Как родитель влияют на стресс ребенка

Влияние стресса на психическое здоровье детей

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний, и могли бы получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания – часть любой страны, культуры, возрастной группы и не зависят от социально- экономического положения.

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: «Ты молодец, неважно, что случится».

Если Вам не удается оказать достаточную помощь своему ребенку в преодолении стресса, Вы всегда можете обратиться за помощью к детскому психиатру. Специалисты Нижневартовской психоневрологической больницы всегда рады прийти на помощь. Подробную информацию о приеме можно получить по телефону 8(3466) 29-00-53, записаться в электронной регистратуре на сайте учреждения или обратиться в поликлинику по адресу: ул. Спортивная, д. 19.

Статью подготовила врач-психиатр детский участковый А.А. Загинайко.

Психология ребенка

Информация о негативном влиянии стрессов на когнитивную сферу ребенка и советы родителям

Влияние стресса на головной мозг ребенка

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни. Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми. Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу. Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление. Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет. Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро. Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок. Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола. Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать. Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем. Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам. Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам. В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Ребенок и стресс

Детство — период необычайно бурного развития. За это время ребёнок учится многим вещам, овладевает некоторыми способностями, приобретает навыки во многих сферах деятельности. В этот период качество многих новообразований определяет то, насколько удачно происходит развитие, насколько благополучно ребёнок научается переживать неудачи и стрессовые ситуации. Конечно, во многом, это зависит не от самого ребёнка, но скорее от тех близких взрослых людей, которые его окружают, прежде всего это родители и воспитатели в дошкольных учреждениях, учителя. Часто, даже замечая то, что с ребёнок испытывает неприятности, неудачи, не каждый взрослый найдёт приемлемый способ, чтобы помочь ему выйти из неблагоприятной ситуации.

Авторы книги «Ребёнок и стресс» — супруги Левис находят подход к решению многих проблем, с которыми может столкнуться ребёнок в процессе развития. Книга включает в себя интересные игры, специальные упражнения, которые помогают преодолеть стресс и расти ребёнку здоровым, полноценно развиваясь. Рассматривая многие детские проблемы, включая такие как: неприятности в школе, трудности в общении, семейные конфликты, проблемы со здоровьем и др., авторы прибегают к оригинальным решениям, используя в упражнениях спорт, танцы, хатха-йогу, что позволяет развивать тело и дух ребёнка, учит его быть более стрессоустойчивой, духовноразвитой личностью. В книге можно найти упражнения одновременно для развития дыхания, воображения, моторики, не говоря уже о развитии духовных способностей, прежде всего, силы воли.

Книга написана легкодоступным языком, её интересно читать, что позволяет использовать её не только педагогам, воспитателям, но и родителям, заботящимся о воспитании своего ребёнка.

Ознакомьтесь так же:  Деменция степени выраженности

Оглавление

ГЛАВА 1. ОХОТНИКИ ЗА СТРЕССАМИ

Прерывание стрессового цикла

ГЛАВА 2. «СТРЕСС — ЭТО КОГДА У ТЕБЯ ВСЕ ПЛОХО»

«Перестань меня дразнить»

ГЛАВА 3. ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ И МЕЛЬНИЧНЫЕ ЖЕРНОВА: КАК ПЕРЕЖИТЬ ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА И СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМАМИ РОСТА

Дети из разведенных семей

Волшебные путешествия: медитация направленного

Рождение брата или сестры

Быть ребенком — это стресс Получение помощи

Куда обратиться за помощью?

ГЛАВА 4. ОТКРЫТИЕ НАСТОЯЩЕГО «Я»

Медитация: дорога к «Я»

ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХА И ТЕЛА

Движение и танец

Упражнения и спорт

ГЛАВА 6. КАК ВЫРАСТИТЬ ЗАЩИЩЕННОГО ОТ

Сопротивление стрессу и темперамент

Лучшее лекарство? Эмоциональная грамотность

ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБШАТЬСЯ

Традиции: связь во времени и пространстве

ГЛАВА 8. ОТПРАВЛЯЯСЬ В ГЕРОИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Герои реальной жизни

Создание собственных мифических героев

ГЛАВА 9. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Когда ваш ребенок в больнице

Обычные и хронические заболевания

Проблемы в развитии и обучении

Травма: вопросы жизни и смерти

Специальные игры для здоровья

ЭПИЛОГ: ИГРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ВАШЕМ ДОМЕ

Предисловие

Нашим детям, Эзре и Захарию, и детям всего мира

Ребенок, защищенный от стресса, — это. общительный, заботливый, никого не оскорбляет выдержанный выдержанный и уверенный когда ты уверен в себе очень хороший ребенок который не боится сделать по-новому, если по-старому не получается ребенок, который может сделать других людей счастливыми кто борется за свои права тот, кто не водится с плохими людьми не боится ни родителей ни других людей с ним нескучно такой крутой из ответов детей от 6 до 11 лет/

