Центр для лечения детей с аутизмом

Оглавление:

Центр для лечения детей с аутизмом

Трудность в социальных отношениях, расстройство аутистического вида, слабость эмоциональной связи ребенка с окружающей его действительностью называют детским аутизмом.

Ученые патологии и разновидностям – аутистическому расстройству, инфантильному аутизму и психозу, синдрому Каннера уделили внимание еще в девятнадцатом веке, а симптоматика «инфальтивного аутизма» была подробно описана уже в сороковых голах прошлого столетия.

Расстройство характерно в большей степени для мальчиков, которые подвержены заболеванию приблизительно в четыре раз чаще, чем девочки. Статистика также говорит о 0, 005 % соотношении больных детей с данным расстройством по сравнению с теми, кто таких проблем не имеет.

Источник патологии

Условия, причины и источники возникновения расстройства – предмет изучения психологами, психиатрами и специалистами смежных областей. Патология, и ее источник, до конца пока не исследована.

Тем не менее, ряд факторов говорят о вероятности подтверждения гипотезы этиопатогенеза. Это, прежде всего:

  • Слабо выраженные инстинкты и аффекты.
  • Блокирование поступающей информации, нарушенное восприятие.
  • Нарушенная слуховая обработка, как фактор сведения до минимума контактов.
  • Уменьшение роли ретикулярной формации мозга.
  • Нарушенная работа лобно-лимбического отдела и, как следствие, невозможность правильной мотивации и рациональности поведения.
  • Серьезная проблема обменных процессов, связанных с серотонином.
  • Нарушенная связь между полушариями головного мозга.

Кроме физиологической стороны вопроса необходимо также учитывать психологический и генетический факторы. Доказано, что проблема аутизма локализуется в основном в семьях, где заболевание переходит через некоторых родственников из поколения в поколение.

Существует также некоторая часть детей с органическими мозговыми нарушениями еще в период вынашивания плода, или во время родов.

Соотношение с эпилептическими припадками – от 2% до 4 %.

Были выявлены и редкие случаи мягкие неврологические нарушения.

ЭЭГ: патологические признаки – от 10% до 80% детей с аутизмом.

Симптоматика заболевания

Основные признаки патологии были описаны еще в середине прошлого столетия. К ним относятся:

  • Заболевание начинается в двухлетний период нормального предыдущего развития. У таких детей характерное красивое и задумчивое выражение лица. Отрешенность и сонность – заметный признак патологии.
  • Неспособность проявления и налаживания эмоциональных связей – это так называемое аутистическое одиночество. Ребенок не способен отвечать на ласку и заботу со стороны родителей, улыбаться и реагировать позитивно на прикосновения. Он не хочет быть на руках и одинаково равнодушен и к чужим и к близким людям. Дети с аутизмом обычно не делают различия между одушевленными и неодушевленными предметами. Одинаково ведут себя с людьми и предметами, из которых выбирают себе игрушки. Незнакомая обстановка их не пугает, а разлука с родителями не приносит эмоциональных переживаний. Характерная особенность – отсутствие необходимости в зрительном контакте.
  • Нарушения или задержка речи. Часто ребенок так и не приобретает вербальных навыков. Но бывает и так, что уже появившаяся способность постепенно нивелируется. В результате – страдает память и мыслительный процесс в целом. Общение у таких детей происходит на уровне нерациональных шумов, хрипов, щелчков и непонятных слогов. У них вырабатывается шаблонный набор определенных звуков, которыми они выражают свое нежелание общения. Их вербализация в очень примитивной форме строится на эхолалиях и стереотипных слоганах без смысла и привязки к контексту темы. Характерным признаком также можно назвать неумение пользоваться местоимениями. Дети для обозначения себя употребляют имя или второе лицо вместо имени.
  • Однообразность проявления. Стремление к ритуальным действиям. Желание стереотипного порядка вещей. Это проявляется в категоричном неприятии перемен, в предпочтении определенной одежды и питания, в упрощении игр, которые также строятся по одному примитивному шаблону. Такие игры обычно монотонны, и неинтересны в своей форме повторяющихся до бесконечности однообразных движений.
  • Странное манерное поведение. Ребенок, например, однообразно и длительно топает ножкой, крутится вокруг своей осин или раскачивается со стороны в сторону.
  • Неструктурированные игры – времяпрепровождение с глиной, песком, илом, водой. Такие игры не несут в себе функциональной и социальной направленности. Дети не умеют играть с игрушками и часто заменяют их разнообразными предметами.
  • Нерациональное проявление реакций на внешние стимулы – болевые ощущения и сенсорные раздражители в целом. Ответ или слишком слабый, или, наоборот, неоправданно сильный. Отмечена также реактивная избирательность. Дети чаще всего не хотят отвечать на вопросы, зато интересуются различными хаотичными шумами и звуками.

