Анорексия балерина

«Девочки боялись, что вырастет грудь, начнутся месячные»

В начале октября покончила с собой 14-летняя ученица Московской государственной академии хореографии. Позже в редакцию «Ленты.ру» обратилась бывшая студентка учебного заведения. По ее словам, не последнюю роль в трагедии сыграли жесткие, а порой и жестокие методы обучения, принятые в балетной школе. В руководстве академии произошедшее назвали несчастным случаем и попросили не акцентировать на нем внимания, но девушка рассказала, почему не верит, что трагическая смерть ее знакомой была случайной.

«Никто не поверил»

«Она писала предсмертные записки с начала учебного года. Но никто ей не поверил. Может быть, она решила доказать», — говорит 15-летняя Мария (имя несовершеннолетней изменено). Мария училась на год старше Юлии и помнит погибшую жизнерадостной девочкой.

Вечером 5 октября под окнами жилого дома в центре Москвы нашли тело юной балерины. 14-летняя девушка лежала на асфальте. Вместе с родителями и двумя сестрами Юлия Иванова (имя несовершеннолетней изменено) жила в этом доме на 14-м этаже. Мать погибшей рассказала следователям, что дочь училась в Московской государственной академии хореографии. Несмотря на любовь к балету, Юлия была под угрозой отчисления: при норме 44 килограмма для балерин ее возраста она весила 50 килограммов. Об этом заявили на родительском собрании 26 сентября.

Юлия страдала булимией — пищевым расстройством, при котором чрезмерный контроль за своим весом сопровождается резкими срывами, перееданием и последующими попытками радикально избавиться от лишних килограммов. Незадолго до трагедии родители нашли в ее вещах слабительное, что привело к очередному конфликту в семье. Девушка заперлась в своей комнате, а когда мать вернулась домой, увидела открытое окно.

«Сначала я подумала, что это глупая шутка. Потом меня начало трясти. Я знаю это состояние, когда из-за веса ты готов покончить с собой. И знаю, как до этого доводят в школе», — вспоминает Мария. В прошлом году девушка забрала документы из училища.

Юлия писала одноклассникам, что она не может справиться с весом и чувствует себя загнанной в угол, говорит мать Марии.

«У нее была депрессия. Это нужно было лечить медикаментами, но они создают побочный эффект под названием «лишний вес». Вначале у нее была анорексия, потом она стала страдать булимией», — уточняет она.

Срывы — это норма

Московская государственная академия хореографии — не только одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет), но и одна из самых престижных в стране. Традиционный выпускной экзамен проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики и ученицы академии получают приглашение о работе в знаменитых балетных труппах. В разные годы ее выпускниками были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.

Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы считается первым в балетной академии. К выпускному в классе остается половина учащихся: идет жесткий отсев.

Погибшая Юлия училась в «переломном» пятом балетном классе: именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Имеет значение не только успеваемость, но и физические данные подростков. В начале и в конце года учащихся взвешивают, списки с показателями передают преподавателям профильного предмета. Результаты могут быть объявлены им на весь класс, что усиливает градус напряжения среди подростков.

Мария признает, что к оценкам и возможному исключению она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально. «Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу — прим. «Ленты.ру»), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы — это норма», — объясняет она.

Такое отношение к предмету неудивительно: в отличие от обычных школ, в балетной есть один главный предмет, который преподается каждый день несколько часов. Как правило, это классический танец, основа балета. Таким образом, педагог по основному предмету становится более значимой взрослой фигурой для учениц, чем остальные преподаватели. И у Марии, и у Юлии это был один преподаватель: заслуженная артистка России Майя Иванова. Ее научным руководителем была ректор академии Марина Леонова, говорится на сайте заведения.

Банальные подробности

Анорексия, которой заболела Мария, была обусловлена отношением преподавательницы к внешности одноклассниц, говорит девушка. «На второй год обучения я стала ее бояться. Она не кричала, не угрожала. Уничтожала морально. Всех, кто был, по ее мнению, недостаточно худыми, она называла «жирными коровами» и «кабанихами», «съевшими слона». Она могла подойти прямо в коридоре, при мальчиках и других учителях, схватить за плечи и встряхнуть, указав на излишнюю полноту», — рассказывает она.

Больше всего девочки в классе боялись, что у них вырастет грудь и начнутся менструации — это считалось «позорным» и порицалось как «ожирение».

«У моей одноклассницы начались месячные. Она сидела на занятиях по «классике» как освобожденная, ей было очень стыдно. На уроке педагог назвала ее коровой, а после попросила остаться и доказать, что у нее действительно «эти дни». Показать прокладку. Одноклассница вышла в слезах, ее трясло», — вспоминает Мария, извиняясь за «банальные подробности».

Эти подробности стоили Марии пищевого расстройства: она боялась, что, если поправится, подвергнется такому же унижению. В третьем балетном классе (7-й класс обычной школы) она перешла на экстремальную диету: зеленый чай (черный не помогает похудеть), обезжиренный творог, овощи на пару и 100 граммов отварной куриной грудки — в виде поощрения балетных успехов. Более калорийную пищу, приготовленную мамой, она выкидывала тайком. «Когда у меня темнело в глазах, я радовалась, что меня похвалят: все хорошо, я худая», — объясняет она.

