Когда начинает проявляться аутизм

Оглавление:

Первые признаки аутизма у детей

Википедия дает такое такое определение болезни:

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Расстройства подобного рода появляются уже в младенчестве и раннем детстве и вызывают задержки во многих областях развития, таких как общение, игры и взаимодействие с окружением. Признаки и симптомы аутизма варьируются в широких пределах. Некоторые дети имеют лишь незначительные нарушения, но другие сильно отстают в развитии. Врачи неоднозначны в своем видении проблемы, однако все они сходятся в одном: чем раньше у ребенка обнаружится аутизм, тем проще будет вернуть его в общество.

Ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста

  • нет зрительного контакта (например, ребенок не смотрит на тебя во время кормления)
  • не улыбается в ответ
  • не реагирует на свое имя или звук знакомого голоса
  • не следит за движущимися объектами
  • не использует жесты
  • не следует за твоими движениями, когда ты показываешь ему что-то
  • не шумит, чтобы привлечь твое внимание
  • не инициирует и не реагирует на объятья
  • не имитирует твои движения и выражение лица
  • не играет
  • не просит о помощи и ничего не требует

Признаки аутизма по месяцам:

  • 6 месяцев: не улыбается и не высказывает радость
  • 9 месяцев: не издает звуков, не улыбается и не меняет выражение лица
  • 12 месяцев: не реагирует на свое имя, не лепечет, не жестикулирует (не показывает пальцем на что-то, не машет руками и т.д.)
  • 16 месяцев: не произносит слова
  • 24 месяцев: не произносит короткие фразы, которые не связаны с имитацией или повторением

По мере того, как ребенок взрослеет, тревожные сигналы начинают проявляться ярче. У ребенка нет определенных социальных навыков, он испытывает речевые и невербальные трудности, его поведение сложно назвать гибким.

Дети-аутисты не заинтересованы происходящим вокруг них; не проявляют желания находить друзей и общаться с людьми; не любят, когда их обнимают, гладят или целуют; имеют проблемы с пониманием и не умеют выражать свои чувства; не слушают, когда к ним обращаются.

Если вы заметили хоть один из этих признаков, перестрахуйтесь и сходите к педиатру. Это поможет вычислить проблему на раннем сроке и быстро начать лечение.

Симптомы аутизма у малышей начинают проявляться с 18 месяцев

Задачей очередного исследования стало выявление определенного социально-коммуникативного поведения, которое и отличает обычных детей от их сверстников с расстройством аутистического спектра. Согласно мнения специалистов, сделать это можно уже в полуторагодовалом возрасте.

Как утверждает руководитель исследования Катаржина Чаварска (Katarzyna Chawarska), основной упор делался на то, чтобы найти наиболее эффективные способы определения детей-аутистов. Как только родители заподозрят у ребенка наличие основных симптомов этой болезни, необходимо повторно провести диагностический скрининг, чтобы подтвердить либо опровергнуть наличие заболевания. Лучше, если это произойдет в первые три года. Ученые тщательно исследовали коммуникативную и социальную деятельность более 700 малышей в возрасте 18 месяцев. За ними было установлено специальное наблюдение, чтобы выявить у них наличие аутизма.

Как показали результаты исследований, приблизительно у половины испытуемых детей симптомы болезни проявились в возрасте от 18 до 36 месяцев. Более всего связаны с запоздалым диагностированием аутизма наличие плохого зрения и отсутствие жестов с целью коммуникации с окружающими (примерно 50 % детей).

Ученые утверждают, что симптомы могут появляться в различных возрастных периодах, однако сочетания симптомов в младенческом возрасте помогут заранее определить диагноз. Диагностика аутизма у детей в максимально раннем возрасте поможет достичь больших успехов в лечении, повысить их социализацию и скорректировать поведение.

По словам сотрудников Йельского университета, в тех семьях, где родился один ребенок-аутист, повышается риск развития того же недуга и у других детей. Это обусловлено тем, что чаще аутизм передается как наследственное заболевание. Хотя следует уточнить, что эта гипотеза до сих пор научно не подтверждена. Единственное, что достоверно известно ученым – ребенок наследует не само заболевание, а предпосылки для него.

Стоит также помнить, что признаки аутизма у детей до двух лет могут появиться вследствие патологий при беременности, родовых травм, родовой асфиксии и послеродовых факторов.

Аутизм у детей: первые признаки, симптомы, причины и лечение

Аутизм у детей ­ врождённое психическое расстройство, при котором возникают отклонения в поведении, сложности в познавании мира и неспособность формировать отношения с людьми. Рано проявляется и может включать в себя симптомы развивающейся шизофрении.

