Близорукость первая парта

Близорукость первая парта

Большинство родителей уверены, что если у ребенка близорукость, то он должен сидеть в школе на первой парте. Родители думают, что место за первой партой в классе поможет сберечь зрение ребенка. Иногда в классах даже начинается нешуточная борьба за первую парту. Однако, такие представления на сегодняшний момент можно признать не верными.

Почему так решили, что детей с миопией нужно сажать за первую парту?

Раньше врачи не спешили с выпиской очков близоруким детям. Очки использовались только тогда, когда зрение снижалось настолько, что ребенок был не в состоянии читать, что написано на доске. В дальнейшем очки выписывались со стеклами, оптическая сила которых не исправляла близорукость полностью. Считалось, что без очков глаз «работает», и для того чтобы он продолжал «работать» необходимо выписывать очки по неполной коррекции. Выписка очков считалась шагом вынужденным и очки выписывались именно для учебы или для тех случаев, когда очень важно разглядеть что-то вдали.

В таких очках ребенок видел чуть четче, но не видел идеально четко. Это служило причиной того, что учителя сажали детей на более близкие к доске парты.

В последнее десятилетие появилось множество новых исследований, в которых показана бессмысленность неполной коррекции близорукости (1) и, возможно, и ее вредность (2). В настоящее время принято выписывать очки и контактные линзы детям по полной или почти полной коррекции.
В таких очках или линзах ребенок видит все хорошо и легко может прочитать все с доски на любом расстоянии в классе. В таком случае совершенно отпадает необходимость сажать ребенка на первую парту и выбор парты остается за педагогом , а не за окулистом.

Важно понимать, что приближенность парты к доске никак не влияет на прогрессирование близорукости у детей. Хорошая коррекция очками или линзами дает ребенку максимально хорошее зрение и не ведет к ухудшению зрения. Неполная коррекция очками или линзами не имеет смысла, дает ребенку лишь частичное улучшение и делает невозможным восприятие с доски с далекого расстояния.

Рекомендации носить очки или линзы по неполной коррекции звучат все реже. Назначение первой парты при прогрессирующей близорукости не имеет никакого смысла.

Детский окулист Вадим Бондарь.

1)Undercorrection of myopia enhances rather than inhibits myopia progression.
Chung K, Mohidin N, O’Leary DJ.
Department of Optometry, National University of Malaysia, 50300, Kuala Lumpur, Malaysia.

У школьника плохое зрение — за какую парту ему садиться?

Многие родители убеждены, что если их ребенок-школьник имеет близорукость, то он обязательно должен сидеть в классе за первой партой. Для этого они обращаются к офтальмологу и просят выписать соответствующую справку. За какой партой на самом деле должен сидеть близорукий ребенок, расскажем в этой статье.

Несколько лет назад офтальмологическая практика была такова, что детям с близорукостью выписывали очки только при значительном ухудшении зрения, при этом их оптическая сила корректировала нарушение рефракции лишь частично. Врачи придерживались мнения, что 100%-ная коррекция зрения может навредить глазам, потому что при ней зрительные органы перестают самостоятельно работать. То есть ребенок в очках с неполной коррекцией видел немного лучше, чем без них, но все же не мог издалека четко разглядеть буквы на доске. Именно по этой причине офтальмологи давали рекомендацию сажать таких ребят за первые парты в школе.

Многочисленные современные исследования доказали, что неполная коррекция является малоэффективным средством в борьбе с близорукостью, и сегодня большинство врачей прописывает детям очки, которые на 100% корректируют нарушение рефракции.

В этой ситуации полностью отпадает необходимость сажать детей ближе к доске, потому что в очках или контактных линзах они прекрасно видят с любой парты. Также специалисты отмечают, что удаленность парты не влияет на прогрессирование миопии.

