Аутизм у взрослых агрессия

Аутизм у взрослых

Альберт Эйнштейн
(физик-математик)

Дэниел Таммет
(высокоодаренный савант)

Билл Гейтс
(американский предприниматель)

Аутизм взрослых людей представляет собой серьезное расстройство психики, которое резко снижает их уровень адаптации и социализации в окружающем мире. В раннем возрасте это заболевание довольно сложно диагностировать, так как различные моторные и речевые особенности поведения ребенка можно списать на возраст и особенности характера. Но у взрослого человека симптомы аутизма слишком заметны для окружающих. Этиология данного заболевания до сих пор неизвестна. Существуют гипотезы о наследственности и генных мутациях. Частота заболеваемости аутизмом – 1:250, причем аутизмом чаще болеют мальчики.

То, что взрослый человек страдает аутизмом, сразу бросается в глаза. Он безучастно относится к происходящему, равнодушен и неэмоционален. Создается ощущение, что человек живет в собственном мире. Он неохотно вступает в контакт с посторонними. Общаются только с родственниками и близкими знакомыми. Аутиста следует отличать от интроверта, который считает, что лучше молчать, чем говорить много пустых слов. Аутисты обладают низким интеллектом, который не превышает 50, и сложно поддаются обучению.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Взрослые, страдающие аутизмом и не идущие на контакт, находятся в своих мыслях. Могут, не переставая, делать различные бессмысленные движения, расставлять в определенной, только им понятной последовательности предметы и вещи. Аутизм у взрослых часто сопровождается навязчивыми идеями, во время которых они становятся равнодушными к окружающему миру. Вывести их из этого состояния может только что-то неожиданное, непривычное. Часто у больных аутизмом случаются припадки, приводящие к непредсказуемым последствиям. Известно, что почти половина аутистов наносила себе повреждения. Такие больные требуют постоянного ухода, внимания, так как в тяжелой форме заболевания не могут сами себе обслужить.

Гомеопаты, неврологи, педагоги до сих пор решают вопрос: «Нужно ли лечить аутизм?» Проводимые исследования показывают, что эффективность лечения зависит от стадии заболевания, степени запущенности и индивидуальна для каждого аутиста.

В настоящее время выделяют следующие группы людей, страдающих аутизмом:

  1. Человек никак не идет на контакт с окружающими. Самая тяжелая степень заболевания, которая не поддается лечению.
  2. Человек общается с окружающими, но происходит это только одному ему понятным способом. Все новое воспринимает в штыки. Делает однообразные движения, не желает гулять и спать, не чувствует голода.
  3. Человек охотно общается, но отличается крайним эгоизмом. Позаботиться о себе в полной мере не может. Крайне неохотно отвлекается от своих странных дел. Может обладать какими-то индивидуальными навыками или способностями, о которых никто из окружающих даже не догадывается.
  4. Аутизм протекает почти незаметно. Человек очень послушный и крайне обидчивый. Старается выполнять все предписания, правила и инструкции, из-за чего не может принять самостоятельного и ответственного решения.
  5. Имеют какие-либо явные таланты, чаще к точным наукам (математика, программирование, физика).

Лечение аутизма у взрослых, включает в себя преодоление робости перед окружающими, помощь в социализации, прекращение прогрессирования заболевания. Нужно свести к минимуму частоту приступов больного. Лечение будет напрямую зависеть от симптомов и течения заболевания. Чем раньше начать борьбу с заболеванием, тем больших результатов можно достичь.

Мелтдауны (срывы) у взрослых с синдромом Аспергера

У взрослого человека с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом может случиться мелтдаун (далее срыв) как у ребенка с тем же расстройством?
Ответ «да». Однако, поведение при срыве взрослого выглядит несколько иначе, чем в детстве. В состоянии достаточно сильного стресса любой спокойный и собранный человек может оказаться «вне контроля» и даже на грани насилия. Но некоторые люди испытывают повторяющиеся срывы, при которых напряженность растет до тех пор, пока не наступает взрывной выход.

