Трудовое обучение детей с умственной отсталостью

Трудовое обучение.

Трудовое воспитание (особенности преподавания)

Трудовое обучение детей с умственной отсталостью и последующее их трудоустройство считаются основной задачей коррекционной школы. Это одна из сложнейших задач по нескольким причинам. Для детей-олигофренов характерны плохая моторика, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха. Плохой почерк и невнятная речь еще более затрудняют выбор какой-либо профессии. Учитель должен задолго до окончания школы, буквально с момента начала трудового обучения, учитывая местные конкретные условия, заботиться о их будущем. Но при этом практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Задачами трудового воспитания и обучения являются следующие:

♦ обеспечение максимально возможной самостоятельности в бытовом и санитарно-гигиеническом самообслуживании;

♦ вырабатывание положительного отношения к посильным видам труда, готовности к помощи в хозяйственно-бытовом труде;

♦ формирование привычки и положительной установки к определенному виду труда в течение 5-6 часов в день в мастерской или в сельском хозяйстве;

♦ вырабатывание навыков выполнения ряда операций в том или ином доступном виде труда;

♦ в зависимости от индивидуальных возможностей каждого из учащихся, помочь им научиться переключению с одного вида деятельности на другой;

♦ обучение детей совместной работе по бригадной системе, с соблюдением принятых норм и правил поведения.

Трудовое обучение и трудовое воспитание в школе для умственно отсталых детей играют важную роль в системе социальной адаптации. Особенно важно в системе трудового обучения детей использование наглядных методов и средств обучения. Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие-образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию. В столярном, слесарном или переплетном деле основное наглядное средство — это натуральный образец. Помимо этого, используются натуральные образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей (например, в швейном деле карманы или воротники). Иногда целесообразно дополнять натуральный образец макетом. Макетом называется увеличенный (уменьшенный) образец изделия или части изделия. Макет позволяет учителю объяснить устройство элементов изделия.

Практический показ приема работы также служит наглядным средством. Цель показа приемов работы — в первоначальном запоминании учащимися образов результата действия, орудия труда, трудовых движений. Приемы работы осваиваются по трем этапам:

♦ 1 этап — трудовые действия осуществляются в рабочем темпе, после чего учитель показывает полученный результат и дает необходимые объяснения;

♦ 2 этап — действия выполняются в замедленном темпе и сопровождаются объяснениями, остановками в сложных местах;

♦ 3 этап — прием работы повторяется несколько раз в обычном темпе.

После этого наиболее способные учащиеся повторяют прием, группа тем временем оценивает верность выполнения.

Усвоение трудовых приемов вызывает сложности у большинства учащихся вспомогательной школы. Правильность выполнения трудового приема определяется способностями учащегося:

♦ выдерживать траекторию движения рук в соответствии с ранее приобретенным зрительным образом;

♦ контролировать прилагаемое к орудию труда усилие;

♦ осуществлять определенную скорость движений;

♦ учитывать необходимость изменения параметров работы в начале и конце деятельности.

Одновременно держать под контролем все параметры ребенок с отклонениями в умственном развитии не способен. Обычно дети могут следить за ведущим параметром. И задача учителя — указать на основной параметр деятельности (в швейном мастерстве это — расстояние от края лапки швейной машины до среза ткани, при строгании древесины — горизонтальное перемещение инструмента и т.п.). Как изучение, так и использование техники необходимо проводить с учетом принципа доступности.

Также в трудовом обучении учащихся коррекционных школ часто используются изобразительные наглядные средства — учебные плакаты, рисунки, чертежи, фотографии, экранные изображения. Они применяются в следующих случаях:

♦ для выделения свойств, малозаметных при восприятии реального предмета или требующих сложного демонтажа технических устройств;

♦ для изучения отсутствующей в школьных мастерских техники;

♦ для развития у детей умения создавать образ реального предмета на основе его изображения;

♦ при изучении классификации материалов, видов работ, инструментов;

♦ для формирования обобщающих образов частей и деталей машин.

В коррекционной школе восьмого вида к изобразительным наглядным средствам предъявляются следующие требования:

♦ четкость, красочность изображений;

♦ изображения должны соответствовать задачам одного или нескольких занятий.

Не стоит размещать лишние изображения или другие наглядные средства рядом с необходимым — это затрудняет восприятие смысла изображения учащимися, отвлекает от основной цели урока.

Использование схематических изображений важно для развития абстрактного мышления учащихся с дефектами умственного развития, способностей к обобщению. Процесс абстракции заключается в мысленном выделении одних признаков изучаемого объекта и отвлечении от других. И важно развить абстрактное мышление детей с отставанием в развитии. Важно, чтобы дети научились вычленять из представляемого материала существенные признаки, отвлекаясь от менее существенных, это позволит осознанно классифицировать предметы или явления, выделять их общие признаки, в чем возникают сложности при обучении детей-олигофренов.

Для развития способности к абстрактному мышлению у детей-олигофренов используются такие наглядные средства, как схематические рисунки. Схематические рисунки применяются при формировании обобщенных образов деталей изделий и швов в швейном деле, устройства инструментов, производственных технологических процессов, для решения других учебных задач. В некоторых случаях только применение схематического рисунка при изучении того или иного трудового процесса позволяет достичь понимания детьми деятельности. Дополнительными наглядными средствами могут быть рисунки-копии реальных предметов.

Схематический рисунок должен частично отражать наглядные свойства реального предмета. Цепочка «рисунок-копия — схематический рисунок — схема» помогает детям-олигофренам перейти от конкретного восприятия к более абстрактному.

Также важным методом обучения умственно отсталых детей труду является демонстрация опытов. Например, опыты часто используются при изучении свойств материалов. Программа слесарного дела включает понятия твердости и прочности металлов, и для демонстрации этих свойств можно провести следующие опыты:

♦ воздействия ударной нагрузки на пластины из различных металлов.

