Как диагностировать аутизм у себя

10 вещей, которые хотели бы сказать вам аутичные взрослые

Этот текст подготовила группа аутичных взрослых, которые считают, что аналогичные статьи для родителей дают неточное представление об аутизме, в частности, они умалчивают о взрослых людях с расстройствами аутичного спектра. Аутизм является пожизненным состоянием, но по описаниям в СМИ создается ощущение, что он влияет только на маленьких детей. Аутичные дети вырастают и становятся аутичными взрослыми со своими специфическими потребностями, они также нуждаются в поддержке и имеют собственное мнение.

1. Я аутист, а не просто взрослый человек с аутизмом. Это часть того, кем я являюсь. Аутизм – это часть того, кто я есть. Я таким родился. Я бы не хотел это изменить. Можно признавать, что аутизм – это часть меня, а также уважать меня как человека со своими мыслями, чувствами и талантами. Я такой же человек, как и все остальные, и я заслуживаю такого же достоинства и уважения, как и другие люди. Пожалуйста, употребляйте тот термин, который предпочитаю я сам, и не используйте язык, который предполагает, что я страдаю от какой-то прискорбной болезни.

2. Аутизм – это нейрологическая вариация, а не болезнь или психическое расстройство. Аутизм часто подразумевает отличия в социальном поведении и практических навыках.. Мое поведение и стиль обучения могут быть отличными. Мое восприятие может быть отличным. Я могу учиться, понимать и познавать мир не так, как это делают большинство людей. Пожалуйста, не осуждайте меня или других аутистов за наши отличия.

3. Медицинский диагностический критерий не определяет, кто я такой и на что я способен. Я родился со своими уникальными способностям и трудностями, в том числе, и с аутизмом. Те, кто говорит мне, кто я такой и что я могу или не могу делать, навязывают мне стереотипы. Пожалуйста, не делайте обобщений или предположений насчет меня или других аутистов.

4. Я не собираюсь «вылечиться». Ничто меня не изменит, а если бы такой метод и существовал, то он бы полностью уничтожил мою сущность и оставил бы меня в еще худшем положении. У меня есть право отказываться от сомнительных и рискованных методов лечения. Это моя жизнь, я не хочу исцелиться, и я считаю, что идея о том, чтобы исцелить меня и других аутистов, неверна. Пожалуйста, уважайте мою индивидуальность и не пытайтесь меня «исправить», я не сломан.

5. Я могу быть вашим взрослым ребенком, но это все равно моя жизнь. Родители не имеют права выбирать сомнительные и рискованные методы лечения без моего согласия. У меня есть собственный разум. Я могу думать за себя. Я знаю, чего я хочу, а чего нет.

6. Фокусируйтесь на положительных сторонах моего и чужого аутизма. Я пытаюсь жить настолько хорошо, насколько это возможно, и получать максимум от каждого дня. Негативные разговоры об аутистах и фокусирование только на наших слабостях вызывает сильный эмоциональный стресс у меня и других аутистов. Пожалуйста, не используйте язык, который предполагает, что быть аутистом плохо.

7. Я склонен к логическому мышлению, и это одна из моих сильных сторон. Я могу воспринимать слова буквально или не понимать шуток. Также окружающие могут не понимать меня, если они не понимают мой логический стиль. Однако у меня есть собственное уникальное чувство юмора, отсутствие чувства юмора у аутистов – это стереотип.

8. Мне бывает тяжело общаться с другими людьми. Если я не хочу присоединяться к социальной ситуации, то это мой выбор, я просто избегаю ситуаций, которые вызывают у меня дискомфорт. Я не проявляю «грубость» или невежливость. Просто для меня лучше участвовать в общении, когда я сам это выбираю, а не когда меня заставляют.

9. У меня есть эмоции, вопреки расхожим стереотипам, аутисты не лишены эмоций. Тем не менее, я могу иначе выражать их. То, что вызывает у других людей слезы, может совершенно иначе повлиять на меня, но это не значит, что мне все равно или что я равнодушный человек. Также мое выражение лица не всегда соответствует моим эмоциям.

