Психологический стресс может быть вызван следующими факторами

Что такое психологический стресс

Психологический стресс – это определённая защитная реакция организма на различные провоцирующие факторы. Стресс возникает при сильном эмоциональном всплеске, под влиянием собственных мыслей о тех или иных событиях, страха, при психологическом потрясении и др. Это состояние сопровождаются определёнными физиологическими процессами, которые приводят к развитию различных патологий в организме. Это опасное состояние, которое способно принимать хроническую форму, может крайне негативно сказаться на состоянии здоровья человека.

Причины возникновения стресса

Стресс способен возникать в результате уже свершившихся событий, которые влияют на человека, или в результате вероятных событий, о которых постоянно думает человек или боится наступления этих событий.

Психологический стресс может быть вызван следующими факторами:

  • психическая травма;
  • невозможность принятия важного решения из-за недостатка информации или боязни последствий;
  • переживания за близкого человека;
  • расставание с любимым человеком;
  • невозможность достижения желаемого, зависть;
  • перенесение психологического нападения или насилия и др.

Человек постоянно мысленно возвращается к переживанию стрессового события или к мыслям о возможном наступлении тех или иных событий, что вызывает повторное развитие стресса. В результате возникает состояние постоянного, хронического стресса, что чревато серьёзными последствиями. Если человек самостоятельно неспособен избавиться от психологического стресса, то необходима помощь специалиста.

Классификация

Существуют различные виды стресса, психологический стресс является лишь одним из наиболее распространённых видов. Психологический стресс можно разделить на:

  • информационный – проявляется при недостаточности информации у человека, при принятии им какого-то серьёзного решения; также этот вид стресса способен развиваться, если поступает избыточное количество информации, а человек неспособен её переварить;
  • эмоциональный стресс является наиболее распространённым явлением; эта разновидность стресса развивается при возникновении эмоциональных переживаний различного рода, при длительном нервном перенапряжении, сложностях на работе, а также при психическом давлении.

При устранении стрессового состояния необходимо учитывать причину появления патологии.

Проявления стресса

Диагностировать у себя стресс человек может самостоятельно по наличию определённых признаков. Человек становится нервным, раздражительным, даже несколько агрессивным. Наблюдается быстрая утомляемость, повышенная возбудимость.

У человека резко снижается способность к концентрации внимания, принятию решений, наблюдаются нарушения памяти. Возникают ощущение одиночества, тревога, пессимизм, депрессия, которая способна сопровождаться даже суицидальными мыслями.

Физиологическими проявлениями стресса являются нарушение сна, потеря аппетита или, наоборот, переедание, боли различного характера, мышечные напряжения, нарушения работы пищеварительного тракта, кожные высыпания на теле и др. Клиническая картина довольно разнообразна. Пути выхода из стресса можно поискать самостоятельно, но если положительных результатов не удалось добиться, то необходим комплексный подход с участием специалистов.

Лечение стресса

Выяснение причин, вызвавших стрессовое состояние, позволит предупредить дальнейшее негативное воздействие стресса на организм. Освоение различных техник релаксации позволит человеку снизить влияние стрессовых событий и предупредить развитие хронической формы патологии.

Как восстановиться после стресса, также необходимо знать каждому человеку. К эффективным методам восстановления и релаксации относятся:

  • массаж (в особенности воротниковой зоны, которая подвержена наибольшему влиянию);
  • ароматерапия – различные масла для массажа могут оказывать расслабляющий, антидепрессивный эффект или стимулировать и тонизировать человека;
  • дыхательная гимнастика, занятия йогой оказывают расслабляющее и умиротворяющее влияние на организм;
  • прослушивание музыки для релаксации;
  • занятие физической активностью (например, плаванием или бегом);
  • правильное сбалансированное питание с включением всех необходимых веществ;
  • соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон.

Это стандартные методики релаксации. Но психотерапия и медикаментозное лечение также могут применяться. Это необходимо при запущенных формах патологии.

Главная > Задача >Психология

Стресс в повседневной жизни.

Утром, днем, вечером, ночью. Дома, на улице, в транспорте – где бы то ни было. Всегда и везде человек может находиться под воздействием стресса. Ведь что такое стресс? Это один из видов эмоционального состояния, характеризующийся повышенной физической и психической активностью. По сути, стресс уже давно стал неотъемлемой частью человеческого существования. Его незначительные проявления неизбежны и безвредны. Однако при чрезмерном стрессе возникают проблемы, как у самого индивида, так и у его окружения. Задача современного человека – научиться распознавать симптомы стресса, вовремя блокировать его развитие. Для эффективной борьбы с вредоносным состоянием стресса, необходимы:

— внятное понимание природы стресса и стадий его развития;

— отчетливое представление о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации:

— готовность к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

О том, что такое стресс, каковы его причины и последствия, т.е. о теории стресса и пойдет речь в данном реферате.

2.1. Стресс и стрессовые ситуации.

