Что такое цефалический синдром

Диагнозы > Цефалгический синдром

Цефалгический синдром — это головная боль?

Цефалгический синдром или, проще говоря, головная боль — весьма распространенная патология. По статистике более 70% всех людей подвержены этому состоянию. На основании международных соглашений выделяют первичный и вторичный цефалгический синдром. При первичном цефалгическом синдроме головная боль — самостоятельное заболевание, при вторичном она является одним из симптомов какой-либо другой патологии. Симптоматическая головная боль в общей структуре заболеваний составляет не более одной десятой.

Симптомом каких заболеваний может быть головная боль?

Головная боль является частым симптомом многих заболеваний. Самые распространенные из них: артериальная гипертензия с гипертоническим кризом, инфекционные заболевания с выраженной интоксикацией, травмы головы, опухоли головного мозга и многое другое. Частота этих болей приблизительно одинакова у мужчин и женщин.

Формы первичной цефалгии

К первичной цефалгии относят мигрень и головную боль напряжения (ГБН). Мигрень характеризуется односторонней, достаточно интенсивной головной болью. Склонность к этому заболеванию отмечается у подростков 14–18 лет и у женщин в возрасте 35–45 лет. Отмечен наследственный характер мигрени. Приступ цефалгии при мигрени может возникать накануне месячных, на фоне неправильного питания (голодания), при употреблении алкоголя. Риск развития мигрени повышает регулярный прием гормональных контрацептивов. Продолжительность болевого приступа при мигрени составляет от нескольких часов до нескольких суток, ему предшествует аура — особое состояние, характеризующееся зрительными нарушениями, головокружением, тошнотой.

ГБН — самое распространенное заболевание, проявляющееся цефалгическим синдромом. Этот тип головной боли провоцируется психическим или физическим перенапряжением. Боль имеет диффузный двусторонний характер, пациенты сравнивают эту боль со «стягивающим голову обручем». Продолжительность приступа составляет от 30 минут до 12 дней.

Как врач выявляет причину возникновения головной боли?

Диагностикой и лечением цефалгического синдрома занимаются врачи-терапевты. Основная их задача — выявить первопричину симптоматической головной боли, после чего пациент будет направлен к профильному специалисту. Если он страдает гипертонической болезнью, его лечением будет заниматься кардиолог. При подозрении на неврологическую причину (инсульт или опухоль головного мозга) пациент попадет к неврологу или нейрохирургу. В диагностических целях врач может назначить широкий перечень обследований: УЗИ внутренних органов, КТ и МРТ головного мозга и шейного отдела позвоночника, биохимический анализ крови. Мигрень и ГБН чаще всего лечатся амбулаторно. Назначают нестероидные противовоспалительные препараты, ненаркотические анальгетики.

Прогноз и профилактика заболевания

Прогноз при симптоматической цефалгии определяется основным заболеванием. Мигрень и ГБН не являются фатальными заболеваниями, самым неприятным исходом может быть переход болевого синдрома в хроническую форму, что доставляет пациенту значительный дискомфорт.

Профилактика цефалгического синдрома заключается в раннем выявлении соматической патологии, которая может стать причиной головной боли. Учитывая наследственную предрасположенность к мигрени, ее профилактику проводить невозможно. Можно только уменьшить количество провоцирующих факторов. У некоторых людей с возрастом частота мигренозных приступов значительно снижается. Для профилактики ГБН следует как можно реже подвергаться психоэмоциональным стрессам и тяжелым физическим нагрузкам. Психотерапия и медитация способны уменьшить количество приступов цефалгии и снизить интенсивность болевого синдрома во время приступа.

Информация размещена на сайте только для ознакомления. Обязательно необходима консультация со специалистом.
Если вы нашли ошибку в тексте, некорректный отзыв или неправильную информацию в описании, то просим вас сообщать об этом администратору сайта.

Отзывы размещенные на данном сайте являются личным мнением лиц их написавших. Не занимайтесь самолечением!

Что такое цефалический синдром

Клинические проявления мигрени у детей: (1)

Клинические проявления мигрени у детей: (2)

Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей

Кафедра детских болезней N 2 Российского государственного медицинского университета, Москва, кафедра нервных болезней факультета послевузовского профессионального образования, отдел патологии вегетативной нервной системы Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

При анализе заболеваемости 350 детей, находящихся в соматическом стационаре, у 36% выявлены клинические проявления синдрома вегетативной дистонии (СВД) в виде функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, цефалгического синдрома и др. Обнаружена полисистемность клинических проявлений СВД. Отмечено, что в случае преобладания ваготонии клинические проявления СВД возникают в более раннем возрасте и отличаются большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза. Одним из распространенных при СВД является синдром цефалгии, отмеченный у 35% детей. Наиболее часто (в 43% случаев) цефалгический синдром в виде мигрени и головной боли напряжения (ГБН) встречался у детей с ваготоническим типом СВД. Отмечено, что клинические проявления вегетативной дистонии более выражены у детей с ГБН, в то время как вегетативная дисфункция в межприступном периоде при мигрени носит более мягкий характер и имеет в основном наследственное происхождение.

Синдром вегетативной дистонии (СВД) — наиболее часто встречающаяся в практике детского врача патология. Она регистрируется у 20-30% детей [2]. Ряд американских педиатров отметили соматические расстройства функционального характера у 68% обратившихся к врачу детей [3, 6, 16]. При анкетном обследовании более 2000 московских школьников, проведенном Всесоюзным центром вегетативной патологии (руководитель — проф. А.М. Вейн) в 1991 г., более чем у 82% из них выявлены вегетативные нарушения той или иной степени [15].