10. Если в вашей семье есть аутичный взрослый, попытайтесь найти информацию об аутизме. Многие статьи в СМИ касаются только детей – постарайтесь узнать об отличительных особенностях аутичных взрослых. Некоторые аутисты вступают в брак, работают, живут одни, другие же этого не делают – мы все уникальны.

Пожалуйста, не используйте язык, который предполагает, что аутичные люди склонны к насилию.
Мы надеемся, что этот список поможет понять, каково быть аутистом, и покажет людям, что нейрологические отличия могут иметь положительные, а не только отрицательные стороны.

Как диагностировать аутизм у себя

19 Февраля 2017

Аутизм можно диагностировать у младенцев

Нейробиологические признаки аутизма можно обнаружить задолго до того, как он проявится в поведении.

Аутизм, или, лучше сказать, расстройства аутистического спектра, проявляются по-разному, однако у людей с аутизмом есть характерные общие особенности: им крайне сложно общаться с людьми и в их поведении часто возникают навязчивые, повторяющиеся действия.

Аутисты могут адаптироваться к социальной среде, могут научиться жить в обществе – но это если с ними вовремя начать работать, если как можно раньше подключить специалистов-психологов. Иными словами, чем раньше мы диагностируем аутизм, тем лучше.

Обычно он проявляется в раннем детстве, и сейчас его можно распознать, когда ребенку всего два года. Но в это время речь уже идет о видимых признаках, когда в поведении ребенка, в том, как он взаимодействует с родителями и другими детьми, уже есть явные странности. С другой стороны, известно, что аутизм развивается из-за особенностей формирования мозга, и возникает вопрос, нельзя ли диагностировать его вообще у самых маленьких младенцев, чтобы начать работать с ними как можно раньше.

В статье в Nature говорится, что аутизм можно обнаружить, когда ребенку всего полгода–год. Исследователи из Вашингтонского университета и их коллеги из других научных центров работали с семьями, в которых уже был ребенок с аутизмом и в которых недавно появился еще один малыш. Известно, что в таких случаях вероятность того, что аутизм проявится и у младшего, оказывается довольно велика: один случай из пяти. Пока дети росли, им трижды – в полгода, в год и в два года – делали томографию мозга, сравнивая эти результаты с результатами психологических тестов.

Оказалось, что аутизм можно с достаточно высокой вероятностью предсказать по трем параметрам: по объему мозга, по толщине коры и по площади поверхности коры. Дело в том, что у детей, предрасположенных к аутизму, мозг растет слишком быстро, и потому, если упомянутые объем, площадь и толщина меняются у младенца слишком быстро, то в перспективе у ребенка, скорее всего, проявятся аутистические симптомы.

Метод протестировали на другой группе детей в возрасте от полугода до года, у которых также были старшие братья и сестры с аутизмом. Оказалось, что точность предсказания составляет 80%, то есть у восьмидесяти процентов детей, у которых, судя по данным магнитно-резонансной томографии, мозг рос слишком быстро, к двум годам действительно возникали характерные когнитивно-поведенческие особенности. В ближайшем будущем метод, вероятно, еще перепроверят и усовершенствуют, и тогда врачи смогут выявлять аутизм у детей еще до того, как он начнет проявлять себя видимым образом.

Автор: Кирилл Стасевич

Читайте также:

Как вылечиться от аутизма

Симптомы аутизма исчезают, если включить в мозге ген, отвечающий за формирование межнейронных контактов.

Как проверить, есть ли у ребенка признаки аутизма

Простейший пятиминутный тест может определить признаки аутизма у годовалого ребенка. Для этого требуется всего-лишь опросить его родителей, как выяснили американские исследователи.

Присматривайся к своему ребенку, ведь нарушение его поведения могут дать и другие психические нарушения. Но в случае с аутизмом особую роль играет фактор времени. Чем раньше родители забьют тревогу, тем больше у них будет шансов приспособить ребенка к нормальной жизни.

