Логопедия хрестоматия заикание

Предисловие

Настоящая книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов. Она направлена на совершенствование подготовки педагогических кадров и логопедической помощи заикающимся. Материал книги соответствует программе и учебным планам для отделения логопедии дефектологических факультетов.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А. Сикорского, Н.Г. Неткачева и В.А. Гиляровского.

В настоящее время интерес к проблеме не падает, более того, начиная с 1994 года регулярно проходят Международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают более тысячи ученых из стран всего мира. Регулярно издается международный специальный журнал “Fluen y Disorders” (“Нарушение плавности”), который также посвящен этой монопроблеме. Огромный интерес ученых всего мира к проблеме заикания свидетельствует о ее актуальности.

В отечественной логопедии разработан оригинальный подход в оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания — невротической и неврозоподобной — позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях — с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.

В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знаний клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Настоящая книга представляет собой попытку освещения актуальных для широкой логопедической практики различных аспектов изучения заикания. В своем изложении авторы опираются не только на данные литературы, но и на результаты многолетних исследований, проведенных в “Лаборатории патологии речи” ВНИИ им. В.П. Сербского и на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета.

Структура и расположение четырех глав книги соответствует основной ее задаче — способствовать усвоению студентами учебной программы по курсу “Заикание”.

В первой главе учебника “Основные механизмы устной речи” даны представления о ее анатомо-физиологических механизмах. Дается краткое описание дыхательного, фонаторного и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата; представлены основные структуры ЦНС и их функции, обеспечивающие речевую деятельность; даны акустические характеристики устной речи, которые, как правило, нарушаются при заикании.

Современные представления о системной организации речи изложены через описание функциональной системы речедвигательного акта. Анализ нарушения программы действия (устная речь) через призму представлений о функциональной системе дает возможность выделить то звено патогенеза, которое ведет к заиканию.

В этой же главе описаны возрастные особенности функциональной системы устной речи. В ней обоснована возрастная неустойчивость речедвигательных стереотипов в дошкольном возрасте, объясняются причины избирательной непрочности речевой системы при воздействии различных вредоносных факторов.

Глава вторая посвящена собственно заиканию: его феноменологии, этиологии, клинической и психолого-педагогической характеристикам заикающихся с невротической и неврозоподобной формами заикания.

Сегодня многие специалисты, работающие в области заикания, считают, что успешная практическая работа по реабилитации заикающихся едва ли возможна без тщательной клинической и психолого-педагогической дифференциации заикающихся. В данной главе выделены наиболее актуальные для широкой логопедической практики вопросы дифференциальной диагностики. В этой же главе представлен анализ заикания с психолингвистических позиций, поскольку такой анализ позволяет рассмотреть в едином комплексе нарушение речевого процесса при заикании от замысла до моторной реализации высказывания. В конце главы дан современный взгляд на некоторые патогенетические механизмы заикания с обоснованием основных направлений коррекционного воздействия при разных формах заикания.

Третья глава посвящена основным направлениям комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся. В ней раскрыто основное содержание задач логопедической работы. В связи с этим подробно освещен ряд логопедических технологий: торможение патологических речедвигательных стереотипов; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; развитие просодической стороны речи; развитие планирующей функции речи. Логопедические технологии раскрыты через содержание конкретных приемов и упражнений.

В этой же главе подробно освещаются вопросы психолого-педагогического обследования заикающихся разных возрастов, а также представлены различные авторские системы комплексных психолого-педагогических воздействий (Власова Н.А., Pay Е.Ф., Селиверстов В.И., Чевелева Н.А., Миронова С.А., Андронова Л.3., Некрасова Ю.Б., Шкловский В.М. и др.). Глава завершается описанием методов профилактики заикания.

Глава четыре посвящена организации учебного процесса по курсу “Заикание”, что позволит как студентам, так и преподавателям оптимизировать учебный процесс по данной проблеме.

Учебник по разделу логопедии “Заикание” заканчивается практически материалом, который отражает разнообразные аспекты практической работы с заикающимися.

