Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с заиканием

Оглавление:

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с заиканием

Конспект индивидуального занятия с ребенком, страдающим заиканием (5-6 лет)

Автор: Мухаметзянова Рафиса Рафисовна,
учитель-логопед МБДОУ Большеатнинский детский сад Атнинского района РТ

План

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка — «Лесная зарядка».

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога «Лиса и тетерев».

2. Пальчиковая гимнастика – «Зайчик».

3. Стихотворение с мячом – «Мяч по кругу».

4. Пересказ сказки «Теремок».

III. Заключительная часть.

2. Задание на дом.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Речевая зарядка «Лесная зарядка».

Цель: Развитие чувства темпа и ритма .

Логопед: Здравствуй, Миляуша! Как твое настроение? Давай начнем наше занятие с разучивания новой речевой зарядки. Я буду читать речевку, а ты повторяй за мной движения:

Раз-присядка, два — прыжок,

И опять присядка.

А потом опять прыжок-

Птичка крылышками машет.

И взлетает без оглядки.

Это – птичкина зарядка.

А лисята, как проснутся,

Очень любят потянутся.

Ловко хвостиком махнуть.

Ну, а мишка косолапый

Широко разводит лапой,

То одну, то обе в месте.

Долго топчется на месте.

А когда зарядки мало

Начинает все сначала.

II. Основная часть.

1. Разучивание нового диалога.

Цель: Развитие плавности, слитности речи, развития голосового диапазона.

Логопед: Молодец! А теперь давай мы с тобой попробуем выучить новый диалог. Я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной:

— Терентий, Терентий! Я в городе была.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была так была.

— Терентий, Терентий! Я указ добыла.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла так добыла.

— Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревьям, а все бы гулять по зеленым лугам.

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Гулять так гулять.

— Терентий, Терентий! Кто там едет?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Мужик.

— Терентий, Терентий! А за мужиком кто бежит?

— Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Жеребенок.

— Терентий, Терентий! А какой у него хвост-то?

— Ну так прощай, Терентий, мне дома недосуг!

2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Логопед: А теперь, давай поиграем с нашими пальчиками. Сначала я покажу, а потом попробуем вместе.

В одном доме (развернутые книзу пальцы опускается на стол) с большой крышей («Крыша»)

Жил зайчик («Заяц»)

Утром он запускал кораблик в речке («Кораблик»)

А вечером закрывал дверь в своем доме («Дверь») и ложился спать («Спать»).

3. Стихотворение с мячом.

Цель: Координация речи с движением. Закрепление ритма движения и слова.

Логопед: А теперь давай поиграем с мячом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

Вот так! Вот так!

4. Пересказ сказки «Теремок»

Цель: Развитие правильного, спокойного, слитного проговаривания, выделение интонаций, управление громкостью и тембром голоса.

Логопед: А теперь давай ты попробуешь пересказать сказку «Теремок». Сначала я буду читать по фразам, а ты повторяй за мной, а затем буду задавать тебе вопросы, а потом уже попытаешься сама пересказать сказку.

Пролетая по лесу, увидела муха теремок. Постучалась, а нет там никого. И стала она там жить. Пробегала мимо мышка. Постучалась:

— Терем-теремок, кто в теремке живет?

— Это, я, муха-цокотуха, а ты кто?

— Это я, мышка-норушка, пустите меня жить к себе.

Постучалась к ним и лягушка-квакушка, они и ее пустили к себе жить. Пробегал мимо зайчик-попрыгунчик и решил постучатся:

— Терем-теремок, кто в теремочке живет?

— Это мы – муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, давай и ты к нам жить.

Скоро стали жить они впятером: муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, да петушок-золотой гребешок.

Однажды мимо проходил медведь — косолапый. Он тоже постучался в теремок.

— Терем-теремок, кто в теремке живет?

— Это мы — муха – цокотуха, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгунчик, петушок-золотой гребешок.

— Пустите меня тоже к вам жить.

Пустили и его жить. Залез медведь косолапый на крышу, не выдержал теремок, да развалился. Тогда построили они новый теремок: большой и красивый. Стали жить-поживать, да добра наживать.

III. Заключительная часть.

Цель: Развитие лексико-грамматической структуры языка, слитности, плавности, выразительности речи.

2. Задание на дом.

Повторить дома новый диалог.

Характеристика заикающегося ребенка.

Заикаться начала пол года назад. Родители жалуются на быструю утомляемость, рассеянность внимания, тревожность. Низкая степень фиксированности на своем дефекте. Ребенок без особого клинического своеобразия, с легкой формой клонического заикания.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания. Фонематическая тема: Дифференциация звуков Ж и Ш в словах

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания подготовительная группа.

