Нарушение плавности речи при заикании

Независимый сайт о заикании

Нарушения темпа речи

Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи.

Темп речи — это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в редуцированных формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленые или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки).

Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.

Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.

Нарушения темпа речи могут быть также патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований). Патологически обусловленные нарушения темпа течи и являются предметом логопедического изучения.
Для дифференцированного подхода к различным нарушениям темпа речи ниже мы касаемся причин их возникновения, особенностей проявления и направленности коррекционного воздействия.

Причем при описании прерывистого темпа речи выделяются запинки несудорожного и судорожного характера. Обращаем внимание на сходство и различие в их проявлении и преодолении.

Прерывистый темп речи

Запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, характеризующие прерывистый темп речи, по форме проявления могут выражаться: а) в повторении отдельных звуков или их сочетаний; б) в прерывании речи необоснованным молчанием (остановки, паузы); в) в трудном, с усилием произнесении одного или нескольких звуков.

В первом случае ребенок в разговоре вдруг несколько раз повторяет один звук или сочетание звуков, слово или целую фразу. Это повторение может быть произвольным, когда ребенок пытается исправить замеченную неточность. Это может быть и механическое повторение предыдущего слова перед тем, как найти нужное слово или выразить сильно волнующую новость: «Я вчера. мы вчера. я с мамой вчера в кино ходил. — А мы-мы-мы-мы поймали жука! — А-а-а-анна Васильевна, можно мне играть с машиной?— Мне папа в магазине. мне папа в магазине купил. мне папа в магазине купил велосипед, только но нем нужно ногой отталкиваться!» (Забыл слово «самокат»).

Неумение ребенка сразу найти нужное слово или выразить обуревающие его чувства может дать и другую форму речевых запинок у детей — неожиданное прерывание речи молчанием. Иногда это молчание затягивается и может перерасти в нежелание ребенка и вовсе продолжать начатое речевое общение. Неожиданное прерывание речи молчанием может быть у ребенка также и выражением невидимых для постороннего взгляда усилий по преодолению судорог, возникших в его речедвигательном аппарате. Речевые запинки, появившиеся у ребенка в результате напряженного произнесения звука или звукосочетания, являются наиболее серьезной формой нарушений темпа речи. Ребенок с видимым усилием как бы «проталкивает» какой-либо звук или сочетание звуков: — Людмила Б’-орисовна, можно взять к’-убики? У детей младшего возраста это затрудненное произнесение звуков нередко комбинируется с многократным его повторением, например: У п’е-п’-е-п’-етушка к’-расивый хвост.

Прерывистый темп речи может быть обусловлен запинками, спотыканием несудорожного или судорожного характера. К запинкам несудорожного характера могут быть отнесены полтерн и физиологические итерации, судорожного — логоневроз, заикание.

Запинки несудорожного характера

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Некоторые авторы (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт) считают, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи (2 года — 5 лет). Если нет осложнения, это повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевые возможности ребенка младшего возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается обычно высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует разного рода повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанностью, хаотичностью и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.

Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут задерживаться у ребенка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приемы, неблагоприятная речевая среда).

У детей с задержками в речевом развитии нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук — все это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребенка, т.е. быть причиной необоснованных пауз, спотыканий, повторений.

Это обычно происходит, когда ребенку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же еще нередко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются. Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая ими смазывая окончания слов или целые слова во фразе.

Отрицательное влияние на формирование речи у ребенка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность маленьких детей к подражанию.

«У нас на даче сосед сильно заикался, — рассказывала как-то медицинская сестра З. — Мне тогда было лет 5—6, но хорошо помню, что мне очень нравилось самой «заикаться». Мне казалось, что сосед нарочно так говорит. Кажется, я довольно успешно «заикалась», пока однажды мама не обратила внимание на мои причуды. Именно ей я, видимо, больше всего обязана за свою нормальную речь сегодня. Помню, она объяснила мне прежде всего, что сосед не нарочно так говорит. А впоследствии много раз обращала мое внимание на красивую, выразительную речь артистов в детских радиопередачах. Мы даже сами импровизировали, рассказывая сказки в лицах. Мне понравилась игра в красивую речь».

Одни авторы (М.Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А.Гуцман, Э.Фрешельс, М.И.Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.

