Негативизм ребёнка

Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

Негативизм ребёнка

Особенные дети – это, в первую очередь, дети. А потому в процессе развития им свойственны те же феномены, что и другим. Например, негативизм. Однако у особенных детей существует риск перехода от «обычного протеста» к «опасным ситуациям» в настоящем или будущем. Поэтому негативизм особенных детей предъявляет взрослым более жесткие требования к управлению собственным поведением. Что нужно знать о правилах взрослого поведения при детском негативизме? Что включает в себя профилактика негативизма? Как бороться с негативизмом, а точнее – как предупредить или преодолеть негативизм ребенка?Тезисные ответы для всех, а особенно для взрослых, имеющих дело с негативизмом особенных детей.

Как реагировать на проявления активного негативизма ребенком
• Не пытайтесь спорить. Это только усилит сопротивление ребенка.
• Не отвечайте «тем же». Это только поддержит негативную реакцию. Если ребенок кричит, не повышайте голос. Говорите тише. Если пытается причинить боль себе или другому (ударить, ущипнуть, толкнуть), не применяйте физических наказаний. Остановите порыв ребенка, уверенно перехватив его руку и спокойно сказав: «Бить нельзя – можно . (то-то)».
• Помните, что вы взрослый, адекватно мыслящий и действующий человек.
• Используйте три эффективных метода оперативного реагирования.
1) Демонстрируйте обратную «гипертрофированную» реакцию. Она способна прекратить нежелательное поведение. Например: шепот или тихий голос способен унять крик; невозмутимое спокойствие – снять раздражение; строгий взгляд – остановить безудержное радостное возбуждение; плавные движения – снизить порывистость и т.д.
2) Отвлекайте ребенка интересным объектом, темой, эффективным действием.
3) Хвалите и подбадривайте ребенка за малейшие действия в нужном направлении.
• Если поведение ребенка вызывает у вас сильное раздражение, избегайте проявления своей импульсивной негативной реакции. Чувствуя, что не можете совладать с собой, остановитесь (замрите, отойдите или выйдите). Успокойтесь и вернитесь к взаимодействию с ребенком.
• Если намерены выразить порицание, помните следующее. Делать это надо сразу после нежелательного поступка, формулируя мысль кратко и понятно, подчеркивая, что любите ребенка. Пример: «. (сделав то-то), ты поступил плохо и этим очень меня расстроил. Я тебя очень люблю и надеюсь, что в следующий раз ты . (поступишь так-то)».
Профилактика негативизма и прочих эмоциональных и поведенческих расстройств
• Не подавляйте и не запугивайте ребенка.
• Поддерживайте спокойную, доброжелательную обстановку.
• Стимулируйте и организовывайте активность ребенка.
• Хвалите ребенка чаще — за любой удачный шаг, за любую (даже маленькую) победу.
• Предлагайте, но не навязывайте. А если уж решили сделать что-то против воли ребенка, то делайте это предельно спокойно, терпеливо, доброжелательно и до конца.
• Разрешайте ребенку говорить «нет». При этом учите аргументировать (пояснять) свой отказ, предлагать альтернативы (другие варианты) и договариваться (выбирать и выполнять одно, приемлемое для всех, решение).
• Проверяйте, не слишком ли часто ребенок слышит «нельзя». Убирайте лишние запреты, а оставшиеся предъявляйте в виде правил, где фигурирует слово «можно». Например: «На обоях рисовать нельзя, а в альбоме можно», «Отбирать нельзя, можно попросить».
Приемы предупреждения и преодоления негативных поведенческих реакций
1. Смена видов деятельности и дозированная эмоциональная подзарядка. Это самый простой прием, позволяющий предупредить негативизм, как реакцию на внутреннее напряжение, усталость или пресыщение ребенка каким-либо занятием. Так, например, устную речь периодически можно обогащать или заменять яркими жестами и/или мимическими выражениями. Умственные занятия желательно перемежать двигательными, а пассивные — активными (например, можно помочь ребенку начать действие, а продолжить или закончить его предложить самостоятельно). Похвалу можно произносить то шепотом, то громко и с аплодисментами. Выполнять разные задания бывает полезно в разных положениях тела или с переходом на разные места. Подобные приемы создают эффект новизны, помогая ребенку сохранять интерес, включенность и работоспособность в процессе выполнения даже одного единственного задания.
2. Предвосхищение нежелательных действий. Используется во время выполнения какого-нибудь задания. По внешним признакам (учащение дыхания, раскачивание и т.д.) улавливается подготовка ребенка к нежелательному действию. Предупреждая его, взрослый сам предлагает выполнить ребенку подобное действие. Например: «Посиди, отдохни!» или «Побегай немножко!». Повинуясь неконтролируемому импульсу, ребенок реализует свою готовность, одновременно выполняя инструкцию взрослого. Взрослый может подключиться к действию – присесть или пробежать рядом с ребенком После вынужденной паузы важно вместе вернуться к выполнению задания.