Проявления СВД у 33,3% детей сохраняются в последующие периоды жизни, а в 17-20% случаев они прогрессируют, трансформируясь в такие психосоматические заболевания, как ишемическая болезнь сердца , гипо- и гипертоническая болезнь , бронхиальная астма , язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки [11]. Наиболее широко СВД распространен в препубертатном и пубертатном периодах. С возрастом можно проследить определенную динамику встречаемости основных клинических проявлений СВД у детей: 1-3 года — запоры, диарея, 3-8 лет — эпизодическая рвота, 6-12 лет — боли в животе, дискинезия желудочно-кишечного тракта , 9-12 лет — приступы головокружения, 13-16 лет — головные боли, кардиалгии , синкопальные состояния . В 50-90% случаев боли в животе у детей не связаны с органической патологией, у 70% детей с урологическими заболеваниями нарушения уродинамики имеют нейрогенное происхождение [3]. При полисистемности проявлений СВД всегда можно выделить ведущий клинический синдром (например, головную боль) и сопутствующие вегетативные проявления (дискинезии желудочно-кишечного тракта, кардиалгии, вестибулопатии и др.).

Головная боль (ГБ) — одно из распространенных проявлений СВД; по данным разных авторов, она наблюдается у 5-33% детей. ГБ встречается преимущественно в виде мигрени и головной боли напряжения ( ГБН ). Клинические проявления ГБ зависят от возраста и пола ребенка. В целом частота мигренозных атак приблизительно одинакова у мальчиков и девочек, однако мигренозные цефалгии дебютируют у мальчиков чаще в более раннем возрасте (5-7 лет), у девочек чаще в препубертатном периоде (9-11 лет). Мигрень с аурой и ГБН более характерны для девочек, у них с возрастом увеличивается частота приступов мигрени с аурой и продолжительность ГБН [6, 17, 18].

Для развития СВД большое значение имеют наследственно-конституциональные факторы, пре- и перинатальная патология (в 53-71% случаев), а также дефекты воспитания (60%), нарушения вскармливания (60%), наличие братьев и сестер (39,8%), посещение детских учреждений (20,5%), неполная семья (16,7%) [1, 7]. Важная роль в генезе СВД принадлежит эмоционально-аффективным расстройствам [5, 8, 9, 17].

Распространенность аффективных, чаще депрессивных расстройств в детско-подростковой популяции достаточно высока: они отмечаются у 45% учащихся ПТУ и у 7-8% учеников старших классов [14]. Из 1200 пациентов Республиканской детской клинической больницы Москвы в 1991-1995 гг. 53,2% детей имели соматические нарушения разных органов и систем, обусловленные психическими (преимущественно депрессивными) расстройствами [1].

Изучение клинических особенностей и роли цефалгического синдрома в структуре СВД являлось основной целью данной работы. Обследованы 350 детей, находившихся в детском соматическом отделении Воскресенского больничного комплекса Московской области в 1996-1997 гг. Помимо общеклинических методов, направленных на исключение органической соматической патологии (клинический осмотр, электрокардиография, ультразвуковое исследование внутренних органов и щитовидной железы; эндоскопические методы — эзофагогастродуоденоскопия и ректороманоскопия , эхокардиография , клинические и биохимические анализы крови и мочи, исследование гормонального статуса, консультации ЛОР-врача, окулиста и других специалистов), а также неврологического обследования (осмотр, рентгенография черепа, осмотр глазного дна, рео-, и электро-, эхоэнцефалография, при необходимости компьютерная томография головного мозга), использовали методы оценки вегетативного статуса (клинические таблицы А.М. Вейна, адаптированные для детей, кардиоинтервалография, клиноортостатическая проба) [4] и методы анализа психологических особенностей у детей (тесты Спилберга, тесты Айзенка и тест ) [11-13]. Кроме того, у детей, страдающих ГБ, анализировали анамнез ГБ (частота, продолжительность и интенсивность, локализация и характер ГБ, связь с провоцирующими факторами, сопровождающие симптомы). Для диагностики ГБ были использованы критерии Международного общества по изучению ГБ [10].

Согласно полученным данным, из 350 больных детского соматического отделения у 127 (36%) — 63 мальчиков и 64 девочек — имелись клинические проявления СВД. В возрасте 6-8 лет было 16 таких детей, 9-11 лет — 42 ребенка, 12-15 лет — 69. Наиболее распространенными (у 31% детей) оказались клинические проявления СВД в желудочно-кишечном тракте: дискинезии желчевыводящих путей, проявления синдрома раздраженной толстой кишки, эзофагогастральный рефлюкс и дуоденогастральный рефлюкс. С высокой частотой (17,3%) встречались функциональные кардиопатии, представленные пролапсом митрального клапана , аритмиями, атриовентрикулярной блокадой , метаболическими изменениями миокарда. Они, как правило, сопровождались кардиалгией. Другие клинические проявления СВД были представлены синдромом артериальной гипертензии (у 4%), синкопальными состояниями (у 4,5%), нарушением терморегуляции (у 3,5%), энурезом на фоне нейрогенной дисфункции мочевого пузыря (у 4%). Одним из наиболее распространенных синдромов при вегетативной дистонии, по нашим данным, является цефалгический синдром, отмеченный нами у 35% детей. Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, мы отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались бульшим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза. При этом такие синдромы, как нарушение терморегуляции, энурез, преобладали при симпатикотонии, синдром дискинезии желудочно-кишечного тракта — при смешанном типе СВД. Ваготонический тип СВД отличался бoльшим полиморфизмом клинических синдромов. Одним из ведущих при этом типе СВД был синдром цефалгии, зарегистрированный у 43% детей.

Ознакомьтесь так же:  Как быстро вылечить простуду под носом

Головная боль (ГБ) в качестве основной жалобы отмечена у 47 детей с вегетативной дисфункцией (25 мальчиков и 22 девочки в возрасте 6-15 лет). Дебют ГБ у 8 детей был в возрасте 5-7 лет, у 25 — в 7-11 лет, у 14 — после 12 лет. Анамнез ГБ у детей составил от 6 мес до 5 лет, частота приступов — от одного в месяц до ежедневных. Учащение приступов ГБ отмечалось в возрасте 10-12 лет. У половины детей был отягощенный наследственный анамнез по вегетативной дисфункции и ГБ: у 14 детей по материнской линии, у 10 по линии обоих родителей. У 20 детей был отягощен перинатальный анамнез.

