Лечебные и гигиенические ванны для детей

— водные процедуры, применяемые с гигиенической и лечебно-профилактической целями. Различают ванны гигиенические и лечебные.

Гигиенические ванны проводят для очищения кожи от продуктов выделения потовых и сальных желез и от загрязнения. До приема ванну необходимо тщательно вымыть горячей водой щеткой с мылом и протереть 1—2% р-ром хлорамина или хлорной извести. Ванну наполняют водой необходимой температуры через смеситель. Если смесителя нет, то во избежание скопления пара в ванной комнате сначала наливают холодную воду, а затем горячую и перемешивают. Водный термометр опускают в воду не менее чем на минуту и, не вынимая его из воды, отмечают температуру. Теплая вода (для гиг. В. оптимальная температура 36—38°) и мыло способствуют разрыхлению рогового слоя кожи, а растирание мочалкой наиболее полному ее очищению. Гиг. В. стимулируют физиол. функции кожи, в частности улучшают деятельность потовых и сальных желез, кожное дыхание и тем самым способствуют повышению обмена веществ. Продолжительность гиг. В. не более 20—30 мин., частота проведения 1—2 раза в неделю. Особенности проведения гиг. В.__детям разного возраста — см. Грудной ребенок, Ясельный возраст, Дошкольный возраст.

Лечебные ванны, как правило, не являются самостоятельным леч. методом, а представляют собой компонент общего комплексного лечения больного. Назначает их только врач, и проводятся они в большинстве случаев в леч.-проф. учреждениях под наблюдением медперсонала. Самостоятельное пользование леч. В. без назначения врача может принести вред. В домашних условиях можно проводить лишь отдельные леч. В., в основном пресные и нек-рые лекарственные, только по назначению врача, с соблюдением всех его рекомендаций и под наблюдением кого-либо из членов семьи. Последнее особенно важно, когда В. принимают дети или люди пожилого возраста. Лицо принимающего В. должно быть хорошо освещено, т. к. по реакции сосудов кожи лица судят о переносимости В. Лежать в В. следует спокойно, без напряжения. Под голову подкладывают полотенце, резиновую надувную подушку, либо специально присасывающиеся к стенке ванны резиновые подушечки, под ноги (если В. длинна) — упор в виде палки с резиновыми наконечниками или подставку. По окончании В. тело вытирают сухим, лучше согретым, полотенцем или простыней и отдыхают не менее 30 мин»

Леч. В. по составу воды делят на пресные (из пресной воды), лекарственные (ИЗ пресной воды с добавлением лекарственных веществ) и минеральные (из естественной или искусственно приготовленной воды, содержащей целебные минеральные вещества и газы — углекислый газ, азот, сероводород и др.). Проводят их в виде общих В.— в воду погружается все тело, открытыми остаются голова, шея, верхняя часть груди, включая область сердца — до сосков (1); местных В., чаще для рук, ног, а также полуванн — в воду погружаются до уровня пупка. Полуванны можно сочетать с обливанием и растиранием (2). Большей

частью эти В. рекомендуют ослабленным больным и больным в период выздоровления. Механизм действия В. складывается из влияния температуры воды и давления ее массы на поверхность тела. В лекарственных и минеральных В. к этому присоединяется специфическое действие растворенных в воде веществ. Подробнее механизм действия В. как водолечебной процедуры — см. Водолечение. По температуре воды В. делят на холодные (до 20°), прохладные (20—33°), индифферентной темпе-

ратуры (34—36°), близкой к температуре тела, теплые (37—39°) и горячие (40—42°). Холодные и прохладные ванны оказывают тонизирующее действие, стимулируют функцию сердечно-сосудистой и нервной системы, повышают обмен веществ. Теплые В. уменьшают боли, снимают мышечное напряжение, успокаивают нервную систему, улучшают сон. Горячие В. повышают потоотделение и обмен веществ. В. индифферентной температуры не оказывают выраженного влияния на организм, они воспринимаются как освежающая, тонизирующая процедура.