3. Предъявление двух стимулов разной значимости. В качестве таких стимулов может выступать что угодно – от двух людей до двух игрушек или видов еды. Первым стимулом выбирается тот, в отношении которого ребенок, скорее всего, откажется действовать. Цель его включения – подготовка ребенка к нужному действию. Вторым стимулом выступает тот, по отношению к которому ребенок, скорее всего, более охотно выполнит подобное действие. Пример: сначала предлагается «поешь кашу» (которую ребенок не любит), затем предлагается «поешь суп» (который ребенок иногда ест). Или: сначала предлагается дать какой-то предмет малознакомому человеку, затем предлагается тот же предмет дать близкому или хорошо знакомому для ребенка человеку.
4. Использование внешнего импульса. Ребенку сообщается, что нужно сделать. Следом в поле зрения вводится привлекательный предмет, игрушка или картинка. Внимание ребенка отвлекается и взрослый подталкивает руку ребенка в нужном направлении, передавая внешний импульс к началу, продолжению или завершению необходимых действий. Прием используется в целях профилактики негативизма, когда ребенок не проявляет интереса к выполнению инструкции или задания.
5. Отвлечение другим занятием. Дается короткая инструкция, что следует сделать. Слова можно подкрепить жестом или небольшой помощью. После этого внимание ребенка отвлекается чем-то другим. Например, сбор игрушек сопровождается чтением стихов вслух, комментированием происходящего на улице и т.п. Ребенок отвлекается, выполняя задание «между делом». Чем больше он втягивается в выполнение нужных действий, тем смелее можно подбадривать или поправлять его. В завершении следует подчеркнуть позитивное значение достигнутого им результата. Пример: «Вот какой молодец, собрал все игрушки, теперь дома чисто и красиво! Вот это помощник!»
6. Использование противоречивых инструкций. Приемом пользоваться очень аккуратно — изредка и недолго. Цель – формирование позитивного отношения к отвергаемой ситуации, нелюбимому занятию. Ребенку сообщается, чем сейчас будем заниматься (во что поиграем, что сделаем), и дается инструкция: «Я тебя буду просить, а ты не слушайся и делай наоборот». Затем даются противоречивые команды по принципу «делай – не делай». Например: «Поднимай! Не поднимай!» или «Садись! Не садись!» и т.д. Любое действие ребенка поощряется — вне зависимости от того, соответствует оно команде или нет: «Отлично! Продолжай так же!». Постепенно нужная команда начинает звучать все чаще, затем остается только она одна, и ребенок регулярно ее выполняет.
7. Предоставление выбора без выбора. Прогнозируя проявление негативизма в ответ на ту или иную просьбу, можно дать ребенку возможность отказаться от одного из способов выполнения задания, добившись согласия на сам процесс: «Ты сегодня будешь мыться под душем или примешь ванну?», «Соберешь игрушки сам или вместе со мной?».
8. Формулирование инструкции «наоборот». В момент яркого проявления негативизма ребенком, можно выдать инструкцию наоборот – в форме запрещающего предупреждения. Пример: «Только не вздумай сегодня лечь в 9 часов». Цель: спровоцировать нужное действие или приостановить негативизм «неожиданным запретом». Часто и в других ситуациях пользоваться этим приемом нельзя, поскольку ребенок может начать выполнять инструкцию не «наоборот», а буквально.
9. Передача ребенку роли «ведущего». Применяется, как правило, в игровых ситуациях. Игра строится на использовании атрибутов и элементов, которые привлекают ребенка и доставляют ему удовольствие. Сначала ребенку дают разыграться. Затем взрослый останавливается и просит дать какой-нибудь сигнал к продолжению игры. Например: «Скажи «но!» и лошадка поедет!». С этого момента любое действие ребенка (речевое или двигательное), даже если оно не относится к игре, расценивается, как команда взрослому к продолжению игры, и позитивно комментируется. Например: «Оксана подняла ручку – лошадка повернула направо! Лошадка слушается Оксаночку!». Цель: перевод негативного поведения в позитивное взаимодействие.
10. Демонстрация увлекательного примера. Прием подходит для обучения ребенка выполнению нового или прежде отвергаемого действия. Пример демонстрируется с помощью игрушек или других людей. Задача – опосредованно познакомить ребенка с правилами, а также привлекательными условиями и позитивными реакциями участников, выполняющими данное действие. Предположим, ребенок отказывается ходить на горшок. Тогда в его присутствии на горшок отправляется кукла или мягкая игрушка, которая каждый раз после выполнения необходимой последовательности действий «вознаграждается» конфетой или другим, привлекательным для ребенка, стимулом. Или, к примеру, ребенок отказывается играть в определенную игру или вовсе участвовать в совместных с другими детьми играх. Тогда в его присутствии организовывается игра с другими детьми, действия которых активно подбадриваются и сопровождаются яркими эмоциями и позитивными комментариями. Следует проявить терпение к ребенку, не вовлекая, а позволяя «созреть» его решению подключиться к процессу. Заметив признаки интереса к происходящему, можно ненавязчиво, мимоходом, пригласить его к участию. Когда же он сделает шаг, важно оказать нужную помощь и обеспечить для него те же самые привлекательные условия и положительные эмоции. Практика показывает, что данный прием отлично работает даже в отношении детей с осложненными формами аутизма.