Версия срыва у взрослого человека может включать в себя любое из следующих действий (и это лишь некоторые из них):

  • агрессивное поведение, при котором человек реагирует на обстоятельства несообразно грубо
  • вспышки гнева, включающие бросание или разбивание предметов
  • битье головой обо что-либо
  • плач
  • насилие по отношению к домашним
  • хождение взад-вперед по определенному маршруту
  • резкий уход с работы
  • гневный ор на участников дорожного движения
  • разговоры с самим собой
  • угрозы окружающим
  • уход от супруга или партнера
  • вопли и крики

Как минимум, во время срыва взрослый человек с синдромом Аспергера может высказать нечто чрезмерно критическое или неуважительное, что, в конечном счете, часто приводит к разрыву отношений с другим человеком или людьми. Как максимум, во время срыва взрослый человек с синдромом Аспергера может напасть на других людей и их имущество, нанести телесные повреждения и причинить материальный ущерб. В обоих примерах после свершившегося часто чувствует угрызения совести, сожаление или смущение.

Продолжительность срывов, как правило, 5-20 минут; они могут происходить один за другим или с промежутками в несколько недель или месяцев, в течение которых взрослый человек с синдромом Аспергера сохраняет самообладание.

Эпизодам срыва предшествуют или они сопровождаются:

  • Ощущение сдавленности в груди.
  • Головная боль или чувство давления в голове.
  • Резкое увеличение активности.
  • Раздражительность.
  • Сильное сердцебиение.
  • Страх.
  • Гнев.
  • Покалывание в разных частях тела.
  • Подрагивание конечностей.

Ряд факторов увеличивает вероятность срывов:

  • История физического насилия или травли: Аспи, подвергшиеся насилию в детстве, имеют повышенный риск частых срывов во взрослом возрасте.
  • История злоупотребления психоактивными веществами: Аспи, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем, имеют повышенный риск частых срывов.
  • Возраст: срывы наиболее распространены у Аспи в позднем подростковом возрасте и до середины третьего десятка лет.
  • Мужской пол: мужчины с синдромом Аспергера гораздо чаще имеют срывы, чем женщины.
  • Наличие других проблем психического здоровья: Аспи с другими психическими заболеваниями (например депрессия, тревожные расстройства) похоже чаще имеют срывы.

Срыв не всегда направлен на других людей. И для взрослых людей с синдромом Аспергера, переживающих срывы, значительно повышенный риск причинения вреда самим себе путем преднамеренных травм или попыток самоубийства. Также имеют наибольший риск причинения вреда себе те, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.
Взрослые с синдромом Аспергера, имеющие срывы, часто воспринимаются окружающими как «вечно злые». Осложнения также могут включать потерю работы, пропуск учебы, развод, автомобильные аварии и даже тюремное заключение.
Если вас беспокоят повторяющиеся срывы, то поговорите со своим врачом или запишитесь на прием к тому, кто специализируется на лечении взрослых людей из спектра аутизма (например к психиатру, психологу, социальному работнику и т.д.).

Как подготовиться к встрече с профессионалом:

  1. Составьте список всех лекарств, а также любых витаминов или добавок, которые вы принимаете.
  2. Запишите все симптомы, которые у вас возникали, в том числе кажущиеся несвязанными с причиной запланированного посещения специалиста.
  3. Запишите важную личную информацию, включая любые значительные стрессы или последние перемены в жизни.
  4. Запишите вопросы, которые хотите задавать своему врачу. Подготовка списка вопросов поможет убедиться, что вы охватили всё важное для вас.
  5. Не стесняйтесь задавать вопросы во время приема в любой момент, если вы чего-то не понимаете.

Не существует единой и лучшей терапии для всех людей с синдромом Аспергера, имеющих срывы. Обычно лечение включает в себя медикаменты и индивидуальную или групповую терапию. Сеансы индивидуальной или групповой терапии могут оказаться очень полезными. Часто используемый тип терапии, а именно когнитивно-поведенческой, помогает взрослым людям с синдромом Аспергера определить, какие ситуации или действия могут вызвать срыв. Кроме того, этот вид терапии учит Аспи управлять гневом и контролировать неадекватную реакцию, используя методы релаксации. Когнитивно-поведенческая терапия, сочетающая в себе познавательную реструктуризацию, тренировку навыков копирования и обучение релаксации, имеет самые многообещающие результаты.

К сожалению, многие взрослые с синдромом Аспергера, имеющие регулярные срывы, не обращаются за медицинской помощью. Если вы состоите в отношениях с Аспи, то важно принять меры, чтобы защитить себя и своих детей. Любое эмоциональное и/или физическое насилие, которое может произойти, это не ваша вина. Если вы видите эскалацию ситуации и предполагаете, что ваш партнер на грани срыва, то попытайтесь вывести себя и своих детей из области опасности.