Стресс (от stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах Г.Селье первоначально использовал для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие «общего адаптационного синдрома». Термин «стресс» Г.Селье начал использовать в своих работах позднее.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса»

Ганс Селье, «Стресс жизни» /Schkade J.K., Schultz S., Occupational adaptation in perspectives. Ch. 7 in: Perspectives in Human Occupation: Participation in Life, By P. Kramer, J. Hinojosa, Ch. Brasic Royeen (eds), Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore, MD, 2003, 181—221./

Таким образом, термин «стресс» стали использовать для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Что может спровоцировать стресс? Логичный ответ на данный вопрос — стрессовая ситуация. Все мы знаем, что это такая ситуация, которая может нас взволновать — какое-то очень радостное событие или, наоборот, что-то привносящее в нашу жизнь негативные эмоции. Основной источник отрицательных эмоций — конфликт. Однако, следует отметить, что выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, которую содержит в себе ситуация (ожидание опасных последствий).

Иначе говоря, ситуация становится стрессогенной, если одновременно соблюдаются два условия:

1. Существует несогласие с чем-то, постоянно происходящим в окружающей среде. Это «что-то» называется стресс-фактором. Он должен иметь хронический характер и казаться бесконечным. Степень же несогласия с происходящим есть величина или сила стресс-фактора.

2) Отсутствие возможности у человека прервать непринимаемое им происходящее как в настоящем, так и в обозримом будущем.

Стрессогенную ситуацию определяют еще через понятие отрицательной потребности. Любая потребность имеет определенную вероятность ее удовлетворения. Человек эту вероятность удовлетворения/неудовлетворения своей потребности корректирует — увеличивает или уменьшает. Величина энергии, которую человек готов потратить на то, чтобы его положительная потребность реализовалась и аналогично, его отрицательная потребность не реализовалась, говорит о величине положительной , соответственно отрицательной, потребности.

С введением понятий положительной и отрицательной потребностей, стало возможным определение величины испытываемых человеком чувств удовольствия-неудовольствия. Например, в 60-е годы физиолог Симонов П.В. Предложил следующую формулу эмоции (точнее — неудовольствия):

Ии- информация, имеющаяся у человека, по удовлетворению данной потребности,

Ин- информация, необходимая человеку для удовлетворения данной потребности.

Следует отметить, что, по мнению Симонова, эмоция является стражем основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, то происходит эмоциональное напряжение, которое уже способствует развитию невроза. Отсюда и «односторонность» формулы эмоции: эмоция как чувство неудовольствия.

Для более детального понимания стрессогенной ситуации, требуется также разграничение таких понятий как «эмоциональное возбуждение» и эмоциональное напряжение». Очень часто данные понятия путают. Напомним, что эмоциональное возбуждение — это резкое увеличение производства энергии в ситуации, когда обычная деятельность меняется на более энергопотребляемую. Человек в состоянии эмоционального возбуждения обычно чувствует себя более сильным, могущественным, а поэтому к этому состоянию он часто стремится.

Эмоциональное напряжение — это также резкое увеличение производства энергии, но в проблемной ситуации, когда потребление энергии практически не меняется. Человек в ней хоть и ищет выход, но не находит его, и не видит объект приложения своей энергии. Лишняя энергия затрудняет внутреннюю регуляцию поведения, грозит возросшей вероятностью совершения нерационального, вредного для личности, действия. Поэтому эмоциональное напряжение человек оценивает как невыносимое состояние, которое необходимо прекратить любой ценой и как можно скорее.

Итак, стресс может быть вызван как положительными эмоциями и событиями, так и отрицательными, а само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов – от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

2.2. Фазы развития стресса.

Мы выяснили, что при стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются и элементы напряжения. Многочисленные исследования Г.Селье и его сподвижников подтверждают также, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний. Экспериментально была доказана универсальность сопровождающей стресс «триады изменений»:

— уменьшение тимуса (иначе вилочковой железы, которая синтезирует биологически активные вещества, регулирующие иммунитет),

— увеличение коры надпочечников,

— появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта.

Понятно, что стресс – это состояние организма человека, характеризующееся протяженностью во времени и характерными изменениями в нервно-эндокринном функционировании.

Г.Селье выделил 3 стадии развития стресса:

реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены);

стадия сопротивляемости (позволяет организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями);

стадия истощения (наступает, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям).

Во время первых двух фаз стресса (тревоги и резистентности) происходит мобилизация многих физиологических систем, вследствие чего сопротивляемость организма к вредным воздействиям возрастает. Поэтому, можно сказать, что стресс в целом явление позитивное. НО: если вовремя не остановиться, стресс может превратиться в «дистресс». Поясним.

