Дыхательные упражнения при неврозах

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при неврозе, неврите, депрессии

Неврозы — это заболевания, в основе которых лежат обратимые нарушения психической деятельности. Это срыв высшей нервной деятельности. Такой срыв может произойти у человека в условиях травмирующей его нервную систему ситуации. Причиной невротического расстройства может стать хронический эмоциональный стресс, длительное физическое или умственное переутомление. Не каждый может вовремя взять себя в руки, успокоиться, перестать злиться, сердиться, нервничать, возмущаться и т. п. Да и просто невозможно сразу избавиться от накапливавшегося годами астенического синдрома, при котором ухудшается память и внимание, снижается умственная и физическая работоспособность, а утомляемость и раздражительность, наоборот, учащаются.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой через 30 минут после начала занятий изменит настроение в лучшую сторону: у вас появится желание жить, вы почувствуете радость, удовольствие, вам захочется смеяться и петь. Ведь совершенно неслучайно актеры делают упражнения по Стрельниковой перед выходом на сцену.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой, по-видимому, помогает включить в обменные процессы все центры, находящиеся в коре больших полушарий, особенно воздействует она на центр положительных эмоций человека. Стрельниковские вдохи-выдохи действуют как своеобразный допинг.

Неврастения при регулярных, ежедневных занятиях постепенно отступает безо всякой психотерапии и применения транквилизаторов.

Сложнее поддается лечению невротическая депрессия. Это подавленное состояние, при котором у человека отмечается гнетущая его тоска. Он все видит в мрачных красках, помнит все свои обиды и несчастья, будущее ему представляется безысходным.

Такому человеку важно заниматься дыхательной гимнастикой Стрельниковой ежедневно и желательно не в одиночку, а в группе. Тогда легче отвлечься от мрачных мыслей. Постепенно самочувствие улучшается, появляется уверенность в своих силах.

Часто после различных инфекций возникает неврит лицевого нерва. При этом на соответствующей стороне лица развивается паралич мышц, рот перекошен. В процессе занятий дыхательной гимнастикой лицо приобретает нормальное выражение, неврит излечивается. Ликвидируется подергивание век и лицевых мышц.

При неврите лицевого нерва полезно делать 3 упражнения головой: «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой» (вверх-вниз). Начинать следует именно с этих упражнений и ими же заканчивать. Вначале делайте по 96 вдохов-выдохов каждого из этих упражнений. Делать следует весь комплекс упражнений, но начинать и заканчивать нужно этими тремя упражнениями.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой создает такое эмоционально-психическое состояние, при котором у человека появляется уверенность в своих силах, раскрепощенность, эмоциональный подъем.

Дыхательная гимнастика при панических атаках

Существует ряд упражнений, которые помогают справиться с паническими атаками. в частности, весьма эффективной оказывается дыхательная гимнастика. Но, прежде всего, необходимо знать, какие уровни ПА существуют, какие признаки каждого из них и когда лучше всего бороться с этим состоянием.

Панические атаки характерны тем, что связанный с ними страх имеет несколько уровней.

  1. Совершенно психологический — это страх, который возникает без какой либо причины. Он имеет свойство «накатывать» будто бы ниоткуда и часто воспринимается в качестве чужеродного влияния на сознание. Дополнительно пугает ещё и сам факт его возникновения.
  1. В этот момент начинают возникать физические реактивные признаки. Чаще всего это тахикардия, но могут появиться и другие формы аритмии. К примеру, сердце бьётся с частотой 90 ударов минуту, и вдруг пульс перестаёт прощупываться так, как будто бы сердце остановилось. Тогда же возникает общая слабость, обильное потоотделение, дрожь в руках и ногах, иногда кисти рук даже скрючивает внутрь. Может наблюдаться ещё и головокружение, тошнота, потемнение в глазах и ряд других симптомов. Всё это тоже пугает человека. В результате возникает иллюзия того, что он боится вполне конкретного физического симптома, а особенно учащённого сердцебиения. Тем не менее, мы имеем дело с ещё одной волной, будто бы объяснимой физическими проявлениями, страха, который на самом деле имеет эндогенную природу.
  1. Рано или поздно, обычно в течение часа, атака снижает свою интенсивность, но остаётся страх от того, что она была. Организм в целом и психика включают защитные механизмы. Это провоцирует появление странных состояний деперсонализации или дереализации, которые тоже пугают.
  1. Но и этим всё не исчерпывается. В периоды отсутствия панических атак человек боится того, что они повторятся. Произойти же это может в самый неподходящий момент — во время вождения автомобиля, на деловом совещании или при каких-то подобных ситуациях.

