Астигматизм 13 лет

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.08) на тему: Хирургическая коррекция астигматизма у детей методами передней дозированной кератотомии

Автореферат диссертации по медицине на тему Хирургическая коррекция астигматизма у детей методами передней дозированной кератотомии

* ° ЖЙНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МИКРОХИРУРГИЯГЛАЗА»

На правах рукописи

ЕРМИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

ХИРУРГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АСТИГМАТИЗМА У ДЕТЕЙ МЕТОДАМИ ПЕРЕДНЕЙ ДОЗИРОВАННОЙ КЕРАТОТОМИИ

14.00.08— Глазные болезни

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в МНТК «Микрохирургия глаза» Министерства здравоохранения РСФСР.

Научный руководитель — академик РАЕН, члеп-корр. РАНиРАМН, профессор С. Н. Федоров.

1. Доктор медицинских наук, профессор Э. В. Егорова.

2. Доктор медицинских наук Т. П. Кащенко.

Ведущее учреждение — Российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова.

Защита диссертации состоится ^^^г 1992 года

в 7 7 — часов на заседании Специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук Д 084.42.01 при МНТК «Микрохирургия глаза» МЗ РСФСР (127486, Москва, Бескудниковский бульвар, 59а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МНТК «Микрохирургия глаза» МЗ РСФСР.

Автореферат разослан « Д » 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат медицинских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Анализ структуры детской глазной заболеваемости показывает, что аномалии рефракции, амблиопия и косоглазие являются основными причинами понижения зрения у детей (В. И. Григорьева с соавт., 1966; Е. И. Ковалевский с соавт., 1973; Л. И. Медведь, 1976 и др.). На их долю приходится 48,4 — 90% всех случаев ухудшения зрения в детском возрасте (Э. С. Аве-тисов, 1977; Е. И. Анина с соавт., 1984; 3. А. Башляева с соавт., 1984).

Около 15% детского населения нуждается в ношении очков (Н. В. Денисова, 1969; Э. С. Аветисов, 1977; Э. С. Аветисов с соавт., 1984), а у 3—5% из них выявляются различной степени амблиопия (Э. С. Аветисов с соавт., 1984).

Среди слабовидящих детей основной контингент составляют дети с аномалиями рефракции — до 78,8% (А. Н. Медведев с соавт., 1977 и др.).

Понятно, что основные усилия врача-офтальмолога должны быть направлены на выявление аномалий рефракции, их оптическую коррекцию и лечение амблиопии и косоглазия.

Начало школьного обучения с шести лет, модернизация и механизация методов обучения в общеобразовательной и профессиональной школе с широким применением вычислительной техники, современных средств отображения информации (телевизионные экраны, дисплеи, табло, распечатки выходных данных ЭВМ), повышение роли трудового воспитания (Э. С. Аветисов, 1984; Ю. 3. Розенблюм, 1984 и др.) — предъявляет к детскому организму и к зрительному анализатору ребенка, в частности, высокие требования. Все более отчетливо проявляющаяся тенденция к раннему обучению детей грамоте находит поддержку со стороны органов просвещения. Между тем, это не только педагогическая, но и медицинская проблема. В связи с ранним обучением близорукость начала «молодеть». У дошкольников она встречается теперь чаще, чем прежде. Такая,, рано возникающая, близорукость отличается неблагоприятным течением (Е. И. Ковалевский с соавт., 1969; Э. С. Аветисов, 1977, 1984).

Не вызывает сомнения тот факт, что астигматизм высокой степени является выражением дисгармонии рефрактогенеза, в значительной степени обусловленной врожденными причинами. Астигматизм высокой степени способствует нарушению функционального состояния зрительного анализатора, что в свою очередь негативно

влияет на общее состояние детского организма. Частыми функциональными осложнениями астигматизма являются нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения, косоглазие, астенопия, хронический блефарит. Однако важнейший признак дезадаптации зрительной системы к астигматизму — это рефракционная амблио-пия, степень которой и резистептность к лечению возрастают со степенью астигматизма и возрастом. У детей с астигматизмом увеличивается риск возникновения и прогрессирования миопии, что еще более усугубляет нарушения функционирования зрительного анализатора и осложняет лечение, а также создает трудности в учебе и в последующем ограничивает профессиональные возможности подрастающего поколения.

Поскольку оптические способы коррекции до настоящего времени далеко несовершенны, понятны поиски возможности исправления астигматизма у детей и подростков хирургическим путем.

Разработанные академиком РАЕН, членом-корр. РАНиРАМН, профессором С. Н. Федоровым и его учениками методы хирургической коррекции астигматизма у взрослых пациентов путем передней дозированной кератотомии позволяют подойти к решению проблемы лечения астигматизма и его осложнений у детей на качественно новом уровне.

