Диагностика и профилактика стресса

Методы диагностики и профилактики профессионального стресса у врача-невролога Криворот Надежда Васильевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Криворот Надежда Васильевна. Методы диагностики и профилактики профессионального стресса у врача-невролога : диссертация . кандидата медицинских наук : 14.00.13 / Криворот Надежда Васильевна; [Место защиты: Государственное образовательное учреждение «Институт повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем»].- Москва, 2004.- 146 с.: ил.

Содержание к диссертации

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7

1.1. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания: 7

1.2. Современные воззрения на теорию стресса 8

1.3.Профессиональный стресс и его влияние на профессиональную деятельность 13

1 .4. Понятие психического выгорания в социальной сфере 17

1.5. Влияние личностных особенностей на профессиональную деятельность 22

1.6. Основные понятия и история изучения кожно — сенсорно вызванных потенциалов 24

І.6Л. Генераторы, модели КСВП 30

1.7. Профилактика профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания 31

1.8. Использование метода биоуправления с обратной связью в лечебно-реабилитационных программах 33

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36

2.1. Характеристика исследуемой группы 36

2.2. Клиническо-неврологияеское обследование 3

7 2.2.1 Определение вегетативного статуса 37

2.3. Определение профессионального стресса и СЭВ 38

2.4. Исследование психологического статуса врачей-неврологов 40

2.5. Методика исследования КСВП и электроэнцефалографии при патологии у врачей — неврологов 41

2.6. Обработка экспериментальных данных 42

3.1. Характеристика профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у врачей неврологов 44

3.1.1. Характеристика параметров деятельности врачей-неврологов по шкале профессионального стресса 47

3.1.2. Показатели состояния здоровья врачей-неврологов по шкале профессионального стресса 49

3.2. Синдром эмоционального выгорания у врачей-неврологов 51

3.3. Исследование факторов, способсясвующих развитию профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у врачей-неврологов 55

3.4. Конфликт как фактор стресса в практике врача-невролога 59

3.5. Оценка уровня общего здоровья врачей-яеврологов 61

Глава 4. Клинические и нейрофизиологические особенности течения профессионального стресса у врача-невролога 62

4.1. Симптоматология и синдромология вегето-соматических нарушений. 62

4.2. Характеристика вегетативного статуса 68

4.3. Нейропсихологические нарушения при воздействии профессионального стресса у врачей неврологов 70

4.4. Нейрофункниональные показатели при воздействии профессионального стресса 77

Глава 5. Нейробиоуправление при комплексной коррекции патологических синдромов у врача-невролога 84

5.1. Использование БОС в комплексной терапии нарушений у врача-невролога

5.2. Результаты нейробиоуправления 85 5.2.1. Динамика биоэлектрической активности головного мозга в курсе нейробиоуправления 85

ФАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 127

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128

Введение к работе

Актуальность. Проблема психологического стресса специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все большее значение в связи с ростом социальной, экономической, экологической, личностной экстремальности нашей жизни и значительным изменением условий труда у представителей многих профессий в условиях современной рыночной экономики. Этому способствует ряд обстоятельств. Стресс, как реакция организма в ответ на воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, сыграл роль важнейшего фактора эволюции [87,89]. С другой стороны интенсивные и продолжительные стресс — реакции могут иметь решающее значение в этиопатогенезе многих заболеваний [11,33,108,112].

Непрерывно возрастает внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психологических процессов, свойств и состояний личности специалистов опасных и ответственных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса, сокращении профессионального долголетия и возникновении психосоматических заболеваний.

Отмечается существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности у значительной категории людей. Значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он представляет собой социально значимую проблему современного общества

Проблема профессионального стресса привлекала внимание различных авторов [5,23,27,52,78,80,86,115,122,132,135,162,176,193].

Очевидно, что в причинах стресса врача-невролога задействовано много различных факторов. Одна из форм хронического профессионального стресса получила название «синдром эмоционального выгорания». Это состояние включает в себя три аспекта: врач становится эмоционально опустошенным,

развивается безразличие к пациенту (деперсонализация) и негативное отношение к себе [219,220]. Известно, что нервные срывы могут иметь драматические последствия [121,130], влияют на качество работы врача, профессиональные взаимоотношения в коллективе, личную жизнь.

