Лекарственные травы рассказ

Лекарственные растения, конспект занятия по родной природе для среднего-старшего дошкольного возраста

Конспект занятия-наблюдения «Лекарственные растения»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Лекарственные растения

Цели:

  • познакомить с лекарственными растениями;
  • рассказать о лечебных свойствах растений;
  • учить детей бережно относиться к богатствам страны;
  • формировать представление о многообразии растений;
  • культура поведения;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • иллюстрации с изображением лекарственных растений;
  • лекарственные растения в пакетах;
  • гербарий;
  • раздаточный материал для конкурсов.

На столах, за которыми сидят дети лежат иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(дети хором ) — природа.

— Ребята! А знаете ли вы, что относится к живой и неживой природе ?

— Человек, растения, животные, грибы — живая природа.

— Солнце, воздух, вода, почва — неживая природа.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о растениях, об особых растениях.

Ознакомьтесь так же:  Конский каштан и его полезные свойства

Это лекарственные растения. Что же такое ,,лекарственные растения»?

Дети: Это растения, которые помогают нам вылечиться.

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете ?

Учитель: (Рассказ учителя о лекарственных растениях)

В каждом доме есть небольшая аптечка. Разве обойтись нам без средств первой медицинской помощи, ведь то палец пораним, то голова разболится или зуб. Чаще в аптечке мы храним препараты химического происхождения.

Наряду с препаратами химического происхождения, мы с успехом применяем лекарственные средства растительного происхождения, оказывающие то же самое действие. В отличие от таблеток и порошков травы редко вызывают те или иные побочные эффекты, обладают лучшими вкусовыми качествами.

Приступая к подбору растительного сырья для аптечки, нужно прежде всего усвоить: ни в коем случае не заниматься самолечением, обязательно нужно посоветоваться с врачом.

Нужную траву не всегда удаётся купить в аптеке. Не беда, можно выращивать её на приусадебном участке. Можно собирать траву в лесу. При этом не забудьте согласовать свои действия с правилами охраны природы.

Итак, какие же могут быть в аптечке травы?

Помогут нам ответить на этот вопрос конкурсы.

Каждый ряд — команда.

Отгадайте лекарственное растение по описанию.

(Дети пользуясь иллюстрациями дают описание растению).

Определите по запаху данное растение (глаза закрыты).

(Валериана, мята, ромашка).

Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг кузнечик на листок.
А за ним — лягушки,
Хитрые подружки!

Зайка — за лягушкой,
Маленькой квакушкой,
А за зайкой я бегу,
Удержаться не могу!

Зайка прыг, зайка скок.
Наклонил к земле листок!
Подниму листок, спасу.
Вместе с ним и я расту!

Учитель: В нашем крае растёт очень много лекарственных растений.

Одуванчики — растут повсюду, доступны с ранней весны до поздней осени.

Свежие молодые листья — оригинальное дополнение к любому салату.

Одуванчики — природное мочегонное средство. Применяют для лечения заболеваний кожи.

Крапива — также мочегонное средство. Листья полезны при астме, артрите.

Подорожник — настой из листьев подорожника применяют при кашле, при лечении желудка.

Зверобой — используют как вяжущее, противовоспалительное и противомикробное средство. Зверобой обладает ранозаживляющим, спазмолитическим и желчегонным свойствами.

Мелисса — применяют настой травы для возбуждения аппетита и улучшения деятельности органов пищеварения. Применяют как противосудорожное и болеутоляющее средство, в частности при различных невралгиях, головной боли, болях в желудке.

Мята — водный настой этой травы улучшает пищеварение, помогает при спазмах кишечника, тошноте.

Шиповник — плоды шиповника широко используют для витаминизации различных кулинарных и кондитерских изделий. Витаминные экстракты, сиропы, пилюли, таблетки, драже, а также водные настои из плодов принимают для профилактики и лечения заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов, при истощении и малокровии.

(Демонстрация каждого растения).

— Какие лекарственные травы использовались в вашей семье?

— Приходилось ли вам собирать лекарственные растения ?

— Кто занимался сбором растений ?

Послушайте загадки. Отгадки — лекарственные растения.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Растёт зелёный кустик,
Дотронешься — укусит.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)

Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай? (Душица)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Учитель: Рябину используют при заболеваниях лёгких. А также пьют сок из спелых ягод для хорошего аппетита.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

Учитель: Черёмуху используют при заболеваниях желудка и кишечника.

Подводим итоги конкурсов и вручаем награды.

Учитель: (Раздаёт лекарственные растения в пакетах. Демонстрирует, как выглядят готовые лекарственные растения в аптеках.)

— Заниматься заготовкой растений должны люди, хорошо разбирающиеся в них. Надо помнить: заготовка лекарственного сырья не должна быть хищнической. Не только о себе нужно заботиться, но также о природе, всё более угнетаемой человеком. Ваше бережное отношение к лесу и лугу — это выражение вашей благодарности. Надо стремиться понимать себя не как ,,царя природы», а как одушевлённую частицу этих сил.

— О каких лекарственных растениях мы сегодня говорили?

— Какую пользу приносят эти растения ?

— Что нужно помнить при сборе лекарственных растений?

Леса и луга — наше богатство.
Берегите их.

