Неврозы человека и их профилактика

Невроз: особенности и способы лечения

Неврозами считаются нарушения нервной деятельности психического происхождения. Среди врачей-психиатров данный термин уже выходит из употребления, и больше используется «невротическое расстройство», либо более сложные термины применительно к определенным проявлениям нервных расстройств людей.

Проводимые исследования причин возникновения неврозов показали, что основное значение для возникновения невроза имеет не информационная перегрузка психики, а субъективное отношение человека к той или иной травмирующей его ситуации. В результате можно констатировать, что в основу невроза ложится именно отношение человека к проблеме, а не само наличие данной проблемы, поскольку та или иная ситуация переживается людьми совершенно по-разному.

Психофизиологические особенности человека, такие как: повышенная эмоциональность, мнительность раздражительность, склонность к депрессии может способствовать развитию невроза. Также специалисты констатируют, что женщины более склонны к неврозам, по сравнению с мужчинами.

Невроз может развиваться поэтапно, переходя от возникновения до стадии хронического. А также может ограничиться первой стадией – кратковременным невротическим расстройством, и больше не возникнуть. На динамику и длительность невроза может влиять длительное наличие определенных обстоятельств, вызывавших невроз, и неумение человека справиться с решением возникшей проблемы. Состояние невроза, длящееся более полугода, может приводить к невротическому расстройству и значительному изменению психологического состояния личности.

Одним из наиболее распространенных симптомов неврозов является повышенная утомляемость физического и эмоционального характера. При этом также возможно появление страхов и фобий. В психоэмоциональном плане пациент проявляет такие состояния, как – горе, печаль, уныние и тоска, присутствует ожидание неприятных событий в будущем. Также неврозы могут сопровождаться снижением памяти, невнимательностью, неспособностью к концентрации, рассеяностью и «сужением» внимания.

При лечении неврозов психотерапевт направляет внимание клиента на устранение психотравмирующей ситуации, либо, в случае невозможности этого, на изменение отношения к ней на более позитивное. В данном случае психотерапия является одним из наиболее эффективных методов лечения и профилактики неврозов.

Медикаментозное лечение добавляется в случае хронических состояний неврозов, либо при наличии других проявлений, сопутствующих неврозу – фобий, панических атак или депрессии. Необходимость подключения к психотерапии вспомогательных медикаментозных средств определяет специалист, работающий с клиентом.

Лучшей профилактикой неврозов будет определение его наличия на ранних стадиях и лечение с помощью психотерапевтических методов. Предупреждение возникновения возможных травмирующих психику ситуаций, особенно в детском возрасте, также является действенным методом предупреждения возникновения неврозов. Здоровый образ жизни, включающий в себя физические нагрузки, соблюдение режима дня и общение, вызывающее положительные эмоции, будет также способствовать укреплению психического здоровья человека.

Неврозы человека и их профилактика

Профилактика неврозов у детей

Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.

Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжёлый период послеродовой адаптации, наличие врождённых и хронических заболеваний, пренатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте ребёнка, но родители не придаю значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребёнка. Клинический опыт показывает, к сожалению, обратную картину. С ростом и развитием ребёнка более чётко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте.

Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития — появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте, невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребёнка к учебным нагрузкам. Наиболее показательными в плане школьной адаптации являются I и 5 классы. Именно в этот период родители «бьют в колокола» — обращаются к неврологам, психологам и другим специалистам. Обращения, по поводу того, что ребёнок не справляется со школьной программой, всегда взаимосвязаны с его психофизической готовностью к школьным нагрузкам. Сюда же относятся и поведенческие реакции, и рост заболеваемости, и невротические проявления, которые можно легко увидеть даже не специалисту. Наиболее наглядные симптомы «выдающие» школьную тревожность или являющиеся частью невротического симптомокомплекса: кусание ногтей, накручивание волос, покусывание губ. подёргивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьёзным проявления относятся: тики — мигания, наморщивание кожи лба. повороты головой, подергивание плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливание, притопывание ногами: нарушения сна — беспокойный сон, трудное засыпание, снохождение и сноговорение, страшные сноведения, высокая утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астено-невротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям относятся разные типы заикания — логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже игнорировать то. что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребёнка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддаётся не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется, специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Прежде всего, это осуществляют специалисты психологи, которые параллельно сопровождают ребёнка программами коррекционно-развивающего обучения. И в течение всего учебного года, а если необходимо и более долговременно, ребёнок должен наблюдаться психологом. Такое взаимодействие даёт положительные результаты и выносимые проблемы, решаются поэтапно и своевременно.

Кроме того, причиной неврозов является действие психических травм. Психическая травма определяется содержанием информации, которую получает человек. Чаще всего неврозы вызываются информацией: о семейных невзгодах (ссоры в семье, развод родителей), о потере родителей, о наказании за совершенное деяние. Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или сообщение о пожаре или взрыве. Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов. Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими. Или же возникновение различного рода неприятностей, которые в свою очередь при многократном повторении могут вызвать развитие невроза.

Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют так же внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы: особенности личности, повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам; эмоциональная неустойчивость; изменения возрастной реактивности нервной системы в переходные (кризовые) периоды, т.е. в возрасте 2-4 лет, 6-8 лет и в пубертатном периоде. Внешние факторы: неправильное воспитание; неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия; трудности школьной адаптации, психотравмирующие ситуации т.п.

На развитие невроза влияет не только сама психотравмирующая ситуация, а так же ее значимость для человека, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в его жизни (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.).

Собственно развитию неврозов предшествует этап психологической переработки личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательными эмоциями (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.). В связи с сильным воздействием психотравмирующих факторов и слабости механизмов «психологической защиты» происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности.

Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов, — может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом». Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

Таким образом, проведение всех вышеперечисленных мероприятий ведет к профилактике развития неврозов и уменьшению заболеваемости. Будьте здоровы!

Врач-психиатр
Сорокина Н.А.

Дата изменения: 18.10.2010 16:46:19
Количество показов: 7284

Профилактика неврозов — движуха! 5 советов по улучшению своего Психического состояния.

С чем , в основном связано огромное количество неврозов в наше время и постоянное их развитие?

Давайте посмотрим на развитие человека, немного погрузимся в глубь истории.

Чем отличается жизнь современного городского жителя (как раз та часть населения планеты, у которой количество психических заболеваний и неврозов стремительно растет) от человека в прошлые века?

Жизнь человека стала комфортнее, движения стало все меньше. Вокруг нас огромное количество удобств: техника. автомобили. компьютеры. Интернет магазины заполнили мир — и не нужно идти в магазин, есть телевизор и можно не путешествовать, не ходить в кино, пореже гулять. . Жизнь вся уходит на психическое напряжение, но практически нет напряжения физического. Человеку необходимо решать огромное количество задач, социум постоянно требует от него успеха во всех сферах, но практически все эти задачи решаются сидя на попе в офисе. То есть современный человек, если не начинает осмысленно сам регулярно заниматься физическими нагрузками — априори их не имеет или имеет недостаточно.

А Что такое физическая работа и физическая нагрузка для тела? Это его работа! Ведь то, что не работает — выходит из строя от ненужности, деградирует, ржавеет. Поставь машину на пару лет совсем на ней не езди, что с ней будет?

То, что мы не используем — умирает постепенно. А ведь, как нам известно, именно через тело проходят все наши нервы, то есть нервная система так же разрушается, деградирует, не справляется.

Часто ли неврозы возникают в деревне у человека, который встает в 5 утра и весь его день: покормил корову, подоил, убрал за свиньями. и так далее.. весь день огромное количесство физической нагрузки.

Ознакомьтесь так же:  Андрей с синдромом дауна

Как у него со сном? есть ли у такого человека неврозы? ОКР, панические атаки, депрессии? по моим наблюдениям , имхо разумеется, не замечала. По исследованиям , которые читала — в несколько раз уровень психического здоровья выше, чем в городе.

Неврозов при постоянном движении Практически нет, психика отреагирует любые проблемные моменты через движение . Есть стресс — пробежался, погулял, занялся танцами и другими видами движения и как себя чувствуешь?

Сресс если и полностью не пршел, но снизился значительно!

И , таким образом человек, много двигаясь сохраняет свое психическое здоровье, даже не залезая и не прорабатывая себя глубоко.

Самая адаптивная психологическая защита — ДВИЖЕНИЕ.

Что делать с этой информацией, чтобы улучшить именно вашу жизнь и ваше здоровье? Воплощать в действие!

Если статья была вам интересна и полезна — нажмите «СПАСИБО»

Что такое невроз? Причины, симптомы, лечение и профилактика

В этой статье мы расскажем Вам о том, что такое невроз, о причинах появления данного состояния, возможных симптомах, а также методах лечения и профилактики неврозов.

Невроз — это адаптивная реакция психики человека, на воздействие психотравмирующего фактора. Как правило невроз сопровождается патологической деформацией или патологическим развитием личности. Симптоматическая картина невроза чрезвычайно широка. Очень часто симптомы невроза имеют выраженную психосоматическую составляющую, что заставляет человека годами обращаться за помощью к специалистам медицинского профиля, но поскольку причины невроза кроются в психике человека, лечение в мед учреждениях (конечно если это не клиника по лечению неврозов), очень часто оказывается не эффективным.

Причины возникновения неврозов

Невроз появляется в случае воздействия на человека какой-либо психотравмирующей ситуации или фактора (внешнего или внутреннего). Чаще как реакция на ситуацию которая в психологическом отношении не явилась завершенной. Например в том случае, если человек не нашел позитивного способа разрешения внутреннего или внешнего конфликта, а также вытеснение из поля восприятия очевидных жизненных проблем и вопросов стоящих перед человеком, но старательно обходимых им стороной.

Если Вы стараетесь не замечать проблему — это не значит что проблемы нет. Вы можете откладывать в долгий ящик решение своих проблем и вопросов по поводу которых должны были бы давным давно принять ответственное решение, но фон тревоги который неминуемо несут с собой Ваши неразрешенные проблемы всё равно останется с Вами. Вывод: Если не хотите страдать от неврозов — вовремя решайте стоящие перед Вами проблемы.

Причинами невроза могут быть:

  1. Длительные, не приводящие к разрешению конфликты в семье. Важно понимать, что любое длительное воздействие стрессового фактора, сильно исчерпывает Ваши психологические ресурсы. Поэтому, любое стрессовое воздействие должно быть вовремя Вами увидено и вовремя разрешено, если не Вашими собственными силами то при помощи психолога.
  2. Затяжные конфликтные ситуации в межличностных отношениях. Это типичная ситуация фактически для всех коллективов. Человеческие отношения в значительной мере подразумевают возникновение конфликтных ситуаций между людьми, но также они подразумевают умение позитивно разрешать возникающие споры. Если конфликтная ситуация затянута во времени, то это пагубно действует на психику человека. (См. Пункт первый).
  3. Долговременные внутренние противоречия. Примером может послужить ситуация, когда человеку необходимо сделать сложный внутренний выбор.
  4. Нездоровая психологическая атмосфера в рабочем коллективе. Подобно предыдущим двум пунктам. Патологичные формы отношений в рабочем коллективе, исчерпывают адаптивные ресурсы психики человека, это приводит к эмоциональному выгоранию и может привести к появлению самых разных невротических состояний.
  5. Смерть близкого или знакомого человека — это безусловно боль утраты и возможная актуализация страха собственной смерти.
  6. Длительные перенапряжения и нарушения режима нагрузок и отдыха, недостаточный сон. Соблюдение режима нагрузки и отдыха это очень важно для современного человека. Если Вы не создадите для себя условий при которых Ваши физические и психические ресурсы не будут восстанавливаться, то велик риск возникновения невроза.