Опыты также организуются для определения вида волокон ткани по характеру их горения, для изучения видов стружки при различных углах заточки режущего инструмента и т.д. После показа опыта следует кратко сформулировать его результаты. Причем результаты одновременно записываются на доске, или вывешивается соответствующий плакат. Учащимся задаются вопросы по демонстрируемому опыту, на которые необходимо ответить в письменной или устной форме. Благодаря наблюдению опытов и воспроизведению выводов прочность усвоенных знаний повышается.

Применение наглядных средств помогает также развить у учащихся умение организовать собственную умственную и физическую деятельность. Целенаправленное включение наглядных средств в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшить восприятие, понимание и запоминание учебного материала. А соответственно, успешное освоение предмета труда способствует вхождению детей-олигофренов в самостоятельную жизнь и трудовую деятельность.

Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 1324 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ. методические рекомендации

Транскрипт

1 ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования» Свердловской области ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ -4 КЛАССОВ методические рекомендации Екатеринбург 2009

2 Содержание Введение. Система трудового обучения детей с умственной отсталостью в -4 классах.. Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 4 классах на современном этапе развития системы специального образования.2. Модельные характеристики выпускника 4 класса на этапе перехода к профильному обучению.3. Дидактические основы обучения и воспитания на этапе ручного труда.4. Урок как основная форма организации учебного процесса, рекомендации по проведению уроков ручного труда.5. Экскурсии как особая форма проведения урока 2. Психолого-педагогические особенности личности и рудовой деятельности умственно отсталых школьников и их учет в процессе трудовой деятельности 2.. Психолого-педагогическая характеристика личности и трудовой деятельности умственно отсталого школьника 2.2. Изучение особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся начальных классов 2.3. Организация и содержание диагностического изучения особенностей трудовой деятельности умственно отсталых учащихся 2.4. Отслеживание результатов трудового обучения в начальных классах для детей с умственной отсталостью 3. Организация трудового обучения в начальных классах для детей с умственной отсталостью 3.. Кабинет ручного труда в специальной (коррекционной) школе 3.2. Кабинетная система в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3.3. Дидактические и методические требования к учебному кабинету 3.4. Оборудование кабинета ручного труда и рабочих мест учителя и учащихся Приложение Приложение. Подготовка к переходу учащихся на профильное обучение; Анкета учащегося «класса наблюдения» Приложение 2. Информационно рекомендательная карта учащегося «класса наблюдения» Приложение 3. Требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов на уроках ручного труда Приложение 4. Конспекты уроков по ручному труду (,2,4 класс) Приложение 5. Рабочая программа (фрагмент) по ручному труду для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ( 4 классы) Литература

3 Введение Процесс обучения умственно отсталых детей труду имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком, чем в массовой общеобразовательной школе, уровне сложности учебного материала, в замедленном темпе обучения, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Необходимость этих отличий не вызывает сомнений, а понимание их сущности не представляется сложным. Иначе обстоит дело с задачей исправления (коррекции) присущих учащимся недостатков, которая также отражают специфику работы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Необходимость и актуальность такой задачи очевидны, но содержание процесса коррекции сложнее, и это приводит к ряду трудностей. В еще большей степени это касается процесса обучения ручному труду. Трудовое обучение школьников с нарушением интеллекта различной степени тяжести является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Трудовое обучение и трудовое воспитание в этих школах представляют собой единую систему. Первый ее этап — трудовое обучение в -3 классах; второй — общетехнический труд в 4 классе; третий — профессионально- трудовое обучение в 5-9 класса; четвертый 0- класс в школах с углубленной трудовой подготовкой. Занятия ручным трудом в младших классах направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально — трудовому обучению. Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно — полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы. Каждый этап обучения имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения. Недоработки в младших классах влекут за собой большие сложности на других этапах. В разделе своей монографии «Ручной труд», М. Монтессори отмечает: «Отличие ручного труда от ручной гимнастики в том, что цель второй — упражнение рук, а цель первой — выполнение определенной работы, действительно представляющей собой или стимулирующее общеполезное занятие. Одна совершенствует личность, другой обогащает среду, но и тот и другой труд связаны между собой, ибо только человек, усовершенствовавший свою руку, может создать полезный продукт» (М. Монтессори, с. 43)

4 . Система трудового обучения детей с умственной отсталостью в -4 классах.. Задачи трудового обучения детей с умственной отсталостью в 4 классах на современном этапе развития системы специального образования В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида центральное место в образовательном процессе занимает трудовое обучение умственно отсталых обучающихся. В младших классах, согласно учебному плану, трудовое обучение осуществляется, прежде всего, на уроках ручного труда. Занятия ручным трудом направлены на решение как общих, так и специальных образовательных задач, на подготовку к профессиональнотрудовому обучению. В ряду общих трудовых могут быть выделены следующие задачи: Воспитание положительных личностных качеств обучающихся, а именно: трудолюбия, аккуратности, бережливости, настойчивости, уважительного отношения к людям труда, умения работать в коллективе, способности согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих людей и др. Обучение доступным видам труда: сообщение элементарных знаний, формирование умений и посильных навыков, доступных приемов, развитие самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий. Формирование организационных умений, дисциплинарных правил и норм, как то: вовремя приходить на занятия, организованно входить в класс, работать на своем рабочем месте, правильно располагать материалы и инструменты, по окончанию работы убирать за собой рабочее место, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, соблюдать правила безопасности при работе с инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования и т.п. Стойкие существенные нарушения в развитии познавательных процессов не позволяют умственно отсталым детям учиться в условиях обычной школы. Именно поэтому наряду с общеобразовательными задачами обретает актуальность задача коррекции познавательной сферы. «..вопросы трудового обучения умственно отсталых детей рассматривались прежде всего в аспекте проблемы коррекции недостатков их умственного развития» (Г. М. Дульнев). Специальные задачи, стоящие перед учителем ручного труда, касаются коррекции и компенсации психофизических недостатков, имеющихся у обучающихся с умственной отсталостью: Коррекция недостатков умственной деятельности. Развитие умений, необходимых при выполнении трудовых заданий:

5 ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать имеющийся опыт), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и выбирать нужные инструменты, рассказывать о проделанной работе), осуществлять самоконтроль при выполнении работы и оценивать полученный результат (определять правильность действий и их результатов, отмечать качество готовых изделий) и т.п. Коррекция недостатков познавательной сферы: воспитание умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия (с учетом особенностей материала), ориентироваться на ограниченной плоскости (альбомного листа, поверхности стола) и в окружающем пространстве. Коррекция недостатков языковых и речевых средств. Развитие умения последовательно и полно излагать высказывание, структурировать его грамматически верно, используя точные и разнообразные лексические единицы. Коррекция недостатков моторной сферы: нарушений координации движений, преодоление общемоторной неловкости, несогласованности движений, малой амплитуды и неточности движений и др. Организация трудового обучения в младших классах представляет собой первый, пропедевтический этап трудовой подготовки умственно отсталых школьников. На протяжении этого периода учащихся необходимо подготовить к переходу к следующему этапу ручному труду, который осуществляется на базе школьных учебных мастерских. Основное содержание этой подготовки заключается не в том, чтобы «сформировать у детей умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определенную сумму специальных знаний Задачи трудовой подготовки младших школьников следует рассматривать в более широком плане». Первостепенная задача, стоящая перед учителем ручного труда, заключается в привитии обучающимся интереса к труду в различных его формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных методов подачи учебного материала, и внесение в обучение различных элементов занимательности, и обыгрывание ситуаций, широкое использование игровых приемов. Весьма существенным является при этом учет психологических особенностей ребенка: задания должны быть посильными, реально выполнимыми, с четко видимым результатом. Вследствие ограниченности свободного выбора профессии умственно отсталыми учениками, особую актуальность приобретает работа по их профессиональной ориентации. Необходимо, начиная с третьего класса, активизировать работу по формированию интереса именно к тем Обучение учащихся I IV классов вспомогательной школы: (Изобразит. искусство, физ. культура, ручной труд, пение и музыка). Пособие для учителя/под ред. В. Г. Петровой.- 2-е изд. перераб. М.: Просвещение, 983. с.3.

Ознакомьтесь так же:  Раздражительность у парня

6 профессиям, по которым организовано обучение в данной школе, и которыми в дальнейшем, согласно медицинским показаниям и собственным психологическим характеристикам, он сможет успешно овладеть. В ходе такой работы раскрывается привлекательность конкретной профессии, ее социальная значимость и важность. Содержание урока ручного труда позволяет познакомить учащихся с множеством разнообразных явлений и предметов, сообщить сведения различного характера. Тем самым расширяется круг понятий и представлений об окружающей действительности, о жизни и трудовой деятельности взрослых людей, развиваются познавательные способности умственно отсталых детей. Очень важно на этом этапе систематически приучать детей использовать и применять на уроках труда общеобразовательные знания. в свою очередь трудовая конкретнопрактическая деятельность способствует более прочному их усвоению. В процессе обучения умственно отсталых детей ручному труду следует осуществлять целенаправленную работу по эстетическому воспитанию. Это возможно в процессе иллюстрации красоты используемых материалов, изделий, поделок. Организуя каждое занятие, следует обращать особое внимание на правильность выполнения рабочих приемов, на правильную хватку инструментов, с тем чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать закрепившийся навык. Вся коррекционно-развивающая работа должна носить целенаправленный характер и способствовать развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Задачи обучения ручному труду усложняются постепенно, в зависимости от года обучения. класс Занятия по труду в этот период являются более сложными. Это объяснимо тем, что дети приходят в школу с разной дошкольной подготовкой (из дома, детского сада, массовых школ) и разным уровнем умственного развития. Отсюда и вытекают задачи обучения в первом классе.. Изучение состава учащихся и тех знаний, умение и навыков с которыми они пришли в школу. Изучить их возможности и затруднение в работе. 2. Заинтересовать учащихся практической деятельностью, так как в первом классе интерес детей является кратковременным. 3. Обучать простейшим орудийным и безорудийным приемам труда. 4. Формировать у учащихся организационные умения, так как они очень невнимательны и несобранно 5. Решать коррекционную задачу по развитию общетрудовых умений. — ориентировка в задании; — планирование (с помощью учителя); — формирование пространственных представлений и умений ориентироваться при выполнении работы.

7 6. Развитие речи учащихся (повторить за учителем характеристики изделий, ответить на вопросы учителя полными предположениями, пополнять активный словарь). 2 класс Вся работа во 2 классе строится на знаниях, умениях и как, приобретенных в первом классе.. Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, умение работать в коллективе). 2. Продолжать формирование организационных умений (дети сами готовят свое рабочее место, должны знать правила техники безопасности). 3. Расширение знаний о материалах и инструментах. 4. Повышение сложности приемов работ ( кл.- шитье по проколу, 2 кл. — проколы выполнятся самостоятельно). 5. Общетрудовые умения с частичной помощью учителя и самостоятельно. 6. Ориентировка на листе бумаги с помощью учителя или самостоятельно; умение определить, на глаз или с помощью учителя используя линейку размер. 7. Работа над развитием речи, ответы на вопросы самостоятельно, анализ образа, планирование отчета о проделанной работе самостоятельно, ответы должны быть динамичны. 8. Определение возможностей детей, характеристика их затруднений. 9. Распределение учащихся по группам. 3 класс. Должно быть сформировано положительное отношение к трудовой деятельности, умение работать коллективно, помогать одноклассникам. 2. Продолжать развивать организованные умения самостоятельной подготовке. 3. Знакомство с новыми материалами (древесина, проволока, металл) и новыми приемами работы. 4. Научить выполнять двигательные приемы изолировано при изготовлении поделок. 5. Совершенствование общетрудовых умений от частичной помощи до самостоятельности. 6. Продолжать работу над развитием речи, ответы учащихся должны представлять собой небольшой рассказ. 7. В дифференцированном подходе учитель сокращает меру помощи и увеличивает меры работы. 8. Продолжать вести наблюдение за успеваемостью учащихся.