У 8 детей 10-13 лет отмечалась мигренозная цефалгия. ГБ интенсивностью 7-10 баллов (по 10-балльной шкале) носила острый, односторонний характер, чаще (у 5 детей) локализовалась в правой височно-теменной области (место боли дети могли указать пальцем). Боль возникала внезапно, в любое время дня, чаще после физической или умственной нагрузки, нередко сопровождалась потемнением в глазах, тошнотой, рвотой, ощущением , продолжалась от 30 мин до нескольких часов. В период приступа мигрени дети старались полежать, , или заснуть. Мигренозная цефалгия у мальчиков дебютировала в возрасте 6-7 лет, у девочек в 9-11 лет. Частота приступов у обследованных детей была невысокой: у троих 1-2 раза в месяц, у пятерых 1-3 раза в год.

У большинства детей (39) диагностирована ГБН. Эти дети жаловались на ГБ диффузного характера интенсивностью 3-5, реже 7-9 баллов, локализующуюся в лобной и лобно-височных, реже в теменных областях (место боли дети показывают ладонью), ноющего, давящего, сжимающего характера, чаще возникающую во второй половине дня. ГБН нередко провоцировалась переутомлением в школе, погодными факторами. Частые ГБН — от 3-4 раз в неделю до ежедневных (хроническая ГБН) — отмечались у 18 детей в возрасте 8-15 лет с более выраженными и полисистемными проявлениями СВД. У этих детей ГБН обычно сопровождалась потемнением в глазах, тошнотой, иногда однократной рвотой. Боль продолжалась от нескольких часов до 1 сут, прекращалась чаще после приема анальгетиков или при засыпании. У остальных детей (21) ГБН носила эпизодический характер: от 1-2 раз в месяц до 1-2 раз в неделю. При этой ГБН реже отмечались сопутствующие симптомы. Эпизодическая ГБН продолжалась от 1 ч до нескольких часов, часто прекращалась самостоятельно или при смене рода деятельности. Существенного влияния на активность детей эпизодическая ГБН не оказывала, затрудняя в основном умственную деятельность. По мере роста ребенка отмечалась тенденция к учащению эпизодов ГБН без изменения ее характера.

У всех детей, страдающих ГБ, имелись и другие клинические проявления вегетативной дисфункции, разные при мигренозной цефалгии и при ГБН (рис. 1 и рис.2).

Из рис. 1 и 2 видно, что системность и полиморфизм клинических проявлений более присущи ГБН, чем мигренозной цефалгии.

Цефалгический синдром преобладает при ваготоническом типе СВД. Его частота нарастает к пубертатному периоду. Описанная тенденция более характерна для ГБН. Мигренозная цефалгия практически с одинаковой частотой встречается в возрастных группах 8-11 и старше 12 лет. Она дебютирует (по анамнестическим данным) в более ранние сроки (5-6 лет), чем ГБН. Последняя начинает проявляться у большинства детей в 7-8-летнем возрасте. Вышеизложенное свидетельствует в пользу преобладающей роли в генезе мигрени наследственных факторов.

При оценке вегетативного гомеостаза детей, страдающих ГБ, было выявлено, что 21 ребенок с ГБН (54%) имел ваготонический тип вегетативного обеспечения. Из них гиперсимпатикотоническая реактивность отмечена у 18 детей, нормотония — у 3. Симпатикотонический тип СВД с асимпатикотонической реактивностью установлен у 3 (8,8%) детей с ГБН. Остальные 13 детей с ГБН имели смешанный тип СВД с асимпатикотонической (у 8) реактивностью и нормотонией (у 5). Среди детей с мигренозной цефалгией ваготонический тип СВД имелся у 5, смешанный — у 3, причем во всех случаях отмечена нормальная реактивность. Таким образом, при ГБН признаки вегетативной дистонии более выражены, чем при мигренозной цефалгии.

В наших наблюдениях большинство детей с СВД имели эмоциональные нарушения в виде подавленного настроения, плаксивости, раздражительности, жалоб на скуку, повышенную утомляемость, отсутствие интереса к чему-либо, чувство внутреннего напряжения, беспокойства. Особенно выраженными эти изменения были у детей с цефалгическим синдромом. При психологическом обследовании детей с мигренозными ГБ отмечена выраженная эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, повышенная реактивность в ответ на любой, даже незначительный, внешний раздражитель. Такие дети отличались общительностью, но не имели постоянных дружеских привязанностей. При личностной самооценке они чаще завышали свои возможности.

У детей с ГБН отмечались затруднения при адаптации к новой обстановке, они трудно сходились с новыми лицами. При общем ровном настроении иногда наблюдались вспышки упрямства, капризы, которые носили характер защитных реакций на фоне проявлений недовольства собой. Иногда такие дети бывали чрезмерно мнительны, склонны к . При личностной самооценке они чаще занижали свои способности. У них отмечалась неуверенность в принятии самостоятельных решений. Признаки утомляемости выявлялись быстрее.

Проведение проективной психологической методики (теста ) выявило наличие проблем и конфликтов в особо значимых сферах межличностных отношений у большинства детей с головной болью (рис. 3).