Симптомы аутизма у детей

Аутизм важно диагностировать как можно раньше — в идеале в 1−1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве

Наверное, важно будет повторить несколько известных фактов. С каждым десятилетием рождается все больше людей с аутизмом. По данным ВОЗ, количество детей с таким диагнозом растет на 13% в год. Аутизм — это не научный термин, правильнее будет говорить «расстройство аутичного спектра» (РАС). Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений — индивидуальна. А значит в случае каждого ребенка диагностика должна быть индивидуальной, внимательной.

Каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это врач-психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями. Расстройства аутичного спектра — врожденный порок, предположительно, связанный с нарушением генетики и/или органическим поражением головного мозга. Болезнь появляется отнюдь не от плохого воспитания, не из-за приобретенной душевной травмы. Отсюда следуют два очень важных вывода. Первый: родители не виноваты в аутизме своих детей. И второй: РАС коварен, и до трех лет его симптомы могут быть «списаны» как раз на плохое поведение, капризы, дурное воспитание.

Поскольку это врожденное заболевание, увы, неизлечимо, оно остается с человеком на всю жизнь. Однако проявления аутистического поведения поддаются коррекции с помощью терапевтических занятий, которые особенно эффективны в раннем возрасте. Ребенку можно помочь — чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь.

Спектр аутичных признаков

Несмотря на то, что РАС проявляется очень индивидуально, для простоты предлагается объединить ключевые признаки в три группы.

  1. Общение: нарушения социального взаимодействия.
  2. Разговор: нарушение речи и других способов говорить (жесты, мимика).
  3. Поведение: стереотипность интересов и деятельности.

Если говорить о них подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования. На что родителям, опекунам, родственникам и воспитателям стоит обратить внимание?

  • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд ребенка скользит мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь внимание, — это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
  • Эмоциональная нейтральность. Часто дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
  • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
  • Отсутствие указательного жеста, а также неумение правильно просить могут оказаться серьезными индикаторами. Если ребенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту, это повод задуматься.
  • Если ребенок не откликается на свое имя, это тоже может стать весомым поводом для профессионального осмотра. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
  • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках. Неестественные, то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации, движения и жесты тоже должны насторожить родителя.
  • Стойкие привычки — очередной повод для консультации со специалистом. Это может быть привычка к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
  • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
  • Отсутствие воображения, так нужного для игры — по сути единственного доступного ребенку механизма познания мира. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками — тоже означает, что ребенок может быть в зоне риска.
Ознакомьтесь так же:  Депрессия фотосинтеза это

Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторых из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

Что делать семье, в которой растет ребенок с расстройством аутичного спектра? Прежде всего, наверное, нужно заняться АВА-терапией (Applied Behavior Analysis). Система, разработанная в 1980-х в США, на сегодня остается единственным научно доказанным методом коррекции аутизма. Она представляет собой непрерывный и поэтапный процесс обучения с подсказками и поощрения желательного поведения. Среди многих профессионалов и родителей эта система признана наиболее эффективной. Родители могут пройти тренинги по АВА-терапии как в специализированных центрах, так и на онлайн-семинарах.

Что говорят об аутизме родители и врачи

Яна Сумм, организатор центра АВА-терапии, мама ребенка с аутизмом: «Коварство болезни в том, что недостатки, по которым ставится диагноз, не выглядят на трехлетнем ребенке чем-то чудовищно неправильным. Мой сын в 2 года даже ходил на обычные кружки с сестрой. Однажды я уезжала и попросила маму присмотреть за детьми. После моего возвращения она сказала: «То, что я вижу, — катастрофа. Он начал терять все свои навыки, и с каждым днем становится глупее, чем вчера». Мама испугала меня и правильно сделала. Потом я начала тщательно вспоминать детали, буквально день за днем в его жизни. В день, когда родился мой Валера, я подумала, что вот он — мой сын, но он еще немного не в себе, словно инопланетянин. Блуждающий взгляд, равнодушие ко мне, слабый сосательный рефлекс… Когда папа купил ему беговел, Валера мог по 1,5 часа ездить по кругу, что всех умиляло, но отнюдь не настораживало. Однажды босоножки очень сильно натерли ему пальчик, а он не заметил боли. Валера, как и другие аутисты, не очень хорошо чувствовал и понимал свое тело. Многих вещей я не понимала, и списывала их на характер, особенности, капризы. Очень важно до года понять, есть аутизм или нет. Три года — это уже не возраст ранней диагностики».