Учебник рассчитан на студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов и врачей.

Логопедия. Заикание. Хрестоматия

Соавтор: Белякова Л.И.

В хрестоматии представлены ключевые работы из научной педагогической, психологической литературы, посвященной проблеме заикания.

В представленных работах отражены вопросы истории изучения заикания, этиологии и патогенетических механизмов заикания, а также коррекционной логопедической работы. Хрестоматия является дополнением к учебнику «Логопедия. Заикание» (авторы: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова).

Образование

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Особенности логопедической работы с детьми-билингвами.
Логопедия.
Методология исследовательской деятельности.
Основы клинико-физиологического анализа речевых нарушений.

Публикации

Более 150 научных и учебно-методических работ. Наиболее важные работы в последние годы:

Belyakova, Lidia Theoretical views on mechanisms of formation of speech act / Lidia Belyakova, Yulia Filatova // Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). – KnE Life Science, pages 86-94 (статья на английском языке).

Белякова, Л.И. Теоретические представления о механизмах нарушения центральной регуляции речевой функции при заикании / Л.И. Белякова // Дефектология. – 2018. – № 5. – С. 14-21.

Белякова, Л.И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей: формирование речевого дыхания: Учебно-методическое пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю.О. Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017.

Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с. Белякова, Л.И.

Белякова, Л.И. Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 30-38.

Заикание: проблемы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 184 с. Белякова, Л.И. (готово к выходу).

Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 114-123.
Белякова, Л.И. Традиции и инновации в диагностике и коррекции заикания у детей в русской логопедии / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Forum Logopedyczne. – 2015. – № 23. – С. 17-25.
Белякова Л. И. Логопедия : Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Белякова Л.И. Логопедия: Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2009.
Белякова Л.И. Логопедия: Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.
Белякова Л.И. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003.
Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.
Белякова Л. И. Системный подход к анализу патогенетических механизмов заикания / Л.И. Белякова // Теоретические проблемы нарушений плавности речи: Коллективная монография / Под ред. Ю. О. Филатовой. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – C. 14-33.
Белякова Л.И. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Ч. 1, 2. – М.: Прометей, 2004.
Белякова Л.И. Практикум по логопедии. Заикание / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова. – М.: Издательство «Прометей», 2007.
Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения ; под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 40-54.

Ознакомьтесь так же:  Депрессия встань в ванну

Повышение квалификации

Государственные и ведомственные награды

Достижения и поощрения

В 2017 году Беляковой Лидии Ивановне было присвоено звание Почетного профессора МПГУ.
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук за монографию «Теоретические проблемы нарушений плавности речи» (2012).
Лауреат I степени в конкурсе на лучшую научную работу гуманитарного цикла за учебное пособие для студентов педагогических вузов «Логопедия. Заикание. Хрестоматия» (2002).
I место среди иностранных учебников по проблеме заикания за учебник «Логопедия. Заикание» (1998).

Исследовательские проекты и гранты

Дополнительная информация

Количество защищенных кандидатов педагогических и медицинских наук – 25, докторов педагогических наук – 1.
Председатель Диссертационного совета Д 212.154.26 при ФГБОУ ВПО “Московский педагогический государственный университет”.

Институт детства

Кафедра логопедии

Профессор

Профессор

Доктор медицинских наук

Профессиональные интересы

Речевой онтогенез и его нарушения.
Диагностика нарушений речи.
Заикание.
Дизартрия.
Билингвизм.

Особенности коррекции заикания у подростков и взрослых

Цель:изучить основные методики коррекции заикания у подростков и взрослых, знать общие и специфические, отличительные черты авторских методик, уметь обосновать комплексность каждой из изученных методик коррекции заикания у подростков и взрослых.

Понятийный аппарат:комплексная медико-психолого-педагогическая система реабилитации заикающихся, методика устойчивой нормализации речи, синхронизация речи с движениями пальцев рук.

Вопросы для собеседования

1. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации подростков с заиканием, разработанной М.И. Буяновым.

2. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной В.М. Шкловским.

3. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М. Асатиани.

4. Раскройте основные положения и содержание системы устойчивой нормализации речи взрослых заикающихся, разработанной Л.З. Арутюнян.

5. Раскройте основные положения и содержание системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

6. Раскройте основные положения и содержание системы комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной Л.Я. Миссуловиным.

7. Обоснуйте комплексность каждой из изученных методик лечения заикания у подростков и взрослых.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучив авторские методики коррекции заикания, составьте по каждой таблицу «Этапы комплексной системы коррекции заикания у взрослых (подростков) … (автор)», отразив в ней содержание медицинского и педагогического воздействия на каждом этапе.

2. Изучите специальную литературу и составьте перечень общих и отличительных черт авторских методик лечения заикания у взрослых.

3. Составьте по одной электронной презентации авторской методики лечения заикания у подростков и взрослых.

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. — М.: Эребус, 1993. – С. 22-94.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2003. – С. 198-206.

3. Буянов М.И. Заикание у подростков. – М.: Просвещение, 1989. – С. 28-92.

4. Логопедия: Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л.С. Волковой- М.: Просвещение, 1989.- С. 248-254.

5. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. – Л.: Медицина, 1988. – 123-170.

6. Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники).//Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 241-246.

7. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. – С. 162-168.

8. Шкловский В.М. Комплексная система лечения заикания.// Хрестоматия. Логопедия. Заикание./Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – С. 246-256.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2003. – 204 с.

2. Логопедия. Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И.Бедякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2001. – 416 с.

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680 с.

4. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. I I: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

5. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактичесике основы логопедического воздействия. — М.: Владос, 2001. – 208 с.

1. Арутюнян (Андронова) Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М.: МОИУУ, 1990. — 167 с.

2. Арутюнян Л.3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании //Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

3. Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у больных, страдающих заиканием //Дефектология. 1975. N 3. — С.86-89.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиоло­гии активности. — М., 1949.

5. Буянов М.И. Заикание у подростков. М., Просвещение, 1989.

6.Власова Н.А., Беккер К.-П. (ред.) Заикание. — М., 1978.

7.Волкова Г.А. Взаимоотношение в семье заикающегося ре­бенка //Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

8. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.

9.Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л.: Медицина, 1970.

10. Драпкин Б.Э. Психотерапия в комплексном лечении заика­ния у подростков //Клиника и терапия заикания. — М., 1992.

11. Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии ре­чи. — Харьков: ЦНИПИ. 1959. т.XXXII.

12. Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. 1969. N 3. — С.9-17.

13. Левина Р.Е. Заикание у детей //Преодоление заикания у довкольников. — М., 1975.

14. Лубенская А.И. Аутогенная тренировка в системе логопе­дических занятий со взрослыми заикающимися. Автореф. канд.дис. -М., 1974. — 33 с.

15. Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогене­за и терапии заикания //Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина. — М., 1960, 8. — С.195-208.

16. Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников //Дошкольное воспитание. 1979. N 8.

17. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

18. Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.й. К проблеме диаг­ностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием //Но­вые исследования в психологии. — М., 1981, N 1. — С.85-93.

19. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения //Вопросы психологии. 1991. N 5. — С. 123-129.

20. Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. — М., 1909.

21. Неткачев Н.Г. Клиника и психотерапия заикания. — М., 1913.

22. Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов диф­ференциального применения логопедической ритмики в работе со взрослыми заикающимися //Дефектология. 1982. N 1.

23. Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязи некоторых сторон мото-рики и речи взрослых заикающихся //Дефектология. 1983. N 3.

24. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

25. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников с нормой //Заикание, проблемы теории и практики. — М., 1992.

26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

27. Сикорский И.А. О заикании. — Киев, 1889.

28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: илл.

29. Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1977. N 1. — С.20-23.

30. Чевелева Н.А. Родителям о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1978. N 1.

31. Чевелева Н.А. Логопедическое обследование заикающихся детей //Исправление заикания у школьников в процессе обучения.М., 1982.

32. Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994.