Механизмы, шіищіирующие формирование ПС и СЭВ, еще полностью не изучены. Одни исследователи считают, что главным в этом процессе являются личностные критерии [219], другие — причины, связанные с воздействием профессиональной среды [233]. Исследования в этой области проводились на различной методологической основе и полученные данные были неоднозначны. Следовательно, представляется необходимым использование надежных методик по диагностике профессионального стресса и СЭВ. Исследование в этой области позволит разработать меры профилактики и коррекции ПС и СЭВ. В отечественной литературе не достаточно полно представлены данные по изучению личности врача с целью оценки его взаимодействия на пациента [7,27,44,52,53,95].

Цель исследования: изучение особенностей стресса врача-невролога и влияния факторов стресса на его здоровье и профессиональную деятельность в зависимости от профиля неврологической патологии.

Определить факторы риска развития стресса у врача- невролога при работе с пациентом в медицинской практике.

Выявить характерологические особенности врача-невролога для определения психологического воздействия врача на пациента,

3. Оценить влияние различных уровней профессионального стресса на
состояние здоровья врача-невролога.

4. Уточнить клинические особенности различной неврологической патологии у
врачей- неврологов при профессиональном контакте с пациентами.

Изучить показатели КСВП и ЭЭГ при наличии профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания в исследуемой группе.

Оценить эффективность применения метода биологической обратной связи для профилактики стресса у врачей — неврологов.

Впервые уточнены особенности профессионального стресса уврача-невролога. Изучены факторы риска в развития стресса и синдрома эмоционального выгорания. Представлены материалы по исследованию личности врача-невролога при взаимодействии с пациентом. Показана роль личностных особенностей в развитии профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания.

Уточнено участие центрального звена в процессах регулирования в вегетативной системе; предложен ряд новых параметров для оценки качества регулирования по показателям КСВП и ЭЭГ в норме и при патологии. Разработаны методы коррекции стресса в профессиональной деятельности врача-невролога.

Изученные факторы риска позволят уменьшить развитие и проявления профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания.

Доказанная роль личностных особенностей в развитии профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания позволит качественно подходить к вопросу профессиональной ориентации врача-специалиста.

Предложен метод психологической коррекции врача-невролога, с учётом причины профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания. Метод комплексной профилактики с использованием биологической обратной связи корректирует патологические симптомы и синдромы при профессиональном стрессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания негативно влияют на психическое и соматическое состояние врача-невролога.

В развитии профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания участвует комплекс факторов: личностные характеристики врача, огфеделяющие его устойчивость к стрессорам, общее состояние здоровья, взаимоотношения Врач — Пациент, а так же в рабочем коллективе и в семье.

3. Среди личностных характеристик, влияющих на развитие
профессионального стресса и СЭВ у врача-невролога, наиболее значимыми
являются тревога, депрессия, церебростения.

4. При построении профилактических и лечебных программ необходимо
ориентироваться на комплексную оценку наличия стресса и СЭВ у врача-
невролога и состояние его здоровья.

Апробация работы и реализация полученных результатов

Результаты работы доложены на заседании кафедры нервных болезней и нейростоматологии ШЖ ФУ «Медбиоэкстрем». Апробация работы состоялась в марте 2004г. на заседании кафедры нервных болезней и нейростоматологии ИПК ФУ «Медбиоэкстрем».

По материалам диссертации опубликовано 3 научные работы.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на 151 странице машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа иллюстрирована 29 таблицами и 22 рисунками. Список литературы включает 264 источника, из которых 121 отечественных и 143 зарубежных авторов.

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания

1. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания негативно влияют на психическое и соматическое состояние врача-невролога.

2. В развитии профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания участвует комплекс факторов: личностные характеристики врача, огфеделяющие его устойчивость к стрессорам, общее состояние здоровья, взаимоотношения Врач — Пациент, а так же в рабочем коллективе и в семье.

3. Среди личностных характеристик, влияющих на развитие профессионального стресса и СЭВ у врача-невролога, наиболее значимыми являются тревога, депрессия, церебростения.

4. При построении профилактических и лечебных программ необходимо ориентироваться на комплексную оценку наличия стресса и СЭВ у врача невролога и состояние его здоровья.