Симптомы невроза.

Следует сказать, что неврозы в значительной мере отличаются от психических расстройств. Они носят обратимый характер, человек сохраняет способность критически оценивать личностные изменения произошедшие в нем, в неврозе отсутствует психотический компонент. Невроз — это безусловно расстройство психики, но это не психическая болезнь!

Человек страдающий неврозом может испытывать следующие психологические симптомы:

  • Постоянную чрезмерную вовлеченность в травмировавшую его ситуацию
  • Чувство неуверенности
  • Человек становится нерешительным
  • Ипохондрия. Человек чрезмерно сосредоточен на своем здоровье. Постоянно подозревает у себя какие-либо тяжелые заболевания.
  • Человек испытывает проблемы в общении
  • Человек страдающий неврозом испытывает чувство страха и постоянное ожидание того что произойдет что-то ужасное. Приступы паники, фобии
  • Самооценка невротика очень занижена, или наоборот неадекватно завышена
  • Человек страдающий неврозом подвержен частой смене настроения
  • Человек испытывает трудности с системой внутренних ценностей. Он раздираем внутренними противоречиями
  • Чрезмерную ранимость и чувствительность
  • Человек может быть подвержен приступам агрессии
  • Человек страдающий неврозом, чрезвычайно хрупок и уязвим перед лицом социальных проблем и неурядиц
  • Человек становится очень тревожным, раздражительным
  • Человеку трудно сосредоточить внимание, отсюда трудности в мыслительной деятельности

На уровне физиологии человек страдающий неврозом, может столкнуться со следующими симптомами:

  • Повышенная утомляемость
  • Нарушения сердечного ритма
  • Потливость
  • Повышение или понижение давления
  • Сон становится поверхностным, тревожным или вовсе наступает бессонница
  • Боли в различных частях тела. Может болеть: голова, живот, область сердца — варианты и их сочетания чрезвычайно многообразны. Очень часто невроз может имитировать картину серьезных заболеваний.
  • Панические атаки
  • Различные виды тиков
  • Невралгии
  • Головокружение, потеря чувства равновесия, потемнения в глазах
  • Поносы и запоры. Различные функциональные сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Которые по своей сути не опасны, но способны снизить качество жизни практически до нуля.

Виды неврозов.

  1. Существует много классификаций неврозов, но обычно выделяют три их группы:
    Неврастения
  2. Истерия
  3. Обсессивно-компульсивное расстройство (синдром навязчивых состояний)

Рассмотрим более подробно каждую группу неврозов:

Неврастения

Неврастения наступает тогда, когда нервная система человека истощает свой адаптивный потенциал.

Она проявляет себя раздражительностью и слабостью. Человек очень быстро устает. Испытывает трудности со сном, как правило, он неглубок и тревожен. Может присутствовать повышенная чувствительность к свету и звукам, они будут являться серьезным раздражителем для человека страдающим неврастенией. К этой симптоматике очень часто добавляется комплекс вегетативных психосоматических симптомов, таких как:

  • Учащенное или замедленное сердцебиение
  • Головные боли напряжения («шлем неврастеника» или «каска неврастеника» — у человека возникает ощущение что у него на голове одет шлем или каска)
  • Тремор рук и различные виды тиков
  • Функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта

Выделяют следующие формы неврастении:

  1. Гипостеническая форма, характеризуется повышенной утомляемостью, чувством упадка сил, трудностью в сосредоточении внимания.
  2. Гиперстеническая форма, характеризуется высокой возбудимостью, раздражительностью, частой сменой настроения и эмоциональной неустойчивостью.

Истерия (конверсионное расстройство)

Истерия проявляет себя в виде истерических припадков. Чаще всего от истерии страдают женщины. Люди страдающие истерией, имеют высокую внушаемость и фактически способны внушить себе любой симптом.
Истерический припадок может иметь следующие проявления:

  1. Расстройства органов чувств и органов речи.
  • Может сужаться поле зрения
  • Истерические глухота и немота
  1. Нарушения в двигательной активности
  • Парезы
  • Параличи
  • Парестезии
  • Контрактуры

Характерным является то, что при неврологическом обследовании выясняется то, что тонус мускулатуры абсолютно нормален, при этом может наблюдаться противоболевая поза подобная позе принимаемой больными радикулитом. Парезы и параличи могут саи появляться и проходить.

  1. Расстройства вегетатики
  • Скачки артериального давления
  • Покраснение и побледнение кожных покровов
  • Рвота
  • Запор и диарея
  • Задержка мочи
  1. Нарушение чувствительности в различных зонах тела
  • Анестезии — возникает снижение чувствительности в какой-либо зоне тела
  • Гиперстезии — наоборот повышенная чувствительность в какой-либо зоне тела

Как правило припадок является следствием того, что человек бессознательно использует симптомы своего расстройства для того чтобы что-то донести до окружающих. То есть истерия выступает в качестве способа коммуникации с окружающими, за это говорит тот факт, что истерические приступы у людей страдающих истерией не происходят в моменты, когда они находятся в одиночестве, они проявляют себя только в присутствии других людей. Припадок начинается с плача или смеха которые несут в себе оттенки ненатуральности, демонстративности. Постепенно плач или смех, переходят в судороги, которые весьма разнообразны в своих проявлениях. Внешне, судороги могут напоминать эпилепсию, но состоянии истерического припадка, человек никогда не наносит себе вреда, даже когда падает на пол, он делает это таким образом, чтобы не навредить себе физически.
На самом деле всё не так просто, дело в том, что страдание человека от подобных приступов совершенно искреннее, поэтому не стоит думать, что истерик просто притворяется. Это не так.

