Что нужно при эмоциональном стрессе

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Н. Selye (1936) и описал наблюдающийся при этом адаптационный синдром. Этот синдром может пройти три этапа в своем развитии: стадию тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов организма; стадию резистентности, при которой организм сопротивляется агрессору, если его действие совместимо с возможностями адаптации; стадию истощения, во время которой сокращаются запасы адаптационной энергии при воздействии интенсивного раздражителя
или длительном воздействии слабого раздражителя, а также при недостаточности адаптивных механизмов организма. Н. Selye описал эустресс — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс — вредоносный или неприятный синдром. Последний рассматривается как болезнь адаптации, возникающая в связи с нарушением гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов. Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, то есть начальный этап управления приспособительными процессами. Стресс — феномен осознания, возникающий при сравнении
между требованием, предъявляемым к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие баланса в этом механизме вызывает возникновение стресса и ответную реакцию на него.

Некоторые авторы не видят различий между стрессом и другими реакциями организма. М. Vigas (1980) рассматривает стресс как реакцию организма, вырабатывавшуюся в ходе филогенеза, на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности. По К. В. Судакову (1976), специфика эмоционального стресса отражена в утверждении, что он развивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом сомато-вегетативных реакций, а активация симпатикоадреналовои системы мобилизует организм на борьбу. По мнению В. В. Суворовой (1975), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. Все же К. В. Судаков (1976) считает, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.

К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия. Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием возможностей достижения жизненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма во внешней среде, а также путем первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. При стрессе ключевой системой мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.

Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных расстройств. Механизм эмоционального стресса складывается из продолжительного последействия, суммации, извращенной реакции нейронов центральной нервной системы на нейромедиаторы и нейропептиды. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания.

Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, ба- зальнолатеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Таким образом, значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика. Устойчивость к нему различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие — весьма устойчивы. Однако развитие у ребенка клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции.

Что нужно при эмоциональном стрессе

Эмоции — субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужасай т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероятности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами, а длительные и не очень выразительные — настроениями.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСИ0ВЫ ЗДОРОВЬЯ

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение вероятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выполняют очень важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов — расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшиласьдоля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно’быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбрасывает гормон АКТГ — активатор надпочечников. Одновременно повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериального давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В конечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно поднимают работоспособность человека. Эту начальную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, — это стадия перестройки. Она характеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжением, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки поражены склеротическими изменениями).

На второй стадии — «устойчивости» — секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое — эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия — «истощения», когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэтому третья стадия стресса является патологической и ее обозначают как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаще всего развитие негативных последствий определяется возникающими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоциональными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Ознакомьтесь так же:  Башина вМ аутизм в детстве м медицина

Для современного человека важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если человек выполняет тонкую работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это означает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значение и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным фактором здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение — это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движение тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы — нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесообразные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается большое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органов и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало тренированы), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердечно-сосудистой и других систем.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь — понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, переживание апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы проявляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуаций, которая кажется им безнадежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, оказывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил информационную среду, породил информационный бум. Как уже отмечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объема информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифицировать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим причинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом случае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и защиты от ее избытка. Но если время, которое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение — информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий — мотивационный: если требования к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информационные перегрузки. При этом особые трудности испытывают прилежные дети (так, у первоклассника при выполнении контрольной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель — до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональ-ному напряжению человека, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к неврозам — срывам нормальной психической деятельности.

5.3. Эволюция становления психики человека


5.3.1. Эволюционные предпосылки формирования психики человека

Особенности функционирования психики человека в значительной степени обусловлены ее эволюционным, историческим развитием.

Становление психики человека в эволюции шло под действием биологических (в большей степени на ранних этапах исторического процесса) и социальных (на более поздних) факторов. Хотя обе группы факторов в эволюции тесно переплетены, в истории человечества ведущую роль сыграли все-таки вторые, так как первые оказались более консервативными.

Эволюция мозга человека преимущественно шла в направлении увеличения объема головного мозга (от 500—600 см3 у австралопитеков до 1300—1400 см3 у современного человека). Этот процесс сопровождался ростом количества нейронов и усложнением связей между ними. Особенно бурно такие изменения происходили в коре больших полушарий. Если у низкоорганизованных животных основные площади в коре большого мозга заняты сенсорными и моторными зонами, то уже у приматов большого развития достигают ассоциативные зоны (неокортекс), которые объединяются кортико-кортикальными связями в единую интег-ративную систему мозга. Это, в частности, позволило нашим обезьяноподобным предкам освоить подражательную активность, которая, в свою очередь, помогла перейти к предметной деятельности, а затем — и к орудийной.