Наиболее проблемными областями для 8-11-летних детей были взаимоотношения с отцом (сектор 2), с товарищами (сектор 5), отношение к будущему (сектор 13). В 12-15-летнем возрасте конфликтной сферой являлось взаимоотношение с обоими родителями (преимущественно с отцом), возрастала неудовлетворенность собой. Проблемой оставались страхи, опасения перед будущим. Подростков не устраивали взаимоотношения с противоположным полом. Отмечено, что наиболее глубокие внутренние конфликты (4-8 баллов) имели дети с ГБН, в то время как у детей, страдающих мигренозной цефалгией, глубина конфликта колебалась в пределах 3-5 баллов. Выявленная закономерность подчеркивает особое значение межличностных взаимоотношений в формировании психогенных (стрессогенных) расстройств в детском возрасте и в возникновении психовегетативного синдрома. Схожесть структуры нарушений в круге межличностных взаимоотношений ребенка при разных формах ГБ может указывать на наличие общих звеньев в патогенетических механизмах этих ГБ.

Проведенное исследование показало, что СВД у детей — пациентов педиатрического стационара характеризуется полисистемностью и полиморфизмом вегетативных проявлений. СВД является облигатным при разной педиатрической патологии, традиционно относимой к функциональным расстройствам. Это касается как желудочно-кишечного тракта (дискинезия, диспепсия), так и сердечно-сосудистой системы (кардиопатии, сосудистая дистония). Особенности клиники и характера СВД коррелировали с ведущими соматическими проявлениями. Установлено, что болевые проявления при СВД распространены и характеризуют клинический синдром, зависящий от возраста и типа дисфункции. Цефалгический синдром — наиболее частое проявление боли при СВД. Он встречается в виде мигренозной боли или ГБН. Клинические особенности ГБ при СВД требуют дальнейшего исследования для повышения эффективности терапии.

Журнал неврологии и психиатрии N 1-1999, стр.11-14

Литература

1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. М 1997.

2. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. и др. Вегетативно-сосудистая дистония у детей: Метод. рекомендации МЗ СССР. М 1987.

3. Брязгунов И.П. Между здоровьем и болезнью. Функциональные заболевания в детском возрасте. М 1995.

4. Вейн А.М. Актуальные вопросы кардиологии и вегетологии детского возраста. М 1986.

5. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Под ред. А.М. Вейна. М: Медицинское информационное агентство 1998; 413-430.

6. Веснина В.А., Пикулин С.Д. Труды II ММИ им. Н.И. Пирогова. М 1974; 26: 225-228.

7. Захаржевский В.Б. Физиологические аспекты невротической и психосоматической патологии: Механизм специфичности пси-ховегетативного эффекта. Л: Наука 1990.

8. Исаев Д.Н. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. Л 1991; 1: 59-67.

9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Ст-Петербург 1996.

10. Колосова О.А., Осипова В.В. Журн неврол и психиатр 1996; 3: 8- 12.

11. Кушнир С.М. Вегетососудистая дистония у детей: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. М 1995.

12. Макаренко Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. М 1976.

13. Макаренко Ю.А. Деонтология в педиатрии. Л 1977; 60-77.

14. Сосюколо О.Д., Ермолина Л.А., Волошин В.М. и др. Материалы научно-практ. конференции по неврологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Калуга 1988; 125-127.

15. Шварков С.Б. Вегетативные расстройства. Под ред. А.М. Вейна. М: Медицинское информационное агентство 1998; 451-463.

16. Carraida E. Med intern 1983; 34: 1594-1598.

17. Starfield B. Pediatrics 1980; 66: 2: 159-167.

18. Wober Bingal C., Wober C., Wagntr-Ennsgraber C. Cephalgia 1996; 107-112.

Стойкий цефалгический синдром: причины и симптомы

Цефалгический хронический синдром – обычная головная боль или мигрень. Такая патология может быть самостоятельным заболеванием или признаком различных серьезных болезней.

Содержание статьи:

Приступы головной боли разной локализации и степени интенсивности периодически возникают у 70% людей, женщины подвержены этому заболеванию чаще, нежели мужчины. Провоцировать их могут наследственность, переутомление, вредные привычки.

  1. Генетическая предрасположенность – цефалгия носит наследственный характер. Головная боль возникает из-за специфического протекания обменных процессов, часто бывает у детей.
  2. Пагубные привычки – курение, малоподвижный образ жизни, длительное пребывание за компьютером, несбалансированное питание, нарушение качества сна. Все эти факторы могут спровоцировать приступ головной боли. В сочетании с наследственным фактором, сопутствующими заболеваниями цефалгия может приобрести хронический характер.
  3. Сосудистые и невралгические патологии – чаще всего цефалгический приступ возникает при сосудистой дисфункции в капиллярах головного мозга. Без надлежащего лечения может быть инсульт или инфаркт.
  4. Спровоцировать приступ мигрени может недостаток воздуха, напитки с кофеином, шоколад, резкий запах. Часто такие приступы возникают у женщин за несколько дней до месячных.
  5. Физическое, психическое перенапряжение.

Сама по себе цефалгия доставляет лишь дискомфорт, мешает вести привычный образ жизни. Основную опасность представляют причины, которые ее спровоцировали. Если приступы повторяются часто, необходимо посетит врача, сделать КТ и МРТ головного мозга.

Основной признак цефалгии – острый приступ головной боли. При мигрени, глаукоме болевой синдром односторонний, чаще всего локализуется в височной области или надбровных дугах. При нервных патологиях или на фоне умственного перенапряжения боль равномерно охватывает практически всю голову.

Ознакомьтесь так же:  Сестринский процесс при гепатите циррозе печени

Распирающая головная боль может быть признаком гипертонии. Если же она ощущается остро в одной из долей головного мозга, это может свидетельствовать о предынсультном состоянии.

Признаки цефалгического синдрома:

  • боль носит пульсирующий характер, возникает симметрично с двух сторон головы или с одной;
  • болевой синдром часто отдает в глаз, скулу, шею;
  • обычные препараты не помогают улучшить состояние;
  • часто цефалгия сопровождается сонливостью, слабостью, повышенной температурой;
  • боль усиливается при физических нагрузках, смене положения тела.

В лечении используют обезболивающие, сосудорасширяющие лекарственные средства, методы физиотерапии и альтернативной медицины. Самолечение опасно для жизни, принимать лекарства можно только после консультации с врачом.