Методы работы, направленной на избавление от панических атак, следует точно так же делить на группы.

  • Экстренное реагирование на неожиданно начавшийся приступ паники.
  • Общее исцеление, стабилизация нервной системы и психики.
  • Реабилитация, закрепление достигнутого.

Практика показывает, что одним из лучших способов является работа с дыханием. Это не означает, что всё лечение нужно сводить только к этому, но контроль, управление или релаксация дыхания и мягкий возврат его к нормальному состоянию является наиболее действенным и результативным способом реакции на панические атаки.

Рассмотрим все уровни и попытаемся понять, что нужно делать.

Во время атаки

Сам момент начала приступа отследить можно, но так быстро среагировать не получится. В этот период лучше ничего не делать и позволять сознанию блуждать так, как ему заблагорассудится. Не нужно бороться с этим состоянием, которое паникой или страхом можно назвать более условно. Начинать что-то делать следует в тот момент, когда появляются первые физические признаки. Очень часто, практически во всех случаях, будут два характерных — учащённое сердцебиение и учащённое верхнее дыхание. Кажется, что не хватает воздуха, образуется невротическая спазма. Она заставляет делать мелкие и частые вдохи, что приводит к гипервентиляции лёгких, перенасыщению крови кислородом.

Основное правило!

Не нужно сразу пытаться выполнять какие-то особые упражнения. Всё внимание переключаем на выдох, а не на вдох.

Какой-то вдох вы сделаете в любом случае… Сейчас задача совершать плавные и обязательно полные выдохи. Позволяем телу вдохнуть так, как оно «хочет» само, а управляемым делаем выдох. Делать это нужно аккуратно, как будто вы намерены спрятать от окружающих то, что управляете дыханием. После того как получится выполнить 10-15 полных выдохов можно переходить к другим упражнениям группы экстренной самопомощи.

Дыхательная гимнастика при панических атаках: главный секрет

Каких-то универсальных методов, особой дыхательной гимнастики при панических атаках не существует. Каждый может разработать свой собственный уникальный комплекс. В качестве основы можно взять понравившиеся способы пранаймы (дыхания йогов), цигуна или предлагаемые на сайтах психотерапевтов.

Ознакомьтесь так же:  У новорожденного сопли 2 недели

Считается, что практически всем помогает методика «дыхания по квадрату». Ничего сложного в ней нет.

  1. Вдох на 4 счёта.
  2. Задержка дыхания на 4 счёта.
  3. Выдох на 4 счёта.
  4. Задержка дыхания тоже на 4 счёта.

Иногда рекомендуется найти глазами что-то квадратное или прямоугольное и смотреть на один из углов в момент соответствующего действия. В какой-то степени это поможет всем, но не всем нравится. В качестве дополнительного метода можно использовать дыхание через бумажный пакет или, по крайней мере, за высоко поднятым воротом свитера, кофты, какой-то другой одежды. В основном такой метод призван восстановить баланс углекислого газа.

Секрет в том, что каждый может выработать какую-то методику для себя самостоятельно. Главное, чтобы это были упражнения, а не ритуалы.

Возьмите себе за правило следующую модель действий. Если атака настигла вне стен дома, то постарайтесь найти тихое и спокойное место, где можно присесть. Подойдёт лавочка в парке или возле подъезда дома. Доберитесь туда и примите любую удобную позу. Как было описано выше, сделайте несколько глубоких выдохов. После этого переходите к своему комплексу упражнений. Крайне рекомендуется изучить его заблаговременно.