8 .2. Модельные характеристики выпускника 4 класса на этапе перехода к профильному обучению Требования к результату образования обучающихся, завершивших обучение в -4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для умственно отсталых детей, могут быть представлены на уровне сформированности общеучебных умений и навыков, общетрудовых умений и навыков, личностных качеств и социальных навыков.. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Обучающиеся: — освоили общеобразовательную программу для умственно отсталых детей по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в 5-9 классах; — освоили знания об окружающей действительности, свойствах различных материалов и областях их применения; — овладели умениями применять знания при выполнении практических заданий; — овладели элементами общеучебных умений: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.; — способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя. 2. Уровень сформированности общетрудовых умений и навыков. Обучающиеся: — овладели умениями включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия самостоятельно, при помощи учителя, выполнять их самостоятельно, по правилу, показу, образцу, представлению, словесной инструкции учителя; — овладели способностью к усвоению заданного образца; — овладели умениями реализовывать пооперационную последовательность действий при выполнении задания и доводить начатое дело до конца; — овладели простейшими навыками самоконтроля учебных действий, навыками самостоятельного краткого оценивания выполнения заданий; — овладели умениями применения ранее усвоенных правил; — овладели умениями работать с различными материалами, инструментами; — умеют принимать помощь учителя при выполнении тех или иных заданий; — овладели умениями организации рабочего места, соблюдения техники безопасности при работе с различными инструментами и санитарногигиенических требований при выполнении различных работ.

9 3. Уровень сформированности личностных качеств. У обучающихся: — сформирована привычка к трудовому усилию; — сформировано положительное отношение к трудовой и учебной деятельности, результатам собственного труда; — сформирована способность разумно (критично) оценивать результат учебной и трудовой деятельности; — сформированы умения саморегуляции поведения в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами. 4. Уровень сформированности социальных навыков. Обучающиеся: — овладели умениями последовательно и полно излагать высказывание при планировании предстоящей деятельности, контроле результатов выполнения заданий; — овладели умениями согласовывать свои действия с действиями других людей; — сформированы навыки работы в коллективе сверстников. Дидактические основы обучения и воспитания на этапе ручного труда Исправление недостатков, свойственных детям с нарушением интеллекта, обеспечивается соответствующим содержанием, организацией и специальными методами обучения. Процесс обучения ручному труду должен проходить главным образом фронтально. Вместе с тем типологические и личностные особенности школьников с недостатком интеллекта, различная степень их самостоятельности в труде требует дифференцированного подхода. Это требование нашло некоторое отражение в содержании программы по ручному труду. Имеются в виду различные уровни сложности трудовых заданий при выполнении программных изделий. Вместе с тем в ходе обучения труду младших школьников обязателен индивидуальный подход к учащимся, изучение, наблюдение за успехами и выявление возможностей каждого ученика. Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и еще не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задачи. Особенно важно привить детям интерес к труду в самых различных его формах. На уроках ручного труда имеются возможности для поддержания интереса к труду в течение всех трех лет обучения. Большая роль в формировании интереса к труду принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности и игровой деятельности, давать посильные задания, бережно относиться к детским поделкам.

10 Учащиеся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ ограничены в свободном выборе профессии, поэтому требуется значительная работа по их профессиональной ориентации. Начиная с третьего года обучения можно усилить работу по привитию интереса именно к тем профессиям, обучение по которым организовано в школе, в доступной и элементарной форме раскрыть их важность и привлекательность. На уроках труда в младших классах учителю следует выявлять возможности каждого ученика к обучению той или иной профессии и соответствующим образом ориентировать его. Содержание программы по ручному труду дает учащимся целый ряд элементарных теоретических сведений различного характера. Это способствует развитию познавательных способностей детей с нарушением интеллекта, расширяет круг представлений и понятий о трудовой деятельности взрослых и об окружающей жизни. Особое значение приобретает в этом плане осуществление межпредметных связей. Именно в младшем школьном возрасте необходимо систематически приучать детей применять и использовать на уроках труда общеобразовательные знания. В свою очередь трудовая (конкретно предметная) деятельность способствует более прочному их усвоению. Вся работа должна быть целенаправленна и осуществляться систематически, способствовать развитию самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Урок как основная форма организации учебного процесса, рекомендации по проведению уроков ручного труда Методические рекомендации по организации и проведению занятий по ручному труду В учебном процессе предусмотрено использование двух организационных форм проведения занятий по ручному труду: урока и экскурсии. Основной формой занятий является урок. Урок ручного труда Как правило, в работе с умственно отсталыми учащимися используются уроки комбинированного вида, включающие в свою структуру повторение ранее пройденного, ознакомление с новым материалом и его закрепление, прежде всего в процессе практической работы. Большую часть времени на уроке занимает выполнение практического задания. Расположение учебного материала в программе по ручному труду предполагает постепенное повышение самостоятельности учащихся. Время, отводимое на предъявление новых познавательных сведений, на повторение, упражнения, самостоятельную практическую работу, варьируется в зависимости от конкретных задач урока. Возможно использование различных подходов к определению структуры урока труда, при этом следует обеспечивать взаимосвязь различных этапов, их направленность на решение поставленных учебных

11 задач. Задачам урока должны соответствовать и используемые вопросы, упражнения, текст и движения физкультурных пауз, используемый наглядный материал и т.п. В. Г. Петрова отмечает среди наиболее распространенных следующие схемы урока труда: I.. Организация детского коллектива. 2. Организация рабочего места. 3. Сообщение темы урока. 4. Сообщение познавательных сведений. 5. Ориентировка в задании. 6. Выполнение изделий по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. 7. Оценка качества выполненного изделия. 8. Подведение итогов работы. II.. Организация детского коллектива. 2. Повторение познавательных сведений. 3. Сообщение темы урока. 4. Организация рабочего места. 5. Упражнения по ознакомлению с правильными приемами работы. 6. Ориентировка в задании. 7. Выполнение изделия с планированием ближайшей операции. 8. Отчет о проделанной работе. 9. Оценка качества выполненного изделия. 0.Подведение итогов работы. III.. Организация детского коллектива. 2. Сообщение темы урока. 3. Организация рабочего места. 4. Сообщение познавательных сведений. Лабораторная работа. 5. Ориентировка в задании. 6. Предварительное пооперационное планирование выполнения изделия. 7. Изготовление изделия по намеченному плану. 8. Отчет о проделанной работе. 9. Оценка качества выполненного изделия. 0.Подведение итогов работы. При этом автор отмечает, что предложенные схемы не являются единственно возможными. Отдельные этапы уроков могут заменяться и переставляться. Далее предлагается примерное содержание отдельных этапов уроков. Организация детского коллектива. В работе с умственно отсталыми детьми очень важно уделять особое значение выработке организационных умений и навыков. Она начинается еще до начала урока и заключается в подготовке к нему в выполнении таких