Зачастую детям, которые носят очки для близорукости, современные врачи советуют сидеть на третьей или четвертой парте для того, чтобы естественным образом тренировался аппарат аккомодации. Когда ребенок смотрит то на доску, то учится приспосабливаться к рассматриванию предметов вблизи и вдали, что благоприятно влияет на здоровье зрительного аппарата.

Когда показана первая парта?

И все же существует ряд медицинских показаний для того, чтобы школьник все же сидел за первой партой.

  • Медикаментозное лечение, которое устраняет спазм мышц аккомодации.
  • Врожденные заболевания глаз и нарушения зрительного развития.
  • Функциональное (аппаратное) лечение.
    В период прохождения аппаратного лечения ребенок по несколько часов в день проводит в глазной клинике, выполняя упражнения и проходя разные офтальмологические процедуры. Нагрузка на глаза сильно возрастает, врач может выписать справку, чтобы школьника посадили за первую парту.
  • Близорукость до назначения очковой или контактной коррекции зрения.
    Пока ребенку не выписали очки или контактные линзы, офтальмолог может дать рекомендацию сидеть за первой или второй партой. Однако подобная рекомендация влияет, скорее, на качество учебы, а не зрения, потому что позволяет школьнику лучше усваивать информацию, написанную на доске.

Таким образом, первая парта не является панацеей от проблем со зрением, а последняя — их причиной. Чтобы защитить глаза школьников, нужно регулярно водить их на прием к офтальмологу, ограничивать время использования гаджетов, в перерывах между уроками проводить гимнастику для глаз.Также (по гигиеническим нормам) учитель должен регулярно пересаживать детей на разные ряды, чтобы они смотрели на доску под различными углами и тренировали разные глазные мышцы.

Ознакомьтесь так же:  Ячмень на глазу как снять отек

Близорукие поймут

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

81 комментарий

Да проще все, на самом деле. Мне достаточно ситуаций из разряда:

(Собеседник) — не видишь, там едет хоть какой-нибудь автобус?
(я) — да, 84К
(С) — 0_о Ты видишь номер?? Я автобуса-то не вижу! Где он?
(я) — да вон, он за теми 10 машинами
(С) — 0_о

Вот после такого я прекрасно представляю каково людям с плохим зрением и говорю спасибо природе за свое.. Зато, завидую людям с хорошим слухом — тут меня природа подвела — переспрашиваю всех и вся(((

На какой парте сидеть, если падает зрение

Современные школьники все раньше начинают жаловаться на то, что стали хуже видеть. Владимир Золотарёв, врач-офтальмолог, руководитель Essilor Academy Россия, рассказывает, как узнать, что ребенок стал плохо видеть, и когда нужно попросить учительницу пересадить его на первую парту.

Как зрение связано с речью

Большую часть информации об окружающем мире мы получаем через зрение. Именно оно наш самый полный, информативный и самый хрупкий внешний анализатор. Зрение — первый и главный «друг» головного мозга.

Как развивается зрение с возрастом?

  • Внутриутробное формирование — первый и самый важный из этапов.
  • Затем следует период с рождения до года. В это время развиваются участки коры головного мозга, отвечающие за восприятие окружающего мира. Параллельно формируется контроль за движениями рук, глаза учатся двигаться одновременно, активно пополняется копилка зрительных образов.
  • До двух лет формируется речевой аппарат, малыш начинает разговаривать. Зрение помогает ему воспринимать речь окружающих — артикуляцию, реакции на звуки. Если зрение ребёнка развито недостаточно, то ему будет сложно учиться говорить. До двух лет детям не нужно смотреть телевизор: смысл происходящего на экране они ещё не понимают, а мышцы глаз не в состоянии справляться с таким сильным напряжением.
  • Ошибочно считать, что только с началом учебы в школе глаза ребёнка начинают получать большие нагрузки. На самом деле это происходит уже с 4 до 6 лет. Причины: интенсивные занятия в детском саду, многочисленные кружки и, конечно, желание родителей пораньше научить ребёнка читать. Поэтому обязательно разучите с малышом лёгкую гимнастику для глаз, делайте частые перерывы в занятиях и ограничивайте использование электронных устройств часом, максимум двумя часами в день.