Совместная трудовая деятельность стимулировала развитие у человека ассоциативных зон, особенно лобных долей, и повлекла за собой формирование речи — второй сигнальной системы, присущей в развитой форме только человеку. Речь — это отражение мыслительных процессов, протекающих в мозгу. Речь позволила человеку абстрагироваться от действительности, накапливать и передавать информацию друг другу и из поколения в поколение, то есть сама речь стала основой обучения и воспитания. Таким образом, именно речь стала основой социализации человека и в конечном итоге появления и развития цивилизации.

Поскольку возникновение речи тесно связано с двигательной активностью (особенно рук), ее развитие и в онтогенезе стимулируется движением.

Развитие речи привело ко все большей специализации в деятельности мозга. В результате у человека между полушариями мозга возникла функциональная асимметрия. Так, с речью, как правило, связано левое полушарие мозга, в то время как за вторым полушарием остались более древние биологические функции — эмоции и связанная с ними конкретно-образная оценка действительности.

Изменения функций головного мозга соответствовали эволюции генотипа человека и животных.

5.3.2. Основы психогенетики

Любая функция человека формируется на основе его генетического материала — генов. В них же записана и программа развития мозга, функций отдельных его частей и некоторых психических особенностей. Реализация генетической программы в определенных условиях среды, в том числе образовательной, приводиткста-новлению психики человека со всеми ее компонентами. В результате взаимодействия генотипа со средой формируется, как уже отмечалось, целый комплекс морфологических, физиологических и поведенческих признаков, который называется фенотипом. В отношении индивидуального развития мозга генотип определяет основные анатомические связи между отделами, детерминирует расположение многих нервных центров, некоторых свойств, нервных процессов, обеспечивает передачу по наследству безусловных рефлексов и инстинктов. Высшие же психические функции, как правило, не наследуются, но их реализация невозможна без соответствующей анатомической основы, взаимосвязей между нейронами, без врожденной способности нейронов перестраивать эти связи и целого ряда других особенностей нервной системы (в частности, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов). То есть можно говорить о наследовании определенных задатков психических функций.

Точный вклад генотипа в формирование компонентов психики оценить трудно из-за их высокой вариабельности. Как правило, не удается выделить какой-то признак, функциональный показатель психической деятельности (за исключением некоторых простых безусловных рефлексов), который можно связать с какими-либо генами. Тем более что даже врожденные особенности поведения проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

С другой стороны, все-таки можно обнаружить некоторые генетически обусловленные особенности деятельности нервной системы, влияющие на характер мыслительных процессов, внимание, память и т.д., которые мало или совсем не зависят от внешней среды или условий воспитания. Например, определенный преобладающий ритм электрической активности мозга (ЭЭГ), характерный для бодрствования человека, имеет очень сильную генетическую детерминацию. Это важное обстоятельство, так как характер ЭЭГ отражает уровень активации деятельности мозга, возможность достижения оптимального уровня функционирования, необходимого для решения определенных задач. Роль воздействия внешней среды на формирование других нервно-психических особенностей значительно выше. Примером этого являются индивидуальные психофизиологические особенности человека, формируемые в процессе его жизни.

5.3.3. Психика и современные условия жизни

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Ознакомьтесь так же:  Как справиться со стрессом на учебе

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации части населения. С позиций жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться. Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития цивилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек—человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20—30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отличие от естественных, которые в процессе эволюции были составной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ручья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Еда против стресса. Какие продукты уменьшают тревогу?

К сожалению, жители больших городов нередко страдают от нервного напряжения. Поможет ли правильно подобранная диета пережить стресс без последствий для здоровья?

Наш эксперт – врач-диетолог, руководитель Центра персональной диетологии России Екатерина Белова.

В период стресса организму приходится несладко, поэтому он особенно нуждается в правильном питании. При этом не стоит искать какое-то особенное «антистрессовое» блюдо и пытаться с его помощью успокоить нер­вы. Даже самому полезному продукту не справиться со стрессом в одиночку. Например, бананы, которые считаются натуральным антидепрессантом, так как способствуют выработке гормона счастья серотонина, не в силах избавить от сильного эмоционального напряжения, они могут лишь слегка поднять настроение в пору осенней грусти. А для того чтобы стресс не отразился на здоровье, требуется, чтобы рацион был разнообразным и сбалансированным.