П р е с н ы е в а н н ы. Общие пресные В. чаще применяют теплые и индифферентной температуры (продолжительность их 10—15 мин.), прохладные и горячие (3—5 мин). Проводят их через день или 4 раза в неделю (два дня подряд, третий день — перерыв), на курс 10—12. Ослабленным больным курс лечения пресными В. начинают с полуванн, проводимых через день, температура воды 34—36°, продолжительность процедуры 5—10 мин. Общие пресные прохладные В. назначают при неврозах с пониженной возбудимостью; В. индифферентной температуры и теплые — при неврозах с повышенной возбудимостью и нарушением сна, в начальных стадиях гипертонической болезни, при нек-рых кожных заболеваниях, сопровождающихся зудом, заболеваниях суставов, позвоночника, периферических нервов, мышц и др. Горячие В. применяют как потогонное и усиливающее обмен веществ средство, при пониженном обмене веществ (ожирение и др.) без нарушения функций сердечно-сосудистой системы. Горячие В. оказывают на организм весьма сильное влияние, резко возбуждая сердечнососудистую систему; при этом усиливается приток крови к коже, повышается потоотделение. В связи с этим их назначают только при удовлетворительном состоянии сердечно-сосудистой системы, отсутствии туберкулеза, кровотечений и склонности к ним, общей слабости и др.

Применяют также общие — так наз. контрастные В.: больной попеременно погружается в ванну с прохладной или холодной водой и в ванну с теплой водой (причем разница температур должна быть существенной). Эти В. назначают обычно в начальных стадиях нек-рых сердечно-сосудистых и обменных заболеваний, а также в целях закаливания. Проводят их только в водолечебницах.

Местные пресные В. (ручные и ножные) в домашних условиях проводят в тазу или ведре, куда погружают руки или ноги. Во избежание напряжения мышц во время процедуры руку сле-

дует слегка согнуть в локтевом, а ногу — в коленном суставе. Эти В. могут проводиться при постоянной, контрастной и постепенно повышаемой температуре воды. При использовании постоянной температуры воды продолжительность теплых и горячих В. 10— 30 мин., холодных — 5—10, на курс от 5 до 12—15 при проведении их ежедневно или через день.

Теплые и горячие, ручные и ножные В. назначают при нек-рых воспалительных заболеваниях суставов стоп и кистей, горячие ручные — при приступах бронхиальной астмы, остром и хрон. бронхите, ножные горячие В.— при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, бессоннице и т. д.

ванны для рук и

Для проведения контрастных мест

ных В. в одну ванночку или таз нали

вают горячую воду (40—42°), в другую—

холодную (10—12°). В течение 10 мин.

конечности попеременно погружают то

в горячую (на 1—2 мин.), то в холод

ную воду (на 15—20 сек.). Заканчива

ют процедуру по

Курс лечения кон

дят их ежедневно

ные В. назначают

при наклонности к

с целью закалива

ния, при спазмах

стей, в начальной

Ручные и ножные В. постепенно повышаемой температуры (ванны по Гауффе), к-рые делают одновременно для рук и для ног (3), оказывают благоприятное действие на сердечнососудистую и нервную систему. Ванны по Гауффе проводят в специализированных леч.-проф. учреждениях (водо-или бальнеолечебннцах).

Для проведения сидячих В. используют специальную ванну пли в домашних условиях — глубокий таз, к-рый наполняют водой и ставят на табурет: больной садится в него, ноги помещает в другой таз, наполненный теплой водой и стоящий на полу. Продолжительность теплых сидячих В. 20—30 мин., горячих — 10—15 мин., прохладных — 5—10 мин., курс лечения от 1—2 до 12—15 процедур. Сидячие В. применяют при острых и хрон. воспалениях мочевого пузыря, хрон. воспалительных заболеваниях половых органов (теплые и горячие), геморрое (холодные, прохладные) и др.

Лекарственные ванны. Наиболее часто в домашних условиях применяют В. хвойные, горчичные, крахмальные, с перманганатом калия (марганцовокислым калием), содовые.

Хвойные ванны готовят путем добавления к пресной воде хвойного экстракта

(жидкого — 100 мл, порошкообразного — 50—70 г, в таблетках — 1—2 таблетки на 200 л воды). Эфирные масла, содержащиеся в экстракте, благотворно действуют на нервные окончания кожи, а цвет и запах воды успокаивающе влияют на центральную нервную систему. Такие В. проводят при температуре воды 35—37°, продолжительность их 10—15 мин., периодичность — через день или 4 раза в неделю, на курс 12— 15 процедур. Применяют их при нек-рых формах неврозов, бессоннице, нек-рых заболеваниях сердечно-сосудистой системы и др. Больным с преобладанием явлений возбуждения они противопоказаны.