Обсессивно-компульсивное расстройство (синдром навязчивых состояний)

Обсессивно-компульсивное расстройство, характеризуется появлением у человек обсессий, т.е. мыслей и образов, которые имеют ярко выраженную навязчивую природу, другими словами, они возникают помимо воли человека и не поддаются его контролю. Как правило, эти мысли носят ярко выраженную тревожную природу. К примеру, такой человек может годами сомневаться в правильности принятого решения и возможность того что он ошибся может внушать ему неподдельный ужас. Или такой человек находясь в постоянном сомнении может по десять раз возвращаться и проверять закрыл ли он дверь уходя из дома, и при этом, спустя некоторое время снова погружаться в пучину сомнений по поводу того, точно ли дверь закрыта?

Отдельно можно выделить навязчивые мысли по поводу страха заболеть какой-либо страшной болезнью. Навязчивость подобного рода, может например заставлять человека по десять раз к ряду мыть полы в своей квартире, логика в действиях такого человека безусловно присутствует, но сами дейстрия имеют ярко выраженный гипертрофированный характер (мою полы, чтобы было меньше микробов, а соответственно уменьшаю шансы заражения).

Также у человека могут появляться компульсии — это навязчивые действия чаще всего носящие форму ритуала, посредством которого человек старается преодолеть свою тревогу (к примеру, уходя из дома, такой человек должен заглянуть в каждый угол своей комнаты, чтобы его поход удался).

Как вылечить невроз?

Как уже было сказано выше, невроз абсолютно обратим и поддается лечению.
По своей сути, невроз — это способ сказать Вам от чем-либо на что Вы не обращаете своё внимание. За любым неврозом вне зависимости от формы невроза, стоит скрытая тревога, которая ждет, чтобы на неё обратили внимание.

Следует понимать, что по своей сути форма невроза является лишь специфической реакцией человека на травмирующее воздействие фактора стресса. Реакция эта во многом связана с биологическими особенностями конкретного человека (конституция, характер).

Лечение невроза возможно путем проведения психотерапии. Для того чтобы психотерапия стала возможной, необходимо прежде всего увидеть то, что стоит за невротической симптоматикой (интерпретировать симптом), а далее решать проблему, которая после проведенного анализа и интерпретации из скрытой, стала явной.

Какой бы у Вас ни был симптом, прежде всего постарайтесь ответить (лучше написав ответы на листе бумаги), на следующие вопросы:

  1. Когда я в первый раз столкнулся(ась) с проявлениями невроза?
  2. Что, как я думаю, стало причиной возникновения симптомов?
  3. О чем симптомы хотят мне рассказать, о чем они мне свидетельствуют?
  4. Для чего они мне сейчас нужны?
  5. Какой смысл они в себе несут?
  6. На какой фактор воздействующий на меня они мне указывают?
  7. Что они говорят мне сделать, для того чтобы они ушли?
  8. Помните о том, что симптомы всегда свидетельствуют о какой-либо проблеме требующей Вашего ответственного решения.
  9. Что я должен(на) сделать, чтобы изменить свою жизнь таким образом, чтобы симптому не нужно было бы больше свидетельствовать о проблеме?

Помните о том, что если в течение нескольких месяцев у Вас не получается решить свою проблему самостоятельно, то следует обратиться за помощью к психологу.

Профилактика неврозов.

Профилактические меры являются очень важной частью борьбы с неврозами.

