Обществознание стресс

Урок по теме «Стресс и способы его снятия»

Разделы: ОБЖ

Цель: научить детей справляться детей со стрессовыми ситуациями.

Задачи:

  • Дать понятие стресса и указать его последствия.
  • Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.

Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал (тест «Определение уровня стресса», карточка заданий «Умей справиться со стрессовыми ситуациями»)

Эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

I. Повторение изученного материала

Вступительное слово учителя:

– На прошлом уроке мы рассматривали с вами проблемы, которые могут возникнуть в жизни человека и способах их решения. Иногда в жизненных ситуациях человеку очень важно принять правильное решение.

Вопросы:

1. Какие шаги решения проблем вы знаете?
2. К каким последствиям может привести неумение человека справиться со своей проблемой?

Вывод: Неумение человека справляться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим часто по телевидению радиовещанию. А что же такое стресс?

II. Изучение нового материала (объявление темы урока)

Слово учителя: На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Само рождение – это стресс для ребенка, который только появился на свет. Вот маленький человек достиг 3-х летнего возраста и идет в детский сад. Там его ожидает воспитатель, новый детский коллектив, в котором ему предстоит находиться. Стресс для ребенка? Да. Далее он идет в школу, затем в институт. И снова стресс и снова стресс.

1. Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

Стресс (англ. – напряжение). Ввел канадский врач и биолог Силье в 1936 г.

2. Стрессоры (слайд)

Стрессоры – это факторы, вызывающие напряжение организма

1. Холод
2. Загрязнение среды
3. Инфекции и т.д.

1. Конфликтные
2. Ситуации

3. Фазы стресса (слайд)

а) состояние тревоги – организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности «призыв к оружию»
б) повышенная сопротивляемость – мобилизуются все защитные силы организма.
в) фаза истощения – человек ощущает, что его силы на исходе.

Силье считал, что составная часть нашей жизни – это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Валентин Катаев писал: «В истоках творчества гения ищите измену ил неразделенную любовь». Однако же, если человек постоянно будет подвергаться стрессовым ситуациям, то фаза истощения будет велика, и это может привести к заболеваниям. Сейчас я предлагаю вам, всем сидящим в классе, определить свою степень стресса (предлагается тест: каждому ребенку выдается карточка)

III. Тест: «Мой уровень стресса»

Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу.
В последние месяцы ты:

  1. Писал контрольную в школе
  2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то
  3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще
  4. С тобой произошло что-то волнующее
  5. Чувствовал(а) печаль или одиночество
  6. Выступал(а) перед классом
  7. Встретился(лась) с новым человеком
  8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями
  9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях
  10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами
  11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков
  12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности
  13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле
  14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия
  15. Чувствовал(а) замешательство

Сложи количество своих утвердительных ответов (да).

Шкала оценок:

  • от 0 до 5 – низкий уровень стресса;
  • от 6 до 10 – средний уровень стресса;
  • от 11 до 15 – высокий уровень стресса.

Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

IV. Какие же способы борьбы со стрессом существуют?

– Я предлагаю найти решение этой проблемы вам самостоятельно.
а) для этого вам предстоит поработать в группах для того, чтобы найти решение этой проблемы (10 минут)
б) защита вариантов решения (по 1 человек от команды. заслушивается защита учащихся от каждой группы)
А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые
(слайд выводится на экран)

Способы борьбы со стрессом

  1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  2. Поддержка близких.
  3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  6. Занимайся физкультурой и спортом.
  7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  8. Радуйся жизни.
  9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

V. Закрепление

– Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса (самостоятельная работа учащихся)

VI. Обобщение. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами познакомились со стрессом и научились бороться с ним. Эти умения вам пригодятся на протяжении всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье и не поддаться пагубным пристрастиям.

Тренинг «Стресс»

Тақырыбы: Стресті басқару дағдылары.

Қатысушылар: 9-10 класс
Ұйымдастырушы: Симұханова А.О

Мақсаты: Стресті басқару дағдыларын қалыптастыру.

Міндеттері:

1. Стресс жағдаяттардан тиімді жолмен шығу дағдыларын қалыптастыру.

2. Өзін-өзі бақылау, игеру дағдыларын дамытуға ықпал жасау.

3. Босаңсу тәсілдерінің бірімен таныстыру.

Сабақтың түрі: Психологиялық тренинг.
Әдісі: Түсіндіру, сұрақ – жауап, ойындар.
Көрнекілігі: плакат, түрлі – түсті қағаздар, музыка.

Сабақтың барысы:

— Армысыздар, құрметті оқушылар! Мен сіздерді көргеніме әрі бүгінгі тренингке қатысқалы отырғандарыңызға өте қуаныштымын! Сіздерге әрі маған, өз-өзімізге қошемет көрсетейік!

СТРЕСС – бұл адам ағзасының физикалық және психикалық тұрғыдан күштену қалпы.

Біз оны әр уақытта сезінеміз – сыныпта өзімізді тұрып таныстырарда, асқазанның ішінде қуыс бардай сезім болады, емтихан уақытында шексіз ашулану, ұйқысыздық. Болмашы стрестің өзі шарасыздыққа алып келеді. Стресс адам тіршілігінің ажырамас бөлігі. Дей тұрғанмен стрестің өте қауіпті жағдайларын ажырата білу керек.

Стресті қалай жеңуге болады? Не істеу керек? Одан құтылудың тәсілі өмір стиліңізді және өзіңізді өзгертіңіз!

Уолтер Расселдің сөзін келтіргім келіп отыр: «Егер жек көрген нәрсеңмен айналыссаң, жек көруден ағзаны жоятын токсиндер бөліне бастайды, соның нәтижесінде қажып, шаршап және жалығасыз не ауырасыз. Сіз не істесеңіз де сүйсініп жасаңыз. Болмаса сүйсініп жасайтынды ғана істеңіз»

Канадалық физиолог Ганс Сельенің анықтауына сәйкес стресс – бұл организмнің тез қартаюына немесе ауруларды туғызатынның барлығы. Стресс кез – келген аурулардың дамуына себепші болатынын мамандардың зерттеулері дәлелдейді.

Стресс перед ЕГЭ

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

Перед важным событием, а уж тем более перед выпускным экзаменом, организм человека испытывает чрезмерное волнение, связанное непосредственно с той долей ответственности, которая ложиться на плечи не только выпускников, но и их родителей.

Как известно излишнее эмоциональное возбуждение негативно влияет на умственные процессы. В этой связи важно адекватное отношение к такому событию в жизни — как ЕГЭ.

Правильный подход к экзамену поможет выпускникам лучше подготовиться, а их родителям оказать неоценимую помощь своим чадам.