Для приготовления горчичной ванны 100—250 г сухой горчицы на ванну объемом 200 л или 5—10 г — на ведро воды процеживают через марлю, выливают в ванну, наполненную пресной водой, и тщательно перемешивают. Температура воды при общих горчичных В. 36—38°, продолжительность 5—7 мин., при местных (для рук или ног) — 39—40°, продолжительность 10-—15 мин. Перед погружением в общую горчичную В. наружные половые органы смазывают вазелином. Для защиты глаз и дыхательных путей от раздражающего действия горчицы ванну закрывают простыней. После горчичной В. надо обмыться пресной водой и укутаться в одеяло на 30—60 мин. Такие В. применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей простудного характера (общие и ножные В.), приступах бронхиальной астмы (ручные В.), повышении кровяного давления (ножные В.). Горчичные В. нельзя применять при заболеваниях кожи и при непереносимости запаха горчицы.

Для приготовления крахмальных В. требуется от 100 г (для ребенка) до 500— 800 Г (ДЛЯ взрослого) крахмала, к-рый предварительно разводят в небольшом количестве холодной воды и выливают в ванну объемом 200 л. Крахмал смягчает кожу, уменьшает раздражение и зуд. В. проводят ежедневно или через день, температура воды 35—37°, продолжительность 20—30 мин., на курс 10—20 В. Применяют эти В. при неинфекционных кожных заболеваниях и ряде общих заболеваний, сопровождающихся зудом.

Ванны с перманганатом калия (марганцовокислым калием) применяют гл. обр. детям. Для приготовления их в воду добавляют 5% р-р перманганата калия до появления розовой окраски. Эти В. оказывают на кожу дезинфицирующее и подсушивающее действие; проводят их ежедневно или через день, по 5-—10 мин. с последующим обливанием пресной водой. Применяют такие В. при различных формах опрелости и других заболеваниях кожи с ограниченными, не распространенными высыпаниями. В. могут быть общими и местными.

Ознакомьтесь так же:  Народные средства для повышения иммунитета после бронхита

Содовые В. готовят путем растворения в воде, объемом 200 л, 0,5—1 кг питьевой соды. Температура воды 35—37°, продолжительность процедуры 10— 20 мин., проводят их ежедневно или через день, на курс лечения 10—15 В. Применяют при нек-рых кожных заболеваниях.

Скипидарные В. готовят путем растворения в воде скипидарной (белой или желтой) эмульсии. Эти В. оказывают выраженное действие на организм, они противопоказаны при многих заболеваниях и состояниях, поэтому их применяют строго по назначению врача и только в условиях специализированных леч.-проф. учреждений.

Минеральные ванны из природных (естественных) минеральных вод применяют на курортах; во внекурортных условиях в бальнео-или водолечебницах используют для В. искусственно приготавливаемую минеральную воду путем растворения в пресной воде необходимых хим. ингредиентов.

Хлоридные натриевые ванны (соляные или морские) содержат морскую или озерную соль. На приморских и приозерных курортах, а также в водолечебницах Вологды, Друскининкая, Иванова, Моршина, Старой Руссы и др. применяют хлоридные натриевые В. из естественных источников. На приморских курортах морские В. из подогретой морской воды применяют круглый год. Применяют также В. из рапы, представляющей насыщенную солями воду соленых озер. При приеме таких В. соль оседает на коже («солевой плащ») и вызывает раздражение нервных окончаний. Хлоридные натриевые В. обладают болеутоляющим эффектом, вызывают усиление обмена веществ. Применяют и искусственно приготовленные хлоридные натриевые В. В домашних условиях для приготовления таких В. на 200 л пресной воды используют 5—10 кг поваренной (озерной или морской) соли. Для лучшего растворения соль насыпают в полотняный мешочек и помещают под струю горячей воды. В. проводят при температуре 35—36°, по 12— 15 мин., через день, на курс 12—15 процедур. Применяют их при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, нек-рых заболеваниях суставов, позвоночника, нервов и мышц, хрон. воспалительных заболеваниях женской половой сферы. Детям хлоридные натриевые В. назначают при нек-рых заболеваниях (температура воды 36—37°, продолжительность 8—10 мин.). После В. нужно облить ребенка пресной водой.