Другие симптомы у детей с аутизмом:

  • неожиданная агрессивность;
  • раздражение;
  • беспричинный страх;
  • гиперактивность;
  • растерянность;
  • удары головой в стену и предметы;
  • царапание, желание кусать себя;
  • нарушенный сон и режим питания;
  • недержание мочи;
  • иногда судороги.

У половины детей с аутизмом наблюдается тяжелая умственная отсталость, но некоторые могут проявлять определенные способности в несложных сферах деятельности.

Проблема диагностики

При грамотном диагностировании и работе с больными детьми необходимо учитывать:

  • их неспособность к отношениям с окружающей действительностью;
  • отгороженность от внешней среды вплоть до определенного болевого порога;
  • бедность речи;
  • нежелание визуальных контактов;
  • так называемый феномен тождества – стремление к однообразности;
  • повторы заданных им вопросов;
  • задержку саморазвития;
  • игровую стереотипность с предметами обихода;
  • появление признаков заболевания до трехлетнего возраста.

Дифференциальный подход

Ввиду того, что частичные синдромы – явление не редкое, необходима тщательная дифференциация. Аутизм требует отделения от проявлений психоза, психопатии, шизофрении и других расстройств. Например, шизофренические симптомы становятся явными только после семи лет. Но при этом у ребенка не отмечено умственных проблем и судорог.

Необходимо отметить, что нарушения слуха приводят к задержке общего развития и трудностям в вербальном произношении, поэтому их следует различать от аутизма. Годовалые дети с плохим слухом в отличие от малышей с аутизмом нормально лепечут. Кроме того, такие больные способны на невербальные контакты и адекватную реакцию на раздражители. Для дифференциации проблемы ребенка направляют на проведение аудиограммы.

Детский аутизм нуждается еще и в разделении симптоматики по характерным признакам умственной отсталости:

  • отсталые в развитии дети проявляют в своих реакциях соответствие своим возрастным характеристикам;
  • используют речевые навыки в той мере, как их усвоили, и по назначению;
  • у детей нет несбалансированной задержки развития с выпячиванием некоторых чрезмерно усиленных функций;
  • при аутизме больше всего поражаются речевые способности.

Психоз, как расстройство, начинается после трех лет, быстро развиваясь до максимума нарушений в интеллектуальной сфере и поведении, которое приобретает характер примитивных шаблонов и нерациональной манерности.

Лечебный процесс при патологии

Лечение представляет собой сложный комплекс нескольких направлений:

  • Коррекция поведения.
  • Совместное специализированное усилие медиков, психологов и педагогов.
  • Включение в лечебный процесс семьи.

Всю необходимую помощь в смягчении проблемы педагогами и медиками следует сконцентрировать на период от пяти до семи лет.

Примечание. Медикам и ученым совершенно ясна сложность проблемы и необходимость координации совместных усилий многих специалистов, разноплановый и разносторонний подход, комплексность в принятии всех необходимых реабилитационных мер при полном единстве биологических и психологических факторов.

Медикаментозная помощь

Максимальный эффект от лекарственных препаратов врачами отмечен в период от семи до восьми лет. После этого возраста медикаментозное лечение оправдано лишь в форме симптоматического действия.

Основным психотропным препаратом для лечения детей нешкольного возраста с аутизмом является амитриптилин в небольших дозах. Один курс назначается сроком на четыре месяца. Используется также витамин В6 и некоторые нейролептики. Например, рисполепт, который дети принимают на протяжении нескольких лет.

Примечание. Необходимо учитывать, что при назначенном курсе может наблюдаться значительная поведенческая редукция, снижение активности, стереотипных реакций, нерациональной суетливости или обособленности, заметно ускорение процесса обучения.