Фонематическая тема: «Дифференциация звуков Ж и Ш в словах».

  • учить различать согласные звуки Ж и Ш в словах.
  1. Учить слухо-произносителной дифференциации Ж и Ш.
  2. продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
  3. продолжать знакомить с термином « звук»
  4. учить выразительно, исполнять стихотворение, интонационно передавать разнообразие его звучания, пользоваться естественными паузами, ударениями, передавать своё отношение к содержанию.
  5. формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  6. формировать навык самоконтроля и самооценки.
  1. Предметные картинки на звук Ж и Ш.
  2. Тетрадь для логопедической работы

Ход занятия:

1. Логопед предлагает ребёнку послушать внимательно стихотворение:

Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки,
Ёж доволен, сыт, умыт,
На кроватке сладко спит.

— Откуда взялся дождик?

— Что сделал дождик7

— Что случилось с ёжиком?

Следить за тем, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.

Обратить внимание на то, что ребёнок выделял интонационно звук Ж в стихотворении. Прочитать стихотворение ещё раз с установкой на запоминание.

2. Упражнение на расслабление, снятия, мышечного тонуса « Деревья шумят»

Юра сейчас мы с тобой сделаем очень интересное упражнение. Повторяй за мной:

Деревья «шумят» — поднять руки над головой и помахать ими в обе стороны.

3. Развитие фонематического слуха. Сравнение артикуляции (общее и различие)

Дидактическое упражнение « Узнай по описанию» Логопед просит ребёнка отгадать по артикуляции, что это за звук.

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко молчит.

— Повтори, пожалуйста, и произнеси звук.

— Что это за звук?

Ребёнок: -ш-ш-ш- это звук Ш, согласный, всегда твёрдый, глухой.

Логопед показывает артикуляцию звука Ж.

  • губки округленны и слегка вытянуты вперёд,
  • широкий язычок на верху, образует» чашечку»
  • тёплая воздушная струя идёт по центру язычка
  • горлышко работает.

— Повтори за мой и произнеси.

— Что это за звук?

Ребёнок: -ж-ж-ж звук ж ,согласный ,всегда твёрдый, звонкий

4. Дифференциация звуков Ж и Ш.

Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

— Юра, я буду произносить слова, а ты слушай. Когда услышишь звук Ж, хлопни в ладоши.

— Я буду произносить слова со звуком Ш, а ты наоборот со звуком Ж

Повторение серии слогов:

Закончи слово подходящим слогом:

— Назови те звуки в парах слов, которыми слова отличаются друг от друга:

  • ЖАР — ШАР
  • ЖАЛЬ – ШАЛЬ
  • ЖАРИТЬ – ШАРИТЬ

— Разложи картинки на две стопки:

— Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы в названии которых есть звук Ж.

Логопед называет слово целиком,а ребёнок называет его по звукам.

Чистоговорки на звуки Ш и Ж.

Учить при произнесении последнего слога интонационно выделять звук Ш и ж.

  1. Ши — ши – ши, что шепчут камыши.
  2. Ша – ша – ша, это утка , выходи из камыша.
  3. Ше — ше – ше, нет уж утки в камыше.
  4. Жа – жа – жа, есть иголки у ежа.
  5. Жу – жу –жу ,как–то уж пришёл к ежу.
  6. Жи – жи – жи, мне ежаток покажи…

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук Ш и Ж.

Дидактическое упражнение «Подари Жанне подарок».

— Юра, давай с тобой подарим Жанне подарки на звук Ж в начале слова, и на звук Ш в середине слова.

Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки Ж и Ш.

— Чем отличаются звук от буквы?

— Чем мы сегодня занимались?

— Умничка, правильно. Мы учились отличать звук Ж и Ш, учились выделять их в словах.

Независимый сайт о заикании

Схема логопедической работы с детьми в амбулаторных условиях

Предлагаемые схемы занятий обозначают основные этапы последовательной логопедической работы. Не подменяя творческой работы логопеда, они являются отражением единых требований для всех заикающихся. Эти схемы служат для упорядочения, системности и целенаправленности логопедических занятий.

В предлагаемой системе логопедической работы в амбулаторных условиях учтен накопленный опыт в современной логопедии. В то же время к числу ее особенностей можно отнести следующие:

а) Логопедические занятия с заикающимися прежде всего строятся в зависимости от разных речевых возможностей каждого заикающегося, а не от сложности только речевых упражнений.