Йодобромные В. содержат йод и бром. Применяют их из естественных источников на курортах (Горячий Ключ, Усть-Качка, Хадыженск и др.) или готовят искусственно в водолечебницах. По рекомендации врача эти В. делают и в домашних условиях: в пресной воде t° 36—37° растворяют 25 г бромида калия, 10 г йодида натрия и 2 кг поваренной соли. Продолжительности В. 10—15 мин., на курс лечения 12—15 процедур, периодичность — через день или 4 раза в неделю. В. оказывают благоприятное действие на функцию щитовидной железы, на состояние нервной системы и др. Применяют их при заболеваниях, сопровождающихся повышенной функцией ЩИТОВИДНОЙ железы, климактерических неврозах, нек-рых заболеваниях суставов и др.

Сульфидные (сероводородные) В. содержат сероводород. Их применяют на курортах из естественных источников-(Сергиевские Минеральные Воды, Со-чи-Мацеста и др.) и во внекурортных условиях (искусственно приготовленные). Эти В. оказывают выраженное влияние на сердечно-сосудистую, нервную системы и кожу. В домашних условиях не проводятся.

Радоновые ванны применяют из воды естественных источников (на курортах Белокуриха, Пятигорск, Цхалтубо и др.) и искусственно приготовленные. Для искусственных радоновых В. концентрированный р-р радона готовят в специализированных лабораториях. Радоновые В. проводят только в соответствующим образом оборудованных бальнеолечебницах. Эти В. оказывают выраженное влияние на сердечнососудистую, нервную системы и кожу.

Углекислые ванны применяют из воды природных источников (на курортах Арзни, Дарасун, Кисловодск и др.) и готовят искусственно в бальнеолечебницах. Углекислота способствует углублению дыхания, улучшению сокращения мышцы сердца. Однако назначают эти В. при наличии достаточной резервной силы мышцы сердца. В домашних условиях не проводят.

Кислородные ванны готовят путем насыщения с помощью специального устройства водопроводной, морской и минеральной воды кислородом. Их применяют при заболеваниях, сопровождающихся кислородной недостаточностью, при функциональных нарушениях нервной системы и др.

Жемчужные ванны готовят из пресной или минеральной воды путем нагнетания в воду воздуха с помощью компрессора через специальную решетку с мелкими отверстиями. Пузырьки воздуха бурлят и переливаются в воде, как жемчуг; они оказывают мягкое раздражающее действие на нервные окончания кожи и тем самым благоприятно влияют на состояние центральной нервной системы. Эти В. применяют только в специализированных учреждениях.

При назначении леч. В. детям врач: учитывает анатомо-физиол. особенности детского организма: функциональную’ незрелость ряда органов и систем, несовершенную теплорегуляцию и др. У детей чувствительность к температурным воздействиям повышена, что требует особой осторожности и тщательного контроля при проведении В. Детям не применяют общие прохладные и тем более холодные В. Температура теплых и горячих В. на 1—2° ниже, чем для взрослых, продолжительность В. и количество их на курс лечения, а также концентрация лекарственных и хим. веществ меньше.

В день приема леч. В. не рекомендуется утомляться (исключают физ. перенапряжение, экскурсии и др.)- После леч. В. надо отдохнуть лежа или сидя в кресле не менее 20 мин. В бальнео-и водолечебницах имеются специальные комнаты отдыха или кушетки в ванных кабинах. По возвращении в палату или домой после углекислых, сульфидных и других сильнодействующих В. полезно отдохнуть один — полтора часа. Во время отдыха чтение не рекомендуется. Не следует общие леч. В. принимать натощак и раньше чем через полтора — два часа после еды, в холодную погоду следует одеться соответствующим образом, чтобы не простудиться после процедур.

SestrinskoeDelo.ru

Ванны гигиенические для детей

Гигиенические ванны для детей положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, дыхание, сердечно-сосудистую систему, процессы теплорегуляции, оказывают закаливающее действие.

Первую гигиеническую ванну новорожденному делают после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. В течение первого месяца жизни ребенка купают в кипяченой воде температуры 37—37,5° С. Температура воды для детей первого полугодия жизни 36,5—37° С, а во втором полугодии и старше — 36—36,5° С. Продолжительность купания для детей первого года жизни 5—7 мин, на втором году 10—15 мин. Для закаливания ребенка хорошо ополаскивать его водой, температура которой на 1—2° С ниже, чем в ванне.