В широком смысле стадии Г.Селье характерны для любого адаптационного процесса. На первой стадии организм подает предупредительные сигналы «нарушения равновесия» и провоцирует мобилизацию защитных ресурсов. Если действие стрессора не прекращается, наступает вторая стадия борьбы – срабатывание приспособительных механизмов организма к стресс-фактору. Сравним это с «перетягиванием каната» или удержанием равновесия чаш весов, где с одной стороны – стресс-фактор, а с другой – «приспособительный механизм», уравновешивающий силу стрессора. Вторая стадия может длиться очень долго, так как существует возможность «вырабатывания» нового уровня равновесий внутренней среды организма. Однако, когда резервные, приспособительные возможности систем внутренних равновесий исчерпаны, наступает третья стадия, ведущая к истощению. «Внутренние датчики» организма предупредят, что резервы исчерпаны и следует отступить. И вот в этом случае, если продолжать борьбу со стресс-фактором, развивается «дистресс» — у человека не хватает сил, появляется истощение. Одной из характерных особенностей дистресса является переутомление.

Сегодня уже доказано, что состояние стресса – не болезнь. Стресс помогает поддерживать активность всех систем организма, не позволяет им «заснуть», т.е. атрофироваться. Однако же, необходимо уметь поддерживать ПРАВИЛЬНЫЙ уровень стресса. А слово «дистресс» Г.Селье предложил для того, чтобы разделить неблагоприятное развитие последствий стрессовой ситуации от обычного, т.е. нормального.

Существует и несколько иной взгляд на три этапа развития стресса. Однако, данную интерпретацию, скорее всего, можно назвать этапами развития уже дистресса.

1 этап — этап роста эмоционального напряжения. Начинается он с появления стресс-фактора. Чем сильнее стресс-фактор, тем интенсивнее по времени и силе рост эмоционального напряжения.

2 этап – этап стабилизации эмоционального напряжения. На этом этапе рост эмоционального напряжения прекратился, но оно держится на достигнутом уровне. Чем слабее стресс-фактор, тем более длительным может быть второй этап, в течение которого эмоциональное напряжение может снова возрасти в связи с усилением старого стресс-фактора или появлением нового, когда личность как бы снова возвращается на первый этап. Чем сильнее стресс-фактор и чем выше уровень эмоционального напряжения, тем второй этап короче по времени.

3 этап – начинается с психогенного заболевания. При отсутствии психотерапевтического вмешательства он, как правило, заканчивается летальным исходом, ибо другие виды лечения особых результатов не имеют. Что именно у человека заболит в первую очередь, зависит от особенностей организма. Все начинается с самого слабого места. Для кого-то «ахиллесовой пятой» является сердечнососудистая система, для кого-то – пищеварительная, дыхательная или нервная.

Ознакомьтесь так же:  Густые сопли в горле

2.3. Классификации стрессов.

Различают стресс острый, хронический, физический, эмоциональный, социальный, и проч. На самом деле существует множество всевозможных классификаций стресса. Принципы классификаций стресса могут быть различными:

анализ факторов и условий, приводящих к стрессу;

учет интенсивности воздействий стресса на человека;

анализ поведения индивида в состоянии стресса;

анализ ответных реакций при стрессе;

анализ роли эмоционального фактора в состоянии напряженности;

другие принципы классификаций.

Самая распространенная классификация стрессов — в зависимости от вида стрессора и характера его влияния:

(1) физиологический стресс — возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.);

Психологический стресс

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

сайт ДВГМУ

Рекомендации по изучению дисциплины

Рекомендации для: Клиническая психология (бакалавриат), семестр 05. Психология экстремальных ситуаций и состояний

Цель курса: дать знания: о специфике оказания экстренной психологической помощи в условиях экстремальных ситуаций; об особенностях протекания острых реакций на стресс, этапах переживания горя и утраты, механизмах формирования и профилактики образования массовых негативных реакций в условиях ЧС; освоить навыки оказания психологической помощи лицам в экстремальных ситуациях и состояниях.

— усвоение основных представлений об экстренной психологической помощи;

— усвоение знаний о механизмах возникновения и протекания стресса у человека в экстремальных ситуациях;

— знание острых стрессовых реакций и психологической работы с ними;

— выработка навыков общения, анализа суицидального риска и поиска ресурса при работе с суицидентом;

— усвоение представлений о механизмах возникновения негативных массовых реакций при массовом скоплении людей, профилактики возникновения толпы;

— усвоение представлений о этапах и специфике проживания горя взрослыми и детьми в норме и патологии;

— усвоение представлений о механизмах возникновения и симптоматике посттравматического стрессового расстройства и психологической работе с лицами имеющими ПТСР.

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (шестого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать в учреждениях здравоохранения, министерства образования, министерства труда и социальной защиты, а также в учреждениях экстремального профиля. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере психологии экстремальных ситуаций и состояний, а также дает необходимые знания для оказания экстренной психологической помощи и психологического сопровождения лиц с последствиями нахождения в экстремальных условиях.

Главный показатель освоения содержания курса: умение правильно планировать деятельность в условиях ЧС, грамотно подбирать необходимые средства для оказания психологической помощи в зависимости от вида острой стрессовой реакции человека на экстремальную ситуацию, разрабатывать программу психологического сопровождения лиц с ПТСР в зависимости он наблюдающейся симптоматики.

