Логоритмика при заикании

Логоритмическая ритмика как часть комплексной системы реабилитации заикания у детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика это одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении детей с заиканием.

Логопедическая ритмика включает такие формы музыкального воспитания, как прослушивание музыки (вокальная, инструментальная), пение, игры, сопровождаемые пением и музыкой, танцы и подвижные игры под музыку. Выбор материала должен соотноситься с этапом логопедической работы. Соответственно, на первом этапе рекомендуется слушание музыки, воспитывающие слуховое внимание. Образцы красивого, и артикуляционно правильного пения благотворно влияют на положительную настроенность заикающихся, на их желание подражать красивой речи, на их чувство темпа и ритма. Очень важно ребенку дифференцировать силу, высоту и длительности звука. Вообще важной задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма. Ритм организует двигательную деятельность человека – регулирует не только движение, но и слово, развивает фонетический слух, слуховую память, внимание и коррекции речи. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что в свою очередь исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

Поскольку ритм есть сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, то акцентированная часть движений выполняется с наибольшим мышечным напряжением, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и длительное время не вызывают утомления у детей старшего дошкольного возраста.

Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагами, бегом, прыжками и так далее. Развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства именно в музыкально – ритмических композициях, которые уместно применять на логопедических занятиях.

При невротическом заикании у детей старшего дошкольного возраста можно усложнять ритмические задания, водить различные смены темпа и ритма. Но при неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов, не спешить усложнять ритмические задания.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию:

  • личностных качеств ребенка с речевыми расстройствами, таких как подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм;
  • волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети создают фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. Если в развитии ребенка имеются известные нарушения. То возникают ограничения или полное отсутствие творческих способностей. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В отношении детей заторможенных, стеснительных, робких нужно применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;
  • Творческие композиции надо вводить только после овладения элементарными техническими умениями;
  • Все двигательные замыслы и исполнение их детьми должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать детей и придуманные ими возможно неудачные композиции.

Можно вводить индивидуальные импровизации под музыку (креативная гимнастика), в которых ребенок создает свой собственный двигательный образ, остальные будут использовать его замысел и подражать ему, там самым обогащая его опыт. Легче всего дети подражают движениям животных, деятельности из опыта семьи.

Что касается последовательности проведения музыкально – ритмической деятельности в общей структуре логопедического занятия в старшей дошкольной группе, то здесь нужно учесть некоторые моменты. Если, например, логопедическая ритмика предшествует собственно речевым занятиям, то материал не должен быть сложным или чересчур возбуждающим эмоциональную активность детей. При чередующимся характере музыкальных и речевых занятий следует ориентировать детей на активный отдых в форме музыкальных подвижных игр. Особый упор на подвижные игры рекомендуется делать в тех случаях, когда музыкально – ритмические занятия (логоритмика) следует после речевого логопедического.

Чтобы уравновесить чересчур возбужденное эмоциональное состояние детей можно использовать в конце занятия релаксацию.

Релаксация – это состояние расслабленности, покоя после переживаний или физического утомления, а также частичное или полное мышечное расслабление, сопровождающееся музыкой.

Заикающийся ребенок испытывает напряжение, судороги в мышцах губ, языка, шеи, лица, неловкости во всем теле. 10 – 15 минут приятной, расслабляющей музыки снимает напряжение, раздражение, тревожность. Для вялых детей полезно прослушивание экспрессивной музыки, активизирующей эмоции Вагнер, Стравинский, Равель. Для беспокойных детей – более ровная в эмоциональном отношении музыка Моцарта, Чайковского и так далее. Нормализующее и очень эффективное воздействие на психическое состояние оказывает прослушивание записи плеска волн, шум дождя, пение птиц.

Пение имеет важное значение в комплексной системе реабилитации заикания у детей, поскольку оно формирует правильное речевое дыхание. Вначале следует петь по одному гласному звуку, простому в артикуляционном отношении. Ребенок тянет один звук, меняя его высоту то вверх, то вниз. Затем следует переходить к пению цепочек гласных звуков (2–4 звука). Цепочка гласных пропевается на длительном выдохе как один звук: а – о – у. Первый звук произносится достаточно громко, следующий тянется голосом с уменьшенной громкостью, последний тихо, и наоборот. Все звуки при этом пропеваются одинаково ровно без напряжения.