Когда проявляется аутизм

При рождении почти все дети с этим расстройством считаются здоровыми и нормальными.

В большинстве случаев симптомы проявляются уже в 3–6 месяцев. Хотя для постановки точного диагноза требуется достижение ребёнком минимум 2 лет.

В таком возрасте признаки становятся более явными, и легко увидеть разницу с другими детьми. Некоторые исследователи утверждают, что сразу после появления на свет малыша возможно заметить слабовыраженные неврологические аномалии.

Некоторые из аутичных детей обладают одарённостью в какой-то области. У кого-то фотографическая память, кто-то управляет цифрами или пишет гениальные стихотворения. И только лишь 25% достигают показателей низкой границы интеллектуальной нормы.

Возможные причины заболевания

На сегодняшний день точные причины возникновения этого психического расстройства не установлены. Существует много версий, но ни одна из них не имеет клинического подтверждения.

  • Наследственный фактор. Существует версия, что наследственность играет существенную роль в возникновении аутизма. Особенно если учитывать тот факт, что расстройство начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Исследователи расходятся во мнении. Одни считают, что возможность развития аутизма очень велика, при условии, что в семье уже есть ребёнок с таким же заболеванием. Другие опровергают, утверждая, что такие случаи крайне редкие, когда воспитывают сразу нескольких детишек с аутизмом. Поэтому считают, что процесс развития расстройства не связан с наследственностью.
  • Перинатальная патология. Для развития данного заболевания необходимы органические изменения строения головного мозга. Причины их возникновения – вирусные инфекции, перенесённые матерью во время беременности. Это может быть оспа, краснуха или корь. Порой сильные нервные потрясения и частые стрессы. Родовые травмы и стремительные преждевременные роды.
  • Действие ядовитых веществ. Повлиять на органические изменения могут отравление солями тяжёлых металлов и радиоактивное облучение. Негативно отражается излишнее употребление антибиотиков как матерью во время беременности, так и ребёнком в младенчестве. Эти чужеродные компоненты излишне активизируют иммунную систему малышей. Существует также версия, что толчком развития заболевания может послужить вакцинация. Медицина пытается отрицать этот факт, опираясь на отсутствие чёткой статистики. Однако связь между частотой возникновения аутизма и увеличением числа прививок существует.
  • Гормональный фактор. Причины возникновения этого расстройства могут брать начало в нарушении гормонального баланса. Повышенный уровень такого мужского гормона, как тестостерон, может привести к угнетению левого полушария мозга. Возможно, именно поэтому чаще всего аутизм диагностируют у мальчиков. Угнетение одного полушария вызывает активную функциональность второго, для того, чтобы компенсировать дисбаланс в работе. По этой причине мы можем наблюдать гениальных или одарённых личностей с данным заболеванием. Ещё аутизм у детей может провоцировать недостаточное количество норадреналина и адреналина. Которые и вызывают такие симптомы, как невозможность контактировать с окружающими, выраженная апатичность и отсутствие интереса к реальности.
  • Особенности воспитания в семье. Причины нарушения психического здоровья ребёнка могут составлять также отклонения в поведении родителей. Такие как частая напряжённая обстановка в семье и чрезмерные физические наказания малыша. Чтобы защититься и оградить психику от жестокой реальности, головной мозг блокирует основные процессы развития. Что со временем и формирует симптомы аутизма, такие как простые стереотипные поступки и повторяющийся механизм действий.

Симптомы заболевания

Признаки аутизма обычно заметны даже неспециалисту. Ребёнок отгорожен от окружающей действительности, погружён полностью в свой внутренний мир. У него плохо развивается способность к фантазированию. Не умеет играть и использует игрушки не по назначению. Языковые навыки чаще всего полностью отсутствуют. Дети с данным заболеванием склонны к самоизоляции, им совсем неинтересна окружающая реальность. Попробуем рассмотреть все признаки поподробнее.

Общение, вербальное и невербальное

Нарушение коммуникативной функции речи. Мы уже говорили о том, что аутичный ребёнок избегает общения, а это со временем может ухудшить возможности его речевого развития. Им свойственно проживать такую болезнь, как эхолалия. Её симптомы проявляются в повторении фраз без понимания того, о чём идёт речь. Чаще всего просто неосознанное повторение последнего слова из сказанной вами фразы.