Технология проведения занятий включает лекционные занятия, направленные на изучение теоретико-методологических основ экстремальной психологии, семинарских и практических занятий направленных на освоение студентами методов и приемов психологической помощи в области изучаемой дисциплины.

Примерные тестовые задания к зачету:

1. С остояние пострадавших в ЧС характеризуется:

1) частичной или полной утратой способности к целенаправленной деятельности

2) частичной или полной оптимизацией коммуникативных способностей

3) частичной или полной утратой способности вступать в контакт с окружающими

4) нарушением способности к планированию собственных действий

5) сужением временной перспективы

6) утратой способности удовлетворять свои витальные потребности

7) частичной или полной утратой способности к критической оценке окружающего и своего поведения

8) расширением временной перспективы

9) частичной или полной мобилизацией организаторских способностей

10) высокой вероятностью возникновения эмоционального заражения групп пострадавших

2. К факторам риска, характеризующим ЧС, относятся:

2) особенности информационного обеспечения

4) демографические, этнические особенности населения региона

5) внезапность возникновения

7) подготовленность к ЧС

8) этап развития ЧС

3. К факторам риска, характеризующим личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших, относятся:

1) соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших

2) подготовленность к ЧС

3) длительность ЧС

4) индивидуально-психологические особенности

5) личностный смысл трагического события

6) особенности информационного обеспечения

7) «коллективное поведение»

8) демографические, этнические особенности населения региона

9) этап развития ЧС

4. Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование — это:

5. Общеупотребительный термин, который используют для определения всех типов факторов, вызывающих стресс:

6. Установите правильную последовательность стадий общего адаптационного синдрома (Г. Селье):

1) сопротивление, истощение, тревога

2) тревога, истощение, сопротивление

3) тревога, сопротивление, истощение

4) истощение сопротивление, тревога

7. К видам стресса относятся

8. Психологический стресс может быть вызван следующими факторами:

1) информационные перегрузки

2) конфликтная ситуация

3) собственная свадьба

4) физические нагрузки

5) рождение ребенка

9. Физиологический стресс может быть вызван следующими факторами:

1) болевые воздействия;

4) конфликтная ситуация

5) физические нагрузки

10. К категориям стресса относятся:

1) накопленный (постоянный) стресс;

2) мимолетный стресс;

3) продолженный стресс;

4) острый стресс

11. К субсиндромам (проявлениям) стресса относятся:

12. Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма:

13. Стресс, при котором мобилизуются внутренние ресурсы организма и активизируются психические процессы:

14. Стресс, возникающий в ситуации угрозы собственной жизни или жизни других людей, угрозы физической целостности, с одновременным присутствием ощущения страха и беспомощности, это:

1) профессиональный стресс

2) экологический стресс

3) семейный стресс

4) травматический стресс

15. К методам и приемам саморегуляции относятся:

1) управление дыханием

3) управление вниманием

5) принятие алкоголя

6) управление мышечным тонусом

7) принятие успокоительных препаратов

8) идеомоторная тренировка

9) аутогенная тренировка

16. Экстренная психологическая помощь — это:

1) комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности лиц, пострадавших в чрезвычайном событии

2) система долгосрочных мероприятий, направленных на снятие эмоционального напряжения у пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является профилактика неблагоприятных массовых явлений;

3) система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является регуляция актуального психического состояния при помощи профессиональных психологических методов

17. К основным характеристикам правильного построения речи при общении с пострадавшим относятся:

1) отслеживание темпа речи, громкости речи, интонации;

2) построение речи в побудительном наклонении;

3) использование в речи максимально полных, содержательных фраз, исключающих любое недопонимание

4) поиск психологического ресурса для пострадавшего

5) запрет на обещания

6) использование в речи четких, коротких фраз

7) использование таких выражений, как: «не волнуйтесь», «не нервничайте»

18. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда необходимо:

Ознакомьтесь так же:  Аизахаров Психотерапия неврозов у детей и подростков

1) получить объяснения той или иной ситуации

2) узнать как можно больше информации о человеке;

3) получить развернутый ответ на вопрос

4) ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности

19. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда необходимо:

1) подтвердить ранее достигнутую договоренность

2) ускорить получение согласия;

3) узнать как можно больше информации

4) получить быстрый однозначный ответ

20. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:

21. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:

22. Раппорт достигается подстройкой:

23. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:

1) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети

2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете

3) Не переживайте, вы ведь нашли его

4) Меня зовут …, я спасатель, чем вам помочь?