Цель и основные задачи исследования. Целью настоящей работы явилось исследование эффективности и безопасности хирургической коррекции миопического и смешанного астигматизма у детей методами передней дозированной кератотомии. При этом решались следующие задачи:

1. Изучение клинико-функциональных результатов передней кератотомии при астигматизме, а также астигматизме, сочетающемся с анизометропией, у детей.

2. Определение показаний и противопоказаний к хирургической коррекции астигматизма в детском возрасте.

3. Исследование состояния зрительного анализатора с помощью электрофизиологических методов для прогнозирования функционального исхода операций.

4. Разработка методики психологической адаптации детей к операции по поводу астигматизма.

5. Разработка программы для ЭВМ расчета параметров операции и прогноза рефракционного эффекта.

6. Разработка технологии и инструментария для кератотомии в раннем возрасте.

7. Изучение особенностей проведения кератотомии, а также течения послеоперационного периода у детей и разработка соответствующих рекомендаций.

8. Исследование функционального состояния роговой оболочки после передней кератотомии в детском возрасте.

9. Оценка стабильности полученного рефракционного эффекта и функциональных результатов кератотомии при астигматизме, а также при сочетании астигматизма с анизометропией, у. детей.

10. Изучение влияния корригирующих операций на психоэмоциональное состояние детей и подростков.

Научная новизна и практическая значимость работы. Впервые применена передняя дозированная кератотомия как способ хирургической коррекции миопического и смешанного астигматизма, а также астигматизма, сочетающегося с анизометропией, у детей.

Впервые на достаточно большом клиническом материале проведен статистический анализ и оценка функциональных результатов методов передней дозированной кератотомии при данной патологии рефракции в детском возрасте. Операции позволили значительно уменьшить степень астигматизма и анизометропии и улучшить условия остаточной коррекции, что способствовало повышению монокулярной остроты зрения и восстановлению бинокулярных функций с высоким стереовосприятием у 95,51% пациентов.

Определены показания и противопоказания к хирургическому лечению астигматизма в раннем возрасте, рекомендации по выполнению операций и ведению пациентов в послеоперационном периоде.

Впервые разработаны критерии оценки зрительных вызванных потенциалов для прогнозирования функционального исхода хирургического лечения аномалий рефракции у детей.

Создана программа для ЭВМ расчета параметров операции с точностью индивидуального прогноза рефракционного эффекта 97%.

Разработана специальная методика психологической адаптации детей к кератотомии, а также технология и специальный инструментарий для рекомендуемых методов коррекции, что в комплексе позволяет проводить операции пациентам в возрасте 6—14 лет в амбулаторных условиях с применением в большинстве случаев лишь местной эпибульбарной анестезии без ущерба для их психического здоровья.

На основании результатов исследования эндотелиального слоя, чувствительности и толщины роговицы доказана полная безопасность «Т» и «РС» — методов передней дозированной кератотомии для детской роговицы.

Динамическое наблюдение в течение 3—5 лет показало стабильность рефракционного эффекта проведенных операций и зрительных функций.

С помощью катамнестического исследования выявлено положительное влияние корригирующих операций на нормальное формирование психики детей и подростков. Благодаря проведенному лечению произошло расширение жизненных интересов пациентов, улучшение их успеваемости в школе, появление возможности продолжить образование в ВУЗах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методы передней дозированной кератотомии (тангенциальный и радиально-секториальный) являются эффективными и безо-

пасными способами коррекции миопического и смешанного астигматизма, а также астигматизма сочетающегося с анизометропией, у детей, а полученные рефракционные результаты стабильными.

2. В результате ранней хирургической коррекции астигматизма и анизометропии существенно повышается острота зрения, нормализуются бинокулярные функции.

3. Своевременная хирургическая коррекция зрения при аномалиях рефракции способствует нормальному формированию психики детей и подростков.

4. Определение формы зрительного вызванного потенциала является достоверным диагностическим тестом функционального исхода корригирующей хирургии в раннем возрасте.

Работа выполнена в Межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза» Минздрава РСФСР под руководством академика РАЕН, член-корр. РАНиРАМН, профессора С. Н. Федорова, в Центре перспективного развития технологии офтальмохирургии (директор — доктор мед. наук А. И. Ивашина).

Автором выполнено 147 (100%) операций.

Электрофизиологические исследования осуществлялись совместно с кандидатом биологических наук И. Г. Куман.

Разработка методики психологической адаптации детей к рефракционным операциям проведена совместно со старшим лаборантом кафедры усовершенствования врачей Московского медицинского института им. Н. А. Семашко В. И. Тимошковым.