Следующий этап – пение слогов с согласными, не вызывающие затруднения у детей в произношении. И лишь затем следует приступать к разучиванию песен, выбор которых тоже должен быть продиктован правилом от простого к сложному. Хорошим материалом к таким занятиям являются народные песни с короткой музыкальной фразой.

Таким образом, постепенно происходит переход к работе над интонационной выразительностью фразы силой звука, модуляциями голоса. Здесь рекомендуется уделить внимание драматизации песен. Песенный репертуар подбирается с учетом возраста и эмоциональных особенностей детей. Использование фонограмм детский песен из мультфильмов и кинофильмов также вызывает у ребенка искренний интерес и эмоциональную активность.

Не менее важный аспект логопедической ритмики – развитие моторики с участием музыки и речи. Здесь на стоит фиксировать внимание на речи, так как ребенок увлечен выполнением упражнений под музыку, что позволяет снять напряжение артикуляционного аппарата, устранить болезненную концентрацию ребенка на своем дефекте.

Разучивание танцев с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сопровождать счетом.

На этапе самостоятельной речи следует усложнить упражнения и игры. Основное их содержание в этот период – это упражнения на координацию движений со стихотворной речью.

Таким образом, реабилитация и самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста по мере продвижения от этапа к этапу возрастает, роль взрослого постепенно утрачивает руководящую функцию, процесс игры контролируется детьми в свободном общении друг с другом, происходит взаимное разъяснение условий и содержания происходящего на логоритмическом занятии.

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста “Новоселье в лесу”

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной и эмоциональной сферы, ребенка.

  • Развитие чувства ритма, внимания;
    Развитие координации речи, движения и музыки;
    Развитие чувства взаимопомощи;
  • Воспитание доброжелательности, активности и самостоятельности ;
    Воспитание воображения, творческой активности и самостоятельности;
  • Обучение навыкам общения в игровых ситуациях;
    Обучение умению подражать и перевоплощаться;
  • Укреплять, тренировать двигательный аппарат.
  • бубен,
  • ипликатор Кузнецова на картоне,
  • игрушка медведь, ежик, деревянные палочки,
  • шапочки: медведя, лисы, зайчика, белочки,
  • домик картонный,
  • коврики для релаксации.
Ознакомьтесь так же:  Тинус смитс аутизм преодолевая отчаяние

Педагог поет: “Здравствуйте щечки, животик, коленочки, ножки, ладошки…”

Дети: “Здравствуйте” Щечки, животик гладят, по коленкам и в ладоши хлопают.

Игра “Самолет” Упражнение на развитие внимания.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку. Полетим сначала на самолете.

Встают по кругу друг за другом и “полетели”, изображая самолет звуком у – у – у. Под удар в бубен садятся на посадку.

Педагог: Дальше мы поедем на машине:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух” – 2 раза.

“Ежик ножками туп-туп” (массаж спины – дети делают друг другу).

Педагог: Вот и добрались мы до леса, а под кустом сидит колючий, сердитый… ежик. Ежик сердиться, потому что его никто никогда не гладил. Давайте покажем ему, как мы умеем делать массаж:

Ежик ножками туп – туп (кулачками по спине)
Весь иглистый, словно зуб (стучим пальчиками) – см. фото 1
Ежик, еженька, постой (покачиваем за плечи)
От беды бежишь какой? (заглядывают к ежику)
Ежик ножками топ – топ (стучим кулачками по спине)
Ежик глазками хлоп – хлоп (хлопаем ладошками по спине) – см. фото 2
Мне сказал он строго ш – ш – ш (погрозить пальчиком)
Слышишь, там скребется мышь (закрыть уши ладошками, другой ребенок “скребет”) – см. фото 3

“Ежик” (попевка массаж ладошек ипликатором Кузнецова).