Как понять, что у ребёнка ухудшается зрение

Сразу после рождения врачи проверяют зрение у младенца. При нетипичной реакции на специальные тесты выписывают направление к офтальмологу.

Но есть патологии глаз, которые вы можете выявить самостоятельно:

  • Нистагм Непроизвольное подёргивание глаза, из-за которого ребёнок не в состоянии сфокусировать зрение. Причинами нистагма могут быть как офтальмологические заболевания, так и поражение головного мозга.
  • Опущение верхнего века — птоз Из-за нарушения иннервации мышц, регулирующих подъём век, один или оба глаза полностью не открываются.
  • Привычка щуриться Внимательно наблюдайте за ребёнком. Если он щурится или уменьшает расстояние от глаз до смартфона или телевизора, это повод немедленно обратиться к офтальмологу.

Также прислушивайтесь к жалобам. Сухость в глазах, резь, головная боль или обильное слезотечение могут сигнализировать о глазных заболеваниях. Ни в коем случае не откладывайте визит к врачу: своевременно принятые меры могут предотвратить ухудшение зрения.

Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк)

Кокина-Славина: Детский офтальмолог

  • Translate:
  • Главная
  • Мои книги
  • Бойся, я с тобой
  • Няка
  • Девианты
  • Вторая древнейшая.
  • Статьи по темам:
  • Расследования
  • Политика
  • Бизнес
  • Наука, образование
  • Медицина, здоровье
  • Культура, шоу-бизнес
  • Рынок труда
  • Коммуналка
  • Кризис
  • Спорт, фитнес
  • Религия
  • Путешествия, туризм
  • Хобби, коллекции
  • Истории про любовь
  • Зверье мое
  • Чудики
  • Происшествия
  • Важные кнопки
  • О себе
  • Краевед А.Москвин
  • Поиск по сайту

Copyright © 2008-2016. Татьяна Кокина-Славина (Таня Танк). Все права защищены | Memory consumption: 2.25 Mb

Очкарики за партой. Как сохранить и улучшить зрение школьника

12 октября отмечается Всемирный день охраны зрения. Правда, кому-то уже после окончания школы сохранять нечего.

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких.

Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова. И это ещё больше снижает тягу к знаниям.

За какой партой должен сидеть «очкарик», какие есть ограничения при занятии спортом и можно ли избавиться от очков, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян.

— Когда ребёнок плохо видит, — текст в книге на столе или задание учителя на доске — он делает много ошибок, отвечает невпопад, получает плохие оценки и, в конце концов, может потерять интерес к процессу обучения вовсе.

Необходимость надеть очки в начальной или средней школе становится для многих детей настоящим стрессом. У кого-то необходимость носить очки возникает в сложном переходном возрасте, когда подростки бывают крайне жестоки по отношению к «очкарикам».

Отчаиваться не стоит. От очков ребёнка можно избавить, если правильно и своевременно начать лечение. Когда ребёнок начинает видеть лучше или вовсе снимает очки, он проявляет больше интереса к учёбе, у него появляются новые увлечения, например, ранее недоступные из-за плохого зрения хобби, он чувствует себя более уверенно в обществе сверстников.

Наденьте их немедленно!

Что происходит при снижении зрения? При нормальной рефракции лучи света, преломляясь, должны фокусироваться на сетчатке. При дальнозоркости фокус находится за сетчаткой, и ребёнок нечётко видит предметы, расположенные как вблизи, так и вдали, и ему постоянно приходится напрягать глаза. При астигматизме в глазу одновременно существует два фокуса, поэтому изображение размытое, расплывчатое, что не даёт возможности чётко видеть предметы. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, близорукий ребёнок плохо видит предметы, расположенные вдали.