Елена Бахтинская, детский психиатр: «Впервые аутизм описал в 1943 году австро-американский детский психиатр Лео Канер. В наше время знаний о заболевании несомненно больше, и само оно, увы, стало более распространенным. Диагностируется аутизм гораздо раньше, чем это было принято еще несколько лет назад. В крупных центрах умеют проводить диагностику уже в 1−1,5 года. Очень важно, чтобы родители обратились вовремя, в идеале до года. В этом возрасте можно заметить нарушение зрительного контакта: ребенок не реагирует на улыбку, взгляд, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Это должно насторожить, и очень важно, чтобы родители задали себе вопрос, почему ребенок этого не делает. Ранняя диагностика дает больше возможностей эффективно помочь ребенку. К тому же есть расстройства, которые ближе к норме, и если их начать корректировать в раннем возрасте, то ребенок сможет учиться в обычной школе, найти работу и создать семью».

Александр Галущак, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук: «Наиболее явные признаки возникают после трех лет, когда взрослые ждут от ребенка определенного уровня развития. А самые первые признаки возникают раньше — практически с первого года жизни. Прежде всего, это реакция на маму. У детей, у которых мы подозреваем аутизм, практически отсутствует реакция (оживление) на то, что мама подошла, нет реакции на ее голос. Что такое гуление? — Это когда детки издают звуки, смеются, показывают эмоцию, которую можно однозначно интерпретировать как положительную, радостную. Детки с аутизмом не гулят, проявляют эмоциональную нейтральность».

Юлия Преснякова, клинический психолог, руководитель проекта «Инклюзия»: «Во время занятий и в бытовом общении с ребенком-аутистом самое важное — ровный эмоциональный фон. Нужно постараться все свои фразы формулировать исключительно в положительном ключе, разговаривать очень-очень спокойно и нейтрально. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. Лучше спросить: «Хочешь банан?». Фраза «А не хочешь ли ты сейчас банан?» слишком перегружена смыслом. Во множестве слов речь для таких детей превращается в шум, а наша задача — сделать речь функциональной и понятной».

Вы узнали, что у ребенка аутизм: 8 советов родителям

Как действовать родителям, если ребенку диагностировали аутизм? Какие шаги и в какой последовательности предпринимать?

Рассказывает Елена Багарадникова, руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Родители переживают катастрофу при постановке ребенку диагноза «аутизм». По своему психологическому состоянию они – «уцелевшие» в этой катастрофе, и им нужно выстраивать свою дальнейшую жизнь заново. За что нужно браться в первую очередь?

1. Пройдите тест и обратитесь в ближайшую службу ранней помощи

Даже если ребенку не поставлен окончательный диагноз, но есть повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ему помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу.

Нужно самостоятельно пройти скрининговый тест, который позволяет установить, находится ли ребенок в группе риска, и насколько этот риск высок (например, M-CHAT или АТЕК). Ждать нельзя.

Обратиться можно и нужно в ближайшую службу ранней помощи. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы.

Тесты можно пройти в любом месте в интернете, или на сайте РОО «Контакт»:

Полезной будет методичка для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом («Родитель родителю»), а также краткая информация, которую «Контакт» подготовил для размещения в детских поликлиниках.

2. Добиться постановки правильного медицинского диагноза

Елена Багарадникова. Фото с сайта 2апреля.рф

В дальнейшем он определит тот объем помощи, который сможет получать ребенок, и его образовательный маршрут.

Чтобы диагноз был точным, нужно постараться попасть в подходящее медицинское учреждение.

Диагноз «аутизм» может быть установлен и в ПНД (психоневрологический диспансер), но лучше на первом этапе все же обратиться в больницу.

Из государственных, уполномоченных в дальнейшем выдавать все необходимые справки и заключения, в Москве есть две больницы, где можно пройти диагностику. Это Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница № 6) и Научно-практический центр детской психоневрологии (бывшая детская больница № 18).