Исследования, связанные с составлением программы для ЭВМ расчета параметров и индивидуального прогноза рефракционного эффекта проводились совместно со старшим научным сотрудником отделения автоматизации научных исследований, кандидатом технических наук А. Н. Бессарабовым.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практической конференции МНТК «Микрохирургия глаза» МЗ РСФСР и кафедры глазных болезней Московского медицинского стоматологического института им. Н. А. Семашко (1987 г.); на 1-м Московском Международном симпозиуме по имплантации интраокулярных линз и рефракционной хирургии (Москва, 1986 г.); на III Всесоюзной конференции по актуальным вопросам детской офтальмохирургии (Суздаль, 1989); на 2-м Международном симпозиуме по рефракционной хирургии, имплантации ИОЛ и комплексному лечению атрофии зрительного нерва (Москва, 1991 г.); на Международной конференции по актуальным вопросам детской офтальмохирургии (Берлин, 1987).

Ознакомьтесь так же:  У ребенка близорукость 15

Материалы диссертации включены в тематику лекционных и практических занятий курса обучения отечественных и иностранных офтальмологов хирургии астигматизма методами передней дозированной кератотомии. По работе опубликованы методические рекомендации (1988 г.). Разработанные методы внедрены в детском отделении МНТК «Микрохирургия глаза» и в 3 филиалах МНТК «МГ».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ, из них 8 — в центральной печати, по результатам проведенной работы получено авторское свидетельство.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 154 страницах машинописного текста, содержит 54 рисунка и фотографий, 14 таблиц. Работа состоит из введения, обзора литературы, главы собственных исследований, выводов и библиографии, включающей 201 отечественную и 133 зарубежных публикаций.

Общая характеристика материала и методов исследования

Изучение возможности хирургической коррекции роговичного, а следовательно, и общего астигматизма, в ряде случаев сочетающегося с анизометропией, проведено на 147 глазах 89 детей в возрасте от 6 до 14 лет (М = 9,5±0,4), среди которых было 42 мальчика и 47 девочек. Наибольшее число оперированных детей приходилось на возраст от 6 до 7 лет (31,46%). Это объясняется тем, что в этом возрасте детей готовят к школе, проводят массовые профилактические медицинские осмотры, в ходе которых выявляются аномалии рефракции и снижение остроты зрения, что, в свою очередь, активизирует родителей исправить их зрение. В группе подростков наибольшее число пациентов прооперировано в возрасте 14 лет (15,73%), что было вызвано необходимостью профессиональной ориентации подростков и их стремлением к исправлению собственного зрения. Переносимой очковой коррекцией пользовались 66 (74,16%) детей. Однако у 55 (83,33%) корригированная острота зрения не превышала 0,4, у 6 (9,09%) была 0,5 и лишь у 4 (7,58%) достигала 0,6. Пользоваться очками из-за выраженных астенопиче-ских явлений не могли 18 (20,22%) детей. 16 (17,98%) пациентов пробовали ранее применить для коррекции контактные линзы, но вынуждены были отказаться от них в связи с плохой переносимостью или возникшими осложнениями. Все пациенты предъявили астенопические жалобы. 14 (15,73%) человек оставили занятия спортом и музыкой из-за недостаточной остроты зрения и высокой зрительной утомляемости. 21 (23,6%) ребенок испытывал трудности в усвоении школьной программы, причем 4 (4,5%) 6 лет были вынуждены прервать обучение в школе, 2 (2,25%) 8—9 лет было рекомендовано повторить курс годовой школьной программы.

Все оперированные глаза были с астигматизмом высокой степени—от 2,5 до 6,5 дптр. (М = 3,91 ±0,11),

У 43 (48,31 %) пациентов со сложным миопическим астигматизмом отмечено постепенное увеличение сферического компонента рефракции, в среднем на 0,63±0,22 дптр. в год. При сочетании мио-

пического астигматизма с прогрессирующей близорукостью более чем на 0,5 дптр. в год коррекция астигматизма производилась одновременно со склеропластикой по Пивоварову.

Двум (2,72%) детям с периферической дистрофией сетчатки предварительно была проведена профилактическая лазерная коагуляция сетчатки.

Пациентам проводилось общесоматическое и комплексное офтальмологическое обследование.

Общесоматическое обследование позволяло сделать выводы об общем состоянии ребенка и давало возможность провести необходимые лечебные мероприятия до офтальмологической операции.

При проведении комплексного офтальмологического обследования уточнялся офтальмологический диагноз, определялись особенности функционального состояния зрительного анализатора, измерялись оптометрические параметры глаза, необходимые для составления математической программы предстоящей операции.

Офтальмологические исследования проводились по схеме: сбор офтальмологического анамнеза, биомикроскопическое исследование переднего отрезка и глубоких оптических сред глаза, офтальмоскопия, объективная рефрактометрия без и с циклоплегией, субъективная рефрактометрия, визометрия, исследование рефракции роговицы, ультразвуковая биометрия, корнеометрия, кератометрия, эластотонометрия, определение чувствительности роговицы, эндо-телиальная микроскопия, определение ретинальной остроты зрения, исследование бинокулярных зрительных функций (характера зрения и стереоскопического зрения), исследование оптической топографии роговицы.