12 действий, как: мытье рук перед началом работы, надевание соответствующей рабочей одежды (фартук, халат, нарукавники). В отдельных случаях дети перед уроком строятся перед кабинетом и входят в него лишь со звонком, занимая свои постоянные рабочие места. Важно также воспитывать у детей привычку ничего не трогать на рабочем месте без разрешения учителя. Сообщение темы урока. Этот этап, являясь весьма непродолжительным ( 3 мин.), выполняет функцию мотивационного звена деятельности. Успешность любой работы с умственно отсталыми учащимися младших классов во многом зависит от того, насколько удалось заинтересовать их намеченным делом. Необходимо привлечь внимание детей к предстоящей работе, показать, что изделие, которое они сегодня будут делать, не только красивое, но и полезное. В отдельных случаях тема предстоящей работы сообщается не в начале урока, а после повторения, например, правил безопасной работы с режущими инструментами. Организация рабочего места. В кабинете ручного труда у каждого обучающегося должно быть определенное рабочее место. Начиная обучение, учитель объясняет и показывает, как его организовать. Он сообщает детям, что инструменты располагаются справа их берут в правую руку во время работы, материалы и приспособления кладут слева их удобнее взять левой рукой (исключение могут составлять обучающиеся с ведущей левой рукой, так называемые леворукие дети). Подкладная доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, коробочка для мусора посередине верхней части стола. В ходе урока также следует напоминать учащимся, что инструменты и материалы следует класть на отведенное место. Вначале учитель помогает школьникам подготовить рабочее место к началу занятий, напоминает правила его организации. В дальнейшем на каждом занятии проверяется порядок на рабочем месте, привлекает к проверке бригадиров, устраивает взаимную проверку рабочих мест между сидящими рядом учащимися. Сообщение и повторение познавательных сведений. Учебной программой определен объем познавательного материала, который должен быть освоен в процессе обучения ручному труду. Это элементарные сведения о свойствах, применении и назначении бумаги и картона, текстильных материалов, пластилина, глины, природных материалов, древесины и т.д. сюда же отнесены сведения о группах инструментов, правила безопасной работы ими, санитарно-гигиенические требования при работе с разными материалами. Познавательные сведения можно сообщать в виде короткого рассказа с обязательной демонстрацией наглядного материала. это могут быть коллекции ниток, тканей, разных сортов бумаги, наборы инструментов, образцы программных и внепрограммных изделий, выполненных учителем или старшеклассниками и т.д.

Ознакомьтесь так же:  Методы профилактики стресса и стрессовых ситуаций

13 В ряде случаев в ходе рассказа или беседы учитель может провести с учащимися короткие лабораторные работы, в ходе выполнения которых ученики узнают некоторые свойства материалов. Например, производя несложные действия, обучающиеся могут установить, что бумага легко рвется, мнется, складывается, режется, впитывает влагу, что древесина ломается, гнется, раскалывается вдоль волокон. Повторение или сообщение сведений, частично знакомых учащимся, целесообразно проводить в виде беседы с использованием элементов игры. Рассказы и беседы должны быть доходчивыми и яркими, содержать профессиональные сведения, занимать короткое время. Ориентировка в задании. На уроках ручного труда учащимся предлагается выполнение изделий по образцу, натуральному предмету, игрушке, рисунку. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению указанных объектов. Это умение развивается у учащихся коррекционной школы при соблюдении определенной последовательности в обучении. Практика показывает, что наиболее эффективным является такой путь: сначала ученики выслушивают и повторяют анализ, данный учителем, затем участвуют в коллективном анализе простого, позже относительно сложного объекта и, наконец, самостоятельно анализируют несложные изделия. При анализе образца следует отмечать такие особенности, как назначение предмета, крупные и мелкие части его, детали этих частей, величину, форму, цвет, материал, места прикрепления деталей. При анализе природного материала учитель должен своими вопросами привлечь внимание детей к тем его свойствам, которые помогут им определить место материала в будущей поделке. Анализ объекта может проходить следующим образом: узнавание и называние природного материала с указанием вида растения; рассматривание внешнего вида выделение тех признаков целого, которые будут использованы в поделке; вычленение частей целого и их признаков, подсказывающих применение материала; установление сходства материала по выделенным признакам с различными частями натуральных предметов. Анализ натурального предмета, муляжа, чучела следует проводить избирательно, т. е. отмечать только те детали и свойства предмета, которые будут иметь место в поделке. Необходимо подчеркнуть, что анализируемый предмет ученики должны рассматривать вблизи, иметь возможность взять в руки, потрогать, рассмотреть со всех сторон. Из урока в урок учитель должен воспитывать привычку правильно готовиться к практической работе. Сначала, отвечая на вопросы учителя, дети перечисляют материалы, инструменты и приспособления, заранее разложенные на их рабочих местах или прикрепленные на предметных картах. В дальнейшем они выполняют это задание с большей самостоятельностью: называют необходимые предметы, затем достают их из