24. При поиске психологического ресурса необходимо учитывать несколько факторов:

1) на разных этапах общения возможно нахождение различных психологических ресурсов

2) психологический ресурс — это решение проблемы человека

3) найденный психологический ресурс должен быть адекватен для данного человека и для данной ситуации

4) психологический ресурс универсален для различных ситуаций и людей

25. Быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности — это:

1) посттравматическое стрессовое расстройство

2) реакции и расстройства психотического уровня

3) острая стрессовая реакция

4) невротические реакции и расстройства

26. Ключевые моменты при оказании экстренной психологической помощи человеку с острыми стрессовыми реакциями:

1) не оставлять человека одного

2) дать ощущение большей безопасности;

3) оградить от посторонних зрителей

4) оставить человека одного наедине с его переживаниями

5) создать ощущение того, что человек не остался один на один со своей бедой

6) употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией

7) подбадривать пострадавшего фразами о том, что всё

8) постараться свести реакцию к плачу

9) окружить пострадавшего большим количеством внимания, собрав вокруг него толпу

27. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией нервной дрожи:

1) не беспокоить человека, это состояние позволит ему восстановить силы

2) попросить пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10-15 секунд, а затем резко расслабить

3) внезапно потрясти за плечи в течение 1 минуты;

4) плотно укутать пострадавшего теплым пледом, сказать, чтобы держал себя в руках

28. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией апатии:

1)дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

2) дать пострадавшему возможность отдохнуть;

3) предложить пострадавшему занятие, связанное с умеренной физической нагрузкой, если нет возможности дать ему отдохнуть

4) разговаривать с пострадавшим, задавая вопросы открытого типа

5) дать пострадавшему стакан сладкого крепкого чая

6) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 10-15 сек.

29. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией двигательного возбуждения:

1) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 10-15 сек.

2) привлечь внимание пострадавшего

3) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

4) по возможности удалить пострадавшего от окружающих

5) говорить с пострадавшим спокойным голосом, не спорить

6) обсудить с пострадавшим дальнейшие перспективы

30. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с истероидной реакцией:

1) удалить зрителей и замкнуть внимание на себя, создать спокойную обстановку

2) дать пострадавшему возможность побыть наедине с самим собой

3) внимательно слушать пострадавшего, используя приемы активного слушания

4) говорить с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном;

5) по окончании реакции — дать возможность пострадавшему отдохнуть

6) после реакции — передать для наблюдения другим специалистам

31. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией агрессии:

1) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его эмоциями

2) сохранять эмоциональную устойчивость, говорить с пострадавшим спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи

3) свести к минимуму количество окружающих

4) дать возможность «выпустить пар»;

5) поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

6) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 1 минуты

7) в случае необходимости привлечь сотрудников правоохранительных органов

32. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией ступора:

1) взять за плечи и сильно потрясти в течение 10-15 секунд;

2) при возможности немедленно доставить пострадавшего к медикам;

3) не беспокоить человека, это состояние позволит ему восстановить силы

4) поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

5) если нет возможности передать пострадавшего медикам, постараться вывести его из оцепенения, добиться от него любой реакции

6) уложить пострадавшего отдохнуть, накрыть теплым пледом

33. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией страха:

1) не оставлять пострадавшего одного

2) дать пострадавшему возможность выговориться, используя основные приемы конструктивного общения

3) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

4) дать пострадавшему ощущение безопасности, при необходимости давать достоверную информацию

5) убедить человека, что его страх неоправданный

6) если страх у пострадавшего очень силен, предложить ему задержать дыхание, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании

34. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией плача:

1) не оставлять пострадавшего одного

2) поддерживать физический контакт с пострадавшим

3) поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой

4) применять приемы «активного слушания»

5) спровоцировать реакцию плача и дать возможность выплакаться;

6) вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, совершив неожиданное действие

7) если реакция плача затянулась — предложить человеку выпить стакан воды, сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании

35. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются резкие движения, бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

36. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

37. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

38. Виды суицида:

39. Основными личностными смыслами обращения к суициду являются:

1) призыв о помощи

4) плохое физическое самочувствие (головная боль и т.п.)

5) избегание (наказания или страданий)

7) отказ от существования

8) реализация какой-либо давней мечты

40. Основными этапами оказания экстренной психологической помощи при попытке суицида, являются:

1) сбор информации

2) демонстрация бессмысленности поступка суицидента на фоне сравнения его проблемы с проблемами других людей

3) оценка летальности

4) использование приемов присоединения к суициденту

5) поиск психологического ресурса для суицидента

6) подбадривание суицидента фразами о том, что всё

41. Факторы, препятствующие совершению суицида:

1) эмоциональная привязанность к значимым близким;

2) наличие эстетических критериев — нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти;

3) боязнь физического страдания;

4) представления о греховности и позорности самоубийства

5) слабый тип нервной системы

6) поддержка семьи и друзей

7) выраженное чувство долга: обязанности по отношению к собственным детям, родителям, близким, профессиональный долг

8) наличие опыта совладания с проблемами

9) стремление к уединению

10) наличие разнообразных жизненных, творческих деловых, семейных и др. планов и замыслов

42. Человек стоит на крыше здания и говорит, что сбросится, так как нет смысла в его жизни (безопасно снять с крыши возможности нет). Ваши действия:

1) не предпринимать никаких действий до приезда медиков;

2) собрать необходимую информацию

3) оценить риск летальности

4) использовать приемы присоединения;