Для оценки состояния зрительного анализатора проводили комплекс электрофизиологических исследований: определение порогов электрической чувствительности и лабильности сетчатки и зрительного нерва, электроретинографию и исследование зрительных вызванных потенциалов (ЗВП).

Полученные результаты обрабатывались методом многомерной статистики (корреляционный и регрессионный анализы и др.), все вычисления и графические построения проводились на ЭВМ «СМ-1» и «Hewlett Packard 9845».

Выбор метода коррекции. Тангенциальный («Т»-метод») — заключается в нанесении двух надрезов, по одному на равном расстоянии от центральной оптической зоны, перпендикулярно оптически сильному меридиану роговицы. «Т»-надрезы вызывают уменьшение рефракции в меридиане, перпендикулярном надрезам, и увеличение ее в меридиане, параллельном надрезам, (В. Б. Гудеч-ков, 1983).

Радиально-секторальный («РС»-метод) — заключается в нанесении 6—10 надрезов, по 3—5 в двух секторах с каждой стороны от центральной оптической зоны в оптически сильном меридиане. «РС»-надрезы вызывают неодинаковое уменьшение рефракции в обоих меридианах роговицы, больше в сильном.

«Т»-метод использовали для коррекции простого и сложного миопического, а также смешанного астигматизма.

«РС»-метод применили в случаях сочетания сложного миопического астигматизма с анизометропией в качестве метода коррекции на глазу с большим сфирическим компонентом рефракции.

Выбрать метод коррекции позволяет математическая программа для ЭВМ, которая предназначена для дооперационного индивидуального прогнозирования сферического и цилиндрического компонента клинической рефракции глаза при «РС» и «Т» кератотомии у детей в зависимости от диаметра оптической зоны, количества надрезов и глубины просечения. Она дает возможность рассчитать оптимальный план расположения надрезов для данного пациента, то есть рекомендовать тангенциальную или радиально-сектораль-ную кератотомию в зависимости от исходной степени сферического и астигматического компонентов рефракции оперируемого глаза, а также рефракции парного глаза. Расчет параметров операции с использованием данной программы проведен у 52 пациентов (на 79 глазах). Коэффициент корреляции между расчетной клинической рефракцией и полученной после операции равен 0,95, что свидетельствует о высокой точности расчета. В 97% случаев диапазон отклонения клинической рефракции от прогнозируемого значения не превышает ±0,5 дптр.

Показания и противопоказания к операции определяли индивидуально на основе суммарной оценки данных обследования с учетом возраста, общего состояния здоровья, переносимости коррекции и пр.

Хирургическую коррекцию можно проводить пациентам в возрасте 6—14 лет с правильным астигматизмом.

Основные показания к операции: простой, сложный миопиче-ский и смешанный астигматизм высокой степени, осложненный рефракционной амблиопией средней или высокой степени; сочетание миопического или смешанного астигматизма высокой степени с анизометропией.

Противопоказания к операции подразделяли на абсолютные и относительные.

Абсолютные противопоказания: неправильный роговичный астигматизм любой этиологии; монофтальм; заболевания или патологические изменения глазного яблока (кератоконус, катаракта, глаукома, рецидивирующие кератиты, иридоциклиты, увеиты, синдром Фукса, заболевания сетчатки и зрительного нерва и др.); тяжелые соматические заболевания (сахарный диабет, туберкулез, коллагенозы, а также нефриты, гастриты, дерматиты и прочие хронические заболевания в стадии обострения); слабоумие, психопатии.

Относительными противопоказаниями считали: быстро прогрессирующую близорукость (в этом случае предварительно целесообразно выполнить склеропластику); у 5 пациентов с прогрессирующей близорукостью более 0,5 дптр. в год мы выполнили

одновременно склеропластику по Пивоварову и переднюю дозированную кератотомию по поводу сложного миопического астигматизма; низкий интеллект (в этом случае особенно необходима тщательная психологическая подготовка ребенка и его родителей к операции).

Психологическая адаптация детей к операции по поводу астигматизма. Необходимо оградить психический мир ребенка от стресса, к которому может привести не только сама операция, но и сложности предоперационного и раннего послеоперационного периода, свойственные кератотомии и заключающиеся в возникновении болей в области оперированного глаза, светобоязни и слезотечении, в изменениях зрительного восприятия окружающего мира. Известно, что во взрослой практике имели место случаи, когда кератотомия стала причиной изменений психической сферы пациентов. Подготовка к передней дозированной кератотомии у детей особенно важна, так как операция проводится на клинически здоровых глазах и должен быть полностью исключен риск возникновения каких-либо осложнений. Схема психотерапевтической подготовки состоит из трех периодов: 1. Установление психологического контакта с ребенком и его родителями (рациональная психотерапия). Основная задача — снятие первичного напряжения и коррекция страховых реакций больного и его близких перед предстоящим оперативным вмешательством. 2. Создание условий привыкания к новой для ребенка больничной обстановке (объяснительная психотерапия). Достигнутый контакт углубляли беседами об интересах, привязанностях ребенка, постепенно переходили к более сложным офтальмологическим обследованиям. 3. Собственно подготовка к оперативному вмешательству без нарушения прямого контакта с пациентом (рациональная успокаивающая психотерапия). Цель — смягчить синдром ожидания. Срок вмешательства назначался таким образом, чтобы избежать внезапности и дать время ребенку привыкнуть к мысли о предстоящей операции, обесценив ее экстраординарность в его сознании. Кроме того, важно учесть соматическое здоровье пациента, период наименьшей школьной загруженности и т. п.