Ознакомьтесь так же:  Лимфодренажный массаж век при отеках

Если детский офтальмолог назначил вашему ребёнку очки, их нужно надеть без промедления! Очков бояться не нужно. Утверждение, что ношение очков ухудшит зрение, что как только ребёнок наденет очки, то уже никогда их не снимет, ошибочно и в корне неверно. При близорукости слабой и средней степени очки назначаются только для дали, при близорукости высокой степени — для постоянного ношения. Это средство коррекции зрения, в очках ребёнок хорошо видит и чувствует себя комфортно. А при дальнозоркости и астигматизме это ещё и важное лечебное мероприятие, которое не позволит развиться косоглазию и амблиопии.

Контактные линзы — с 7 лет

Ребёнок стесняется очков? Им есть альтернатива: мягкие или жёсткие контактные линзы, которые при определённых показаниях можно надеть с 7 лет или даже раньше. Но определить возможность ношения и подобрать их правильно для ребёнка сможет только специалист по контактной коррекции (и только после правильно проведённого офтальмологического обследования).

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

Выбор парты должен осуществляться согласно рекомендациям детского офтальмолога, который наблюдает ребёнка. В целом подход такой:

— если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребёнок может сидеть за любой партой, справка офтальмолога, для того чтобы пересадили поближе, ему не нужна;

— если острота зрения 0,4-0,6 — не далее 2 парты;

— при зрении ниже 0,4 — только за первой партой.

Какие ограничения для занятий спортом?

Ребёнок не может заниматься спортом профессионально и участвовать в соревнованиях, если острота зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу и нет возможности долго находиться без очков или линз.

При близорукости средней и высокой степени, при наличии изменений на сетчатке, противопоказаны серьёзные физические нагрузки, которые могут стать причиной ее отслойки. Поэтому раз в год детей старше 7 лет (независимо от остроты зрения) нужно обследовать с трёхзеркальной линзой Гольдмана на предмет наличия/отсутствия дистрофических изменений на сетчатке.

90% детей с косоглазием и амблиопией имеют расстройства бинокулярного зрения: не воспринимают объём, не могут оценить расстояние до объекта и видят мир плоским. Таким детям противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (прыжки, барьеры и т. д.)

Как избавиться от очков?

На самом деле современные технологии позволяют нам не только восстанавливать зрение, но и при определённых глазных патологиях вовсе избавить ребёнка от очков. Сделать это можно лишь при соблюдении нескольких условий. Первое — своевременность. Чем раньше родители начинают лечение, тем быстрее им удаётся добиться положительного результата. А вот «нелечение», в свою очередь, может спровоцировать осложнения: амблиопию и косоглазие.

При дальнозоркости и астигматизме при проведении своевременного и регулярного лечения с помощью современных технологий мы можем избавить от очковой коррекции навсегда. Важно правильно разработать для ребёнка индивидуальную программу комплексного лечения. Проводить курсы терапевтического лечения нужно регулярно и под контролем детского офтальмолога, который ведёт ребёнка.

Что касается столь распространённой сейчас у школьников близорукости, то лечение в данном случае мы направляем на остановку её прогрессирования и профилактику развития осложнений, которые часто сопровождают быстро прогрессирующую близорукость: истончения, дистрофические изменения и разрывы сетчатки глаза. А если успеть поймать близорукость в самом начале и правильно и комплексно лечить, то ребёнку, возможно, даже не придётся надевать очки. У нас такой опыт есть.

Волшебных капель нет

И ещё один важный момент: сейчас существует много так называемых аппаратов, которые лечат и от близорукости, и от дальнозоркости, и от астигматизма. Важно понимать, что нет одного универсального аппарата, который сможет восстановить зрение ребёнку. Как нет таких волшебных капель или тем более витаминов для глаз. Положительного результата в лечении глазной патологии у ребёнка можно добиться только при проведении комплексного лечения, которое включает в себя различные методики для повышения остроты зрения, улучшения микроциркуляции внутриглазных структур и питания тканей. И лечение должно проводиться не в домашних условиях, а только в специализированной детской глазной клинике под контролем детского офтальмолога.