При росте 170 сантиметров она весила 40 килограммов. В четвертом балетном классе похудела до 36. «Когда я пришла осенью, Майя Евгеньевна начала меня хвалить. Говорила, что я молодец, именно такая форма и нужна, ставила меня в пример другим девочкам. Сейчас я понимаю, что выглядела ужасно. Но, когда мне об этом говорили, я думала, что завидуют», — говорит Мария.

Истощенная фигура, защищавшая от нападок учителей, была не единственным следствием жесткой диеты: Марии перестало хватать сил на простые пируэты. Хотя она стояла у центральной палки (то есть была одной из лучших учениц), истощение воспринималось преподавателями как банальная лень. Девушку приглашали на дополнительные индивидуальные занятия. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом три — по 1,5 тысячи рублей за урок. Пользы от них не было, говорит Мария: индивидуальные уроки превращались в групповые, и педагоги отвлекались на свои дела. Когда она отказалась от частых факультативных занятий, Иванова занизила оценку.

За здоровьем юных балерин должны следить и врачи. Но медицинская помощь была лишь предметом для шуток. «Помню, был период, когда нас всех кормили «Смектой». Голова болит — вот тебе «Смекта», живот — «Смекта», упал и получил травмы — держи «Смекту». Мы смеялись», — вспоминает Мария. Штатных психологов не было, хотя их поддержка нужна была не только подросткам: срывы случались и у педагогов. По словам Марии, однажды на эмоциях преподавательница классического танца Тамара Негребецкая швырнула стулом в одну из учениц.

В ноябре 2016 года девочка упала в обморок на уроке литературы. Следующие два месяца она провела дома с сильнейшим истощением организма: согласно индексу массы тела, у нее был выраженный дефицит. За то время, пока она провела дома, никто из одноклассниц и учителей ей не позвонил.

Розовая пыль

«Когда ребенок делает успехи в академии, кажется, что она будущая Анна Павлова, Майя Плисецкая. Это тщеславие ослепляет. Я сама контролировала ее питание, подбирала малокалорийные продукты. Когда ребенок начал меньше есть, я себя ловила на мысли, что это здорово: такая сила воли», — говорит мама Марии.

Девочка скрывала свой вес от родных: в ее классе было принято злоупотреблять слабительными — пили таблетки пачками. О проблемах с питанием и 36 килограммах мать узнала из ее личного дневника, когда столкнулась с эмоциональными срывами дочери.

«У нее были постоянные истерики. В день — до десяти. Дочь плакала, называла себя толстой, говорила, что не хочет жить. В тот день, когда я нашла подтверждение своим догадкам в дневнике, я схватила ее за руку и повела к психологу. Мне сказали, что Маша на грани: еще неделя, и будет пройдена точка невозврата», — вспоминает она.

Психиатр поставил диагноз: «депрессия» и «анорексия». В отчаянии женщина обратилась к гипнологу. С января при еженедельных сеансах у психотерапевта и терапии антидепрессантами состояние дочери стало медленно улучшаться.

Мать Марии решила поговорить с ректором об отношении к здоровью учениц. Это оказалось непросто. Некоторые порядки в академии отдавали дань традициям времен основания заведения — имперской России конца XVIII века, говорит Мария.

«Ректор всегда была, как королева. Она подъезжала во внутренний двор на машине с тонированными стеклами, и, когда она заходила в академию, все в коридоре либо прятались, потому что ее боялись, либо выходили и делали кникс (поклон с приседанием как знак приветствия — прим. «Ленты.ру»). Она проходила и скрывалась в своем кабинете, в который попасть было невозможно. Единственный день, когда нам было можно туда зайти, — это ее день рождения. Мы дарили цветы, читали стихотворение и уходили на цыпочках», — вспоминает бывшая ученица.

Возможно, привычка к пиетету помешала родителям наладить контакт с руководством академии. Замечание матери Марии о том, что все девочки в классе дочери так или иначе злоупотребляют слабительными и страдают пищевыми расстройствами, было проигнорировано. Леонова ответила, что анорексия — это личная проблема Марии, которая не имеет отношения к академии. Женщина обратилась к врачам, но и те сообщили, что главное — результат, а не психическое здоровье воспитанниц. Тогда она забрала документы из академии.

Ознакомьтесь так же:  Как вылечить сопли у ребенка в домашних условиях

К тому моменту Мария сама была готова уйти. «Вся розовая пыль про балетные пачки и красивые танцы выбилась на первом году обучения. Однажды я неправильно повторила комбинацию. Преподавательница подлетела ко мне, схватила за пучок на голове и нагнула меня, а когда я выпрямилась, зарядила кулаком в лоб. От боли и неожиданности я заплакала, а она спросила: «Чего ты ревешь, что я тебе сделала?»» — спокойно рассказывает она.

Случившееся с 14-летней Юлией — едва ли трагедия для самой академии: «Им просто страшно, что могут начать искать причины», — уверена Мария.