Его речь недостаточно связана с окружением или ситуацией, она автономна. Характеризуется отсутствием или поздним появлением местоимений в первом лице. То есть когда голодны просто скажут «хочу есть», в то время как здоровые дети заявляют о своих желаниях с употреблением местоимения «я». Или довольно-таки часто путают местами, если всё-таки используют. В таком случае могут на себя сказать «он», а на собеседника «я». Могут проявиться склонности к словотворчеству.

Таким деткам трудно начинать разговор, как и продолжать, если всё-таки начало проложено. Возникают трудности в понимании собеседника. Они не различают юмор и им сложно осознать происходящий диалог.

По статистике, не разговаривает примерно 40% детей с этим заболеванием.

Социальное взаимодействие и отношения

Оторванность ребёнка от мира и невозможность осознать своё место в нём составляют симптомы отсутствия здорового взаимодействия.

Они не смотрят в глаза при общении, потому что это вызывает огромный уровень тревоги, с которым невозможно справиться.

Может присутствовать привычка принимать определённое выражение лица или позу. Построение дружеских отношений также отсутствует. По причине того, что нет возможности разделить с другими людьми свои интересы. Порадоваться вместе при каких-либо достижениях. Им трудно понимать чувства других, поэтому отсутствие сопереживания входит в симптомы аутизма.

Но эти все признаки не исключают наличия привязанности у аутистов. Они проявляют её и любовь своим отдельным способом, непривычным для окружающих.

Поведение и ограниченность в деятельности

Симптомы аутизма проявляются в неумении концентрироваться на объекте в целом. Они сосредотачивают своё внимание на отдельных деталях. Если вы покажете ему свою фотографию, ребёнок не увидит целостный образ, а лишь, к примеру, ухо или пуговицу на рубашке. То же самое и с игрушками, она не заинтересует его целиком, а привлечёт отдельной своей деталью.

Ознакомьтесь так же:  Паранойяльная шизофрения что это такое

Если увлекаются, то весь интерес сконцентрирован лишь в одной теме. К примеру, может быть увлечён только цифрами или видеоиграми, а остальное оставлять без внимания.

Присутствует острая необходимость в однообразной деятельности или сохранении определённого режима. Если идёт на прогулку, то строго по одному и тому же маршруту. И при малейшем отклонении от него может отчаянно и до упора сопротивляться. В процессе еды также может сохранять один и тот же ритуал. Если вдруг ему дадут не ту тарелку, с которой он привык есть, проявляет агрессию вплоть до нападения.

Предпочитают предметы, которые можно поворачивать, крутить или открывать. И на это они готовы тратить много часов. К примеру, без конца включать и выключать свет, или каждый день крутить кубик — рубик.

Нередки случаи, когда такие детки проникают «любовью» к какому-то неодушевлённому предмету и никогда не расстаются с ним. Для обычного человека это может быть мелочью, например, кнопка или листочек, в то время, как для аутиста это будет самым ценным и значимым.

Предугадать его реакцию обычно невозможно. Порой совсем незначительный нюанс, такой как, пуговица на рубашке, может вызвать бурю злости и паники.

Диагностика аутизма

Чаще всего родители первыми замечают какие-либо симптомы начиная с самого раннего возраста. На таком раннем этапе развития каких-либо серьёзных подозрений не вызывают. Поэтому чаще всего к специалистам обращаются по истечении нескольких лет. В тот момент, когда их опасения возрастают и не находят ответов.

Как мы уже говорили, постановка диагноза невозможна в первые месяцы жизни ребёнка. Но по достижению им трёхлетнего возраста врачи вполне могут определить саму степень аутизма. При лёгкой степени дети вполне могут казаться для окружающих нормальными и иметь минимальные отличия и отклонения. Что же касается тяжёлой, то чаще всего полностью нарушена функция мозга. Такой ребёнок не в состоянии функционировать нормально.

Степень тяжести аутизма варьируется от лёгкой степени к тяжёлой. При лёгкой степени аутизма, люди могут казаться вполне нормальными. Что же касается тяжёлой степени, то в этом случае у человека зачастую полностью нарушена функция мозга, он не в состоянии функционировать нормально.

Первые признаки

Чаще всего начинают беспокоиться, когда не получают обратной реакции от малыша. В возрасте 3 месяцев детишки обычно узнают близких и проявляют радость при их появлении. Улыбаются, оживляются и пытаются издавать какие-либо звуки.

Малыши с расстройством психики никого не узнают и с ними порой невозможно установить зрительный контакт. Он может смотреть как бы сквозь человека, не воспринимая за живой объект.

Не минуют сложности также матерей, которые решили кормить малыша грудью. Он будет сосать или очень вяло или совсем от неё отказываться.