Запинки судорожного характера

Запинки судорожного характера являются обычно типичным и обязательным симптомом заикания. Они различаются по форме, месту образования и частоте.

По форме речевые судороги могут быть клоническими (навязчивое повторение стереотипных речевых движений: та-та-та-та-релка), тоническими (сильное, длительное сковывание движений: п’. пила) и смешанными, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п’. пет-ту-тух. В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные. В первом случае судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба, и тогда как бы запирается свободный речевой выдох. Обычно это происходит на смычных согласных. Например: б’. бабушка, бу-бу-бумага (судороги губ); д’дом, дя-дя-дяденька (судороги кончика языка); г’. гуси, й ‘. йяблоко, й-ю-юла (судороги корня языка или мягкого нёба).

Во втором случае судороги охватывают мышцы гортани. И тогда голосовые складки или плотно смыкаются, удерживая выход гласного звука (а’. арбуз, о-о-огурец); или голосовые складки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шепотом.

Ознакомьтесь так же:  Как избавиться от невроза отзывы

В третьем случае из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом. Или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе.

Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые и др.

Очень своеобразным и характерным для заикания является тот факт, что частота речевых судорог обычно зависит от целого ряда причин. Так, они могут возникать у заикающегося на отдельных звуках и сочетаниях б, д, тр и др. Они зависят также и от формы речи говорящего. Например, независимо от тяжести заикания почти всегда заикающиеся свободно говорят фразы вместе с кем-нибудь (сопряженно) или повторяют их (отраженно). Частота речевых судорог зависит от степени громкости речи, ритмичности, подготовленности.

Но еще более разительно отличается частота речевых судорог у заикающихся в зависимости от условий, окружающей обстановки, где им приходится общаться. Заикающимся обычно легче говорить в хорошо знакомой, спокойной обстановке или в одиночестве и значительно труднее — при посторонних людях, в общественных местах, с трибуны.

Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности у ребенка, приводящие к образованию запинок судорожного характера, многообразны.

Так, нарушение нервной деятельности ребенка может быть обусловлено частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими его организм в целом. Ребенок может и родиться с ослабленной нервной системой. Это может произойти в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности. В практике приходится встречаться со случаями, когда заикание возникает у детей на почве нервной ослабленности, когда достаточно незначительного повода, чтобы спровоцировать его возникновение.

Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности у детей является педагогическая запущенность ребенка, неправильные приемы его воспитания. Сюда относится неблагоприятная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может принести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание, когда один родитель запрещает что-либо, а другой разрешает, один наказывает, другой жалеет и т.п. — все это также может вызывать у него резкие вспышки капризов, недисциплинированности, гнева, вплоть до детских истерик, когда ребенок бросается с кулачками на родителей, валяется по полу, стучит ногами, плюется и т.п.

Неправильное воспитание ребенка приводит к психическим травмам и вызывает у него нарушение высшей нервной деятельности и уже как результат этого — заикание.

Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие сильной одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Неправомерно распространено мнение, будто нервные потрясения, вызванные испугом, — единственная причина заикания. В действительности таких причин много, и нет повода в случае возникновения заикания искать (а часто и придумывать), отчего ребенок мог испугаться.

Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: будь то паровозный гудок, собака, петух, карнавальная маска и т.п., но, однако, заикаются, как мы видим, далёко не все.

Запинки судорожного характера могут быть также результатом закрепившегося неправильного речевого стереотипа. Другими словами, запинки несудорожного характера, возникающие в результате разных причин, путем зафиксировавшегося патологического рефлекса могут перерастать в запинки судорожного характера.

Рассматривая причины судорожных речевых запинок, можно условно разделить их на предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся все те, что ослабляют нервную систему ребенка, подготавливают почву, создают фон для «срыва» ее работы (отягощенная наследственность, внутриутробные, при- и послеродовые травмы, детские болезни, педагогическая запущенность).

Значение предрасполагающих причин в том, что незначительные на первый взгляд неблагоприятности или случаи (страшный сон, паровозный гудок, легкие нервные потрясения, болезнь и т.д.) могут оказаться «сверхсильным» раздражителем и вызвать «срыв» высшей нервной деятельности ребенка. К вызывающим причинам относятся резкие одномоментные психические травмы (являющиеся по сути сильными нервными потрясениями), неправильные приемы воспитания, неблагоприятное речевое окружение, задержки речевого развития ребенка.

