Номера умственной отсталости

Номера умственной отсталости

Новые технологии клеточной терапии с испольхзованием стволовых клеток, разработанные учёными Санкт-Петербурга, успешно прошли клинические испытания. Новая клеточная терапия — разработка компании «Транс-Технологии», Научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (СПБ НИПНИ), Центрального научно-исследовательского рентгенорадиологического института, Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена. Как показали клинические испытания, она позволяет достигать существенных результатов в лечении неврологических и психических заболеваний. Проведённые исследования влияния трансплантации мезенхимных стволовых клеток (клетки костного мозга взрослого человека) на психические и социально-бытовые функции больных, страдающих выраженными формами умственной отсталости (идиотия и имбецильность), опровергли мнение о необратимости этого недуга.

В исследовании по направлению «психиатрия» участвовали 8 больных в возрасте от 5 до 23 лет. Все они инвалиды. После трансплантации мезенхимных стволовых клеток у больных отчётливо улучшались восприятие и речь, развитие основных бытовых навыков, самообслуживание. Исчезла неадекватность эмоций, появилась осмысленность в играх, способность к обучаемости.

В исследовании по направлению «неврология» приняли участие 13 пациентов. Из них 11 человек — с последствиями тяжёлых черепно-мозговых травм и острым нарушением мозгового кровообращения и 2 человека — с последствиями тяжёлой травмы позвоночника. За больными наблюдали от 6 месяцев до 2-х лет. Стойкий положительный клинический эффект наблюдался в 84,6% случаев: значительно уменьшался неврологический дефицит и повышалась чувствительность к медикаментозной терапии.

На сегодняшний день доказана безопасность нового метода клеточной терапии. Последние исследования, проведённые в мире, показали, что мезенхимные стволовые клетки при трансплантации не перерождаются в злокачественные. Разработанные технологии помогут эффективно лечить различные формы умственной отсталости, последствия инсультов и черепно-мозговых травм, тяжёлые травмы позвоночника, хроническую сердечную недостаточность, несрастающиеся переломы, пародонтиты, ожоги.

Отметим, что традиционным источником мезенхимных стволовых клеток является строма костного мозга. Мезенхимные стволовые клетки также обнаружены в подкожной жировой ткани, которая в больших количествах остаётся после пластических операций. В настоящее время ведутся исследования по выделению достаточного количества мезенхимных стволовых клеток из костной ткани и пуповинной крови.

Что такое умственная отсталость

Умственная отсталость, или, на западный манер, интеллектуальная инвалидность, характеризуется недоразвитием психики со снижением общего интеллекта, что приводит к невозможности приобрести способности, необходимые для повседневной жизни и работы.

При этом есть разные степени умственной отсталости, и каждый отдельный случай имеет свои отличия, обусловленные тяжестью интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость в легкой степени требует повышенного внимания и работы с детьми, так как высока вероятность успешной интеграции в общество даже при наличии болезни.

Умственной отсталости в международной классификации болезней посвящена рубрика F70. В зависимости от тяжести интеллектуальных проблем выделяют следующие виды умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Интеллектуальная инвалидность: основные моменты

Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).

Для первичной диагностики используют методику Векслера, позволяющую определить уровень интеллекта. Основные формы умственной отсталости по показателям IQ и характеристика умственной отсталости конкретного вида:

1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.

Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению. Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний. Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.

2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.

Выражена эгоцентричность, с трудом переживают интеллектуальное напряжение. Обучение помогает овладеть основными навыками и умениями, но объем усвоения мал. Если моторное развитие в порядке, могут выполнять простой труд, правда, только механически.

3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.

4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73. Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться. Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.

Отличаются примитивными эмоциональными ответами. К примеру, если они сыты, а окружающая обстановка не агрессивна, то приходят в спокойное и благодушное настроение, на голод и неприятные ощущения возникает крик, плач. Вместе с большим отставанием в интеллекте у детей с глубокой умственной отсталостью наблюдаются признаки нарушения физического развития.