СОВЕТ 1.
Не придавайте слишком большую значимость ЕГЭ. Не возводите его в ранг события всей вашей жизни.
СОВЕТ 2.
Реально оценивайте свои шансы на ЕГЭ. Поставьте перед собой реальную цель. Пусть это будет не идеалом, но зато это будет ваше личное достижение.
СОВЕТ 3.
Настраивайте себя на успех. Наши мысли материальных и настрой имеет большое значение. В жизни положительно настроенные и целеустремленные люди добиваются большего.
СОВЕТ 4.
Не стоит обожествлять или иным образом идеализировать ЕГЭ. Все задания в нем составлены на основе школьного курса и при определённой подготовленности по силам каждому.
СОВЕТ 5 .

Заблаговременно начинайте подготовку к экзамену, изучите КИМы, процедуру сдачи и порядок заполнения бланков — это поможет избежать излишней нервозности и чувства неопределенности пред экзаменом.

Задача родителей в свою очередь помогать ребёнку, а именно создать благоприятную обстановку для спокойной подготовки к ЕГЭ.

Родителям не рекомендуется запугивать ребёнка, постоянно напоминать ему о том, что ЕГЭ очень сложный и у него обязательно будут проблемы.

Родителям стоит спокойно относиться к экзамену, почаще хвалить ребёнка, если видно у него стремление к учёбе.

Возможно чаще стоит интересоваться у ребёнка как идёт подготовка, какие темы он уже разобрал, какие вызывают затруднения.

Важно организованно подойти к вопросу подготовки к ЕГЭ. Необходимо иметь план занятий, расписание и т.д.; заниматься не хаотично, а по определенному сценарию.

И напоследок, рекомендации по заучиванию материала.
После того как выучил материал, повторяем сразу через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно также повторять материал за 15 минут до сна и утром.
Затем повторяем материал через сутки, двое, трое — постепенно увеличивая интервал

Презентация по обществознанию на тему «Стресс»

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Выполнила: Воронова Татьяна Алексеевна Группа: ТМ-415 (1) Руководитель: Положай Анна Викторовна Тема: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций Белогорск 2016г.

Цели и задачи цель: выявить виды стресса, причины его возникновения, способы снятии нервного напряжения задачи: изучить физиологию стресса; выяснить, как часто обучающиеся 1 курса испытывают нервное перенапряжение или стресс; выявить, умеют ли обучающиеся определять, что они находятся под стрессорным воздействием; дать рекомендации по снятию стресса.

Методы исследований: сбор информации изучение научно-популярной литературы интервьюирование анализ, обобщение Объект исследований: Обучающиеся 1-го курса Предмет исследования: «стресс»

Физиология стресса «Стресс» – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Основные признаки стрессовых состояний: ощущение непосильных перегрузок; невозможность спланировать даже мелкие дела; ухудшающаяся работоспособность; частые ошибки; большая восприимчивость к болезням.

Стрессовое влияние на человеческий организм Появляется пристрастие к спиртным напиткам. Сильные головные боли. Недосыпания хронического характера. Возникают различные заболевания сердечно-сосудистой системы. Учащается сердцебиение. Ухудшается внимание. Снижается работоспособность. Ухудшается работа желудочно-кишечного тракта (могут открыться или обостриться гастрит и язвенные болезни).

Влияние стресса на душевное состояние человека: бессонница; нетерпимость, раздражительность, приступы гнева; отсутствие желания что-либо делать; эмоциональная неустойчивость.

Методики снятия стресса: Глубокое дыхание Физические упражнения Баня Аутотренинг

Глубокое дыхание Первое, что изменяется в Функционировании организма в ответ на сильный стресс – это дыхание. Поэтому следует уметь управлять своим дыханием. Для этого можно использовать прием под названием «5+5».

Физические упражнения Одно из лучших средств для снятия нервного напряжения физическая нагрузка. Это может быть физический труд, например работа на садовом участке, занятия физкультурой – ходьба, бег, плавание, гимнастика, любой другой вид спорта. Замечено, что те, кто уделяет физкультуре хотя бы 20 минут в день, более сдержаны.

Баня Прекрасное средство от стресса баня (или сауна). Банная процедура усиливает обмен веществ, активизирует кровообращение, снимает нервное и физическое напряжение.

Аутотренинг Хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка по методу Шульца. Аутотренинг дает возможность самостоятельно воздействовать на свое душевное и физическое состояние. Быстрый глубокий вдох ртом, медленный выдох через нос и сжатую голосовую щель, произнося про себя формулы самовнушения: 1.Отвлекаюсь. 2.Успокаиваюсь. 3.Спокоен и уверен в себе… 4.Все будет хорошо.

Исследование Диаграмма по результатам анкетирования обучающихся «Умеете ли Вы справляться со стрессом?» Часто Редко Никогда

Заключение Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо: 1. Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно. Помните: нам в этом мире никто ничего не должен! И, Бог никогда не закрывает одной двери, не открыв другой! 2. Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя. 3. Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие. 4. Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже! 5. Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, то радуйтесь, что Вы не такой как они. 6. Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие. 7. Побольше общайтесь с интересными людьми. Овладевайте навыками общения. 8. Переоцените свои ценности, если необходимо. 9. Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.

Интересное обществознание/Социализация и воспитание

Вывод: прекращение процесса социализации может привести ребёнка к «озверению».

Инстинкты и обучение Править

Многие животные действуют автоматически на основе врождённых инстинктов и не нуждаются в процессе обучения. Только высшие млекопитающие животные проходят через процесс обучения в форме игры. Человек всегда должен пройти через процесс социализации. Строительство гнезда птицами — это результат действия врождённых инстинктов или процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, учёные провели эксперимент с птицей ткачик, которая строит очень сложное гнездо из прутьев и шерсти животных. Учёные лишили строительных материалов пять поколений этих птиц, которые не могли из-за этого научить своё потомство строить гнездо, тем не менее, птицы шестого поколения построили прекрасное гнездо, идентичное образцу, характерному для вида : [2] . Необходимость обучения человека вытекает из того, что в генах людей невозможно запрограммировать слишком сложные роли, поместить столько необходимой информации — ходить на двух ногах, одеваться, кушать ложкой, заниматься ремеслом, освоить профессию и т. д.

Некоторые социологи, которых называют социобиологи, считают, что биологическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки, Например Эдвард Осборн Уилсон утверждает, что гены и гормоны влияют на наше поведение. Другие считают, что альтруизм (готовность жертвовать ради других людей) способствует сохранению вида homo sapiens, поэтому альтруизм генетически наследуется. Например, уже дельфины помогали своим раненным собратьям, птицы отвлекают внимание хищника на себя. Чтобы птенцы могли спастись. Уилсон считает, что наследственность стимулирует употребление мясной пищи, создание структур власти и охрану территории, запрещает кровосмешение, чтобы избежать повреждения генетического фонда. Точка зрения социобиологов вызвала горячие споры, но пока нет доказательств связи между генами и видами поведения : [3]

Ознакомьтесь так же:  Насморк как сузить

Агенты социализации Править

Ими являются отдельные люди, группы и организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли. Главные агенты социализации:

  • семья,
  • школа,
  • детский сад.
  • средства массовой информации,
  • группа подростков,
  • армия,
  • преступная группа,
  • религиозные и производственные организации и т. д.