Ознакомьтесь так же:  Влияния стресса на нервную систему

Опора на сохранные участки речи в коррекционной работе с заикающимися позволяет одновременно использовать разработанные за многие годы разные системы последовательно усложняемых речевых упражнений, а также использовать сохранные речевые возможности каждого заикающегося отдельно.

Выявленный порог (уровень) свободной речи у заикающихся позволяет определять задачи трех этапов логопедических занятий с ними: подготовительного (работа ведется на имеющихся сохранных, здоровых участках речи), тренировочного (постепенное наступление на «больные участки речи») и закрепительного (закрепление приобретенных речевых навыков в повседневной деятельности с постепенным уменьшением речевых занятий).

б) Наряду с последовательным усложнением собственно речевых упражнений предусматривается постепенное нарастание сложности речевых ситуаций.

Исходя из знания факторов, влияющих на проявления пароксизмов заикания, в нашей системе предусматриваются разные стороны последовательного усложнения собственно речевых упражнений (степени ее самостоятельности, подготовленности структурной сложности, ритмичности, громкости) и речевых ситуаций (в зависимости от общественного окружения, обстановки, форм деятельности). Система логопедических занятий с заикающимися дошкольниками тесно увязывается с возрастными особенностями детей и задачами программы воспитания их в детских садах.

в) В предлагаемой системе логопедической работы предусматривается регулярное и обязательное использование магнитофона, определяются задачи и последовательность магнитофонных занятий с заикающимися.

г) Учитывая возможности и необходимость логопедической подготовки родителей заикающегося ребенка, в описанной ниже системе находит место определенное и постоянное участие родителей на разных этапах логопедических занятий с детьми.

В логопедических кабинетах и пунктах занятия с заикающимися детьми проводятся 2—3 раза в неделю по 40—60 минут каждое. Курс занятий рассчитан на 3—4 месяца. Это составляет 32— 36 занятий. Обследование и отбор детей так же, как и первичная магнитофонная запись, проводятся до начала занятий.

Подготовительный период ориентировочно составляет 7—8 занятий. Для дома это период щадящего режима, когда для ребенка должна быть создана максимально спокойная обстановка, организовано правильное отношение к нему окружающих, установлен твердый режим дня, по возможности ограничено речевое общение с окружающими, полностью исключена фиксация на случаях заикания. Все речевые упражнения в кабинете и дома логопед проводит, опираясь на здоровые участки речи заикающегося ребенка.

Содержание работы логопеда будет определять следующее. Стимуляция каждого ребенка на активную работу над своей речью и поведением. Для этого на первое занятие логопед приглашает несколько детей из числа тех, кто уже раньше занимался в логопедическом кабинете и был выписан с хорошими результатами. Пришедшие рассказывают о том, какая у них была раньше речь, как они добились устранения ее недостатков (упорство, настойчивость, обязательное выполнение заданий и советов логопеда и т.д.). На таком занятии может быть использован магнитофон с демонстрацией речи детей до начала курса логопедических занятий и после завершения его. Для старших детей могут зачитываться выдержки из писем бывших заикающихся. У начинающих занятия, таким образом, воспитывается острое желание упорным трудом, системой специальных упражнений добиваться красивой, свободной речи, вызывается чувство веры в силы логопеда, уверенность в благоприятном исходе специальных занятий.

Кроме того, на первом-втором занятии логопед знакомит детей с организационными особенностями предстоящих занятий: сообщает о расписании занятий, о необходимых для занятий пособиях, знакомит детей друг с другом, выявляет особенности их поведения в кабинете, рассказывает, из чего будут состоять предстоящие занятия, что из себя представляет красивая, правильная речь, проводится демонстрация такой речи (это может быть образец речи логопеда или прослушивание пластинок с выступлениями артистов, мастеров художественного слова; материал должен соответствовать возрасту детей).

С первых же занятий разучиваются речевые зарядки: произнесение гласных звуков, их сочетаний с согласными, разучивание стихов в сопровождении с движениями рук и ног, имитацией движений, соответствующих содержанию текста, проговаривание автоматических рядов (счет, дни недели, месяцы и пр.), заучивание психотерапевтических текстов для утреннего (после сна) и вечернего (перед сном) проговаривания. Например (утром): «Я сегодня хорошо выспался. Я хорошо отдохнул. У меня очень хорошее настроение. Я спокоен, бодр, весел. Меня ожидает сегодня много интересных дел. Я помню, что учусь говорить красиво. Я помню все советы логопеда. Я буду сегодня стараться говорить красиво и выразительно. Я уверен, что научусь говорить так, как говорят артисты». (Вечером): «Я сейчас буду спать. Сегодня у меня был очень интересный день. Весь день у меня было хорошее, радостное настроение. Я был спокоен и говорил хорошо. Я говорил так, как меня учат на занятиях. Я теперь всегда буду стараться говорить правильно и красиво. Я сейчас буду спать. А завтра встану бодрый, с хорошим настроением. Завтра меня тоже ожидает интересный день. Я снова буду следить за своей речью. Я научусь говорить красиво, как артисты».