В общении с подростками необходимо подчеркивать, что успех лечения во многом зависит от их поведения во время операции, а также от соблюдения режима в послеоперационном периоде.

Ознакомьтесь так же:  Чем лечить отек верхнего века

Применение психотерапии по разработанной схеме позволило все 147 операций у 89 детей провести амбулаторно.

Обезболивание. Благодаря предоперационной подготовке 119 операций (80,95%) у детей 7—14 лет выполнены с применением лишь местной эпибульбарной анестезии (1% р-ром дикаина), что исключало возможность побочного действия наркоза. У детей отсутствовали явления госпитализма. Ни в одном случае операция не была отменена, время операции не превышало 12 минут.

У детей младшего возраста ,(6—8 лет) и у более старших с

лабильной психикой операции проводили с применением местной эпибульбарной анестезии в сочетании с кетаминовым наркозом. Внутримышечная или внутривенная инъекция (кетамин — 6 мг/кг массы при в/м введении, или 1 мг/кг массы при в/в введении, с добавлением седуксена, супрастина и атропина в возрастной дозировке) производилась непосредственно перед операцией, так как фаза глубокого сна при кетаминовом наркозе кратковременна и длится 5—10 минут. Важно, чтобы спокойное состояние ребенка сохранялось до того, как он уснет. Во время операции необходимо присутствие анестезиолога. С применением кетаминового наркоза выполнено 28 операций (19,05%).

Аппаратура и хирургический инструментарий. Были использованы те же аппаратура и инструментарий, которые применяются у взрослых пациентов во время аналогичных операций (С. Н. Федоров с соавт., 1986)—операционный микроскоп с 10—16-кратным увеличением и специальный набор микрохирургического инструментария. Для создания условий максимальной безопасности при одновременном уменьшении времени операции нами был разработан специальный микрохирургический инструментарий:

1. Фиксационный пинцет, состоящий из двух бранш и двух узлов фиксации, удаленных друг от друга на 11,6—12,5 мм, то есть чуть больше диаметра роговицы оперируемого глаза. Использование пинцета позволило полностью исключить во время операции ротацию глазного яблока вокруг саггитальной оси и смещение его вдоль фронтальной оси.

2. Разметчик для операций по поводу сложного миопического астигматизма, состоящий из пластмассового корпуса и двух групп радиальных лучей, расположенных в виде 2-х диаметрально противоположных секторов (по 3—4—5 лучей в секторе). Прозрачный корпус способствовал большему обзору роговицы при нанесении разметки. Секторальное расположение радиальных лучей позволяло получать запланированное неравномерное усплощение роговицы.

3. Разметчик для операций по поводу миопического и смешанного астигматизма. Прозрачный пластмассовый корпус расширяет обзор роговицы во время разметки. Соединение в один узел отметчика центральной оптической зоны, отметчика оптически сильного меридиана роговицы и разметчика направления тангенциальных надрезов позволило значительно сократить время операции, так как вся разметка предстоящей операции происходила одномоментно.

Все операции выполнены микрометрическим ножом с алмазным лезвием.

Техника операции в основном не отличалась от таковой у взрослых (С. Н. Федоров с соавт., 1986), но имела ряд особенностей:

1. Правильное расположение ребенка на операционном столе должно не затруднить его дыхание и обеспечить фокусировку микроскопа на роговице оперируемого глаза.

2. Необходим контакт хирурга с пациентом во время операции, если она проводится под местной анестезией.

Обстановка в операционной должна быть спокойной и доброжелательной.

3. При проведении операции с применением общего обезболивания разметку роговицы, как правило, производили до наступления сна, пока ребенок мог самостоятельно фиксировать взгляд; если же разметка производилась в фазе сна, то в этот момент световой сигнал от микроскопа должен был быть в центре зрачка.

4. В случае появления возбуждения у детей, оперируемых под местной эпибульбарной анестезией, необходимо применить кетами-новый наркоз, дождаться наступления сна, затем продолжить операцию.

