Приспособление для профилактики близорукости

Устройство для профилактики близорукости и сутулости

Владельцы патента RU 2317799:

Изобретение относится к области медицины. Устройство содержит диадему, позвоночную стойку, верхний и нижний шарнирный узлы и ремень крепления. Верхний шарнирный узел установлен на уровне лобного отдела с возможностью вращения во фронтальной плоскости и соединяет под прямым углом диадему с позвоночной стойкой. Нижний шарнирный узел установлен на позвоночной стойке на уровне шейного отдела позвоночника с возможностью вращения в горизонтальной плоскости. Ремень крепления расположен на позвоночной стойке на уровне поясничного отдела позвоночника для фиксации нижнего конца позвоночной стойки на теле. Изобретение позволяет обеспечить стабилизацию стандартного расстояния от глазных яблок до рассматриваемого предмета, сохранить правильную осанку. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к медицине, а именно к школьной гигиене, и может быть использовано для профилактики близорукости и сутулости школьников.

Основной причиной так называемой «школьной близорукости», проявляющейся уже в начальные школьные годы (6-7 лет), является работа глаз на близком расстоянии от рассматриваемого предмета (1, 2), обусловленная неправильной осанкой школьников за партой.

Неправильная осанка является также одной из причин сутулости, которая может привести к сложной патологии — сколиозу, т.е. искривлению позвоночника [3].

Постоянный контроль над правильной осанкой и соблюдением рекомендуемых правил и нормативов необходимого стандартного расстояния от глазных яблок до рассматриваемого предмета со стороны родителей, педагогов и самого ученика, как правило, не соблюдается [4].

Известно «Устройство для активной коррекции позвоночника» [5], предназначенное для профилактики искривлений позвоночника, сутулости, состоящее из ремней крепления и размещенного на них индикатора деформации. Указанное устройство обеспечивает профилактику искривлений позвоночника и сутулости, так как пациент при длительном ношении устройства подсознательно привыкает держать правильную позу. Вместе с тем указанное устройство не обеспечивает профилактики близорукости, так как не фиксирует положение головы относительно позвоночника, обеспечивающее стабилизацию стандартного расстояния от глазного яблока до рассматриваемого предмета.

Сущность изобретения заключается в совокупности отличительных признаков, достаточных для достижения искомого технического результата, а именно: стабилизации стандартного расстояния от глазных яблок до рассматриваемого предмета, сохранения правильной осанки при чтении и письме, профилактики близорукости и сутулости.

Сущность изобретения состоит в том, что устройство для профилактики близорукости и сутулости включает диадему, позвоночную стойку, верхний и нижний шарнирные узлы и ремень крепления. Верхний шарнирный узел установлен на позвоночной стойке на уровне лобного отдела с возможностью вращения во фронтальной плоскости и соединяет под прямым углом диадему с позвоночной стойкой. Нижний шарнирный узел установлен на позвоночной стойке на уровне шейного отдела позвоночника с возможностью вращения в горизонтальной плоскости. Ремень крепления расположен на позвоночной стойке на уровне поясничного отдела позвоночника для фиксации нижнего конца позвоночной стойки на теле.

Диадема, охватывая голову на уровне лба, надежно фиксирует ее к позвоночной стойке и препятствует ее отклонению вперед.

Верхний шарнирный узел, соединяющий диадему с позвоночной стойкой, обеспечивает свободное вращение головы во фронтальной плоскости и одновременно препятствует ее наклону вперед.

Нижний шарнирный узел, расположенный на позвоночной стойке на уровне шейного отдела позвоночника, обеспечивает свободное вращательное движение головы в горизонтальной плоскости без ее наклона вперед.

Ремень крепления фиксирует позвоночник к позвоночной стойке и препятствует прогибанию вперед грудного и верхнепоясничного отделов позвоночника ученика, предупреждая тем самым развитие у него сутулости.

На фиг.1 показано устройство для профилактики близорукости и сутулости; на фиг.2 — сечение А-А устройства.

Устройство состоит из диадемы 1, которая обеспечивает фиксацию головы к позвоночной стойке 2 с помощью верхнего шарнирного узла 3. Нижний шарнирный узел 4, расположенный на позвоночной стойке 2 на уровне шейного отдела позвоночника, обеспечивает свободное вращательное движение головы в горизонтальной плоскости без наклона ее вперед.