В периоды между атаками

Здесь необходимо сделать одно важное замечание. Работать с дыханием или практиковать какие-то другие методы во время панической атаки крайне сложно, а часто — не очень и нужно. Основная задача в такой период — это заменить цикл поверхностного частого дыхания на более глубокое, связанное с полным выдохом и равномерностью. Не очень и важна продолжительность выдоха и вдоха. Главное, чтобы выдох был или равен вдоху по времени, или немного его превосходил.

Для этого нужна тренировка в обычные периоды, когда никаких атак не наблюдается. Она может не только научить нас правильно дышать во время атак, но и способствовать общему укреплению и оздоровлению организма.

Оптимальным видом практики следует считать цигун даосских, буддийских и всех мягких, оздоровительных школ. Это лучшая дыхательная гимнастика при неврозах и психических расстройствах самой разной природы.

  1. Большая часть комплексов основана на том, что с дыханием не делают чего-то искусственно. Мастера цигуна предпочитают использовать то, что есть. Поэтому в практиках нет долгих задержек дыхания на вдохе или выдохе и целого арсенала приёмов пранаямы.
  1. Цигун связан преимущественно с «нижним» дыханием или «дыханием животом». Давно уже подмечено, что может принести существенную пользу диафрагмальное дыхание при панических атаках. Для его осуществления не обязательно думать непосредственно про диафрагму. При вдохе живот поднимается и раздувается так, как будто бы наполняется воздухом. На самом деле на мягкие ткани и кишечник воздействует распрямление диафрагмы.

Выполняются практики при плавном и мягком дыхании. Одно это уже способно остановить мелкое и частое, поверхностное дыхание при панических атаках. Характерно, что делая такие вдохи и выдохи можно устранить и учащённое сердцебиение.

Сложность лишь в том, что для изучения обычной дыхательной гимнастики при панических атаках достаточно видео и статей с инструкциями. Цигун же представляет собой сложную систему теории и практики. Изучать его лучше в группе, под руководством опытного наставника. Доступно это не всем. И дело тут не в стоимости занятий, но в том, что далеко не каждый человек в состоянии осваивать все нюансы, раскрывать тонкости и кропотливо работать над дыханием и движениями. Тем не менее, смело можно сказать, что это лучшая ЛФК при неврозах самого разного типа.

Для тех же, кто сочтёт цигун неприемлемым, перечислим различные методы и практики, которые хорошо себя зарекомендовали и приносят положительный эффект.

«Оранжевая книга» Ошо

Это сборник медитаций, которые разделены на четыре части — по времени суток. Бхагван Шри Раджниш создал «джентльменский набор» медитаций так, чтобы каждый смог выбрать что-то для себя. Многие из них — это результативные и простые упражнения при неврозе. Целый сборник — выбираем то, что понравится и практикуем так, как рекомендовал автор.

Система разработана в середине прошлого века Свами Сатьянанда Сарасвати. Она представляет собой результат исследований физиологии мозга и древних тантрических практик. Этот вид йоги вызывает глубокую релаксацию, содействует изменению физических и психологических процессов. Это не дыхательные упражнения при панических атаках, но один аспект можно заимствовать целиком: отсчёт дыхания в обратной последовательности.

Примерно так… В момент начала атаки произносим мысленно «36 — живот поднимается, 36 — живот опускается; 35 — живот поднимается, 35 — живот опускается»… И таким образом делаем 36 вдохов и выдохов. Если сбились — ничего страшного: начинаем снова с 36. Элемент практики нидра-йоги, который легко взять на вооружение в борьбе с атаками. В обычном же состоянии практикуем эту йогу один раз в 2-3 дня.

Попробуйте! Уже через месяц можно забыть не только про атаки, но и про другие неврозы, если они есть.

