Народная медицина учебник

Народная медицина учебник

Год выпуска: 2011

Автор: У ВэйСинь

Жанр: Китайская медицина

«Чжуд-ши» — памятник средневековой тибетской культуры

  • Сергей Ким
  • 20 марта 2018

Год выпуска: 1988

Переводчик: Дашиев Д. Б.

Жанр: Народная медицина

Формат: PDF, DjVu

Современная трактовка Желтого Владыки: основы восточной медицины — Аланов Д.Ф.

  • ArinaOreli
  • 16 июня 2016

Год выпуска: 2006

Автор: Аланов Д.Ф.

Жанр: Восточная медицина

Описание: Вашему вниманию представлен уникальный труд по основам восточной медицины. Книга написана на основе перевода базового трактата восточной медицины: «Внутренний Канон Желтого Владыки». Структура книги аналогична китайскому учебнику «Медицинская Классика Желтого Императора», обязательного к изучению в Китае. В ней освещены все ключевые концепции восточной медицины, основные заболевания и методы их лечения.

Народная медицина учебник

Год выпуска: 1992

Жанр: Нетрадиционная медицина

Качество: Отсканированные страницы

Мысль имеет значение — Гамильтон Д.

  • Victor Oprea
  • 25 октября 2018

Год выпуска: 2011

Автор: Гамильтон Д.

Жанр: Нетрадиционная медицина

Энергетическая медицина — Ричард Гордон

  • Vasily Philip
  • 23 октября 2018

Год выпуска: 2018

Автор: Ричард Гордон, Крис Даффилд, Вики Викхорст

Фитотерапия.Народная медицина.Книги

Информация

322 записи

Бек Р.Ф. Исцеление по-тибетски или как стать экстрасенсом
Издательство Рида
Год 1991. формат DOC
Настоящее пособие рассчитано на самый широкий круг читателей. Приобретая его, за короткое время вы сможете стать экстрасенсом, Показать полностью… познаете глубинные тайны здоровья, как своего, так и окружающих вас людей. В данной работе использован, обобщен и систематизирован обширный опыт древних целителей и произведения мыслителей Востока и Индии. А также широко представлены приемы и способы нетрадиционного лечения, которыми пользуются известные в наши дни Анатолий Михайлович Кашпировский, Алан Чумак и Джуна Давиташвили.

Подобное пособие, можно с уверенностью, сказать, выпущено в нашей стране впервые. В нем систематизированы и изложены в доступной для каждого форме основные способы совершенствования своей психики и биологической энергетики. На основе обобщения приведены важнейшие положения и приемы биоэнергетического (биорадиологического) лечения. Большой раздел книги посвящен способам самолечения и защиты от вредного влияния биополей других индивидов. Освоив основные положения из глав и разделов книги, вы сможете проводить безболезненное и безошибочное диагностирование и лечение. Приведенные здесь приемы, позволят «в домашних условиях» избавиться почти от всех болезней и недугов.
#целительство #парапсихология #экстрасенсорика #здоровье #книги

Мед и медолечение (перевод с болгарского Н.Н.Корчмаренко)
Год выпуска: 1969
Автор: Стоймир Младенов
Жанр: медицина
Издательство: Земиздат Показать полностью…
Формат: PDF

Количество страниц: 218
Перевод с болгарского Н.Н.Корчмаренко
Описание: Более десяти лет автор занимается уточнением лечебных свойств пчелиного меда и за это время разработал свои методы его лечебного применения. Число больных, успешно прошедших курс медолечения, превышает 10 000. Во многих медицинских заведениях Болгарии введены и успешно применяются разработанные методы лечебного применения меда.
Используя опыт других исследователей и результаты собственных экспериментальных и клиническо-экспериментальных исследований, автор в пределах своих возможностей указывает на лечебные свойства пчелиного меда и на методы его применения в медицине.
Желая придать этому труду более законченный вид, и чтобы читатель получил более целостное представление о хозяйственном и медицинском значении пчел, в книге кратко будут рассмотрены и другие продукты пчеловодства, неразрывно связанные с жизнью пчел, а именно: пчелиный яд, пчелиное маточное молочко, цветочная пыльца, воск и прополис, а также и отношение науки к этим продуктам.
#апитерапия #медолечение #мед #здоровье #книги