Любая группа или организация в той или иной степени проводит социализацию новичков, но для последних пяти организаций и групп функция социализации не является главной. Социализация происходит не только в детстве, но продолжается в процессе всей жизни человека.

Среди детей из дома ребёнка, лишённых материнской ласки и социализации в семье с грудного возраста, наблюдается высокий уровень заболеваемости и смертности, агрессивности и жестокости. Во второй половине 20 века резко возросла роль телевидения на воспитание детей. Дети проводят у экрана телевидения в среднем 27,6 часов в неделю. Вредное влияние телевидения состоит в том, что оно отвлекает от чтения и общения со сверстниками, пропагандирует агрессивность. В школе внушают идеи патриотизма, учат ценить упорный труд, частную собственность, демократию и правопорядок.: [4]

Роль наказаний и полный провал в процессе социализации Править

Социологические исследования показали, что родители из среднего класса поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в духе подчинения авторитету с применением телесных наказаний. В семьях католиков матери более ценят конформизм, чем в семьях протестантов. Негры-отцы более чем белые ценят конформизм. : [5]

Иногда социализация терпит полный провал : [6] . Это может привести к шизофрении или истерии:

  • Чрезмерное злоупотребление телесными наказаниями иногда приводит к шизофрении, когда в результате вырастает «забитый» ребёнок. Шизофрения наступает тогда, когда человек испытывает комплекс неполноценности, страх и подозрительность, упрощённое представление о реальности, неумение приспособиться к людям, он падает духом и не способен выдержать стресс, такой человек демонстрирует преувеличенные черты конформиста.
  • Полное исключение любых наказаний и вседозволенность в процессе воспитания иногда приводит к истерии, когда ребёнок не понимает своих обязанностей и прав окружающих людей, он кричит только о своих правах. Истерия проявляется в эксцентричности и демонстративности поведения, в необычном внешнем виде, в тяге к авантюрам, приключениям и острым ощущениям. Эти люди стремятся лидировать в компании и менять окружающих лиц. На любое ущемление их прав они отвечают взрывом раздражения и крика, сценами рыдания и битьём посуды.

Интроверты имеют склонность к шизофрении, а экстраверты — к истерии. В целом женщины на 20 % чаще болеют истерией, чем мужчины. Соотношение больных истерией мужчин и женщин в детском и подростковом возрасте примерно относится как 1:2, в зрелом — 1:4,5, в позднем — 1:8.

Все краски стресса от сдачи ЕГЭ испытали на себе омские взрослые

Накануне вечером в нашем городе состоялась акция «единый день сдачи ЕГЭ родителями». Смогли ли они пройти через все проверочные процедуры и зачем поддержали затею со сдачей экзамена, выяснили Денис Ионас и Виталий Двороковский.

Денис Ионас, корреспондент ТРК «Антенна-7»:

На сдачу единого государственного экзамена сюда, в академический лицей при омском педагогическом университете, заявились 12 человек. Их фамилии указаны в этом списке рядом со входом. Собственно, вот здесь и будет проходить экзамен. Вот парты, на которых только черновики, все максимально приближено к реальной ситуации сдачи ЕГЭ. На черновиках нет никаких пометок-подсказок, мы проверили. На доске общая информация: дата сдачи, имя экзаменуемого и на выбор 5 предметов: русский язык, математика, обществознание, биология и физика. Какой предмет сдавать каждый из участников этого мероприятия указывал при подаче заявления.

Сдавать экзамен будут под камерами. А вот на входе металлоискателей, как это бывает на реальном школьном ЕГЭ, нет. Родители проходят через пост охраны, предъявляют паспорт.
Нервишки шалят у Марины Николаевны. Экономист по специальности сегодня сдает русский язык. Свои знания проверить и побывать в шкуре выпускников. Полезный, говорит, опыт для родителей.

Марина Попова, экономист, сдала ЕГЭ по русскому языку:

Всю ночь учила орфограммы. Шучу, нет, конечно, не готовилась. Думаю, русский язык я знаю отлично. Поэтому уверена, что сдам на 100 баллов.

Надеяться можно лишь на свои знания. Личные вещи и гаджеты оставляют здесь, в камере хранения. Русский язык — приоритетный экзамен. Даже для преподавателя педагогического университета Веры Кириленко. Конечно, от сдачи или не сдачи экзамена судьба специалиста со стажем не изменится, но опыт полезный и интересный.

Вера Кириленко, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного ОмГПУ, сдала ЕГЭ по русскому языку:

Нам самим изнутри интересно проверить те ощущения, которые есть у детей. Когда мы учим сами — это одно, когда дети изнутри это делают, и даже то, как мы сейчас по коридорам побегали, у нас какой-то стресс возник, наверное, все это стоит испытать на собственной шкуре.
Время на сдачу ЕГЭ взрослым отвели куда меньше положенного. Максимум — час. Но и задания не сравнятся с теми, что выполняют школьники. Взрослым — тестовые варианты.

Ирина Щеткина, д иректор академического лицея при ОмГПУ:

Эти задания находятся на сайте ФИПИ. Их любой может посмотреть, прорешать, там же есть и ответы. Все в открытом доступе.

То есть проверять экзаменационные листы и ставить оценки родители будут сами себе. Может, доверят это сделать своим детям.
Денис Ионас, Виталий Двороковский, Антенна-7

Как преодолеть стресс перед экзаменом?

Любой экзамен — это мощный стресс, серьезно влияющий на здоровье. Интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушение режима сна и отдыха и, главным образом, эмоциональные переживания приводят к перенапряжению нервной системы. Головная боль, тошнота, кожные высыпания, растерянность, паника, страх, ночные кошмары — вот далеко не полный перечень недомоганий в период сдачи экзаменов. Как же помочь себе преодолеть нелегкое испытание?

Кто напуган — наполовину побит.
А. Суворов

Я на экзамене дрожал как в лихорадке,
И вытащил. второй билет! Спасен!
Как я рубил! Спокойно, четко, гладко.
Саша Черный

Учил, но забыл!

Как точно заметил французский писатель Андре Моруа: «Перспектива трудного экзамена иной раз действует на школяра сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх — сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Именно поэтому экзамен — не столько проверка знаний, сколько испытание на психологическую устойчивость.
Успешная сдача экзамена зависит от двух условий: свободного владения материалом сдаваемого предмета и умения владеть собой во время экзамена. Первое условие подразумевает прилежание и систематические занятия, это ясно каждому. Поэтому сосредоточим свое внимание на втором условии. Умение владеть собой можно и нужно вырабатывать, ведь оно пригодится тебе не только на экзаменах, но и в других жизненных ситуациях.
Как бывает обидно, когда ты несколько дней тщательно готовился, хорошо знаешь учебный материал, но в самый ответственный момент тобой овладевает такое волнение, что все поджилки трясутся, глаза ничего не видят, ладони становятся влажными и холодными и все вылетает из головы. Ты не можешь побороть нервозность и оказываешься в состоянии ступора, когда вроде все знаешь, понимаешь, а сформулировать не можешь. Это приводит совсем не к тому результату, которого ты ожидал.
Как научиться контролировать свои эмоции, чтобы избежать подобных ситуаций? Как заставить себя успокоиться и сосредоточиться? Как сдать экзамены без чрезмерного напряжения, страхов и слез?