Очень трудно поверить в то, что возможна какая-то гимнастика при депрессии или в то, что в момент сильной панической атаки кто-то сможет использовать тот или иной метод. У человека ноги подкашиваются, холодный пот и сердце стучит так, как будто собралось выскочить из груди, а он вот так запросто возьмёт и начнёт практиковать какие-то методы. Примерно то же самое можно сказать и про депрессию, которая не даёт заниматься ничем, тем более — гимнастикой.

Однако это не означает, что нужно сидеть, сложа руки всегда. Светлые промежутки есть и во время затяжной депрессии, и даже в ходе скоротечных панических атак. Только это не означает, что их так уж просто использовать. Если не для дыхательных практик или других упражнений, то для молитв. Только молиться нужно всем сердцем. Вполне возможно, что искренняя молитва даст то же самое, что и упражнения при панических атаках.

Дыхательные техники при тревоге

Когда человек испытывает тревогу, его дыхание учащается. Это может усилить тревогу еще больше. Эта дыхательная техника позволит Вам научиться успокаивать дыхание и уменьшать тревогу при приближении панической атаки; при его регулярном выполнении снижается общий уровень тревоги, что способствует профилактике панических атак, ускоряет выздоровление. Выполнение этого упражнения занимает около 5 минут.

  1. В положении стоя или лежа вытянитесь прямо. Вы можете сесть прямо в кресле, если Вам это удобно.
  2. Положите руку на живот.
  3. Дышите как обычно, во время дыхания следите за движением живота и груди.
  4. Попробуйте дышать «животом» – задействуя мышцы живота, так, чтобы грудь при этом была неподвижна.
  5. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как рука, лежащая на животе, медленно движется.
  6. Задержите дыхание на счет 5.
  7. Мягко нажимая рукой на живот, медленно выдохните через нос, считая до 5.
  8. Вдыхая и выдыхая, считая до 5 и следя за движением руки, дышите в течение 5 минут.
  9. Если во время выполнения этой техники Вы почувствуете тревогу, прервите упражнение.
Ознакомьтесь так же:  Боязнь потери контроля над собой

Для достижения противотревожного эффекта упражнение необходимо ежедневно выполнять по 2 раза. Вскоре Вы начнете автоматически дышать так в течение всего дня. Это позволит снизить вероятность возникновения панических атак, ускорить выздоровление.

Когда Вы освоите эту технику, Вы сможете использовать ее во время тревоги – она позволит нормализовать дыхание и уменьшать тревогу.

Не отчаивайтесь, если это упражнение не получится у Вас сразу. Чтобы научиться его делать, требуется время.

Не бойтесь, что во время выполнения этого упражнения у Вас возникнет тревога. Вы можете прервать его в любой момент.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой — Невроз, неврит, депрессия

К сожалению, не каждый человек может быстро «погасить» раздражение, гнев, «взять себя в руки» и успокоиться. Еще труднее избавиться от формирующегося годами так называемого астенического синдрома, при котором наблюдаются ослабление внимания, ухудшение памяти, снижение физической и умственной работоспособности, повышенная утомляемость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость с резкими изменениями настроения и, наконец, головные боли.

Стрельниковская дыхательная гимнастика способна через полчаса после начала тренировки улучшить ваше состояние и настроение. Вам захочется танцевать, петь, смеяться и радоваться жизни! Ведь совсем не случайно она получила название «актерская гимнастика«. В считанные минуты (а актеры часто делают упражнения прямо перед выходом на сцену, стоя за кулисами, уже в гриме и костюме) она создает особое психоэмоциональное состояние, при котором появляются смелость и уверенность в себе, ощущение свободы и раскрепощенности всего тела. Человек ощущает колоссальный эмоциональный подъем! Трудно сказать, что именно происходит во время занятий стрельниковскои гимнастикой в коре головного мозга (это задача будущих исследований), но очевидно, что упражнения вызывают у человека массу положительных эмоций и прилив сил. Вместе с этим улучшается и общее самочувствие.

В каком бы плохом состоянии ни был человек (если он, конечно, способен передвигаться), тридцатиминутный «допинг» в виде тысячи двухсот стрельниковских вдохов-движений обязательно принесет ему облегчение.