  1. Прежде всего необходимо обратить внимание на Ваш образ жизни. Важно чтобы Вы научились соблюдать режим дня и режим нагрузок и отдыха. Старайтесь не перегружать себя работой. Помните о том, что очень важно дать себе время на восстановление Ваших сил и ресурсов.
  2. Организуйте себе достаточный сон. Сон очень важен для процесса Вашего физического и психического восстановления.
  3. Соблюдайте психологическую гигиену. Решайте возникающие перед Вами проблемы и возникающие в вашей жизни конфликты вовремя. Помните о том, что психика человека не предназначена для того чтобы терпеть воздействие какого-либо стрессового фактора долгое время. Она предназначена для того чтобы Вы улавливали воздействие стрессора и быстро ограничивали его воздействие, принимая правильное и ответственное решение по отношению к нему. В роли стрессора могут быть и семейные неурядицы и конфликты на работе и внутренние противоречия.
  4. Создавайте для себя жизненные пространства, где Вы можете себя восстанавливать. Под словом пространство следует понимать не просто место где Вы проводите время. Как правило это какое-либо занятие носящее ярко выраженный творческий подтекст. Хорошо если Вы будете иметь одно или несколько подобных занятий в качестве своего хобби.
  5. Ведите дневник. Учитесь излагать на бумаге свои мысли и даже переживания. Эта практика носит ярко-выраженный психотерапевтический подтекст, поскольку Вы будете иметь возможность взглянуть на свои переживания со стороны, а со стороны всегда можно увидеть те или иные моменты, которые стоит скорректировать. Хорошо изучив собственные мысли и переживания, Вы сможете принять более правильное решение о том, какие перемены будут лучшими для Вашей нынешней жизни.
  6. Прогулки могу способствовать как успокоению Вашей нервной системы, так и умеренно тонизировать её. Прогулки могут быть разными по своей длительности. Лучше если Вы имеете возможность осуществлять прогулки на природе, поскольку природа сама по-себе является исцеляющим фактором.
  7. Физкультура и спорт, многократно повышают как физические так и психические адаптивные возможности человека. Кроме того двигательная активность хорошо помогает сжигать остатки гормонов стресса в Вашем организме. Помните, что движение — это жизнь!
  8. Телесные и дыхательные практики (йога, цигун), методы психофизической регуляции. Благодаря им, Вы в определенной степени получаете возможность контролировать своё психическое и эмоциональное состояние, учитесь расслабляться когда это необходимо и выдерживать нагрузки если это нужно. Подобные занятия могут очень сильно увеличить адаптивные ресурсы Вашей психики.
  9. Забота о других. В ней человек может находить немалый для себя смысл. Делать добро для других — это мощный фактор исцеления для человека. Забота о ближнем, в том числе — это возможность переключения со своих проблем на что-то очень важное в чем нуждается другой человек. Заметьте, что нельзя использовать данный пункт в качестве бегства от своих проблем, свои проблемы нужно решать! Тем не менее, заботясь о других людях, человек не будет иметь невротической зацикленности (например ипохондрии) на себе самом и собственных проблемах.
  10. Домашние животные. Наличие рядом живого существа, которое в буквальном смысле становится новым членом Вашей семьи, нуждается в вашей любви и заботе, а также отдает её Вам со своей стороны, может полностью менять Вашу жизнь и исцелять Вас и её.
  11. Правильное питание. Не переедайте. Важно иметь стабильное в плане времени питание, лучше если Вы будете кушать в одно и то же время. Не ешьте на ходу. Не ешьте прямо перед сном. Принимать пищу нужно минимум три раза в день, ещё лучше если приемы пищи будут происходить небольшими порциями 4-5 раз в день, подобное дробное питание положительно скажется на функционировании и здоровье ваших внутренних органов и обмене веществ. Будьте умеренны в потреблении продуктов
  12. Интересное, плодотворное, творческое общение с другими людьми — это ещё один мощный фактор предохраняющий Вас от неврозов. Подобное общение позволяет взглянуть на многие вещи глазами других людей, что в свою очередь создает предпосылки (в случае необходимости) для возможной переоценки и коррекцию своих взглядов, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии Вашей психики.
Ознакомьтесь так же:  Лукашенко мозаичная психопатия

На этом я завершаю свою статью рассказывающую о неврозах и желаю вам внутреннего спокойствия и здоровья!

Психолог Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»
Альхименко Илья Александрович.

«Студенческий» невроз: причины возникновения Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Черева Татьяна Николаевна

В статье дан обзор истории возникновения понятия «невротическое расстройство» и приведены данные исследования признаков невротизирующего влияния на студентов учебного процесса.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Черева Татьяна Николаевна,

The article focuses on the history of «neurotic frustration» and gives the results of research concerning aspect of neurosis influence on students in educational process.

Текст научной работы на тему ««Студенческий» невроз: причины возникновения»

«СТУДЕНЧЕСКИЙ» НЕВРОЗ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

“STUDENT NEUROSIS”: REASONS OF THE ORIGIN

В статье дан обзор истории возникновения понятия «невротическое расстройство» и приведены данные исследования признаков невротизирующего влияния на студентов учебного процесса.

The article focuses on the history of «neurotic frustration» and gives the results of research concerning aspect of neurosis influence on students in educational process.

Ключевые слова: пограничные состояния, невроз навязчивых состояний, истерия, неврастения, депрессия.

Key words: in-between states, obsessive-compulsive neurosis, hysteria, neurasthenia, depression.

Неврозы характеризуются не только малой интенсивностью, но и малой продолжительностью и подходят под определение «пограничные состояния». К ним относятся невротические расстройства, клинически оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях.

Единого мнения о том, когда впервые был употреблен термин «невроз» нет. Представители западной школы считают, что данное понятие было введено в медицину в 1787 году, отечественной — в 1776, когда шотландский врач Куллен попытался обосновать предложенную им классификацию всех известных нервных заболеваний. Под неврозом он понимал «нервные расстройства, не сопровождающиеся повышением температуры тела и не связанные с местным поражением одного из органов, а обусловленные общим страданием, от которого специально зависят движение и мысль» [15, с. 9].

В 1907 году Реймон писал, что «именем неврозов согласились обозначать некоторые страдания нервной системы без органических поражений, открываемых современными методами исследования» [16, с. 9]. Дальнейшие исследования неврозов проводили К. Хорни, Ж. Бабинский, Е. Кречмер, И. П. Павлов, Б. Д. Карвасарский В. Н. Мясищев и

В истории изучения проблемы возникновения данного заболевания принято выделять два основных подхода: биологический и психологический.

Основателем первого направления является И. В. Павлов. Он установил, что в основе неврозов находится перенапряжение процесса возбуждения, процесса торможения или их подвижности (сшибка). К перенапряжению силы процесса раздражения приводят тяжелые переживания, жизненные неудачи, частые огорчения, опасения и т. д. Перенапряжение силы тормозного процесса возникает при необходимости постоянно и чрезмерно сдерживать себя, стремлении к постоянному контролю над своими мыслями и чувствами.

Представители психологического направления полагают, что в основе неврозов находятся личностные психологические аспекты.

З. Фрейд считал, что причина развития невроза

— половые переживания раннего детства, которые оказались вытесненными в «бессознательное».