Расстройство поведенческих функций лечат с помощью фенфлурамина.

Иногда врачи назначаю детям бензодиазепины.

Воздействие нейролептиками в настоящее время вызывает неоднозначную оценку. Необходимо выбирать медикаменты без сильного седативного воздействия, например, галоперидол или в небольших дозах неулептил. Но в целом нейролептики картину в сторону позитивных изменений практически не изменяют, поэтому лучше использовать заместительную терапию с пирацетамом и подобными препаратами на протяжении нескольких лет повторяющимися курсами с перерывами.

Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению. Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм — снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.
И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

Признаки аутизма у детей, по которым ставится диагноз (синдром) аутизм:

1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).

Ознакомьтесь так же:  Тюремный психоз

2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» — просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» — устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).

3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными — то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу — «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.
В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей — это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей — это не шизофрения.

Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.

Существует так же мнение, что многим детям д иагноз аутизм ставится ошибочно — это называется гипердиагностика.

Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д . то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.
При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.

Комментарий доктора медицинских наук,
Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа»,
Гавриловой Татьяны Алексеевны:

Развитие головного мозга ребенка-аутиста имеет свои особенности:

1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей . Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).

  • Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).

Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности . Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии — многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.)

3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим — говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») — это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют — ребенок обращается с просьбой или требует.

У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий» . В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.
Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска» , на самом деле у ребенка болит голова . Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга . Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент — как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» — любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.

  • примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
  • сложные социальные эмоции — любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции — страх или агрессия (аутоагрессия).

Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:

Микротоковая рефлексотерапия
проводится по индивидуальной программе, которая может включать:

1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

  • д ля понимания происходящих событий
  • для развития логического мышления
  • для развития сознательной инициативы
  • для развития сложных эмоций
  • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
  • для выработки социально-бытовых навыков
  • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)

2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

  • для улучшения понимания речи
  • для расширения активного словарного запаса
  • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
  • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
  • для развития навыка диалоговой речи.
Ознакомьтесь так же:  Гимнастика от заикания

3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

  • для повышения интереса к коррекционным занятиям
  • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
  • для развития навыков чтения, письма, счета.
  • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.

4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

  • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
  • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).

5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

  • Для прекращения головных болей
  • Для нормализации сна
  • Для снижения возбудимости

Аутизм (аутистические проявления) — помощь:

В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

Родители будьте бдительны:
Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону
8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
для иностранных граждан: +7 (846) 692-66-02
Skype (бесплатный звонок через Интернет): medical_clinic_reacentr

Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Вопрос-ответ. Шесть признаков того, что вы попали к шарлатану

Несколько признаков шарлатанов от медицины в целом. Статья не касается РАС, но аналогичные признаки характерны и для некоторых «методов лечения» аутизма

Для защиты от шарлатанства важно быть в курсе их «секретов мастерства», по которым их можно распознать. В этой статье я расскажу про некоторые наиболее популярные уловки, к которым прибегают шарлатаны.

Интервью. «Мозгу детей с аутизмом не хватает поощрений»

Доктор Винод Менон, руководитель лаборатории, которая занимается фундаментальными исследованиями мозга, о том, как отличаются структуры мозга при аутизме, и как знания об этих отличиях могут повлиять на помощь детям и взрослыми с РАС

Доктор Винод Менон, профессор психиатрии и поведенческих наук Стэндфордского университета, США, и директор Стэндфордской лаборатории когнитивных и системных исследований мозга, которая проводит междисциплинарные исследования функций и дисфункций человеческого мозга. Ниже приводится интервью с доктором Меноном, которое он предоставил во время III Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута».

Вопрос-ответ. Как улучшить навыки самообслуживания с помощью видео?

Самомоделирование с помощью видео – научно-обоснованная методика, которая может быть эффективна, в том числе, для обучения бытовым навыкам

Вам надо стоять рядом и помогать ребенку во время чистки зубов? Ваш ребенок может помыть руки полностью самостоятельно, без каких-либо подсказок с вашей стороны? Ваш ребенок может выполнять простые задачи по хозяйству, например, застелить свою кровать без помощи? Если вы научите ребенка выполнять подобные задачи по самообслуживанию полностью самостоятельно, вы значительно уменьшите нагрузку в вашей жизни, а ваш ребенок сможет почувствовать себя более независимым. И то, и другое очень важно для сохранения здоровья всей семьи.