Инстинкт выживания, вложенный природой, заставляет малыша всячески оживляться при приближении взрослого, который о нём заботится. Он протягивает ручки и прижимается к груди, когда его обнимают. Для детишек с аутизмом попытка взять его на руки равна невыносимой пытке. Он будет всячески препятствовать и изгибаться, пока взрослый не оставит его в покое.

В определённый период развития у малышей происходит процесс перестройки сна, вырабатывается режим. У аутистов же возникает бессонница. Они не капризничают, но при этом лежат с открытыми глазами. И вот так бодрствовать могут очень длительное время.

Очень пугаются всяческих электроприборов, их шум вызывает ощущение паники. И, вообще, для них невозможным является нахождение в большой компании. При этом порой родители беспокоятся, что у ребёнка отсутствует слух, потому что он может не реагировать на громкий звук или когда его зовут. Это происходит потому, что посторонний звук для него неинтересен, если не вызывает страха. Он настолько погружён в свой внутренний мир, что совсем равнодушен к внешним раздражителям.

Когда ребёнок с данными нарушениями научается сидеть, он зачастую раскачивается из стороны в сторону или выполняет монотонные однообразные движения, к примеру, в виде хлопанья в ладоши.

Что делать родителям после постановки диагноза

На сегодня не изобрели методы, которые делают возможным лечение аутизма у детей. Но при этом существует много методик для того, чтобы помочь им стать полноценными членами общества. Развив навыки социальной адаптации, и научив их самостоятельности в бытовых вопросах и самообслуживании. Даже деток, у которых присутствуют признаки тяжёлой формы умственного расстройства, вполне реально научить основам общения с другими. Это должна быть совместная и слаженная работа родителей, психологов, детских врачей и психиатров. Обычно с помощью лекарственных средств и даже применению такого метода, как дельфинотерапия, вполне можно повысить интерес к окружающему миру.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Аутизм: отрыв от реальности

15:18, 02 Апрель 2018

Фото: Фотобанк Лори

В декабре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН заявила, что Объединенные Нации, обеспокоенные большой численностью и высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира и вытекающими отсюда проблемами в области развития, и понимающие, что раннее диагностирование и надлежащие обследование и терапия имеют жизненно важное значение для роста и развития индивида, постановили провозгласить 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма, который будет отмечаться каждый год начиная с 2008 года.

Что такое аутизм?

В 1943 году американский психолог Лео Каннер опубликовал статью «Аутистические нарушения аффективного контакта» , предложив использовать термин «аутизм» или «инфантильный аутизм» для обозначения психического расстройства, наблюдавшегося им у 11 его маленьких пациентов. Первоначально этот термин был введен в психиатрию Эйгеном Блейлером, для описания взрослых пациентов с шизофренией, для которых характерно погружение в мир собственных переживаний и отрыв от реальности.

В статье и в своих дальнейших работах Каннер подробно описал подобное расстройство у детей, которое мешало им поддерживать обычные контакты с другими людьми, что являлось основной проблемой. Параллельно с Каннером этой темой занимался австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер. Каннер, Аспергер и их последователи изучили различные проявления психического расстройства этого ряда, которые теперь объединяются термином «расстройства аутистического спектра».

Почему необходима широкая информация

Итак, к аутизму теперь относятся достаточно большое количество расстройств, которые мешают человеку нормально общаться с другими людьми и социально адаптироваться. Симптомы таких расстройств начинают проявляться достаточно рано: в двух, трехлетнем возрасте. Чем раньше ребенку с аутизмом будет поставлен диагноз, чем раньше он начнет получать помощь психиатра, тем быстрее и легче будет преодоление негативных последствий заболевания. Тем лучше маленький пациент сможет контактировать с окружающим его миром.

Но раннюю диагностику затрудняет многообразие проявлений аутизма. Поэтому общество крайне заинтересовано в том, чтобы информация о расстройстве, об особенностях поведения им вызываемых были хорошо известны.

На что обращать внимание

Специалисты предлагают родителям уже в годовалом – полуторогодовалом возрасте обращать внимание на следующие моменты:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем?

Если на большинство вопросов ответ окажется отрицательным – есть повод обратиться к специалистам.

В возрасте 2-3 лет и далее признаками существования проблемы могут стать следующие моменты поведения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я», говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также определенные стереотипы в поведении: раскачивание, кружение, выкладывание вещей в определенном порядке;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • повышенная чувствительность (дети с аутизмом могут с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п.)