3. Получить психологическую помощь для всей семьи

Мало кто может справиться с такой ситуацией самостоятельно. Если честно сказать, то никто. Лучше, если проживание всех стадий горя происходит при поддержке специалистов, которые понимают, о чем идет речь.

Я по себе знаю, насколько это эффективно, хотя у меня и в мыслях не было заниматься собой в тот момент, когда ребенку поставили диагноз: к психологу я пришла, пытаясь разобраться, как мне взаимодействовать с собственным сыном.

Помощь психологов может быть бесплатной, может быть групповой, индивидуальной, очной или по скайпу.

Бесплатная групповая и индивидуальная работа ведется разными некоммерческими организациями. Есть такая и в «Контакте». Москвичам полезно также знать телефон 8(499)177-34-94 (с мобильных – 8-495-051) и сайт ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения. Помощь может быть оказана как экстренная, так и плановая.

4. Научиться быть родителями особого ребенка

Предполагается, что родительские навыки любой человек должен откуда-то получить сам. Но при воспитании ребенка с аутизмом возникает масса вопросов, которых нет у родителей здоровых детей: а слышит ли он меня, понимает ли, какими словами пользоваться, чтобы установить с ним контакт, и словами ли? Взаимосвязь между матерью и ребенком не всегда проявляется априори, а это очень травмирует. Родителям приходится учиться методам, которые помогут им и в общении с детьми, и в их обучении, и в социализации.

Специалисты могут помочь наладить такой контакт, научить, как решать насущные бытовые проблемы и работать с поведением, как приучать к горшку и приспосабливаться к избирательности в еде.

Часто, когда родители понимают, что могут учить своего ребенка, видят его успехи, даже небольшие, они перестают чувствовать себя неудачниками, и это дает им новые силы.

Есть специальные программы и методы, направленные на раннюю помощь семьям, где есть дети с РАС, в том числе на обучение родителей. В Москве их предлагает, в частности, Городской психолого-педагогический центр (при поддержке некоммерческих организаций). Например, программа EarlyBird. Сразу же упомяну, что там же есть отличная программа Assert. Есть хорошие программы в разных некоммерческих организациях и негосударственных реабилитационных центрах.

5. Ориентируйтесь на 20 часов корекционных занятий в неделю

Детям с аутизмом нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. На первых этапах, в раннем возрасте, эта работа должна занимать по возможности 20 часов в неделю. Можно даже 30, если ребенок это выдержит.

Полезно совмещать посещение Городского психолого-педагогического центра и занятий в каких-то известных НКО (например, по программе Assert) с привлечением отдельных специалистов.

Конечно, за государственный счет получить 20 часов в неделю, прямо скажем, сложно. «Добирать» придется либо самостоятельно, либо с помощью благотворительных фондов.

Ознакомьтесь так же:  Заболевания типа аутизма

Есть очень эффективные методы помощи, которые пока не оплачиваются государством. Например, ABA (прикладной поведенческий анализ), FloorTime и др.

При этом в коррекции должна участвовать вся семья.

Если специалист делает одно, а дома происходит совсем другое, — ничего не получится.

Это только еще больше дезориентирует ребенка. Важны слаженные действия всех, кто его окружает, – и родителей, и специалистов, и, кстати, бабушек и дедушек.

6. Оформите инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы

Не ждите, когда врачи предложат сами. Спросите их, что нужно сделать, чтобы начать этот процесс.

Для оформления инвалидности в БМСЭ не обязательно ложиться в больницу, можно все сделать в амбулаторном порядке. Это займет много времени, но будет хорошим подспорьем, в том числе материальным, для того чтобы получать помощь в различных государственных учреждениях, относящихся к Департаменту труда и социальной защиты населения (по крайней мере, в Москве).

Ребенок получит, например, возможность выездной реабилитации (в сопровождении родителей или законных представителей), летнего отдыха и оздоровления, а также санаторно-курортного лечения, льготный проезд в общественном транспорте (также с сопровождающим) и многое другое. Перечень льгот можно посмотреть, например, на сайте МГАРДИ (Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов).