Поэтому обязательно позаботьтесь о том, чтобы на вашем столе были:

Злаки – главный источник витаминов группы В. Именно эти витамины требуются для того, чтобы поддержать нервную систему в период стресса. Доказано, что при сильном эмоциональном напряжении потребность в витаминах группы В возрастает в пять раз!

Совет. Не пытайтесь сэкономить время и сварить «быструю» кашу из пакетика. Дело в том, что быстрота приготовления достигается предварительной обработкой круп паром, что приводит к потере витаминов и микроэлементов. Поэтому каши, которые просто завариваются кипятком, не помогут укрепить нер­вы во время стресса. Для этой цели подходят только цельные злаки, которые варятся довольно долго.

Для слаженной работы нервной системы необходимы жиры. Поэтому не забывайте о растительных маслах, причём лучше, если это будет не только привычное подсолнечное масло, но и, например, оливковое, горчичное или кукурузное. Животные жиры тоже способны поддержать нервную систему, поэтому время от времени нужно позволять себе не только растительное, но и сливочное масло. Но чтобы сберечь фигуру и не навредить сердечно-сосудистой системе, не стоит налегать на него слишком сильно.

Совет. Выбирайте нерафинированные масла. В процессе производства они практически не подвергаются обработке, поэтому витаминов в них намного больше, чем в очищенных сортах.

Мясо, рыба и птица

Содержат белки, а это – строительный материал для всех клеток организма, в том числе и для нервных окончаний, которые повреждаются во время стресса.

Если вы любите рыбу, то в нагрузку к белкам ваш организм получит полезные жирные кислоты омега-3. Они способствуют не только здоровью нервной системы, но и снижают уровень вредного холестерина в крови, а значит, поддерживают сердце, которое особенно сильно страдает от нерв­ного напряжения.

Совет. ыбирайте пост­ные сорта мяса, а вот рыбу можно есть любую, в том числе жирную.

Молочные продукты

Как и каши, молочные продукты богаты витаминами группы В, к тому же они помогают восполнить дефицит витамина D, недостаток которого связывают с возникновением сезонной депрессии.

Совет. Лучше остановить свой выбор на кисломолочных продуктах. Лакто- и бифидобактерии, обитающие в кефире и йогурте, не только улучшают пищеварение, но и укрепляют иммунитет, который слабеет под действием сильного нер­вного напряжения.

Овощи и фрукты

В них много антиоксидантов, а также витаминов А и С, которые защищают от негативных последствий стресса. Кроме того, овощи и фрукты снабжают организм растительной клетчаткой, необходимой для хорошего пищеварения. Не секрет, что на фоне стресса работа желудочно-кишечного тракта нередко нарушается.

Совет. На вашем столе ежедневно должно присутствовать не менее пяти порций овощей и фруктов (порция – это одно яблоко, морковка, банан и так далее).

Пять НЕ при стрессе

  • НЕ пытайтесь улучшить настроение при помощи сладостей. Сахар и жирные продукты перегружают многие внутренние органы, заставляя их работать на износ. А во время стресса организму и так приходится тяжело.
  • НЕ заедайте стресс. В период нервного напряжения организм пытается восполнить недостаток витаминов и микроэлементов за счёт объёма пищи. Поэтому на фоне стресса нередко хочется есть. Но увеличение порций приводит лишь к появлению лишних килограммов, поэтому лучше обратить внимание не на количество, а на качество пищи.
  • НЕ бегите к холодильнику при первых признаках волнения. Перед тем как съесть что-нибудь, попробуйте расслабиться другими способами: побудьте несколько минут в тишине, глубоко подышите.
  • НЕ заставляйте себя есть, если при стрессе у вас пропадает аппетит. Один-два разгрузочных дня не принесут вреда здоровью.
  • НЕ ешьте машинально. Даже если перед вами самые полезные и низкокалорийные продукты, старайтесь контролировать объём порций. Ведь в какой-то момент вместо ягод или фруктов на столе может оказаться пакет чипсов, и тогда привычка постоянно жевать сослужит плохую службу фигуре.

Первый читатель

Писатель Татьяна Полякова

– Стресс никогда не заедаю. По опыту знаю: когда хочешь успокоиться, надо двигаться. Ни в коем случае не сидеть и не лежать. Лучше начать уборку в квартире. Если здоровье позволяет, надевайте спортивный костюм, кроссовки – и бегом от стресса. Если бег не для вас, значит, быстрая ходьба. Обычно после часовой прогулки я прихожу в норму.