Ремень крепления 5 фиксирует позвоночник к позвоночной стойке 2.

Устройство используют следующим образом.

Перед началом работы за письменным столом (чтение или письменные работы) диадема с позвоночной стойкой надевается на голову ученика, нижний конец позвоночной стойки, с помощью ремня крепления, фиксируется на теле ученика на уровне поясничного отдела. При этом верхний и нижний шарниры устройства обеспечивают свободное вращение головы во фронтальной и горизонтальной плоскостях, одновременно с этим препятствуя перемещению головы вперед. Ремень крепления фиксирует позвоночник ученика к позвоночной стойке, что предотвращает прогибание вперед грудного и верхнепоясничного отделов позвоночника. По окончании занятий ремень крепления позвоночной стойки к телу ученика расстегивается и снимается с головы диадема.

1. Э.С.Аветисов. Статистика близорукости. М.: Медицина, 2002, с.203.

2. М.В.Кузнецова. Причины развития близорукости и ее лечение. М.: Мед-пресс-информ, 2005, с.17.

3. А.И.Дашевский. Близорукость. Л.: Медгиз, 1962, с.18.

4. Б.А. Радзиховский, М.А.Вургафт «Близорукость: вопросы теории, профилактики и лечения» К.М.Ж., 1973, №5, с.63.

5. Авторское свидетельство СССР №1644947, А61F 5/02, БИ, №16, 1991.

Устройство для профилактики близорукости и сутулости, включающее диадему, позвоночную стойку, верхний и нижний шарнирные узлы и ремень крепления, причем верхний шарнирный узел установлен на уровне лобного отдела с возможностью вращения во фронтальной плоскости и соединяет под прямым углом диадему с позвоночной стойкой, нижний шарнирный узел установлен на позвоночной стойке на уровне шейного отдела позвоночника с возможностью вращения в горизонтальной плоскости, а ремень крепления расположен на позвоночной стойке на уровне поясничного отдела позвоночника для фиксации нижнего конца позвоночной стойки на теле.

ПРОФИЛАКТИКА БЛИЗОРУКОСТИ

Уменьшение зрительной нагрузки.

При выполнении школьных уроков важно обеспечить ребенку удобное рабочее место: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, комната должна быть хорошо освещена. При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 33 см. Важно делать перерывы каждые 20 минут после чтения на 2-3 минуты для отдыха глаз, достаточно просто посмотреть вдаль, в окно, закрыть глаза, поморгать. Не разрешайте ребенку часами смотреть телевизор или играть на компьютере. Рекомендованное время занятий на компьютере для учеников начальных классов до 15 –30 минут в день, детям старше 10 лет-до 1.5 часов в день, с обязательными перерывами в течение 5-10 минут. Расстояние от экрана монитора до глаз должно быть не менее 50 см, монитор должен располагаться чуть выше уровня глаз. Нельзя читать в транспорте, так как книга при движении колеблется, и глаза испытывают большую нагрузку .

При близорукости в рацион ребенка должны входить продукты, богатые витамином А (печень, сливочное масло, сыр, яйца ), С (цитрусовые, шиповник), Е ( растительное масло, молочные продукты, печень, яйца, овсянка, ржаной хлеб, орехи). Также для поддержания здоровья сетчатки глаза необходимы лютеин и зекасантин , которые содержатся в зеленых листовых овощах, петрушке, укропе, кукурузе, фисташках. В питании ребенка обязательно должны присутствовать фрукты и овощи. Особенно полезны для зрения фрукты и овощи оранжевого цвета: морковь, курага, облепиха, хурма, болгарский перец. Но каротин, содержащийся в оранжевых продуктах, не усваивается без присутствия жиров, поэтому их нужно употреблять со сметаной или растительным маслом. Из ягод самой полезной считается черника.

Для профилактики ухудшения зрения у ребенка должен быть правильный режим дня. Ребенок должен много двигаться, проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Детям с близорукостью рекомендуются следующие виды спорта: плавание, лыжный спорт, бег, фигурное катание, бадминтон, теннис, волейболи футбол. Очень важно чередовать периоды чтения, выполнения домашних заданий с активными играми, физическими упражнениями или прогулками.