К. Хорни [20] называла причиной появления неврозов не «Эдипов комплекс», а базальное чувство тревоги, порождающее невротические потребности. Главные из них — движение к людям, движение от людей и движение против людей. На основе данной классификации она выделила три группы невротических личностей: первая группа невротиков характеризуется чрезмерной зависимостью от одобрения и внимания других людей. Для невротиков второй группы характерна оценка собственного Я. Их особенностями являются чувство неполноценности, убежденность в собственной некомпетентности, непривлекательности. Невротики «третьей группы» испытывают проблемы с самоутверждением собственного Я: они не способны выразить свои желания, планировать свою жизнь.

В отличие от Фрейда и его последователей, Фурст полагает, что значение детского опыта для развития невроза преувеличено. Он является как продуктом деструктивных условий настоящей жизни невротика — и подростка и взрослого, — так и продуктом подобных условий его жизни в детстве [18].

А. Маслоу предложил теорию самоактуализации, являющейся высочайшей потребностью каждого индивида. Она происходит посредством усвоения своего эмоционального опыта и, как следствие, является основным фактором психологического здоровья. По мнению исследователя, невроз формируется из-за невозможности переживания опыта и ограничениях в поведении [11].

Однако исследователи сходны во мнении, что невроз производит впечатление «чего-то вторгнувшегося в личность из неизвестного источника, того, что нарушает целостность личности и находится вне сознательной воли» [17, с. 137].

В западной традиции выделяют следующие типы неврозов: психоневрозы, актуальные неврозы, неврозы характера, посттравматические неврозы, невроз переноса. Развитие психоневроза обусловлено наличием психотравмирующих ситуаций в прошлом человека. Существует три типа психоневрозов

— истерическая конверсия, невроз страха и невроз навязчивых состояний.

Причинами возникновения актуальных неврозов относятся к настоящему человека. Их можно объяснить в терминах сексуальной жизни пациента. При неврозах характера симптомами являются патологические свойства личности. Посттравматические неврозы вызываются потрясением или травмой. Невроз переноса может развиться в процессе психоанализа, если пациент проявляет повышенный интерес к психоаналитику.

В отечественной психологии принято выделять 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. В последнее время выделяют еще один тип невроза — невротическая депрессия.

В переводе на русский язык неврастения означает «нервная слабость». Неврастении подвержены люди либо с ослабленным типом нервной системы, либо с особым астеническим складом личности, который характеризуется быстрой утомляемостью и непереносимостью больших нагрузок [3, с. 16]. Д. В. Колесов [9, с. 580] выделил следующие фазы развития неврастении:

1. Неудовлетворенность какой-либо потребности и, как следствие, снижение порогов восприятия.

2. Постоянное накопление энергии случайных стимулов и периодическая защитная разрядка энергии характерными вспышками.

3. Истощение центральной нервной системы: снижение работоспособности, повышенная утомляемость и т. д.

По частоте заболеваний второе место после неврастении занимает истерия. Ее возникновению способствуют такие черты характера, как повышенная чувствительность на различные внешние воздействия, впечатлительность, внушаемость и самовну-шаемость. Истерию очень часто называют «великой симулянткой», так как ее симптомы зачастую напоминают симптоматику различных заболеваний, которых на самом деле у больного нет.

Большинство исследователей отмечают, что невроз навязчивых состояний характеризуется появлением каких — либо страхов: боязнь темноты, замкнутого пространства и т. д.: «Это такая форма невроза, которая возникает под влиянием психотравмирующих ситуаций, на фоне астенобоязливых черт характера, в клинической картине которых преобладают навязчивые страхи»[9, с. 128 — 129]. Навязчивые состояния условно подразделяют на навязчивые страхи (фобии), навязчивые мысли, навязчивые действия. Общим для всех навязчивостей является их постоянство, повторяемость, а также желание командовать или мучить других людей.

Депрессия характеризуется снижением настроения, утратой способности переживать радость, пессимистическим взглядом на жизнь, двигательной заторможенностью; наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

В современной классификации психических расстройств термин «невроз» не используется: принято говорить о невротическом расстройстве. По мнению Д. В. Колесова [9, с. 577], это «этап в жизни

индивида, который характеризуется наличием у него расстройств в функционировании центральной нервной системы, что проявляется в его поведении и самочувствии» Исследователи выделяют достаточно много вариантов его проявлений, включая расстройства, связанные со стрессом.

Поведение человека обусловлено как внешними, так и внутренними условиями развития личности. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн, который писал: «Внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через сложившийся строй мыслей и чувств» [14, с. 11].

Во второй половине XX века исследователи стали уделять особое внимание проблемам изучения неврозов различных возрастных и социальных категорий и пришли к выводу, что невроз не возникает внезапно и является следствием цепочки событий, протяженных во времени. «Невротизация накапливается постепенно, переживаясь, прежде всего, как напряжение и вызванное им переутомление, астения (нервная слабость)» [5, с. 84]

B. Н. Мясищев [12] утверждал, что огромное значение в формировании неврозов имеет прошлое человека, его детство, тип воспитания. Так, причиной развития невроза навязчивых состояний он считает родительскую гиперопеку, которая способствует формированию личности, не готовой противостоять жизненным трудностям. Истерический невроз -следствие противоположного поведения родителей: ребёнку предоставляют полную свободу действий, все возможности для удовлетворения желаний. Впоследствии это может привести к уязвимости, ранимости и разочарованиям. Если ребенку внушается, что он всегда и во всем должен быть первым, это может привести к завышенному уровню притязаний, неумению преодолевать жизненные трудности и, как следствие, — развитию неврастении.