В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость». До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:

  • Дебильность, соответствующую легкой степени.
  • Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
  • Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.

Особенности

Причины умственной отсталости можно разделить на наследственные и средовые. Большое значение имеют изменения в количестве и структуре хромосомного набора. Их провоцируют такие факторы, как старение, токсические вещества, нарушения метаболизма и радиация.

Особое внимание стоит уделить средовым факторам, действующим на организм ребенка до его рождения через мать. К ним относятся:

  • Внутриутробные инфекции.
  • Гипоксия.
  • Лекарства (антибиотики, сульфаминамиды, барбитураты, нейролептики).
  • Психоактивные вещества.
  • Иммунологическая несовместимость.
  • Травмы при родах.

После рождения ребенка тоже существуют факторы, приводящие к умственной отсталости. Среди них чаще всего с повышенным риском её развития называют:

  • Нейроинфекции.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Различные заболевания, которые протекают с обезвоживанием и нарушением питания тканей и органов.
  • Интоксикации.

Предположительно, на развитие расстройства мышления может повлиять дефицит сенсорной стимуляции в самом начале жизни ребенка, недостаток общения со значимыми взрослыми. Впрочем, три четверти случаев связывают с повреждениями мозга ребенка еще до родов.

Основные симптомы умственной отсталости связаны с недоразвитостью интеллектуальной сферы. Критерии умственной отсталости, по МКБ-10:

  • Нарушения способностей (речь, моторика, внимание, память).
  • Неспособность адаптироваться к социальным условиям.
  • IQ ниже нормы, при условии что измерение коэффициента интеллектуального развития проводилось с учетом культурных особенностей.

Понятие умственной отсталости вошло в современную науку не так давно, но само явление известно на протяжении всей человеческой истории. Врожденная умственная отсталость и приобретенное слабоумие отличаются тем, что в первом случае интеллект не достигает нормального развития, во втором же интеллект, достигнув нормы на каком-то этапе, начинает снижаться.

У взрослых без ранее диагностированных проблем с интеллектуальным развитием снижение интеллекта носит название деменции. Врожденную умственную отсталость характеризует прежде всего раннее обнаружение; приобретенное слабоумие, наоборот, чаще всего диагностируется в пожилом возрасте.

Аутизм и умственная отсталость имеют ряд схожих черт, но их также стоит отличать, так как методы лечения различны. Корневое отличие: аутисты показывают неровное развитие, а дети с умственной отсталостью, по определению, имеют задержку во всех сферах сразу.

Проявления

Умственная отсталость у детей наиболее явно прослеживается в экспериментах по классификации предметов. Особенности детей с умственной отсталостью объясняются аномалиями развития головного мозга. Признаки умственной отсталости у детей:

  • Особенности мышления: затруднены процессы обобщения и абстрактного мышления. Умственная отсталость связана, применительно к познавательной деятельности, с преобладанием установления частных, конкретных связей, купирована способность к отвлеченным размышлениям.
  • Трудности с сосредоточением внимания, дети легко отвлекаются.
  • Восприятие бедное.
  • Новые знания усваиваются медленнее, требуется множество повторений, чтобы закрепить знания.
  • Почти всегда значительно страдает смысловая память, а механическая может быть достаточно хорошо развита. Это легко заметить при чтении текстов, ребенок не может передать своими словами смысл прочитанного текста.
  • Проблемы с развитием речи. Недоразвитие речевых способностей зависит от степени. В целом речь бедна, маловыразительна, фразы короткие, слова часто употребляются не по смыслу. Косноязычие может ликвидироваться со временем, но времени потребуется больше, по сравнению со здоровыми детьми.
  • Эмоциональная сфера отличается простотой, неспособностью контролировать проявления эмоций, малой дифференцированностью. Часто любознательность отсутствует, заменой ей выступает любопытство.
  • Воля тем меньше проявлена, чем сильнее интеллектуальный дефект.
Ознакомьтесь так же:  Происхождение аутизма у детей

Борьба за нормальную жизнь

Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.