Мыть детей следует детским, яичным или ланолиновым мылом. Грудных детей следует купать в специальных ванночках (фаянсовых, оцинкованных) или эмалированном тазу. Голову и верхнюю часть туловища приподнимают, фиксируя ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно погружают в воду. Подобное положение ребенка обеспечивает наибольшее расслабление мышц. Дети постарше должны сидеть в ванне свободно, не напрягаясь. Воду наливают до уровня сосков ребенка, оставляя открытой верхнюю часть груди. Ванну следует проводить в определенные часы, не раньше чем через час после кормления или за 40—45 минут до него и за 1—1,5 ч до сна. После ванны ребенку необходим 30 минутный отдых. С лечебной целью используют общие ванны из простой воды и лекарственные ванны. Противопоказания к ним те же, что и для взрослых.

Ped+bh / 2 курс для студентов (русск) / Методичка для студентов — 4 (русск)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени О.О. БОГОМОЛЬЦА

на методическом совещании

кафедры педиатрии № 2

член-корр. НАМН Украины,профессор А.П. Волосовец

«____» ___________________ 2012 г.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

Уход за больными

Гигиенические и лечебные ванны. Уход за детьми с лихорадкой. Применение клизм у детей.

1. Актуальность темы:

Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

2. Конкретные цели:

демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;

знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;

знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;

уметь ухаживать за больными с лихорадкой;

владеть техникой измерения температуры тела;

уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;

знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;

уметь обрабатывать пуповинный остаток;

знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;

уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

3. Базовый уровень подготовки.

Названия предыдущих дисциплин

Описывать и определять грибковую инфекцию (молочницу)

Кафедра гигиены детей и подростков

Владеть навыками ухода за кожей и слизистыми у детей в детском стационаре

Кафедра анатомии человека

Знать строение и функцию глаза, уха

Кафедра нормальной физиологии

Знать нормальную температуру тела ребенка и типы температурных кривых

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

1.Общий уход за больным

Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоциональногостатуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.

Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.

3. Лихорадка (гипертермический синдром)

Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

4.2. Теоретические вопросы к занятию:

1. Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

2. Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

4. Гигиенические и лечебные ванны.

5. Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

Ознакомьтесь так же:  Народные рецепты от герпеса на губах

6. Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

7. Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии.

Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой

Термометр, температурный лист

Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме

Пеленки, распашонки, памперс

Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью

Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы

Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования

Муляж, набор резиновых груш, кружка Эсмарха

Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного

Ванна, губка, мыло, полотенце

Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лицо сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частого мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой. Чтобы избежать этого, нужно учить детей правилам гигиены, с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, следуя определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу вверх, спереди назад).

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежда и нательное белье меняют по мере необходимости.

Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

Больной ребенок должен ополаскивать ротовую полость после каждого приема пищи, особенно при заболеваниях полости рта (стоматит, ангина, фарингит).

Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить. Для ее лечения применяют многократное (5-6 раз в сутки) орошения полости рта 2-5% раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 раза в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если есть выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от наружного угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона — отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза в сутки.

Уход за ушами.Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы прочищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые вещи, потому что ими можно легко поранить кожу наружного слухового прохода и барабанную перепонку. Манипуляции требуют большого внимания, осторожности и применения правил септики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен сам мыть уши.

Уход за полостью носа.Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра — удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже одного раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах — ровно, чтобы они не врастали в кожу.

Уход за волосами состоит в мытье головы, расчесывании волос, плетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязнении волос используют густой гребешок, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

Пеленание новорожденных детей.После рождения: сначала одевается тоненькая рубашка (закладывается сзади на спине), затем тепла рубашка (закладывается на груди), на промежности заключается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. Со 2 месяца жизни одевают ползуны. В возрасте 4-5 месяцев на шею надевают нагрудничок: к концу первого года вместо рубашечки одевается рубашка, вместо ползунов — колготки.

Гигиенические и лечебные ванны. Одним из важнейших гигиенических мероприятий является гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года — через день.

Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). При проведении ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

Перед началом купания ванну тщательно моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфицирующим средством, затем ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательно протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

Продолжительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет — 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову повязывают платок. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, погружая и вынимая их из ванны на простыне.

После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья. В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

Противопоказаниями к проведению медицинских ваннявляется гипертермия, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочная ранка (7-10 день жизни). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем — ошпаривают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водным термометром. Если пупочная ранка не залечена, есть ли изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора калия перманганата (кристаллы могут обжечь нежную кожу ребенка).

Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того купание может проводиться в отварах трав (чистотел, череда, ромашка и др.). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением. Продолжительность ванны на первом году жизни — 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания используют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 С ниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают подмышки и паховую область пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

Лечебная (общая) ванна.Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны: • горячие — температура воды 40 0 С, но не более 42 0 С; • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела); • индифферентные — температура воды 37 0 С (равная температуре тела); • прохладные — температура воды 30-33 0 С; • холодные — температура воды ниже 20 0 С.

Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны: 1) при заболеваниях органов дыхания: — Горячие и горчичные: 100 г горчицы на 10 л воды. Продолжительность 3-7 мин.

Начинают с температуры 36 0 С, затем температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс; 2) при экземе: — Крахмальные: 100 г крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Обладает подсушивающим действием и уменьшает зуд. — С перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Производит дезинфицирующее и подсушивающее действие; 3) при рахите, гипотрофии: — Морские: 50 — 200 г морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс — 15-20 ванн; температура первой ванны составляет 36-36,5 0 С; продолжительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже первоначальной; 4) при функциональных расстройствах нервной системы — хвойные ванны: 2-3 мл хвойного экстракта на 10 л воды, температура воды 36-37 0 С. Продолжительность 7-10 мин.

Ознакомьтесь так же:  Полезные свойства мёда для кожи и волос

При проведении ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв вверх ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызвать врача.

Ручная ванна.Для процедуры подходит детская ванночка, таз и др.. Одну или две руки ребенка погружают в воду по локти. Для усиления раздражающего действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно повышают с 37 0 С до 40 0 С, продолжительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

Ножная ванна.В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно добавляют горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Продолжительность процедуры 10-15 мин., после чего ноги насухо вытирают, одевают хлопчатобумажные, а поверх них шерстяные носки. Больного укладывают в постель в полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 г на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо — и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

Смену постельного бельяпроводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При изменении нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, затем на здоровую руку.

Как правило, одновременно с изменением нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1) грязную простыню сворачивают валиком со стороны головы и ног, а затем убирают. Чистую простыню, которая свернута с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати,

2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев переменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в прачечную. После смены белья пол и рядом расположенные предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорита кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1% раствором хлорамина. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей.

При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равна 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела ниже за 28 0 С человек не может жить.

Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 — 7.30 и в 16.30 — 17.00 перед ужином. Проводить термометрию после приема пищи не желательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют несколько чаще — 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет выявить кратковременные колебания температуры тела.

В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется в течение дня в пределах 36,4 — 36,9 0 С, утром она на 0,3 — 0,5 градусов ниже, чем вечером. После приема пищи и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь в виду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у стариков — несколько ниже.

Различные участки тела имеют различную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 С выше, чем в паховой ямке или паховой складке.

Температуру тела чаще всего измеряют в глубине подмышечной впадины. Если термометр хранился в дезрастворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не причинить аллергического раздражение кожи больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы конец термометра с резервуаром был свободен и возвращен вниз. Затем несколько раз встряхивают термометр, после чего проверяют, вся ртуть опустилась в резервуар. Затем больной в положении сидя или лежа несколько поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают полотенцем, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут несколько ниже. В глубину впадины помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прижимает согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным надо помогать поднять руку и затем поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежачем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносятся в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка несколько сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образовавшейся складке кожи.

Чтобы измерить температуру в полости рта, резервуар термометра размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

При измерении температуры тела в прямой кишке больного укладывают на бок. Протертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения ввода нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерения температуры в прямой кишке при задержке стула, поносах и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

У детей повышение температуры тела (гипертермия) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от пищи, иногда рвотой и др..

Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке, составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке (ректальная температура) — на 1 0 С выше.

Температура тела, замеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 С, называется субфебрильной; 38-38,9 С — фебрильной, 39-40,5 пиретической, выше 40,5 С — гиперпиретической.

Лихорадка имеет три периода:

Первыйхарактеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими испражнениями.

Второй период— это период максимального повышения температуры, который характеризуется ростом интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного запрещается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

Третий период— период снижения температуры тела. Он может протекать по-разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, т.е. снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным.

Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухую чистую белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

По типу температурной кривой различают температуры: — Постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1 0 С (характерна для брюшного тифа); — Ремитирующую (febris remittens) — суточные колебания температуры более 1 0 С (вирусные и бактериальные инфекции); — Интермиттирующую (febris intermittens) — кратковременные периоды подъема температуры в течение суток сменяются периодами нормальной или пониженной температуры (гнойно-септические заболевания, ревматизм, туберкулез); — Атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) — колебания высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

About the Author: admin