Частые приступы цефалгии нельзя игнорировать, если запустить заболевание, то могут начаться депрессия, гипертония. От частого и бесконтрольного приема обезболивающих препаратов страдает печень. Чтобы свести к минимуму возможно появления цефалгического синдром, необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, соблюдать режим дня, отказаться от пагубных привычек и вредной еды.

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.09) на тему: Цефалгический синдром у детей с вегетативной дистонией

Автореферат диссертации по медицине на тему Цефалгический синдром у детей с вегетативной дистонией

На правах рукописи.

ТАЛИЦКАЯ Оксана Евгеньевна.

ЦЕФАЛГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ С ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСТОНИЕЙ.

А ВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Работа выполнена в Российском Государственном медицинском Университете МЗ РФ.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.А. Таболин. НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: доктор медицинских наук, профессор С.Б. Шварков.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ АППОНЕНТЫ: академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор А.Г. Румянцев, доктор медицинских наук, профессор O.K. Ботвиньев.

Ведущая организация — научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии МЗ РФ.

на заседании Диссертационного совета Д 084.14.02 при Российском Государственном медицинском университете по адресу: 117869, г. Москва, ул. Островитянова, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГМУ.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор медицинских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

\.ктуалыюсть проблемы: Одной из самых частых жалоб как у взрослых, так и у 1етей является головная боль (ГБ), распространенность которой в детской популяции солеблется от 33 до 64% (Батурова Е.А. с соавт., 1998; Мурашко Е.В. с соавт., 2000). В тстоящее время отмечается тенденция к росту и омоложению цефалгического син-фома. За последние 20 лет его частота у детей увеличилась в 3,6 раза. Головная боль !стречается при многих заболеваниях, но в 80% случаев она является проявлением гсиховегетативных расстройств (Немковский И.Б., 1997). Синдром вегетативной дис-онии (СВД) диагностируется у 33-68% детей общей популяции (Белоконь H.A. с со-1вт., 1996; Антропов Ю.Ф., 1999; Исаев Д.Н., 1996). Клинические проявления СВД у (етей отличаются полиморфизмом и полисистемностью. Алгии, часто связанные с ве-етативной дистонией существенно снижают качество жизни детей. Особенно это кажется рецидивирующей цефалгии, активно влияющей на формирование восприятия (стьми своего тела, своего состояния здоровья (Арина ГА. с соавт., 1998).

В настоящее время назрела острая необходимость в исследовании взаимосвязей [ервичных ГБ (мигрени и головной боли напряжения) с синдромом вегетативной дис-онии, психологическим и метаболическим состояниями ребенка. Это позволит осу-цествлять комплексный дифференцированный подход к терапии, «лечить не синдром, ie болезнь, а пациента».

Цель исследования: уточнить клинические и параклинические критерии го-ювных болей у детей с синдромом вегетативной дистонии, углубить представления о ix патогенезе, разработать патогенетически обоснованные рекомендации по примене-шю фототерапии.

• 1. Определить структуру цефалгического синдрома и динамику его распространенности среди других клинических синдромов вегетативной дистонии у детей в зависимости от их возраста и пола.

2. Установить факторы (биологические, социальные, психологические), влияющие на развитие головной боли у детей.

3. Выявить клинические и психовсгетативные особенности при разных формах головной боли (мигрень, хроническая головная боль напряжения и эпизодическая головная боль напряжения) у детей.

4. Оценить характер гормонально-метаболических изменений, состояние клеточных мембран, их патогенетическое значение в зависимости от форм головной боли.

5. Определить целесообразность применения фототерапии и оценить ее эффективность при разных формах цефалгического синдрома у детей с вегетативной дисфункцией.

Научная новизна. Доказано, что головная боль у детей с СВД не изолированный синдром, а одно из проявлений системных функциональных расстройств. Впервые определено место цефалгического синдрома в структуре СВД, его взаимосвязь с другими синдромами вегетативной дистонии и с ее различными типами, отражена его онтогенетически ориентированная динамика. Показано, что при вегетативной дистонии у детей цефалгический синдром представлен мигренозной цефалгией и головной болью напряжения (ГБН). Последняя может быть эпизодической (ЭГБН) и хронической (ХГБН). Доказана неодинаковая значимость влияния наследственных, перинатальных и психологических факторов на развитие разных форм ГБ у детей. Установлены особенности психовегетативного статуса у детей с различными цсфалгиями. •Уточнены некоторые патогенетические аспекты головных болей на психологическом, органном, метаболическом, клеточном (клеточные мембраны) уровнях. Впервые у детей с головной болью исследован липидный спектр крови. При этом установлены изменения, характерные для реакций долговременной адаптации, более выраженные при мигрени и хронической головной боли напряжения. Отражено стремление организма на уровне клеток к сохранению своего внутреннего гомеостаза путем стабилизации,

«уплотнения» клеточных мембран. Впервые доказана целесообразность применения хронотерапевтического метода лечения — фототерапии у детей с цефалгическим синдромом, особенно с головной болью напряжения. Установлено нормализующее действие фототерапии на вегетативный гомеостаз, эмоциональный статус, оптимизирующее и модулирующее влияние на содержание стрессреализующих и стресслимити-рующих гормонов, в результате чего активизируются механизмы долговременной адаптации.

Практическая значимость работы. В работе показано, что для оценки и идентификации цефалгий у детей при СВД возможно использование критериев Международной классификации головной боли (1988 г). Отмеченные возрастные особенности клинической картины мигрени и ГБН, позволяют улучшить диагностику этих состояний у детей. Установленная роль психовегетативных изменений в патогенезе головных болей у детей диктует необходимость оценки у них психологического статуса и вегетативного гомеостаза с целью последующей коррекции обнаруженных расстройств. На основании анализа изменений липидного спектра и состояния клеточных мембран при ГБ у детей, высказаны предложения о целесообразности назначения мембраностабилизирующих препаратов. В работе обосновано применение при цефал-гии фототерапии — хронотерапевтического физиологического немедикаментозного метода.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В онтогенезе у детей отмечается эволюция, «созревание» болевого синдрома: от преобладания абдоминалгий в младшем возрасте к преобладанию цефалгий в старшем.