Экзамен — это как раз та ситуация, когда действовать надо по принципу «Помоги себе сам». Существует немало достаточно простых правил и приемов преодоления экзаменационного стресса. Выбери те из них, которые сочтешь наиболее эффективными для себя.

Накануне экзамена

1. Подготовку к экзамену рекомендуется закончить в 17-18 часов. В последние часы заниматься лихорадочной зубрежкой непродуктивно: опыт показывает, что чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше их остается в голове

2. Судорожное наверстывание учебного материала не поможет: как известно, «перед смертью не надышишься». От таких занятий в голове останется лишь мешанина. Придется уповать только на везение.

3. Оставшееся время полезнее посвятить подготовке к предстоящему испытанию организма, утомленного интеллектуальной и эмоциональной перегрузкой.

4. Вечером перед экзаменом целесообразнее заняться любым отвлекающим и успокаивающим делом: выйти на короткую прогулку, принять душ. Для того чтобы «разгрузить мозги», накануне экзамена очень полезно посмотреть комедию или юмористическую передачу.

Научно доказано: смех не только снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон, но и чудодейственным образом активизирует умственные способности и сообразительность.

5. Перед экзаменом важно как следует выспаться! Для того чтобы ты без труда смог уснуть, во второй половине дня накануне экзамена исключи из своего рациона кофе, чай, шоколад, колу.

6. Используй психологическую технику «Созидающая визуализация». Перед сном лежа в постели в расслабленном состоянии постарайся представить себе (визуализировать) процесс сдачи предстоящего экзамена.

  • Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.
  • Представь, что из груды экзаменационных билетов ты вытаскиваешь самый подходящий и уверенно и правильно отвечаешь на все основные и дополнительные вопросы экзаменаторов.
  • Словно на экране ты видишь и слышишь не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце твоего ответа экзаменаторы высказывают одобрение и ставят тебе желаемую оценку. На душе у тебя легко и радостно. «Отрепетируй» свои предстоящие действия и настрой себя только на успех.
  • Воспроизводи эту воображаемую картину как можно чаще, и при наступлении часа «Х», ты не испытаешь сильного страха и волнения.

Предэкзаменационный рацион

Сон накануне экзамена будет крепким и поможет максимально восстановить силы, если использовать для приготовления ужина подходящие продукты. Предпочтительно есть на ужин блюда, содержащие сложные углеводы (макароны, рис, овсяная каша), и избегать блюда с высоким содержанием белка. Ужин накануне экзамена может состоять из овощного салата или рагу с птицей или рыбой. Способствуют сну также йогурт с крекерами, бутерброд с сыром, фрукты. Снотворное действие на организм оказывает молоко.

За 30-40 минут до сна полезно выпить стакан теплой воды, в которой разведена 1 ст. ложка меда, обладающего свойством укреплять нервную систему.

Не следует употреблять на ночь мясо, колбасу и сосиски, консервированные продукты, картофель, квашеную капусту, помидоры, баклажаны, а также острые блюда и продукты с высоким содержанием сахара, так как они препятствуют хорошему сну.
Надеемся, что выполнение данных рекомендаций поможет тебе проснуться утром отдохнувшим, с ощущением бодрости и готовности показать себя с наилучшей стороны и одержать победу.

Это может быть интересным:

Экзаменационный стресс на егэ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Костромина С. Н., Писарев А. Е.

Цель исследования – прояснение влияния экзаменационного стресса на результаты выполнения экзаменационной работы учащимися в ситуации пробного Общего и Единого Государственных экзаменов, повторяющих реальные условия единой государственной аттестации школьников. К задачам исследования относилось определение динамики психофизиологических показателей стресса на различных этапах экзамена, а также оценка дополнительных факторов (предмет, по которому проводился экзамен, стратегия решения варианта, успешность выполнения работы и так далее), оказывающих влияние на количество и качество стресс-реакций на экзамене.Новизна проведенного исследования заключается в попытке преодолеть проблему смешения понятий экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности, вызванную замерами состояния учащихся, сделанными либо до, либо после экзамена. В работе использована технология он-лайн мониторинга психофизиологического состояния учащихся, позволяющая снять ряд ограничений, возникающих при субъективной оценке учащимися своего состояния. В качестве основного метода была выбрана телеметрическая кардиоритмография . Метод основан на трехкомпонентной модели экстремальных состояний c последовательным доминированием одной из трех стресс-реактивных систем. В процессе исследования в режиме реального времени регистрировалась кардиоинтервалограмма, которая подвергалась спектральному анализу. Для определения стресс – реакций фиксировались следующие показатели вариабельности сердечного ритма : общая мощность спектра (TP), мощность спектра в области низких (LF) и высоких частот (HF) и индекс вегетативного баланса (отношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (LF/HF)). При снижении общей мощности сердечного ритма и одновременном повышении индекса вегетативного баланса делался вывод о наличии стресс – реакции. Было обследовано 25 учеников академической гимназии.Стресс-реакции фиксировались у учащихся уже при чтении инструкции, их количество увеличивалось походу экзамена, достигая максимума к завершению выполнения работы. Анализ субъективных оценок учениками своего состояния свидетельствует о том, что они часто оценивают его неадекватно. Обнаружены значимые статистические различия между уровнем стресса на экзаменах по различным предметам. Наибольший уровень стресса зафиксирован на экзамене по русскому языку. Выявлено, что учащиеся, которые выбирали свободную стратегию выполнения работы и следовали ей, испытывали меньше стресс-реакций, чем те, которые выполняли задания по порядку. Зафиксированы различия в уровне стресса между учащимися, получившими различные оценки: больше всего стресс реакций зафиксировано у учеников, получивших оценку «хорошо», меньше всего у тех, кто получил «удовлетворительно».В результатах исследования показано, что ОГЭ и ЕГЭ являются крайне стрессогенными событиями: в среднем учащиеся порядка трети всего времени выполнения заданий экзамена находились в состоянии стресса. Данные события оказывают сильное влияние на психофизиологическое состояние выпускников. Выявлены дополнительные факторы, провоцирующие возникновение стресс – реакций на экзамене.The aim of the research is to clear up the influence of examination stress on the results of completing examination papers by students in the situation of trial General and Unified State Examinations, imitating the real-life environment of unified state certification of schoolchildren. The tasks of the research included determining the dynamics of psychophysiological stress indices at different examination stages, and evaluating additional factors (the subject in which the examination is held, the strategy of solving the variant, success of solving the task etc.), influencing the quantity and quality of stress reactions at the examination.The novelty of the research is in the attempt to overcome the problem of confusing the notions of examination stress and examination anxiety, caused by metering the students’ state either before or after the examination. The technology of online monitoring the students’ psychophysiological state is used in the work, which makes it possible to eliminate a number of restrictions occurring during subjective evaluation of the state by the students themselves. Telemetric cardiorhythmography was chosen as the basic method. The method is based on a three-component model of extreme states with consequent domination of one of the three stress-reactive systems. A cardiointervalogramm was being registered in the research process in the online mode and underwent spectral analysis. The following indices of heart rate variability were recorded in order to determine stress reactions: the total power of the spectrum (TP), the spectrum power in low-frequency (LF) and high-frequency (HF) regions, and a vegetative balance index (relation of the spectrum powers in low-frequency and high-frequency regions (LF/HF)). When the total power of the heart rate fell and, at the same time, the vegetative balance index rose, a conclusion was made of there being a stress reaction. Twenty-five students of an illustrious school were examined. Stress reactions were already recorded when the students read the instructions, and their number increased in the process of the examination, reaching the maximum by the end of completing the work. The analysis of subjective evaluation of the state by the students themselves reveals that they often evaluate it inadequately. Significant statistical differences were found between the levels of stress at examinations in different subjects. The highest stress level was recorded at the examination in Russian. It was revealed, that the students who chose a free strategy of completing the tasks and followed it, had fewer stress reactions than those who completed the tasks one by one. The differences in the stress levels were registered between students who got different grades: the students who were graded “good”, had the most stress reactions, those who were graded “satisfactory”, had the fewest stress reactions.The results of the study show that the General and Unified State Examinations are highly stressful events: in average, the students were under stress about one third of the time of completing the exam tasks. The given events have a significant impact on school leavers’ psychophysiological state. Additional factors were determined that cause stress reactions at the examination.