Ознакомьтесь так же:  Гайморит лечение головная боль

C. В. Ковалев [8] выделяет следующие типы отношений, ведущих к невротизации личности:

— соревнование — ярко выраженное стремление к первенству при доброжелательном отношении к партнеру. Самоутверждение осуществляется за счет достижения реального превосходства;

— конкуренция — желание обойти и подавить партнера любыми средствами. Отношения между людьми окрашены завистью, ревностью к успеху друг друга, ожесточенной борьбой за лидерство и единоличное первенство;

— антагонизм — несовместимость, противоречивость интересов и отношений, хронический конфликт, утрата эмоциональной привязанности.

Т. М. Мишина дополняет данную классификацию такими понятиями, как соперничество, псевдосотрудничество и изоляция.

Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева [10] приводят следующие признаки невротической личности:

— неразумная настойчивость и требовательность по отношению к другим людям. Недоверие их способностям и строгое следование правилам;

— чрезмерная преданность работе и постоянная преданность её результатам; отрицательное отношение ко всему, что не связано с работой;

— большое внимание деталям, мелочам, когда человек из-за «деревьев не видит леса» и теряется смысл проделанной работы;

— большая привязанность к жестким стандартам и постоянная неудовлетворенность результатами своей работы;

— «несгибаемость» в вопросах морали, сверхсовестливость и скрупулезность;

— постоянные трудности в принятии решений, трата много времени на обдумывание их;

— бережливость в денежных средствах, не любят ничем делиться и делать подарки, если это не приносит личной выгоды;

— бережное отношение, даже сентиментальное, к старым, «отжившим свой век» вещам, хотя по сути своей не коллекционеры.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости. Его изучению посвящены работы Б. Г. Ананьева,

А. В. Дмитриева, И. С. Кона, В. Т. Лисовского и др. Исследователи полагают, что характерной чертой развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем происходит изменения ритма труда, отдыха, сна, уровень психических нагрузок, появляются новые эмоциональные переживания, что может привести к появлению стресса и, как следствие, — развитию невроза.

А. Кардинер [6] ввел понятие «центральный физионевроз», который является причиной нарушения личностных характеристик, отвечающих за адаптацию к окружающему миру. Этим понятием он подчеркивал двойственную природу невротических нарушений. К симптомам центрального физионевроза он относил следующие причины:

— возбудимость и раздражительность;

— фиксация на обстоятельствах травмирующего события;

— уход от реальности;

— предрасположенность к неуправляемым агрессивных реакциям;

— безудержный тип реагирования на внешние раздражители.

В 1966 г. канадский психолог Джеймс Марша [6] выделил четыре этапа развития идентичности, как степень профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека:

1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не

самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. «Достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Г. Ш. Габдреева [2, с. 120], проводя исследования студентов для определения состояния здоровья путем опроса, обнаружила, что 32 % первокурсников периодически жалуются на повышенную утомляемость, раздражительность, сердцебиение при эмоциональном волнении. При этом, по данным электроэнцефалографических, электрокардиографических и биохимических исследований, отмечается снижение ряда функций [7].

Данные, полученные позднее, еще более удручающие. Так, согласно исследованию В. Е. Хазано-ва, из 200 респондентов 46 % имели признаки неврозов, 72 % опрошенных жаловались на частые головные боли, головокружение и другие психосоматические явления. У 5,5 % опрошенных студентов были выявлены признаки психопатии [19].

Результаты анкетирования [8], проведенного на кафедре физического воспитания МГУ (1994/1995 уч. г.) выявили у 57,4 % студентов подготовительного отделения наличие различных психотравмирующих ситуаций. При этом было отмечено, что количество лиц с различными эмоциональными расстройствами (повышенная раздражительность,

утомляемость) значительно увеличилось.

Показатели (%) эмоциональных нарушений у студентов МГУ

Эмоциональные нарушения Год обследования

Наличие тревоги 39 53 46

Частое внутреннее напряжение 25 37 41

Повышенная утомляемость 22 26 33

Повышенная раздражительность 19 25 32

«Ком» в горле 18 34 35

Пониженное настроение 10 26 20

Навязчивые страхи 9 6 14

Большинство студентов (65 % обследованных) предъявляли более трех жалоб одновременно, и только 8 % опрошенных не отметили ни одного признака [4, с. 48]. При этом была выявлена следующая закономерность: «Студентки чаще предъявляли одновременно более трех жалоб, отражающих психологическую и эмоциональную дезадаптацию, а

студенты — одну — две. Мужчины чаще жаловались на частое внутреннее напряжение, а женщины — на повышенную раздражительность, навязчивые страхи. Также у женщин были более часты и вегетативные жалобы, причем студентки отмечали у себя практически все симптомы, предложенные для анализа в анкете» [4, с. 49].

Е. Ю. Коржова доказала, что личностный кризис приводит к разрушению существующего представления о себе и лишает способности действовать. Он является причиной интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания и субъекта, ведет к усилению концепции, на которую не влияют объективная действительность и новый жизненный опыт [1].

По мнению исследователей [6], во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза можно выделить три аспекта:

1) невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося;

2) невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя;

3) невротизирующее действие, которое условно можно назвать «ученик-учитель».

Но неблагоприятно влияет на психическое здоровье учащихся не умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

Причина в том, что любое событие в жизни человека, а особенно травмирующее, влияет на психику, сказывается на настроении, направляет и окрашивает мысли и чувства, делает его беззащитным перед воздействием внешнего мира. У любого человека есть потребность в самоуважении, одобрении, восхищении.

Многие студенты, а особенно вчерашние школьники, вдруг начинают осознавать, что таких звездочек, как они, в вузе много. Смириться с изменением привычного отношения к себе бывает очень сложно, особенно, если человек привык находиться в центре внимания. Еще сложнее адаптироваться к новым условиям студентам, живущим в общежитии: к основным травмирующим факторам добавляется бытовая неустроенность.