Она поступила в спецшколу с лингвистическим уклоном, но на аватаре в соцсети до сих пор стоит ее фотография в балетной пачке и пуантах.

Дискриминирующее искусство

«Лента.ру» обратилась за комментариями в Московскую государственную академию хореографии, однако коммуникация не задалась: сначала помощник ректора Алла Чапаева заявила, что Марина Леонова не считает нужным отвечать на вопросы, затем в редакцию пришло письмо с советом журналисту «не теребить еще не зажившие раны»: «Публичные комментарии и рассуждения применительно к трагическому случаю полагаем безнравственными, непрофессиональными, создающими ненужный ажиотаж в обществе. Навязчивое желание и постоянные попытки бывших студентов очернить собственную alma mater не вызывают у нашего уникального коллектива ничего, кроме презрения», — написала Чапаева, отказавшись продолжить общение.

Руководство Московской академии хореографии действительно очень закрыто — и не только для общения с журналистами, но и с самими родителями, говорит балетный критик Анна Гордеева. Вплоть до элементов «крепостного права»: академия запрещает родителям общаться в соцсетях и обсуждать работу школы. Тем, кто боится за профессиональную судьбу ребенка, приходится следовать этим правилам.

«Школа не считает нужным объяснять свои действия. Она, безусловно, не видит проблемы в пищевых расстройствах детей», — уверена Гордеева. Анорексия и булимия считаются в балетной среде проявлением слабости, а не болезни, отмечает она.

Наличие штатных психологов в академии вряд ли решит проблему: «Ни один балетный ребенок не будет говорить о реально важных для себя вещах со штатными психологами школы. Первое, чему научаются балетные дети, — не быть откровенными ни с кем, кто подчиняется руководству. В реальности — во власти ректора все. В том числе, врачебные тайны».

И оскорбления, и физические воздействия — традиция всех российских школ, утверждает критик. Это касается и Московской академии — второй по значению для балета в России, и первой — Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге, и третьей — Пермского государственного хореографического училища.

«Есть замечательный документальный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры» о Людмиле Сахаровой, художественном руководителе пермского училища. Под запись она не стесняется доводить до слез и истерики своих учениц, которые потом становятся звездами. В наших балетных школах считается, что эмоциональное насилие идет на пользу ребенку, что оно эффективно», — говорит Гордеева.

Критик подчеркивает, что жесткий стиль обучения в той или иной степени присущ многим балетным школам и за пределами России. Тенденция к гуманизации балетного образования прослеживается пока лишь в американских школах: родители могут подать в суд на педагога, который говорит, что ребенку нужно похудеть. «С одной стороны, это положительно сказывается на психологическом состоянии учениц, с другой — стоит посмотреть на выпускниц американских школ, чтобы понять, что самочувствие улучшается, а качество образования снижается», — рассуждает Гордеева.

Она тут же добавляет, что это не значит, что эмоциональное насилие необходимо, но уверена: если человечество станет гуманнее, балет исчезнет, как сейчас исчезает коррида — когда-то занятие для сильных мужчин, а ныне издевательство над быками. Останется свободный танец, где смогут танцевать все люди, независимо от их типов фигур и способностей, прогнозирует критик: «Балет — это все же очень дискриминирующий вид искусства».

Про анорексию.

В последнее время можно часто встретить заголовки статей типа: «. модная болезнь ХХІ века. », «. среди молодежи стало модным болеть. » и т. п. И тут нечему удивляться, ведь общество диктует свои законы не только в образе жизни, вкусах и моде, но и в болезнях.

Например, в Древнем Риме считалось почетным иметь плохие зубы, потому что это было свидетельством роскоши, а в XVII-XVIII ст. в Европе было модным болеть сифилисом. В наше же время, «модной» болезнью признана нервная анорексия.

Нервная анорексия — это психическое заболевание, относящееся к группе пищевых зависимостей, которое характеризуется осознанным снижением пациентом собственного веса с целью похудения или профилактики его набора, вплоть до критического состояния организма.

Больным нервной анорексией свойственно искаженное восприятие собственной внешности и навязчивое желание ничего не есть из-за панического страха поправится. В связи с этим они постоянно сидят на жестких диетах, голодают, жестоко наказывают себя за каждый лишний, по их мнению, съеденный кусок пищи, изнуряющими упражнениями или искусственно вызванной рвотой.

Нервная анорексия была известна еще в XVII веке благодаря работам выдающегося врача того времени Ричарда Мортона. В своих трудах он описывал одну свою пациентку, которая добровольно отказывалась от приема пищи в течение 2-х лет, и обратилась к нему лишь по той причине, что ее мучили ежедневные обмороки.

В XX веке нервная анорексия была заочно признана болезнью женщин, работающих в сфере моды и искусства. В высшем свете худоба стала признаком успешности, что не могло не побудить сотни девушек, мечтающих стать знаменитостями, доводить себя до истощения ради такой желаемой славы.

И если в прошлом веке анорексией болели в основном модели и балерины, то в наше время анорексия превратилась в своеобразной культ или молодежное течение, ― называйте, как хотите. Девушка, больная анорексией, стала своеобразным эталоном сексуальности и объектом для подражания.