У ребенка, защищенного от стресса, родители. которые помогают ему принять собственное решение которые ему доверяют защищенные от стресса у которых доброе сердце с любовью и уважением в сердце спокойные и добрые с богатым внутренним миром из ответов детей от 6 до 11 лет/

Шум, хаос, бумажные самолетики. Войдя в 4 класс, Шейла увидела, что дети носятся, кричат и швыряют друг в друга чем попало — картина неудивительная в отсутствии учителя. В углу класса двое ребят боролись, вернее уже дрались. Лица их раскраснелись и вспотели, но как только один из них пытался убежать, другой снова бросался на противника. «Прекратите!», — закричала Шейла. Однако мальчишки то ли пропустили ее возглас мимо ушей, то ли просто не расслышали сквозь шум. Только одна Зуи невозмутимо стояла в центре класса, молча наблюдая за свалкой. Глубоко вздохнув, она направилась к мальчишкам, энергично работавшим кулаками, и сказала: «Слушайте, пугала огородные, вы бы передохнули». Ребята остановились. Каждый стал доказывать свою правоту неожиданному посреднику. Один из них, Вилли, сказал: «Он первый начал!» Тогда другой, Люк, закричал: «Врешь! Ты сам начал!» И снова вспыхнула драка. Зуи подошла к ним ближе. «Сколько можно? Почему вы не можете вести себя нормально, а устраиваете все время глупые драки?» — спросила она. Мальчишки опять остановились. «Шейла рассказывает нам удивительно интересные вещи», — сказала Зуи. «Почему бы вам тоже не послушать?» К этому моменту остальные дети столпились вокруг них, бросив свои занятия. Кто-то поддержал Зуи:

— Слушай, Люк, иди в эту сторону, а ты, Вилли, в другую.

— Эй, Вилли, садись со мной. Не обращай на него внимания.

Вилли и Люк послушались друзей и разошлись. Чувствовалось, что раскаленная атмосфера класса постепенно остывает. Зуи, которая очень этому помогла, снова заговорила: «Шейла, в прошлый раз вы нам рассказывали о йоге и дыхании. Расскажите еще». «Конечно», — ответила Шейла, удивленная тем, как Зуи справилась с ситуацией. «Эй, вы! Сядьте спокойно и не болтайте», — сказала Зуи. Когда она заняла свое место, все дети, немного нервничая, сделали то же самое, а Шейла показала им упражнение на дыхание, которое помогло классу окончательно успокоиться. После урока Шейла сказала: «Спасибо, Зуи». «Да ничего особенного», ответила та. И действительно — труда ей это не составило.