Как подавить агрессию у аутистов

Дети с расстройством спектра аутизма (РАС) могут вести себя агрессивно по отношению к себе или другим людям. Существуют стратегии, которые вы можете использовать, чтобы предотвратить агрессивное поведением вашего ребенка.

Почему проявляется агрессия при аутизме

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий, агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

  1. Самоагрессия (покусывание рук). Взрослым нужно ограничить ребенка от гипервнимания и назойливого навязывания шаблонов и действий. Ребенок должен быть заинтересован в контакте и выполнении задач.
  2. Агрессия к окружающим: битье взрослых, бросание предметов, преднамеренное уничтожение вещей. Чаще всего проявляется при эмоциональной перегрузке, когда появляется нежелательный контакт или непонимание со стороны взрослых.
  3. Создание агрессивных образов. Каждая ситуация позиционируется как потенциально опасная. Например, едущий велосипед – обязательно наедет, идет дождь за окном – затопит комнату. В данном случае важно не усугублять ситуацию и не акцентировать на этом внимание. Нужно уметь переключать внимание на положительные моменты.

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Ознакомьтесь так же:  Прошла спутанность сознания

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

  1. Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
  2. Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
  3. Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
  4. Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
  5. Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
  6. Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
  7. Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
  8. Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.

Помощь детям в общении: метод второй

  1. Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
  2. Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
  3. Посещайте занятия с психотерапевтом.

Понять причину – решить проблему: метод третий

  1. Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
  2. Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
  3. Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.

Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

  • медикаментозное лечение с использованиями препаратов для корректировки поведения, ноотропы и другие (только по назначению докторов);
  • регулярное посещение психиатров и психологов (разработка индивидуальных программ).

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.

Применения метода A-B-C


Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

  1. Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
  2. На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
  3. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).

Как помочь ребенку выражать свои потребности

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.

Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

  • дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
  • учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
  • впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

Агрессия при аутизме, отзывы

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться. Отзывы взяты с сайтов: http://invamama.ru/aut_diagnostic/2731/, https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15996.

Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

Видео — Агрессия аутиста и…почему это не агрессия

Видео — Поведение ребенка с аутизмом: стереотипия, агрессия, истерика

Записки аутиста. Проверочный список для определения причин агрессивного поведения

Взрослые аутисты о том, что может быть причиной агрессии при аутизме

Одна из наиболее частых и сложных проблем родителей, о которых мы слышим в сообществе аутизма — это агрессивное поведение ребенка или подростка. Заботливые родители часто чувствуют отчаяние, когда не могут понять, что именно вызывает такой стресс у ребенка, либо они боятся, что хотя им не составляет труда сдержать маленького ребенка, они не справятся, когда ребенок станет старше и крупнее.

Несколько человек из проекта «Мы как ваш ребенок» имеют личный опыт в отношении гнева и агрессии или воспитывают детей, у которых есть такие проблемы.

Ниже приводится проверочный список вопросов, которые необходимо разобрать, чтобы определить источник агрессии и уменьшить ее у аутичного ребенка или взрослого. Этот список не является исчерпывающим, но, по нашему опыту, он может стать отправной точкой, так как включает наиболее вероятные проблемы, приводящие к агрессии у аутичного человека. (Во многих случаях эти же проблемы могут стать и причиной самоагрессии).

Порядок пунктов списка является случайным и не зависит от вероятности или важности — все эти факторы могут оказаться важными, и их надо рассматривать как возможные причины, и они могут влиять на каждого человека по-своему или сочетаться друг с другом.

1. Убедитесь, что человек не подвергается любому виду насилия или плохому обращению. Это может быть насилие дома, в школе, во время терапии или других занятий… его могут совершать родители, педагоги, одноклассники, братья или сестры (включая то, что может казаться «нормальным» подтруниванием)… насилие может быть физическим, сексуальным, эмоциональным или психологическим.

1а. Если человек подвергается терапии, которая пытается сделать его полностью «нормальным», изменив все поведение и манеры, в том числе, искоренив самостимулирующее поведение, или навязав полное подчинение, то, значит, он подвергается насилию.