Изменения произошли и в процентном соотношении среди больных анорексией: если раньше 80% страдающих от анорексии были женщины в возрасте 12-24 лет, то сейчас наблюдается рост процентной составляющей мужской части больных анорексией.

Этот процесс напрямую связан с распространением гомосексуальности и возникновением в моде такого понятия, как андрогинизм. Андрогины — это парни и девушки, которые позиционируют себя как существа неопределенного пола, обладающие как женскими, так и мужскими чертами внешности и характера.

Понятное дело, что для того, чтобы быть более похожими на женщину, парниандрогины стремятся максимально похудеть, дабы скрыть свою естественную мужскую природу. Именно поэтому нервная анорексия стала все чаще встречаться у молодых юношей.

В то время как власти стран вводят законы, ограничивающие или запрещающие участие в модных показах и фотосессиях слишком худых моделей, нервная анорексия находит себе все новых и новых поклонников посредством средств масс-медиа: выпускаются книги об анорексии, снимаются фильмы, создаются сообщества в социальных сетях, пропагандирующие данное расстройство.

Все это привело к тому, что нервная анорексия стала третьей в списке самых распространенных хронических заболеваний среди подростков. Смертность при данном заболевании составляет 20% из всех зафиксированных случаев. Это на 12% выше смертности подростков по всем остальным причинам.

Ситуация осложняется тем, что нервную анорексию выявить на ранних стадиях развития достаточно тяжело, и отечественная медицина не обладает достаточными ресурсами для успешного лечения данного расстройства, из-за чего только 1 больной из 10 получает квалифицированную медицинскую помощь.

Учитывая юный возраст больных анорексией, именно на их близких ложится ответственность за раннее выявление болезни и оказание психологической, а также медицинской помощи. Поэтому так важно знать причины, симптомы и последствия этого коварного заболевания, разящего наших детей.

Виды и особенности течения нервной анорексии

По особенностям в течении заболевания выделяют два вида анорексии: ограничительный и очистительный.

Ограничительная анорексия характеризуется снижением веса посредством частичного, а затем почти полного отказа от пищи.

Очистительная анорексия граничит с нервной булимией и компульсивным перееданием (неконтролируемое переедание) — больной позволяет себе есть пищу, а затем в качестве наказания вызывает рвоту.

Обычно больной переживает и ограничительный, и очистительный виды анорексии, которые чередуются между собой периодами голодания и периодами срыва.

Стадии развития нервной анорексии

В развитии нервной анорексии выделяют три последовательные стадии:

1. Дисморфоманическая стадия — у больного навязчивые мысли, касающиеся собственной ущербности и неполноценности, вызванной полнотой (мнимой или существующей). В это время молодые люди могут длительно рассматривать себя в зеркале, находятся в подавленном и тревожном состоянии, делают первые попытки ограничивать себя в пище и увлекаются диетами.

Важно выявить заболевание на этой стадии, потому что с прогрессом болезни все тяжелее и тяжелее достучаться до больных анорексией и убедить их в необходимости лечения.

2. Аноректическая стадия — возникает, когда у пациента фиксируется снижение веса на 20-30% от нормы. На этой стадии наблюдается эйфория от собственных успехов и еще более ужесточенный режим питания. Молодая особь отказывается признавать существующую проблему, убеждая всех, что все в порядке. При этом нарастает искаженное восприятие собственного тела, что приводит к решению худеть дальше.

Объективно можно заметить ухудшение состояния больного, что проявляется выпадением волос, сухостью кожи, вялостью, зябкостью. Также у девушек прекращается менструация, а у юношей — пропадает потенция. Из-за повышенного распада тканей, вызванных голодом, происходит снижение аппетита.

3. Кахектическая стадия — терминальная стадия, которая наступает через 1.5-2 года от начала анорексии, во время которой вес снижается на 50% и более от нормы. В этой стадии возникают безбелковые отеки в конечностях, тяжелые нарушения обмена электролитов и дефицит калия, что грозит остановкой сердца. В органах наступают необратимые дистрофические изменения, которые, как правило, приводят к летальному исходу.

Биологические факторы риска возникновения анорексии:

1. Генетическая уязвимость. Научными исследованиями было доказано, что стремление к худобе связано с определенными нарушениями в строении генома человека, что выражается в предрасположенности к психическим расстройствам, определенному типу личности и нарушению функции нейромедиаторов, принимающих участие в формировании пищевого поведения.

Важно отметить то, что генетическая предрасположенность проявляет себя при наличии других провоцирующих факторов, таких как тяжелые эмоциональные переживания или какие-нибудь ограничения в питании.

Ознакомьтесь так же:  Зверобой в лечении депрессии

2. Раннее половое созревание и наличие избыточного веса. Начало менструаций у девочек в более раннем возрасте и проблемы с весом приводят к развитию психологических конфликтов и проблем, которые играют первоочередную роль в возникновении анорексии.

С наступлением менструаций девочка понимает, что становится взрослой, и ей хочется быть красивой и сексуальной женщиной. На пути к этому ей препятствуют оставшаяся детская округлость и пухлость или избыточный вес, на который до этого она не обращала никакого внимания. Вот так и запускается борьба со всем тем, что напоминает о недалеком детстве, в первую очередь — с весом.