Тексты для самовнушения логопед составляет в зависимости от возраста детей, с некоторыми видоизменениями они могут, предвосхищая логопедическое занятие, настраивать детей на выполнение задач этого занятия. Тексты могут повторяться ребенком один или несколько раз.

Одновременно с разучиванием речевой зарядки для детей раскрываются понятия о красивой, правильной речи, из каких компонентов она складывается: звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность, развернутость фразы, но без лишних звуков и слов, правильное поведение в момент разговора (свободное, непринужденное, спокойное, не суетливое, без вспомогательных движений).

Дети учатся следить за тем, как говорят их товарищи и они сами. Но при этом без фиксации на возможных запинках! Внимание должно быть обращено только на вышеназванные стороны речи и поведения. Фиксация на правильной речи!

Элементы правильной речи тренируются в этот период у ребенка на здоровых участках речи. Это позволяет свести к минимуму возможные запинки у него и в то же время все внимание уделить логопедическим требованиям к речи.

В этот период у логопеда представляется возможность проводить речевые упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответах на конкретные вопросы, беззвучном артикулировании, шепоте, ритмизованной речи (стихотворениях и прозе). Тренировка правильной речи проводится в разных условиях: из разных положений (сидя, стоя, в движении, с места, с выходом вперед, со стула и т.д.); в процессе разной деятельности, различных занятий (лепка, рисование, счет, аппликации, родной язык); дидактических игр (лото, домино, телефон и др.). Для усложнения речевых ситуаций на логопедические занятия приглашаются посторонние, которые вначале только присутствуют, а в дальнейшем постепенно подключаются к занятиям. В конце этого периода проводится обучающее магнитофонное занятие. Индивидуальная работа с детьми, имеющими сопутствующие заиканию речевые нарушения, проводится логопедом одновременно и с первых же занятий ребенка в кабинете.

Своеобразна работа с родителями в этот период. Логопед проводит со всеми родителями популярные лекции, беседы о заикании (сущность, причины, методы устранения), о значении и направленности логопедических занятий (разные уровни сохранной речи у заикающихся детей, задачи первого периода логопедической работы, логопедические приемы по предупреждению и устранению речевых судорог и т.д.), о роли родителей в лечебно-педагогическом процессе (консультации и лечение ребенка у врачей, домашний режим и отношение окружающих, ежедневные речевые занятия дома, ведение дневника, выполнение указаний логопеда и пр.). Общие лекции не исключают индивидуальных бесед о каждом ребенке, особенностей подхода и занятий с ним.

Кроме этого, родители за подготовительный период должны не менее 2—3 раз присутствовать на логопедических занятиях с детьми, где им наглядно демонстрируются приемы предупреждения и преодоления речевых судорог, показываются принципы проведения логопедических занятий.

Тренировочный период в амбулаторных условиях составляет 20— 22 занятия. Опираясь на представления и навык правильной речи, полученные ребенком на первом этапе, логопедические занятия этого периода ставят целью постепенно осваивать трудные участки речи заикающегося ребенка. Ребенок уже привык к успехам на занятиях, почувствовал, что может говорить свободно, красиво, поэтому новые задачи, которые к тому же очень постепенно реализуются логопедом, для него не будут неожиданными и чрезмерно трудными.

На логопедическом занятии разучивается новый текст утреннего и вечернего самовнушения. В качестве речевых зарядок интенсивно используется материал предыдущих речевых занятий.

В этот период постепенно тренируются во всех труднодоступных для заикающегося ребенка видах речи и речевых ситуациях: речевые упражнения (от ответов к спонтанной речи, от речи тихой к громкой); деятельность (от тихих занятий к подвижным и эмоциональным, от описания своих несложных действий к рассказу о предстоящем сложном комплексе действий); речевые ситуации (от усложнений ситуации внутри кабинета к сложным жизненным ситуациям). В условиях логопедического кабинета усложнение речевых ситуаций происходит за счет разнообразной деятельности ребенка и форм логопедического занятия. Лепка, рисование, аппликация, счет, родной язык, дидактические игры, подвижные игры и, наконец, ролевые и творческие игры. Последнее особенно важно для ребенка, так как полученные на занятиях навыки речи и поведения нужно перенести в жизнь.