Как сохранить ребёнку зрение? Советы от доктора Азнауряна:

  • Дозируйте зрительные нагрузки ребёнка. Обязательно делайте пятнадцатиминутные перерывы во время занятий, чередуйте занятия с играми на свежем воздухе.
  • Расстояние между глазами и объектами зрительной работы (книги, экран компьютера) должно быть не меньше 40 см и строго фиксированным. Если это расстояние всё время меняется, глаза ребёнка находятся в постоянном напряжении, что может спровоцировать развитие спазма мышцы, которая отвечает за фокусировку (цилиарной мышцы), и, как следствие, развитие близорукости. Именно по этой причине крайне вредно читать лёжа или в транспорте.
  • Кстати, ухудшение зрения может спровоцировать и искривление в шейном отделе позвоночника. Обязательно следите за правильной осанкой ребёнка.
  • Больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Обеспечьте ему правильное питание с большим количеством свежих овощей, фруктов и ягод. Это полезно для всего организма в целом!
  • Регулярно показывайте ребёнка детскому офтальмологу, даже если он не предъявляет жалоб. Некоторые патологии могут развиваться без симптомов.
  • Если глазная патология будет выявлена, не отчаивайтесь и начинайте лечение как можно раньше. Сегодня современная медицина позволяет нам лечить такие заболевания, которые недавно считались (а где-то и поныне считаются) неизлечимыми. И во многих случаях ваш ребёнок сможет смотреть на мир ясным взором без очков и линз!

Что делать, если ребёнка дразнят «очкариком»?

Советует доцент факультета психологии МГУ им. Ломоносова и Первого МГМУ им. Сеченова, член ассоциации детского психоанализа, кандидат психологических наук Антон Сорин:

— Прежде всего родителям ребёнка, которому прописали очки, важно самим отнестись к этому спокойно и позитивно. Выберите красивые очки. Расскажите, что довольно часто взрослые и дети носят очки, в этом нет ничего страшного, что на самом деле очки на сегодняшний день — модный аксессуар и т. д. Кроме того, очень важно самим взрослым не придумывать ребёнку прозвища, связанные с очками, даже в шутку. Потому что, только если в семье уверены, что ребёнок любим, талантлив и хорош, независимо от того, носит он очки или нет, он не будет их стесняться. А следовательно, — провоцировать негативную реакцию окружающих детей. И не будет обижаться на шутки сверстников.

Ознакомьтесь так же:  Проверить глаукому

Если всё же ребёнка задевают обидные шутки и оскорбления сверстников, поговорите с ним о том, что люди или дети, которые хотят обидеть кого-либо, всегда найдут повод и придумают обзывательство. Будь то очки, смешная фамилия, чудаковатая внешность, необычное поведение и т. д. Единственное, что имеет смысл делать в таком случае, — это игнорировать того, кто обзывается. Ведь если обидчик не получает обратную реакцию, его интерес к такой забаве быстро проходит.

Детям со сниженным зрением не нужна первая парта

Большинство родителей уверено, что если у ребенка близорукость, то он должен сидеть в школе на первой парте. Однако, каких-либо веских оснований для этого нет.

Раньше врачи не спешили с выпиской очков близоруким детям. Очки использовались только тогда, когда зрение снижалось настолько, что ребенок был не в состоянии читать, что написано на доске. В дальнейшем очки выписывались со стеклами, оптическая сила которых не корригировала близорукость полностью.

Считалось, что без очков глаз «работает», и для того чтобы он продолжал «работать» необходимо выписывать очки по неполной коррекции. Выписка очков считалась шагом вынужденным и очки выписывались именно для учебы или для тех случаев, когда очень важно разглядеть что-то вдали.

В таких очках ребенок видел чуть четче, но не видел идеально четко. Это служило причиной того, что учителя сажали детей на более близкие к доске парты.
В последнее десятилетие появилось множество новых исследований, в которых показана бессмысленность неполной коррекции близорукости (1) и, возможно, и ее вредность (2). В настоящее время принято выписывать очки и контактные линзы детям по полной или почти полной коррекции.