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия

Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Борисова Елена Альбертовна

Цель данной статьи раскрыть содержание логопедической работы по формированию плавной речи детей, страдающих заиканием . Заикание это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает появление нежелательных качеств характера застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является крайне актуальной. Методика и результаты работы. С клинических, физиологических, психологических и психолого-педагогических позиций дается теоретическое обоснование и описывается экспериментально-практическая апробация авторской методики развития плавного говорения и устранения заикания у дошкольников. Показан поэтапный процесс формирования правильной, свободной, бессудорожной речи: 1) введение режима ее ограничения с целью сокращения неверной вербальной продукции; 2) обучение навыку длительных фонационных и речевых выдохов; 3) развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз; 4) становление ситуативной речи на материале сначала коротких, а затем развернутых предложений; 5) обучение связным текстовым высказываниям. Приводятся данные постэкспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников, подтверждающие эффективность разработанной автором методики. Научная новизна предлагаемого подхода к коррекции и устранению заикания у детей младшего возраста заключается в том, что в авторской технологии сочетаются взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы : формирование соответствующей возрастным нормам связной речи; помощь детям в освоении лексико-грамматических средств языка; развитие коммуникативных навыков. Практическая значимость. Применение в коррекционно-педагогическом процессе изложенных в статье методических рекомендаций будет способствовать формированию коммуникативной готовности детей к школьному обучению, приобретению ими опыта положительного взаимодействия с окружающими. Своевременные меры по полноценному овладению речью заикающимися детьми помогут предупредить возможные отклонения в их психическом развитии, избежать многих трудностей при их социальной адаптации.Особо подчеркивается, что залогом успешной логопедической работы по коррекции заикания является активное взаимодействие специалистов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Борисова Елена Альбертовна,

Текст научной работы на тему «Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием»

Инновдции в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию плавной речи детей, страдающих заиканием. Заикание — это сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям системы общения, отрицательно влияет на развитие личности ребенка: порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает появление нежелательных качеств характера — застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является крайне актуальной.

Методика и результаты работы. С клинических, физиологических, психологических и психолого-педагогических позиций дается теоретическое обоснование и описывается экспериментально-практическая апробация авторской методики развития плавного говорения и устранения заикания у дошкольников. Показан поэтапный процесс формирования правильной, свободной, бессудорожной речи: 1) введение режима ее ограничения с целью сокращения неверной вербальной продукции; 2) обучение навыку длительных фонационных и речевых выдохов; 3) развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз; 4) становление ситуативной речи на материале сначала коротких, а затем развернутых предложений; 5) обучение связным текстовым высказываниям. Приводятся данные постэкспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников, подтверждающие эффективность разработанной автором методики.

Научная новизна предлагаемого подхода к коррекции и устранению заикания у детей младшего возраста заключается в том, что в авторской технологии сочетаются взаимодополняющие друг друга направления логопедической работы: формирование соответствующей возрастным нормам связной речи; помощь детям в освоении лексико-грамматических средств языка; развитие коммуникативных навыков.

Практическая значимость. Применение в коррекционно-педагогическом процессе изложенных в статье методических рекомендаций будет способствовать формированию коммуникативной готовности детей к школьному обучению, приобретению ими опыта положительного взаимодействия с окружающими. Своевременные меры по полноценному овладению речью заикающимися детьми помогут предупредить возможные отклонения в их психическом развитии, избежать многих трудностей при их социальной адаптации.Особо подчеркивается, что залогом успешной логопедической работы по коррекции заикания является активное взаимодействие специалистов с воспитателями дошкольных образовательных учреждений и родителями.

I Ключевые слова: заикание, дошкольный возраст, плавность речевого высказывания, логопедическая работа.

Abstract. The research objective is to disclose the subject matter of speech therapy work focused on fluidity speech formation of preschool age children, suffering stutter. Stutter is a difficult disorder of articulation organs such that the tempo-rhythmical organisation of statements is distressed that leads to defects and failures of dialogue system, negatively influences on individual development of the child; more specifically it generates the mental stratifications, specific features of emotional-volitional sphere, and causes undesirable qualities of character such as shyness, indecision, isolation, negativism. The author notes that the problem of early stutter correction among junior preschool-aged children considered as topical and immediate issue.