Лечение травами. 365 ответов и вопросов

Год выпуска: 2010 г.
Автор: сост.Кановская М.Б.
Жанр: Траволечение Показать полностью…
Издательство: АСТ, Сова, ВКТ
ISBN: 978-5-17-068291-1, 978-5-226-02621-8
Формат: DjVu
Количество страниц: 353

Язык книги : Русский
Описание: Лекарственные растения могут оказать нам неоценимую помощь. В природной «аптеке» можно найти средства, действующие как противовоспалительные, кровоостанавливающие, улучшающие аппетит, а также нормализующие работу желудка, печени, почек, сердца, сосудов.
#народная_медицина #траволечение #здоровье #книги

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Медицина в Киевской Руси

Исторический генезис национальной русской культуры лежит в глубоком, многовековом историческом процессе самостоятельного развития восточнославянских народностей, начиная с древних антеких племен- Генезис Киевского государства, а вместе с тем и дальнейших форм русской государственности следует начинать не с варяжских, а с антеких князей, с походов славянских племен на Византию-в VI веке. Современные славянские народы начали складываться в VI—IX веках нашей эры.

В Приднепровье и Прикарпатье уже в IV—VII веках восточнославянские племена знали развитое пашенное земледелие, достигли большого мастерства в области ремесленного производства, высот современного им воинского искусства. К VIII—IX векам относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были у кривичом, Чернигов у северян и др.

В VII—IX веках большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархалыю-феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI веке в среде быстрее развивавшихся восточнославянских племен. Таково государство Валинана, известное по арабским источникам, сложившееся в обстановке борьбы племенного союза волынян (дулебов) с аварами. К VI—VIII векам относятся сведения о народе Я государстве Рос—Русь, расположенном в Среднем Поднепровье. В IX веке восточные славяне объединились в могучее феодальное государство— Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени.

Вместе с распадом первобытного родоплеменного строя, с развитием феодального общества и образованием государства происходило сложение древнерусской народности. В XIV—XVI веках на ее основе сформировались три братские народности: русская (великорусская), украинская и белорусская.

История русского народа эпохи феодализма делится на три больших периода: 1) период Киевской Руси — с IX века до второй четверти XIII века, домонгольский, так как конец его определяется нашествием татар; 2) период Северо-Восточной Руси — со второй четверти XIII века до начала XVI века; 3) период Московской Руси, захватывающий XVI—XVII века.

Культура, созданная в VI веке антеккми племенами, послужила основой для богатой и яркой культуры Киевской Руси. Многие явления киевской жизни X—XI веков уходят корнями в антскую эпоху. Анты были не только предками восточных славян, но и родоначальниками их культуры.

Высокая культура Киевского государства, видное место этого государства в международных отношениях явились итогом многовековой истории славянских племен до IX века.

История Древней Руси VIII—IX века характеризуется тем, что процесс разложения первобытно-общинного способа производства с патриархальным строем, с общинной собственностью, слабо проявляющимся общественным разделением труда, отсутствием значительного имущественного расслоения, завершался повсеместно от Ладога до Сулы и от Карпат до низовьев Оки.

Феодальный общественный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и росли города—ремесленные и торговые центры, распадались общины, выделялась богатая, организованная в дружины верхушка — князья, бояре и прочие «нарочитые люди»,—эксплуатирующая закабаленных и зависимых людей. Общество распадалось на классы. Появлялись феодальные отношения, феодальные формы господства и подчинения. Возникло и государство.

Киевское государство, просуществовавшее почти 3 века, способствовало объединению восточных славян, развитию общественной жизни и культуры русского народа. В IX—XI веках в Киевской Руси происходило формирование феодального общества. В этот период совершалось превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей-феодалов. В Киевской Руси возникли и стали развиваться феодальное государство и право, политические взгляды господствующего класса. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X—XI веков было христианство.

В Древней Руси сложилась и развилась богатая материальная и духовная культура. Замечательные произведения древнерусского ремесла, высокий технический уровень ремесленного производства свидетельствуют о выдающихся успехах в развитии материальной культуры Древней Руси. Значительное развитие получило устное народное творчество—древнерусские былины и сказания. Уже в X веке на Руси распространялась письменность. Развивалась переписка книг. В Новгороде археологи нашли грамоты на бересте, древнейшая из которых относится к XI веку. Имеются сведения о княжеских библиотеках и школах при монастырях. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, сочинений, были созданы оригинальные литературные и исторические произведения. Замечательные произведения зодчества были созданы древнерусскими мастерами. Высокого для того времени уровня достигли живопись и прикладное искусство.