В этот период проводится два-три обучающих и одно сравнительное магнитофонное занятие.

Обстановка на занятии усложняется и за счет все большей активности родителей. Вне кабинета закрепление новых навыков в основном ложится на родителей. Несколько занятий проводит логопед, а в дальнейшей он дает поручения родителям потренировать речь ребенка на прогулке, в музее, в магазине и т.д.

Работа с родителями в этот период состоит в том, чтобы:

1) провести для всех лекции-беседы о задачах тренировочного периода, о психологических особенностях заикающихся, о разных методах лечения заикания;

2) для присутствующих на занятиях показать успехи детей и эффективность логопедических приемов, поручить родителям проведение занятия или его части с детьми (план и последовательность занятия предварительно продумываются логопедом и родителем);

Ознакомьтесь так же:  Ютуб мой аутизм и я

3) в домашних условиях родители должны следить за выполнением ребенком указаний логопеда, проводить речевые занятия, вести дневник наблюдений.

В закрепительный период перед логопедом стоит задача продолжать закрепление правильной речи у ребенка в сложных условиях, в то же время постепенно отказаться от регулярных логопедических занятий. Этот период охватывает оставшееся время от обязательного цикла логопедических занятий (6—9 занятий). На логопедических занятиях продолжается интенсивная работа по тренировке правильной речи (рассказы, беседы, спонтанная речь и пр.) в ролевых и творческих играх, проводятся репетиции к предстоящему выпускному концерту и т.д. Вне занятий в кабинете продолжаются и интенсифицируются тренировочные речевые упражнения в различных ситуациях. Вводится следующий элемент — репетиция дома с родителями или сверстниками самостоятельного концерта. Желательно, чтобы в детском учреждении ребенок также принял участие в подготовке к предстоящему концерту.

Заканчивается курс обязательных логопедических занятий в кабинете утренником или концертом.

В закрепительный период работы родители посещают также логопедические занятия с детьми, принимают активное участие в их проведении, выполняют указания логопеда по закреплению у ребенка новых навыков речи и поведения в общественных местах и дома, принимают участие в подготовке выпускного концерта. Перед выпуском логопед с родителями каждого ребенка обсуждает его особенности и дает рекомендации по созданию необходимых условий для закрепления у него навыков свободной речи.

В зависимости от результата проведенных занятий логопед дает индивидуальные указания. Детям с практически здоровой речью рекомендуются ежедневные речевые зарядки и речевые занятия дома, посещение логопедического кабинета раз в две недели, затем 1 раз в месяц, 1 раз в 2 месяца и, наконец, 1 раз в 3 месяца.

Детям с незначительными остаточными явлениями заикания рекомендуются ежедневные речевые зарядки и занятия дома и посещение логопедического кабинета 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. После некоторого перерыва повторить курс логопедических занятий, начиная с тренировочного периода. Для детей со значительными остаточными явлениями заикания рекомендуется стационарное лечение или занятия в специальных учреждениях. Дома — ежедневные речевые зарядки и повторные занятия с логопедом.

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

План-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме:
Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

Конспект интегрированной НОД для детей с невротическим заиканием

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с заиканием

Средняя группа, невротическая форма заикания

Тема: развитие сопровождающей формы речи в процессе ручной деятельности (аппликация флажка)

  • Формирование умения регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела
  • Формировать длительность и плавность речевого выдоха
  • Воспитание темпа, ритма и плавности речи
  • Развитие, вопросно-ответной, сопровождающей формы речи с помощью зрительной опоры
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие координации речи с движением
  • Закрепление навыка вопросно-ответной формы речи
  • Закрепление навыка сопровождающей формы речи
  • Знакомство с технологией создание флажка
  • Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе
  • Формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование : шарики, легкие предметы (пушинки), картинки для артикуляционной гимнастики, красные листочки прямоугольной формы, клей, ножницы, деревянные палочки.

Здравствуйте ребята! Давай те начнем наше занятие!

Сейчас я вам буду читать стихи, а вы закроете глаза. Начинается «Волшебный Сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».

Внимание наступает «волшебный сон»…

Мы спокойно отдыхаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Шея не напряжена И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Всем открыть глаза и встать!