Апробация работы и реализация полученных результатов

Результаты работы доложены на заседании кафедры нервных болезней и нейростоматологии ШЖ ФУ «Медбиоэкстрем». Апробация работы состоялась в марте 2004г. на заседании кафедры нервных болезней и нейростоматологии ИПК ФУ «Медбиоэкстрем».

По материалам диссертации опубликовано 3 научные работы.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на 151 странице машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа иллюстрирована 29 таблицами и 22 рисунками. Список литературы включает 264 источника, из которых 121 отечественных и 143 зарубежных авторов.

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания В настоящее время проблема эмоционального стресса, возникающего в условиях профессиональной деятельности, актуальна для многих профессий. Воздействие профессии на личность представляется значимой в современных условиях динамично изменяющихся сопиально-экономических» политических ситуаций, увеличения информационных нагрузок. В современном обществе его члены вынуждены самостоятельно определять и утверждать свой общественный и профессиональный статус, создавать и поддерживать собственные системы служебных связей и личностных взаимоотношений, прилагать большие усилия и умения, чтобы правильно ориентироваться в решении бытовых, социальных и профессиональных проблем. Достаточно большое число людей не находит у себя необходимых психических ресурсов, чтобы противостоять новым жизненным реалиям и инерционно движется в сторону большей отчужденности, безразличия, уходу в себя. Все это ведет к увеличению психических нагрузок, к более высокому уровню стресса.

Ознакомьтесь так же:  Профилактика последствий эмоциональных стрессов

Клиническо-неврологияеское обследование

Наличие профессионального стресса врачей-неврологов определялось с помощью шкалы профессионального стресса [168]. Шкала состоит из 22 вопросов и позволяет путем балльной оценки (максимальное количество баллов — 60) получить представление о выраженности стресса у каждого испытуемого. Если врач набирает по шкале 0-15 баллов, можно считать, что он не находится в состоянии стресса, не имеет признаков эмоционального напряжения, а деятельность не вызывает у него затруднений (1 группа). При 16-30 баллах регистрируется умеренный уровень стресса для занятого и много работающего специалиста, испытывающего психическое напряжение, но не имеющего еще признаков истощения адаптационных механизмов (2 группа). Уровень стресса в 31 — 45 баллов свидетельствует, что стресс представляет проблему и, работая на таком уровне стресса, врач может испытывать ощутимые трудности в работе, причем возможно развитие невротических и психосоматических расстройств (3 группа). Если фиксируется уровень стресса в 46-60 баллов, то стресс является для такого субъекта значимой проблемой и он может оказаться близок к стадии истощения общего адаптационного синдрома, когда существенно нарушается профессиональная деятельность, а риск развития психических и психосоматических нарушений резко повышается (4 группа).

Помимо оценки выраженности стресса, методика допускает содержательный анализ с целью определения значения параметров деятельности в развитии стресса у данной категории испытуемых. В результате такого анализа могут быть выделены: рабочее напряжение (максимальный балл — 5), нарушение контактов в коллективе (5 баллов) и с руководством — 5 баллов), уровень самооценки (5 баллов), нарушения в личной жизни (3 балла). Кроме того, методика позволяет оценить представленность в психическом состоянии обследуемого невротических симптомов, характерных для различных типов расстройств адаптации (депрессивных, тревожных, фобических), свидетельствующих о степени напряжения или истощения адаптационных механизмов. Преимуществом методики является ее простота и доступность.

Для оценки социально-психологичсекого анализа деятельности врача-невролога была разработана «Карта собеседования» и «Карта семейно-психологических факторов риска развития состояний психической дезадаптации у врачей».

Изучение синдрома эмоционального выгорания проводилось с помощью опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI, Maslach & Jackson, 1981). В MBI синдром психического выгорания рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсоналшацию и редуцирование личных достижений. Шкала состоит из 22 утверждений, на которые испытуемый должен ответить, как часто он с ними согласен (никогда, каждый день). Оценка каждого пункта опросника проводится с помощью 7-бальной шкалы от 0 (никогда не испытываю) и 1 (несколько раз в году или меньше) до 5 (несколько раз в неделю) и 6 (ежедневно). Результаты оцениваются по трем субшкалам — эмоционального дефицита (emotional exhaustion, ЕЕ), деперсонализации (depersonalization, DP) и интереса к профессиональной деятельности (personal accomplishment, PA) Тестируемый, демонстрирующий высокие оценки по шкалам Эмоциональное истощение и Деперсонализации и низкие по шкале Профессиональных достижений имеет высокую степень выгорания. По мнению авторов, данный опросник диагностирует выгорание как результат профессиональных проблем, а не как психиатрический синдром.