Ознакомьтесь так же:  Кизил замороженный полезные свойства

Русь приобщилась к византийской культуре, и это был факт крупнейшего прогрессивного значения. Таким образом, культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем многим народам Западной Европы, и непосредственно благодаря своим связям с Византией. Киевская Русь испытала известное культурное влияние Византии, но грубым искажением исторической правды были попытки дворянско-буржуазных историков «вывести» из византийских источников все многообразие самобытной культуры русского народа.

Русская культура и государственность Киевской Руси являлись результатом внутреннего развития славянских племен Восточной Европы и тех иноязычных этнических группировок (чуди, мери, веси и др.), которые вместе со славянами приняли участие в создании Русского государства.

Нанятые славянскими племенными вождями норманны, будучи сами носителями более низкой культуры, нежели русские, и отнюдь не являясь создателями государственности, быстро смешались со славянами, что видно из их браков и их имен, не оказав никакого влияния на славянскую культуру. Руси нечего было заимствовать у скандинавов. Не норманны принесли на Русь свои искусство и ремесла, а, наоборот, развитая русская культура, начиная с IX века, привлекала норманнов (варягов).

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной благодаря разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности.

В X веке Новгородско-Кневское государство было самым сильным и наиболее культурным на материке Европы. Оно поддерживало связи с Византией, Багдадом, Хорезмом, Индией, Китаем, Скандинавией. Особенно частыми и тесными были сношения Руси с Византией и Скандинавией, но Киевское государство было связано также с Германией, Чехией, Венгрией, Францией и многими другими государствами.

Киевская Русь уже в XI—XII веках принадлежала к наиболее культурным странам того времени. В отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не знала мертвящего влияния схоластики. А. И. Гер-Цен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой». Русская культура не знала болезненного аскетизма, схоластики в образовании, которые перенесла Западная Европа XI—XIII веков. Западная Европа в IX—XI веках во времена Каролингов была отсталой как в экономическом, так и в культурном отношении по сравнению с Киевской Русью, арабскими халифатами, Византией.

Зачатки врачевания у восточных славян отмечались еще в первобытнообщинный период. В образовавшемся после объединения славянских племен обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.

В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно». Многочисленные памятники письменности, дошедшие до нашего времени, подтверждают существование в феодальной Руси медицинского ремесла как в массе населения, так и в монастырях.

Необходимо отвергнуть ложное утверждение некоторых историков медицины (Рихтера) о Древней Руси как стране бескультурья, косности, о господстве в русской медицине того времени мистики, грубого суеверия, а в быту русского народа — вопиющей антисанитарии. Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре их истории имели правильные представления в области санитарии и гигиены— общественной, пищевой и личной. Для времени Киевско-Новгородского государства характерно наличие у восточных славян определенного уровня санитарной культуры.

В некоторых случаях русский народ опережал соседние страны по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке, т. е. значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге — в слое IX—X веков. Иностранцы всегда с удивлением отмечали любовь русских к бане. В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней.

В феодальной Руси XI—XVI веков носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.

Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Как было показано ранее, в Армении, Грузии и у народов Средней Азии медицинские сведения имели довольно широкое распространение уже при первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные сношения с Византией, Правом, Арменией. Грузией и Средней

Азией способствовали распространению в Киевской Руси медицинских знаний.

Врачи приезжали в Киев из Сирии, например врач князя Николая Черниговского (очень опытный врач).Приезжали также врачи из Армении.

Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках: летописях, юридических актах того времени, уставах, других письменных памятниках и памятниках материальной культуры. Медицинские элементы вводились в систему русских правовых понятий и юридических определений: при юридической оценке здоровья человека, телесных повреждений, установлении факта насильственной смерти.