2. Общая моторная зарядка

2. Общая моторная зарядка

Упражнения на расслабление:

Встаньте в круг, руки опустите вдоль туловища:

  • правое плечо поднять к правому уху, «бросить» (опустить в исходное положение), левое плечо к левому уху, бросить, оба плеча поднять, а затем бросить.
  • голову опустить на грудь, затем медленно под счет от 1-4.
  • руки поднять вверх, расслабить кисти, локти, бросит вдоль туловища (все под счет 1-4)
  • расслабленными руками имитировать движения, как при полоскании белья
  • поднять ногу, колена на уроне бедра, левое – правое попеременно
  • согнуть туловище, руки повисли как плети, медленно подняться

3. Речевая зарядка

3. Речевая зарядка

Формирование нижне-диафрагмального дыхания

  • Надуйте и сдуйте шарики
  • Сдувание и поддувание легких предметов

Работа над голосом

С тренировкой диафрагмального дыхания одновременно проводятся голосовые упражнения:

  • Вдохните и выдохните, контролируя рукой живот, затем на выдохе произносите звук -а-
  • Поочередно тянуть гласные -а-, -о-, -у-, без паузы один звук переходит в другой
  • -а- громко, -у- тихо, -о- умеренно

Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата, и переключаемости с одного движения на другое:

Язычок на спортплощадке

Рот приоткрыть. Язык максимально высунуть изо рта и оттягивать вправо-влево.

Хотя это нелегко,

Рот открыть и не закрывать. Тянуться языком к носу.

К подбородку близко.

Рот открыть. Тянуться высунутым языком к подбородку.

Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

А теперь Язык, как мячик,

За зубами сверху скачет.

Держать рот широко открытым. Стучать кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

Поспешил на ипподром,

На лошадку сел верхом.

Широко открыть рот и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Растягивать подъязычную связку.

В гриб на ножке превратился.

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

Язычок теперь гимнаст.

Закрутился вверх у нас.

Рот открыть. Поднять язык за верхние зубы. Закрутить его наверх. Придержать зубами.

А сейчас он развернулся,

Лег и в трубочку свернулся.

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь .

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

Высунуть широкий язык. Расслабить мышцы языка. Удерживать его в таком положении 10 сек.

Борьба с трудными звуками

И – ПРИ- ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ – ПРИКЛЕИВАЮ

Я – ПРЯ – ПРЯМОУГОЛЬНИК- ПРЯМОУГОЛЬНИК-ПРЯМОГУЛЬНИК

Е – ТРЕ – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК – ТРЕУГОЛЬНИК

4. Координация речи с движениями

В бутылку с водой

И прутик вишнёвый

Я ночью тихонечко

И в банку с водою

Что, если кистями

Вдруг вырастет знамя

Но мама увидела

Пришла и сказала:

— Не вырастет! Нет! —

Ты, сын, не грусти!

Ты лучше — ка сам

Вот станешь, как папа, —

И знамя большое

В руках понесёшь.

Читается стихотворение и отбивается ритм, карандашом по столу, или хлопками с ладошки.

5. Речевая работа

Сейчас мы с вами сделаем бумажный флажок на палочке. Я раздам красные листочки прямоугольной формы. Па предыдущем занятии мы учились складывать бумажные листочки пополам. Сделайте это сейчас (в процессе работы логопед задает вопросы каждому ребенку):

-Катя, что ты делаешь сейчас? (складываю бумагу пополам)

-Какого цвета бумага? (красного)

-Какой формы листочек? (прямоугольный)

Теперь склеим обе половинки. Смотрите дети, я мажу клеем одну половинку. Я намазываю клей аккуратно, понемножку. Теперь вы делайте так же.

-Таня, что ты делаешь? (мажу клей на одну половинку)

-А теперь, Андрей скажи, что ты делаешь, но, не повторяя слова Тани? (я мажу клей вот здесь)

— а ты Илья (я мажу половинку листочка клеем)

Далее идет показ детям, ка вырезать треугольник и как его украсить. На бумаге предварительно карандашом рисуют линию, по которой надо делать надрезы.

Сейчас я покажу, как приклеить флажок к палочке. Смотрите внимательно. Теперь тоже самое сделайте со своим флажком.

-Что ты сейчас делаешь со своим флажком? (я его прикрепляю к палочке), (я прикрепляю свой флажок к палочке)

-Молодцы, покажите свои флажки друг другу.

-Теперь положите руки на парты, глубоко вдохните и выдохните.

6. Домашняя работа

Ребята, дома вы проделаете снова эту работу, и научите своих родителей создавать такие же флажки. А так же подумайте, найдите дома, какие есть еще флажки, и расскажите нам о них.

Все хорошо сегодня занимались, флажки получились красивые. Мы дальше будем учиться аккуратно, выполнять поделки, и помогать друг другу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:Активизировать словный запас.

Данный конспект индивидуального логопедического занятия содержит в себе, кроме материала непосредственно по автоматизации звуков [с] и [л], материал по использованию различных игр в речевой работе с д.