Мы, как педагоги и писатели, интересующиеся вопросами здоровья и развития детей, долгие годы размышляли о том, каким образом ребенок, например, такой как Зуи, способен не только противостоять стрессам, но и изменять при необходимости травмирующую ситуацию на удовлетворительную. Такие дети обычно сосредоточены, но не на самих себе, уверенны, но не самодовольны, способны оказывать благотворное влияние на других и радоваться, помогая им. Когда мы сами стали родителями, то обсуждали этот вопрос ежедневно, пытаясь решить, что же мы можем сделать, чтобы помочь детям стать более находчивыми в сложных ситуациях. В 1980 году родился наш первый сын, Эзра, и мы, также как большинство родителей, прочитали десятки книг, бегали за советами к бабушкам, дедушкам и различным специалистам. Изучение основ ухода за ребенком не решило проблем, связанных с нашими собственными тревогами и усталостью. Постоянная дилемма: как совместить работу и уход за ребенком, личное время и время для семьи, — стала менять идиллическую картину семейной жизни. Надо ли Шейле ходить на работу или искать надомную? Как Шелдону выкроить время для семьи в своем напряженном рабочем графике? Были подходящие варианты, например, неполный рабочий день Шейлы в центре здоровья, находящемся недалеко от дома. Мы делали все то же самое, что делают семьи, где появляется маленький ребенок: крутились, как могли. Часы, проведенные в семейном кругу, мы заполняли занятиями, которые нас успокаивали и позволяли отдохнуть. Мы делали гимнастику, слушали музыку, танцевали, рисовали, отмечали праздники, играли с ребенком, делали ему массаж, чтобы он спал спокойно. Мы пробовали йогу и медитацию, и Эзра часто сидел у нас на коленях, передразнивая наши упражнения. Когда Эзре было около двух лет, Шелдон, взяв годичный отпуск в журнале, в котором сотрудничал, стал преподавать на театральной кафедре в колледже Сэры Лоуренс. Он заметил, что многие его ученики, живущие в постоянном напряжении студенческого городка, гораздо лучше чувствовали себя после упражнений по медитации и релаксации. Медитация позволяла им отвлечься от беспокоивших мыслей, стать более собранными и внимательными. Шелдон попробовал применить упражнения по направленному воображению для развития творческих способностей студентов. Его поразило, как быстро и безо всяких усилий они находили характер своей роли. Тем временем Шейла, имеющая диплом магистра в области образования, занималась разработкой программ и упражнений в центре здоровья. Там, день за днем зачарованно наблюдая, как взаимодействие тела и духа влияет на здоровье, она изучила приемы массажа и йоги, новые упражнения и диеты. Когда родился наш второй сын, Захарий, стало ясно, что обыкновенного родительского опыта недостаточно, и без специальных знаний не обойтись, так как у ребенка были непонятные задержки развития. Мы показывали его многим врачам и консультировались с различными специалистами, проводившими всевозможные исследования. И хотя нашему сыну ставили диагноз «задержка развития» (имелось в виду, что он не развивается по нормальным стандартам), никто из специалистов не смог объяснить нам, почему это происходит. Продолжая искать объяснение, мы чувствовали, что должны сами что-то предпринять. И поэтому, под наблюдением врачей мы начали программу лечения, включающую развитие речи, физкультуру и трудотерапию. Трудотерапия помогает детям развивать двигательные навыки: пользоваться посудой, завязывать шнурки, рисовать, писать, шить и т. д. Успехи детей в этих функциональных заданиях дают возможность компенсировать зрительные, двигательные или неврологические дефекты. Физкультура связана с работой мышц: дети учатся ползать, ходить и сидеть. Часто эти два вида терапии пересекаются. Эти методы были включены в программу «раннего вмешательства» и научили Захария справляться с задачами повседневной жизни. Он стал более независимым и уверенным в себе. Многие педагоги и врачи считают, что программа «раннего вмешательства» влияет в дальнейшем на возможные школьные успехи. Так случилось и с Захом, который стал блестящим учеником, благодаря выработанному умению справляться с трудностями. Один из врачей предложил нам провести серию упражнений — «преодоление препятствий», направленных на развитие уверенности Заха. Вместе с Эзрой мы устроили самые разные препятствия: табуретки, на которые нужно залезть; стол, под которым надо проползти, и горы подушек, на которые нужно взобраться. Это упражнение до сих пор остается любимым в нашем доме.