Ознакомьтесь так же:  Причины психопатий

Детский негативизм: признаки и причины его проявления Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Клейникова Татьяна Петровна

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления. Освещается актуальность предупреждения негативных проявлений в деятельности уже на самом раннем этапе развития. Подчеркивается необходимость разработки комплекса диагностических методик для выявления причин детского негативизма .

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Клейникова Татьяна Петровна,

Children»s Negativism: Signs and Causes of Its Manifestation

The article addresses the children’s negativism problem from the perspective of pedagogy, describes the signs and causes of its manifestation. The author explains how relevant it is to prevent negative manifestations in any activity already at the earliest stage of development. The complex of diagnostic methods is offered to reveal the reasons for the children’s negativism .

Текст научной работы на тему «Детский негативизм: признаки и причины его проявления»

Клейникова Т. П. Детский негативизм : признаки и причины его проявления / Т. П. Клей-никова // Научный диалог. — 2013. — № 8 (20) : Педагогика. — С. 131-139.

Детский негативизм: признаки и причины его проявления

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления. Освещается актуальность предупреждения негативных проявлений в деятельности уже на самом раннем этапе развития. Подчеркивается необходимость разработки комплекса диагностических методик для выявления причин детского негативизма.

Ключевые слова: детский негативизм; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласованный стиль воспитания; ситуативная рефлексия; детско-взрослая взаимность; немотивированное поведение.

Проблема детского непослушания становится все более острой для родителей и педагогов, которые задаются вопросами: в чем же причина подобного поведения ребенка? Что побуждает его, еще недавно послушного и покладистого малыша, так активно протестовать против знакомых и привычных для взрослых правил, просьб и воспитательных воздействий. Негативные реакции начинают проявляться уже на самом раннем этапе развития ребенка: от рождения до 3 лет. Именно этот возрастной период характеризуется становлением личности ребенка и содержит в себе ряд возрастных кризисов. Поэтому очень важно в раннем возрасте своевременно распознать признаки негативизма ребенка, осознавая его причины, для преодоления личностных проблем общения взрослых с детьми в поведении и проявлении личности в будущем. Первые акты протеста, по мнению Л. С. Выготского, возникают уже в период кризиса первого года

жизни, когда формируются первые представления ребенка о себе и появляются зачатки самосознания, как интуитивного чувствования Образа-Я [Анисимов, 2010, с. 8-11], когда ребенок протестует против насильственной социализации и навязывания социальных установок и норм, к выполнению которых он, может быть, еще не готов (а это все чаще не чувствуют и не понимают родители и педагоги), или когда чувствует свое призвание, а поэтому проявляет свои желания и намерения в других, возможно в смежных, областях деятельности, но не в тех, которые предлагаются ему взрослыми. И тогда настойчивые требования взрослых являются здесь чаще всего провокацией естественного сопротивления тем действиям, которые оказываются не востребованными самим ребенком. Так, уже к концу первого года жизни у ребенка впервые проявляются «аффекты собственной личности» — первая ступень развития воли [Шавырина, 2010, с. 103].