14 конвертов и коробок, лежащих на рабочих местах, отбирают из большого набора только нужные материалы, инструменты и приспособления. Практические задания расположены в программе по степени постепенного усложнения. Следовательно, изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении детьми сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам. Прошлый опыт школьников привлекается в большей мере при планировании хода работы, в ходе практической деятельности, при оценке качества готовых изделий и т.д. Планирование выполнения изделия. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана. В начале обучения целесообразно пользоваться методическим приемом, при котором учитель объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем следует требовать от учащихся определения ближайшей операции. Первую операцию учитель называет сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми с помощью учителя указанного этапа им предлагается назвать следующий («Что будете делать дальше?») и проделать его. Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности. На следующих ступенях школьники учатся составлять план по вопросам учителя. Необходимо подчеркнуть, что вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает затруднение у детей. Чтобы ученики при изготовлении очередного объекта соблюдали правильную последовательность выполнения этого приема, учитель просит рассказать, в каком порядке следует проводить разметку, с помощью каких инструментов. Составленный план повторяется учащимися или записывается на доске. Постепенно ученики подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделиями. Значительную помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных карт, которые составляются на изделия из любого материала. На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, на которой в определенной последовательности прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности. Эти образцы крепятся так, чтобы их

15 можно было снять разглядеть со всех сторон. Помимо этого, на предметной карте могут располагаться материалы, инструменты и приспособления, необходимые для изготовления данного объекта. Можно все компоненты карты крепить на одном планшете, но обязательно в линейном порядке с соблюдением логики выполнения изделия. Целесообразнее пользоваться картой, состоящей из нескольких таблиц, где на каждую прикреплен только один образец незаконченного изделия. Инструменты следует группировать с приспособлениями, а материалы располагать на отдельном планшете. В некоторых случаях инструменты могут прикрепляться под той деталью, для изготовления которой они необходимы. Карта, состоящая из отдельных таблиц, позволяет значительно разнообразить приемы обучения детей планированию. Известно, что умственно отсталые учащиеся не умеют пользоваться наглядными пособиями, если их не обучать этому. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа. Например, спрашивая ученика о ближайшей операции, педагог просит его найти на таблице нужный образец, а затем ответить. В качестве наглядного пособия при составлении плана по вопросам учителя можно использовать также таблицы с записями отдельных пунктов плана, каждая таблица вывешивается учеником на доске как ответ на вопрос учителя. Помимо этого, таблицы можно применять при самостоятельном составлении отвечающими плана ответа. Ознакомительные упражнения. На уроках ручного труда учащиеся осваивают некоторые приемы работы. Основные из них: приемы разметки (нанесение разметочных линий по данным размерам на бумагу и картон, разметка с помощью мерочки, шаблона и линейки), приемы обработки материала (вытягивание, скатывание и сплющивание пластилина, прокалывание отверстий, резание), приемы соединения деталей (соединительные швы, примазывание частей из пластилина, склеивание, соединение деталей с помощью палочек, проволоки), приемы контроля (накладыванием, на глаз, измерение с помощью мерочки или линейки). Обучение правильным приемам начинается с ознакомительных упражнений. Учащиеся узнают о назначении данного приема, рассматривают инструменты, с помощью которых он осуществляется. Далее учитель показывает, как надо выполнять прием. При этом учитель стоит, повернувшись левым плечом к учащимся (вполуоборот, чтобы всем было видно). Показ сопровождается инструкцией, обращается внимание детей на правильную хватку инструмента и материала, на соблюдение определенной позы при работе, на движение рук и инструментов во время действия. Затем учащиеся приступают к упражнениям. Учитель наблюдает, как они выполняют прием. Единичные ошибки он помогает исправить индивидуально. Подметив типичные ошибки в позе, положении рук, в рабочих движениях, педагог останавливает работу, предлагает посмотреть,

16 как работает ученик, допустивший ту или иную типичную ошибку. Отмечая его ошибочные действия, педагог дает нужные указания и повторяет сам показ рационального приема. Следует отметить, что учителю нецелесообразно повторять ошибочные действия детей. За несколько минут, отводимых на ознакомительные упражнения, весьма сложно добиться усвоения детьми показанного приема. Настоящее овладение приемом наступает при изготовлении объекта. Выполнение изделия. На выполнение поделки отводится большая часть времени урока. Как правило, за урок учащиеся успевают изготовить то или иное программное изделие. Тщательно продуманное проведение предыдущих этапов урока в значительной мере способствует успешному осуществлению задания. В первом классе учащиеся выполняют изделие по инструкции учителя, чередующейся с показом приемов работы. Неоднократный фронтальный показ и индивидуальная помощь детям на этом этапе необходимы. Во втором третьем классах учитель постепенно сокращает помощь и подводит школьников к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы ученики придерживались в работе составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы, соблюдали санитарно-гигиенические требования. Предметные карты, которые рекомендуется изготовить для уроков ручного труда, полезны и на этом этапе. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы. Программой предполагается выполнение изделий вначале по образцу, затем по натуральному предмету и игрушке, по рисунку, описанию по представлению и, наконец, по замыслу. Учитель должен помнить, что изготовление поделки по образцу легче, чем, например, по рисунку. Образец (в отличие от рисунка) является хорошим ориентиром при составлении плана и изготовлении объекта. Он сделан из определенных материалов, имеет соответствующую форму и все нужные детали, на нем видны способы и места соединения. Рисунок, изображающий натуральные предметы, только в некоторой мере помогает предварительному планированию и сборке изделия. Ученик видит изображение предмета, который предстоит воссоздать. Но ни материалов, ни способов соединения рисунок не подсказывает. Он отражает лишь общие очертания формы, строение и пропорции предмета. Представление объекта, данного в плоскостном изображении, и воплощение сформировавшегося образа в объемной форме требует достаточно развитого умения ориентироваться в пространстве при выполнении изделия. Следовательно, предлагая детям вместо образца рисунок, учитель повышает сложность работы для них. При введении в третьем классе новых видов труда (работа с древесиной, металлоконструктором) учитель увеличивает помощь учащимся как при сборке изделий, так и при проведении анализа и составлении плана.