Многочасовые занятия, ночные бдения в Интернете — и еще неокрепшее психическое здоровье подорвано. Вот лишь один из подобных примеров: «Сначала занятий на II курсе института студент Р. вынужден был сначала работать ночами. Через несколько месяцев он почувствовал ухудшение самочувствия: появилась слабость, нарушился сон, молодой человек стал раздражительным, обидчивым, еле сдерживался, чтобы не нагрубить или не заплакать при малейшем замечании. Появились головные боли «голову как будто обручем сдавливает».

Занимался с трудом, «заставлял себя». Постоянно отвлекался. Стал рассеянным, приходилось часто делать перерывы и отдыхать. Сессию закончил с большим напряжением. Летом должен был работать, а осенью, с началом учебы, состояние резко ухудшилось.

Шум, яркий свет, громкие голоса стали вызывать неприятные ощущения, тупую головную боль и раздражительность. «Несколько минут слушаю лекцию, затем ловлю себя на мысли, что думаю о другом и уже не могу сосредоточиться, — рассказывал больной. Трудно высидеть два часа, хочется двигаться, появляются неприятные ощущения в руках и ногах, во всем теле».

Вид книг и учебников вызывал у него раздражение. Молодой человек постоянно испытывал физическую и психическую слабость. Спал поверхностно, «мешали звуки», которых раньше не замечал: тиканье часов, шум транспорта за окном, лифта на лестничной клетке. Так, на почве сильного перенапряжения, перегрузки нервной системы у студента Р. развилась неврастения» [16].

Студентам разных факультетов (489 человек) был задан вопрос: «Какие качества, по Вашему мнению, необходимы студенту для успешного обучения в вузе?» Почти все респонденты назвали мышление, внимание, память. Кроме того, 50,9 % опрошенных назвали такие качества, как сила воли, умение управлять собой, своими эмоциями и настроением, самоконтроль.

Многие студенты выделили способность выдерживать умственные нагрузки, высокую работоспособность в течение дня, умение рационально отдыхать, но только 17 % — умеют (по их мнению) управлять собой, своими эмоциями [2, с. 125].

Рассмотрев все приведенные исследования, мы пришли к выводу, что в настоящее время уровень невротизации студенческой молодежи очень высок, что объясняется как социальными, так дидактическими и индивидуальными особенностями развития личности. При этом регулировать свои эмоции умеют несколько процентов обучающихся, что, по нашему мнению, является основной причиной развития невротических расстройств в студенческой среде.

1. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук,

Е. Ю. Коржова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.

2. Габдреева, Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса / Г. Ш. Габдреева // Психологическая служба в вузе: сборник статей. — Казань: Казанский университет, 1981.

3. Еникеева, Д. Д. Популярные основы психиатрии: монография / Д. Д. Еникеева. — Донецк: Сталкер, 1997. — 430 с.

4. Ефимова, И. В. Психофизиологические основы здоровья студентов: учебное пособие /

И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Р.Ф. Проходовская // Психофизиологические основы здоровья студентов.

— Иркутск: Ирк. ун-т, 2003. — 124 с.

5. Жутикова, Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: беседы психолога: кн. для учителей и родителей / Н. В. Жутикова. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.

6. Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. А. Маршинин, М. В. Голубев, Н. Н. Ямщикова и др.; под ред. Б. А. Маршинина. -М.: Академия, 2002. — 224 с.

7. Киколов, А. И. Умственное утомление, нервно-эмоциональное напряжение и их профилактика. — Обучение в высшей и средней школе. Обзорная информация. — М., 1979.

8. Ковалев, Н. К. Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ / Н. К. Ковалев, И. В. Ефимова, Т. А. Булавина, Л. Б. Смирнова // Динамика показателей здоровья студентов подготовительного отделения МГУ: материалы Московской Международной научнометодической конференции. — М., 1995.

9. Колесов, Д. В. Состояния человека (семантика, психология, медицина): учебное пособие / Д. В. Колесов, Д. Д. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. -Воронеж: Издательство МОДЕК. — 2008. — 704 с. (Серия Библиотека психолога).

10. Короленко, Ц. П. Личностные и диссоциативные расстройства: монография / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Новосибирск.

11. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы: монография / А. Маслоу; ред. Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 424 с.

12. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы /

В. Н. Мясищев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

13. Петрушин, В. И. Неврозы большого города /

B. И. Петрушин. — М.: Академический проект, 2004.

14. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание /

C. Л. Рубинштейн. — М., 1957.

15. Тарнавский, Ю. Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика) / Ю. Б. Тар-навский. — М.: Медицина, 1990.

16. Ушаков, Г. К. Неврозы и их предупреждение / Г. К. Ушаков, С. В. Осьмина. — М.: Знание, 1969. — 79 с.

17. Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов [Текст]: [пер. с англ. и вступит. статья А. Б. Хавина] / О. Фенихель. — М.: Академический проект, 2005. — 846 с.

18. Фурст, Дж. Б. Невротик. Его среда и внутренний мир: [пер. Я. Г. Бронина]. — М.: Издательство иностранной литературы, 1957.

19. Хазанов, В. Е. Концепция “Академии Горя и Радости” И. А. Ефремова и возможности ее реализации в наше время / В. Е. Хазанов //“Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса”. Библиотека журнала “Альтернативы”. — М.: Экономическая демократия, 2001.

20. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст]: монография / К. Хорни; пер. В. Старовойтова. — М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 558 с.

Рецензент — В. П. Михайлова, ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

About the Author: admin