Ознакомьтесь так же:  Из-за чего возникает раздражительность

60 Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015

Methods. Concerning the clinical, physiological, psychological and psychologic-pedagogical positions, the author summarizes theoretical framework; an experimentally-practical approbation of an author’s method of speech fluidity and stutter abolition of preschool children is described. Stage-by-stage process of correction, spontaneous and non-convulsive speech formation: 1. restraint mode application in order to decrease incorrect verbal output; 2. training exercises to long phonatory and speech expiration; 3. development of coordination and movements rhythm helping to pronounce words and phrases; 4. formation of situational speech, at first consisted of short sentences, then passing to long ones; 5. training to coherent text statements. The research demonstrates data analyses of post-experimental diagnostic examination of stuttering preschool children, proving the efficiency of the author’s applied method.

Scientific novelty. The research findings demonstrate a specific approach to correction and stutter abolition of preschool children. Proposed author’s approach consists of complementary to each other directions of speech therapy work which are combines in the following way: coherent speech formation corresponding to age norms; the assistance in development of lexical and grammatical means of language; development of communicative skills.

Practical significance. The identified methodological recommendations while correction-pedagogical process can be used for formation of communicative children readiness to school training and gaining experience of positive interaction with people around them. Timely measures aimed at speech acquisition of stuttering preschool children can warn possible deviations in mental development and prevent many difficulties due to their social adaptation. It is especially underlined that the guarantee of successful speech therapy work on stutter correction should be aimed at active interaction of experts with teachers of preschool educational institutions and parents.

| Keywords: stutter, preschool age, fluidity of the speech statement, speech therapy (logopedic) work.

Заикание — одно из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Р.Е. Левина подчеркивает, что при заикании страдает преимущественно коммуникативная функция [4]. Ограниченность речевого общения, неизбежная в этом случае, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, порождает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы и обусловливает развитие нежелательных качеств характера — застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Все это может ухудшить школьную адаптацию, успеваемость, а в дальнейшем стать причиной проблем при выборе профессии. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше начинать логопедическую работу по коррекции и преодолению заикания у детей дошкольного возраста.

При заикании вследствие судорог в речевом аппарате происходит сбой темпо-ритмической организации речи. Это в первую очередь сказывается на плавности высказываний и внешне проявляется в прерывании говорения вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Сложность данного речевого нарушения связана с тем, что темпо-ритмиче-ская организация устной речи — стержень, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и полный комплекс просодических характеристик [1, с. 5]. Кроме того, тяжесть заикания может усугубляться наличием общего недоразвития речи. В этом случае в коррекции заикания детей дошкольного возраста эффективно применять разработанную нами технологию, представляющую собой сочетание взаимодополняющих друг друга направлений логопедической работы:

1) развития правильной, свободной от заикания речи;

2) формирования лексико-грамматических средств языка и связной речи;

3) обретения ребенком коммуникативных навыков [2].

Данная технология была успешно апробирована и внедрена в практику на базе МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана.

В нашей статье мы подробно остановимся на первом направлении логопедической помощи и поэтапно рассмотрим некоторые особенности коррекционного воздействия на детей, страдающих заиканием.

1. Режим ограничения речи

Основная цель данного этапа — обучение детей простейшим формам ситуативной речи в условиях ее ограничения. Для этого с начала учебного года в группе вводится четкий распорядок дня, к соблюдению которого привлекаются и родители. Строгий режим устанавливается с тем, чтобы сократить неверную вербальную продукцию детей. На логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем дети ориентируются на общение при помощи невербальной коммуникации. Они кивают или качают головой, давая положительные или отрицательные ответы на вопросы взрослых. В качестве основной «работает» инструкция «покажи». Например, при изучении темы «Овощи» воспитанникам предлагаются следующие задания: «Покажите, где помидор?», «Покажите, где дети собирают огурцы?», «Она оранжевая, вытянутая, крепкая, сладкая, полезная. Покажите, что это?» Дети имитируют движения, которые производятся при вскапывании грядки, высаживании семян, поливке всходов, рыхлении

Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием 61

земли, прополке травы, сборе урожая и т.п. При ограничении устного высказывания вся речевая работа направлена на развитие слухового внимания, понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря.