Лечение больных с расстройствами аутистического спектра, в зависимости от того, как они проявляются и насколько сильно выражены, требует участия многих специалистов и, как правило, строится так, чтобы помочь человеку получить основные навыки социального поведения, адаптироваться к обществу с учетом особенностей их развития.

Аутизм – это не приговор

Своевременная помощь помогает страдающим этим расстройством полноценно жить и работать. Очень редки случаи, когда заболевание сопровождается снижением интеллекта. А такие особенности аутистов, как внимание к деталям и способность их запоминать, часто становятся существенным преимуществом в некоторых сферах деятельности.

Так как заболевание было классифицировано только после Второй мировой войны, то трудно сделать полноценную подборку людей с этим расстройством, добившихся больших успехов в разных сферах жизни. Но анализ биографий великих позволяет достаточно точно указать на тех, в чьем поведении наблюдались явные признаки аутизма.

Так, BBC News в одном из своих материалов писала, что Альберт Эйнштейн ребенком был очень замкнут, предпочитал одиночество, до 5 лет не использовал речь для общения, а до семи лет постоянно повторял некоторые фразы. Это, по мнению журналистов, ясно свидетельствовало о проявлениях аутизма.

Замкнутость, необщительность, патологическая увлеченность одними интересами и игнорирование других отличали таких деятелей культуры, как кинорежиссеры Вуди Аллен и Альфред Хичкок, и создателя Покемона Сатоси Садзири. Английская киноактриса Хелен Бонем Картер, сыгравшая в одном из фильмов мать четверых детей, страдающих аутизмом, утверждает, что обнаружила у своего мужа кинорежиссера Тима Бёртона аутичные черты. Аутистами, вероятно, были и величайшие ученые Сократ, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Никола Тесла. Так, по крайней мере, считает профессор Trinity College в Дублине Майкл Фицжеральд.

Аутизм у детей: признаки и особенности воспитания

Аутизм может проявиться уже с первых месяцев жизни. Таким людям на протяжении всей жизни требуется особенный подход и создание специальных условий для того, чтобы раскрыть их сохранные возможности и обеспечить им лучшее взаимодействие с окружающим миром.

Почему появляется аутизм у детей?

Точная причина появления детского аутизма до сих пор не выяснена. На сегодняшний день существует несколько теорий, ни одна из которых полностью не подтверждена. Некоторые ученые считают, что аутизм может передаваться по наследству, однако статистика показывает, что дети с аутизмом могут рождаться и у родителей, ни один из которых не проявлял признаков данной болезни.

Помимо генетической предрасположенности в числе потенциальных причин аутизма называют следующие:

  • Нарушение развития головного мозга, органические поражения некоторых его отделов.
  • Инфекции вирусного и бактериального происхождения, которые негативно повлияли на развитие мозга ребенка.
  • Проблемы с обменом веществ.
  • Случаи, когда организм матери подвергался химическому воздействию в период вынашивания плода.
Ознакомьтесь так же:  Лекарство при заикании детям

Несмотря на то, что факторы возникновения болезни достаточно многочисленны, доказано, что при существовании наследственной предрасположенности риск того, что у ребенка проявится аутизм, увеличивается в разы. У таких детей толчком к развитию болезни может быть даже обычная инфекционная болезнь или сильная стрессовая ситуация.

Признаки аутизма у детей

Аутизм у детей может проявляться по-разному в каждом отдельном случае. Однако учеными выделены следующие признаки аутизма, на которые следует обратить внимание родителям:

  • Нарушение речевого развития.

Речь у таких детей может не развиваться вообще, или же темп ее развития будет сильно замедлен по сравнению со здоровыми детьми. Если аутизм у детей проявляется до года, задержка речи проявляется в отсутствии гуления и лепета, а также в склонности издавать одинаковые звуки. Когда в два года здоровый ребенок уже обладает определенным словарным запасом, дети с аутизмом используют максимум 15 слов, и даже к трем годам не способны складывать из них простейшие конструкции.

  • Минимальный интерес к игрушкам.

Пока здоровые дети активно интересуются всевозможными игрушками, ребенок с аутизмом может привязаться только лишь к одной игрушке или даже какой-то ее части (например, колесу от машинки). Из-за того, что абстрактное мышление таких детей развито недостаточно, им не доступен перенос действий с одними предметами на другие. В основном дети-аутисты не знают, как нужно играть с самыми разными игрушками и просто повторяют действия, ранее подсмотренные у других.

  • Нарушение эмоциональной сферы.