Многие дети, особенно с отклонениями в развитии, испытывают страх перед новым заданием, поэтому мы занимались с Захом упражнениями на дыхание, которые его успокаивали. Исследования показывают, что глубокое дыхание помогает расслабиться, успокаивая автономную нервную систему, реагирующую на стресс. (Подробнее об этом мы расскажем в главе 1). Многие упражнения, предназначенные для Захария, делал и Эзра. Эти простые приемы снимали усталость. Мы продолжали изучать упражнения для духа и тела. Шелдон начал работать в Институте развития здоровья издателем журнала «Эдванс» и информационного бюллетеня «Дух-Тело-Здоровье». Он познакомился с научной литературой о способности духа воздействовать на самочувствие и был изумлен выводами специалистов о влиянии упражнений по релаксации и визуализации на улучшение здоровья. В 1990 году Шелдон участвовал в Конференции по эмоциональной грамотности в Болинасе, штат Калифорния. На этой встрече педагоги и врачи делились опытом и идеями по социальному и эмоциональному обучению. Шейла в это время преподавала современные методы, направленные на улучшение успеваемости и тренировку памяти, с использованием упражнений по релаксации и концентрации. Так, например, с четвероклассниками она занималась визуализацией — дети представляли картинки поэтапного выполнения контрольной работы, что позволило им не так волноваться перед сложным заданием. Их учитель отметил, что дети стали работать более сосредоточенно. Мы думаем, что/родители интуитивно знают, как лучше помочь своему малышу: один ребенок любит музыку, другой — строить домики, третий — поговорить. Но многие родители постоянно заняты на работе и у них просто не хватает времени задуматься, как использовать склонности детей. Так же как мы закладываем в наших детей свои духовные- ценности, чувство собственного достоинства или желание помочь другим, мы можем научить ребенка помогать самому себе. Разумеется, когда наши дети больны или переживают серьезный стресс, мы должны обратиться к специалистам. Но можно воспитать наших дочерей и сыновей «защищенными от стресса» повседневных мелочей и помочь им научиться преодолевать трудности. Исследователи, педагоги и психологи постоянно изучают взаимовлияние здоровья и стресса, позитивных и негативных мыслей, эмоций и поведения. Укрепляют ли здоровье и уменьшают ли стресс наши позитивные чувства и добрые поступки? Именно этот вопрос обсуждают специалисты. Влияют ли положительные эмоции, такие как радость, на укрепление здоровья, и вызывают ли негативные, такие как гнев, болезни и отчаяние? На конференции «Влияние положительных эмоций на здоровье», прошедшей в 1984 году, доктор Рэчел Наоми Ремен, известный психотерапевт, красноречиво высказала свое мнение по этому поводу: «Вероятно, существует позитивный способ переживать любые чувства. Я думаю, что эмоции служат определенной цели, и потенциально являются жизнеутверждающими. Возможно, даже не они сами, а то, как мы с ними справляемся, является жизнеутверждающим или разрушительным началом». Она предложила схему преодоления отрицательных эмоций: «Войди в них, почувствуй их накал, справься с ними и выйди». Единственной «ненужной» эмоцией, утверждала она, является «застревание на чем-то». Многие специалисты говорят о необходимости найти во время кризиса его причину. Это позволяет полностью выздороветь — физически, эмоционально и духовно. И как бы плохо ни чувствовали себя дети, такой путь всегда приводит к успеху. Не следует смешивать понятия «уступчивости» и «удовлетворенности». Детей часто поощряют за то, что они тихо себя ведут, что их «не видно и не слышно», то есть за то, что они не жалуются и не показывают своих настоящих «отрицательных» эмоций. Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети тоже страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, зная, что за это не поругают, а не прятать их внутрь. «Защищенный от стресса ребенок» иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Например, если вас несправедливо обидели, для того, чтобы этого больше не повторилось, лучше показать свою обиду, чем скрыть ее. Именно отношение заменяет негативное на позитивное: «Со мной плохо обошлись, и я злюсь, но я с этим справлюсь, и все будет в порядке». Способность испытывать чувства, справляться с ними и жить дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье. Таким образом, «защищенный от стресса ребенок» осознает свои неприятности, напряжение, или то, что он просто «встал не с той ноги». Он учится обращаться за помощью, находить ее в себе самом, использует упражнения и примеры из этой книги. Чувство контроля над происходящим важно как для детей, так и для взрослых, иначе мы теряемся и ощущаем свою беззащитность перед ситуацией. «Игры для здоровья», предложенные в этой книге, позволят детям справиться с событиями, выходящими из-под контроля. Один из способов приобрести уверенность в себе — начать действовать.

Ознакомьтесь так же:  Заикание как дефект речи

Мы не в состоянии чувствовать себя хорошо, если физически больные дети не властны помешать родителям развестись или переехать в другой город. Ученики не вольны выбирать учителей или одноклассников. Но можно научиться контролировать свою реакцию на такие стрессовые ситуации.

В главе 1, «Охотники за стрессами», мы расскажем о разнообразных упражнениях для духа и тела, помогающих управлять стрессом и развивающих чувство контроля. Эти упражнения специально разработаны для детей в возрасте от 4 до 12 лет, но могут использоваться для более младших или старших. Не каждый ребенок столкнется с разводом, заболеванием, инвалидностью или смертью. Но весьма вероятно, что это случится с кем-то рядом. Даже «благополучные дети» из счастливых семей испытывают обычные стрессы, связанные со взрослением. Одна мама уверяла нас, что она и ее муж сделали все, чтобы защитить своих детей. Затем, подумав, добавила: «Правда, боюсь, они не смогут не столкнуться с тем, что творится вокруг».

Глава 2, «Стресс — это когда все плохо», и глава 3, «Жизненные вехи. », описывают различные виды стресса и предлагают способы его преодоления. Из последнего раздела главы 3 вы узнаете, как определить, необходима ли вашему ребенку профессиональная помощь.