Ознакомьтесь так же:  Аутизм опросники

33. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобра-вовательной школы. — М., 1980.

34. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заи­канием //Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982.

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы для контрольных работ (для студентов заочного отделения)

1. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 3 (Использовать статью Михайлова Е.А. К вопросу о дифференциальной диагностике речевых проявлений заикания, тахилалии и ее видов.).

2. Тема 1. Задания для самостоятельной работы № 4.

3. Заполните таблицу «Дифференциальная диагностика невротического и неврозоподобного заикания» (см. отдельный текстовый документ).

4. Тема 6. Задания для самостоятельной работы № 4.

5. Тема 5. Задания для самостоятельной работы № 7. Составить 3 ситуационных задачи (дошкольники, школьники, взрослые), клиническую форму заикания выбирать произвольно.

6. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников по методике Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской, Н.А. Чевелёвой, С.А. Мироновой, А.В. Ястребовой, А.И. Богомоловой (обзор одной методики по выбору).

7. Коррекция заикания у подростков и взрослых по методике Н.Н. Асатиани, М.И. Буянова, В.М. Шкловского, Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасовой, Л.Я. Миссуловина (обзор одной методики по выбору).

8. Система упражнений по снятию мышечных зажимов (по работам И.Г.Выготской, Е.А.Пеллингер, Л.П.Успенской, А.И.Лубенской и др.):

упражнения по снятию напряжения с мышц ног, рук; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

упражнения по снятию напряжения с мышц спины, плечевого пояса и шеи; (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

упражнения по снятию напряжения с мышц артикуляционного аппарата. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

9. Система упражнений по формированию речевого дыхания у заикающихся. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

10. Система упражнений для работы над голосом у заикающих. (10 упр. для взрослых и 10 упр. для детей)

11. Составить конспект фронтального занятия с заикающимися дошкольниками на основном этапе коррекции заикания (отработка плавной речи при произнесении слов, словосочетаний, простых и сложных фраз, разных видов текстов).

План анализа методик преодоления заикания (вопросы 6 и 7)

1. Понятие заикания с точки зрения автора методики.

2. Этапы методики, краткая характеристика этапов.

3. Способ снятия судороги.

4. Сочетание психотерапевтического и педагогического направлений в ходе реализации методики.

Вопросы к экзамену по дисциплине

1. Заикание. История изучения механизмов.

2. Определения заикания.

3. Этиология заикания.

4. Современные концепции механизмов заикания.

5. Механизмы возникновения судороги по Л.З. Арутюнян.

6. Место заикания в ряду других речевых нарушений по известным классификациям.

7. Заикание как устойчивое патологическое состояние.

8. Заикание как патологически измененное функциональное состояние.

9. Симптоматика моторного компонента заикания.

10. Симптоматика психологического компонента заикания.

11. Типы течения заикания. Течение заикания в разные возрастные периоды.

12. Особенности просодического компонента речи заикающихся.

13. Определение степени тяжести заикания.

14. Классификации заикания.

15. Особенности проявления невротического заикания.

16. Особенности проявления неврозоподобного заикания.

17. Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания.

18. Характер и фиксация на дефекте при разных формах заикания.

19. Обследование лиц с заиканием: содержание, методы, приёмы.

20. Методика обследования заикающихся разного возраста.

21. История возникновения способов коррекции заикания.

22. Характеристика комплексного метода устранения заикания.

23. Медицинский и педагогический аспекты комплексного подхода к преодолению заикания.

24. Теоретическое обоснование основных положений методики Л.З. Арутюнян.

25. Психологическое направление коррекции заикания. Анализ работ некоторых авторов. (Г.Д. Неткачев, И.И.Тартаковский)

26. Система устойчивой нормализации речи заикающихся по методике Л.З. Арутюнян.

27. Особенности первой беседы с заикающимися.

28. Коррекция личности заикающегося в процессе нормализации речи.

29. Функциональные тренировки в работе с заикающимися.

30. Система упражнений по нормализации речевого дыхания и голоса в процессе коррекции заикания.

31. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов В.М. Шкловского. Анализ статьи.

32. Система упражнений по снятию мышечных зажимов.

33. Коррекция просодической стороны речи заикающихся (по Л.З. Арутюнян)

34. Приёмы по формированию целенаправленного произвольного внимания разных модальностей в процессе коррекции заикания.

35. Основные рекомендации при остро возникшем заикании у детей.

36. Коррекция заикания по методике Н.М. Асатиани.

37. Коррекция заикания по методике Л.Я. Миссуловина.

38. Коррекция заикания по методике М.И. Буянова.

39. Коррекция заикания по методике Н.А. Власовой, Е.Ф. Рау.

40. Коррекция заикания по методике Г.А. Волковой.

41. Коррекция заикания по методике В.И. Селиверстова.

42. Устранение заикания по методике И.Г. Выготской, Е.А. Пеллингер, Л.П. Успенской.

43. Коррекция заикания по методике Н.А.Чевелевой.

44. Коррекция заикания по методике С.А.Мироновой.

45. Коррекция заикания по методике Ю.Б.Некрасовой.

46. Коррекция заикания у подростков и взрослых. Обзор методик.

47. Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников. Обзор методик.

48. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей и подростков.

49. Брадилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.

50. Тахилалия. Определение. Этиопатогенез. Симптоматика.

51. Разновидности тахилалий. Этиопатогенез, симптоматика баттаризма и полтерна.

52. Основные направления преодолений нарушений темпа речи.

53. Задачи, методы, приемы устранения брадилалии.

54. Задачи, методы, приемы устранения тахилалии, баттаризма и полтерна.

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 1631 . Нарушение авторских прав

ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Секция: 6. Педагогика

XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Не смотря на то, что изучение этиологии заикания за рубежом началось достаточно давно (V в. до н. э.), в России данным вопросом исследователи занимаются сравнительно недавно — на протяжении последних двух столетий.

Упоминание о первом труде по вопросу, связанным с возникновением и развитием логоневроза, в отечественной научной литературе датируется 1838 годом. Именно тогда врач Христофор Лагузен издал свою книгу «Способ излечения заикания» в Санкт – Петербурге. В данной монографии Х. Лагузен изложил свои взгляды на причины возникновения логоневроза. В источнике красной нитью проходит основная идея о том, что основополагающей причиной заикания являются заболевания нервной системы человека, которые возникают вследствие психической травматизации личности. Помимо этого, ученый выделил другой фактор, влияющий на возникновение данного речевого недоразвития – это наследственность [13, с.656]. Исследователь убежден, что логоневроз встречается чаще, где люди говорят на «грубом и неудобном» языке, нежели в тех странах, где язык «гибок и плавен». Христофор Лагузен понимал, что при коррекционной работе с пациентами, страдающими заиканием, нужно уделять большое внимание психической стороне личности. Единовременно с методами коррекции психологии индивида врач использовал нововведение для того времени: он подкладывал пациенту под язык холщовый сверток толщиной с мизинец и требовал от заикающегося говорить четко, спокойно, соблюдая ритм, «каждый слог проговаривать отдельно от предыдущих и последующих». Сверток механически воздействовал на органы артикуляции во время речи, избавляя от заикания [5, с. 11].

Чуть позже в 1889 году в России выходит в свет монография «О заикании» известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, где автор раскрывает свои взгляды, касаемые понимания этиологии логоневроза. Именно И. В. Сикорский указал на связь возникновения заикания с периодом становления речи ребенка. Автор рассматривал данное речевое нарушение, как форму спастического невроза [10, с. 192]. И. Сикорский включал в лечение заикания артикуляционную, двигательную гимнастику, а также применял фармакологическое и психотерапевтическое лечение [8, с. 360].