Социальные факторы риска возникновения анорексии:

1. Семейные проблемы. Риск развития нервной анорексии возрастает, если кто-то из членов семьи болеет пищевым расстройством (анорексией или булимией), страдает депрессией, и злоупотребляет алкоголем или наркотиками.

Определенную роль играет конфликт в отношениях с матерью. Например, если она заботится лишь о физиологическом благополучии ребенка, то есть чтобы он был «накормлен и напоен». Протест против таких отношений выражается в отказе от пищи, ведь она препятствует полноценным отношениям с родителем.

2. Влияние культуры. Глянцевые обложки журналов, модные показы, фильмы пропагандируют свои идеалы красоты, в которые вписываются единицы. Мечтая стать похожими на обожаемого кумира и достичь успеха в шоу-бизнесе, парни и девушки видят главным препятствием слишком высокую, по их мнению, цифру на весах.

Стремление похудеть привело к тому, что многие молодые люди осознанно хотят заболеть анорексией, чтобы быстро стать похожими на свой идеал. При этом молодые люди прекрасно знают о страшных последствиях этого заболевания, знают, что могут умереть, но даже этот факт их не останавливает. «а я хочу быть стройной, я хочу болеть анарексией … я знаю, что это вредно для организма, что от этого умирают … но я хочу быть худенькой, чтобы все смотрели и завидовали … наверное, это звучит глупо, но я просто очень-очень хочу! что мне делать …. », ― объясняют на тематических форумах свою позицию анорексики.

Психологические факторы риска возникновения анорексии:

1. Тип личности. Появлению анорексии более всего подвержены мужчины и женщины с перфекционистки-обсессивным типом личности, для которого характерна низкая самооценка, высокая самокритика, чувство неуверенности и собственной неполноценности.

2. Психологическая травма, вызванная утерей близкого человека, пережитым физическим, психологическим или сексуальным насилием. Организм борется с пережитым стрессом глубокой апатией и отсутствием аппетита, которые в благоприятных условиях перерастают в нервную анорексию.

«Ла Скала» лишился одной из лучших балерин

Звезда балетной труппы миланской «Ла Скала» Мария Франческа Гарритано была уволена руководством театра за скандальные рассказы о жестоком мире балета.

33-летняя Мария Франческа Гарритано, прослужившая в легендарном «Ла Скала» более 17-ти лет, навсегда войдет в многовековую историю этого театра, как первая балерина, уволенная из него с формулировкой «нанесение ущерба имиджу «Ла Скала». Талантливая танцовщица, лауреат многих международных премий, пополнила ряды безработных после своего скандального интервью британской «The Observer».

Гарритано взяла на себя смелость рассказать о том, о чем многие догадывались, но боялись произнести вслух — стройная фигура дается балеринам ценой их собственного здоровья. «Каждая пятая балерина в «Ла Скала» страдает анорексией», — рассказала Мария Франческа Гарритано около двух месяцев назад британскому изданию. По словам экс-танцовщицы миланского театра, многие ее коллеги, идя на поводу у своих мастеров, навсегда лишают себя возможности познать радость материнства. У большинства из них серьезные проблемы с пищеварением и нарушение гормонального фона. «Некоторые балерины оказываются в больнице и питаются исключительно через капельницу. Из-за жесточайшей диеты у семи танцовщиц из десяти происходит нарушение менструального цикла. Как результат, для многих из практически них закрыта тема материнства. Я и сама в день съедала одно яблоко и йогурт, держась до конца репетиции лишь за счет укола адреналина», — пишет Мария Франческа Гарритано в своей книге «Прошу Вас, правду, о балете!».

Как объяснила «РГ» представитель Гарритано Табата Кальдирони, истории, рассказанные в этой книги, во многом пересекается с нашумевшим голливудским фильмом «Черный лебедь». «Именно публикация этой книги привлекла внимание «The Observer», после чего разразился весь этот скандал», — пояснила Кальдирони, отказавшись, тем не менее, давать свою оценку произошедшему.

Тем не менее, возникает очевидный вопрос: зачем балерине, находящейся на пике своей профессиональной карьеры, так рисковать своим будущим? После своего увольнения Гарритано, отказавшись брать свои слова обратно, объяснила мотивацию своего поступка в одном последних своих интервью: «Мысль о том, что меня уволят, промелькнула у меня в голове, но я люблю «Ла Скала», именно поэтому надеюсь, что благодаря моим рассказам что-то измениться». Нужно сказать, что коллеги так не оценили смелость Гарритано, и никто из них не встал на ее защиту. Все как один отрицают проблему анорексии в театре, утверждая, что никогда не смогли бы работать с такой отдачей без полноценного и сбалансированного питания. Более того, многие их них открыто обвиняют балерину «подтасовке фактов в рекламных целях». «Мариа Франческа никогда не брала ни единого евро за свои интервью»,- парирует представительница балерины.