Операционные осложнения и их устранение. Во время операций в 5 (3,40%) случаях имели место микроперфорации роговой оболочки глаза, не повлекшие за собой опорожнения передней камеры и не повлиявшие на ход и результаты операций. Все микроперфорации произошли при выполнении тангенциальных операций, в момент углубления надрезов до десцеметовой оболочки. При выполнении кератотомии у детей особенно важно выбрать оптимальную глубину просечения, чтобы реже прибегать к углублению надрезов. Макроперфораций не наблюдалось.

Течение послеоперационного периода и ведение пациентов. Послеоперационный период у детей после кератотомии мы разделили, в некоторой степени условно, на три периода:

I — ранний послеоперационный период (клинического выздоровления) — до 1-го месяца;

II — поздний послеоперационный период (стабилизации рефракции роговицы) —до 4 месяцев;

III — период завершения стабилизации зрительных функций — до 1,0—3,0 лет после операции.

Психологическая подготовка исключила синдром ожидания и появления стресса на собственное состояние. Отсутствовала ипохондрическая настроенность детей. Необходимости в госпитализации в послеоперационном периоде не возникло. Ранний послеоперационный период протекал без осложнений. Стихание симптомов раздражения оперированного глаза происходило, в среднем, через 7—10 дней, то есть в два раза быстрее, чем у взрослых после аналогичных операций. Освобождение от занятий в школе и посещения дошкольных учреждений целесообразно до клинического успокоения глаза. При выраженной светобоязни пациенты пользовались солнцезащитными очками.

Медикаментозное лечение заключалось в назначении инсталляций антибиотика (0,25% раствора левомицетина) и витаминных капель (0,01% раствора цитраля) в первый день — каждые два часа, в дальнейшем — 4 раза в день. Инстилляции антибиотика применяли в течение 7 дней, витаминных капель — до одного месяца.

В позднем послеоперационном периоде, в основном, завершало

лось формирование послеоперационных рубчиков. При щелевом освещении они выглядели нежными, полупрозрачными, более плотными в глубоких слоях стромы роговицы. Ни в одном случае мы не наблюдали грубого рубцевания, довольно часто встречающегося у взрослых.

Рефракция роговицы стабилизировалась через 3—4 месяца. В течение этого времени пациентов рекомендуется освободить от занятий физической культурой и ограничить им зрительные нагрузки.

Сферическую очковую коррекцию, если в ней была необходимость, назначали через 1—1,5 месяца, сферо-цидиндрическук^— через 4 месяца после операции.

Повышение остроты зрения отмечалось уже через неделю после операции.

Наиболее значительное улучшение зрительных функций происходило в первые 3—4 месяца. Однако, и в дальнейшем этот процесс продолжался. В основном через 1 —1,5 года у детей отмечалась стабилизация остроты зрения и бинокулярных функций. По-видимому, это связано с активизацией работы зрительного анализатора в послеоперационном периоде. Поэтому своевременное назначение необходимой коррекции, а также проведение мероприятий, способствующих лечению амблиопии высокой степени (лазерстимуляция макулярной области и пр.) наиболее целесообразно в этом периоде.

Результаты операций. Непосредственные результаты определяли через неделю после операции. Отдаленные — в сроки 4 месяца, 1 и 2 года после хирургического лечения.

Стабилизация рефракции по данным офтальмометрии и рефрактометрии наступала, как правило, через 4 месяца. Наблюдения показали, что в течение 3—5 лет после операции достигнутый эффект по рефракции роговицы практически не меняется.

Результаты операций, выполненных тангенциальным методом («Т»-методом): рефракция роговицы по данным офтальмометрии уменьшилась в сильном меридиане от 0,35 до 5,25 дптр., в среднем на 1,8±0,07 дптр., а в слабом меридиане увеличилась от 0,25 до 3,2 дптр., в среднем на 1,49±0,05 дптр. Астигматический эффект метода составил 3,32±0,096 дптр. Данные по динамике роговично-го астигматизма в этой группе представлены в таблице 1.

Результаты операций, выполненных радиально-секторальным методом («РС»-методом): рефракция роговицы уменьшилась в сильном меридиане от 3,00 до 8,75 дптр., в среднем на 5,88 ± ±0,24 дптр., а в слабом — от 0,75 до 8,5 дптр., в среднем на 3,28±0,32 дптр. Средний астигматический эффект метода составил 2,68±0,12 дптр., а сферический компонент рефракции уменьшился на 4,62±0,11 дптр. Параллельно с уменьшением миопического компонента рефракции глаз, прооперированных «РС»-методом, уменьшилась и степень анизометропии. Если до операции у этих больных она составляла в среднем 4,86±0,36 дптр., то после коррекции — в среднем 0,59±0,12 дптр. Данные по динамике роговичного астигматизма в этой группе представлено в таблице 2.

Роговичный астигматизм в группе прооперированных «Т»-методом (118 глаз)

Степень астигматизма (дптр.) До операции После операции (2 года)

Коварный астигматизм

По мнению окулистов, астигматизм имеется практически у всех жители Земли, но у большинства из них (85%) он еле заметный, не влияющий на остроту зрения. Оставшимся пятнадцати процентам приходится мучиться, пытаться скорректировать этот дефект специальными очками (линзами) или соглашаться на операцию.