К примеру, если нарушен метаболизм аминокислот, обычная диета может значительно понизить риски развития интеллектуальной недостаточности. Поэтому вовремя поставленный диагноз – залог отсутствия проблем или их минимизации.

В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий. Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.

Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.

Разобравшись с тем, что такое умственная отсталость, можно углубиться в вопросы развития и обучения детей с этим диагнозом. Психолого-педагогическая коррекция для таких детей – возможность вести полноценную жизнь и чувствовать себя членами общества.

Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке. Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении. Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:

  • Тренировка кратковременной памяти.
  • Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
  • Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
  • Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
  • Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
  • Обучение навыкам самоопределения.

Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:

  • Обучение рациональным приемам запоминания.
  • Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
  • Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
  • Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
  • Большое количество повторений.
  • Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.

Психология лиц с умственной отсталостью требует от нас тщательного подхода к обучению и интеграции людей с этим заболеванием в общество. На нас ложится ответственность, как они будут себя чувствовать эмоционально, смогут ли внести посильный вклад, откроется ли для них богатство мира. Автор: Екатерина Волкова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

  • >» target=»_blank»>Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 30-150 тысяч рублей!
  • >» target=»_blank»>55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »

Умственная отсталость — не приговор!

Большое несчастье для семьи — неполноценный ребенок. Можно ли такое несчастье предупредить? Можно ли смягчить его? Об этом наш разговор с доктором медицинских наук, педиатром Львом КОРОНЕВСКИМ.

Большое несчастье для семьи — неполноценный ребенок. Можно ли такое несчастье предупредить? Можно ли смягчить его? Об этом наш разговор с доктором медицинских наук, педиатром Львом КОРОНЕВСКИМ.

У самых истоков

Врожденное заболевание ребенка таится подчас у самых истоков его жизни, зависит от неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются иногда в силу тяжелых заболеваний матери. Грубые нарушения деятельности ее сердечно-сосудистой системы, тяжелые хронические заболевания почек, печени влекут за собой задержку доставки кислорода плоду, а к этому он очень чувствителен.

Женщине, страдающей подобными заболеваниями, надо посоветоваться с терапевтом и акушером-гинекологом и вместе с ними решить: можно ли ей рожать, какие принять меры для укрепления собственного здоровья.

Аномалии развития плода, а в дальнейшем, как их следствие, умственную отсталость ребенка могут вызвать инфекционные заболевания беременной женщины, и среди них в первую очередь токсоплазмоз.

Если такая женщина своевременно обратится к врачу и пройдет курс лечения, она сможет родить здорового ребенка. А если нет? Токсоплазмы, как и многие вирусы, наиболее интенсивно действуют на молодую ткань, усиленно размножаются в ней. Они обрушатся на плод, и ребенку впоследствии придется страдать гораздо больше, чем страдала его мать.

Установлено, что краснуха, перенесенная матерью в первые месяцы беременности, вызывает тяжелые поражения плода. Небезразлично для будущего ребенка заболевание матери эпидемическим гепатитом, гриппом.

Некоторые лекарства, самовольно применяемые матерью в период беременности, также могут вредно влиять на развитие плода. Тяжелые последствия для умственного развития ребенка нередко возникают из-за попыток прервать беременность различными немедицинскими способами. Безусловно вредное токсическое влияние на развитие плода оказывает алкоголь.

На умственном развитии могут сказываться различные заболевания, которые переносит ребенок в раннем детстве. Это не только воспаление мозга и его оболочек, ушибы головы, но и хронические тяжело протекающие желудочно-кишечные инфекции.

Виновник — лишняя хромосома

Известно, что наследственные свойства человека передаются от родителей к детям через его половые клетки. Ядро каждой клетки состоит из особых нитевидных структур, так называемых хромосом, в которых расположены самые элементарные единицы наследственности — гены.