1б. Учителя в его школе наказывают всех за проступки одного? Если да, то может ему казаться, что нет смысла вести себя хорошо и держать себя в руках, так как наказание все равно последует, даже если проступок не твой. Чувство, что ты никогда не знаешь, чего от тебя ждут, может вызвать крайнюю тревожность, так как наказание кажется случайным событием.

2. У человека есть надежный и безопасный способ коммуникации? Если нет, то что делается для того, чтобы решить эту проблему?

2а. Не сложилось ли так, что из-за стремления к устной речи человеку отказывают в том методе коммуникации, который более удобен и эффективен для него?

3. Коммуникация человека, в какой бы форме она ни проявлялась, признается и уважается? Окружающие относятся серьезно к тому, что говорит человек, в какой бы форме он ни говорил? У человека есть возможность удовлетворить свои потребности без агрессии?

4. Человека считают компетентным по умолчанию? Его автономия и право на принятие собственных решений уважаются до такой степени, до какой это только возможно? Его право на телесную автономию и личное пространство нарушается? Он подвергается принуждению, давлению, манипуляциям и навязыванию занятий и видов общения, к которым он еще не готов? Он оказывается в ситуациях, в которых не чувствует себя в безопасности и не получает поддержки? У него есть возможность учиться на уровне, соответствующем его способностям? Его сильные стороны получают признание и поддержку? Ему доверяют самостоятельно определять пределы своих возможностей? Его включают в составление планов о его благополучии, образовании и выборе занятий в той степени, какая только возможна?

5. Существуют ли какие-то проблемы в сенсорной обстановке дома или в школе? Может быть, обстановка дома или в классе слишком громкая, хаотичная, тесная или непредсказуемая? Он не оказался в окружении других детей в ситуации, которая вызывает перегрузку, кажется враждебной или угрожающей?

Ознакомьтесь так же:  Депакин при депрессии

5а. Если он склонен к интенсивному сенсорному поиску (помните, что у некоторых людей сенсорные стимулы вызывают защитную реакцию, а другие ищут дополнительную стимуляцию), то у него есть способ получить необходимую стимуляцию и выпустить избытки энергии, например, в спорте, длительных прогулках, самостимуляциях («стимминге»), верховой езде?

6. У него есть возможность сказать «нет» так, чтобы к нему прислушались? Это не значит, что он всегда должен делать только то, что хочется (например, не ходить к врачу), но если это не вопрос жизни, здоровья и безопасности, у него есть возможность отказаться от занятия или ситуации, которая вызывает дискомфорт или не имеет для него интереса?

7. Могут ли злость или раздражительность быть выражением грусти, горя или тревожности? (Это ОЧЕНЬ часто встречается среди аутичных людей). Не может ли это быть реакцией на потерю члена семьи, друга или любимого одноклассника, питомца или работавшего с ним специалиста?

8. Его планы, рутина или потребность в ритуалах были нарушены? Недавно что-нибудь менялось в окружающей среде, жизни семьи или социальном окружении?

9. Последнее время он проходил полное медицинское обследование и сдавал анализы? Может быть, что он испытывает боль или дискомфорт от заболевания или пищевой аллергии/чувствительности, но не может об этом сообщить? (Даже вербальные люди могут быть неспособны рассказать о своих чувствах, плохо осознавать собственное тело, их могли приучить слушаться и не жаловаться, их болевой порог может быть атипичным, что может затруднить способность сообщить о болезни и боли). Проблемы питания, диеты и обмена веществ также могут полностью нарушить способность к саморегуляции.

10. Ему хватает времени для отдыха и личного пространства? Или учеба в школе и расписание терапии равносильны двум работам на полную ставку? У него нет перегрузки из-за необходимости делать слишком много дел одновременно или воспринимать слишком много информации? Мы очень уязвимы перед сенсорной, информационной и эмоциональной перегрузкой. У него есть по-настоящему свободное время, когда можно делать что угодно или побыть в одиночестве? У него есть свое собственное пространство?

Наконец, мы настоятельно рекомендуем, чтобы вы обратились за дальнейшим руководством и информацией к аутичному взрослому или наставнику, который сможет встретиться с вами и вашим ребенком, понаблюдать за окружающей обстановкой и взаимодействием, дать вам обратную связь о том, какие изменения или вмешательства могли бы оказаться полезны.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Вопрос-ответ. Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением?