Даже при отсутствии жалоб ребенок должен посещать врача- офтальмолога ежегодно, а если есть проблемы со зрением, то конечно чаще. Бывает, что дети не замечают постепенного ухудшения зрения, и не могут вовремя сообщить родителям об этой проблеме. Вылечить близорукость до конца нельзя, ее можно только корректировать. Врач подберет ребенку очки или контактные линзы, и если есть необходимость назначит лечение. Современная медицина позволяет затормозить, а иногда и остановить развитие близорукости у ребенка.

Самый популярный метод коррекции близорукости — операция при помощи лазера, которая возможна после достижения 18-летнего возраста, когда завершается полное формирование. До этого возраста родители должны заботиться о том, чтобы в максимальной степени приостановить процесс развития близорукости.

Гимнастика для глаз.

Это комплекс простых упражнений, направленных на расслабление и укрепление глазных мышц. Научите ребенка выполнять их 2-3 раза в день. Вот несколько простых упражнений.

  • медленно двигать глазами вверх-вниз, затем влево- вправо
  • представить себе большой круг, обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
  • переводить взгляд поочередно с близкого предмета вдаль
  • крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль
  • быстро моргать в течение1-2 минут

Профилактика нарушений зрения — одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете эту профилактику — тем больше вероятности, что нарушение зрения обойдут Вас стороной.

Профилактика близорукости у детей

По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах — от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость — это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость — массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран — а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики — неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Ознакомьтесь так же:  Лопнул ячмень на глазу

Отличное зрение — важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости — укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных — с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям — под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы — очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 — 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 — 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1— 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 — 2 ч, учащихся 3 — 4-х классов — 2 ч, старших школьников — не более 3 — 4 ч. При этом через каждые 30 — 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности — самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 — 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 — 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня — 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

Ознакомьтесь так же:  Что делать при неврите лицевого нерва

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10—15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 — 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 — 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. — сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 — 10 раз.

4. И. п. — стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 — 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. — то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 — 10 раз. Следить за мячом. При наклоне — выдох.

6. И. п. — лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 — 8 раз.

7. И. п. — лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 — 10 раз.

8. И. п. — упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 — 10 раз.

9. И. п. — стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 — б раз.

10. И. п. — стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 — 10 раз.

11. И. п. — стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 — 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая — вдох, при возвращении в и. п.— выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 — 3 мин.

Источник: сайт «Спорт и семья»

Метки

  • Нет Меток

  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Живой Журнал
  • Twitter

0 3 624 На форум

Профилактика близорукости у детей и подростков

Зрение и движение неразрывны. И действительно, глаза — самый подвижный наш орган. Еще И.М.Сеченов, отец русской физиологии, тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.
Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата. Яркий пример этого-близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.
Плохое зрение — чаще всего зависит от ослабления аккомодационной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной ”наводки на резкость” нашего глаза. Возникает вопрос. Какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза? Чтобы ответить на него, рассмотрим особенности устройства органов зрения и мышечного аппарата глаз.
Новейшие работы ученых подтверждают: глаз — не просто орган чувств, он — часть мозга, вынесенная на “передний край” восприятия. Глаз — одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы — многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, детекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней — раньше, чем ходить и даже слышать.
В самых разных областях современной науки накопилось множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения.
Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией его восприятия. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без газет, телевидения и т.п. жизнь человека в XXI веке немыслима, Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образованию семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности — об умении не только смотреть, но и видеть.
В эпоху научно-технической революции ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистики, растет во всем мире количество близоруких, в том числе пожилых людей, страдающих высокой близорукостью и катарактой. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами можем — и должны! — бороться за хорошее зрение и его сохранение.
Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на приферию, то мы имеем в в виду прежде всего сетчатку. По существу, это не только соприкасающийся непосредственно с внешним миром приемник всех его световых волн и импульсов. Но и первый их самостоятельный анализатор. Именно в сетчатке происходит переработка, трансформация внешней световой энергии в электрический импульс нейрона.