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет выявить научное определение понятия «детский негативизм», а также описания особенностей его проявления. Большинство авторов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников) [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262]. На основании анализа определений, которые составляют методическую базу для исследования детского негативизма, можно вывести более глубокое и содержательное понятие негативизма детей. Под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников.

Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний в самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное (то есть неадекватное особенностям его роста, развития и психоэмоциональных склонностей) влияние со стороны близкого взрослого [НПС, 2005, с. 311; НППС, 2010, с. 487; ПС, 2003, с. 287; ПСР, 1996, с. 61; ПЭС, 2006, с. 262].

Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство, которое при рассогласованном типе воспитания перерастает в агрессию, и капризность, которая в таком случае преобразуется в уныние и депрессию. Под капризностью мы подразумеваем такую форму поведения детей, которая выражается в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании [БПС, 2005, с. 194]. Под упрямством мы понимаем форму поведения ребенка, обусловленную мотивом самоутверждения [БПС, 2005, с. 506].

Особенности проявления негативизма обусловлены типом темперамента. Для слабого типа темперамента характерны менее интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка, такие как капризы: плач, замкнутость, отчужденность, избегание. Для сильного типа темперамента характерно упрямство, то есть более интенсивные и аффективные негативные проявления ребенка: грубость, импульсивно активное отрицание, стремление действовать вопреки, истерические реакции, агрессивность. Проявляться детский негативизм будет не только во взаимодействии со взрослыми или сверстниками, но и в обычных социально нормативных режимных ситуациях.

Можно выделить две основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка: во-первых, рассогласованность в способах воспитания взрослых, ответственных за педагогический процесс; во-вторых, невнимательность к конструктивно-созидательным потребностям ребенка, в том числе психолого-педагогическая некомпетентность взрослых как препятствие его самоутверждения и самостоятельности.

Ознакомьтесь так же:  Влияние стресса на беременность на ранних сроках

Рассмотрим подробнее причины возникновения негативных проявлений в поведении ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенный комплекс воспитания, который далеко не всегда осознается взрослыми членами семьи, что проявляется в отсутствии осознанного целепо-лагания, формулировки задач, адекватности и согласованности применения конкретных способов и приемов воспитания, учета личных и типологических психологических особенностей ребенка. Система воспитания характеризуется определенным стилем воспитания, ха-

рактеристику которого можно дать исходя из сочетания показателей по следующим критериям-шкалам [Марковская, 1999, с. 97-98]:

1) нетребовательность — требовательность родителя;

2) мягкость — строгость родителя;

3) автономность — контроль по отношению к ребенку;

4) эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю;

5) отвержение — принятие ребенка родителем;

6) сотрудничество — противоборство;

7) тревожность за ребенка — попустительство;

8) непоследовательность — последовательность воспитательных воздействий родителя;

9) воспитательная конфронтация в семье;

10) удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Оценка по данным критериям на наш взгляд может быть выражена следующими характеристиками: адекватная и неадекватная самооценка (завышенная и заниженная), когда адекватная будет проявляться при конструктивной организации детско-родительских взаимоотношений, неадекватная же будет обусловлена деструктивной организацией воспитания и непременно приведет к установлению рассогласованного стиля воспитания, конфликтной атмосфере в семье по поводу воспитания ребенка. Сам ребенок, как правило, вынужден лавировать, хитрить и приспосабливаться к противоречивым требованиям взрослых, и, как следствие, появляются негативные признаки развития личности ребенка: негативное эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок при беспредметном и случайном общении с близкими взрослыми; недостаточная сфор-мированность социальных установок в результате некомпетентной психолого-педагогической позиции родителей; негативное поведение ребенка как средство привлечения внимания к собственным персоне; формирование упрямства как негативной черты личности, являющейся средством манипулирования родительскими установками; протестное поведение как реакция при эмоциональной травме; соматические недомогания, депрессия или агрессия.