При необходимости речевого общения допускаются лишь очень простые формы речи, в которых у детей отсутствует заикание. Ребенок может сказать шепотом, ответить односложно или одним коротким словом на вопрос взрослого. Например:

Логопед: Что ты сейчас положил в корзинку?

Логопед: Сколько овощей лежит в корзинке?

Подобные ситуативные высказывания рекомендуются и в качестве домашних заданий:

1) Мама: Выбери из всех овощей в пакете только огурцы и положи их в раковину. (Ребенок выполняет инструкцию мамы.)

2) Мама: Что мы сейчас с тобой моем?

Мама: Что мы сделаем из огурцов?

Ребенок: Салат. Таким образом, с одной стороны, речевая продукция детей купируется, а с другой — дети вовлекаются в условия элементарного, но контролируемого диалога, в рамках которого происходит овладение простейшими формами ситуативной речи.

2. Формирование длительного фонационного и речевого выдоха

Этот этап работы предполагает обучение навыкам рационально распределять выдыхаемый воздух при произнесении отдельных гласных звуков или их сочетаний. Приемами, помогающими детям в длительном и плавном произнесении, являются дирижирование, элементы танцевальных движений (легкие повороты, полуприседания, покачивающие движения руками и т.п. ), легкие прихлопывания или притопывания, задающие ритм и темп произносимым звуковым рядам.

Для формирования речевого выдоха в упражнения включаются специально подобранные слоги, слова и фразы. Например, проходя по дорожке, дети произносят на плавном выдохе сочетание слогов «топ-топ-топ»; имитируя звук дождя, проговаривают «кап-кап-кап» и выполняют при этом соответствующие движения кистями рук; подражая купающимся утятам, пытаются сказать «буль-буль-буль» и ритмично взмахивают руками «крылышками».

В ходе обучения навыку речевого выдоха детям дается образец слова с несколько протяжным произнесением ударного гласного:

Логопед: Послушайте, как я назову эти картинки: гру-у-уша, сли-и-ива, фру-у-укты.

После овладения этим навыком отдельные слова объединяются, и дети учатся произносить цепочки слов, экономно расходуя выдыхаемый воздух:

Логопед: Давайте перечислим угощения, которые приготовила бабушка. Все слова нужно произнести слитно, плавно, вот так: пироги-ватрушки-плю-у-ушки.

Этот же навык отрабатывается и на материале предложений. Дети знакомятся с правилом: предложение произносим плавно, слитно, как одно слово. Длинные, сложные предложения дети членят на смысловые отрезки, учатся делать паузы для дополнительного добора воздуха.

В работе активно используется прием двигательной ритмизации речевого высказывания: во время проговари-вания различного по сложности речевого материала дети имитируют игру на пианино, производят прихлопывания, притопывания, движения рук («Считалочки», «Утята» и др.), задающие темп и регулирующие ритм речевых движений. Полезно использование комплекса пальчиковых игр, речевой материал которых способствует обогащению и активизации словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения в соответствии с изучаемыми на занятиях лексическими темами [3].

Следует отметить, что формирование дыхания продолжается в течение всего курса коррекционно-педаго-гической работы.

3. Развитие координации и ритмизации движений, помогающих произнесению слов и фраз

Во время этого этапа производится развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Для этого эффективно использование элементов логоритмики.

Первоначально на занятиях детей обучают воспринимать и воспроизводить неречевой ритм. В соответствии с предъявленным образцом воспитанники выполняют серии ударов, стуков, хлопков и т.п. , сохраняя заданный ритмический рисунок (например, упражнения «Веселые барабанщики», «К нам гости пришли», «Топотушки» и др.).

Далее детей знакомят с графическими моделями ритмических рисунков.

Ознакомьтесь так же:  Прилагательное к слову стресс

В дальнейшем эта работа проводится на материале слоговых рядов и включается в содержание не только фронтальных, но и индивидуальных занятий. Так, в ходе автоматизации звука [л] ребенку предлагается задание: «Произнеси, повторяя слог ла в соответствии с ритмом, который я тебе простучу». Или: «Посмотри на схему: | | | | ||. Простучи изображенный на ней ритмический рисунок. Произнеси слог лу, повторяя этот ритмический рисунок».