У разных живых существ сетчатка устроена неодинаково. У позвоночных — от рыб до обезьян — световоспринимающая поверхность глаза представляет исключительно сложное — как по структуре, так и по функциям — нервное образование. Толщина ретины весьма мала — 0,14 мм. Один из самых важных участков сетчатки — желтое пятно, которое является местом наилучшего зрения. Здесь сетчатка максимально утончается (0.8 мм) благодаря сокращению всех слоев, кроме колбочек. Существует мнение, что в этой области возможно лишь дневное, цветное зрение, при помощи которого мы воспринимаем все многоцветье мира.
Весьма существенное значение имеет вопрос о месте расположения сетчатки по оси глаза. Дело в том, что любое внешнее изображение может быть рассмотрено как совокупность точек, образующих тот или иной видимый предмет. Каждая из этих точек фиксируется на ретине в виде точки, но благодаря некоторым оптическим явлениям ( дифракция, абберация и т.д.) ее изображение оказывается немног размытым. Как показывают расчеты ряда исследователей, сетчатка глаза расположена именно в том месте (0.4 мм перед фокусом ), где все оптические дефекты имеют наименьшие значения, благодаря чему и достигается наиболее четкое зрение.
В сетчатке позвоночных различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собой. Общее число рецепторов сетчатки 130 миллионов, из которых всего 7 миллионов — колбочки, цветовые рецепторы.
От рецепторов отходят нервные волокна, соединяющие колбочки и палочки с ЦНС ( причем, каждое нервное волокно идет к одной колбочке или нескольким палочкам ). Центральный отдел зрительного анализатора находится в задней части затылочной доли коры. Свет представляет собой поток фотонов; от их числа зависит яркость света. При пороговом зрении в каждую клетку-рецептор попадает один квант за 20 минут. Таким образом, чувствительность глаза является предельно мыслимой!
Поперечные размеры рецепторов очень малы ( около двух микрометров ); это обеспечивает огромную плотность упаковки нервных элементов. Сложное строение глаза гарантирует надежность работы зрительных органов при различных, меняющихся условиях.

Природа создала глаз шарообразным, поэтому он может легко вращаться: в вертикальной, горизонтальной и оптической оси глаза. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц, которые и поворачивают глаз. Они, пожалуй, являются самыми быстрыми мышцами человека. Осматривая предмет глаз совершает до 120 скачков в минуту. Помимо таких скачков глаз совершает постоянно небольшие быстрые колебания ( до 120 в секунду ). Они крайне важны для работы самого глаза, особенно при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания.
Согласно мнению ряда ученых, глазодвигательную мышцы имеют еще одну двигательную функцию — они могут помогать хрусталику фокусировать изображение на ретине, когда предметы находятся на разном расстоянии. Мышцы слегка “растягивают” или “сжимают” глазное яблоко, перемещая тем самым сетчатку. С самим хрусталиком работает цилиарная мышца.
Для получения четкого изображения дальних близких предметов в глазу происходит настройка — аккомодация, осуществляемая за счет изменения кривизны хрусталика при участии цилиарной мышцы.
Способность к аккомодации исследуют с помощью эргографии, позволяющей точно определить степень зрительной утомляемости. В офтальмологию эргография введена Э.С. Аветисовым и В.В. Волковым. Эргография оказалась также полезной для выявления динамической рефракции глаза у детей и подростков с миопией, а также для проверки работоспособности у лиц, занятых на тонких производствах.
Аккомодация — важнейший регулятор функции зрения, но с возрастом сила аккомодации постепенно падает, т.к. хрусталик становится менее эластичным. Возникает старческая дальнозоркость, или пресбиопия. Человек отодвигает книгу или использует очки с выпуклыми линзами. При миопии используются вогнутые линзы. Таким образом, необходимо тренировать цилиарную мышцу, сохраняя ее от преждевременного ослабления.