В начале XX века существовали разнонаправленные взгляды по проблеме. Так, в работах психиатра Г. Н. Каменка проводится мысль о том, что возникновение логоневроза связано с внутренней психологической преградой у пациента. Больной себе говорит: «Я заикаюсь», и эта мысль вызывает у него состояние страха, что является пусковым механизмом для возникновения судорог артикуляционного аппарата, говорящего [4, с. 80]. Анализ работ отечественного психиатра Г. Д. Неткачева позволяет нам выяснить его точку зрения относительно причин возникновения заикания. Исследователь указывает на ряд факторов, провоцирующих логоневроз. К ним относятся следующие: наследственность, не целесообразное воспитание, школа, психотравмирующие ситуации, а также «заболевания, косвенно влияющие на заикание», к которым ученый относил малокровие, скрофулез, т. е. вирусные заболевания кожных покровов, гипертрофия миндалевидных желез, разращения в носоглотке. При коррекции данного нарушения исследователь использовал психологические методы внушения, в частности требовал от заикающегося произносить слова уверенно, соблюдая ударение [7, с. 8].

Ознакомьтесь так же:  Какой гормон при стрессе

В 30 – х годах XX века известный русский физиолог И. П. Павлов рассмотрел данное нарушение с точки зрения изменений в работе высшей нервной деятельности. И. Павлов утверждал, что в коре головного мозга протекают два основных процесса: возбуждение и торможение. При нарушении баланса между ними возникает некая «ошибка». Подкорковые образования начинают посылать неконролируемые импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, что влечет за собой появление судорог в области периферического речевого аппарата [2, с. 304].

Опираясь на учение И. П. Павлова, в 50–60 годы прошлого столетия в отечественной научной литературе сложилось два основных теоретических направления понимания этиологии логоневроза: заикание, как особая форма невроза (М.Е. Хватцев, М.С. Лебединский, В.А. Гиляровский, Н.И Жинкин, В.С. Кочергина) и заикание, как симптом невроза (Ю.А. Поворинский, Ю.А. Флоренская) [6, с.8–16].

Советский педагог Михаил Ефимович Хватцев давал собственное определение данному речевому нарушению. Под заикание он понимал «своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности — эмоциональной и волевой» [12, с. 299]. Анализ работ отечественного психиатра Марка Самуиловича Лебединского позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим ученым. В частности исследователь рассматривал логоневроз как следствие различных органических поражения центральной нервной системы [3, с. 680].

Изучая данную проблему, известный отечественный врач Ю. А. Флоренская пришла к выводу о том, что заикание это синдром, который возникает вследствие влияния экзогенных факторов и психофизиологических особенностей личности. Ю. Флоренская отмечала, что помимо нарушения речевой функции ребенка может возникнуть социальная дисфункция. В качестве коррекционных мероприятий ею были предложены коллективные психологические тренинги, направленные на работу над ритмом, темпом, мелодикой речи. При использовании данного метода в 60% случаев отмечалось полное излечение от заикания [14, р. 17]. Тех же взглядов в отношении понимания этиологии данного речевого нарушения придерживается врач Ю. А. Поворинский. Ученый с успехом применял на практике гипнотерапию в качестве основного метода коррекции логоневроза [9, с. 672].

С 70-х годов отечественные ученые разработывают наиболее эффективные и высокорезультативные методы коррекции данного речевого нарушения. Психотерапевт К. М. Дубровский разработал методику на основе ввода человека в транс. Данный способ позволяет избавиться от нарушения за один сеанс. Метод пользовался популярностью, но как позже выяснилось, полученный результат сохраняется недолго и дает около 75% рецидивов. Другой способ избавления от заикания предложили логопеды Л. З. Арутюнян и Ю. Б. Некрасова. Они разработали методику под названием «Устойчивая нормализация речи заикающихся». Коррекционная работа велась по трем направлениям: логопедическая работа с целью устранения логопедических судорог; психологическая работа, направленная на осознание возможности выздороветь; психотерапия, избавляющая от страха перед речью. Данный подход обеспечивал комплексное излечение от заикания в 60% случаев. Система комплексной медико-педагогической помощи взрослым в условия стационара была разработана Н. А. Власовой и Н. М. Асатиани. Данный комплекс мер включал в себя тщательное медицинское и логопедическое обследование. Выделялись следующие основные направления работы при реабилитации: медикаментозное лечение, психотерапия, логопедическое и логоритмическое воздействие. Эффективность методики достигала до 70% избавления от логоневроза [1, с. 25–30]. В 2005 году главный детский психиатр Санкт-Петербурга, профессор университета СПб ГПМУ Лохов Михаил Иванович и доктор биологических наук Фесеенко Юрий Анатольевич разработали новый метод избавления от заикания. Ими было обследовано 4000 больных, среди которых были дети и взрослые. Ученые утверждали, что в основе нарушения лежит поражение мозговых структур, нарушения взаимосвязи между структурами, вследствие чего происходит нарушение речевых процессов. Метод коррекции заикания, предложенный исследователями, базировался на интенсивном психофармакологическом воздействии с целью активизации резервов мозга и восстановление нарушенных взаимосвязей. Результаты показали высокую эффективность лечения: до 90% полного восстановления речи [11, с. 93–107].