Эмоциональный стресс и выгорание

Большим уважением пользуется определение Исаева Д.Н., который характеризует эмоциональный стресс как «состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей».

В содержание этого термина входят как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает психическое напряжение. Когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, чаще всего — фрустрация. Как мы уже поняли, это состояние возникает в результате конфликта мотивов, или более умным языком интрапсихическим конфликтом. Данный конфликт при длительном воздействии может перерасти в достаточно серьезную проблему.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. В эмоциональной сфере можно отдельно выделить чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации, так как типичные эмоциональные стрессовые реакции – страх, печаль или гнев. Далее эмоциональная напряженность может вылиться на физиологическом уровне. К примеру такие личности тяжелее переносят заболевания вирусными инфекциями.

Психологические реакции на эмоциональный стресс писать не буду, так как тогда каждый первый читатель диагностирует у себя эмоциональный стресс, в связи с тем, что они не отличимые от просто эмоций. А нам оно нужно считать, что мы постоянно в эмоциональном стрессе? Про фактор непроизвольного внушения в жизни и в медицине напишу позже, а сейчас мы вернемся к выгоранию. Выгорать не нужно.

Ознакомьтесь так же:  Хронический ринит у ребёнка лечение

Синдром эмоционального выгорания относят к выработанным личностью механизмам психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание и профессиональное выгоранием — это фактически синонимы, так как очень часто связано с профессиональной деятельностью. Развивается синдром при длительном эмоциональном стрессе средней интенсивности, отсутствии какого-либо вознаграждения за выполняемую работу, не обязательно финансовое и характеризуется эмоциональным, умственным истощением и физическим утомлением. Эмоциональное выгорание также наступает при деятельности, которую индивид считает бесполезной, или вообще вредной. В последнем случае существование индивида весьма «интересное». Личность страдающий данным недугом перестает получать удовлетворение от работы и становится постепенно эмоционально отстранённым от повседневной деятельности – в этом помогает и телевизор, и алкоголь.

Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты о котором уже было указано выше.

К основным симптомам эмоционального выгорания относятся:

Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

Нарастающий негативизм по отношению к коллегам(клиентам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

Повышенная раздражительность – на работе и дома;

Навязчивое желание изменить род деятельности;

Периодически проявляющаяся рассеянность;

Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость.

А вот в противодействии стрессу, несмотря на многочисленность исследований, успехов увы мало. Психологические защиты помогают, но несут свои негативные моменты. Но тем не менее, о методах противодействию выгоранию можно посветить еще 1 пост.

— Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб: Питер, 2001.

— Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев —— СПб: Речь, 2005

— Макарова. Г.А. Синдром эмоционального выгорания / Г.А. Макарова // «Психотерапия» № 11, 2003

— Маклаков. А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПБ: Питер, 2012.

— Немчин Т. А. Пути и средства управления нервно-психическим напряжением / Т. А. Немчин // Психология и управление, 1979

— Перре М. Клиническая психология / под ред М. Перре, М Бауманна – СПБ: Питер, 2012

— Соловьева С.Л. и Чермянин С.В Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотерапия: учебное пособие / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов и др. – СПб: АЙСИНГ, 2014.

Эмоциональный стресс

Понятие стресс

Большой тайной природы является эмоциональная сфера деятельности. Различные эмоциональные сдвиги, возникающие в результате нервных перенапряжений, являются основной причиной «болезней цивилизации» и способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу внутренних органов.

Термин «стресс», означающий не что иное, как напряжение, впервые упоминается в 1303 г. в стихотворении Р. Маннинга.

Г. Селье (1982) сформировал учение о стрессе как общем адаптационном синдроме при действии повреждающих агентов, а у истоков исследования проблемы стресса стоял французский физиолог К. Бернар.

В работе В.П. Апчела и В.Н. Цыгана (1999) хорошо показана эволюция взглядов Селье на стресс и трактовка им этого понятия.

Под стрессом он понимал неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Ученый установил, что организм человека на неблагоприятные воздействия – холод, страх, боль – отвечает защитной реакцией. Причем отвечает реакцией не только конкретной для каждого воздействия, но и общим, однотипным комплексным реагированием, независимо от раздражителя. Выделяют три основные фазы развития стресса:

  1. Фаза тревоги. Функционирует организм с большим напряжением, идет мобилизация защитных сил, повышающих его устойчивость. На этом этапе глубинных структурных перестроек еще не происходит, потому что организм справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации резервов. При первичной мобилизации организма с физиологической точки зрения происходит сгущение крови, идет повышенное выделение азота, калия, фосфатов, происходит увеличение печени или селезенки и др.
  2. Фаза резистенции. По-другому – фаза максимально эффективной адаптации. На этом этапе происходит сбалансированность расходования адаптационных резервов организма, а параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Продолжающаяся интенсивность воздействия стрессоров, приводит к третьей фазе;
  3. Фаза истощения. В организме начинают происходить структурные перестройки, поскольку функциональные резервы исчерпаны в первых двух фазах. Дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды происходит за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма и может закончиться истощением.