Слово «астигматизм» состоит из греческого «stigme», что значит точка, и отрицательной частицы «а». Таким образом, астигматизм – это глазная болезнь, при которой напрочь «отсутствует точка». При астигматизме после преломления в оптической системе глаза световые лучи не сходятся в одну точку, а проецируются на сетчатку в виде нескольких точек, отрезков разной длины, кругов или овалов. В результате вместо нормального изображения получается что-то деформированное и нечёткое. При астигматизме человек видит предметы нерезкими или искаженными, вне зависимости от того, где они расположены. Если астигматизм не лечить, он может привести к косоглазию и резкому падению зрения.

Причины
Основная причина астигматизма – неправильная форма линз оптической системы глаза. Чаще всего проблема кроется к неравномерной кривизне роговицы, реже – в хрусталике.
В норме роговица имеет сферическую форму, то есть её преломляющая сила в вертикальной и горизонтальной плоскостях одинакова. При астигматизме преломляющие силы роговицы в этих плоскостях различны, например, по вертикали роговица преломляет сильнее, чем по горизонтали.
Астигматизм бывает дальнозорким, близоруким и даже сочетанным: по одной оси дальнозорким, по другой – близоруким.
Страдают им и взрослые, и дети. В большинстве случаев астигматизм передаётся по наследству и называется врождённым. Приобретённый астигматизм обычно развивается из-за грубых рубцовых изменений в роговице после травм и хирургических операций на глазах.

Ознакомьтесь так же:  Гипопион увеит

Как распознать?
Небольшую степень астигматизма человек попросту не замечает. Привыкая видеть всё в слегка расплывшемся (или растянутом) виде, он даже не догадывается об имеющихся проблемах со зрением. Заподозрить неладное астигматик может только по частым головным болям и быстрой утомляемости при повышенной нагрузке на глаза. Например, после 6-8 часового сидения за компьютером или при чтении книг с мелким шрифтом. Кроме того, у таких людей от переутомления часто двоится в глазах.
Если зрение ухудшилось настолько, что человек наконец-то решился обратиться к окулисту, то его рецепт на очки будет содержать загадочные буквы: sph (сфера), cyl (цилиндр) и ax (ось). Сфера показывает величину сферической коррекции астигматизма, а цилиндр и ось – его размер и ориентацию. Такие очки пациенты часто называют «сложными», а врачи – цилиндрическими.

Лечение
На сегодняшний день существует три способа коррекции астигматизма: очки, контактные линзы и операции.
Очки и контактные линзы при астигматизме подбираются строго индивидуально. Цилиндрические линзы при необходимости могут сочетаться с линзами для коррекции близорукости или дальнозоркости. К сожалению, при высокой степени астигматизма очки переносятся плохо: у людей начинают болеть глаза и кружиться голова.
Очень важно, чтобы после назначения очков пациенты постоянно наблюдались у окулиста для своевременной их замены на более сильные или более слабые.
Очки и контактные линзы не лечат астигматизм, они лишь корректируют зрение.
Полностью избавить от астигматизма можно только с помощью хирургической операции. Они бывают нескольких видов:
Кератотомия – нанесение несквозных насечек на роговицу для ослабления преломления по усиленной оси. Данная операция применяется при близоруком либо смешанном астигматизме.
Термокератокоагуляция – прижигание периферической зоны роговицы нагретой металлической иглой, при этом кривизна роговицы увеличивается, а, значит, увеличивается её преломляющая сила. Операция выполняется для коррекции дальнозоркого астигматизма.
Лазерная коагуляция – отличается от предыдущей методики тем, что вместо металлической иглы используется луч лазера.
 В последние годы для коррекции астигматизма широко стал применяться эксимерный лазер. Лечебный эффект достигается путем испарения эксимерным лазером с поверхности роговицы слоя заданной толщины.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+.

Астигматизм, прислушивайтесь к детям.

Первый раз пост делаю.

Последнее время стал уставать на работе. Стало ощущение что хуже вижу.

Присмотрелся, и действительно один глаз видит хуже другого.

Пошел проверился, выписал очки.

В детстве жаловался родителям:

«Что то как то у меня глаза по разному видят, один светлее другой чуть темнее». Был врожденный астигматизм, если бы тогда обратили на мои слова внимание, то можно было бы его вылечить.

Прислушивайтесь к детям если они на что то жалуются.

И следите за зрением детей.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

59 комментариев

Астигматизм не лечится и не корректируется в детстве. Только лазерная операция, до 18 их по таким поводам не делают.

Не корректируют лазером астигматизм. Возможно только временное улучшение. Могу утверждать на собственном опыте. Через полгода-год после операции зрение вернулось как и было до нее.