5) помочь найти психологический ресурс для пострадавшего

6) посоветовать суициденту спуститься с крыши

43. Острые стрессовые реакции возникают:

1) сразу после травматического события и могут продолжаться до нескольких дней;

2) в течение нескольких лет после произошедшего травматического события;

3) в течение нескольких месяцев после произошедшего травматического события

44. Для снижения вероятности возникновения действующей толпы, необходимо применять следующие профилактические меры:

1) организованная информационно-психологическая поддержка

2) разделение больших групп пострадавших в пространстве или по времени

3) использование аромотерапии (успокаивающих ароматов)

4) вовлечение людей в активные действия

5) в помещении, ограниченном пространстве — предусмотреть отдельный вход и выходы, возможность открытия дополнительных выходов в случае необходимости

6) переориентация людей на несколько объектов для разделения на малые группы

7) по возможности использование соответствующей музыки

45. Толпа людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности, называется:

46. К основным приемам управления толпой, используемым правоохранительными органами, относятся:

1) использование брандспойта;

2) использование ритма

3) переключение внимания на другой объект

4) логическая аргументация

5) изоляция лидеров толпы

6) использование приемов присоединения

47. ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) — это:

неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование

расстройство, возникающее в ситуации угрозы собственной жизни или жизни других людей, угрозы физической целостности, с одновременным присутствием страха и беспомощности

специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности

выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности

48. Невозможность вспомнить детали происшедшего события, чувство отстраненности, отчужденности от других людей, уклонение от мыслей, чувств и деятельности, связанных с происшедшим событием, потеря доступа к ресурсам прошлого, обеднение чувств, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

1) повышенной возбудимости;

2) повторного переживания;

49. Навязчивые, негативные воспоминания о событии, связанные с событием сны, переживание нового стресса при событиях, напоминающих или символизирующих пережитую травму, внезапные поступки и чувства, как если бы пережитое событие происходило сейчас, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

1) повышенной возбудимости;

3) повторного переживания

50. Раздражительность, наличие взрывных реакций, любые нарушения сна, трудности концентрации внимания, депрессивные состояния, сверхбдительность, связанная с отсутствием чувства безопасности, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

2) повторного переживания;

3) повышенной возбудимости

1. Быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности — это:

1) посттравматическое стрессовое расстройство

2) реакции и расстройства психотического уровня

3) острая стрессовая реакция

4) невротические реакции и расстройства

2. Ключевые моменты при оказании экстренной психологической помощи человеку с острыми стрессовыми реакциями:

1) не оставлять человека одного

2) дать ощущение большей безопасности;

3) оградить от посторонних зрителей

4) оставить человека одного наедине с его переживаниями

5) создать ощущение того, что человек не остался один на один со своей бедой

6) употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией

7) подбадривать пострадавшего фразами о том, что всё

8) постараться свести реакцию к плачу

9) окружить пострадавшего большим количеством внимания, собрав вокруг него толпу

3. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией нервной дрожи:

1) не беспокоить человека, это состояние позволит ему восстановить силы

2) попросить пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10-15 секунд, а затем резко расслабить

3) внезапно потрясти за плечи в течение 1 минуты;

4) плотно укутать пострадавшего теплым пледом, сказать, чтобы держал себя в руках

4. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией апатии:

1)дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

2) дать пострадавшему возможность отдохнуть;

3) предложить пострадавшему занятие, связанное с умеренной физической нагрузкой, если нет возможности дать ему отдохнуть

4) разговаривать с пострадавшим, задавая вопросы открытого типа

5) дать пострадавшему стакан сладкого крепкого чая

6) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 10-15 сек.

5. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией двигательного возбуждения:

1) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 10-15 сек.

Ознакомьтесь так же:  Методики устранения заикания у школьников

2) привлечь внимание пострадавшего

3) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

4) по возможности удалить пострадавшего от окружающих

5) говорить с пострадавшим спокойным голосом, не спорить

6) обсудить с пострадавшим дальнейшие перспективы

6. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с истероидной реакцией:

1) удалить зрителей и замкнуть внимание на себя, создать спокойную обстановку

2) дать пострадавшему возможность побыть наедине с самим собой

3) внимательно слушать пострадавшего, используя приемы активного слушания

4) говорить с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном;

5) по окончании реакции — дать возможность пострадавшему отдохнуть

6) после реакции — передать для наблюдения другим специалистам

7. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией агрессии:

1) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его эмоциями

2) сохранять эмоциональную устойчивость, говорить с пострадавшим спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи

3) свести к минимуму количество окружающих

4) дать возможность «выпустить пар»;

5) поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

6) резко потрясти пострадавшего за плечи в течение 1 минуты

7) в случае необходимости привлечь сотрудников правоохранительных органов

8. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией ступора:

1) взять за плечи и сильно потрясти в течение 10-15 секунд;

2) при возможности немедленно доставить пострадавшего к медикам;