Причины и возможные подходы к агрессии, самоповреждениям и другому нежелательному поведению при аутизме

Аутизм не вызывает нежелательного поведения сам по себе. Скорее, скрытые биологические процессы, связанные с аутизмом, могут привести к поведению, которое человек не в силах контролировать. Такое поведение аналогично дрожи в конечностях при болезни Паркинсона — оно вызывается импульсами, неподвластными человеку.

При этом некоторые поведенческие реакции — это просто рефлексы, ребенок контролирует их не больше, чем вы контролируете движение ноги, когда врач стучит молоточком по вашей коленке.

«Некоторые виды поведения, которые большинство специалистов и других семей не посчитают проблемными, например, странные звуки, повторение одной и той же фразы снова и снова, постоянное открывание и закрывание дверей, не являются опасными или деструктивными. Но они могут очень сильно раздражать и повышать уровень стресса для всех. И когда ребенку снова и снова говорят прекратить, а он этого не делает, то эти мелочи превращаются в большие проблемы. Они создают напряжение в семье, из-за которого все начинают вести себя проблемно. Когда мы изменили отношение и научились реагировать на такое раздражающее, но не опасное поведение, то это изменило функционирование всей нашей семьи и повысило качество нашей жизни», — Н. М., мать.

Кроме того, признаки аутизма приходятся именно на те области, трудности в которых могут привести к раздражительности, замешательству, тревожности и потере контроля над собой, что вызывает нежелательные поведенческие реакции. Поскольку очень часто поведение — это форма коммуникации, многие люди с аутизмом (как и люди без аутизма) используют невербальное поведение, чтобы выразить свои желания, потребности и опасения. Однако это не значит, что человек предпринимает осознанную попытку коммуникации.

Например, если ребенок убегает прочь из-за лая собаки, то это лишь биологическая стрессовая реакция на испуг, даже если для вас это ситуация не была страшной. Точно так же, если ребенок замыкается в себе и прячется в тихом месте, то это может быть его способом сказать: «Здесь слишком громко и много людей, я не могу с этим справиться». Это автоматическая реакция на стрессовую ситуацию, а не выбор ребенка.

Проблемное поведение чаще всего проявляется, когда человек с аутизмом несчастлив или нездоров. Невидимые для нас медицинские проблемы, психические расстройства или сенсорные реакции могут вызывать боль и дискомфорт у человека с аутизмом, о которых мы не догадываемся, особенно если он сам не может рассказать о своем состоянии.

«Когда Марку было 8 лет, то ни с того ни с сего он начал требовать порядка во всем. Он переменился буквально за день. Если мы открывали буфет, то он его закрывал. Невозможно стало разгрузить или загрузить посудомоечную машину — он не выносил открытой дверцы. Нас это сводило с ума, а для него это явно стало навязчивостью. Он проявлял тревожность и устраивал истерики, чтобы никто не нарушал привычный порядок.

По счастью, наш врач сделал кое-какие анализы, и определил, что у него повышены антитела к стрептококкам, а навязчивость была следствием обсессивно-компульсивного расстройства из-за синдрома ПАНДАС. Биологические проблемы трудно поддавались лечению и потребовали длительного решения, но само наше отношение к его поведению полностью изменилось, так как мы поняли, что он не пытается свести нас с ума, и что он может контролировать происходящее не больше, чем мы. Мы долго работали над тем, чтобы повысить его терпимость к переменам, мы шли маленькими шагами, используя положительное поощрение. Постепенно он стал таким же гибким, как и раньше, но нам пришлось изменить собственное поведение, чтобы помочь ему пережить этот период приемлемым для всех нас образом», — С. П., отец.

Исследование агрессии при аутизме

Недавнее исследование агрессии при аутизме показало несколько очень интересных тенденций в факторах риска, которые могут помочь лучше понять нежелательное поведение в целом.

— При аутизме уровень агрессии к ближайшему окружению выше, чем среди населения в целом или чем среди людей с интеллектуальной инвалидностью без аутизма.

— В отличие от факторов риска среди населения в целом при аутизме агрессия одинаково часто встречается как у мальчиков, так и у девочек. Другие обычные факторы риска тоже не были связаны с риском агрессии при аутизме (низкий уровень интеллекта, низкий уровень образования родителей, низкие речевые способности).