Очень важно выработать ритмическую речевую артикуляцию в сочетании с дополнительной двигательной стимуляцией. Например: рассказывая чистоговорки, стихотворения, дети сопровождают процесс говорения покачивающим движением руки, похлопыванием рукой по столу или по колену, имитацией игры пальцами на пианино, притопыванием ногой и т.п. Движение организует, ритмизует речевую продукцию, задает определенный темп, что облегчает ребенку процесс высказывания.

Активное использование в работе игр, в которых речи и движениям обязательно сопутствует звуковое или музыкальное сопровождение, дают хорошие результаты. Скорость и темп при этом подбираются индивидуально

62 Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015

для каждого ребенка. Если его речь характеризуется ускоренным темпом, то движения и сопровождающие их слова искусственно замедляются. При наличии замедленных движений и темпа речи игры проводятся, наоборот, в более быстром темпе.

4. Обучение ситуативной речи на материале коротких и развернутых фраз

Первые короткие фразы, которым мы начинаем обучать заикающихся детей,— это слова, начинающиеся на ударный гласный звук. С одной стороны, это продолжение работы по формированию речевого выдоха, с другой — начало обучения самостоятельному устному высказыванию. Закрепляя имеющиеся навыки речевого выдоха, дети повторяют речевой образец, самостоятельно называют картинки, отвечают на вопросы. В дальнейшем они учатся плавному голосоведению на материале других слов, при этом им объясняется, что слово нужно слегка протянуть (выделить главный звук — ударную гласную). На занятиях и во время специально организованных игр и речевых ситуаций дети сначала отвечают односложно. Например:

Логопед: «Кто изображен на картинке?»

Логопед: «Какая мама?»

Дети: «До-обрая»; «Весе-елая»; «Краси-ивая».

Логопед: «А чья это дочка?»

Затем фразы усложняются, увеличиваются до двух (а в дальнейшем и более) слов. У детей формируется навык правильного голосоведения с использованием речевого выдоха: фраза проговаривается как одно длинное слово, при этом слегка растягивается главное слово.

Логопед: «Кто это?»

Дети: «Это ба-абушка».

Логопед: «Какая бабушка?»

Дети: «Бабушка до-обрая». «Бабушка ста-аренькая».

Логопед: «Что делает бабушка?»

Дети: «Бабушка вя-яжет».

Логопед: «Кто вяжет?»

Дети: «Ба-абушка вяжет».

Для активизации развернутой фразы детям предлагаются задания и игры, в которых они должны пользоваться полными распространенными предложениями. К ответам на логопедических занятиях и на занятиях с воспитателем предъявляется требование отвечать полным предложением. При этом правило голосоведения остается прежним: предложение произносится как одно длинное слово.

Как и на предыдущих этапах, используется прием двигательной ритмизации. При проговаривании детьми слов и фраз основной акцент смещается на ведущую руку, движения которой синхронизируются с произнесением речевого материала. При этом с одними детьми движение ладошки может сопровождать каждое слово: «Мама-варит-кашу», «Папа-читает-газету». В работе с другими детьми движение ладошки будет соответствовать слоговой структуре слова и фразы в целом: «Ма-ма-ва-рит-ка-шу», «Па-па-чи-та-ет-га-зе-ту». Второй вариант синхронизации используется, когда в

речи ребенка преобладают тонические судороги. Кроме того, этот прием способствует искусственному замедлению темпа речи в случаях его чрезмерного ускорения.

Вопросно-ответная форма речи вводится постепенно с учетом индивидуальных речевых возможностей ребенка. Отработка навыка общения начинается с коротких фраз — односложных ответов на вопросы. Затем эти фразы-ответы все более усложняются. На первых порах вопросы задаются таким образом, чтобы их формулировка включала в себя все слова для ответа, а детям необходимо было повторить их с утвердительной интонацией:

Логопед: «Это кошка?»

Логопед: «Кошка пушистая?»

Дети: «Кошка пушистая».

Впоследствии вопросы включают только отдельные слова для ответа:

Логопед: «Это кто?»

Дети: «Это собака».

Логопед: «Что грызет собака?»

Дети: «Собака грызет косточку».

На заключительных этапах работы вопросы предполагают самостоятельные ответы детей.