Характеристика профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания у врачей неврологов

В настоящем исследовании указанная проблема рассматривается на материале одновременного изучения явления стресса и эмоционального выгорания у практикующих врачей-неврологов, сочетающегося с анализом факторов, вызывающих эти явления. Для этого было проведено обследование врачей основной и контрольной групп по шкале профессионального стресса (ПС). Результат опроса по балльной оценке позволяет выделить 4 группы врачей по уровню ПС. Анализируя полученные результаты по данным таблицы 2, в исследуемой группе преобладал умеренный уровень стресса (16-30 баллов), средний возраст составлял 38,0 лет у мужчин и 45,5 лет у женщин. В данной группе по половому признаку наблюдалось увеличение количества женщин (56 женщин, мужчин — 12 человек). В третьей группе при резко выраженном стресс — синдроме (31-45 баллов) преобладали женщины в возрасте 53,4 лет (мужчины составляли — 5 человек, в возрасте — 52,1 год).

Следовательно, по данным проведенного исследования преобладал средний уровень стресса, преимущественно у женщин, в возрасте 45,5 лет.

Таблица 3. Распределение врачей-неврологов основной группы по уровню ПС и стажу работы (основная группа)

В первой группе средний стаж работы составил 16,7 лет, во второй -17,2, в третьей — 26,8 лет. Наиболее высокий уровень стресса приходился на врачей третьей группы (31-45 балл) (табл. 3).

Анализируя полученные результаты по данным таблицы 3, в первой группе врачей, имеющих средний возраст 42,6 года, а стаж работы 16,7 лет, стресс не является проблемой (42,3%). Группа врачей с умеренным уровнем стресса -47,9%. Средний возраст в этой группе составил 41,8 год, а стаж работы 17,2 года. Группа врачей, для которых стресс представляет бшусловную проблему (3 группа) — 9,86%, их средний возраст — 52,7 года, стаж работы — 26,8 лет. В 4 группу, где стресс является главной проблемой, не вошел ни один врач. Следовательно, при увеличинении стажа работы уровень профессионального стресса возрастает. Учитывая существенное эмоциональное различие между мужчинами и женщинами, уровень стресса у них определяли отдельно. В результате выявлено, что стресс чаще проявлется у женщин, чем у мужчин, во второй и третьей группах стресса.

В таблицах 4,5 представлено распределение врачей контрольной группы по уровню стресса

Возраст обследуемых (как мужчин, так и женщин) колеблется от 25 до 69 лет. Разница между первой и второй группой не достоверна (р 0,5): сопоставление показателей 1 и 2 групп позволяет отметить, этих группах возраст врачей практически совпадает (43,8 и 45,6 лет соответственно), что указывает на существование других факторов, способствующих формированию профессионального стресса.