Самое интересное, что в одной из довольно таки известных клиник мне сказали, что за астигматизм вообще не берутся, т.к. это бесполезно. А я не поверил, пошел в другую, где с меня с удовольствием взяли баблишко. В итоге, просто выкинутые деньги.

Мне скорректировали. Сильнейшую близорукость и астигматизм ушел почти совсем.

Было 10% на одном глазу, 3-4% на другом и астигматизм не помню уж. После операции стало 50-60%, лет через 5 поднялось до 100%.

Так бизорукость скорректировали, или астигматизм? Это две разные вещи, независимые друг от друга. И он никак не корректируется. При астигматизме только оптику или линзы подбирают, и исключительно индивидуально.

И близорукость и астигматизм скорректировали.

А я слышал что астигматизм как раз противопоказание для лазерной коррекции, так может привести к осложнения, либо после коррекции зрение опять испортится из-за него, это форма глаза неровная. Просто у меня у самого астигматизм и я очкую коррекцию лазером делать.

Мой астигматизм врачей не смутил.

астигматизм лечится не только путём операции, его можно максимально нейтрализовать если заниматься глазами, это первое.

а вот операция, насколько я знаю, делается не раньше 21 года.

Это вы так решили оправдать родителей, которые хер положили на здоровье ребёнка? Вы извините, но раз решили рожать человека, то будьте так добры, следите за ребёнком, а не отмахивайтесь.
Как блять это вообще оправдывать то можно? Типа, ну чё там у тебя, да ты всё придумал, ацтань, уменяделмного
Бомбит с такого отношения

Ну, допустим, некоторые родители не сильно умные, но в школе ежегодно проводят медосмотры, в том числе офтальмолог, неужели там нельзя ни разу сказать, что видишь что-то не так?

Окей, офтальмолог может помочь ребёнку на медосмотре, но давайте посмотрим правде в глаза. Эти осмотры в большинстве своём для галочки, врачи часто бывают некомпетентны. Если родные люди, в данном случае родители, сказали что ты выдумываешь и всё у тебя в порядке, будет ли ребёнок жаловаться врачу? Ведь родители, те кому ты доверяешь, сказали что всё окей. И сам ребёнок навряд ли начнёт жаловаться, если уверен, что ему просто показалось.
Почему вы списываете родителей со счетов? Они и только они заинтересованы в здоровье своего ребёнка, а не незнакомый врач, который не будет лечить, если не увидит прямой проблемы.
Это всё идёт от родителей. И здоровье, и воспитание, и всё остальное. Родители несут ответственность, а не кто-то ещё, так что давайте не будем их выгораживать. Их вина тут есть. И они виновны, что забили на здоровье ребёнка. Если для вас это не проблема, то блять, я просто не знаю что с вами не так.

Родители тем более некомпетентны, если они не врачи, а заставить таких обратить внимание на проблему может именно рекомендация врача, хотя, конечно, найдутся и такие, что и врачам не поверят, но там уже совсем клиника в голове, но тем не менее, м\о существуют именно для того, что бы выявлять проблемы.

Если меня что-то беспокоило, то я на м\о об этом говорила. Иногда это была сущая фигня, которая действительно не имела значения.

При поступлении в ВУЗ\колледж и тп, тоже проходят м\о, а это уже практически взрослые люди. При приеме на работу, при получении мед.справки для получения вод.удостоверения, медосмотр призывников.

А многие проблемы выявляются еще в д\с возрасте, даже специальные детские сады есть, для детей с проблемами зрения. И это в том возрасте, когда дети еще сами не могут толком сказать, что с ними что-то не так, тот же самый астигматизм.

Я до 14 лет жила без очков. На медосмотрах ставили постоянно ставили -3, -4. Какой-то был толк думаете?)

Почему не настаивала? Да потому что с детства мне привили отношение к себе, что все это фигня и нытье, ведь «ой, а у меня ещё хуже». Болит сердце? Возрастное, у всех так. Болит голова(а я от боли билась об стену) ? А я что сделаю, у меня много чего болит. Обварила ноги кипятком? Ну терпи до утра, откуда я тебя сейчас что возьму.

И так с большей частью болячек, с которыми надо было разбираться в детстве, по мере поступления. А сейчас хер знает как разгребать.

Я в школе вечно угорала над тем, что у меня все хрустит. Кто-то обратил внимание? Да хер, конечно, «это у тебе хондроз, наследственнсть , наверное» и пох)

Зато вчера вышла из больницы (врач со скрипом отпустил) иииии. для мамы главное, чтобы никто не подумал, что мне плохо и меня надо жалеть) Надо в ответ побольше ныть, как болят ноги, как плохо и уж конечно хуже чем мне. И говорить, что «вот меня в прошлом году тоже положили бы, если бы пошла».

Уже думаю, что зря так просилась домой. Там было тоскливо, но я сохраняла оптимизм, который дома улетучился моментально)

About the Author: admin