Исследование. Как физические упражнения влияют на людей с аутизмом?

Научные данные и рекомендации для физической активности детей и взрослых с аутизмом

Фраза «спорт – лучшее лекарство» стала рефреном многих экспертов по фитнессу и здравоохранению. Эту поговорку поддерживает множество исследований. И на данный момент накопилось достаточно исследований среди детей и подростков с аутизмом, чтобы мы могли с уверенностью сказать – физическая активность имеет целый ряд преимуществ при аутизме.

Интервью. Доктор Рейчел Тэйлор: «Право на большее, чем довольство и безопасность»

Интервью с руководителем экспериментального американского проекта по организации домов для взрослых людей с нарушениями развития и тяжелыми поведенческими проблемами

За 40 лет количество людей в Калифорнии, проживающих в закрытых учреждениях типа интерната снизилось с 13 400 в 1968 году до 1 077 в 2015. Тем не менее, есть люди с нарушениями развития, которые нуждаются в повышенном уровне поддержки, и у которых есть тяжелые формы проблемного поведения. Такие люди до сих пор проживают в учреждениях «старого» типа. Для решения этой проблемы не так давно был начат экспериментальный проект «Дома с повышенной поведенческой поддержкой».

Исследование. Два потенциальных препарата для лечения аутизма пройдут ускоренные клинические испытания в США

Две фармацевтические компании получили разрешение на ускоренную процедуру одобрения препаратов, которые, возможно, могут уменьшить симптомы аутизма

Администрация по пищевым продуктам и лекарственным препаратам разрешила в этом году процедуру ускоренного одобрения для двух различных препаратов против основных симптомов аутизма. Оба препарата прошли предварительные клинические испытания, и теперь запланированы более масштабные испытания, которые должны точнее определить их эффективность и возможные побочные эффекты.

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом релаксации?

Адаптированные техники релаксации, которые могут помочь детям с аутизмом справляться со стрессом и тревожностью

Многие дети с аутизмом часто страдают от повышенной тревожности и сильного беспокойства. Один из способов помочь им – обучить простым техникам релаксации для стрессовых ситуаций.

Вопрос-ответ. Какая поведенческая терапия подходит детям с высоким уровнем навыков?

Прикладной анализ поведения при аутизме часто ассоциируется только с помощью совсем маленьким и не говорящим детям, но это неверно

Что именно мы называем высоким уровнем навыков? Как правило, это ребенок старшего возраста, либо маленький ребенок, на которого диагноз влияет в относительно небольшой степени (например, у него синдром Аспергера). Обычно такие дети могут постоянно учиться в общеобразовательном классе школы при наличии определенной поддержки. Если такой ребенок оказывается в коррекционном классе, то чаще всего это связано только с проблемным поведением.

Аутизм и общество. После психоанализа: Франция начинает преодолевать устаревшие идеи об аутизме

В области аутизма Франция отстает от соседних европейских стран на десятилетия, но сейчас родители и ученые возлагают большие надежды на новый национальный план по аутизму

В период с 2004 по 2014 год Совет Европы, организация в Страсбурге, которая занимается соблюдением прав человека на континенте, пять раз осуждала Францию за дискриминацию людей с аутизмом. По заключению Совета Европы, Франция, помимо прочего, нарушала права людей с аутизмом на образование в общеобразовательных школах и получение профессионального образования. В отчете по Франции за 2016 год эксперты из Комитета ООН по правам ребенка тоже выразили обеспокоенность тем фактом, что «дети с аутизмом продолжают подвергаться повсеместному нарушению их прав».

Интервью: «В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма»

Нейрофизиолог Татьяна Строганова – о новейших открытиях в области аутизма

Мы поговорили с российским нейрофизиологом, доктором биологических наук, профессором кафедры возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителем Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) МГППУ и заведующим Лаборатории исследований аутизма Татьяной Александровной Строгановой. Сегодня – первая часть этого разговора.