17 Словесный отчет. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием, способствует развитию речи. Порядок выполнения некоторых объектов может меняться в процессе практической деятельности в связи с поисками рациональных путей их изготовления и возможностью различной последовательности проведения операций; В данной ситуации словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь осуществления задания. Учитель, сравнив практическую деятельность и отчет о ней, может выяснить, насколько логично действовал школьник, сознательно ли он изменил ход работы. Обучение словесному отчету следует начинать с первого класса. Вначале по окончании работы учитель задает детям отдельные вопросы о том, что они делали на уроке, из чего. Постепенно педагог подводит учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что ты делал на уроке? Из каких материалов? С чего ты начинал работу? Какую деталь выполнял потом? Где прикреплял (руль, колеса)?» и т. д. В дальнейшем учащиеся отчитываются с частичной помощью и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах учеников должны быть правильно названы действия, материалы, точно указаны места прикрепления деталей. Оценка качества готовых изделий. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача воспитать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Начинать эту работу следует с первого урока. Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения оценки. В дальнейшем следует просить детей уточнить качество поделки, указав ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Приглашая учащихся сравнить свое изделие с образцом, учитель помогает им критически рассмотреть результаты своего труда. Важно привлекать детей к. обсуждению качества не только своих работ, но и работ товарищей. В данном случае есть возможность сравнить поделки между собой и с образцом. Оценку детей подтверждает (или не подтверждает) учитель. Подведение итогов является последним этапом урока. Учитель отмечает работу всего класса, хорошо работавших детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает изделия на выставку, дает поручения к следующим урокам. Дежурные собирают законченные и аккуратно подготовленные к хранению работы.

Ознакомьтесь так же:  Синдром дауна трисомия хромосомы 21

18 Требования к урокам ручного труда В Примерной Государственной программе учебный материал распределен по четвертям, что в значительной степени облегчает учителю составление тематического и поурочного планов. При разработке рабочей программы по учебному курсу «Ручной труд» каждый учитель должен составлять тематический план на четверть с учетом возможностей детей класса, наличия соответствующих материалов и географического положения школы. В связи с этим порядок прохождения тем в плане учителя может отличаться от порядка, предлагаемого Примерной программой. Могут заменяться объекты работ, особенно из природного материала. Однако при перестановке тем учителю следует учитывать уровень трудности вида труда и выполнения отдельных объектов. В учебнотематическом плане указывается вид труда, количество часов, перечисляются объекты работы, намечаются лабораторные работы и экскурсии, наглядные пособия. Составляя таким образом план, учитель на целую четверть продумывает работу и ясно представляет, что ему заранее нужно сделать (заказать некоторые материалы в школьных мастерских, приобрести нужные инструменты и материалы, подготовить пособия). На каждый урок учитель должен иметь план, основные пункты которого рассмотрены ранее. Тема и задачи каждого урока определяются по программе. От правильной постановки задач зависит эффективность урока, его насыщенность. В конспекте также необходимо выделять работу со слабыми учащимися: перечислить вопросы, индивидуальные задания, наметить приспособления, помогающие детям выполнять работу. К уроку ручного труда предъявляется ряд требований: урок должен быть четко спланирован, чтобы с максимальной пользой использовать время, отведенное на занятия; большая часть его должна отводиться практической работе, трудовым действиям; урок должен быть оснащен хорошими наглядными пособиями и образцами, а инструменты должны быть исправны и надежны, материалы доброкачественны; материалы, инструменты и приспособления, необходимые учащимся, следует положить на рабочие места перед началом урока; в классе целесообразно выбрать двух бригадиров, которые раскладывают необходимое оборудование на рабочие места, участвуют в заготовке некоторых материалов под руководством учителя. Рекомендации по проведению уроков ручного труда При планировании уроков, необходимо опираться на выделенные Г.М. Дульневым умственные действия, которые входят «в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях, в частности:. В умении пользоваться различного рода инструкциями (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы и модели изделий и т.п.)

19 2. В умении спланировать порядок рабочих операций, иначе говоря, определить технологический процесс изготовления изделия. 3. В умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления. 4. В умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный; опосредованный — с помощью контрольных инструментов). 5. В умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т.п.) Проявление этих практических умений невозможно без системной коррекционной работы, способствующей развитию обучаемых труду. При формировании знаний необходимо также различать понятия, сопутствующие данному процессу.. Готовность учащихся к усвоению знаний включает длительную и временную готовность. Первая характеризуется уровнем развития приемов познавательной деятельности, наличием в памяти учащихся опорных знаний, с которыми может быть связан новый материал, положительным отношением школьников к познавательной деятельности. Временная готовность означает мобилизацию психофизических систем человека, обеспечивающую эффективные выполнения учебных действий в данный момент. 2. Актуализация опорных знаний — организация учебной деятельности, направленная на повышение уровня запоминания учебного материала, важным фактором которой является повторение. 3. Усвоение знаний предполагает установление ассоциативных связей, использование приемов, обеспечивающих осмысленное запоминание. Понимание нового материала означает нахождение ему «места» в системе ранее сложившихся связей. Объяснение учителя без учета имеющихся у учащихся знаний приводит к непониманию ими новой информации. В процессе усвоения нового материала идет усвоение понятий как формы знаний, в которых отображается единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятия одновременно выступают и как формы отражения материального объекта, и как средства его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие. Поэтапное формирование знаний — способ организации усвоения знаний, лежащих в основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Оно включает активизацию ориентировочных действий, использование схематической наглядности и определенной этапности действий учащихся. 4. Закрепление знаний после объяснения (на заключительном этапе урока) и при завершении учебной темы. Закрепление знаний также обеспечивается расположением «по спирали» изучаемого материала в учебных программах.