За разъяснениями «РГ» также обратилось к руководителю пресс-службы «Ла Скала» Карло Мария Челла, озвучившего официальную позицию театра:

«Уже на протяжении многих в мире балета не существует такой проблемы как анорексия. Наша балетная труппа прошла все медицинские проверки. Во избежание каких бы то ни было проблем, танцовщиков и танцовщиц регулярно обследуют, в том числе психологи и диетологи. За последние семь лет никаких серьезных проблем выявлено не было. Таким образом, бить тревогу по поводу анорексии в труппе и танцевальной школе не имеет смысла».

Однако, вполне вероятно, что-то правой окажется все же Мария Франческа Гарритано, и в мире балета, под влиянием ее рассказов, все-таки что-то изменится. Сразу после истории с увольнением Гарритано в итальянских СМИ стали появляться откровения родителей юных балерин, страдающих теми проблемами, о которых поведала Мария Франческа. Так, мама одной из воспитанниц балетной школы встала на защиту Гарритано и согласилась дать каналу «Италия 1».

«У моей дочери серьезные проблемы с пищеварением. Она и ее однокурсницы крайне озабочены своим весом и без конца его контролируют. Учтите, что почти все девушки из класса моей дочери страдают аменореей (отсутствием менструации) и первыми симптомами анорексии. Мне кажется странным, что балерину уволили за то, о чем прекрасно осведомлены все те, кто знакомы с миром балета не понаслышке», — сказала она.

Судьбу балерины, которая, по словам ее же представителя г-жи Кальдирони, вполне может вернуться в ряды родного театра, будет теперь решать Административный Совет «Ла Скала», который должен состояться в самое ближайшее время. Несмотря на все обвинения, выдвинутых в адрес Гарритано, надежда все-таки есть. К этому делу подключился также мэр Милана Джузеппе Пизапия, который является по совместительству Президентом «Фонда Ла Скала». «Проблема анорексии — это очень деликатна тема, и я ее вынесу на обсуждение следующего заседания Совета», — сказал Пизапия.

Из-за насмешек преподавателей у балерины развилась анорексия (12 фото)

18-летняя студентка балетной школы из Ридинга Маргарита Барбьери села на строгую диету и довела свой вес до 25 килограммов. Вскоре врачи диагностировали у девушки анорексию. Это случилось после того, как преподаватели несколько раз весьма недвусмысленно намекнули на ее лишний вес. Так, один из учителей назвал ее «грохочущими бедрами», а во время еженедельной оценочной встречи коллегия преподавателей заявила, что «ее телосложение неприемлемо для балета». Мечты девушки рушились на глазах.

Маргарита тут же села н строгую диету. Продолжая упорно заниматься, она ограничивала себя 140 калориями в день — порцией овсянки на воде. Иногда она вовсе ничего не ела по два дня подряд. Через год вес девушки упал до 25 килограммов.

Очень скоро у девушки диагностировали анорексию. Она боролась с ней пять лет, после чего, наконец, твердо настроилась выздороветь. Маргарита составила список из 200 с лишним продуктов, которые она боялась есть, включая масло и шоколад. Постепенно она набиралась смелости попробовать их — и вычеркивала из своего списка один за другим.

Сейчас Маргарита поправляется. Она весит около 50 килограммов — нормальный вес для ее роста и телосложения — и полна решимости помочь другим жертвам пищевых расстройств. Она также продолжает заниматься танцами — правда, сменила балет на эстраду.

«У меня был совершенно нормальный вес, — говорит Маргарита. — Но они сказали мне, что он не годится для балета, называли меня «гремящими бедрами». Это стало катализатором. Я так хотела стать хорошей танцовщицей, что начала тренироваться еще упорнее, и при этом совершенно перестала есть. В итоге я возненавидела свое тело, которое когда-то любила, которым гордилась. Я ненавидела свою внешность».

«За год мой вес упал с 50 килограммов до 25. Тогда мне сказали, что я слишком худая даже для терапии. В тот момент я уже находила удовольствие в том, чтобы наказывать свое тело, мне нравилось ненавидеть себя».
Девушке пришлось пройти долгий путь, чтобы выздороветь. Сейчас она не отказывается ни от одного продукта и вновь учится любить себя.

Из своего списка из 200 продуктов она каждый день вновь пробовала что-то новое. Постепенно она пришла к решению помогать другим, столкнувшимся с той же бедой.
«Я постепенно перестала стыдиться своего состояния и поняла, что должна что-то сделать, чтобы улучшить его. Я стала есть продукты, которых раньше боялась. и постепенно вновь набрала 50 килограммов. Сейчас я выгляжу и чувствую себя гораздо лучше».

«Иногда я была настолько слаба, что не могла встать с постели, — вспоминает Маргарита. — Из-за худобы у меня началась почечная недостаточность. Сейчас я больше не чувствую себя постоянно измученной, я пытаюсь наверстать потерянное время и живу полной жизнью».

Маргарита хочет помогать девушкам, страдающим пищевыми расстройствами, чтобы они не оказались в том состоянии, в котором она была когда-то.

Теперь мечта Маргариты — стать эстрадной танцовщицей. «Я по-прежнему обожаю балет, но он требует слишком большого напряжения, так что я предпочла карьеру в музыкальном театре. . Сниматься в музыкальных клипах, танцевать в музыкальных спектаклях будет для меня счастьем, особенно после всего, через что я прошла».