Конспект индивидуального занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР по теме «В гости к нам зима пришла».

Формирование готовности к школе — одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения.

Конспект открытого занятия для детей дошкольного возраста с ОВЗ: « Дружные ребята».

Активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по предварительно составленному плану. Совершенствование граммат.

Ознакомьтесь так же:  Может ли синдром дауна передаваться по наследству

Активизация и актуализация словаря по теме «Лето красное». Закрепление представлений о лете и его приметах. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста на подготовительном этапе коррекции заикания с инновационной программой «Комфорт»

Разделы: Логопедия

Заикание представляет собой сложное патологическое состояние с полиморфной клинической картиной, в которой преобладают две группы нарушений:

  • собственно речевые судороги(артикуляционные, голосовые и дыхательные), прерывающие плавность речи, ее слитность, и нарушения просодики (темпа, ритма, и мелодичности);
  • расстройства в психоэмоциональной сфере, обусловленные различными неврологическими и лого-невротическими нарушениями, которые возникают у заикающегося в результате затруднения речевого общения (логофобии, речевая неуверенность, страх определенных ситуаций, сопутствующие эмоционально-аффективные и соматовегетативные проявления, связанные с речью)

Необходимо отметить, что при заикании, кроме характерных речевых судорог, имеет место высокий уровень тонуса и биоэлектрической активности различных групп мышц, участвующих в процессе речи, особенно перед началом и во время речи. Это обусловлено тем, что как тонические, так и клонические судороги распространяются, как правило, на весь речевой аппарат и могут преобладать в дыхательном, голосовом или артикуляционном его отделах.

Для заикающихся детей характерны кардиоваскулярные дыхательные изменения. Речевое дыхание поверхностное или вообще не сформировано. Зачастую речевой поток осуществляется в момент вдоха. Во время речи преобладает ключичное или грудное дыхание. Дефектная речь становится для заикающегося ребенка главным психотравмирующим фактором. Лишает его полноценного общения, травмирует и изменяет психику, изменяет функциональное состояние в целом, формирует в организме устойчивый патологический стереотип речи и поведения.

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он подразумевает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей — невролога и психоневролога, логоритмиста и ряда других специалистов.

Одной из основных задач в комплексном подходе коррекции заикания является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся, которое осуществляется логопедами. Формирование речевого дыхания – логопедическая техника, направленная на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.

Дыхание – это одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, по средствам которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними.

Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации. Это особенно важно при заикании. Только диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением у заикающихся.

Предполагается существование нервного механизма, посредством которого диафрагмальное дыхание может понижать активность коры головного мозга. Избыточная стимуляция, возникающая при использовании этого типа дыхания, тормозит приток сенсорной информации в кору и стабилизирует работу психики. Снижение активности коры головного мозга, приводит к снижению уровня мышечной активации, за счет чего на глубоком диафрагмальном выдохе происходит расслабление мышц внутренних органов и снижение тонуса периферических сосудов. При снижении мышечной активности ткани внутренних органов лучше снабжаются питательными веществами и кислородом, кроме того, снижаются или исчезают спастические боли.

В Центре диагностики и консультирования города Нижнекамска республики Татарстан, принимая во внимание широкие диагностические и коррекционные возможности, пришли к мысли внедрить в образовательный процесс новую компьютерную программу диагностики и коррекции психофизиологического состояния «Комфорт».

Программа «Комфорт» является универсальной методикой коррекции и развития адаптационных возможностей. Она предназначена для работы с различными возрастными группами и позволяет решать комплексные задачи по коррекции заикания.

Программа «Комфорт» осуществляет работу в нескольких режимах:

  • Режим «Кардио-ФБУ» — обучение диафрагмальному дыханию (наиболее оптимальному для развития ребенка)
  • Режим «ЭМГ»- обучение снятию мышечного напряжения и излишнего эмоционального напряжения
  • Режим «Температурный» — обучение снижению уровня стресса
  • Режим «Кардио-ЛОГО» (профилактика развития логопедических нарушений у детей, коррекция имеющихся нарушений речи, заикания, совершенствование навыка речи в профессиональной карьере, связанной с речью).

Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь- это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма.

Биоуправление — это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Но это особая форма обучения. Ее специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специальных технических средств. При реализации метода функционального биоуправления (ФБУ) происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры- аппарата МиКарт) и преобразование их в компьютере в виде сигналов обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме ON- LINE увидеть и услышать сигналы, соответствующие его состоянию функций организма, а кроме того в режиме реального времени может отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.