В таких очках или линзах ребенок видит все хорошо и легко может прочитать все с доски на любом расстоянии в классе. В таком случае совершенно отпадает необходимость сажать ребенка на первую парту и выбор парты остается за педагогом , а не за окулистом.

Важно понимать, что приближенность парты к доске никак не влияет на прогрессирование близорукости у детей. Хорошая коррекция очками или линзами дает ребенку максимально хорошее зрение и не ведет к ухудшению зрения. Неполная коррекция очками или линзами не имеет смысла, дает ребенку лишь частичное улучшение и делает невозможным восприятие с доски с далекого расстояния.

Рекомендации носить очки или линзы по неполной коррекции звучат все реже. Назначение первой парты при прогрессирующей близорукости не имеет никакого смысла.

За какой партой должен сидеть ребенок с плохим зрением?

Существует мнение, что детей с плохим зрением необходимо сажать в школе за первую парту. Его придерживаются не только родители, но и врачи-офтальмологи, которые выписывают школьникам с близорукостью соответствующую справку. Насколько оправданы подобные рекомендации, читайте в этой статье.

Еще несколько лет назад считалось, что при детской миопии нельзя назначать очки или контактные линзы со 100%-ной коррекцией. Чтобы «заставить» механизм аккомодации функционировать самостоятельно, врачи выписывали школьникам оптику с неполной коррекцией. При ее использовании зрение становилось чуть более четким, но, чтобы рассмотреть написанное на доске с последней парты, ребенку приходилось напрягать глаза.

Чтобы снять чрезмерную нагрузку с органов зрения близорукого школьника, врачи давали предписание учителям сажать его ближе к доске.

По мере развития офтальмологической практики было доказано, что частичная коррекция зрения у школьников не решает проблему близорукости. Сегодня врачи прописывают детям с миопией такую оптику, которая в точности соответствует степени нарушения рефракции. Очки или контактные линзы на 100% корректируют близорукость, и ученик получает возможность четко видеть с любого расстояния. Таким образом, рекомендация «первой парты для очкариков» теряет смысл, потому что правильная коррекция позволяет ребенку нормально видеть даже издалека. Более того, при плохом зрении врачи советуют садиться как можно дальше от доски, чтобы тренировать механизм аккомодации. Когда школьник постоянно меняет направление взгляда с удаленных предметов на близко расположенные, его глаза лучше приспосабливаются к фокусировке на разных расстояниях.

Некоторые родители беспокоятся, что нагрузка на зрение ребенка, который сидит за последней партой, может привести к прогрессированию миопии. Однако современные исследования доказывают, что при правильно подобранной степени коррекции близорукость не прогрессирует.

Показания для первой парты

Врач может рекомендовать ученику сидеть за первой партой при наличии некоторых медицинских показаний.

  • Период прохождения медикаментозной терапии для снятия спазма аккомодационных мышц.
  • Врожденные дефекты глаз и патологии развития зрительного аппарата.
  • Период прохождения функционального офтальмологического лечения, при котором увеличивается нагрузка на зрительные органы.
  • Миопия без оптической коррекции. Если у ребенка выявлена близорукость, но по какой-то причине он не носит очки или контактные линзы, его можно посадить ближе к доске для лучшего усвоения материала.

Чтобы не беспокоиться о том, хорошо ли видит ребенок с последней парты, родителям стоит обратиться к офтальмологу. Врач подберет оптимальный способ коррекции, который поможет школьнику хорошо видеть даже издалека. Если ребенок стесняется носить очки, альтернативным вариантом будут контактные линзы. Для школьников старше 8 лет подойдут модели MyDay daily disposable от CooperVision, 1-Day Acuvue TruEye или Acuvue Oasys 1-Day with HydraLuxe от Johnson&Johnson.

About the Author: admin