Стресс, таким образом, возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, а это значит, что он неотделим от процесса адаптации.

Эмоциональный стресс

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стресс принято разделять в настоящее время на два основных вида – системный, т.е. физиологический стресс и психический стресс.

Для процесса регуляции наиболее значимым является психический стресс, потому что человек является существом социальным и ведущую роль в деятельности его интегральных систем играет психическая сфера.

Ряд авторов делят факторы, которые вызывают психический стресс, на две группы – информационный и эмоциональный стресс. В принципе, деление психического стресса на эти два вида, весьма условно.

Очень редко на практике, получается, разделить информационные и эмоциональные стрессоры и выяснить, какие из них являются ведущими. В стрессовой ситуации они неразделимы. Информационный стресс всегда сопровождается эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Чувства, возникающие при этом, могут встречаться и в других ситуациях, совершенно не связанных с переработкой информации. Психический и эмоциональный виды стресса в большинстве работ специалистов отождествляются.

В ситуациях значительных информационных перегрузок, человек может не справиться с задачей переработки поступающей информации, может не успеть принять правильное решение, особенно при высокой ответственности, а это приводит к возникновению информационного стресса.

Значительная часть авторов возникновение эмоционального стресса связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и др. Если эмоциональный стресс рассматривать с этой точки зрения, то надо выделить три его формы:

  1. Импульсивный стресс;
  2. Тормозной стресс;
  3. Генерализованный стресс.

Эмоциональный стресс, естественно, дает определенные изменения в психической сфере, включая изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформацию мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Он вызывает такие же изменения в организме, как физиологический стресс. Например, в момент дозаправки самолета в воздухе пульс у летчиков возрастает до 186 ударов в минуту.

Реакции тревоги

Вероятность возникновения стресса может обусловить такое свойство личности, как тревожность. Она в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях. Они известны как реакции тревоги.

Тревога – это ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания. Это чувство неопределенного беспокойства, которое служит сигналом о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов. Тревога часто рассматривается как форма адаптации при остром или хроническом стрессе, но имеет и свою личностную обусловленность. По направленности проявления она может выполнять как охранительные, мобилизующие функции, так и функции дезорганизующие.

Перенапряжение регуляторных механизмов происходит тогда, когда уровень тревоги неадекватен ситуации и в результате идет нарушение поведенческой регуляции. Поведение человека не соответствует ситуации.

Работы по изучению тревоги разграничивают её на нормальную и патологическую, что привело к выделению многочисленных аспектов и разновидностей – нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др.

Тем не менее, большинство авторов расценивают тревогу как единое, по сути, явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления приобретает патологический характер. Тревога ответственна за большую часть расстройств, об этом свидетельствует анализ патогенной её роли при психопатологических явлениях.

При исследовании механизмов эмоционального стресса была обнаружена тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями. Отмечается её связь с эрготропным синдромом, который выражается в повышении активности симпатоадреналовой системы и сопровождается сдвигами в вегетативном и моторном регулировании.

Совершенно очевидно, что в адаптационном процессе, роль тревоги может существенно изменяться в зависимости от её интенсивности и требований, которые предъявляются к адаптационным механизмам индивидуума.

Если уровень тревоги не превышает средних значений, когда рассогласование в системе «человек – среда» не достигает значительной степени, то на первый план выступает её мотивационная роль и тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. А если сбалансированность в системе «человек – среда» явно нарушена и происходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога возрастает. В этом случае она отражает формирование состояния эмоционального стресса, который может приобрести хронический характер и снизить эффективность психической адаптации. Это, в свою очередь, будет одной из предпосылок к развитию болезни.

При рассмотрении взаимозависимости тревоги с рядом физиологических показателей, надо учитывать тот факт, что тревога является субъективным явлением. Характер и уровень его проявления зависит от личностных особенностей индивида.

В настоящее время всем хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие окружающей среды. Индивидуальность людей проявляется в том, что каждый из них по-разному реагирует на внешний стрессор, а это значит, что личностные особенности связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

About the Author: admin