2. Цефалгический синдром при вегетативной дистонии не однороден и представлен в виде мигрени, хронической и эпизодической головной боли напряжения, клинические проявления которых имеют возрастные особенности.

3. Патогенетической основой головных болей у детей при СВД является хроническая стрессовая реакция преимущественно в стадии трофотропной активности, проявляющаяся на разных уровнях регуляции (поведенческом, органном, клеточном) в виде психовегетативных нарушений, дестабилизации клеточных мембран, нарушения рецепторной чувствительности.

4. Фототерапия — метод лечения, обладающий стрссслимитирующей активностью, направленной на стабилизацию адаптационных реакций организма. Внедрение в практику результатов работы. Результаты работы внедрены в работу детского отделения Центра диагностики и реабилитации ООО Мострансгаз, детских неврологических отделений РДКБ, НПЦ, педагогический процесс кафедры детских болезней №2 РГМУ.

Апробация работы. Диссертационная работа была апробирована на совместном заседании кафедры детских болезней №2 и кафедры детской неврологии педиатрического факультета РГМУ. Материалы, изложенные в диссертации, опубликованы в 16 научных работах, а также доложены на конференции молодых ученых в рамках конгресса «Фармакотерапия в педиатрии» (Москва,2000) и дважды на расширенном заседании кафедры патологии вегетативной нервной системы факультета последипломного образования ММА им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой член.-корр. РАМН, профессор A.M. Вейн).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, одной главы литературного обзора, шести глав собственных исследований, выводов и списка литературы. Работа изложена на . машинописных страницах, содержит . таблиц, . рисунков. Список литературы включает . источника (188 работ отечественных и . работ зарубежных авторов).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Материал и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 672 ребенка в возрасте от 3 до 15 лет с различной соматической патологией. Среди них выделено 259 детей (126 мальчиков и 133 девочки, средний возраст 10,2±3,3 лет), у которых всс изменения со стороны внутренних органов и систем носили функциональный характер и были обусловлены проявлениями вегетативной дистонии, представленной различными клиническими синдромами. У 136 из них (78 девочек и 58 мальчиков) ведущей или одной из ведущих жалоб была ГБ. Эти дети (средний возраст 11,2±1,7 лет) составили основную группу.

По возрастному критерию, согласно представлениям о физиологическом и психическом развитии, дети были разделены на 4 группы (таблица 1): 1)дети дошкольно-

1 возраста (до 7 лет); 2)младшего школьного возраста (7-9 лет); 3)предпубертатного эзраста (10-12 лет); 4)пубертатного возраста (13-15 лет).

Таблица 1. Распределение детей по возрасту.

Группы детей Возраст детей

До 7 лет 7-9 лет 10-12 лет 13-15 лет

се дети (п=672) 126 143 215 188

;ети с СВД (п=259) 24 57 98 80

етисГБ (п=136) 3 29 60 44

Дети с цефалгическим синдромом на основании критериев Международной гсассификации по ГБ (1988 г.) были разделены на три подгруппы: 1)43 ребенка с эпи-здической головой болью напряжения (ЭГБН): 18 мальчиков и 25 девочек (средний эзраст 11,8±1,8 лет); 2)50 детей с хронической головной болью напряжения (ХГБН): 7 мальчиков и 33 девочки (средний возраст 11,4±1,6 лет); 3)43 — с мигренью; 22 маль-ика и 21 девочка (средний возраст 10,6±1,5 лет).

Кроме того, нами проанализировано 45 историй болезни детей с цеф&чгическим шдромом (у 34 головная боль соответствовала диагностическим критериям ХГБН, у 1 — мигрени), находившихся в психоневрологическом отделении №1 РДКБ (гл. врач -.М.Н., профессор H.H. Ваганов, зав. отд. — к.м.н. C.B. Пилия.), обследованных детским сихиатром, д.м.н. Ю.Ф.Антроповым. Таким образом, общее количество детей с ГБ эставило 181 (136 + 45).

У всех детей проводилось комплексное клинико-инструментально-абораторное обследование, направленное на исключение органической патологии :абл. 2). При этом использовались клинико-анамнестические, электрофизиологиче-ше, ультразвуковые, рентгенологические, эндоскопические, биохимические и мик-обиологические методы исследования, а также определялось состояние моторики элстой кишки и уродинамики.

Ознакомьтесь так же:  Лечится ли туберкулёз легких

У 40 детей (10 — с ЭГБН, 20 — с ХГБН и 10 — с мигренью) проводилась фототе-апия. Светолечение (10 ежедневных сеансов) осуществлялось в утренние часы с по-ощью лампы «Biolemp» (Франция) мощностью 400 Вт с расстояния 60 см в течение

30 минут (интенсивность света 3300 лк). Группа контроля — 13 детей с ХГБН, получавших традиционную терапию (сосудистые и вегетотропные препараты, адантогены, физиолечение). Комплексное обследование пациентов основной и контрольной групп проводилось дважды: до и через 2 недели после лечения.

Таблица 2. Количество исследований у наблюдаемых детей.