Хромосомный набор клеток человека состоит из 46 хромосом, образующих 23 пары. Это число хромосом есть во всех клетках организма, за исключением половых клеток, где хромосом вдвое меньше — 23. В женской половой клетке 22 неполовых хромосомы и одна половая хромосома, так называемая Х-хромосома. В каждой мужской половой клетке-сперматозоиде 22 неполовых хромосомы и, кроме того, в 50 процентах из них — Х-хромосома и в 50 — маленькая, так называемая У-хромосома. При слиянии женской и мужской половых клеток восстанавливается общее число хромосом. Оплодотворенные яйцеклетки, состоящие из 44 хромосом и двух Х-хромосом,- это будущие женщины, а яйцеклетки, состоящие из 44 хромосом и одной половой Х-хромосомы и одной маленькой У-хромосомы,- будущие мужчины.

В этом процессе, отработанном природой с величайшей точностью, могут все же изредка возникать нарушения. По неизвестным еще причинам при делении клетки какая-либо пара хромосом может не разойтись, и возникают половые клетки, в ядре которых содержатся лишние хромосомы. После их оплодотворения развивается плод и рождается ребенок, в клетках тела которого находятся лишние хромосомы. Наличие лишних хромосом влечет за собой заболевания, которые характеризуются нарушениями физического и умственного развития. К этим видам хромосомных нарушений относится болезнь Дауна.

Чаще такие дети рождаются у пожилых матерей. Иногда рождению ребенка предшествует длительный перерыв в наступлении беременности — до 10 лет и более.

Предупреждение умственной отсталости — это не только посильное устранение причин, ее порождающих. Допустим, что сделать этого не удалось, малыш болен. Не считайте, что все потеряно, не сдавайтесь беде!

Ребенок должен находиться под постоянным наблюдением невропатолога. В настоящее время есть ряд средств, умелым подбором и сочетанием которых удается улучшить состояние такого больного.

Своевременное лечение и правильное воспитание позволяют достигнуть больших успехов в развитии ребенка, предупредить возможную инвалидность, добиться, если не полного умственного здоровья, то максимального приближения к нему.

С самого раннего детства проявляются особенности таких детей. Внешние признаки физического недоразвития: у ребенка маленькая головка со скошенным затылком или, наоборот, увеличенный размер головы, удлиненная голова.

Разрез глаз может быть скошенным. Глазные щели узкие, на них как бы нависает третье веко. Ушная мочка часто бывает приросшей, зубы неправильной, некрасивой формы, кожа сухая, шелушащаяся, резко укороченные пальцы на руках, искривленный мизинец, неправильное строение стопы — расширенные промежутки между пальцами ног, особенно между большим и вторым.

Ни один из этих признаков сам по себе еще не свидетельствует о заболевании — ведь подобные особенности возможны и у совершенно здоровых людей. Лишь сочетание ряда признаков физического недоразвития с умственной отсталостью должно настораживать и требует специальной врачебной консультации.

Ознакомьтесь так же:  Диета при депрессии

Что же делать?

Огромную роль в общем и психическом развитии ребенка играет развитие движений. У больных детей с первых же месяцев жизни намечается отставание в развитии движений — они позже начинают держать головку, стоять, ходить. Движения их неловки, неуклюжи. Наряду с общей моторной заторможенностью, у них иногда наблюдаются лишние движения — подергивание отдельных мышц лица или туловища.

Особенно нарушены у таких детей тонкие движения рук. Поэтому такие дети плохо себя обслуживают. Умение одеться, умыться, постелить постель требует специальной длительной и терпеливой выучки.

Правильное воспитание — одно из важнейших условий преодоления этих недостатков. В некоторых семьях таких детей излишне опекают и делают все за них, а это в еще большей степени тормозит развитие их моторики. Родители должны набраться терпения, выдержки и активно бороться с болезнью. Надо учить ребенка буквально всем мелочам: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, надевать платье. Такому ребенку полезно вырезать и наклеивать картинки, лепить по образцу, предложенному взрослым, самые простые фигурки из пластилина.

Совершенно необходимы ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать руку в кулак и разжимать, уметь показать только один палец, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности.