В главе 4, описываются пути открытия детьми убежища внутри себя. Традиционно оно называется «внутреннее Я», а мы определяем его как «настоящее Я». С помощью медитации дети могут отыскать это «место» и перенести его спокойствие в обычную жизнь. Ребенок использует свое тело для слияния или разобщения со своим «настоящим Я» через движения, танец, упражнения, спорт, йогу, прикосновения и массаж. Мы рассматриваем все эти методы в главе 5. Разные дети по-разному переживают стресс. Одни приспосабливаются к глобальным переменам, другие переживают из-за мелочей, таких, например, как изменение автобусного маршрута. Психологи называют детей, справляющихся со сложными ситуациями «неуязвимыми», «непобедимыми», и «неунывающими». Сюзан Олетт, социальный психолог Университета Нью-Йорка, определяет это качество как «смелость личности».

В главе 6, «Как вырастить защищенного от стресса ребенка» мы расскажем о том, что способствует развитию смелости. Редкий ребенок не заинтересуется «самопознанием» и «самосовершенствованием». И хотя самосознание, самоуважение и уверенность в себе являются прекрасными чертами характера, они не многого стоят, пока не пройдут проверку жизнью.

В главе 7, «Социальные связи: как научить ребенка общаться», развиваются идеи главы 6, и предлагаются детям способы «преодолеть себя», чтобы поддержать других. В главе 8, «Отправляясь в героическое путешествие», мы исследуем связь между образами, созданными нами и образами, которые создают нас. Рассмотрим, как сказки, их герои и ролевые модели формируют сознание наших детей. А также расскажем о том, как можно трансформировать влияние отрицательных героев в позитивный опыт для наших детей. Иногда ребенок переживает хроническую или угрожающую жизни болезнь, такую как астма, диабет или рак, или непреодолимые сложности развития и обучения. В конце концов, даже здоровые дети могут однажды попасть в больницу.

Глава 9, «Особые случаи», предлагает упражнения, помогающие именно в таких ситуациях. В «Эпилоге» предложены практические рекомендации по использованию «игр для здоровья». Мы надеемся, что эта книга даст вам не просто советы на все случаи жизни, а реальные способы прерывания стрессовых циклов, возникающих во время роста и развития детей. Мы часто использовали «игры для здоровья» в школах, со своими детьми и их друзьями. Надеемся, что вы и ваши дети воспользуетесь и порадуетесь этим играм, и они принесут вам долгие годы здоровья и счастья.

Шелдон Льюис Шейла Кей Льюис Нью-Йорк

Заключение

ЭПИЛОГ: ИГРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ВАШЕМ ДОМЕ

Выполняя упражнения, помогающие обрести гармонию тела и духа, мы соприкасаемся с новыми сторонами нашей личности, нашего «Я». Мы видим, как дети растут и учатся преодолевать трудности, переходя из детства к отрочеству.

  • Используйте игры для здоровья. Начните с простого, выбрав одно или два упражнения, наиболее подходящие для вашего ребенка и соответствующее вашим вкусам,-темпераменту, умениям и потребностям. Возможно, вы недооцениваете своих детей — они могут удивить вас. Вы думаете, что очень активный ребенок не сможет усидеть спокойно во время медитации, а ему может понравиться наступающее чувство сосредоточенности.
  • Не запугивайте себя. Используйте утверждения.
  • Помните три «В» смелости: выполнение обязательств — придерживайтесь своих ценностей; власть — считайте, что вы управляете собой, а не события управляют вами; и третье — рассматривайте проблемы как вызов.
  • Тренируйте способность «ухода». Не позволяйте проблеме овладеть вами.
  • Поддерживайте связь с собственным «Я». 4 Помогайте людям. Делайте добрые дела.
  • Находите в течение дня время для того, чтобы и подвигаться, и побыть в покое.
  • Потрите кому-нибудь спину или пощекотите.
  • Ищите настоящих героев в реальной жизни и в хороших книгах.
  • Поймите и оцените различия людей. Укрепляйте свои сильные стороны и работайте над слабостями.

Помните о дыхании, релаксации и хвалите себя за то, что вы — хороший. Мы советуем вам и вашему ребенку придумать собственные игры для здоровья (дети особенно творчески подходят к созданию образов). Нам было бы интересно узнать, как именно вы используете игры для здоровья в своей семье и каких результатов достигли. Пожалуйста, поделитесь с нами вашими предложениями и опытом. Будем рады получить хотя бы одно предложение, рассказ, картинку или стихотворение.

Желаем крепкого здоровья и хорошего настроения вам и вашим детям.

Шелдон Льюис Шейла Кей Льюис

Мы благодарим многих детей и взрослых за благородство духа, мудрость и за время, потраченное ими на помощь в подготовке этой книги. (Выражаем сожаление в связи с возможными неточностями и ошибками).

Мы благодарим детей, которые впервые попробовали выполнять наши упражнения и поделились своими мыслями и чувствами; позировали для иллюстраций, создавали собственные рисунки и творческие работы.