Педагог: А сейчас ежик хочет вам сделать массаж. Протяните свои ладошки…

“Ежик спрячь свои иголки, мы же детки, а не волки.
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить
Еж иголки отряхнул, завернулся и заснул” (стрясти ладони, свернуть в кулачок)

“Как на горке снег” Упражнение на регуляцию мышечного тонуса

Педагог: Ну что ж, поехали дальше:

“Поехали, поехали за вкусными орехами,
В ямку – бух… раздавили сорок мух”

Вот мы приехали к большой сосне, а под сосной спит медведь

Как на горке снег, снег (руки вверх)
И под горкой снег, снег (постепенно опускаем руки)
И на елке снег, снег (руки домиком над головой)
И под елкой снег, снег (наклоны туловища)
А под елкой спит медведь (руки под щечкой)
Тише, тише не шуметь.

Игра “Дети и медведь”

Педагог: Ребята, мишка наш совсем уснул. А снится ему, как он играет с вами, давайте выберем, кто будет мишкой, который спит в берлоге.

Дети гуляют по лесу под музыку. На музыку медведя дети замирают, медведь просыпается, выбирает, кто шевелиться.

“Строим дом” муз. Красева. Упражнение на развитие моторики

Педагог: Что – то наш мишка загрустил. Может он замерз? Ребята, сейчас наверно все зверям холодно. Как вы думаете, что можно для них сделать. А давайте построим большой дом для всех зверей? (Берут палочки у медведя, встают в круг)

“Целый день стук, да стук раздается звонкий стук (стучат палочками по полу)
Молоточки стучат – это домик для зайчат (палочка о палочку, правой по левой)
Молоточки стучат – это домик для бельчат (палочка о палочку, левой по правой)
Этот дом для белочек, это дом для зайчиков
Этот дом для девочек, (гладим палочкой правой по левой)
Этот дом для мальчиков (гладим палочкой левой по правой)
Вот какой хороший дом мы в нем славно заживем (катаем палочки в ладошках)

Возвращают палочки медведю, пусть мишка укладывается на зимнюю спячку.

Танец “Домик” Развитие музыкально – ритмических навыков.

Педагог: Дом готов, будем веселиться и плясать.

Педагог: Вот новый дом и готов… (подходят к домику).

– Вытянул мишутка губки, удивляется малютка (“рупор” упражнение для укрепления круговой мышцы рта).

– Зайка домик увидал, зайка губку облизал, что-то там залопотал (“болтушка” – для выработки подъема языка, развитие гибкости ми подвижности его передней части).

“Труба” Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний (текст пропеваем).

Педагог: Зашли звери в дом, затопили печку, чтобы пирогов испечь на новоселье. Повалил дым из трубы…

– Ба – ба – ба, на крыше есть труба (провести от середины лба к вискам – 7 раз)
– Бу – бу – бу, надо чистить трубу (кулачком провести по крыльям носа – 7 раз)
– Бы – бы – бы – валит дым из трубы (растереть уши)

Педагог: За теплой печкой спрятался мышонок, который грызет сухарик.

“Мышонок за печкой сухарик грызет (трем ноготками друг о друга)
К мышонку крадется на цыпочках кот (изображаем лапки кота)
Крадется – 5 раз (глиссандо)
Крадется на цыпочках кот (мягкие лапки)
И говорит понарошку: (пальчиками побегать по руке)
Ну дай от сухарика крошку (просят ладошками)
Ну, дай мне – 5 раз (глиссандо)
Ну дай от сухарика крошку (мягче)
Мышонок в ответ: “Не мешай-ка, (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил бы мышей, (из кулачка высунуть мизинец, хвостик, “трясем” хвостиком)
Попрошайка” (выбрасывать пальчики из кулачков)
Ловил – бы – 5 раз (“трясем” хвостиком)
Ловил – бы мышей, попрошайка, (выбрасывать пальчики из кулачков, постепенно кладем руки на колени).

Песня “А ну, снежок” (муз. Д. Львова – Компанейца)

Педагог: А сейчас всех зовем на новоселье, начинается веселье…

(Узнать песню по вступлению, продолжать разучивание песни, добиваться чистого, аккуратного исполнения.)

Игра “Строим дом” на музыку “Бай – качи” (развитие танцевального творчества у детей).

Педагог: Ну, вот и пришло время порадоваться нашим зверушкам, что у них такой теплый дом и надежные друзья… (надеть шапочки зверей: медведя, белочки, зайчика, лисы).