Получение инвалидности не означает, что ребенок становится хуже. Это означает, что у него и у его семьи появляются новые возможности для компенсации тех дефицитов, которые он имеет.

Если родители не захотят, чтобы к ребенку относились, как к человеку с ограниченными возможностями, они могут и не показывать справку об инвалидности. Все происходит в заявительном порядке. Принес, попросил – получил. Не принес, не показал – не получил.

7. Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)

Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.

Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений. Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297).

В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.

В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.

«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.

8. Самостоятельно выберите детский сад или школу

Каким бы ни было заключение ПМПК, родителям нужно принимать решение. Они выбирают между коррекционной и ближайшей общеобразовательной школой; между возможностью возить куда-то ребенка и необходимостью снять квартиру рядом с тем местом, где его смогут обучить; между образовательным комплексом, где есть сильная психолого-педагогическая служба, и школой, где ребенка с аутизмом видят впервые, но согласны начать с ним работу, и т.д.

РОО «Контакт» разработала алгоритм для родителей, как выбрать образовательное учреждение для ребенка с аутизмом. Но, конечно, этот вопрос лучше обсуждать с каждой семьей индивидуально. Наши специалисты обычно тратят на это не менее часа. Консультации проходят бесплатно и проводятся совместно с представителями Городского психолого-педагогического центра и отделений Департамента труда и социальной защиты населения по графику.

Без чего никак нельзя обойтись – это без того, чтобы пойти в выбранное учреждение «своими ногами». Если кто-то из знакомых похвалил детский сад или школу, совершенно не факт, что это подойдет другому ребенку и другому родителю. Все нужно увидеть своими глазами.

Алгоритмы для регионов

Сейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться.

Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами.

В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи.

Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – психическое расстройство из группы общих расстройств развития, имеющее ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения, профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора для семьи и ближайшего окружения пациента.

«Как много людей имеют диагноз «аутизм»?» – это один из наиболее часто задаваемых вопросов и, увы, также один из наиболее сложных для ответа.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1 % населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) составляет 1 случай на 160 новорожденных. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей. В Республике Беларусь под наблюдением врачей-психиатров с РАС в 2015 году состояло 870 детей, что составляет 1,1 % от всех детей, наблюдавшихся у врача-психиатра.

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к 3 годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности. Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно и недоразвита. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.

Если уж такой ребенок смог как-то влиться в этот мир, то он будет оберегать привычный для него уклад жизни. Не потому что он упрям, а потому, что любые, даже незначительные изменения, подобны кошмару.

Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.

Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности.

  1. Аутизм разнообразен. Существует поговорка: «Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека». Каждый аутичный человек индивидуален, и невозможно сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как о наличии у него проблем с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Наличие аутизма не делает жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Аутизм не мешает быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.
  3. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Аутичные взрослые с любой формой аутизма могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью.
  4. Аутичные люди – не социопаты. Аутизм часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации.
  5. Нет никакой «эпидемии аутизма». Другими словами, растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить).
  6. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу «лучше что-то, чем ничего». Счастье при аутизме не сводится к «мужеству» или «преодолению». Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым. Аутичные люди хотят быть частью этого мира.

Детский аутизм

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм — что это такое?

Аутизм определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение. Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей беременность протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП;
  • заражение краснухой матери в период беременности;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Восприятие мира аутичным ребенком

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Ознакомьтесь так же:  Фобии боязнь глубины

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Ранние признаки аутизма у ребенка

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

1. Нарушенное социальное взаимодействие

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

2. Нарушенная коммуникация

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов». Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

3. Стереотипное поведение

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии). Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а такжесамоагрессии.

4. Раннее проявление аутизма

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Интеллект при аутизме

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга.

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом, эпилепсией,микроцефалией, то может развиться глубокая умственная отсталость. Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект. Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам.Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн, Энди Кауфман, Вуди Аллен, Энди Уорхол и многие другие.

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди нихсиндром Аспергера. Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет.

Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде с помощью специальных тестов.

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключенияповреждений мозга, провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости.

Как воспитывать малыша-аутиста

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

About the Author: admin