Наблюдение детей с особенностями развития

Около 5% малышей во всем мире рождаются с пороками развития, отсутствие компетентной акушерской и неонатальной помощи во время «сложных родов» также может приводить к состояниям, которые негативно отражаются на головном мозге ребенка и провоцируют различную патологию и особенности дальнейшего развития. Тяжелые травмы головы, серьезные психологические травмы в любом возрасте – еще одна возможная преграда для здорового развития и успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Современная медицина делает все возможное, чтобы помогать деткам и их родителям максимально корректировать патологию и ее последствия, адаптироваться и жить полноценной жизнью.

Международный опыт показывает, что детишкам можно помочь в очень многих случаях, для этого необходимы предельное внимание, безусловная любовь и вера родителей в успех терапии, высочайшая компетенция специалистов, занимающихся ребенком. Совместная сосредоточенная работа семьи и врачей может буквально творить чудеса.

Группа компаний «Мать и дитя» создала центр «Особый ребенок», сочетающий в себе лучшие достижения мировой практики помощи детям и родителям, столкнувшимся с детским аутизмом, задержкой психического развития, нарушениями речи, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, трудностями при обучении и нарушениями поведения. Квалифицированная медицинская, психологическая, педагогическая – комплексная помощь – в компетенции наших специалистов.

Руководитель центра – Наталия Георгиевна Манелис, ведущий специалист России в области оказания помощи детям с аутизмом и задержкой психического развития, нейропсихолог, кандидат психологических наук. Специалисты центра — психологи, нейропсихологи, дефектологи и логопеды – врачи высшей квалификационной категории, кандидаты и доктора медицинских и психологических наук, имеющие большой опыт успешной работы с «особыми детьми».

Программы центра «Особый ребенок»:

  • Оценка особенностей развития ребенка.
  • Создание индивидуальной программы обучения.
  • Проведение индивидуальных и групповых развивающих программ для детей.
  • Консультации для родителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка.

Что такое аутизм?

Аутизм — это расстройство развития, которое возникает в детстве и проявляется качественными нарушениями в сфере коммуникации и социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению.

Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию.

При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них отсутствуют общие интересы с другими людьми.

Аномалии в общении проявляются в форме задержки или полном отсутствии спонтанной речи, без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой. Люди, страдающие аутизмом, не могут начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), для них типична повторяющаяся и стереотипная речь.

Характерно нарушение игры – у аутичных детей могут отсутствовать подражательные, ролевые игры, очень часто отсутствует символическая игра.

Стереотипное поведение проявляется в форме поглощенности однообразными и ограниченными интересами.

Ознакомьтесь так же:  Невроз как выйти самостоятельно

Характерна навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным поступкам или ритуалам. Очень часто имеют место повторяющиеся вычурные движения.

Для детей характерно повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).

К расстройствам аутистического спектра также относят синдром Аспергера, который характеризуется теми же нарушениями, что и аутизм, но, в отличие от него, при синдроме Аспергера нет задержки в интеллектуальном и речевом развитии.

Примерно у 25 – 30% детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 15 до 24 месяцев наблюдается регресс в развитии: они перестают говорить, использовать жесты, смотреть в глаза и т.п. Утрата навыков может быть внезапной или постепенной.

В каком возрасте проявляются симптомы аутизма?

В большинстве случаев аномалии в развитии проявляются с грудного возраста, и лишь за немногими исключениями эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Родители обычно начинают замечать отклонения в развитии ребенка после полутора-двух лет, а диагноз в среднем ставится не раньше трех-четырех лет.

Возможные симптомы аутизма у детей до двух лет:

  • Задержка речевого развития: дети начинают использовать слова позже, чем их типично развивающиеся сверстники.
  • Отсутствие реакции на имя: создается впечатление, что ребенок плохо слышит. При этом, не реагируя на обращенную речь, он обращает внимание на неречевые звуки (скрип двери, шуршание бумаги и т. п.).
  • Отсутствие социальной улыбки: уже в первые месяцы жизни типично развивающийся младенец улыбается в ответ на улыбку и вокализацию близких взрослых.
  • Отсутствие или дефицит чередующихся вокализаций между взрослым и ребенком: при типичном развитии в возрасте примерно 6 месяцев ребенок замолкает и слушает взрослого, который начинает разговаривать с ним. Аутичные дети обычно продолжают издавать звуки, не обращая внимания на речь взрослого.
  • Ребёнок не узнает голос матери или других близких: не обращает внимания на речь (собственное имя), при том, что реагирует на другие звуки.
  • Отсутствие способности следить за взглядом другого человека: примерно с 8 месяцев ребенок начинает следить за взглядом взрослого и смотреть в том же направлении.
  • Отсутствие способности следить за жестом другого человека: при типичном развитии эта способность появляется примерно в возрасте 10 – 12 месяцев. Ребенок смотрит в ту сторону, куда указывает взрослый, и затем переводит взгляд на него.
  • Ребёнок не использует указательный жест: типично развивающиеся дети начинают использовать указательный жест для того чтобы попросить что-либо или просто привлечь внимание взрослого к чему-то интересному в конце первого года жизни.
  • Ребёнок не показывает предметы другим людям: маленькие дети в конце первого года приносят и дают игрушки или другие предметы близким взрослым. Они делают это не только для того, чтобы им помогли, например, завести машинку или надуть шарик, а просто так, чтобы доставить взрослому удовольствие.
  • Ребёнок не смотрит на других: типично развивающиеся дети внимательно смотрят на людей во время общения и просто наблюдают за тем, что делают другие.

Что делать, если Вы обнаружили у своего ребенка особенности поведения, перечисленные выше?

Обратится к центр «Особый ребенок» как можно быстрее. Опытный специалист досконально обследует ребенка, его реакции, внимательно проанализирует симптомы, тревожащие родителей, после чего будет создана индивидуальная программа терапии, необходимая именно для вашего ребенка.

Абсолютные показания для немедленного обращения к специалисту:

  • Отсутствие лепета или указательного жеста или других жестов к 12 месяцам.
  • Отсутствие единичных слов к 16 месяцам.
  • Отсутствие спонтанных (не эхолаличных) предложений из 2-х слов к 24 месяцам.
  • Потеря речи или других социальных навыков в любом возрасте.

Ранняя интенсивная компетентная помощь позволяет добиваться потрясающих результатов, поскольку дает возможность предотвратить многие проявления аутизма, которые возникают позже. Вы можете помочь своему ребенку жить полноценной жизнью, успешно взаимодействовать с окружающим миром и быть счастливым востребованным человеком в будущем.

Если вам необходима помощь – не откладывайте обращение к специалистам центра «Особый ребенок», вместе мы справимся с самой сложной ситуацией и возродим будущее вашей семьи.

Детский аутизм

Синдром детского аутизма является одной из наиболее сложных проблем современной психиатрии. Лечение детского атипичного аутизма пытаются осуществлять не только психиатры, но и психологи, педагоги, биологи,специалисты в области социальной реабилитации. Современные клинико-биологические исследования свидетельствуют о нозологической гетерогенности данного заболевания, широкой вариабельности различных видов расстройств аутистического спектра. Клиники лечения аутизма сегодня есть во многих странах мира, ведь это проблема уже стала глобальной. Центр лечения аутизма детей есть и в Москве.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения.Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. При этом РАС являются гетерогенной группой заболеваний с различной этиологией и патогенетическими механизмами.

Чем раньше выявить детский аутизм, тем эффективнее будет лечение

Недостаточное знание клинических аспектов аутизма ведет к позднему распознаванию признаков болезни, а недостаточная осведомленность в вопросах терапии и необходимых мерах реабилитации — к их слабой эффективности.

Актуальность проблемы в мире настолько возросла, что в 2001 г. — в Год психического здоровья, она была объявлена ВОЗ одной из ведущих в психиатрии. В 2008 г. Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля провозглашен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2012 г. проблема РАС и других расстройств развития включена в повестку дня 67 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Значимость вопроса определяется хроническим течением РАС и резистентностью к терапии. Только четверть пациентов с РАС могут жить самостоятельно. 10 июня 2008 г. участники «круглого» стола в Государственной думе Федерального собрания РФ рекомендовали Правительству разработать и утвердить целевую федеральную программу помощи больным РАС: «Дети с ограниченными возможностями здоровья(аутизм)». РАС не знают географических, экономических и культуральных границ,включают нозологически разные заболевания. За последние 20 лет научный интерес к ним в мире переместился из узкой проблемы детской психиатрии в одну из центральных областей клинико-биологических исследований.