— Исследование показало, что, как и среди населения в целом, фактором риска был возраст. Агрессия чаще всего встречалась у детей с аутизмом самого младшего возраста, что предполагает, что поведение может значительно улучшиться по мере обучения и развития.

— Самый высокий риск агрессивного поведения наблюдался у детей с аутизмом, у которых присутствовали следующие особенности:

1. Больше повторяющегося поведения, особенно ритуалов и нанесения себе самоповреждений, либо крайняя степень сопротивления переменам.

2. Более тяжелые нарушения социального взаимодействия.

Результаты исследования показали, что с риском агрессии связаны основные симптомы аутизма. Возможно, что скрытые проблемы, например, непонимание социальных ситуаций или стресс от нарушения рутины могут привести к агрессивному поведению.

Что важно знать о поведении?

Прежде чем отдельно рассмотреть причины нежелательного поведения, важно подумать о причинах человеческого поведения в целом. Некоторое поведение имеет биологические причины (мы едим, когда мы голодны) или является рефлексом (мы закрываем уши от слишком громкого шума). Однако по большей части поведение происходит, потому что оно выполняет какую-то функцию или приводит к определенному результату. Прием пищи выполняет функцию удовлетворения чувства голода, а прикрытие ушей ладонями уменьшает воздействие сильного шума. Поведение также может выполнять функцию коммуникации. Если мы видим, что кто-то закрыл уши руками, то даже если нас шум не раздражает, мы можем понять, что для другого человека шум невыносим.

Очень важно помнить, что каждый человек делает все, что может, в любой ситуации, с учетом его навыков, образования, физического и эмоционального состояния и прошлого опыта. Мы классифицируем поведение как проблемное, если другим людям или обществу его трудно принять. Важно, чтобы вы стали внимательным наблюдателем и постарались понять причину такого поведения. Вначале необходимо сделать шаг назад и подумать о том, почему человек так себя повел, только после этого можно сделать шаг вперед и попытаться помочь. Не менее важно работать над тем, чтобы уменьшить ваше собственное недовольство поведением. Например, может помочь, если вы будете думать о нежелательных действиях как о реакции на что-то, а не как о неизбежном или злонамеренном поведении.

Однако есть разница между пониманием неприемлемого для нас или общества поведения и его принятием. Например, если вы поняли, что ребенок пинается из-за ограниченных способностей коммуникации, то нужно работать над развитием коммуникации (например, над просьбой «Мне нужен перерыв»), которая заменит пинки, а не разрешать ребенку пинаться вместо речи.

Точно так же, если причина поведения в биологическом состоянии, то поняв это, необходимо заняться лечением.

«Учитель Сэма переехал в другой город, так что он приступил ко второму курсу в старшей школе вместе со знакомым, но менее умелым инструктором. Вскоре он каждое утро отправлялся в медкабинет и проводил первый урок на столе для обследований. Очевидно, что новый учитель очень тревожился, и сотрудники школы считали, что это отражается на поведении Сэма, увеличивая и его тревожность. Или же это был способ избегать заданий, так как во время первого урока у него были занятия по социальным навыкам с высокими языковыми требованиями. Однажды утром он поперхнулся и его вырвало, но когда он вернулся домой стало ясно, что Сэм не болен. Потом сотрудник школы заметил, что после школьного обеда он поворачивает голову и закатывает глаза. А дома мы заметили, что после ужина он начал все время ложиться на диван. Мы обратились к гастроэнтерологу, и тот быстро диагностировал у Сэма рефлюкс. Как только он получил лечение, все это странное поведение и походы в медкабинет сошли на нет», — Э. Д., мать.

Когда мы думаем о нежелательном поведении любимого человека, очень важно обращать внимание на его сильные стороны и положительные качества. Проявляйте уважение к его мыслям, чувствам и предполагайте, что он понимает больше (или, напротив, гораздо меньше), чем вам кажется. Старайтесь не обсуждать его поведение в его присутствии, так как вполне вероятно, что он понимает гораздо больше, чем может показать. Говорите напрямую с ним, предоставляйте ему информацию, даже если вы не уверены, что он понимает, что вы говорите. Чтобы помочь вашему ребенку, очень важно установить с ним отношения доверия, и помочь ему перенаправить свою мотивацию и цели в более приемлемое поведение.