Обобщая результаты изложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что изучение заикания в отечественной литературе началось сравнительно недавно, ученые смогли достигнуть высоких результатов по данному вопросу.

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012

Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012.

Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» (квалификация «бакалавр»).
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики, подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания, изложены современные подходы к реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся, даны методические разработки организации учебного процесса для студентов и практических работников, осваивающих данный раздел логопедии. В учебном пособии представлена авторская позиция по проблеме заикания.
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть интересно логопедам, психологам, врачам, лицам, страдающим заиканием, и их родителям.

АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ.
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи.
Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность психофизиологических, ситуационных, потребностно-мотивационных и экстралингвистических показателей. Этот комплекс в конечном счете и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.

Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Поскольку интонация определяет иерархию элементов языка в высказывании, речевая интонация и эмоциональное состояние человека тесно связаны. Речь без интонации невнятна и непонятна. Интонация представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Прежде всего она отражает коммуникационные намерения говорящего, его эмоциональное состояние, отношение к предмету речи или собеседнику. С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основные механизмы устной речи
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
1.2. Акустические характеристики устной речи
1.3. Речевой онтогенез
1.3.1. Этапы речевого развития
1.3.2. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
1.3.3. Развитие речевого дыхания
Глава 2. Заикание
2.1. Феноменология заикания
2.2. Этиология заикания
2.3. Психолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
2.3.1. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с невротической формой речевой патологии
2.3.2. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии
2.4. Психолингвистический анализ речи заикающихся
2.5. Некоторые патогенетические механизмы заикания
2.5.2. Патогенетическое обоснование основных направлений комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Глава 3. Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
3.1. Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
3.2. Логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся
3.2.1. Охранительный речевой режим
3.2.2. Регуляция эмоционального состояния
3.2.3. Развитие координации и ритмизации движений
3.2.4. Формирование речевого дыхания
3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
3.2.6. Развитие просодической стороны речи
3.2.7. Развитие внутреннеречевого планирования
3.2.8. Инструментальные методы воздействия
3.3. Воздействие на личность заикающихся
3.4. Системы комплексных реабилитационных психолого-педагогических воздействий
3.4.1. Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников
3.4.2. Комплексные системы реабилитации заикающихся подростков и взрослых
3.5. Профилактика заикания
Глава 4. Организация учебного процесса по курсу «Заикание»
4.1. Организация деловых игр
4.2. Анализ логопедического занятия
4.3. Задания для самостоятельной работы
4.4. Контрольные вопросы и задания по курсу «Заикание»
Практический материал, используемый в работе с заикающимися
Приложение 1. Приемы активизации невербальных способов общения
Приложение 2. Специализированная аутогенная тренировка для взрослых заикающихся
Приложение 3. Упражнения для развития речевого дыхания у детей
Приложение 4. Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Приложение 5. Упражнения для работы над голосом
Приложение 6. Упражнения для использования на логоритмических занятиях
Приложение 7. Комплекс массажных движений, рекомендуемых при заикании
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедия, Заикание, Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

About the Author: admin