Одна из самых ярких особенностей детей-аутистов — отсутствие привязанностей и эмоциональных контактов даже с родителями. В то время, как детям обычно нравится, когда их берут на руки, глядят по голове, обнимают, ребенок с аутизмом будет сопротивляться таким попыткам. Часто эти дети просто не замечают того, что к ним кто-то обращается.

  • Проблемы социальных контактов.

Из нарушений эмоциональной сферы вытекают и проблемы, которые ребенок испытывает среди сверстников. Дети-аутисты не чувствуют необходимости в том, чтобы дружить с кем-то или играть, и более того — им тревожно и дискомфортно среди незнакомых людей. Уединение — лучший друг аутистов, который ограждает их от проблем, связанных с невозможностью построить нормальное общение.

При аутизме ребенок привязан к определенным ритуалам, распорядку или повторяющимся действиям, и, если эту привязанность попытаться разорвать, это вызовет у ребенка сильную негативную реакцию вплоть до агрессии.

Существуют не только поведенческие признаки аутизма — такие дети отличаются и рядом физиологических особенностей. В первую очередь это проблемы сенсорного восприятия, при этом оно может быть как слишком острым, так и, наоборот, притупленным. Аутизм также может проявляться в склонности к судорогам, проявлении синдрома раздраженного кишечника, проблемах с поджелудочной железой. Большинство детей с аутизмом демонстрируют низкий иммунитет.

Воспитание детей с аутизмом

Воспитание детей с аутизмом — это в первую очередь реабилитация этих детей. Родителям следует знать и выполнять следующие рекомендации:

  • Чтобы сформировать необходимые в жизни навыки (даже обычные действия для личной гигиены), потребуется многократно повторять одни и те же действия. И даже в том случае, если кажется, что ребенок уже освоил навык, понадобится периодически повторять его заново.
  • Режим дня, который не подвергается изменениям — один из самых важных моментов для детей с аутизмом. А вот резко менять обстановку или график не нужно, это принесет ребенку неудобства и повлечет за собой существенные проблемы.
  • Переутомление негативно сказывается на общем состоянии ребенка, поэтому таким детям необходимо дать побыть одним, чтобы восстановить силы. Даже если родители заняты таким полезным делом, как обучение малыша очередному необходимому действию, в этих занятиях обязательно нужно делать перерывы.
  • Физические упражнения полезны при аутизме, ведь они не только укрепляют здоровье, но и становятся отличным способом снять стресс, которому так подвержены эти особенные дети.

Спокойная обстановка и терпение родителей — это лучшие условия для воспитания ребенка, у которого диагностирован аутизм. В такой ситуации гораздо проще достигнуть успеха.

Как найти контакт с особенным ребенком?

Действительно, при общении с детьми-аутистами может показаться, что они не испытывают потребности в эмоциональных контактах. Однако у большинства из них есть особый ограниченный круг привязанностей, и в силах родителей повлиять на развитие эмоциональной сферы таких малышей. Важно запомнить, что общаться с ребенком можно и нужно, и для того, чтобы установить этот «мостик» между родителем и ребенком, потребуется то же самое многократное повторение, что и для обучения его элементарным бытовым навыкам — скажем, чистке зубов или умыванию. Особенно важен эмоциональный контакт, если аутизм у детей диагностирован в раннем возрасте; таких детей нужно как можно чаще брать на руки, разговаривать с ними и играть.

Если уровень развития речи ребенка не позволяет наладить с ним общение словами, можно использовать различные карточки и картинки. Проявите терпение и ни в коем случае не повышайте голос, не ругайте ребенка за то, что у него что-то может не получаться — ведь он делает это не назло родителям, а из-за особенностей развития своего мозга.

Очень часто способность и желание детей-аутистов общаться можно активизировать благодаря контакту с животными. В лечении аутизма распространены такие методы, как иппотерапия (взаимодействие с лошадьми), дельфинотерапия; однако, если возможностей пообщаться с этими животными нет, могут помочь даже привычные кошки и собаки. У большинства детей при контакте с животными отмечается значительное улучшение состояния и заметные положительные сдвиги в поведении, а остальные признаки аутизма проявляются меньше.

Когда начинает проявляться аутизм

Если вы заметили у своего ребенка что-то из этого списка – не тяните с визитом к врачу.

Аутизм – это состояние психики, при котором человек больше погружен в себя, чем в окружающий мир. Оно длится в течение всей жизни и влияет на то, как человек взаимодействует с другими людьми, общается и учится.