Функция поведения

Когда бы ни происходило поведение, очень важно подумать о его цели, или, как ее обычно называют, функции. Хотя некоторые виды поведения вызываются биологическими процессами в организме, гораздо чаще поведение является выученным и основано на прошлом опыте, сформировано тем, что предшествовало поведению, и тем, что произошло сразу после него. Иногда поведение вызывается биологическими причинами (например, почесывание при зуде), но потом оно меняет свою функцию (возможно, теперь ребенок почесывается, чтобы привлечь внимание учителя).

«Коррекционные педагоги [и родители] должны обращать основное внимание на то, что ребенок может делать, а не на то, что он делать не может. Нужно делать основной акцент на использовании и расширении тех навыков, которые уже есть у ребенка. Очень часто, людей запирают в каких-то ярлыках, например, дислексия, СДВГ или аутизм, и никто не видит за ярлыком ребенка. А дети с этими ярлыками очень часто обладают неравномерными навыками.

Они могут быть одаренными в одной области и иметь огромные пробелы в другой. Очень важно работать над слабыми сторонами ребенка, но не нужно делать на них основной акцент, иначе его способности так и не будут развиваться», — Темпл Грандин.

Пример функции продуктивного поведения: ребенок просит поесть и получает печенье. Функция просьбы в том, чтобы получить печенье. Если же у ребенка ограничены речевые навыки, то стратегии получения печенья могут принять другую форму. Но если результат будет тем же, то ребенок научится тому, что нужно повторять это поведение, чтобы «получить печеньку». С течением времени люди с ограниченной коммуникацией очень часто создают необычайно креативные и интересные методы коммуникации, и некоторые из них могут быть отнесены к «проблемному поведению».

Функция проблемного поведения

Нежелательное поведение, такое как агрессия, помехи занятиям или нанесение себе повреждений часто является главной проблемой с точки зрения родных и близких людей с аутизмом и другими нарушениями развития. Многие из этих видов нежелательного поведения являются выученными, и они сохраняются благодаря тому, что происходит сразу после такого поведения. Поскольку это выученное поведение, его можно модифицировать, если изменить или преобразовать условия окружающей среды, особенно события непосредственно до и после проблемы. В большинстве случаев проблемное поведение является просьбой или попыткой коммуникации о некоем желательном исходе (например, доступе к игрушкам, еде, общении или прекращении неприятного занятия). В этих случаях цель в том, чтобы заменить проблемную «просьбу» на более адаптивную (приемлемую и эффективную) коммуникацию.

Возможно, вам стоит задать себе следующие вопросы о том, почему человек ведет себя таким образом:

— Это поведение началось внезапно? Если да, то возможно ли, что ребенок болен, или что-то изменилось и могло спровоцировать поведение?

— Может ли медицинская проблема или физическое состояние вызывать такую реакцию? Усталость? Стресс?

— Что может получать мой ребенок благодаря такому поведению? Он может чего-то избегать таким образом?

— О чем он пытается мне сообщить? Чему я могу научиться из его поведения?

— Поведение происходит в определенных местах, рядом с определенными людьми или в ситуациях, когда он голоден или устал? Можно ли что-то изменить в окружающей обстановке, чтобы улучшить ситуацию?

— Что произошло перед поведением? Есть ли что-то, что повышает вероятность того, что оно произойдет?

— Что происходит после поведения? Что после поведения помогает ему сохраниться? Что делает его эффективным инструментом для ребенка?

— Что я обычно делаю, чтобы ребенок прекратил это поведение? Я (или кто-то еще) начинаю уделять ему больше внимания, или делаю что-то, из-за чего поведение может стать средством получения желаемого?

Если у вас появилась идея о том, когда или почему происходит это поведение, то может оказаться, что ситуацию можно улучшить с помощью простого решения, благодаря которому поведение начнет происходить реже.

Также необходимо помнить о том, что поведение меняется, а люди адаптируются. Поведение, которое выполняет специфическую функцию в одной ситуации, может выполнять другую функцию в других условиях. Иначе говоря, в одной ситуации ребенок кусается из-за фрустрации, потому что он что-то хочет, но не может попросить об этом. В другой ситуации он кусается, потому что напуган и хочет уйти. А в третьем случае это просто его автоматическая реакция на интенсивный стресс. И хотя поведение во всех ситуациях является одинаковым, причины его появления (функция) могут быть очень разными.

В общем и целом поведение выполняет одну из нескольких функций:

— Получение желаемого предмета или результата.