Методы диагностики и профилактики стресса.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Как бороться со стрессом? 1. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка. 2.Надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или отыскать путь для его реализации. 3.Общение с близким человеком. 4.Прием успокоительных препаратов или алкоголя. 5.Время. 6. Аутотренинг – особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Освоить может любой человек, но надо проводить занятия (не менее 2 месяцев). Существует множество более или менее полезных рекомендаций по преодолению стресса. Американские специалисты предлагают несколько общих советов. Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие. Не пренебрегайте общением. Человеку, которому кажется, что он одинок и покинут, что он остался один на один со своими неразрешимыми проблемами, просто необходимо общество друзей и близких. Предпримите шаги к устранению источника напряжения. Ваши усилия в этом направлении позволят вам ощутить уверенность в себе, которая неизбежно победит чувство безысходности. Используйте паузы для расслабления. Почти ежедневно каждому из нас приходится попадать в ситуации вынужденной бездеятельности или ожидания — например, в очереди, в транспорте и т. п. Постарайтесь использовать эти минуты для отвлечения от забот и волнений. Позаботьтесь об обстановке, которая вас окружает. Обсуждайте с близкими свои проблемы. Ссоры чаще всего происходят дома — наверное, потому, что к вечеру у всех накапливается напряжение, и достаточно любого повода для вспышки раздражения. Не жалейте времени для спокойного разговора с родными. Обозначив вслух свою проблему, вы ее уже почти решили. Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что вы сразу понимаете мысли, которые хочет высказать собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло непонимания. Так вы избежите многих поводов для огорчений и конфликтов. Найдите резервы времени. Если ваше состояние порождено дефицитом времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь. Отдыхайте всей семьей. Не изнуряйте себя работой сверх меры. Если в ближайшие две недели вы не планируете никакого совместного семейного времяпрепровождения, вам просто необходимо пересмотреть свои жизненные ценности. Пусть в вашей жизни найдется место юмору и смеху. Просмотр комедий — особенно всей семьей — заметно снижает психическое напряжение. Музыка — это тоже психотерапия. Почаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение. Физические нагрузки снимают нервное напряжение. Кроме того, регулярные физические упражнения укрепляют ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье — тем легче бороться со стрессом. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Хотя попытка изгонять сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. 1. Работа с эмоциональной составляющей стресса: релаксация: движение, ходьба, вкусная еда, ванна с успокаивающими травами и маслами, музыка, аутотренинг, массаж; еще один способ отдыха — активизация обоих полушарий головного мозга, этой цели можно достичь, выполняя любые движения одновременно руками и ногами; переключение внимания на другое занятие — юмористический фильм, книга или спектакль, хобби. 2. Работа с когнитивной познавательной составляющей стресса: осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события в масштабе мировых проблем; «проговаривание» проблемы: стресс — это образ, за создание которого отвечает правое полушарие головного мозга, и когда мы рассказываем о том, что нас волнует, мы нагружаем левое полушарие, ответственное за речь, тогда как правое полушарие отдыхает, поэтому психологи рекомендуют подробно рассказывать о своих чувствах хорошему собеседнику; визуализация проблемы в разных рамках: мысленно поместите проблему, тревожащую вас, в темную картинку, под фонарь. 1. Реактивная тревожность. Наиболее часто психологический стресс протекает в форме реактивной тревожности. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации. Обычно уровень реактивной тревожности изменяется(повышается или снижается) накануне важных встреч, перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлениями в аудитории. Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность. Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — необходимое условие для успешной деятельности. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на результатах деятельности. 2. Личностная тревожность. Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим: человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнения нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности. Личностная тревожность — устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие. В тревожный стереотип поведения трансформируется все: незначительные соматические нарушения, психологический дискомфорт, восприятие некоторых сторон действительности, жизненные позиции.

Ознакомьтесь так же:  Депрессия в 45

СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА

Транскрипт

1 УДК (07) СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА Пономарева М.А. АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РБ В данной статье автор рассматривает причины и признаки стресса у современного руководителя, определяет его структурные компоненты, обосновывает необходимость владения технологиями управления стрессом, оценки и анализа своего эмоционального состояния. В работе проанализированы стадии развития стресса, определены основные стрессоры управленческой деятельности, выявлены личностные характеристики, предрасполагающие к стрессовому напряжению. В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования проявления стрессового напряжения и предложены перспективные направления профилактики стресса в деятельности руководителя. In this article the author examines the causes and symptoms of stress in the modern manager, determines its structural components, justifies the need of ownership techniques of stress management, assessment and evaluation of their emotional state. This paper analyzes the development stage of stress, stressors identified key management, identified the personal characteristics that predispose to stress voltage. The paper presents an analysis of the results of an empirical study manifestations of stress and tension offered promising strategies for preventing stress at work supervisor. В настоящее время деятельность руководителей связана с интенсивными нагрузками, большими объемами перерабатываемой информации, высокой профессиональной, социальной и экономической ответственностью за результаты труда. Технический прогресс, а с ним и существенное изменение содержания и условий профессионального труда, сопровождается возрастанием роли руководителя в достижении высокой эффективности деятельности. Это приводит к повышению нервно-психической напряженности из-за необходимости работать с большими информационными потоками, новой и сложной техникой, принятия сложных решений в ситуациях неопределенности и дефицита времени. Повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности. Динамичность 1