Мы хотим особо поблагодарить Анн, Эрика, Ханну Грейс, Грегори, Джейми, Джереми, Джесси, Сару Г., Сару К., Марджи, Мэттью, Наташу, Илана, Тейвора, Джессику, Бенджамина, Анну, Марти, Джен-нифер, Патрика, Кайла, Шану и наших племянников и племянниц, в особенности Хезер, Сашу, Рами и Сиван, их родителей и всех наших братьев и сестер.

Особо благодарим наших сыновей, Эзру и Захария за огромную помощь и участие в написании этой книги.

Шелдон Льюис— журналист, специалист по психологическим аспектам здоровья. Был ответственным редактором в Институте развития здоровья, занимающегося изучением взаимосвязи духа и тела, а также редактором «Эдванс, журнала здоровья духа и тела» и информационного бюллетеня «Дух, тело, здоровье». Шелдон — бывший главный редактор информационных бюллетеней «Хелс Кон-фиденшиал» и «Боттом Лайн/Персонал», сотрудник редакции «Сайентифик Американ Медсин», издания для врачей. Его статьи о здоровье и медицине публиковались в «Лонги-вити», «Медикал Дайменшнз», «Боттом Лайн/Персонал», «Хелс Конфиденшиал» и других изданиях.

В настоящее время совместно с доктором Джимми С. Холландом, главным психиатром Центра раковых заболеваний, он занят написанием книги об эмоциях и раке. Ранее ими совместно была написана глава о раке для книги «Медицина для духа и тела» (Консьюмер репорте пресс, 1993).

Шейла Кей Льюис — педагог и писатель. Она особо интересуется проблемами обучения: мышлением, чувствами, общением и мотивацией. Руководила различными программами, обучая сотни детей навыкам релаксации и визуализации. Как бывший президент «Реального обучения» она создала и разработала учебный план для учителей и учеников школ Нью-Йорка. Преподавала навыки учебы в Школе Дуайт в Манхеттене и частным ученикам. Она специалист штаба герлскаутов Америки в Нью-Йорке, где создает программы и готовит лидеров движения. Много лет работала директором по обучению в Центре здоровья в Нью-Йорке, где преподавала курсы йоги, массажа, правильного питания и упражнений для духа и тела. Ее статьи и рассказы публиковались в «Хайлайтс», «Уелком Хоум», «Перентс Лиг Ньюслеттер», «Нейсенс» и других изданиях для детей и родителей. Она имеет диплом магистра образования и технологии Педагогического колледжа колумбийского университета и диплом бакалавра искусств университета Бостона. У Льюисов два сына, Эзра и Захарий.

Ознакомьтесь так же:  Больница для лечения неврозов

Стрессовые состояния детей

На современном этапе развития общества очень часто родителями и педагогами наблюдается стресс у подростков и у детей дошкольного возраста. Не все дети подвержены стрессу, т. к. в одной и той же обстановке они по-разному среагируют на происходящее.

Полностью оградить детей от жизненных трудностей практически невозможно, но родители могут научить своего ребенка адекватно реагировать на неприятные ситуации и самостоятельно справляться с нервным состоянием.

Стресс у детей проявляется по-разному

Причины появления стресса

Причины стресса у подростков и детей других возрастов могут быть разными. Психоэмоциональное напряжение возникает под влиянием ряда факторов:

  • переезд;
  • частые ссоры в семье;
  • расставание с родителями или близкими родственниками;
  • изменения режима дня;
  • конфликты с ровесниками;
  • собеседование при приеме в дошкольное или общеобразовательное учебное заведение;
  • подготовка к тестам, контрольным или экзаменам;
  • физические патологии.

Часто стресс появляется у детей после садика: он попадает в другую обстановку, теряется, потому что рядом нет близких для него взрослых. На психологическом состоянии детей отражается и стресс родителей, общий психологический климат в семье.

Детский стресс может появиться после просмотра новостей или от информации негативного характера от взрослых.

Ссоры родителей — причина стресса

Экологический стресс

Такая разновидность стресса напрямую связана с изменениями в климате той территории, где живет семья. Психическое состояние детей может зависеть от температуры окружающей среды, резких перепадов температуры, загрязнения воздуха, колебания атмосферного давления.

К факторам, которые провоцируют нестабильность эмоционального состояния, относится и качество питьевой воды. Вода и еда, которые могут быть загрязнены токсическими веществами, негативно отразятся на физическом и психоэмоциональном здоровье. Такие дети чаще подвергаются атаке инфекций, появляются аллергические реакции и расстройства в работе пищеварительного тракта.

