инновационная активность. Перспективы профессионального роста, развитие профессиональной карьеры, профессиональная защищенность, кризисы завершения профессиональной карьеры. Субъективная значимость труда, ценностные ориентации и индивидуальные стратегии поведения. Поведенческие типы А и В, риск-факторы для здоровья. Личностные трансформации в процессе профессиональной адаптации, примеры лонгитюдиналъных исследований.

8. Организационные источники стресса.

Структура организаций и организационных взаимодействий. Внутриорганизационные связи и их эффективность, характер взаимодействий с начальством, коллегами, подчиненными. Делегирование ответственности. Психологический климат в организации, в рабочей группе. Рабочие места и мобильность персонала. Семейные отношения и их соответствие потребностям организации. Социальная значимость, престиж профессии и соответствие внутренним запросам личности.

9. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Изменения в организационных структурах при внедрении информационных
технологий. Перераспределение функциональных обязанностей. Изменение
характера информационных нагрузок. Деперсонализация
внутрипрофессионалъных контактов, телекоммуникации. Проблема
свободного распределения времени. Профессиональная включенность.

10. Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.

Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности. Объективная реорганизация трудового процесса (эргономическая и инженерно-психологическая традиции).

Способы непосредственного воздействия на состояние работающего. Внешние приемы воздействий: специальная тренировка, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мульти-медиа.

Методы психологической саморегуляции состояний (психотерапевтическая традиция). Классификация методов саморегуляции. Базовые техники и вспомогательные средства. Примеры программ обучения приемам саморегуляции. Индивидуальные особенности освоения навыков саморегуляции. Оценка эффективности внедрения психокоррекционных средств.

Рекомендуемая литература.

  1. Бодров В. А. Информационный стресс. М, ПЭР СЭ, 2000
  2. Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981
  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983
  4. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984
  5. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., МГУ, 1993
  6. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. Статья в «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», 2000, № 3, с. 4-21
  7. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., МГУ, 1976. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1979
  8. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
  9. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. «Психология труда и организационная психология: современной состояние и тенденции развития «. Хрестоматия. М., Радикс, 1995. Статьи (1) Касл С.В., (2) Купер К.Л. и Маршалл Дж., (3) Кокс Т. и Маккей К., (4) Хамбергер Л.К. и Лоор М.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский

3 вида стресса и как с ними бороться

Каждый день мы сталкиваемся с разнообразными источниками стресса. В преддверии праздников причин для беспокойства прибавляется. Мы переживаем, что не хватит денег на подарки, расстраиваемся из-за конфликтов с родственниками. Глобально существует всего три вида стресса. Разобравшись, к какому виду относится проблема, поймем, как с ней справиться.

Многих из нас стресс гложет постоянно, как в течение дня, так и ночью, мешая заснуть. Вызванная им повышенная раздражительность может в конце концов привести к болезням, тревожным расстройствам и депрессии. Постоянный стресс и борьба с ним могут стать настолько привычными, что вы не представляете, как можно изменить устоявшийся шаблон. Возможно, вы росли в нездоровой семейной атмосфере и из-за этого испытывали в детстве постоянное давление. Возможно, не научились эффективным способам борьбы с переживаниями.

Каждая мысль вызывает физиологическую реакцию организма

Когда мы сталкиваемся с проблемой, вызывающей стресс, в первую очередь надо разложить ее на составные части. Так с ней будет проще совладать и найти разумный подход. Это поможет понять, насколько решение проблемы зависит от вас (полностью, частично или не зависит вовсе). 3 основных вида проблем, вызывающих стресс.

1. Проблемная ситуация, в которой вы можете что-то изменить

Такие ситуации нам подконтрольны, остается проявить творческий подход и найти решение. Только от вас зависит, сможете ли вы освободиться от постоянно гложущего стресса. Возможно, для этого придется добиться от другого человека, чтобы он изменил поведение, установить личные границы, составить план по выходу из трудной ситуации (например, финансовой) или сменить окружение. К примеру, вы можете решить уволиться, если работа вызывает постоянный стресс. В любом случае нужно помнить, что улучшение не наступит, пока не перестанете быть жертвой и не начнете активно решать проблему.

2. Проблемы, которые надо принять как данность

Речь идет об источниках стресса, на которые вы никак не можете повлиять. Например, неизлечимые болезни, несчастные случаи, жилищные условия или экономические обстоятельства, которые вы сейчас не можете изменить.

Чтобы легче переносить этот вид стресса, надо научиться иначе на него смотреть. Укрепить все свои ресурсы — социальные, физические, духовные. Необходимо постоянно повторять, что вы на данный момент принимаете ситуацию такой, какая она есть, а не пытаетесь ее менять. Тратя силы на борьбу с тем, что не можем изменить, мы становимся беспокойными и озлобленными. Это мешает мыслить творчески, искать альтернативные подходы и радоваться жизни.