2 содержания решаемых профессиональных задач, интенсивность инновационных процессов и мобильность трудовых ресурсов, повышенные требования к обеспечению безопасности труда все перечисленные факторы определяют специфику современной профессиональной жизни руководителя. Как показывают исследования, длительное переживание напряженных эмоциональных состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным нарушениям: профессиональным и личностным деформациям, десоциализации, психосоматическим заболеваниям [1]. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике стресса, которая, в первую очередь, должна основываться на диагностике его ранних проявлений, а также на выявлении индивидуальной предрасположенности конкретной личности к развитию стресса и использованию эффективных стратегий поведения в стрессовых ситуациях. Анализ причин стресса у современных руководителей позволяет выделить основные стрессоры управленческой деятельности: информационная нагрузка, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, межличностные и внутриличностные конфликты. Фактор информационной нагрузки является одним из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности. Он проявляется вследствие того, что руководителю приходится иметь дело с огромным количеством информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке во многих случаях входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу. Информационная неопределенность проявляется в информационной нагрузке — ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя 2

3 с недостаточностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель вынужден действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором [2]. Фактор ответственности — решающий и основной для управленческой деятельности. Это не только ответственность за результаты и собственные действия, но и ответственность за других. Поэтому феномен ответственности становится многомерным, включает в себя различные компоненты. Фактор дефицита времени состоит в хронической нехватке времени. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. Межличностные конфликты являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний, так как сопровождаются яркими негативными эмоциональными проявлениями: раздражительностью, агрессией, обидой. Руководитель во многих случаях выступает посредником в разрешении конфликтных ситуаций, что требует от него включенности в напряженный процесс взаимодействия. Факторы внутриличностных конфликтов определяются тем, что руководитель выполняет несколько социальных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к ролевому конфликту. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им организации, что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. Эти требования сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является мощным стрессором управленческой деятельности. Таким образом, многообразие задач и функций управленческой деятельности является одним из сильных источников высокой напряженности и 3

4 стресса. Все вышеперечисленные факторы являются потенциальными стрессорами, реакции на которые индивидуальны. На чувствительность к ним и стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных. Среди личностных характеристик, влияющих на эффективность адаптации руководителя к стрессовым ситуациям, выделяют тревожность, которая характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Эмпирическое исследование проявления стресса в форме тревожности было проведено на базе администрации Железнодорожного района г. Гомеля в 2011 году. В качестве испытуемых выступили руководители структурных подразделений в количестве 25 человек (9 женщин и 16 мужчин), в возрасте от 28 до 55 лет. В качестве диагностического инструментария была использована методика: «Шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера (адаптация Ю. Ханина). Согласно концепции Ч. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как личностное свойство. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы. Тревожность — устойчивая индивидуальная психологическая характеристика, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что 60 % (15 человек) руководителей продемонстрировали средний уровень личностной тревожности, 40 % (10 человек) высокий (рис. 1). 4

5 40% 60% 0% низкий средний высокий Рисунок 1 — Уровень личностной тревожности Среди испытуемых не выявлено руководителей с низким уровнем личностной тревожности. Это свидетельствует о том, что управленческая деятельность предъявляет к руководителю высокие требования, что повышает вероятность эмоциональных и невротических срывов. Высокий уровень ситуативной тревожности зафиксирован у 36 % испытуемых (9 человек), средний у 64 % (16 человек), низкий уровень не выявлен. Ситуативная тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями; напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Высокий уровень ответственности руководителя активизирует тревогу при восприятии стимулов, расцениваемых им как опасных, связанных с угрозой его престижу, самооценке, самоуважению. Все испытуемые с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности оказались неудовлетворенными своей профессиональной компетентностью и эффективностью деятельности. Они часто испытывают состояние дискомфорта, внутреннего конфликта; проявляют агрессию и раздражительность по отношению к подчиненным, отмечают повышенную утомляемость, дефицит времени. Следует отметить, что у женщин выявлен выше уровень личностной и ситуативной тревожности, чем у мужчин (p 0,05). Вероятно, это обусловлено повышенной эмоциональностью и эмпатией женщин. Средний уровень ситуативной тревожности у руководителя может играть 5