Речь и мышление человека тесно связаны. Речь умственно отсталых детей часто невнятна, плавность и темп нарушены, словарный запас беден, фраза строится примитивно, грамматически неверно. Иногда речь поначалу кажется нормальной, даже богатой, но, наблюдая более внимательно, можно заметить, что она состоит как бы из готовых, заученных выражений: ребенок не понимает смысла произносимых им слов. Один из важнейших путей борьбы с умственной отсталостью — развитие речи.

Нормально развивающиеся дети уже в 4-5 лет проявляют большой интерес ко всему окружающему и обычно задают бесчисленное количество вопросов, внимательно выслушивая ответы. Отсталый ребенок вял, пассивен, не любознателен. Необходимо всячески стимулировать и повышать его активность, знакомить с предметами и явлениями окружающей действительности, задавать вопросы вначале за ребенка, затем как бы вместе с ним, постепенно добиваясь, чтобы он становился таким же «почемучкой», как и его сверстники.

Игра как лечебное средство

Основная форма познания для маленьких детей — игра. Нормально развивающийся ребенок, играя, активно знакомится со свойствами предметов, приобретает различные навыки.

Отсталый ребенок обычно не может играть самостоятельно. Он даже не умеет дифференцированно использовать игрушки, проявляя интерес лишь к отдельным их свойствам — окраске, звучанию. Если он и создает простейшую игровую ситуацию, то его игра обычно оказывается очень однообразной. Например, девочка часами укачивает, завертывает или развертывает куклу, не внося в это занятие никаких вариантов.

У больных детей проявляется склонность к однообразным, стереотипным действиям. У них нет инициативы, они не планируют своей игры, а в коллективной — не понимают общего замысла, правил, распределения ролей.

В игре развиваются все стороны личности ребенка — мышление, воля, воображение, эмоции. Именно поэтому семья, где растет отсталый ребенок, должна обратить особое внимание на эту сторону его жизни. Надо понять, что дело идет не о простом развлечении, а по существу, о лекарстве. Взрослые должны играть вместе с ребенком и тем самым втягивать его в игру, научить пользоваться игрушками, от элементарных игр постепенно переходя к более развернутым, сюжетным.

Чем раньше начата работа с ребенком, тем легче добиться успехов в его умственном развитии. Даже заметно выраженную умственную отсталость удается хорошо компенсировать.

Под нашим наблюдением в течение многих лет находилась девочка. Значительную задержку развития моторики, речи, мышления констатировали мы у нее в три года. Мать упорно и терпеливо занималась с ребенком, проделывая все те упражнения, о которых мы рассказывали. Ей удалось вполне подготовить девочку к поступлению во вспомогательную школу, но и потом она не полагалась только на школьные занятия. Продолжалась ежедневная, терпеливая работа дома. Сейчас девушке 19 лет, она окончила эту школу и уже три года работает регистратором, вполне справляясь со своими обязанностями.

Пока еще медицина не располагает средствами, которые позволяли бы лечить умственную отсталость. Воспитательные меры в сочетании с лекарственными препаратами остаются основным оружием борьбы с такими поражениями. В терпеливых и любящих руках это оружие приобретает большую силу.

Многопрофильный центр комплексной коррекции и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А
ул. Решетникова д. 9

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Мы помогаем
  3. Олигофрения (умственная отсталость)

Олигофрения (умственная отсталость)

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Олигофрения , или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.
У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении
Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.
Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).
Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.
Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении
Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.
Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.
Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.
Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Ознакомьтесь так же:  Чем лечить сопли в домашних условиях

Олигофрения у детей
Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.
При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).
Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.
Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.
Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении
Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.
В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении
Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.
Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.
Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.
Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Номера умственной отсталости

Реагенты для диагностики нейрогенезса и задержки умественного развития методом MLPA

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Цена: по запросу

Снижены цены на наборы для определения антиспермальных антител

Антиспермальные антитела

Общие эстрогены

Новая линейка – реагенты DuraClone

Copyright © 2019 BioСhemMack. Все права защищены.

Техническая поддержка сайта — ITConstruct

Информация о ценах на сайте носит информационный характер и не является публичной офертой.

About the Author: admin