Ознакомьтесь так же:  Лечение астигматизма красноярск

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

Первые упражнения предложил у нас в стране А. Б. Дашевский — ежедневные упражнения по 15 — 20 минут с вогнутыми линзами. Перед уставшим глазом ставилась слабая линза ( -0,5 дптр ), пока острота не восстановится. Тогда ставилась более сильная линза, и так до тех пор, пока может приспосабливаться глаз. С каждым днем сила линзы увеличивалась. В результате отмечалось улучшение зрение.
Сегодня аналогичные упражнения проводится под руководством врача с использованием плюсовых и минусовых линз для “массажа” мышц глаза. Применяется дозированное воздействие на аппарат аккомодации, не превышающее предельно допустимых нагрузок.
Предварительно по тексту определяется положительная и отрицательная относительная аккомодация глаза. От максимальных величин линз, с которыми возможно чтение отнимают 0,5 — 1 дптр. Полученные величины — максимальная нагрузка для цилиарной мышцы.
После коррекции миопии с помощью соответствующих стекол начинают чтение с минусовым стеклом 0,5 дптр. Чтение с каждым более сильным стеклом продолжается 3-5 минут. Затем силу линзу уменьшают на 1 дптр, оставляя каждое следующее стекло на 1 минуту. После аналогично используются плюсовые стекла. В первые три дня сеанс проводится раз в день, а в остальные — по два раза. Величину относительной аккомодации определяют каждые три дня. Весь курс лечения составляет 25-30 упражнений.
Эффективность применения упражнений определяется по результатам оценки запаса относительной аккомодации. Одним из условий правильного проведения тренеровочных упражнений является постоянное ( без перерыва ) чтение текста ( желательно, чтобы текст был интересен для занимающегося )
Упражнения для самостоятельной тренировки
Еще в древние времена в них входили различные движения глаз, активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. Это улучшает самочувствие и снимает умственное напряжение. В основе такого эффекта — определенные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга. Эти упражнения помогают также укрепить окологлазные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение.
Интересную методику биохимической стимуляции мышц глаза предложил минский профессор В.Т. Назаров. В основе метода — использование того же вибромассажера, что и при стимуляции мышц лица. Вибротод приставляют вертикально к внешнему углу закрытого глаза. Вибрация через кожу передается глазу не травмируя его, действуя не вглубь, а вдоль поверхности глаза. Затем проводятся движения глазами в разных направлениях. Таким образом удается стимулировать глазные мышцы. В результате увеличивается острота зрения и снимается утомление, увеличивается диапазон действия мышц, сокращающих хрусталик. Это полезно для профилактики дальнозоркости.
Очень интересна методика английским доктором М.Корбетт. В ее основе — расслабление мышц глаза.

Основные принципы:
-зрение может быть улучшено.
-перенапряжение изнуряет глаза и нарушает зрение.
-глаза должны мигать часто и быстро. Они становятся неподвижными, когда устают.
-расстояние между роговицей и сетчаткой изменяемо за счет сокращения мышц глаза.
-привязанность к очкам способствует увеличению вялости глазных мышц.

А теперь практические рекомендации:

Нельзя держать книгу на груди или коленях; в этом положении ухудшается кровообращение и за счет сжатия гортани ухудшается дыхание.
Необходимо варьировать расстояние до книге, чтобы избежать онемения мышц глаза.
Нельзя перед сном читать, лежа в постели, т.к. можно заснуть с книгой не сняв напряжения с них.

Роль солнца очевидна, но не однозначна. Если ваши глаза легко утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться методикой соляризации глаз. Для этого встаньте в коридоре или в тени, отбрасываемой стеной, у самой границы падения солнечных лучей. Закройте глаза и начинайте раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени. Через несколько сеансов почувствуете тонизирующий эффект.
Не интенсивность света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная циркуляция крови с кислородом. Поэтому рекомендуется использовать технику “затяжного” дыхания. Она состоит в удалении воздуха из легких через неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

Наши ладони — превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроют глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется. что появился новый источник света.
При правильном пальминге края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки ( фиксации ). Продолжительность фиксации — 0,2-0,6 сек., скачков — 0,02 сек. Т.е., 97% времени тратится на чтение и 3% — на скачки.
При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе наклоняется к книге. чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.
Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуют при чтении каждые 45 минут для детей 12-14 лет и каждый час для 15-17 — летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц. Для тренировки аккомодации следует переводить взгляд от книги на отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и зрительной усталости.
При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение и работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать вовремя ходьбы.

Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного освещения, которое фактически удлиняет период сознательного существования людей. Однако, источники света должны давать освещение, близкое к солнечному излучению.
Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6% , при зрительной — на 15%. Большое влияние оказывает и спектр излучения, особенно на психосферу человека. Принято различать теплые цвета: красный, оранжевый, желтый; и холодные — голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим действием обладает зеленый цвет — цвет окружающих растений.
В настоящее время все большее распространение приобретают “холодные” люминесцентные лампы, сильно отличающиеся от ламп накаливания. Большой плюс газоразрядных ламп — близость к солнечному спектру; однако, она остается еще далекой от предельно достижимой. Чтобы улучшить спектральный состав люминесцентных ламп, обычно изменяют свойства люминофора, но до сих пор не достигнуто полного соответствия спектру Солнца. Поэтому рекомендуется другой более простой способ регулирования спектра ламп — использование окрашенных отражателей ( аналогичный способ используют животные с люминесцентными органами, которые находятся на соответствующих цветовых подложках ). Хотя это несколько уменьшает яркость, зато приближает спектр к “ физиологически эффективному”.

Сегодня эти изобретения получают все большее распространение во всех сферах деятельности человека. В то же время, длительная работа перед экраном вызывает ряд негативных реакций: резь в глазах, быструю утомляемость, усиленная слезоточивость, снижение резкости зрения, а так же головные боли и другие симптомы перенапряжения. Главная причина — несоблюдение правил эргономики, однако, многие рабочие места операторов лишены этого, что пагубно отражается на их здоровье и производительности. Если с компьютерами соприкасаются не многие, то телевизор — вещь распространенная. Для телезрителя характерно зрительное утомление, во избежание которого используют разные методы: включенный свет, цветная пленка на экране и т.д. Для уменьшения утомления можно использовать простое устройство — окантовывающая матовая цветосветовая рамка. Плюс окраска стен: стену к которой обращен экран окрашивается в сине-голубой цвет, а остальные стены в более светлый цвет.
С учетом изложенного несколько рекомендаций для уменьшения утомления при работе с мониторами:
Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее напряжены.
Вечернее освещение кабинета — голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея.
Через каждые 30-45 минут проводить зарядку для глаз.

Человек, входящий в темное помещение с залитой светом улицы, оказывается на несколько минут почти слепым. Затем он начинает постепенно привыкать к темноте и может видеть объекты более чем в тысячу раз темнее тех, которые едва различал в первый момент.
Этот феномен направил исследователей на поиски механизмов, изменяющих светочувствительность глаза — так было открыто обратимое фотохимическое выцветание зрительного пурпура (в темноте зрительный пурпур не выцветает, а также восстанавливается вместе с соответствующими отделами ЦНС ).
Для повышения ночного зрения было предложено множество методик.
Еще в 30-е годы было обнаружено, что белая и красная “засветка” весьма повышают ночное зрение, причем красная — наиболее эффективная.

Другие рекомендации:
-чтобы повысить чувствительность зрения, сделайте 10 глубоких вдохов.
-избегайте прямого попадания света в глаза.
-в случае чтения мелких значков, свет должен падать только на рабочую поверхность.
После воздействия яркого света в темноте наступает ослепление .Для более быстрого восстановления потерянных функций, рекомендуется после ослепления “засветить” глаз голубым светом.

Близоруким людям, а особенно детям необходимо учитывать показания и противопоказания при занятиях спортом, т.к. спорт может им сильно навредить, особенно при огромных нагрузках.

Видеотренажеры — особый класс технических устройств, позволяющих тренировать в целях профилактики и восстановления зрения, особенно, для детей. В их принципе заложена методика, описанная выше; при чтении между текстом и глазом располагают аппарат с автоматической сменой линз, которые либо облегчают, либо затрудняют чтение — таким образом проводится “оптический массаж” внутри глазных мышц.
Другой тренажер — для разработки глазомера, позволяющий быстрее оценивать расстояние до предмета и его габариты.

Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений зрения для всех возрастных групп , но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнений.

About the Author: admin