“Строим дом, строим дом, чтобы звери жили в нем,
Поскорее выбегай, кого хочешь, выбирай”

Релаксация (любая спокойная, расслабляющая музыка).

Педагог: Как хорошо и весело живется всем зверушкам в нашем домике. Мы поиграли, и потанцевали, а теперь пришло время отдохнуть.

Логоритмика при заикании

Полезно обучать заикающихся петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

При работе с заикающимися всех возрастов можно использовать мелодекламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста, состояния речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование, должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» — и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т.п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т.д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т.п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

Ознакомьтесь так же:  Сопли аюрведа

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

Иванова Д.А.
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Н.П. Хрящева

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

Возникая в сенситивный период развития, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Поэтому тема исследования «Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием» является актуальной.

Цель исследования – определение целесообразности использования логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими заиканием.

В экспериментальном исследовании приняла участие девочка шести лет, страдающая заиканием.

Исследование осуществлялось в 3 этапа.

I. На констатирующем этапе эксперимента мы провели обследование ребенка, по результатам которого было сделано заключение о том, что заикание клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

II. Формирующий этап эксперимента предполагал разработку и апробацию системы коррекционной работы с использованием логоритмики, направленной на снижение уровня заикания.

III. Занятия по логопедической ритмике проводились 2 раза в неделю и находились в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляла 30 минут.

Каждое логоритмическое занятие включало 3 части:

  1. Вводная часть . Цель: воспитание ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе.
  2. Основная часть . Цель: развитие речевого и неречевого дыхания, голоса, просодических компонентов речи, артикуляции и дикции, чувства ритма, темпа.
  3. Заключительная часть . Цель: снижение общей, физической и психологической нагрузки, возврат ребенка в спокойное состояние после двигательной и речевой нагрузки.

На логоритмических занятиях нами применялся разнообразный материал: игры со словом и пением, коммуникативные игры, а также различные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, для развития чувства темпа и ритма, четкой переключаемости движений, на развитие речевого и неречевого дыхания, голоса и артикуляции.

Контрольный этап эксперимента позволил оценить эффективность проделанной работы. Было проведено повторное обследование ребенка, которое показало, что девочка стала осознанно следить за соблюдением пауз в речи, судорожные запинки встречались в редких случаях, частые дополнительные вдохи прекратились. Речь ребенка стала плавной, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев.

Таким образом, использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием дает свои положительные результаты.

Логоритмические игры и упражнения для дошкольников по возрастам

Логоритмические игры — это игры, направленные на развитие моторики и произношения. Они включают в себя музыкальные, двигательные и игровые занятия. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности в дошкольных учреждениях, а также в школе.

В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.

Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.

Упражнение

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).

Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к красивому почерку используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).

Ознакомьтесь так же:  Неврозы и агрессия

Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)

Прошла ее пора. (растирают ладони)

Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)

И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)

Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет развитие внимания, концентрации.

Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:

Все снежинки ветер кружит, (кружатся)

Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)

Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)

Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)

Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.

Логоритмические игры для детей с заиканием

В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:

Маша мыла мылом Милу.

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

От плавных движений рук к быстрым:

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

Упражнения желательно выполнять с музыкальным педагогом под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР

При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:

Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)

Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)

Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)

Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)

Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:

Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.

Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются подвижные игры. Важно развивать память, воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:

Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.

пять друзей все время рядом

Назовем их все, ребята:

Сбоку, словно часовой

Этот палец звать «Большой».

Указательный с ним рядом

Всем покажет то что надо.

Лучший друг его соседний

Называется он «средний».

У него есть постоянный

Друг с названием «безымянный»

А мизинчик меньше ростом,

Отыскать его так просто.

После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:

  • Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
  • Поочередное дыхание животом-грудью.
  • Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
    Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)

Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией

В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

Раз, два, три, четыре, пять! —

Мы идем с тобой искать,

Взяв корзинку с угощением,

В лампе прячется один —

Ото всех волшебный джинн.

У него два младших брата —

Два веселых акробата.

В цирке лампу ты потри

И их станет сразу три.

В их руках четыре гири —

Нет сильней их в целом мире.

Мы похлопали в ладоши

И пошли есть пять пирожных.

Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

Об авторе: Браун Анастасия Сергеевна, олигофренопедагог.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

About the Author: admin