Ознакомьтесь так же:  Стресс и худоба

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Костромина С. Н., Писарев А. Е.,

Текст научной работы на тему «Экзаменационный стресс на егэ: дестабилизация учащихся или фактор успеха?»

УДК 159.91; 159.9.072.43

С.Н. Костромина , А.Е. Писарев

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха?

Цель исследования — прояснение влияния экзаменационного стресса на результаты выполнения экзаменационной работы учащимися в ситуации пробного Общего и Единого Государственных экзаменов, повторяющих реальные условия единой государственной аттестации школьников. К задачам исследования относилось определение динамики психофизиологических показателей стресса на различных этапах экзамена, а также оценка дополнительных факторов (предмет, по которому проводился экзамен, стратегия решения варианта, успешность выполнения работы и так далее), оказывающих влияние на количество и качество стресс-реакций на экзамене.

Новизна проведенного исследования заключается в попытке преодолеть проблему смешения понятий экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности, вызванную замерами состояния учащихся, сделанными либо до, либо после экзамена. В работе использована технология он-лайн мониторинга психофизиологического состояния учащихся, позволяющая снять ряд ограничений, возникающих при субъективной оценке учащимися своего состояния. В качестве основного метода была выбрана телеметрическая кардиоритмография. Метод основан на трехкомпонентной модели экстремальных состояний с последовательным доминированием одной из трех стресс-реактивных систем. В процессе исследования в режиме реального времени регистрировалась кардиоинтервало-грамма, которая подвергалась спектральному анализу. Для определения стресс — реакций фиксировались следующие показатели вариабельности сердечного ритма: общая мощность спектра (ТР), мощность спектра в области низких (LF) и высоких частот (HF) и индекс вегетативного баланса (отношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (LF/HF)). При снижении общей

мощности сердечного ритма и одновременном повышении индекса вегетативного баланса делался вывод о наличии стресс — реакции. Было обследовано 25 учеников академической гимназии. Стресс-реакции фиксировались у учащихся уже при чтении инструкции, их количество увеличивалось походу экзамена, достигая максимума к завершению выполнения работы. Анализ субъективных оценок учениками своего состояния свидетельствует о том, что они часто оценивают его неадекватно. Обнаружены значимые статистические различия между уровнем стресса на экзаменах по различным предметам. Наибольший уровень стресса зафиксирован на экзамене по русскому языку. Выявлено, что учащиеся, которые выбирали свободную стратегию выполнения работы и следовали ей, испытывали меньше стресс-реакций, чем те, которые выполняли задания по порядку. Зафиксированы различия в уровне стресса между учащимися, получившими различные оценки: больше всего стресс реакций зафиксировано у учеников, получивших оценку «хорошо», меньше всего у тех, кто получил «удовлетворительно». В результатах исследования показано, что ОГЭ и ЕГЭ являются крайне стрессогенными событиями: в среднем учащиеся порядка трети всего времени выполнения заданий экзамена находились в состоянии стресса. Данные события оказывают сильное влияние на психофизиологическое состояние выпускников. Выявлены дополнительные факторы, провоцирующие возникновение стресс — реакций на экзамене.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, Единый государственный экзамен (ЕГЭ, ОГЭ), стресс-маркеры, индекс вегетативного баланса, вариабельность сердечного ритма, телеметрическая кардиоритмография, мониторинг стресса.

Svetlana N. Kostromina, Andrey E. Pisarev

Saint Petersburg University, Saint Petersburg, Russia

Examination stress at unified state examination: student destabilization or success factor?

The aim of the research is to clear up the influence of examination stress on the results of completing examination papers by students in the situation of trial General and Unified State Examinations, imitating the real-life environment of unified state certification of schoolchildren. The tasks of the research included determining the dynamics of psychophysiological stress indices at different examination stages, and evaluating additional factors (the subject in which the examination is held, the strategy of solving the variant, success of solving the task etc.), influencing the quantity and quality of stress reactions at the examination.

The novelty of the research is in the attempt to overcome the problem of confusing the notions of examination stress and examination anxiety, caused by metering the students ‘state either before or after the examination. The technology of online monitoring the students ‘psychophysiological state is used in the work, which makes it possible to eliminate a number of restrictions occurring during subjective evaluation of the state by the students themselves. Telemetric cardiorhythmography was chosen as the basic method. The method is based on a three-component model of extreme states with consequent domination of one of the three stress-reactive systems. A

cardiointervalogramm was being registered in the research process in the online mode and underwent spectral analysis. The following indices of heart rate variability were recorded in order to determine stress reactions: the total power of the spectrum (TP), the spectrum power in low-frequency (LF) and high-frequency (HF) regions, and a vegetative balance index (relation of the spectrum powers in low-frequency and high-frequency regions (LF/ HF)). When the total power of the heart rate fell and, at the same time, the vegetative balance index rose, a conclusion was made of there being a stress reaction. Twenty-five students of an illustrious school were examined. Stress reactions were already recorded when the students read the instructions, and their number increased in the process of the examination, reaching the maximum by the end of completing the work. The analysis of subjective evaluation of the state by the students themselves reveals that they often evaluate it inadequately. Significant statistical differences were found between the levels of stress at examinations in different subjects. The highest stress level was recorded at the examination in Russian. It was revealed, that the students who chose a free strategy of completing the tasks and followed it, had fewer stress reactions than those who completed the

tasks one by one. The differences in the stress levels were registered between students who got different grades: the students who were graded «good», had the most stress reactions, those who were graded «satisfactory», had the fewest stress reactions.