3. Проблемы, которых надо избегать

Например, если вы не любите столпотворения людей, ходите по магазинам в спокойные часы. Если вам не хватает времени, откажитесь от дополнительных обязанностей. В случае финансовых трудностей реже встречайтесь с друзьями в ресторанах и барах. Сознательно избегайте ситуаций, которые вносят в жизнь лишний стресс.

Выбирая, как поступить, отталкивайтесь от того, с каким видом стресса столкнулись. Приняв решение, вы вернете ощущение контроля над жизнью — это снизит стресс и принесет облегчение. Каждая мысль вызывает физиологическую реакцию организма, стараясь мыслить осознанно, вы снизите нагрузку на истощенную стрессом нервную систему.

Умение справляться со стрессом — важный жизненный навык, который придется развивать. Темперамент отчасти влияет на реакцию на стресс, но навыку все равно нужно учиться. В будущем каждому встретятся новые источники стресса, и для эмоционального благополучия лучше разбираться с ними как можно раньше. Для этого может понадобиться изменить устоявшиеся неэффективные шаблоны мышления, мешающие полностью раскрыть возможности. Эти шаблоны обычно формируются из-за нездорового воспитания или неблагополучной атмосферы в родительской семье, и от них можно избавиться. Умение справляться со стрессом — важный инструмент для эмоционального благополучия!

8 способов прогнать стресс

Кратковременный стресс — нормальное и естественное явление. Проблемы начинаются, когда стресс продолжается долгое время и становится хроническим. Со временем он подтачивает наше физическое и психическое здоровье. Психотерапевт Дуглас Конг рассказывает, как с этим справляться.

Жить для себя и быть счастливой — возможно ли это?

Мы привыкли думать, что счастливая женщина — это женщина, которая вышла замуж, родила желанных детей, а спустя годы нянчит родных внуков. Может ли счастье выглядеть по-другому? Героине этой истории Лидии Петровне 77 лет, и она никогда не была замужем.

2.1. Формы проявления стресса

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ настроение (например, волнение);

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

+ поведенческие реакции @@@@@21#####.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

Похожие главы из других книг

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ

3. Формы проявления производственных стрессов

3. Формы проявления производственных стрессов Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:1) депрессии;2) агрессивность по отношению к коллегам;3) нежелание выходить на работу, прогулы;4) большое количество брака продукции;5) излишняя нагрузка на

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса

Глава IV. Особенности проявления информационного стресса 4.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующий стресс-реакции. По общим представлениям в качестве стрессовой

3. Различные формы проявления застенчивости

3. Различные формы проявления застенчивости С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. Застенчивость – широко распространенное явление, которое встречается во всем мире. Формы

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у подростков

Глава 3 Дезадаптация и формы ее проявления у

Формы проявления энергетики

Формы проявления энергетики Как различаются люди, принадлежащие к разным эгрегорам?Энергетика каждого выражается по-разному. И проявляется это в демонстрации и принятии «своей» идеи. А идеи — это не только слова, но еще и форма, цвет, вкус, запах, звук, жесты. Если это

5.3. Формы проявления эгоизма

5.3. Формы проявления эгоизма Эгоизм бывает личностным и групповым. Последний проявляется в тех случаях, когда одна группа людей ставит свои интересы выше других групп. Личностный эгоизм проявляется в различных формах.Замаскированная тирания — это скрытый контроль над

1.1.2. Физиологические проявления стресса

1.1.2. Физиологические проявления стресса Активация гипоталамуса Гипоталамус выполняет ряд важных функций в организме человека, которые имеют непосредственное отношение к стрессу @@@@@1, 3, 7, 12#####:+ является высшим центром вегетативной нервной системы;+ отвечает за

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки

Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном

Вегетативные проявления стресса[54]

Вегетативные проявления стресса[54] Проанализируйте свое состояние и отметьте в правых узких колонках те симптомы, которые для вас в данный момент характерны:0 баллов – симптом отсутствует,1 балл – симптом присутствует в незначительной степени,2 балла – симптом выражен,3

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных отношений

Глава седьмая Формы проявления индивидуальных

Некоторые распространенные формы проявления гнева

Некоторые распространенные формы проявления гнева Щупальца гнева не прекращают свою охоту ни на мгновение. И на каждом шагу мы сталкиваемся с людьми, пораженными им в различной степени, – от вялого недовольства до вспышек слепой ярости. Гнев подобен раковой опухоли,

Формы проявления боссинга на учебной кафедре

Формы проявления боссинга на учебной кафедре А.В. Соловьев приводит обширный перечень форм вертикального моббинга (боссинга) [Соловьев, 2008], назовем основные из них:– вербальная агрессия (провокационные вопросы; лживые утверждения; высказываемые сомнения в уровне

2.2. Особенности проявления психологического стресса

2.2. Особенности проявления психологического стресса 2.2.1. Вегето-соматические и психофизиологические реакции Не всякое экстремальное, субъективно значимое воздействие вызывает развитие последующих стресс-реакций. По общим представлениям в качестве стрессовой может

Эмоциональные состояния человека

Основные эмоциональные состояния

Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

С. Л. Рубинштейн отмечал особенности настроения в том, что оно не предметно, а личностно и в том Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. Например, при сильном гневе многие люди теряют способность к конструктивному разрешению конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию. Человек кричит, краснеет, размахивает руками, может ударить противника.

Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. Управлять и справиться с этим состоянием очень трудно. Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий человека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшуюся вещь, толкнуть стул, хлопнуть по толу. Теряя власть над собой, человек весь отдается переживанию.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

  • Основная статья: Cтресс

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация

Близким по своим проявлениям к стрессу является эмоциональное состояние фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если в такой ситуации окружающие люди поддержат, помогут исправить ошибки, пережитые эмоции останутся лишь эпизодом в жизни человека. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояние человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. В чем же особенность страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Причины возникновения страсти разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями, могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение. В любом случае страсть связана с нашими потребностями и другими свойствами личности. Страсть, как правило, избирательна и предметна. Например, страсть к музыке, к коллекционированию, к знаниям и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, в которых крутятся все обстоятельства, связанные с предметом страсти, который представляет и обдумывает пути достижения потребности. То, что не связано с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения. Например, некоторые ученые, которые страстно работают над открытием, не придают значения своему внешнему виду, нередко, забывая про сон и еду.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волей. Так как страсть выступает одним из значимых побуждений к деятельности, потому как обладает большой силой. В реальности оценка значения страсти двояка. Большую роль в оценке играет общественное мнение. Например, страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, в тоже время в рамках другой социальной группы может рассматриваться как экономность, расчетливость.

Психологическая саморегуляция: аффекта, стресса, эмоционального выгорания, фрустрации, страсти

Неумение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами и стрессами служит препятствием для эффективной профессиональной деятельности, нарушает межличностные отношения на работе и в семье, мешает достижению поставленных целей и осуществлению намерений, нарушает здоровье человека.

Существуют специальные приемы, которые помогают справиться с сильной эмоцией и не допустить ее превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать ее истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться, глубоко и ритмично дышать, привлечь заранее заготовленный “дежурный образ” приятного события в своей жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны. Аффект можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, культуры межличностных отношений.

Средством предупреждения эмоционального выгорания являются оптимизация условий труда и психологическая коррекция на ранних стадиях эмоциональных нарушений.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10- 15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременным сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его.

Итак, нужно запомнить следующее:

  • Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать “всегда размеренно и спокойно”, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него “убегать”.

Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

  • Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.
  • При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
  • При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Наиболее успешными, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние “взрывы”.

Люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:

  • Действие первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются “укорами совести” и не “сбрасывают” свою стрессовую энергию на окружающих.
  • Действие второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и “стрессовая стихия” не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: “Важно не попасть в точку В”.
  • Действие третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения па первой стадии развития стресса.
  • Действие четвертое и самое главное. Люди, с развитой саморегуляцией, интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что “сбрасывать” темную стрессовую энергию на других — некультурно и в определенном смысле невыгодно. Происходит потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках, — неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.

Чтобы снять эмоциональное напряжение, нужно:

  • правильно оценить значимость событий;
  • в случае поражения действовать по принципу “не больно-то и хотелось”;
  • увеличить физическую нагрузку (многие женщины начинают стирать или выполнять другую тяжелую домашнюю работу);
  • сформировать новую доминанту, т.е. отвлечься;
  • выговориться, выплакаться;
  • послушать музыку;
  • вызвать улыбку, смех, юмор необходим для того, что
  • бы воспринимать как комическое то, что претендует на серьезность;
  • осуществить релаксацию.

Формы проявления стресса

Изменения функциональных систем организма при стрессе.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления. Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1) Изменение поведенческих реакций при стрессе

Все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

— в избыточном напряжении мышц (особенно часто — лица и «воротниковой» зоны);

— изменении ритма дыхания;

— уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

— нарушении речевых функций и т. д.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

2) Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Чем же объясняется такая форма проявления стресса? Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов пишут, что «многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты». Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

По этому поводу они пишут: «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через «кривое зеркало»). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

3) Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

— повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

— повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

— снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают «резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.» Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс.

4) Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональная форма проявления стресса затрагивает различные стороны психики.

В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Объективные причины возникновения психологического стресса.

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы, экология);

2) люди, с которыми он взаимодействует (строгий начальник, плохие соседи, нерадивые подчиненные);

3) социальные факторы среды (высокие цены, условия кредита, плохая власть, налоги);

4) чрезвычайные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, болезни и травмы).

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор. Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам. В группу объективных причин относятся те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием.

Ознакомьтесь так же:  Синдром дауна и болезнь дауна чем отличаются

About the Author: admin