У двух людей с аутизмом расстройство может проявляться по-разному: один может вести полноценную жизнь, периодически обращаясь к терапии, а другой никогда не сможет соответствовать общепринятым представлениям о «нормальности».

Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Исследования показывают, что на его развитие, вероятно, влияет сочетание экологических и генетических факторов.

По статистике, 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра той или иной степени. У мальчиков оно встречается чаще: 1 случай из 42; у девочек – 1 из 189 случаев.Число выявленных случаев аутизма в последние годы растет, благодаря развитию диагностики. Мы стали лучше понимать, как проявляется это расстройство и как с ним жить.

Чем раньше родители заметят признаки аутизма, тем больше они смогут помочь ребенку справиться со сложными социальными ситуациями и стрессом.

Laura Caseley for LittleThings

Итак, какое поведение у младенцев и детей до 3 лет может быть ранним признаком аутизма?

АУТИЗМ У МЛАДЕНЦЕВ

ЗНАК №1: НЕ РЕАГИРУЕТ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Младенцы обычно социальны по своей природе: они любят взаимодействовать с родителями, братьями и сестрами, другими людьми. Они смотрят на лица, слушают голоса и постоянно наблюдают за тем, что делают и говорят окружающие.

Laura Caseley for LittleThings

Ребенок с аутистическим расстройством часто не реагирует на зрительный контакт или обращенные к нему слова.

ЗНАК №2: НЕ ОТКЛИКАЕТСЯ НА ИМЯ

Laura Caseley for LittleThings

Большинство детей начинают реагировать на имя в возрасте 1 года. Если в 12 месяцев малыш не воспринимает обращение по имени, это повод для беспокойства.

ЗНАК №3: СЛАБЫЙ ИНТЕРЕС К ЛЮДЯМ

Laura Caseley for LittleThings

Ребенок с аутизмом не нуждается в одобрении, обучении или внимании от других людей. Как правило, такие дети не улыбаются и не смотрят в глаза, ведут себя тихо и почти не жестикулируют (не машут руками, не хлопают). Если вы заметили такое поведение у своего ребенка, сообщите об этом педиатру.

ЗНАК №4: ЗАМЕДЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ

Laura Caseley for LittleThings

По мере взросления дети должны подражать окружающим звукам и речи родителей. Речь начинает развиваться после полутора или двух лет, но лепетать ребенок начинает значительно раньше.

У детей с аутизмом речевые и языковые навыки развиваются хуже, и это тоже повод для разговора со специалистом.

АУТИЗМ У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

Laura Caseley for LittleThings

Это возраст, когда дети становятся более социальными, стремятся к общению с окружающими. На этом фоне признаки аутистического расстройства заметить легче: к 2 годам диагностика аутизма более стабильна и достоверна, хотя окончательный диагноз врачи ставят, как правило, к 4 годам.

ЗНАК №1: ТРУДНОСТИ ВО ВРЕМЯ РОЛЕВЫХ ИГР

Laura Caseley for LittleThings

Уложить мишку спать, пожалеть сломанную куклу, поиграть в «ку-ку» с мамой – все подобные игры требуют взаимодействия и реакции в зависимости от сценария. Дети-ровесники сначала обычно играют рядом, параллельно друг с другом, и постепенно приходят к взаимодействию.

Если ваш ребенок упорно избегает игр с другими детьми и предпочитает сидеть отдельно, не понимает, как включиться в ролевую игру, это вероятный признак аутизма.

ЗНАК № 2: НЕ ПОДРАЖАЕТ ОКРУЖАЮЩИМ

Laura Caseley for LittleThings

Дети любят повторять поведение родителей, моделировать свое поведение. Аутистическое расстройство снижает этот интерес: ребенок по-прежнему не отвечает на взгляды и действия, не повторяет простые жесты (например, не машет рукой во время приветствия или прощания).

ЗНАК № 3: УСПОКАИВАЕТ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Laura Caseley for LittleThings

Дети с аутизмом, как правило, очень чувствительны к любым, самым незначительным, изменениям в своем окружении. Они испытывают проблемы с демонстрацией своих чувств, не любят прикосновений и не хотят, чтобы их держали на руках или обнимали.

Испытывая стресс, такой ребенок может не искать утешения у мамы, а успокаиваться самостоятельно, повторяя монотонные движения: хлопая руками или раскачиваясь из стороны в сторону.

Если вы заметили у своего ребенка какой-либо из этих признаков, не откладывайте визит к педиатру, детскому неврологу или психологу. Если специалист подтвердит расстройство аутистического спектра, это пока не значит, что ему обязательно будет поставлен диагноз «аутизм».