The results of the study show that the General and Unified State Examinations are highly stressful events: in average, the students were under stress about one third of the time of completing the exam tasks. The given

events have a significant impact on school leavers’psychophysiological state. Additional factors were determined that cause stress reactions at the examination.

Keywords: examination stress, Unified State Examination, stress markers, vegetative balance index, heart rate variability, telemetric cardiorhythmog-raphy, monitoring of stress.

Единые государственные экзамены (ЕГЭ и ОГЭ) в качестве основной формы государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов проводятся в нашей стране на протяжении последних 15 лет. Наиболее актуальными проблемами для психологического сообщества в данном контексте являются вопросы экзаменационной тревожности и экзаменационного стресса, а также их влияние на результаты аттестации. Традиционно считается, что и тревожность, и экзаменационный стресс негативно сказываются на результатах учащихся (1, 2, 3, 4). На наш взгляд, проблема носит неоднозначный характер. Известно, что переживание стресса иногда может оказывать мобилизующее воздействие, приводить к повышению концентрации внимания и других психических процессов, а также к улучшению экзаменационных результатов (1).

Безусловно, любая форма проверки знаний является стрессовой для ученика, но в случае государственных аттестаций уровень стресса значительно повышается за счёт дополнительных факторов среды. ЕГЭ и ОГЭ проводится в особой обстановке, учащиеся выполняют задания под контролем двух наблюдателей, не являющихся учителями-предметниками, ученики пишут работу в незнакомой аудитории, сидят по одному за партой, проходят досмотр, у них изымаются все средства связи, есть жесткое ограничение по времени и особый экзаменационный бланк. В таких условиях формируется недружествен-

ная ученику среда, в которой нарушена воплощенная безопасность (5, с. 169). В результате наблюдается стрессоген-ная мобилизация всех уровней психобиологической организации ученика, сопровождаемая в том числе изменениями когнитивных функций и в первую очередь интеллекта и памяти играющих определяющую роль в оценке.

Высокий уровень экзаменационной тревожности наблюдается у учащихся выпускных классов не только перед самой процедурой тестирования, но зачастую и на протяжении всего выпускного школьного года (3, 4). Это связано с тем, что результаты экзамена являются не только выпускными, но и вступительными в образовательные учреждения высшего и среднего-специального профессионального образования, то есть на многие годы, определяют будущее учащихся. Дополнительное беспокойство стимулируют отношение учителей и родителей к экзамену, длительная подготовка к аттестации (которая порой начинается с момента поступления ребенка в образовательное учреждение), повышенное внимание средств массовой информации. Таким образом, учащиеся подходят непосредственно к сдаче Единого и Общего государственного экзаменов с крайне высоким уровнем нервно-психического напряжения и тревоги, а на самом экзамене переживают стресс, который по данным исследований оказывает негативное влияние на результат проверки. Принятая в рамках существующей в России системы образования «правильная педагогика», а точнее, как

пишет С.Ф. Сергеев, педагогика формирования «правильного поведения» создает последовательность интеракций «среда-обучаемый», где четко прослеживается связь между стимулами среды и поведением школьника (6, с. 33). Именно директивно воспринимаемый учениками запрос среды на высокую оценку за контрольную работу, на успешную сдачу экзамена, от которого зависит будущее поступление в вуз, превращает контроль результатов обучения в экстремальную ситуацию для ребенка и его родителей. Возникающий психический стресс нарушает психологическую безопасность ученика (5), что является основным фактором, искажающим экзаменационную оценку.

В теоретическом плане проблема исследования экзаменационного стресса связана с нечеткостью его определения. До сих пор в современной психологической науке зачастую происходит смешение понятий экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности. Под экзаменационным стрессом мы понимаем непосредственную генерализованную реакцию организма на ситуацию проверки знаний и контроля учебных результатов, включающую механизм адаптации (7). Экзаменационная тревожность — более пролонгированная реакция, которая формируется в течении длительного периода, включающего различные ситуации проверки знаний и подготовки к ним. В ситуации экзамена можно встретить как проявления экзаменационного стресса, выражающегося прежде всего в физиологических

реакциях (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления, учащенное дыхание, головокружение, повышенная потливость и т. п.), так и экзаменационной тревожности, которая выражается в нестабильном эмоциональном состоянии, повышенном волнении и беспокойстве, в ожидании негативного результата и оценки, негативного отношения к себе со стороны экзаменаторов и сверстников. Как следствие, можно предположить, что влияние экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности на результаты работы — различны. Четкое разделение двух сходных понятий позволяет с большей точностью произвести фиксацию и изучение стресс-реакций на экзамене, чтобы в дальнейшем установить их причины и влияние на результаты.

Ознакомьтесь так же:  Что нужно при эмоциональном стрессе

В эмпирическом плане изучение экзаменационного стресса сопряжено с методическими и процедурными сложностями. В настоящее время проведено довольно много исследований, посвященных стрессу в ситуации экзаменов. Большая их часть сконцентрирована на описании и анализе экзаменационного стресса у студентов (3, 8). Работы, изучающие стресс в ситуации контроля и оценки в школе, а также в контексте Единого Государственного Экзамена (1, 2, 9, 10) встречаются реже, а полученные в них результаты имеют целый ряд ограничений. Так, внимание исследователей обычно обращено на предэкзаменационный период, либо же наоборот — на пост экзаменационный период. Замеры и опрос обучающихся проводится накануне экзамена, или после него, или в течение экзаменационной сессии. Результаты сравниваются с данными, полученными вне периода контроля, между сессиями. Соответственно, изучается скорее экзаменационная тре-

вожность, нежели сам стресс, а по полученным данным нельзя проследить непосредственные стресс-реакции в процессе самого тестирования и контроля знаний.

Ограничение имеющихся работ касается и методов исследования. В подавляющем большинстве случаев используются методы субъективной оценки учащимися своего состояния, которые либо частично устарели, так как были созданы в 60—90 годы XX века, либо же обладают невысокой надежностью. Применяются и объективные психофизиологические методы, но их использование касается пред- или пост-экзаменационного периода. Лишь небольшая часть исследований концентрирует внимание непосредственно на экзаменационной ситуации (11). Таким образом, трудно экстраполировать полученные результаты на ситуацию экзамена.