К концу X века христианство стало официальной религией Киевского государства. Борьба насаждавшегося сверху христианства со старым местным язычеством сопровождалась и приспособлением их друг к другу. Церковь не смогла уничтожить языческие обряды и культ и старалась заменить их христианскими. На месте языческих мольбищ строились храмы и монастыри, вместо идолов и кумиров ставились иконы, свойства языческих ботов передавались христианским святым, тексты заговоров переделывались на христианский манер. Христианство не смогло сразу вытравить существовавшую у славян религию природы. По существу оно не опровергало языческих богов, а ниспровергало их: весь мир «духов», которыми славянин населял природу, христианство объявило «нечистой силой», «демонами». Так древний анимизм превратился в народную демонологию.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями. Сводом юридических норм Киевской^ Руси «Русская правда» (XI—XII века) утверждалось право медицинской практики и устанавливалась законность взимания медиками с населения платы за лечение («а лечпу мзда»). Законы «Устава . Владимира» и «Русская правда» сохраняли силу в течение продолжительного времени. В последующие века они вошли в большинство законодательных сборников («Кормчие книги»).

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI—XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X век) в числе преступлений против церкви и христианства считал волхвование и зелейничество, но церковь не смогла победить народной медицины.

Образование в Киевской Руси было в первую очередь достоянием лиц из правящего класса и духовенства. Многие литературные произведения исторического, юридического и богословского характера, а также естественнонаучного содержания, сохранившиеся от времени Киевской Руси, свидетельствуют не только о высоком литературном таланте их авторов, но и об их широкой осведомленности, общей образованности, знакомстве с греческими и латинскими источниками и многими произведениями Древнего Востока.

Ознакомьтесь так же:  Очищение лица с ацетилсалициловой кислотой

В Киевской Руси XI—XIII веков видны зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного, истинного знания о материальной действп-1ельности в духе стихийного материализма.

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за ‘византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины.

Татаро-монгольское иго не способствовало сохранению древнейших литературных произведений специального характера, не имевших такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы.

Бич средневековых русских городов и монастырей — многочисленные пожары уничтожили много ценных источников.

В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

В середине XIII века Русь подверглась татарскому нашествию. В 1237—1238 гг. Батый напал на Северо-Восточную Русь, а в 1240—1242 гг. осуществил поход в Южную Русь. В 1240 г. татары заняли Киев, южную часть Польши, Венгрию и Моравию. Татарское нашествие XIII века явилось страшным бедствием для русского народа. Разорение городов, увод в плен населения, тяжелая дань, сокращение посевов — все это нарушило экономическое, политическое и культурное развитие страны. Монгольские завоеватели растоптали и расхитили цветущую культуру Киевской Руси в момент ее наивысшего подъема.

Героическая борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей, не прекращавшаяся на протяжении XIII—XV веков, не позволила татарам двинуться на Запад, создала тем самым условия для развития западноевропейской цивилизации.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся с 1240 г. по 1480 г., своей экономической, политической и моральной тяжестью надолго затормозило развитие Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом, пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий. «С этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя» (А. И. Герцен). Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство.

Медицина в Московском государстве XVI—XVII веков

Со второй половины XIV века происходил процесс национального и экономического объединения Руси вокруг Москвы. В конце XV века при Иване III создалось феодальное Московское государство. Экономическое развитие приняло более быстрые темпы: оживился внутренний рынок, установились и расширились торговые связи с Востоком и Западом (в 1553 г. в устье Северной Двины вошло английское судно). К концу XVI века сложилось купеческое сословие: гостиная сотня, суконная сотня. В городах образовались торговые и ремесленные посады. «Изумленная Европа в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства» ‘. Централизация государственного управления и превращение Московской Руси из национального в многонациональное государство в XVI веке повели к значительному развитию культуры.

С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.

Стоглавый собор 1551 г., созванный Иваном IV для обсуждения внутреннего устройства страны, затронул также и вопросы «здравости, быта, семьи, общественного призрения». В решениях Стоглава записано:

Разум находится в мозгу. Восприятие раздражений есть его верный помощник.