Другая причина возникновения негативных проявлений в поведении ребенка — невнимательность значимых для ребенка взрослых

(педагогов и родителей) к его конструктивно-созидательным потребностям. Психолого-педагогическая некомпетентность взрослых сегодня становится реальным скрытым препятствием его самоутверждения и самостоятельности, что неизбежно приводит к неудовлетворенным потребностям социального характера: потребности в общении, эмоционально теплом, доброжелательном контакте, самоутверждении, удовлетворении познавательных потребностей. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция здесь выполняет функцию компенсации и защитной реакции. Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию [ПС, 1996, с. 61], но закрепляет деструктивный опыт социализации. Вопрос состоит в том, чтобы осознать принципиальные возможности ребенка этого возраста (от рождения до 3 лет), его потенции поступать мотивированно, то есть осознавать свои непроизвольные побуждения, желания, потребности, в чем взрослые — родители и педагоги -и должны оказывать ему помощь. Наши наблюдения показывают, что при недостаточности рефлексивных способностях родителей и ситуативной рефлексии педагогов в осознании переживаний ребенка «здесь и сейчас» [Карпов, 2003, с. 51] развитие мотивированных действий детей невозможно либо затруднено. Другими словами, если взрослый не пытается вербализовать ситуативные переживания (как основу желаний и намерений) ребенка, то ребенок вынужден реагировать негативно при столкновении своих потребностей и требований взрослого, защищая свои истинные и пока еще трудно осознаваемые намерения и желания. При этом взрослый чаще всего не допускает даже мысли о том, что желания ребенка могут быть истинными в силу интуитивного влечения его к выполнению собственного предназначения, а социально-нормативные требования взрослого в такой ситуации могут быть чуждыми, а в некоторых случаях даже вредными (несмотря на их социальную нормативность) для духовноинтеллектуального развития ребенка.

Так, например, до сих пор современные исследователи с позиций традиционной педагогики и психологии рассматривают действия педагогов как всегда однозначно верные, что позволяет им вводить в заблуждение родительскую общественность в том, что негативизм ребенка якобы необходимо всегда преодолевать, настойчиво требуя

исполнения социальных норм и правил поведения. Такой подход, по сути, является бихевиоральным, то есть ориентированным только на поведенческие, внешние реакции, без учета внутреннего механизма их проявления. Однако авторитарные методы педагогической работы не должны быть исключены: они уместны, на наш взгляд, но только в случаях, когда жизни или здоровью ребенка грозит опасность. Во всех других случаях ребенок ставит взрослого в творческую ситуацию, о которой говорили и говорят выдающиеся отечественные психологи: Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Никольская. От взрослого требуется реализовать свой творческий потенциал в поиске оригинальных, нетрадиционных способов решения проблемных ситуаций, обеспечивающих на основе «детско-взрослой взаимности» решение трех задач:

1) обеспечение социальных условий реализации своего предназначения ребенком;

2) накопление индивидуального опыта самотворения (творческих способностей) и, как следствие;

3) содействие конструктивной социализации личности.

В традиционной же практике образования преследуют лишь последнюю задачу, пренебрегая двумя предыдущими, требующими от педагогов и родителей развитых креативных способностей.

Вместе с тем вне зависимости от причин возникновения негативное поведение ребенка является сигналом к анализу взрослыми своих воспитательных воздействий, так как, проявившись в разных ситуациях несколько раз, негативизм может закрепиться и стать устойчивой чертой характера ребенка [ПС, 1996, с. 61]. Если проявления негативизма не будут конструктивно преодолены к младшему школьному возрасту, то они примут необратимую тенденцию развития либо в аутоагрессию вплоть до суицидальных попыток, либо в депрессию вплоть до асоциального образа жизни как оппозиции за длительное отсутствие любви к нему ближних (родителей, педагогов, сверстников) [Грановская, 2003, с. 358-359].

В психолого-педагогической литературе можно найти значительное количество определений детского негативизма, однако диагностический инструментарий достаточно беден, невелик выбор мето-

дик для определения детско-родительских отношений, самооценки ребенка раннего возраста и регистрации анализа негативных проявлений такого ребенка.

Для диагностики причин детского негативизма мы используем комплекс диагностических методик, представленный в таблице (табл. 1).

Диагностические методики для исследования детского негативизма

Диагностическая методика Признаки, которые диагностируются

Взаимодействие родителя с ребенком (М. И. Марковская) Выявляет стиль семейного воспитания каждого родителя

Тест для определения особенностей поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) Выявляет психологические особенности родителей и их взаимоотношений в конфликтных ситуациях

Методика самооценки личности (Будасси) Выявляет особенности самооценки родителя и, как следствие подражания родителю, самооценки ребенка

Тест для определения типа темперамента Выявляет ведущий тип темперамента ребенка

Анкета для наблюдения проявления негативных реакций ребенка (табл. 2) Выявляет частоту проявления негативных реакций ребенка в разных режимных моментах

Бланк наблюдения за негативными проявлениями ребенка

Режимные моменты Частота проявления негативных реакций ребенка

Календарные дни наблюдений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1. Приход в группу детского сада

3. Игра со сверстниками

4. Игра с воспитателем

6. Укладывание перед сном

7. Пробуждение ото сна

8. Уход из группы детского сада

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, под детским негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенная потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого. Признаками детского негативизма в зависимости от типа темперамента будут являться упрямство и капризность.

Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-пе-дагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых.

В-третьих, специального диагностического инструментария для определения детского негативизма не обнаружено. Нами разрабатывается диагностический комплекс методик, направленных на выявление признаков негативизма. Мы считаем, что желательно обнаружить такие признаки своевременно — в раннем возрасте.

Источники и принятые сокращения

1. БПС — Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко — Санкт-Петербург : ЕВРОЗНАК, 2005. -632 с.

2. НППС — Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. — Минск : Современная школа, 2010. — 928 с.

3. НПС — Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рос-соха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 808 с.

4. ПС — Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Корпулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова ; под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 640 с.

5. ПСР — Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. -Москва : Академия, 1996. — 160 с.

6. ПЭС — Психологический энциклопедический словарь / М. И. Енике-ев- Москва : ТК Велби, Проспект, 2006. — 560 с.

1. Анисимов В. П. Арт-педагогика нравственности : монография / В. П. Анисимов. — Тверь : Твер. гос. ун-т, 2010. — 320 с.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.- Санкт-Петербург : Речь, 2003.- 655 с.

3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. -№ 5. — С. 45-57.

4. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2. — С. 94-108.

5. Шавырина А. Почему ребенок упрямый? / А. Шавырина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 9. — С. 103-107.

© Клейникова Т. П., 2013

Signs and Causes of Its Manifestation

The article addresses the children’s negativism problem from the perspective of pedagogy, describes the signs and causes of its manifestation. The author explains how relevant it is to prevent negative manifestations in any activity already at the earliest stage of development. The complex of diagnostic methods is offered to reveal the reasons for the children’s negativism.

Key words: children’s negativism; capriciousness; stubbornness; causes of negative manifestations; inconsistent style of upbringing; situational reflection; child-adult reciprocity; unmotivated behavior.

Детский негативизм

Автор статьи Н.В. Жутикова

Для подлинного homo sapiens характерно постоянное стремление стать еще более человеком. А для этого ему нужно не только вобрать в себя все то, что даст ему органическая связь с родившим его. Ему нужны многие новые связи за пределами узкого круга семьи. И в них он должен чувствовать себя не щепкой, плывущей по течению, не организмом, реагирующим на раздражители, не функционером, а личностью!

Наиболее интенсивно личность утверждает себя в подростковый период. А пока ребенку предстоит еще познакомиться с собой, со своим «я», выделить его из окружающей среды, отделить себя от нее, удивиться этому, пережить это и освоиться на этом новом этапе. Но еще до этого, перед этим, идет своеобразная подготовка: неожиданные для взрослых, спонтанные пробы самостоятельности чаще всего приобретают негативные формы (детский негативизм), т. е. формы отказа от ожидаемых действий.

Ознакомьтесь так же:  Заговорить гайморит

Часто они приобретают оттенок игры, когда ребенок как бы поддразнивает взрослых, демонстративно и лукаво делая то, что они запрещали. Эти психологически нормальные негативные формы поведения чаще наблюдаются в периоды возрастных кризисов, когда у ребенка возникает устойчивая потребность в самостоятельности и в самоутверждении. Он говорит «нет», если от него ждут «да», нарушает запреты, протестует против излишней опеки («я сам!») и вообще делает все наперекор. Жесткой возрастной периодичности искать не стоит: и в полтора года, и даже раньше, и в двух-трехлетнем возрасте такая потребность уже дает себя знать продолжительными периодами протеста и своеволия. Чем энергичнее, активнее и самолюбивее ребенок, тем активнее и его протест!

Как же себя вести в этих случаях? Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм, зависит самое важное — будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе.

В каком бы возрасте ни был малыш, впервые не подчинившийся нашей воле, это должно послужить сигналом для нас о необходимости кое-что изменить в своем прежнем отношении к нему. В какую сторону? В сторону укрепления и развития его самостоятельности!