Одновременно возникает ряд закономерных вопросов. Испытывал ли школьник экзаменационный стресс или его переживания, зафиксированные до или после экзамена, носят субъективный характер и являются проявлением экзаменационной тревожности? Насколько субъективные оценки обучающимися своего состояния соответствуют реальным переживаниям? Можно ли связать результаты экзамена с реальным психологическим состоянием обучающегося, оказавшегося в ситуации контроля и оценки? Для полноценного ответа на вопрос, каким образом экзаменационный стресс влияет на учебную продуктивность, необходимо регистрировать стресс-реакции учащихся непосредственно на экзамене, во время выполнения контрольных заданий.

Целью данного исследования являлась попытка прояснить влияние экзаменационного стресса на результаты учащихся через психофизио-

логический мониторинг стресса в естественных условиях— в ситуации пробного Общего и Единого государственных экзаменов, повторяющих реальную государственную аттестацию. В задачи исследования входило определение динамики психофизиологических показателей в начале, середине и конце экзамена, а также выявление сопутствующих факторов, влияющих на количество стресс-реакций в ситуации проверки знаний и успешность выполнения экзаменационного варианта.

1. Методы эмпирического исследования

В качестве основного метода для исследования стресс-реакций учащихся во время пробных экзаменов выступал метод телеметрической карди-оритмографии. Данный метод основан на трехкомпонентной модели экстремальных состояний c последовательным доминированием одной из трех стресс-реактивных систем — симпатоадреналовой, гипоталамо-гипофизарно-ад-реналиновой и эндогенной опиоидной (12,13). В ходе исследования регистрировалась кардиоинтервалограмма, из которой с помощью метода спектрального анализа вычленялись элементарные колебания, устанавливалась их частота и интенсивность.

Для идентификации динамических маркеров запуска стресс-реакций фиксировались следующие характеристики вариабельности сердечного ритма (ВСР) (14):

1) TP, мс2 — суммарная мощность спектра ВСР (All);

2) VLF, мс2 — мощность спектра в области очень низких частот;

3) LF, мс2 — мощность спектра в области низких частот;

4) HF, мс2 — мощность спектра в области высоких частот;

5) ЬР/НР — отношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (индекс вегетативного баланса).

Идентификация и анализ спектральных показателей вариабельности сердечного ритма проводился с помощью программного обеспечения КЬуШш8етсе 1.2 («Фотон-тест», Н. Новгород, Россия).

Вывод о наличии или отсутствии стрессовой реакции у школьников во время пробных экзаменов делался в результате анализа соотношения показателей общей мощности — суммарной активации симпатической НС (спектральная мощность в ЬР-диапазона), парасимпатической НС (спектральная мощность в НР-диапа-зона) и Индексу вегетативного баланса (ИВБ). Вегетативным маркером запуска стресс-реакции выступала 2-х фазная динамическая структура общей мощности спектра ВСР и ИВБ, а именно, снижение общей мощности сердечного ритма при одновременном повышении индекса вегетативного баланса. Разнонаправленность

общей мощности спектра ВСР (активации симпатической и парасимпатической НС) и ИВБ свидетельствовала о неспособности адаптироваться к ситуации (12, 13, 3).

На рисунке запечатлен пример записи ритмограммы у одного из участников исследования в момент написания пробного Общего Государственного Экзамена (рис. 1).

В верхней части рисунка черным обозначены ЯЯ-ин-тервалы кардиоритмограммы, синие участки обозначают наличие у учащегося стресс-реакции в соответствующий момент времени (снижение общей мощности сердечного ритма при одновременном повышении индекса вегетативного баланса с потерей баланса данных показателей), серые участки обозначают предстрессовое состояние, то есть в данный момент времени происходило снижение общей мощности при одновременном повышении ИВБ, но не доходило до пороговых значений, позволяющих говорить о выраженной стресс — реакции.

Для регистрация физиологических показателей стресса (стресс-маркеров) использовалась телеметрическая система регистрации сердечного ритма (13,15). Миниатюрный сенсорный датчик 2ерИугВюНагпе88 на эластичном поясе надевался на учащегося таким образом, чтобы электроды располагались в 1 и 2 грудных отведениях. Прием сигнала мобильным устройством со специализированным программным обеспечением — «НЯ-Яеаёег», осуществлялся через систему В1ие1оо1;Ь8РР 2,4 Гц с интервалом 1 с. Программа «НЯ-Яеаёег» принимала, фиксировала, сохраняла данные и отправляла их на сервер.

Кроме этого, для получения данных о субъективном состоянии учащихся, а также для выяснения ряда уточняющих деталей была разработана анкета. Анкета включала 11 вопросов, как открытого, так и закрытого типа. Участникам исследования предлагалось оценить по десятибалльной шкале их субъективный уровень волнения и тревоги до/

Рис. 1. Пример фиксации вегетативных стресс-реакций на начальном этапе написания пробного Общего Государственного Экзамена у девятиклассника

Примечания. В нижней части рисунка разными цветами обозначены характеристики вариабельности сердечного ритма, определенные с помощью метода спектрального анализа. А именно: черным цветом обозначена суммарная мощность спектра ВСР (ТР); красным цветом обозначено отношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (индекс вегетативного баланса — ЬР/НР).

во время/после пробного экзамена, оценить сложность экзаменационного варианта, дать оценку отдельным заданиям, описать порядок выполнения заданий.

Для обработки полученных данных были использованы методы математической статистики, а именно: средние значение и однофактор-ный дисперсионный анализ (ANOVA) в программе IBMSPSSStatistics 23.

2. Выборка участников исследования

В исследовании приняли участие 25 человек, из них 12 юношей и 13 девушек.7 человек — учащиеся одиннадцатого класса, а 18 — учащиеся девятого класса, средний возраст 15,5 лет. Как в 9, так и 11 классе предусмотрена государственная итоговая аттестация по основным общеобразовательным предметам с видеомониторингом, системой независимой экспертизы, и строгими организационными условиями, что дополнительно увеличивает стрессогенность данного формата по сравнению с традиционными экзаменами или привычными для учеников ситуациями контроля и оценки.

Все испытуемые проходили обучение в одной академической гимназии г. Санкт — Петербурга. Для регистрации психофизиологических реакций и мониторинга психоэмоционального состояния ученики выбирались по принципу «академической нейтральности» т.е. со средними оценками по основным и преимущественно по всем общеобразовательным дисциплинам. До момента исследования с учениками были проведены консультационные беседы, в которых было продемонстрировано оборудование для метода телеметрической кардиоритмографии, рассказано о возможностях метода, а также о целях исследования,

все учащиеся дали согласие на участие в мониторинге. Цель консультационной беседы — снятие напряжения в связи с новизной, необычностью ситуации. Для всех детей имелось информированное согласие на проведение исследования их законных представителей. После получения данных мониторинга, были проведены консультации с учениками, которые проявили интерес к результатам. Полученные данные и рекомендации были переданы в Психологическую службу школы.