Народная медицина учебник

Нет сомнений, что в традиционной народной медицине, основанной на народном эмпирическом опыте, было много нерационального, а порой даже вредного для здоровья, например, лечение сулемой, парами киновари и мышьяка, настойка из сушеных тараканов или майских жуков. Вследствие незнания анатомии и причин заболевания лечение деревенских лекарей травами и лечебной магией сводилось к снятию сглаза и порчи. Правда, были «травматологи», вправляющие вывихи, лечившие опущение внутренних органов, переломы костей, которые имели некоторые представления об анатомии человека изучая её на животных. Были и «хирурги», лечившие порезы, укусы, нарывы и т.д., используя при этом знания о травах, средствах животного и минерального происхождения [5: 3].

Необходимо отметить, что было и рациональное зерно в этих лекарственных средствах и методах лечения. Научная медицина, изучая всевозможные настои, отвары, порошки, мази и другие целебные вещества, применяемые в народной медицине, исследуя их воздействие на организм человека, отбирала всё полезное для своей практики. Можно сказать, что традиционная народная медицина дала миру первых медиков, и базу для развития научной (рациональной) медицины.

Ознакомьтесь так же:  Лишай у детей народные методы лечения

Современный человек все больше использует достижения науки (химии, физики, техники и др.), перестает активно двигаться, дышит загрязненным воздухом, пьет отравленную воду, употребляет синтетическую пищу. Поскольку современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения, то это приводит к приобретению человеком новых болезней, некоторые из них возникают также и в результате социальных антагонизмов между людьми, вызванных завистью, злобой, агрессией. Современная научная (рациональная) медицина предлагает большое количество новейших химических и синтетических средств и методов лечения заболеваний. Однако эти средства, вылечивая один больной орган, приводят к заболеванию других. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 1980 г. 5% больных страдают от лекарственной зависимости и побочных заболеваний [6: 37].

Еще один, по мнению В.Г. Власова, недостаток современной медицины, «порождённый идеологией физиологического универсализма», заключается в том, что лекарственные средства часто назначаются больным без учёта индивидуальных особенностей человека, а это ведёт к снижению результативности лечения. Практикующие врачи как бы проводят над каждым пациентом «лабораторный эксперимент», в ходе которого подбирают для него индивидуально приемлемые лекарственные средства. Учёные считают, что этого не происходило в архаической народномедицинской практике, т.к. в основу лекарственных средств и методов их применения были положены «этноспецифические физиологические черты» отдельных этносов, то есть для каждого этноса существует свой набор лекарственных снадобий, характерный только для его биологических особенностей [3].

Населением Ульяновского Поволжья накоплен огромный опыт в области фармакологии и фармакопеи. На данной территории произрастает более 200 лекарственных растений, использующиеся в промышленном приготовлении различных лекарственных средств. В начале XX века 80% лекарств в России изготовлялось из растений. К середине XX века это соотношение резко сдвинулось в сторону синтетических препаратов, но всё же более 45% лекарств содержат растительную основу [2; 4: 274].

В народной медицине Ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения. Например, при желудочнокишечных заболеваниях крестьяне использовали молочнокислые продукты, при простудных заболеваниях и при обморожении использовали барсучий, гусиный, а при туберкулёзе собачий жир. В качестве антисептического средства применяли мочу человека и животных. При ожогах использовали желчь животных и рыб, при заболевании суставов прикладывали голубую глину и т.д. Многие рецепты из народной медицины изучены и используются в современной медицине. Стоит только заглянуть на прилавки аптек, и можно увидеть целый арсенал лекарств, изготовленных из природных средств биологических и минеральных. Здесь и лечебные препараты на основе вытяжек из лекарственных трав, и сухие сборы от различных заболеваний, и различные мази, бальзамы и многое другое.

Таким образом, современная медицина (рациональная), прежде чем стать научной, прошла большой и сложный путь. Базируясь на знаниях и практическом опыте народной медицины (этномедицины), развиваясь в научном направлении, рациональная медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей «прародительницы». Но за последнее время социальноэкономические условия жизни народа всё чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты» или просто обратиться к бабушке — знахарке, чтобы заговорила фурункул или рожу, бородавки или другие кожные заболевания. Несмотря на достижения научнотехнического прогресса, человек остаётся неразрывно связанным с природой. И в трудную минуту на помощь может всегда прийти всё, что создано природой и накоплено практикой народной медицины: растения, минералы, грязи, вода, песок, глина, даже запахи и ароматы цветов. А научиться и правильно использовать всё это нам помогает народная медицина.