Сущность метода биоуправления при коррекции заикания заключается в обучении ребенка контролировать и целенаправленно изменять течение нарушенной физиологической функции, участвующей и влияющей на процесс речеобразования (дыхания, мышечного и вегето-сосудистого тонуса, психоэмоционального состояния).

Курс состоит из 15-20 занятий по 20-30 минут.

Цель курса: обучение детей диафрагмально — релаксационному дыханию, которое обеспечивает оптимальное состояние организма для процесса речеобразования и снятию психоэмоционального напряжения,

Занятия с заикающимися детьми состоят из нескольких этапов.

1. Диагностический. (1сеанс)

В программе заводится карточка, где отражаются анамнестические данные на ребенка. Далее проводится диагностика в течение 3 минут с помощью специального диагностического режима. Регистрация физиологических параметров важна для оценки функционального состояния организма и для отслеживания изменений, происходящих в ходе курса коррекции.

2. Формирование навыка диафрагмально — релаксационного дыхания. (2-8 сеансов)

Так как правильное дыхание является основным необходимым навыком для коррекции данного нарушения, следует уделить особое внимание точности вырабатываемого навыка, то есть соблюдению правильности технологии дыхания. Часто при заикании имеются жестко закрепленные патологические стереотипы дыхания, которые с трудом поддаются коррекции, это может удлинить этап формирования навыка.

Занятия проходят в режиме «Кардио-ФБУ». Для снятия сигнала ЭКГ, используются электрические биполярные кардиодатчики, размещаемые на запястьях. Идентификация удара сердца и определение времени его прихода осуществляется программным путем. Регистрация параметров дыхания и временной функции дыхательного цикла производится путем программной обработки характеристик кардиосигнала по изменению длительности дыхательной волны.

Обучение проводится логопедом в ходе практических тренинговых занятий – сеансов, по специальной технологии. Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла. Руки опущены, лежат на коленях. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Выдох через рот, медленно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением, брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. Задача в том, чтобы с каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

На практических занятиях с компьютерными тренажерами сигналом обратной связи служит развитие мультипликационного сюжета или изменение изображения. Эти изменения отражают изменения пульса на вдохе и выдохе.

Для правильного проведения процедур обучения навыку дыхания необходимо использовать чередование рабочего режима (дыхание диафрагмальное) и режима отдыха (дыхание произвольное).

3. Закрепление навыка. (8-15 сеансов)

На этом этапе работы нужно сформировать навык речевоспроизведения на выдохе. Для этого логопед дает ребенку задачу воспроизводить определенный звук или слог, а затем слово, словосочетание или текст на фазе выдоха. Эта работа проводится в режиме «Кардио-Лого», содержащим стимульный материал для постановки слитного речевоспроизведения на выдохе. При остановке речевоспроизведения следует строго следить за параметрами дыхания:

  • частота дыхания должна быть в пределах 4-8 дых./мин;
  • должна наблюдаться синхронность изменения значений пульса и дыхательного цикла (увеличение пульса на вдохе и снижение на выдохе);
  • должно удерживаться стабильное значение показателя RSA (не менее 10 уд/ мин).

Учитывая, что избыточное психоэмоциональное напряжение может помешать ребенку успешно справляться с заданием, дополнительно следует использовать режим ЭМГ для обучения ребенка мышечной релаксации. При этом, в зависимости от особенностей детей, специалист может решить несколько дополнительных задач:

  • научить контролировать уровень мышечной активности на группе мышц, участвующих в процессе речи (датчики устанавливаются на наружных мышцах лица и шеи, в которых наблюдается патологически избыточная или судорожная активность);
  • научить контролировать уровень общего психоэмоционального напряжения (датчики устанавливаются на лобные, трапециевидные мышцы, или мышцы кисти).

На этом же этапе возможно дополнение работы другими методами саморегуляции (визуализация, музыкотерапия, аутогенная тренировка и т. д.).

4. Заключительная часть (5-10 сеансов)

На этом этапе работы следует проводить тренировку ритмической, вопросно-ответной и спонтанной речи, уделяя внимание слитности, плавности и легкости речевоспроизведения.

Ожидаемый результат: Эффективность биоуправления при коррекции заикания высока и достигает 80% и выше, при этом эффект плавной речи сохраняется не менее 9 мес. Кроме того, значительно оптимизируется общее психофизиологическое состояние и снижается характерная для этих детей тревожность, невротичность, напряженность, что способствует повышению адаптационных возможностей организма.

Список литературы:

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.
  2. Методическое пособие «Комфорт». Диагностика и коррекция психофизиологического состояния. — Санкт Петербург, 2004.
  3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 1997
  4. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1980

About the Author: admin