Не смотря на освещение проблемы аутизма в информационном пространстве,многие специалисты-неврологи до сих пор предпочитают не ставить определенного диагноза детям с ярко выраженными расстройствами аутического спектра. Выявление аутизма у детей родителям приходится производить собственными усилиями, что зачастую приводит к тому, что большинству детей приписываются нехарактерные типы поведения. Возникает ситуация, когда родители уже готовы видеть в практически здоровом ребенке аутиста, что ухудшает психическое состояние как родителей, так и ребенка, и приводит к различного рода депривациям. На эту тему еще в 1959 году известный психолог Бруно Беттлхейм написал очерк под названием«Джо-механический мальчик», где описан ребенок-аутист, под необычным и замкнутым поведением которого скрывался умный и одаренный ребенок. Главной в очерке звучала мысль о том, что как раз отношение родителей к своему ребенку и явилось причиной появления у него аутизма. Более поздние исследования показали биофизическую причину аутизма.

На данный момент достаточно точно определены психологические и психические отклонения в поведении ребенка, опираясь на которые, родители могут обратиться за квалифицированной медицинской помощью к неврологу и составить грамотный план лечения аутизма (расстройств аутического спектра). Основными симптомами,выделенными еще Л. Каннером, и подтверждающими то, что такие дети должны рассматриваться как дети с уникальной аномалией развития конституционного генеза, являются:

  1. Социализация, а точнее, ее отсутствие – ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми, в том числе физически – может сопротивляться, когда его обнимают, целуют или держат на руках. Проявление бОльшего интереса к неодушевленным предметам.
  2. Задержка речевого развития, проявляющаяся не только как отсутствие умения говорить, но и как внешнее отсутствие интереса к какому-либо общению. При этом впоследствии выясняется, что информация была полностью усвоена.
  3. Некоммуникативная речь – проявляющаяся в том, что ребенок, обладающий речью, может затрудняться в ее применении. Например,«ведение руки» — вместо обращения со словами ребенок берет руку взрослого и использует его как инструмент для достижения желаемого.
  4. Эхолалия и отставленная эхолалия – повторение чужих фраз, слов или частей слов, как сразу после произнесения их взрослым, так и через какое-либо время.
  5. Невозможность применения местоимения «Я». При желании чего-либо или вопросительном предложении ребенок использует только отстраненное местоимение «ты» вместо личного «я».
  6. Стереотипная повторяющаяся игра. Выстроить в ряд одинаковые предметы, пристально рассматривать циклично движущиеся объекты,навязчивое включение и выключение света, поглощение одной деталью игрушки(например, вращающимися колесами машинок) при отсутствии интереса к собственно машинкам.
  7. Стремление к порядку и однообразию. Повторы определенных манипуляций с предметами в определенное время суток, болезненное беспокойство при отсутствии этих манипуляций. Боязнь праздников и других нечасто повторяющихся событий.
  8. Хорошая механическая память, при этом отсутствие осознания опасности и страха высоты.
  9. Сенсорные нарушения могут заключаться в том числе в следующем:
    1. Прикосновения при стрижке или мытье головы
    2. Непереносимости музыки
    3. Отказе от мытья целиком
    4. При обнимании или других телесных выражениях привязанности;

  10. Самоповреждение (аутоагрессия) может выражаться в расцарапывании кожи, кусании самого себя, методическом выдергивании волос и т.д.

Только 30% больных с тяжелыми формами аутизма — с синдромом Каннера и атипичным аутизмом эндогенного и синдромального генеза имеют неблагоприятный прогноз, не поддаются абилитации. Но в целом, хотя при разных формах РАС прогноз отличается, своевременно установленный клинический диагноз,раннее введение фармакотерапии, проведенная реабилитация являются вполне эффективными и способствуют благоприятному исходу. В 10% случаев больные РАС полностью восстанавливаются, в клиническом состоянии примерно у 60% больных с расстройствами аутистического спектра отмечается стабильное посттерапевтическое улучшение [ООН, 2012; ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, 2011]. Следует особо подчеркнуть, что 80% пациентов с РАС являются обучаемыми по коррекционным и общеобразовательным программам.

About the Author: admin