20 5. Обобщение знаний — отражение в сознании обоих признаков предметов и явлений действительности. Сравнение предметов некоторой группы позволяет выделить и обозначить словом их общие свойства. Обобщение обогащает личный опыт человека, способствует усвоению знаний..5. Экскурсии как особая форма проведения урока. Экскурсии. Программой по ручному труду в специальной коррекционной школе предусматривается проведение нескольких экскурсий в природу и в школьные мастерские. Эти экскурсии, как правило, проводятся в начале изучения темы и служат для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала. Экскурсии в природу проводятся с целью накопления знаний учащихся о природе и сбора материала для изготовления поделок. Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о той или иной профессии, получаемой учащимися старших классов в этой школе. Подготовительная работа. Успешность проведения экскурсий во многом зависит от правильной их организации. В первую очередь учитель сам должен посетить место проведения экскурсии. В парке или в лесу он должен посмотреть, какие птицы и насекомые там встречаются, какие растут травянистые растения, деревья и кустарники, какие плоды можно здесь собрать. Это предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для детей. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель намечает, что он покажет ученикам, в какой последовательности, на чем сосредоточит главное внимание, что пропустит, обойдет молчанием. Одновременно учитель решает, кто будет давать пояснения он сам или кто-либо из местных работников (почты, стройки). Дети любят слушать рассказы труженников об их труде. Такие рассказы должны быть направлены и в какой-то мере подготовлены учителем. Однако учитель должен быть всегда готов в ходе экскурсии дополнить, уточнить или направить такого рода рассказ. Некоторые вопросы должны быть сразу же пояснены преподавателем, либо дополнительно разъяснены им в классе, если рассказ работника предприятия (учреждения) окажется в чем-либо трудным или непонятным для детей. Выяснив, кто будет давать пояснения, учитель может приступить к составлению подробного плана экскурсии, в котором четко наметит ее содержание, коррекционную и воспитательную работу, а также пути использования полученных сведений в работе учащихся на различных уроках. В подготовку к экскурсии входит также предварительная беседа с детьми о целях и задачах экскурсии и организация детского коллектива. Во время беседы учитель напоминает детям правила поведения на улице, в строю, назначает направляющих и замыкающих, указывает, в какой очередности дети будут подходить для осмотра к тому или иному предмету.

21 Следующий момент подготовительной работы выбор маршрута, а если это требуется, и средств транспорта. Выбирая маршрут, нужно заботиться не только о том, чтобы он был удобен и неутомителен, но также и о том, чтобы было возможно использовать время передвижения к месту экскурсии для дальнейшего ознакомления детей со своим населенным пунктом. Поэтому, готовясь к каждой экскурсии, нужно позаботиться о выборе нового, интересного маршрута. Наконец, нужно договориться со своими будущими помощниками родителями, воспитателями группы продленного дня, специалистами определить их роль в проведении экскурсии. Перед посещением мастерской детьми учитель тоже должен там предварительно побывать, побеседовать с преподавателями труда о том, что он хочет показать ученикам, какие сведения им сообщить. Каждую экскурсию следует предварять беседой с учащимися о ее теме и целях. Так, в первом классе перед посещением парка учитель знакомит детей с несколькими поделками из природного материала, помогает им узнать, кого изображают фигурки, определить материал, из которого они сделаны. Затем он рассказывает учащимся, что следует собирать в парке и для каких целей. Помимо этого, перед экскурсией необходимо давать инструкцию о правилах сбора природного материала. Эта инструкция неоднократно повторяется и в ходе экскурсии непосредственно перед сбором того или иного материала, так как первоклассники не могут удерживать в памяти задание и часто действуют неадекватно ему. Также важно заранее подготовить необходимый инвентарь (коробки, бумагу и т. д.) и распределить его между ответственными, назначенными перед экскурсией. Проведение экскурсии. Во время экскурсии нужно соблюдать меру в пояснениях и рассказах. От слишком длинных рассказов умственно отсталые дети быстро устают, начинают отвлекаться и нарушать дисциплину. Чтобы этого не произошло, нужно все время чередовать рассказ учителя, самостоятельные наблюдения детей, рассказ рабочего, наблюдения учащихся по заданию учителя и игровые или занимательные моменты. Обязательно нужно выделить время для того, чтобы дети могли понаблюдать за действием машины, за работой механика, почтальона, каменщика. При этом нужно обратить внимание на то, как много человеческого ума, выдумки, смекалки вложено в создание машин. Кроме того, нужно подчеркнуть, что труд рабочего любой профессии требует много различных знаний, большого внимания и организованности. Каждую экскурсию следует проводить точно по составленному плану. Нужно с самого начала заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель поэтому сам должен быть активен, рассказывать эмоционально и доступно.

22 В зависимости от времени и места проведения экскурсии объем заданий, их количество и последовательность могут быть различными. В первом классе целесообразно поручать всем детям сбор частей одного растения и его плодов, а во втором третьем классах сбор материалов следует распределять между группами детей. Рассматривание окружающей природы и выполнение заданий должны чередоваться с отдыхом и играми. По окончании сбора материалов необходимо провести их сортировку, привлекая учащихся к обсуждению годности того или иного материала. Завершается экскурсия приходом в школу, где проводится короткая заключительная беседа, убираются инвентарь и материалы. 2. Психолого-педагогические особенности личности и рудовой деятельности умственно отсталых школьников и их учет в процессе трудовой деятельности 2.. Психолого-педагогическая характеристика личности и трудовой деятельности умственно отсталого школьника Проводя занятия с учебно-трудовой группой, учитель обычно имеет некоторое представление об индивидуальных особенностях школьников в процессе усвоения учебного материала, но задача достаточно полного их изучения в большинстве случаев специально не решается. Вопрос о том, почему у одних школьников чаще, чем у других, возникают ошибки в работе, или наблюдается более низкий темп трудовых действий, или снижено отношение к труду, нередко остается без обоснованного ответа. Еще в начале 50-х гг. задача изучения учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы была сформулирована известным психологом Л. В. Занковым: «Для того чтобы правильно осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, очень важно раскрыть его положительные возможности, установить причины тех трудностей, которые возникают у того или иного учащегося в овладении школьными знаниями и навыками, те недочеты, на преодоление которых должны быть направлены усилия учителя, а также своевременно заметить те изменения, которые наступают в процессе воспитания и обучения школьников, проследить за развитием» (О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы, 953, с. 3 4). Таким образом, изучение индивидуальных особенностей процесса учения школьника включает выявление его положительных и отрицательных свойств, а также динамики их изменения. К этому необходимо добавить требование всесторонности изучения, так как на основе даже очень глубокого анализа лишь некоторых особенностей ребенка нельзя получить правильный вывод о его потенциальных способностях в данном виде деятельности. О педагогическом изучении учащихся вспомогательной школы. Л. В. Занков М.: Просвещение, 953. с. 3-4.

About the Author: admin