3) не беспокоить человека, это состояние позволит ему восстановить силы

4) поручить работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

5) если нет возможности передать пострадавшего медикам, постараться вывести его из оцепенения, добиться от него любой реакции

6) уложить пострадавшего отдохнуть, накрыть теплым пледом

9. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией страха:

1) не оставлять пострадавшего одного

2) дать пострадавшему возможность выговориться, используя основные приемы конструктивного общения

3) дать пострадавшему возможность побыть наедине с его переживаниями

4) дать пострадавшему ощущение безопасности, при необходимости давать достоверную информацию

5) убедить человека, что его страх неоправданный

6) если страх у пострадавшего очень силен, предложить ему задержать дыхание, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании

10. Действия по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшему с острой стрессовой реакцией плача:

1) не оставлять пострадавшего одного

2) поддерживать физический контакт с пострадавшим

3) поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой

4) применять приемы «активного слушания»

5) спровоцировать реакцию плача и дать возможность выплакаться;

6) вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, совершив неожиданное действие

7) если реакция плача затянулась — предложить человеку выпить стакан воды, сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании

11. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются резкие движения, бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

12. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, эмоционально насыщенная, быстрая речь, крики, рыдания:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

13. Острая стрессовая реакция, симптомами которой являются напряжение мышц (особенно лицевых), учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения, сильное сердцебиение:

4) двигательное возбуждение

6) нервная дрожь

7) истероидная реакция

14. Виды суицида:

15. Основными личностными смыслами обращения к суициду являются:

1) призыв о помощи

4) плохое физическое самочувствие (головная боль и т.п.)

5) избегание (наказания или страданий)

7) отказ от существования

8) реализация какой-либо давней мечты

16. Основными этапами оказания экстренной психологической помощи при попытке суицида, являются:

1) сбор информации

2) демонстрация бессмысленности поступка суицидента на фоне сравнения его проблемы с проблемами других людей

3) оценка летальности

4) использование приемов присоединения к суициденту

5) поиск психологического ресурса для суицидента

6) подбадривание суицидента фразами о том, что всё

17. Факторы, препятствующие совершению суицида:

1) эмоциональная привязанность к значимым близким;

2) наличие эстетических критериев — нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти;

3) боязнь физического страдания;

4) представления о греховности и позорности самоубийства

5) слабый тип нервной системы

6) поддержка семьи и друзей

7) выраженное чувство долга: обязанности по отношению к собственным детям, родителям, близким, профессиональный долг

8) наличие опыта совладания с проблемами

9) стремление к уединению

10) наличие разнообразных жизненных, творческих деловых, семейных и др. планов и замыслов

18. Человек стоит на крыше здания и говорит, что сбросится, так как нет смысла в его жизни (безопасно снять с крыши возможности нет). Ваши действия:

1) не предпринимать никаких действий до приезда медиков;

2) собрать необходимую информацию

3) оценить риск летальности

4) использовать приемы присоединения;

5) помочь найти психологический ресурс для пострадавшего

6) посоветовать суициденту спуститься с крыши

19. Острые стрессовые реакции возникают:

1) сразу после травматического события и могут продолжаться до нескольких дней;

2) в течение нескольких лет после произошедшего травматического события;

3) в течение нескольких месяцев после произошедшего травматического события

20. Для снижения вероятности возникновения действующей толпы, необходимо применять следующие профилактические меры:

1) организованная информационно-психологическая поддержка

2) разделение больших групп пострадавших в пространстве или по времени

3) использование аромотерапии (успокаивающих ароматов)

4) вовлечение людей в активные действия

5) в помещении, ограниченном пространстве — предусмотреть отдельный вход и выходы, возможность открытия дополнительных выходов в случае необходимости

6) переориентация людей на несколько объектов для разделения на малые группы

7) по возможности использование соответствующей музыки

21. Толпа людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности, называется:

22. К основным приемам управления толпой, используемым правоохранительными органами, относятся:

1) использование брандспойта;

2) использование ритма

3) переключение внимания на другой объект

4) логическая аргументация

5) изоляция лидеров толпы

6) использование приемов присоединения

23. ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) — это:

неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование

расстройство, возникающее в ситуации угрозы собственной жизни или жизни других людей, угрозы физической целостности, с одновременным присутствием страха и беспомощности

специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности

выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности

24. Посттравматическое стрессовое расстройство может проявиться:

1) в течение 1 часа после произошедшего травматического события

2) через неделю после произошедшего травматического события

3)через несколько месяцев после произошедшего травматического события

4) в первый месяц после произошедшего травматического события

25. Невозможность вспомнить детали происшедшего события, чувство отстраненности, отчужденности от других людей, уклонение от мыслей, чувств и деятельности, связанных с происшедшим событием, потеря доступа к ресурсам прошлого, обеднение чувств, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

1) повышенной возбудимости;

2) повторного переживания;

26. Навязчивые, негативные воспоминания о событии, связанные с событием сны, переживание нового стресса при событиях, напоминающих или символизирующих пережитую травму, внезапные поступки и чувства, как если бы пережитое событие происходило сейчас, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