Ознакомьтесь так же:  Новорожденный насморк температура

6 защитную и мотивационную роль, что проявляется в усилении поведенческой активности, включении механизмов адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и препятствовать формированию адаптационного поведения, приводить к дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Диагностику стресса можно осуществлять, анализируя признаки стрессового напряжения, которые подразделяются на интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические. К интеллектуальным признакам стресса относятся: преобладание негативных мыслей; трудность концентрации на чем-либо; ухудшение памяти; повышенная отвлекаемость; трудность принятия решения; длительные колебания при выборе; частые ошибки; пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого; нарушение логики; импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения; сужение поля зрения, кажущееся уменьшение возможных вариантов действия. Поведенческие признаки стресса проявляются в хронической нехватке времени; возрастании ошибок при выполнении привычных действий; потери аппетита или переедании; дрожании голоса; увеличении конфликтных ситуаций на работе или в семье; уменьшении времени общения с близкими и друзьями; потери внимания к своему внешнему виду; низкой продуктивность деятельности; нарушении сна или бессоннице. К эмоциональным признакам стресса относятся: беспокойство, повышенная тревожность; уменьшение удовлетворенности жизнью; снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой; чувство одиночества; потеря интереса к жизни; уменьшение уверенности в себе; подозрительность; мрачное настроение; ощущение постоянной тоски, депрессия; раздражительность. Физиологические симптомы проявляются в болях в разных частях тела неопределенного характера; повышении и понижении давления; учащенном 6

7 или неритмичном пульсе; нарушении процессов пищеварения; нарушении свободы дыхания; ощущении напряжения в мышцах; повышенной утомляемости; снижении иммунитета. Анализ признаков стрессового напряжения позволяет определить доминирующий компонент в структуре профессионального стресса у руководителей: — эмоциональный (проявляется в высоком уровне ситуативной и личностной тревожности); — когнитивный (снижение концентрации внимания, ригидность мышления); — поведенческий (проявляется в эмоциональном выгорании личности); — физиологический (боли неопределенного характера, повышенная утомляемость). Развитие профессионального стресса включает следующие стадии: — реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала снижается («фаза шока»), а затем повышается, так как включаются защитные механизмы личности («фаза противотока»); — стадия резистентности (устойчивости), на которой происходит приспособление организма к новым условиям. Если воздействие стрессора будет продолжаться, адаптивные механизмы исчерпают себя; — стадия истощения, на которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и происходит рассогласование жизненных функций. Таким образом, стресс — нежелательная физическая, когнитивная или эмоциональная реакция, вызванная ситуацией, с которой человек не смог успешно справиться или полагает, что не сможет успешно справиться. Разработка программы профилактики стресса у руководителей должна учитывать 2 ключевых аспекта в решении данной проблемы. Первый из них состоит в долговременной подготовке к преодолению стресса, а второй в применении способов ситуативного выхода из этого состояния. Теоретической основой первого подхода является рассмотрение 7

8 личности как сложной интегративной биосоциальной системы, включающей в свой состав несколько уровней саморегуляции: интеллектуальный, эмоциональный, социально-психологический и мотивационный. Так, интеллектуальный уровень базируется на активизации мыслительных процессов, представлениях памяти, воображения. Эмоциональный уровень реализуется на основе генерации положительных эмоций; физический уровень предполагает включение в повседневную жизнь личности дозированных физических нагрузок. Социально-психологический уровень регуляции предполагает создание благоприятного морально-психологического климата, формирование духовных ценностей организации. Реализация этого уровня во многом определяется позицией и личностью руководителя социальной группы. В основе мотивационного уровня саморегуляции лежит стремление личности к достижению поставленной цели. Так, психологическая компетентность, развитое чувство долга, ответственности, волевые черты способствуют преодолению трудностей, перераспределению функциональных резервов таким образом, что даже в сложных условиях человек способен выполнять профессиональные действия [3]. На основе анализа основных причин проявления стресса в организации и уровней саморегуляции личности программа профилактики профессионального стресса у руководителей включает 5 основных направлений: — освобождение от иррациональных установок; — формирование позитивного мышления; — использование принципов психологической саморегуляции; — овладение способами психологической защиты от стрессов; — развитие психологической компетентности руководителя. Нарушения в эмоциональной сфере являются следствием иррациональных установок, от которых надо освобождаться. Выделяют 4 группы таких установок: — Установки долженствования. Выражаются в убеждении, что в мире 8