№ п/п Методы исследования К-во обследованных детей

1. Клинико-неврологическое обследование детей (сбор анамнеза, педиатрический и неврологический осмотры, консультации ЛОР-врача, окулиста и др. специалистов). 181

2. Исследование вегетативного гомеостаза с помощью кардиоин-тервалографии (КИГ) и клиноортостатической пробы(КОП). 96

3. Оценка цефалгического синдрома (дневник головной боли, оценка интенсивности ГБ по десятибальной аналоговой шкале -ВАШ). 136

4. Психологическое тестирование (тесты Спилбсргера, «Неоконченное предложение», Айзенка. Анкета качества жизни). 96

5. Обследование детским психиатром. 45

6. Реоэнцефалография — РЭГ. 181

7. Ультразвуковая допплерография магистральных сосудов головы и шеи — УЗДГ. 82

8. Электроэнцефалография — ЭЭГ. 127

10. Компьютерная томография (КТ) мозга. 49

11. Электромиография. 38

12. Рентгенография шейного отдела позвоночника с функциональными пробами. 69

13. Клинический анализ крови с оценкой реакций адаптации (по Л.Х. Гаркави). 136

14. Липидограмма крови. 60

15. Фосфолипидный спектр сыворотки крови. 60

16. Гормональный профиль (СТГ, ТТГ, ТЗ, Т4, кортизол, пролак-тин). 46

17. Нейромедиаторы (адреналин, норадреналин, ДОФА, дофамин) в крови Катехоламины (адренал’йн, норадреналин) в суточной моче 60 60

В катамнезе (3 года) наблюдалось 90 детей: 27 — с ЭГБН, 32 — с ХГБН, 31 — с мигренью. При этом оценивалась длительность ремиссии цефалшческого синдрома.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере HEWLETT PACKARD с использованием программы статистической обработки электронных таблиц Ехе1-97 (стандартные методы математической статистики). Различия считались достоверными при р 24 11 (25,6%) 14 (32,5%) 18(43%) 0 0 0 6 (12%) 33 (66%)* 10 (20%) 4 (8%) 0 11 (25,6%) 30 (69%)° 2 (5%)4 0

Интенсивность ГБ (в баллах по ВАШ) 1-3 (слабая) 4-6 (средняя) 7-9 (сильная) 10 (нестерпимая) 0 14 (32,5%) 22 (51,2%) 7(16,3%) 3 (6%) 39 (78%)* 8 (16%)* 0 8 (18,6%) 34 (79%)° 1 (2,3%)ол 0

Латерализация головной боли. Правая Левая Фронтальная (по центру) 2-х сторонняя 20 (46%) 10 (23%) 7 (16,3%) 6(13,9%) 0 0 11 (22%) 39 (78%)* 0 0 11 (25%) 32 (76,7%)°

Локализация Головной боли. Лоб Лоб-виски Виски Темя Затылок 15 (34,8%) 15 (34,8%) 0 13 (30,2%) 0 11 (22%) 30 (60%) 6 (12%) 0 3 (6%) 11 (25,5%) 16 (37,2%) 16(37,2%) 0 0

Характер головной боли. Пульсирующая Давящая Давяще-пульсирующая Острая (прокол) Сжимающая 18(42%) 8(18,6%) 13 (30,2%) 4 (9,5%) 0 0 38(76%)* 0 0 12(24%) 0 39 (90,6%)° 4 (9,5%) 0 0

Провоцирующие факторы. Физическая нагрузка Изменения погоды Переутомление Другие факторы 22 (51%) 0 4 (9%) 7(16,3%) 0 8 (16%) 23 (46%)* 0 0 11 (25%) 24 (56%)° 0

Сопутствующие симптомы. Тошнота Рвота Фотофобия Фонофобия Другие симптомы • 38 (88%) 30 (69,8%) 29 (67,4%) 11 (25,5%) 23 (53,3%) 29 (58%)* 12 (24%)* 8 (16%) 5 (10%) 26 (52%) 3 (6,9%)сл 0 0 0 9 (20,9%)°д

* — достоверность различий (р мигрень. При оценке вегетативной реактивности у детей с различными цефалгиями на фоне преобладания ваготонии наиболее часто диагностировалась ги-персимпатикотоническая реактивность: при ЭГБН — в 31% случаев, при ХГБН — в 51%, при мигрени — в 56%. Асимпатикотоническая реактивность, указывающая на «срыв», недостаточность вегетативной регуляции отмечалась у 15,4% детей с ЭГБН, у 15,5% -с ХГБН и у 20% — с мигренью. Исследование вегетативного обеспечения с помощью клиноортостатической пробы у детей с разными формами головной боли в большинстве случаев выявляло наиболее неблагоприятные (гипердиастолический и асимпати-котонический) варианты вегетативного обеспечения. При ЭГБН гипердиастолический вариант определялся в 27,6% случаев, асимпатикотонический — в 41,4%; при ХГБН гипердиастолический — в 31,1%, асимпатикотонический — в 51,1%; при мигрени — тот и другой варианты в 43,3%.

При оценке фаз нарушений вегетативной регуляции по Е.В. Неудахину (1992, 2000) и С.М. Кушниру (1998) у детей с ЭГБН фаза адаптации определялась в 19,3% случаев, фаза относительной компенсации (альтернативной астении) — в 30,7%, фаза декомпенсации (альтернативной депрессии) — в 50,0%; у детей с ХГБН фаза адаптации отмечалась в 24,4% случаев, фаза относительной компенсации — в 42,3%, фаза декомпенсации — в 33,3%; у детей с мигренью фаза адаптации наблюдалась в 24% случаев, фаза относительной компенсации — в 40%, фаза декомпенсации — в 36%.

Таким образом, у детей с различными формами головной боли отмечаются выраженные изменения вегетативного гомеостаза, которые характеризуются преобладанием ваготонии и гиперсимпатикотонической реактивности, а также гипердиастоли-ческого и асимпатикотонического вариантов вегетативного обеспечения. Выраженность указанных изменений нарастает в направлении: ЭГБН —> ХГБН —» мигрень. Однако при ХГБН и мигрени вегетативный гомеостаз более стабилизирован, в то время как при ЭГБН он неустойчив, о чем свидетельствует меньшая частота обнаружения фазы адаптации и более высокая частота выявления фазы декомпенсации. Преоблада-

ние активности автономного контура регуляции при ЭГБН и ХГБН определялось у девочек, в то время как при мигрени — у мальчиков. Выраженность гиперсимпатикото-нической реактивности при ЭГБН преобладала у мальчиков, а при мигрени и ХГБН — у девочек. Указанные изменения вегетативного гомеостаза в зависимости от пола детей скорее всего связаны с более ранним наступлением пубертатного периода у девочек, в связи с чем у них более выражена напряженность адаптационно-компенсаторных механизмов, а следовательно более высок риск их «срыва».