1) повышенной возбудимости;

3) повторного переживания

27. Раздражительность, наличие взрывных реакций, любые нарушения сна, трудности концентрации внимания, депрессивные состояния, сверхбдительность, связанная с отсутствием чувства безопасности, относятся к симптомам ПТСР, объединенным в группу симптомов:

2) повторного переживания;

3) повышенной возбудимости

28. Состояние пострадавших в ЧС характеризуется:

1. частичной или полной утратой способности к целенаправленной деятельности

2. частичной или полной оптимизацией коммуникативных способностей

3. частичной или полной утратой способности вступать в контакт с окружающими

4. нарушением способности к планированию собственных действий

5. сужением временной перспективы

6. утратой способности удовлетворять свои витальные потребности

7. частичной или полной утратой способности к критической оценке окружающего и своего поведения

8. расширением временной перспективы

9. частичной или полной мобилизацией организаторских способностей

10. высокой вероятностью возникновения эмоционального заражения групп пострадавших

29 . К факторам риска, характеризующим ЧС, относятся:

2) особенности информационного обеспечения

4) демографические, этнические особенности населения региона

5) внезапность возникновения

7) подготовленность к ЧС

8) этап развития ЧС

30. К факторам риска, характеризующим личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших, относятся:

1) соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших

2) подготовленность к ЧС

3) длительность ЧС

4) индивидуально-психологические особенности

5) личностный смысл трагического события

6) особенности информационного обеспечения

7) «коллективное поведение»

8) демографические, этнические особенности населения региона

9) этап развития ЧС

31. Неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование — это:

32. Общеупотребительный термин, который используют для определения всех типов факторов, вызывающих стресс:

33. Установите правильную последовательность стадий общего адаптационного синдрома (Г. Селье):

1) сопротивление, истощение, тревога

2) тревога, истощение, сопротивление

3) тревога, сопротивление, истощение

4) истощение сопротивление, тревога

34. К видам стресса относятся

35. Психологический стресс может быть вызван следующими факторами:

1) информационные перегрузки

2) конфликтная ситуация

3) собственная свадьба

4) физические нагрузки

5) рождение ребенка

36. Физиологический стресс может быть вызван следующими факторами:

1) болевые воздействия;

4) конфликтная ситуация

5) физические нагрузки

37. К категориям стресса относятся:

1) накопленный (постоянный) стресс;

2) мимолетный стресс;

3) продолженный стресс;

4) острый стресс

38. К субсиндромам (проявлениям) стресса относятся:

39. Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма:

40. Стресс, при котором мобилизуются внутренние ресурсы организма и активизируются психические процессы:

41. Стресс, возникающий в ситуации угрозы собственной жизни или жизни других людей, угрозы физической целостности, с одновременным присутствием ощущения страха и беспомощности, это:

1) профессиональный стресс

2) экологический стресс

3) семейный стресс

4) травматический стресс

42. К методам и приемам саморегуляции относятся:

1) управление дыханием

3) управление вниманием

5) принятие алкоголя

6) управление мышечным тонусом

7) принятие успокоительных препаратов

8) идеомоторная тренировка

9) аутогенная тренировка

43. Экстренная психологическая помощь — это:

1) комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и сохранение психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности лиц, пострадавших в чрезвычайном событии

2) система долгосрочных мероприятий, направленных на снятие эмоционального напряжения у пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является профилактика неблагоприятных массовых явлений;

3) система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии, целью которых является регуляция актуального психического состояния при помощи профессиональных психологических методов

44. К основным характеристикам правильного построения речи при общении с пострадавшим относятся:

1) отслеживание темпа речи, громкости речи, интонации;

2) построение речи в побудительном наклонении;

3) использование в речи максимально полных, содержательных фраз, исключающих любое недопонимание

4) поиск психологического ресурса для пострадавшего

5) запрет на обещания

6) использование в речи четких, коротких фраз

7) использование таких выражений, как: «не волнуйтесь», «не нервничайте»

45. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда необходимо:

1) получить объяснения той или иной ситуации

2) узнать как можно больше информации о человеке;

3) получить развернутый ответ на вопрос

4) ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности

46. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда необходимо:

1) подтвердить ранее достигнутую договоренность

2) ускорить получение согласия;

3) узнать как можно больше информации

4) получить быстрый однозначный ответ

47. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:

48. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:

49. Раппорт достигается подстройкой:

50. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:

1) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети

2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете

3) Не переживайте, вы ведь нашли его

4) Меня зовут …, я спасатель, чем вам помочь?

23. При поиске психологического ресурса необходимо учитывать несколько факторов:

1) на разных этапах общения возможно нахождение различных психологических ресурсов

2) психологический ресурс — это решение проблемы человека

3) найденный психологический ресурс должен быть адекватен для данного человека и для данной ситуации

4) психологический ресурс универсален для различных ситуаций и людей

About the Author: admin