9 существуют универсальные принципы, которые должны быть обязательно реализованы (например, «Люди должны быть умными»). — Катастрофические установки. Они побуждают оценивать события как катастрофические вне какой-либо системы отсчета («это ужасно», «все пропало», «невыносимо»). — Установки обязательной реализации своих потребностей. В ее основе лежит убеждение: чтобы быть успешным, счастливым, надо обладать определенными качествами (например, «Я должен быть всегда первым»). — Оценочные установки. Заключается в том, что отдельный аспект личности отождествляется с человеком в целом (не «я в данном случае неудачно сделал», а «я неудачник»). Профилактика стресса предполагает выработку позитивного мышления, т. е. мышления, приводящего к радости. Для его формирования необходимо соблюдать правила: — Концентрировать внимание на внешних объектах. — Не фиксировать внимание на ошибках и неудачах прошлого. — Сосредоточить внимание на ближайшей задаче. — Изменить негативную цель на позитивную. При представлении возможного неблагоприятного результата, он начинает казаться все реальнее. Через определенное время возникают соответствующие этому результату эмоции — беспокойство, страх, отчаяние. Не исключено, что на таком фоне прогнозируемый исход станет реальностью, что называется «самореализующимся пророчеством». Если ориентироваться на позитивный исход, то он станет более вероятным. Для профилактики стресса целесобразно следовать основным принципам психологической саморегуляции, к которым относятся: — Отвлечение от стрессовой ситуации. — Снижение субъективной значимости события. — Умение расслабляться (релаксация, ауторегуляция дыхания). Способы психологической защиты от стрессов включают: 9

10 — метод полной рационализации предстоящего события, т.е. многократное осмысление его с такой степенью детализации, которая создает ощущение привычности действий в будущих условиях; — имитационные игры, смысл которых в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе и выше вероятность регуляции своего психического состояния; — метод избирательной позитивной ретроспекции, который заключается в анализе своего личного опыта удачно закончившихся сложных ситуаций. Последовательное и детальное мысленное повторение всех тонкостей успешно разрешенных проблем является базой сохранения благоприятного эмоционального состояния; — динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от стресса, чем тот, кто однозначно ориентированный на достижение одного результата. Эффективное управление требует, чтобы современный руководитель обладал психологической компетентностью. Для этого необходимы следующие способности, навыки и умения: стрессоустойчивость; стремление к личностному росту; способность к инновациям; умение влиять на окружающих; гибкость в управлении; способность управлять собой. Исходя из этого, основная задача профилактики стресса заключается в том, чтобы помочь руководителям сохранять эффективность, работоспособность и собственное здоровье при осуществлении деятельности в условиях высокой неопределенности, опасности или цейтнота, находясь в состоянии утомления, дискомфорта, эмоционального возбуждения или апатии. Таким образом, деятельность современного руководителя характеризуется наличием ряда стрессогенных факторов. К основным стрессорам управленческой деятельности относятся: информационная нагрузка, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, 10

11 межличностные и внутриличностные конфликты. Вместе с тем, стрессовое состояние имеет внешние признаки, дающие возможность осуществлять его диагностику и профилактику. При разработке программы профилактики профессионального стресса у руководителя целесообразно осуществлять работу по следующим направлениям: освобождение от иррациональных установок и суждений, выработка позитивного мышления, опора на принципы психологической саморегуляции, овладение способами психологической защиты от стрессов; развитие психологической компетентности. Стрессоустойчивость и навыки управления стрессом обеспечивают человеку способность к осуществлению эффективной деятельности. Литература 1. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях/ Н.Е. Водопьянова// Психология здоровья/ Г.С.Никифоров [и др.] ; под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СпбГУ, С Кравченко, Л.С. Прикладные психотехнологии: в 2-х ч. Часть 1. Управление стрессом/ Л.С. Кравченко. Мн.: Академ. упр. при Президенте Респ. Беларусь, с. 3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте / Дж. В, Ньюстром. СПб., с. 11

12 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Ф.И.О. (полностью) Место работы/учебы Должность Ученая степень, ученое звание Название статьи Пономарева Марина Авинировна Академия управления при Президенте Республики Беларусь доцент кандидат психологических наук, доцент СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА Отрасль науки Психология Адрес для связи , г. Минск, ул. Л.Беды, д.15, кв. 29. Телефон тел.: , тел.: моб Дата подачи статьи Подпись 12

About the Author: admin