Большое внимание уделяется развитию умений не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Так, при проведении лексических занятий на закрепление и активизацию предметного словаря дети учатся спрашивать: «Кто это?» и «Что это?», а также уточняют назначение каждого предмета: «Для чего нужен?»; знакомясь с прилагательными, они упражняются в постановке соответствующих вопросов: «Какой?», «Какая?». Для подобных упражнений используются реальные предметы или картинки и карточки-символы, демонстрирующие величинные, цветовые, вкусовые и другие характеристики предметов, действия с ними, их назначение.

Для постановки развернутых вопросов применяются схемы, модели предложений, сюжетные картинки с частичным раскрашиванием. Ориентируясь на предварительно составленное предложение и опорное слово, выделенное на схеме (модели, картинке), дети пытаются формулировать вопросы и задавать их друг другу.

Эффективен и такой прием тренировки задавать вопросы, как игра «Угадай, что я загадал(а)». Дети задают вопросы, запрашивая необходимую информацию для того, чтобы узнать загаданное животное, игрушку, предмет мебели и т.п. На начальных этапах используются опорные схемы, помогающие детям выстраивать логическую последовательность вопросов. Потом подобные занятия проводятся без наглядной опоры.

5. Переход к спонтанным текстовым высказываниям

Это заключительный этап работы по развитию связной речи заикающихся дошкольников. Дети обучаются пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине или серии сюжетных картин, описательных рассказов и др. В ходе развернутых речевых высказываний они

Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием 63

должны применять полученные навыки речевого выдоха, правильного голосоведения и т.д.

Для изменения условий речевой деятельности на отдельных логопедических занятиях, а также во время режимных моментов организуется инсценирование сказок, прочитанных произведений. Эти инсценировки могут в дальнейшем включаться в сценарии детских утренников и развлекательных мероприятий.

Эффективность описанной технологии подтверждается данными постэкспериментального диагностического обследования заикающихся дошкольников (табл.).

Результаты формирования плавности речевого высказывания у дошкольников с заиканием

Уровни Количество детей

Начало обучения Окончание обучения

Средний 15 50 5 17

Высокий — — 25 83

Прокомментируем содержание таблицы. Низкий уровень владения свободной от заикания речью, который в начале логопедической работы был выявлен у 50% детей, характеризовался тем, что в процессе говорения у них наблюдались частые судорожные запинки. Они появлялись во время сопряжено-отраженного рассказывания заученных стихотворений или при произнесении отрепетированного речевого материала. Появление судорог было отмечено даже в знакомой, привычной для детей обстановке при общении с близкими и хорошо знакомыми людьми. В тяжелых случаях пароксизмы заика-

ния появлялись при произнесении ребенком отдельных слов, слогов и даже отдельных звуков. После проведенной логопедической работы низкого уровня выявлено не было ни у одного дошкольника.

Средний уровень владения свободной от заикания речью, который до начала логопедического эксперимента был выявлен у 50% воспитанников, снизился до 17% от общего количества детей. В речи дошкольников наблюдались редкие запинки при произнесении заученного, отрепетированного речевого материала в сложной ситуации речевого общения (в присутствии незнакомых людей, в непривычной обстановке). Однако в условиях эмоционального дискомфорта запинки появлялись и в обычной для ребенка обстановке. Пароксизмы заикания часто фиксировались и при произнесении сложных в лексическом и грамматическом плане фраз, если речевой материал был малознакомым или незнакомым.

В завершение охарактеризуем высокий уровень владения навыком плавного высказывания, которого после проведенной логопедической работы достигли 83% детей, участвовавших в эксперименте. Речь большинства из них можно описать как плавную, соответствующую возрастной норме. У отдельных детей редкие пароксизмы заикания появлялись лишь в условиях эмоционального дискомфорта или при произнесении сложных в лексическом и грамматическом плане фраз в связных рассказах и в спонтанной речи.

Формирование плавного речевого высказывания у дошкольников с дефектом заикания — процесс сложный и специфичный. Только тесное взаимодействие в этом процессе логопеда с воспитателями и родителями может способствовать результативности логопедической работы по коррекции детской речи.

1. Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59-81.

2. Борисова Е.А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108-118.

3. Борисова Е.А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием //Образование и наука. 2014 № 9. С.130-143

4. евина Р.Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Москва: Педагогика, 1975. С. 3-22.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 208 с. 6.

6. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.

7. Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973.

About the Author: admin