Стресс вызывает гастрит

Симптоматика

Стресс в детском возрасте имеет разную симптоматику.

У детей младшего школьного и дошкольного возраста признаки стресса могут проявляться такими состояниями:

  • частые перепады настроения; нарушения режима сна, просыпания среди ночи, кошмары;
  • энурез – недержание мочи;
  • головной или абдоминальный болевой синдром;
  • подверженность страхам, излишняя суетливость;
  • бурная реакция на незначительные просьбы, возникновение небольших проблем или препятствий.

Симптомами стресса у новорожденных могут быть частые беспричинные плачи, беспокойство по ночам, плохой аппетит. Это состояние может отражаться на успешности в школе или детском садике у детей более старшего возраста.

Плач без причины — признак стресса

Когда они получают замечания от преподавателя или воспитателя, могут проявиться такие симптомы стресса: замыкание в себе, из-за которых он перестает играть с другими детьми, избегает общения с друзьями и родными.

В трудной ситуации могут появиться вредные привычки: обкусывание ногтей, сосание большого пальца, ковыряние в носу, закусывание или облизывание губ. Часто тинейджеры не знают, как можно справиться со стрессом и начинают доказывать свою значимость и независимость.

Детские протесты — признак стресса

Влияние на организм

Стресс оказывает как физическое, так и психическое влияние на организм.

Характеристика состояний детей под воздействием стресса:

  • Нарастает уровень психоэмоционального напряжения, он становится бодрым, перевозбужденным, детская психика перестает быть ему подконтрольной. Появляется беспокойство, переходящее в состояние нервного срыва.
  • Психоэмоциональное перенапряжение приводит к бессоннице. Ухудшается память, нарушается способность концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Блокировка работы эндокринной и вегетативной нервной системы. Надпочечники вырабатывают много гормональных веществ (кортизол, адреналин).
  • Негативное влияние на головной мозг.
  • Быстрая усталость, мышечная система напряжена, что приводит к возникновению болевых синдромов.
  • Стрессы в четыре раза повышают возможность возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Рецидивы заболеваний внутренних органов.
  • Ухудшается самоконтроль, поведение приобретает импульсивный характер. Такое состояние можно ошибочно принять за гиперактивный синдром или нехватку внимания.

Кусание ногтей — проявление стресса

Профилактические меры

Профилактика стресса у подростков, так же как и у детей дошкольного и младшего возраста должна заключаться в адаптации несформировавшегося организма к разным факторам окружающей среды. Бороться со стрессом можно с помощью разных методов профилактики.

В зависимости от возраста дети должны спать определенное количество времени. По советам врачей и детям и подросткам необходимо ложиться спать в одно и то же время. Оптимальный варианта: он с 22:00 до 8:00.

Головные боли при хроническом стрессе

Рекомендации по гигиене сна:

  • Нельзя укладываться ко сну очень рано, это может сбить суточные жизненные ритмы.
  • Важно, чтоб дети засыпали с позитивными мыслями и хорошим настроением.
  • Теплый душ поможет быстрее уснуть.
  • Вести контроль за количеством съеденной вечером еды. Исключить из рациона жирную пищу, сладости, можно приготовить нежирные виды рыбы или мяса, растительную пищу, творог.
  • Исключить компьютерные игры, т. к. они активизируют работу нервной системы, и ребенок находится в перевозбужденном состоянии. Следует заняться спокойными тихими играми, чтением книг непосредственно перед сном.
  • Умственная нагрузка вечером должна быть сведена к минимуму.

Физическая нагрузка

Повысить выносливость ребенка и научить его преодолевать стрессовые напряжения поможет регулярная физическая активность. Все танцы и активные упражнения должны быть закончены за три часа до укладывания ко сну, или раньше. Самым оптимальным временем для физических упражнений является утро и день.

Виды физической нагрузки, которые предотвращают возникновение стрессов:

  • спортивная ходьба;
  • езда на велосипеде;
  • лыжный спорт;
  • фитнес;
  • аквааэробика;
  • спортивные танцы;
  • плавание;
  • большой теннис;
  • борьба.

Подростковый стресс можно снять йогой, пилатесом, стрейчингом. Такие упражнения необходимо делать не больше одного или двух раз в неделю, что позволит укрепить опорно-двигательный аппарат.

Также рекомендуется проводить с детьми интервальные тренировки от 30 до 40 минут.

Такой вид физической нагрузки поможет активизировать работу иммунной системы и предотвратить развитие стресса.