— Избегание задания или определенной ситуации.

— Получение внимания, которое может быть как положительным (похвала), так и отрицательным (крики).

— Самоуспокоение, саморегуляция или удовольствие (сенсорная стимуляция).

— Блокирование или избегание чего-то болезненного или раздражающего (сенсорное избегание).

— Реакция на боль или дискомфорт.

— Попытка получить контроль над окружающей средой или ситуацией (самоадвокация).

Можно добиться улучшений, если изменить сами ситуации или окружающую среду, или только то, что происходит перед и после проблемного поведения. Поскольку поведение часто является формой коммуникации, обучение более адаптивным и приемлемым формам коммуникации часто позволяет заменить проблемное поведение уместными просьбами, протестами или ответами.

«До того как я смогла выражаться с помощью речи, единственным доступным мне способом избежать ситуаций и людей, которые мне не нравилось, было драться и кусаться и убегать. Я не хотела никому делать больно, но я просто не могла оставаться здесь, и я не могла объяснить свои мысли и чувства каким-либо другим образом. Меня так часто что-то беспокоило, как будто очень сильная боль. Теперь у меня за плечами годы практики — сначала с помощью жестов, потом с помощью моего электронного коммуникатора. Я могу пользоваться речью и другими формами коммуникации, чтобы попросить перерыв или перейти в тихое место, а не прибегать к агрессии. Теперь моя жизнь стала немного лучше», — Д. Р., молодая женщина с аутизмом.

До разработки формальных вмешательств важно учесть все возможные факторы, способствующие поведению, включая биологические. Правильное определение функции поведения — это ключевой момент в разработке плана по уменьшению нежелательных действий.

Например, если ребенок ударил маму, чтобы она не заставляла его заправлять кровать, то, поставив ребенка «в угол», вы предоставите ему именно то, чего он хотел (избегание задания). Тем самым вы поддержите (подкрепите) поведение. В этом случае он будет более склонен снова кого-то ударить ради избегания. Вместо этого, если вы определили, что ребенок дерется, потому что воспринимает задание как слишком сложное, то если вы сделаете задание проще и поможете ребенку добиться в нем успеха, то вы можете прекратить попытки избегания, и потребность кого-то ударить пропадет. Вы можете начать с того, что поможете ему заправить постель, но проследите за тем, чтобы он правильно закончил задачу, положив последнюю подушку.

Рассматривая поведение, очень важно смотреть на всего человека в целом, и учитывать не только проблемное и дезадаптивное поведение, но и продуктивное. Важно признать, что то, что мы считаем негативным поведением, может иметь положительные элементы. Например, положительной стороной может быть сам факт того, что человек пытается отстаивать свои потребности или желания. Крайне важно развитие приемлемых навыков самоадвокации и самоопределения.

Люди с аутизмом часто рассказывают, что мир кажется им очень запутанным и тревожным. Очень часто можно помочь человеку перейти к более приемлемому поведению, если создать безопасную и предсказуемую обстановку, что также будет способствовать навыкам саморегуляции, коммуникации и самоопределения. Встретьте ребенка на полпути, привлекайте внимание к тому, что получается у него хорошо, и делайте маленькие, положительные шаги к новым навыкам и доверию, и это поможет ему адаптироваться к вашей семье и миру вокруг него.

Два правила, о которых необходимо помнить

Применяя поведенческие принципы, вы научите человека более приемлемым способам, получать то, что он хочет (например, внимание, доступ к развлечениям, избегание задания и так далее).

Последовательность необходима. Хотя вмешательства на основе функции поведения могут быть очень эффективны, они будут успешны только в том случае, если они применяются последовательно, во всех без исключения ситуациях и всеми без исключения людьми, которые общаются с данным человеком.
Продолжительность необходима. Еще важнее то, что поведенческое вмешательство должно продолжаться даже тогда, когда нежелательное поведение уменьшается, точно так же, как нужно продолжать прием лекарств или лечебную диету даже после уменьшения симптомов. Нельзя надеяться на продолжительные изменения, если действующий агент (поведенческая терапия, лекарства, диета) оказывается непродолжительным, это приведет лишь к разочарованию и неудаче. Последовательность и приверженность поведенческим принципам позволят вам увидеть постепенные изменения в проблемном поведении.

About the Author: admin