При исследовании гормонального статуса у детей с ГБ было установлено, что среднее содержание уровня кортизола и пролактина в крови у детей при ее разных ‘ формах не выходит за пределы нормы. Однако уровень кортизола оказался более высоким (497±11 нмоль/л) при ХГБН, более низким (323±19 нмоль/л) — при мигрени, содержание пролактина, напротив, наиболее высокое — при мигрени (311±14 М/л), более низкое — при ХГБН (201±24 М/л). При всех формах головной боли уровень пролактина у девочек был выше, чем у мальчиков на 5-10%. Следовательно, при мигрени, по сравнению с другими формами головной боли, более выражены трофотропные реакции. Это положение согласуется с данными вегетативного гомеостаза, которые указывают на увеличение активности автономного контура регуляции, а следовательно трофотропных реакций в направлении: ЭГБН—> ХГБН—>мигрень. Такой вывод подтверждается и данными антропометрии: массо-ростовой показатель (отношение массы тела в кг к росту в см) при ЭГБН в среднем составлял 0,28±0,08, при ХГБН -0,25±0,07, при мигрени — 0,31 ±0,09. При определении содержания в крови сомато-тропного (СТГ), тиреотропного (ТТГ) гормонов, трийодтиронина (ТЗ) и тироксина (Т4) при разных формах головной боли у детей отклонений от нормы не обнаружено. Следовательно, эти гормоны не влияют на патогенез развития головных болей и не могут быть использованы в качестве маркеров, позволяющих контролировать течение и лечение указанных патологических состояний.

К стрессреализующим гормонам, активно влияющим на психоэмоциональное состояние человека относятся катехоламины (адреналин и норадреналин) и их предшественники (диоксифенилаланин-ДОФА и дофамин). При всех формах головной боли у детей отмечается достоверное повышение содержания дофамина и норадренали-на, что возможно, связано с повышенным уровнем тревожности у этих детей (табл. 5.).

Таблица 5. Характер изменений содержания катехоламинов при разных формах головной боли у детей.

Катехолами-ны (нг/мл) Норма (по Т.Б. Дмитриевой с соавт., 1998). Формы головной боли

ЭГБН (п=16) ХГБН (п=15) Мигрень (п=14)

ДОФА 0,89 ± 0.09 0,84 ± 0,06 1,12 ±0,07* 1,05 ±0,09*

Дофамин 0,03 ±0.01 0,11 ±0,03* 0,14 ±0,04* 0,07 ± 0,02*

Норадреналин 0,33 ± 0,03 0,71 ±0,07* 0,57 ±0,06* 0,69 ± 0,07*

Адреналин 0,11 ± 0,02 0,06 ±0,015* 0,10 ±0,025 0,06 ± 0,02*

Примечание: * — достоверность различий (р ■ ХГБН -> мигрень.

4. Среди факторов, определяющих развитие мигрени, лидирует наследственная отя-гощенность, а развитие ХГБН — преморбидные психогении. ЭГБН и ХГБН в детском возрасте не являются стадиями одного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности, связанные, в первую очередь, с определенным психологическим статусом.

5. В патогенезе цефалгического синдрома важную роль играет состояние мембран нервных клеток, которое характеризуется их уплотнением, повышением микровязкости и уменьшением текучести, в результате чего должна нарушаться рецептор-ная чувствительность. Характер изменений адаптационных реакций, липидного обмена, гормонального статуса свидетельствует о том, что цефалгический синдром является проявлением трофотропной стадии хронической стрессовой реакции. Это диктует необходимость применения стресслимитирующей терапии.

6. Фототерапия наиболее эффективна при головной боли напряжения. Оказывая ан- , тидеггрессивный эффект она опосредованно влияет на выраженность болевого синдрома, а также нормализует вегетативный гомеостаз (уменьшает ваготонию и ги-персимпатикотоническую реактивность). Фототерапия оказывает оптимизирующее, модулирующее действие на содержание стрессреализующих гормонов в детском организме, повышает его адаптационную способность, стимулирует синтез стресслимитирующих гормонов, способствует переводу реакции повышенной активации в реакцию спокойной активации адаптационных механизмов. Благодаря стабилизации механизмов долговременной адаптации отмечается более длительная ремиссия цефалгического синдрома у детей, получавших курс светолечения.

1. В комплексное обследование детей с головными болями кроме методов исследования, позволяющих исключить органическую патологию головного мозга, необходимо включать методы, отражающие состояние психовегетативного статуса.

2. С целью косвенной оценки состояния мембран нервных клеток мы предлагаем определять отношение СФМ/ФТХ, которое рассматриваем в качестве коэффициента

их стабильности. У детей контрольной группы его величина составляет 0,26. По нашему мнению, уменьшение значения указанного коэффициента свидетельствует о снижении специфической стабильности мембран нервных клеток.

3. Для оценки степени «конденсации» мембран нервных клеток мы предлагаем использовать коэффициент СХ/СФМ. У здоровых детей его величина составляет 2,7. Увеличение коэффициента указывает на повышение плотности мембран нервных клеток.

4. Для лечения цефалгического синдрома у детей, особенно с ХГБН, мы рекомендуем использовать фототерапию (лечение ярким светом). Светолечение следует проводить в утренние часы с помощью лампы «Вю1етр» мощностью 400 Вт с расстояния 60 см в течение 30 минут (интенсивность света 3300 лк).

About the Author: Medic