Вот здесь у многих молодых воспитателей сразу возникают неприятные ассоциации под отталкивающей шапкой: «баловать», «потакать» и т. д. Ни то ни другое! Везде, где возможно, пусть ребенок делает что-то для себя сам и по своему усмотрению. Везде, где возможно, следует дать ему реализовать свое предпочтение! Пусть делает как хочет! Не следует устраивать скандалы из-за того, что ребенок не повинуется вам. Не спешите «принимать меры», выждите! Если нет острой необходимости, не настаивайте на своем! А если вы вынуждены настаивать (допустим, собрать игрушки, одеться, чтобы идти куда-то, или, напротив, раздеться, чтобы ложиться спать, и т. п.), то не акцентируйте внимания на его отказе повиноваться. Выждать минуту-другую можно почти всегда.

Если мы не оказываем сопротивления или, точнее, не оправдываем ожидания младшего нашим сопротивлением, то контрпозиция слабеет. Выждав, мы можем сделать вид, что никакого «негативизма» и не было! Приведем цитату, взятую из дневника одной молодой мамы:

«А сын меня озадачил. Даю сегодня ему лекарство. Растерла таблетку ложечкой в ложке, смочила, чтобы этот порошок не разлетелся, и протягиваю сыну. Он сначала, как обычно, открыл рот, а потом вдруг закрыл (перед самой ложкой) и отвернулся. Стою перед ним с этой ложечкой, как дура, и не знаю, как это понимать и что делать. Молчу. Посидел он этак, отвернувшись, потом на меня смотрит. Я опять ему — ложечку и сама свой рот открываю, чтобы он сделал так же. А он, наоборот, свой рот плотнее закрыл, губки сжал и раза два-три мотнул головой в обе стороны, как обычно делают, когда не согласны с чем-то («нет»). И опять я стою в полной растерянности.

И что-то мне вдруг неспокойно на душе сделалось: ну вот, уже и не слушается. Сколько мечтала о сыне, представляла, какой он будет. И какие были мысли: ох, скорей бы побежал, скорее бы заговорил, шалить бы начал. А вот сейчас не по себе стало: что же мне делать, если не будет слушаться? Жаловаться папке, а тот его — ремешком. Ремнем?! Ну уж — нет! Стою и смотрю на него, а у самой вот такие беспокойные мысли. А он опять помотал головой, потом посмотрел на меня и вдруг преспокойненько так открыл рот! И так же спокойно из моих рук запил из чашечки. Поморщился (горьковатое лекарство), но не заплакал. Интересно, почему он то заупрямился, то вдруг согласился, открыл рот, хотя я в это время не настаивала. »

В приведенном примере мама от растерянности стояла перед сыном молча, но именно это как раз и было нужно! Малыш сам открыл рот!

Другой пример: малыш может методично поднимать ручонку к открытой болячке после каждого запрещающего движения взрослых. Вот он — самый безобидный пример реагирования на запрет! И эти же эпизоды служат уроком «как быть?».

Здесь симпатична модель игрового разрешения протеста! Почему бы не поиграть минуту в ту игру, которая насытила бы притязания малыша.

Слышу такое знакомое, привычное ворчание: «Играть. Так наиграешься за день на работе. »

И все-таки дороже вашего ребенка у вас ничего нет! Если он болен физически, вы же без возражений бросаетесь ему на помощь! Там опасность для вас очевидна. Зачем же вы ворчите, если речь идет о развитии его личности? Если вы будете подавлять, пресекать все попытки самостоятельности у вашего малыша (то, что вам кажется упрямством), это неизбежно задержит своевременное развитие самостоятельности, может вообще блокировать ее полное развитие (человек так и останется несамостоятельным). Но при этом может развиться негативизм, совсем не похожий на пробы и попытки самостоятельности. Это уже такой негативизм, в котором отчетливо дает себя знать эмоциональное неблагополучие, вызванное подавлением. Это будет уже болезненная форма протеста! Иногда с плачем и криком, иногда с тупой неподвижностью — по-разному. Но нет здесь выражения свободы, уверенности, внутренней независимости, как при «нормальном» негативизме. Даже если иногда и отмечается что-то похожее на игру, то игра эта — «болевая», в ней налицо стремление причинить нам боль! Но как бы ни проявлялся такой негативизм, он служит способом защиты и утверждения своего «я», своего права на самостоятельность. Способ весьма неприятный для нас и безрадостный, болезненный для ребенка, но единственно доступный ему.

Попытки взрослых «исправить» малыша грубым подавлением его своеволия и наказаниями закрепляют у него негативные формы поведения. Их закрепляет даже простое привлечение к ним внимания! И с этого начинается формирование негативизма как черты характера. Это уже отклонение от нормального развития самостоятельности. Вот здесь и проявится истинное упрямство — привычное немотивированное сопротивление воздействиям извне — сначала своим значимым старшим, а потом и любому воздействию.