Особенности питания

Употребление некачественной пищи негативно воздействует на организм и снижает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Необходимо подобрать правильное питание: сбалансированное, богатое минеральными веществами и витаминами.

Магний регулирует выработку и распределение энергии, контролирует работу нервной системы. В ходе незначительной стрессовой ситуации в детском организме возникает дефицит магния. Увеличить количество можно с помощью таких продуктов:

  • зеленые овощные культуры;
  • фрукты;
  • гречка;
  • злаки;
  • крупы;
  • бурый рис;
  • бананы.

В процессе приготовления пищи использовать морскую соль. В качестве профилактики также назначается препарат «Магне В6». Перед тем как давать его ребенку, необходимо проконсультироваться с врачом и сдать анализы на определение уровня магния в крови.

Снятие стресса

Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, необходимо особое общение с ним.

Дошкольники

Стресс у детей дошкольного возраста может возникать по разным причинам:

  • присмотр за малышом посторонних людей (няня, друзья родителей);
  • поход в дошкольное заведение;
  • посещение кружков.

Чтобы снять стресс после посещения детского садика, необходимо дать время малышу рассказать, что его тревожит. Не надо на него давить. Хорошим временем для этого может стать время перед сном.

Воспитателю важно успокоить ребенка, попытаться переключить его внимание, если он капризничает в садике.

Стресс у ребенка после детского сада поможет снять рассказ родителей о своей жизни.

Дети младшего возраста

Причиной стресса у детей младшего школьного возраста могут быть трудности с обучением, боязнь преподавателей.

Помогут в стрессовой ситуации:

  • непринужденные беседы на прогулке;
  • рисование (дети часто выкладывают свои переживания и страхи в рисунках);
  • ролевые игры (можно разыграть ту или иную трудную ситуацию и помочь малышу найти выход из нее).

Оказать помощь в стрессовой ситуации могут как родители, так и преподаватели или школьный психолог.

Домашний питомец снимает стресс

Как справиться со стрессом подростку: для него важно предупреждение возникновение стрессов, но часто это сделать сложно, т. к. дети старшего возраста труднее идут на контакт с взрослыми. Часто возникает вопрос, почему дети подвержены стрессам в старшем возрасте? Причинами неуравновешенности подростков могут стать проявившиеся последствия стресса, который был перенесен в детстве. Поэтому рекомендуется проводить диагностику стрессоустойчивости и подобрать необходимо лечение для подростков.

Спинер — антистрессовая игрушка

Современная психология предлагает множество методик и тестов на стрессоустойчивость у подростков:

  • тест Холмса и Раге определяет уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации детей подросткового возраста;
  • методика Л.П. Пономаренко и Р.В Белоусова позволяет определить уровень самооценки стрессоустойчивости личности старшеклассника;
  • методика И.А. Усатова определяет стрессоустойчивость подростков.

Избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях можно самостоятельно.

Стресс у подростков — непослушание

Взрослым необходимо аккуратно и уважительно общаться со своим взрослеющим ребенком, не стоит давить на него, но и вообще не придавать значения его поведение не стоит. Родителям и преподавателям следует найти золотую середину в общении, искать баланс, это позволит предотвратить стрессы и не допустить негативных последствий.

Если своими силами снять стресс не получается, следует обратиться за помощью к специалистам. Лечение стресса подразумевает применение разных форм терапии, в том числе и психологическая помощь. У детей психика до конца не сформирована, поэтому следует пройти консультацию у специалистов, если возникают проблемы с психоэмоциональным фоном. Ученый Н.Д. Линде создал уникальную методику – эмоционально-образную терапию, которая позволяет избавить подростка от негативных стрессовых состояний хронической формы.

Стресс и проблемы с учебой взаимосвязаны

Существуют разные препараты, которые помогают снизить негативное воздействие стресса на работу нервной системы и являются действенными методамы избавления от стрессовых проявлений.

Необходима консультация с врачом, т. к. только он сможет учесть состояние детского организма и назначит необходимое медикаментозное лечение стресса.

Заключение

Стресс у детей разных возрастных категорий – частая проблема в современном обществе. Взрослым необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь детям справиться с проявлениями стресса и защитить их от нервного срыва, связанного со стрессовыми ситуациями. Также по возможности следует уберечь малыша от факторов, провоцирующих возникновение стресса.

Ребенок должен понять, что существуют проблемы, типичные для многих людей, поэтому нужно научиться управлять ситуацией и выходить из стрессового состояния самостоятельно. Родители должны быть постоянно рядом, оказывать помощь в стрессовой ситуации и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

About the Author: admin

Авторские права © 2019 Mcpanacea.ru. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.