Автором обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сёл. Анализируя ответы анкет, рассмотрим отношение жителей сел к народной медицине.

На вопрос: «Если заболели, куда идёте лечиться?» 58,7% ответили, что идут к врачу (большинство опрошенных). 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю. 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины. 8,3% сельских жителей всё же обращаются (если врач не помогает) к знахарям и «бабушкам».

Лечением травами применяют 73,4% опрошенных. Это самый большой процент применяемых биологических средств лечения. Второе место из этой группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На третьем месте оказались средства животного происхождения, а именно лечение молочными продуктам (49,3%). Небольшой процент отводится лечению выделениями человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).

На вопрос: «Применяете ли Вы средства минерального происхождения?» 44,9% дали положительный результат. 29,2% применяют для лечения воду естественных источников и родников, а также минеральные воды. 42,8% жителей используют физиотерапевтические средства: тепло, холод (накладывают холодные и согревающие компрессы), используют тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% респондентов.

На вопрос: «Применяете ли Вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» — 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» — 14,6%, «лечусь молитвами» — 18,3%.

Были и другие вопросы.

Как видим, самым распространённым средством борьбы с недугами является траволечение, лечение продуктами пчеловодства и лечение молочными продуктами. Это самые доступные средства лечения в народной медицине, применяемые в быту. Профессионалами в народной медициной называют лекарей, практикующие лечебную магию наряду с другими средствами лечения, использующие молитвенные и заговорные тексты.

История свидетельствует, что вера в сверхъестественные силы Природы и Бога существовала всегда. Трудно сказать, что больше помогало людям: биологические средства лечения или вера в Бога. Ни одно дело в народе не обходилось без молитв. Любой врачеватель, чем бы он ни лечил, обязательно обращался с молитвой к Богу. При использовании трав (их срезом, сушкой, лечением), средств животного или минерального происхождения читалась молитва. Вера в Высшую духовную силу помогала врачевателю облегчить страдания больного, а больному исцелиться. Для верующего важно искренне обратиться к Богу за помощью. Всякое лечение должно начинаться с духовного стремления человека очиститься и справиться с посланным ему испытанием. Самые главные молитвы при лечении у православных крестьян Симбирско — Ульяновского Поволжья это «Отче наш», «Пресвятая Богородица», «Николай Угодник», «Живые помощи». Татары при лечении читают молитвы из Карана: «Аятел Курси», «Ан нас суросе», «Фалак сурасе» и другие.

Таким образом, традиционная народная медицина сохраняет свою роль в системе жизнеобеспечения до настоящего времени. Живучесть этих традиций поддерживается социально — экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, т.к. государственная медицина становится труднодоступной. Приёмы к врачу, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Роль народной медицины возросла в настоящее время ещё и потому, что многие врачи стараются приписать пациенту дорогостоящие импортные лекарственные средства, недоступные для многих граждан области. Ведь недаром на прилавках магазинов раскупаются многочисленные книги по народной медицине, включающие в себя не только рецепты лечения травами, средствами животного и минерального происхождения, но и рекомендации по применению лечебной магии, как белой, так и черной. Хотя, собственно говоря, эти книги, попадая к несведущим людям в области народной медицины, скорее могут принести вред, чем пользу.

  1. Брехман, Ю.В. Этнографические аспекты изучения народной медицины / Ю.В. Брехман// Тезисы Всероссийской научной конференции. Л., 1976.
  2. Бромлей, Ю.В., Народная медицина как предмет этнографических исследований / Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов // Советская этнография №5, 1998. — С.318.
  3. Власов, В.Г. Место этнической медицины в современном мире / В.Г. Власов // Тез. VI конгресса этнографов и антропологов России. — СПб., 2005. — С. 342.
  4. Грушевицкий, И.В. Вопросы фармакогнозии, № 5 / И.В. Грушевицкий // Труды Ленинградского Химикофармацевтического института. Т.XXVI, 1968. — С. 274.
  5. Маркова, И.И. Полная энциклопедия народной медицины / И.И. Маркова. — СПб., М., 2005. — 649 с.
  6. Никонова, Л.И. Традиционная медицина финноугорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения / Л.И. Никонова. — Саранск, 2000. — С. 178.

About the Author: admin