Ознакомьтесь так же:  Как справиться со стрессом на учебе

«Страдать от расстройства пищевого поведения — это ужасно, оно контролирует всю твою жизнь, и восстановление после расстройства было самой тяжелой, самой ужасной вещью в моей жизни. Я советую всем: любите свое тело, любите себя, установите здоровые отношения с едой и не позволяйте никому сбить вас с этого пути. Я считаю, что мы всем миром должны бороться против анорексии. Это тяжелая болезнь, которая может стать смертельной. Я очень рада, что выбрала здоровье и жизнь».

Балерина La Scala уволена из-за слов об анорексии и бесплодии

В декабре 2011 года танцовщица La Scala Мария Франческа Гарритано дала несколько интервью, где заявила, что каждая пятая танцовщица труппы страдает анорексией и вследствие этого не может иметь детей.

Затем на свет появилась книга балерины «Извините, вся правда о балете», в которой она рассказывает о жестком давлении преподавателей балетной школы La Scala, настаивающих на снижении веса своих подопечных. Балерина уверена, что именно диета в 16-летнем возрасте является причиной продолжительных расстройств пищеварительной системы и болей.

Руководство La Scala нашло подобные высказывания оскорбительными и наносящими вред образу компании, и уволило Гарритано из труппы, сообщает The Guardian. В то же время на официальном сайте театра информация об инциденте отсутствует.

По словам газеты, руководство La Scala опровергло информацию о поголовной анорексии, утверждая, что в новой системе образования введен специальный курс, посвященный питанию танцовщиц.

«Известия» обратились к российским специалистам с просьбой рассказать об отечественных случаях балетной анорексии.

Балетмейстер-репетитор Большого театра Михаил Лавровский уверен, что есть или не есть — частное дело танцовщика.

— Артисты должны быть в форме на сцене, а что они делают за кулисами — никого не касается. Если на сцене балерина выглядит пополневшей, а она исполняет ведущую партию классического балета, ей делают замечание. Она должна хорошо танцевать свой репертуар, это самое главное, — считает он.

Прима Большого театра и приглашенная солистка La Scala Светлана Захарова была лаконична.

— Я не знаю, что случилось в La Scala, — сказала она. — Но у нас в балете такие случаи мне не встречались.

Художественный руководитель труппы Большого театра Сергей Филин от комментариев вовсе отказался. А главный приглашенный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер факт анорексии в отечественном балете признал.

— Виной тому сочетание физиологических и психологических нагрузок. — отметил он. — Но я не могу сказать, что в балете анорексия встречается чаще, чем где-либо. О проблеме бесплодия говорить не стоит, многие танцовщицы уходят в декрет и успешно становятся мамами. Назову, например, Ульяну Лопаткину, Светлану Захарову, Светлану Лунькину.

На вопрос, заставляют ли педагоги юных танцовщиков худеть, Мессерер ответил:

— Заставляет сама профессия. Балерине с лишними килограммами, конечно, тяжелее владеть собственным телом, чем балерине поджарой. Если девочка, склонная к полноте, видит, что вокруг нее все худые, она готова пойти на крайние меры.

Однако вопрос о провокационном поведении педагогов Мессерер считает открытым.

— Педагогам нужно быть более этичными в решении этих вопросов, — уверен он. — Как руководитель труппы, я никогда бы не сказал балерине: «Слушай, тебе надо похудеть». Советовать надо предельно деликатно, чтобы не нанести психологическую травму. И я настоятельно призываю всех коллег-педагогов быть в первую очередь хорошими психологами.

Видимо, специфика русской и итальянской школ заключается в разных подходах: пока в Милане вводят спецкурс по питанию, в русских учебных заведениях впору вводить курс психологической поддержки будущих артистов.

Операция «Разоблачение»: 7 мифов о детском балете

В одной из статей мы уже рассказывали о мифах, связанных с занятиями художественной гимнастикой. Теперь пришло время поговорить о детском балете.

Большинство мифов о балете имеет право на существование лишь в том случае, когда ребенок готовится к профессиональной карьеры балерины и собирается поступать в высшее учебное заведение. И едва ли их можно отнести к балету в любительских студиях.

Что же это за мифы, из-за которых родители боятся отдавать детей на хореографию? Рассказывает балерина Ксения Белая, руководительХореографической студии Ксении Белой.

1. У всех балерин травмированные ноги

Я считаю, что у балерин самые гармонично развитые и красивые ноги. Танцовщица, стоящая на пуантах, — это нечто волшебное, легкое, гибкое, парящее в воздухе.

Конечно, у профессиональных балерин пуанты могут вызывать деформацию стопы в районе большого пальца – создается небольшая шишка для того, чтобы было комфортнее стоять. Но чтобы эти изменения произошли, нужно сделать балет своей профессией, а уроки в любительской студии к такому результату не приводят.

С точки зрения состояния суставов, связок, мышц балетные ноги не испорчены даже у профессионалов. И ноги гимнасток, например, страдают больше, чем ноги балерин.