У детей менее активных и выносливых подавление самостоятельности может не вызвать внешне выраженных негативных форм поведения. Но рано или поздно скажется острый дефицит самостоятельности, который перейдет в черту, которая так и называется — личностной зависимостью. Но и «зависимые» нередко обнаруживают запоздалые проявления того самого негативизма, который является закрепленной реакцией протеста против посягательства на их право на самостоятельность.

Есть тяжелая закономерность: то, что не получило возможности проявиться в свое время, в соответствующем возрасте, обязательно проявится позднее и в очень неприятной форме. И будет держаться много дольше, чем могло бы в свое время. А может и сохраниться на всю жизнь — как одна из тенденций незрелой личности. И она будет давать о себе знать прежде всего в контакте со старшими, с теми самыми значимыми, которые задержали это развитие.

Но вчерашний младший не остается только младшим на всю жизнь. Это его положение сохраняется лишь относительно его старших. Бывшие подростки получают паспорта, служат в армии, женятся и выходят замуж. И обзаводятся своими собственными младшими!

Обратите внимание: если к этому времени сохранились незрелые тенденции личности, они не проходят сами по себе, автоматически, с рождением детей. И они неизбежно проявятся — при первом же столкновении с попытками самостоятельности у новых младших! Незрелые способы самоутверждения молодых родителей теперь будут давать вспышки негативизма в общении со своими старшими и подавлять самостоятельность у новых младших, порождая в конечном итоге ту же консервацию незрелых тенденций уже в третьем поколении. И так — до «седьмого колена».

Когда вы нетерпеливо теребите книгу в поисках прямых указаний, как сделать вашего трудного подростка «хорошим», когда осаждаете психологов с требованиями конкретных рекомендаций и радикальнейших мер («вплоть до гипноза!»), попытайтесь понять следующее. До тех пор, пока мы, старшие, не захотим улучшить самих себя, мы не сможем сделать наших детей лучше, чем они получаются. Даже если кто-то со стороны вдруг сделал «чудо», смог что-то дельное пробудить в вашем сыне (дочери), а вы себя не измените, улучшение будет нестойким, неглубоким и мало затронет его отношение к вам.

Мой друг рассказал мне о своей бывшей сокурснице по университету. Знал он ее беспечной, бесшабашной, бездумной, склонной к нескромным шуткам. Всерьез ее никто не принимал. На встрече выпускников через 15 лет он был поражен переменой: вместо прежней пустельги и болтушки перед ним был умный и красивый человек, с манерами сдержанными и мягкими, с тем чувством собственного достоинства, которое внушает уважение еще до первых сказанных слов. И речь ее также была прекрасна, проста и умна. В чем же причина такой разительной перемены? Еще студенткой она вышла замуж и стала матерью. Но после окончания вуза семья распалась. Оставшись с маленьким сыном, пережив драму, она осознала всю меру ответственности за его будущее. И ради сына стала заново сознательно строить самое себя — изо дня в день! И потому к юношескому возрасту сына сделала его своим другом.

Мне известны многие семьи и одинокие матери, которые смогли пересмотреть свой образ жизни, себя, свое отношение к детям — даже в зрелом возрасте! И перемены, происшедшие с родителями, благотворно повлияли и на подростков, и на уже взрослых или почти взрослых детей. Вот это и есть тот единственно верный способ самоутверждения старшего перед своим младшим: постоянная, пожизненная работа над собой. Здесь выигрывают обе стороны! Это — творческий путь! До конца дней своих вы не перестанете расти, а значит, не утратите значения для своих детей как личность. Но это трудный путь. По крайней мере он труден вначале.

Чаще избирают путь полегче, но он и порождает «трудных» детей: старший утверждается за счет своего младшего. Так и продолжается упомянутая выше цепь передачи из поколения в поколение незрелых способов самоутверждения. Пора прервать ее! И если вы уже решились на это, надо узнать, что же изменить в себе, в своих отношениях.

Клипарт с сайта LENAGOLD

Детский негативизм. Советы родителям

Важно понимать: ребенок отказывается выполнить просьбу не потому, что ему этого не хочется. Гораздо важнее для него проявить самостоятельность, не подчиниться воле взрослого. Если вы будете придерживаться гибкой тактики, то поможете ребенку не только избежать ненужных конфликтов сегодня, но и стать более самостоятельным и независимым в его будущей взрослой жизни. См. →

About the Author: admin