Laura Caseley for LittleThings

Американская ассоциация педиатрии рекомендует проводить обследования каждые 18 или 24 месяца – не исключено, что со временем, при правильном и бережном обращении ребенок преодолеет расстройство.

Но даже если диагноз поставлен, вы все еще можете сделать многое для полноценной жизни ребенка.

Laura Caseley for LittleThings

Специалисты помогут составить план, исходя из индивидуальных потребностей малыша, в котором будет учтено все: от занятий с логопедом до ролевых игр в разных социальных ситуациях.

Как распознать в ребенке аутизм?

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Ознакомьтесь так же:  Осложнение на ухо и синусит

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Триада нарушений

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Трудности ранней диагностики

Наиболее ярко картина нарушения проявляется от двух с половиной до трех лет. До этого возраста симптомы выражены слабо. Часто педиатры, детские психиатры не могут увидеть в ранних симптомах аномалии развития. Советуют родителям немного подождать, надеясь, что ребенок перерастет необычные проявления. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут заметить, если это первый ребенок. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Именно поэтому симптомы аутизма первыми замечают те люди, которые смотрят за ребенком. Поскольку аутизм проявляется в поведении, речи и общении, родители замечают, что ребенок ведет себя не так, как другие дети его возраста, играет в одиночестве, не смотрит в глаза другим. Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка к полутора годам, к двум годам на отклонения обращают внимание 80 % родителей. Часто у родителей создается ощущение, что ребенок живет в своем отдельном мире. Проявляются повторяющиеся, иногда чрезмерно, ритуалы поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Наблюдение до года

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Умение выражать эмоции формируется у младенцев после двух месяцев. В случае с аутичными младенцами даже опытная мама не может определить, что чувствует ребенок. Обычно в шесть месяцев малыш хорошо определяет выражение лица ухаживающего за ним взрослого, формируется привязанность к близкому человеку, отличает своих от чужих. У младенца с аутизмом привязанность к матери не формируется или принимает особые формы. Ребенок может не замечать маму, когда она рядом, и сильно огорчаться, когда ее нет, не воспринимать остальных членов семьи. Может наблюдаться слишком сильный плач или испуг в ответ на слабый звук или небольшие изменения в обстановке; отсутствие довольного выражения после еды, оживление при виде игрушки может быть сильнее, чем реакция на родителей. Малыш может терять чувство края, быть неуправляемым, непослушным. Его почти невозможно отвлечь, если он чем-то увлекся.

Наблюдение в два-три года

Даже если в это время не происходит потерь в психическом развитии, становится заметным постепенное отставание, особенно в развитии речи. Именно в этот период особенности развития малыша становятся очевидными для взрослых. Например, разлаживается сон, появляются выраженные страхи или навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращение. У ребенка не усложняется лепет, ему сложно показать, что он хочет. К трем годам заметны особенности в речи и движениях, отсутствие интереса к другим детям, уход от общения. В действительности дети аутисты не предпочитают одиночество. Просто им очень сложно поддерживать дружеские отношения.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Другие проявления

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

Большинству людей, страдающих аутизмом, сложно общаться с другими людьми и выполнять обычные действия. Аутисты не могут выразить свои чувства, эмоции и так же не могут понять других. Они могут показаться окружающим бесчувственными и бестактными. Дети не могут играть в игры, требующие воображения, или спортивные игры. Чем раньше диагностирован аутизм, тем больше шансов, что ребенок сможет приобрести необходимые навыки. Аутизм вылечить нельзя, но можно обучить ребенка правильному поведению, стереотипным реакциям, найти комфортную для него среду.

Курс лечения аутизма подразумевает разработку образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка. Лечение включает три направления: семейная терапия, медико-психологическая терапия и коррекция нарушений поведения. В любом случае, чтобы помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в нашем обществе, нужно попытаться понять его способ мышления и восприятия реальности.

Непредсказуемое поведение

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

Аутизм в МКБ

Нарушения в социальном взаимодействии

1) отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

2) неспособность к установлению (адекватным способом и при наличии возможности) дружеских отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;

3) отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;

4) отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою радость с другими;

5) отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.

Нарушения в коммуникации

1) задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;

2) неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;

3) стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;

4) аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

5) отсутствие разнообразия при ролевой игре или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

Стереотипные модели поведения и интересов

1) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

2) специфическая привязанность к определенным предметам;

3) настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;

4) стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;

5) настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);

6) расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

Автор: Наталья Калиниченко

About the Author: admin