2. Балет — это муштра и ломка характера

Балет, как и любой спорт, помогает выработать характер, развить в себе силу воли и трудолюбие. Тот же эффект дает и любая другая серьезная спортивная школа, регулярный физический труд.

Занятия балетом требуют определенной дисциплины, соблюдения режима питания, тренировок и сна.

3. Балерины должны постоянно сидеть на диете

Балет — это не только эстетика и спорт, это еще и стиль жизни. Занятия балетом воспитывают уважение к своему телу, формируют понимание того, что тело — объект, который требует внимания. Если у девочки есть генетическая предрасположенность к набору лишнего веса, нужно исключить ряд продуктов, уделять внимание здоровому образу жизни.

Но я бы не назвала это диетой — скорее осознанным здоровым питанием, вызванным любовью к своему телу и пониманием того, что лишний вес усложняет выполнение танцевальных задач.

Большинство знакомых мне балерин, в том числе тех, кто сделал хореографию делом своей жизни, не сидят на диетах. Вместо этого они выбирают сбалансированное полноценное питание, не жалуют фастфуд. В балетных училищах девочку иногда заставляют сильно худеть, но я не считаю это правильным, такие перегрузки и ограничения могут вызвать впоследствии большие гормональные нарушения. Взрослая балерина сама регулирует свой вес и форму.

Балерины срочно набирают вес

Английские балерины срочно набирают вес. Новый руководитель английского национального балета Тамара Рохо, некогда получившая титул лучшей танцовщицы Великобритании, решила победить анорексию в труппе. По ее мнению, зрители устали смотреть на неестественно худых балерин и постоянно присылают жалобы руководству театра. Из Лондона — корреспондент радио «Вести ФМ» Елена Балаева.

Балерины пьют шампунь, чтобы похудеть. Такое откровение одной из балерин в интервью британской прессе в 2005-м году наделало много шума. Танцовщики впервые открыто признавались — они изводят себя, чтобы выглядеть лучше в глазах хореографов и получать ведущие роли в театре. Голливудский фильм «Черный лебедь» про изводящих себя балерин показал правду жизни более широкой аудитории.

Однако новый руководитель английского национального балета Тамара Роха решила все изменить. Бывшая ведущая балерина, которая блистала во всех классических постановках, от «Щелкунчика» до «Ромео и Джульетты», вступает в новую должность на следующей неделе, и в интервью британским газетам уже заявила — она намерена полностью искоренить анорексию в свой труппе.

В свои 37 лет мисс Рохо худой никак не выглядит. В прошлом ее даже сравнивали с легендарной Марго Фонтейн, современницей Нижинсокго и Дягилева. Она тоже не была худышкой. Как говорит мисс Рохо, она всегда была вполне упитанной, но это не помешало ей хорошо танцевать. Эту идею она и хочет донести до своих подопечных.

Исмен Браун, известный в Британии балетный критик, подтверждает эти слова, Аудитория не хочет смотреть на костлявых изможденных девушек. Такая натура скорее нравится балетным фотографам, которые считают, что балерины должны быть тощие натуры с мышцами. Зрители же приходят смотреть не на атлетов, а на артистов, говорит критик.

Но установка должна быть дана сверху, объясняют эксперты. Мир балета — это мир симметрии. Все должны выглядеть одинаково, и здесь многое зависит как раз от руководителя труппы. Глава английского национального балета считает, что балерины вполне могут выглядеть хорошо и при этом не изводить себя жуткими диетами. По словам Тамары Рохо, с танцовщицами сейчас работают специалисты по правильному питанию, каждый день кроме 6 часов занятий балерины занимаются пилатес и работают с гирями. Британская газета «Дэйли Мэйл» при этом отмечает, что если в английском национальном балете с анорексией и начали бороться, то в остальном балетном мире ситуация мало изменилась. В прошлом году из труппы «Ла Скала» была уволена прима-балерина Марифранческа Гарритано после того, как нарушила неписанное правило — рассказала, что в театре анорексия свирепствует как чума. При весе всего в 43 килограмма хореографы награждали балерин прозвищами «моцарелла» и «китайский пельмень». Исследование, проведенное несколько лет назад американскими учеными, показало — 83 процента балерин в театрах мира страдают разными формами расстройства питания.

Популярное

«Игры США на Украине – в пользу бедных»

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Уйдя с Ближнего Востока, то есть, потеряв его, по сути дела, Соединенные Штаты ставят Украину в такую позицию, когда ее удержание становится просто бессмысленным, потому что в таком случае все обходные пути уже контролируются не ими, а Россией».

«Наши хунвейбины только на лозунги способны»

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «А можно отвести президента в сторону и поставить рядом дверь, в которую будут впускать двух-трех министров, 5-6 замов, а остальных попросить поискать себе новое место работы? За это время, пока огромное количество законодателей ничего не будет делать, страна будет процветать».

В США внешней политики нет – только внутренняя

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Трамп – яркий пиарщик. Он решает все свои внутриполитические вопросы. Нет у них там внешней политики, есть только внутренняя. Это политика, связанная с выборами в Конгресс, с президентскими выборами президентскими, с тем или другим бизнес-лоббированием человека. Так Трамп и работает».

About the Author: admin