3. Стимульный материал и процедура исследования

Исследование проходило в естественных условиях во время проведения пробного общего государственного экзамена по математике, русскому языку и обществознанию у учащихся 9-х классов академической гимназии и пробного единого государственного экзамена по обществознанию у учащихся 11-х классов. Время проведения — март 2016 года, — период, когда по всей стране организовывались пробные государственные экзамены, что воспроизводило естественность и повышло стрессогенность ситуации. Испытуемые выполняли задания пробного экзамена в своей школе, но соблюдались

все требования, предъявляемые к Единому Государственному Экзамену и Общему Государственному Экзамену. Ученики сидели по одному за партой, в классе присутствовали наблюдатели, которые не являлись учителями-предметниками соответствующей экзаменационной дисциплины, соблюдались повышенные требования к дисциплине, проходил осмотр учеников на наличие средств связи, выход из класса во время экзамена осуществлялся по записи не более одного учащегося за раз, соблюдались временные рамки настоящих экзаменов и тому подобное. Для многих учащихся оценки за пробный экзамен имели не только высокое значение в психологическом контексте (уровень подготовленности к предстоящему экзамену, проверка собственных сил, идентификация проблемных зон), но и в академическом (влияние оценки за пробный экзамен на оценку за четверть). Многие из испытуемых зачастую высказывались о волнении и тревоге, говорили о том, что «почувствовали себя на реальном экзамене». Таким образом, можно говорить о довольно точной имитации ЕГЭ и ОГЭ в условии пробных экзаменов.

Стимульный материал представлял собой пробные версии экзаменационных ва-

общие характеристики пробных экзаменационных вариантов по различным учебным дисциплинам

Дисциплина/ Класс Количество заданий/уровень сложности Тип задания Время на выполнение минут Максимальный первичный балл

Всего Базовый Повышенный Высокий С кратким ответом С развернутым ответом

Обществознание, 11 класс 29 12 10 7 20 9 235 62

Математика, 9 класс 26 20 4 2 20 6 235 32

Русский язык, 9 класс 15 14 — 1 13 2 235 39

Обществознание, 9 класс 31 16 13 2 25 6 180 39

риантов, составленные педагогами школы в соответствии со спецификациями к единому государственному и общему государственному экзаменам. В табл. 1 приводятся общие характеристики различных экзаменационных работ, а именно: количество заданий, распределение заданий по форме ответа, распределение заданий по уровню сложности, максимальный первичный балл и время, отведенное на написание работы.

Процедура исследования. Участники исследования приходили в школу за 1 час до начала пробного экзамена. За 30 минут в специально отведенном помещении на них были одеты миниатюрные сенсорные датчики 2ерИугВюНагпе88, осуществлено соединение датчика с мобильным устройством, на котором была установлена программа «НЯ-Яеаёег» для мониторинга и записи вариабельности сердечного ритма. Далее испытуемых просили оценить уровень их волнения по шкале от 1 до 10, где 1 — полное отсутствие волнения, а 10 — очень сильное волнение. Затем учащиеся до экзамена могли свободно передвигаться по школе, общаться с одноклассниками, настраиваться на предстоящую работу. За это время происходила полная адаптация к наличию миниатюрного датчика, о чем свидетельствуют высказывания испытуемых «я его абсолютно не замечал».

Пробные экзамены начинались в 10.00. Учащиеся со всеми вместе (одноклассниками без датчиков) заходили в классы, занимали заранее распределенные места по одному за партой, слушали инструкцию по выполнению заданий, которая соответствовала инструкции на реальном ЕГЭ и ОГЭ. В аудитории находилось 2 учителя, которые следили за порядком. Продолжительность пробных экзаменов соответствовала требованиям к ЕГЭ и

ОГЭ, время начала и окончания экзамена были зафиксированы на доске.

Экспериментаторы располагались в коридоре учебного заведения, непосредственно рядом с аудиторией, в которой проходил пробный экзамен. Исследователи не были допущены в класс, поскольку это противоречило нормам проведения пробных экзаменов, а также могло повлечь искажение результатов учащихся. Они фиксировали состояние учеников по индивидуальным приемным устройствам, расположенным вне класса. Сигнал от датчиков передавался в режиме онлайн по Wi-Fi. А также осуществляли мониторинг состояния учащихся во время работы и контроль работы оборудования. Проводилась фиксация таких артефактов, как чтение инструкции, начало работы, выход учащихся из класса, комментарии педагогов, проверка аудитории наблюдателями и тому подобное.

Учащиеся выходили из аудитории тогда, когда самостоятельно принимали решение о том, что справились с экзаменационной работой. Поэтому, время окончания экзамена у испытуемых — разное. С учащихся снималось оборудование, а также предлагалось

ответить на вопросы анкеты относительно волнения в течение экзамена, порядка выполнения заданий и т. д.

Через несколько дней после проведения исследования, были получены результаты пробных экзаменов.

4. Результаты эмпирического исследования

Анализ данных показал, что даже пробные экзамены — крайне стрессогенное событие в жизни школьника. В среднем за экзамен по всей выборке у учащегося фиксировалось 35,7 стрессовых реакций (М = 35,7, с = 16,5), из которых в среднем 14 — были острыми (М = 14, с = 8,8),то есть фиксировалось снижение общей мощности сердечного ритма, при одновременном повышении индекса вегетативного баланса, в несколько раз превышающим уровень общей мощности, а около 21 были предстрессо-выми состояниями (М = 21,6, с = 11), с которыми ученикам удалось справляться — превышение индекса вегетативного баланса над уровнем общей мощности не доходило до пороговых значений (табл. 2).

Сравнительный анализ долей стресса (общее время/ время пребывания в стрессе),

Средние значения по показателям стресса у учащихся на пробных

Показатель Среднее значение Среднеквадратичное отклонение Нормальные значения

Стрессовые состояния (кол-во) 35,7 16,5

Острые стрессы (кол-во) 14 8,8

Предстрессовые состояния (кол-во) 21,6 11

Доля стресса (время без стресса/время в стрессе) 33,7 6,7

Доля стресса на экзаменах по разным предметам Математика 12,8 3,1

Обществознание 12 2,4

Русский язык 21,4 4,2

Доля стресса на подготовительном этапе (посадка/заполнение бланка/ инструкция) 12,4 3,5

Доля стресса на тесте 33,2 1,4

Общая мощность (ТР) 5,75 0,6 3,46+/—1,01

Индекс вегетативного баланса(ЬБ/ НБ) 5,16 0,86 1,5-2

Рис. 2. Динамика стресс-реакций на разных этапах экзамена Примечание. Название этапов условно соответствует временному интервалу. Начальный этап экзамена — первая треть, основной — вторая треть, завершающий — третья треть

зафиксированных вовремя чтения инструкции к экзамену и заполнения бланков, а также самого выполнения экзаменационной работы показал, что во время написания работы, обследуемые переживали гораздо больше стресс-реакций, чем во время подготовительного этапа (инструкция — 12,4%, тест -33,2%, р

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

About the Author: admin