Сложнее поддается лечению невротическая депрессия, когда человек испытывает гнетущую тоску, все воспринимает в мрачном свете, вспоминает прошлые обиды и несчастья, а будущее видит черным и безысходным. Но и в этом случае постепенно будет достигнут желаемый результат. Только следует учесть, что занятия стрельниковскои дыхательной гимнастикой для пациента, страдающего депрессией, должны стать ежедневными и желательно — групповыми. Занимающийся в группе невольно отвлекается от своих черных мыслей. Он видит, как у других (сердечников, астматиков, гипертоников, заикающихся и т.д.) с каждым сеансом улучшается самочувствие, появляется уверенность в полном выздоровлении, повышается настроение и поднимается жизненный тонус, и у него самого пробуждается интерес к жизни.

В начале моей медицинской практики (я несколько лет проработал в городской клинической больнице № 50 широкого профиля) у меня лечились больные с невритом лицевого нерва. Это заболевание чаще возникает после различных инфекций (гриппа, простуды и т.д.) и довольно редко — после воспаления среднего уха или дерелома основания черепа. При этом заболевании на соответствующей стороне лица развивается паралич мышц, рот перекошен в здоровую сторону. Больной не может наморщить лоб, зажмурить глаза. И это доставляет ему массу неудобств и даже страданий.

Помню женщину средних лет, у которой было перекошено лицо. К концу первого же сеанса занятий гимнастикой Стрельниковой (минут через 35-40 после начала тренировки) ее лицо стало абсолютно симметричным! На следующий день она снова пришла ко мне на урок с перекошенным лицом, но к концу сеанса асимметрия опять исчезла! И так продолжалось в течение нескольких дней: приходила она ко мне на урок с перекошенным лицом, а уходила абсолютно нормальной, симпатичной женщиной. Через несколько сеансов ее лицо уже больше не перекашивалось, и вскоре ее выписали. Перед выпиской я настоятельно рекомендовал ей делать нашу гимнастику ежедневно (по 15-20 минут) и в случае рецидива болезни (нового «перекоса») прийти опять ко мне на занятия. Но она мне так и не позвонила. Думаю, в этом уже не было необходимости.

В моей практике бывали и случаи, когда с помощью стрельниковской дыхательной гимнастики удавалось полностью ликвидировать различные подергивания век и мышц лица. Как правило, этим страдают подростки, юноши и молодые мужчины (за двадцать лет практики за помощью ко мне обращались только лица мужского пола, может быть, это простая случайность, а возможно, и закономерность). И всякий раз мне не составляло большого труда возвратить молодым людям нормальную мимику лица.

Таким больным я обычно рекомендую побольше делать три упражнения головой: «Повороты головы«, «Ушки» («Аи-аи») и «Маятник головой» (вниз-вверх). Следует начинать урок с этих трех упражнений и заканчивать ими (в начале урока сделать по 96 вдохов-движений каждого из трех упражнений и в конце урока повторить каждое упражнение в той же самой дозировке). Это не значит, что вы не должны делать весь комплекс.

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей

В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

Цели занятий

Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

  • для обучения ребенка самоконтролю;
  • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
  • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
  • для восстановления биоритмов организма;
  • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

Разновидности дыхательных гимнастик

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

Правила проведения

Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

Ознакомьтесь так же:  Холодовой стресс у новорожденного

Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

Упражнения для малышей

Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

Игра в ветерок. Малыш и вы — ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант — дуть в стакан с водой через соломинку.

Логоритмика как способ исцеления

Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения — логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий — 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

Начальное и конечное упражнение — маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

  • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка — перепрыгнуть преграду;
  • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
  • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости — вытягиваться, как солдатики.

Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

Комплекс упражнений Стрельниковой

Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая — короткий вдох, как будто накачивается шина.

Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

Скороговорки

Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

Противопоказания к техникам по Стрельниковой

Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

  • повышение АД и ВД;
  • дисфункция почек, мочеполовой системы;
  • травмы позвоночника;
  • острые простудные заболевания.

Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

Заключение

Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики — повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

About the Author: admin