Азбука маленького россиянина в стихах

ЮНЫМ ГРАМОТЕЯМ

Занимательное азбуковедение

Весёлый словарик

Весёлые диктанты

Занимательное языкознание

Занимательная логопедия

Грамматические загадки

Стихи-обучалки

Стихи-запоминалки

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

АЗБУКА ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ

(Наталья Анишина)

Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.

А

Вот Анис обыкновенный,
Лечит он бронхит отменно.
Зайчик пил настой плодов,
Стал, как богатырь здоров.

Лист Алоэ благородный,
Древний эскулап народный.
Он у нас незаменим,
Мы любовь к нему храним.

Б

Морс Брусничный от простуды –
Изумительное чудо:
Жар снимает, гонит пот,
Пил при гриппе Бегемот.

В

Вишня силы укрепляет,
Люди, звери это знают.
Много Витаминов в ней,
Для детей и для зверей.

Г

Донесла всем весть синица:
«Голубика и Горчица
Улучшают аппетит»,
Говорил ей Айболит.

Д

Лекарь Девясил полезный:
Девять сил в нём от болезней.
Кто его употреблял,
Всем здоровье прибавлял.

Е

Два Енота заболели:
Ничего три дня не ели.
Ежевика их спасла:
Вся болезнь от них ушла.

Ё

Ёж, ежиха и ежата
Были слабыми когда-то.
Все под Ёлкой стали жить
И отвар из лапок пить.

Ж

Жимолость, Женьшень, Жирянку
Посадил Жук на полянке.
«На Женьшень особый спрос», –
Объявляет утконос.

З

Заяц вылечил ангину
Зверобоем и малиной.
С Земляникой чай попил,
И здоровье возвратил.

И

Ибис дал такую справку:
«Ива лечит лихорадку».
Чай из Ивовой коры
Заварили комары.

Й

ЗаЙчик прыгал по лужаЙке
В жёлтых шортиках и маЙке,
Собирал траву алтеЙ
Для заЙчихи и друзеЙ.

К

Всех Крапива согревает,
Как рукою, боль снимает.
Волк Крапивой будет бит –
У него радикулит.

«Кровь Крапива очищает, –
Мышка всех оповещает. –
Аскорбинки много в ней,
Я кормлю травой детей».

Л

Любят жёлтые Лимоны
Ласки, кролики, питоны.
Чтоб простуду победить,
Чай с Лимоном нужно пить.

Знает Лось – Лопух лечебный
Снимет боль, как маг , волшебно.
От подагры крокодил
Впрок в аптеке накупил.

М

Мята перечная тоже
Мишке бурому поможет.
От бессонницы спасёт
И в желудке боль уймёт.

Маргаритки исцеляют:
Раны быстро заживают.
Морж на лапу приложил
И про свой порез забыл.

Н

«Я Настурцией лечился, –
Носорог друзьям хвалился. –
Замечательный цветок
От бронхита мне помог».

Стоматиты и ангины
Лечат лисы и пингвины:
Ноготками чудными
Боль снимают нудную.

О

Одуванчик любят звери,
Помогать он всем намерен.
«Одуванчик лучший врач, –
Уверяет старый грач. –

Ослик им весной лечился,
Он, бедняга, простудился.
Из него чай заварил,
И в салат его крошил».

П

Подорожник под ногами –
Землю застелил коврами.
Лапы им Песец лечил,
И теперь зверь полон сил.

Ознакомьтесь так же:  Банки лечебные свойства

Петушок родных жалеет,
У него семья болеет.
Пижмы пук большой нарвал,
Курицам своим отдал.

Р

У Ромашки, у аптечной,
Появился друг сердечный:
Рысь лечила тонзиллит –
Горло больше не болит.

С

Под СоСной вечнозелёной
Дышит Слон, в СоСну влюблённый.
Запах хвои, аромат –
Фитонцидами богат.

Вот растёт в лесу Солодка.
Эта травка, как находка:
Кто отвар из корня пьёт,
Очень долго проживёт.

Т

«Травы лучше, чем ТаблеТки, –
Тигр доказывал соседке. –
Я ТигряТ Травою спас,
Все поправились у нас.

Толокнянкой лев лечился,
От катара исцелился.
Царь зверей теперь здоров
Без больниц и докторов.

У

Уж собрал Укроп пахучий,
Засушил на всякий случай.
Лечат им животики
Крошки-бегемотики.

Птицы, звери всем признались:
От Уколов отказались.
«Много трав лечебных есть,
Их мы с пользой будем есть».

Ф

Выручает при простудах,
Воспалительных недугах
Всех Фиалка чудная –
Противопростудная!

Х

В поле Хвощ растёт повсюду.
Он – лекарственное чудо.
Возвращает силы, мощь,
Вот такая травка Хвощ!

Ц

Кто Цикорий принимает,
Бодрость духа не теряет.
Говорил медведь волкам: –
«За Цикорий – всё отдам!»

Ч

Как-то у одной пиявки
Появились бородавки.
Чистотел её помыл:
Бородавок след простыл.

Ш

Всем рассказывал садовник
Про Шпинат и про Шиповник:
Малокровие лечил
Ими тощий крокодил.

Щ

Звери стол в лесу накрыли:
Из ЩавЕля борЩ сварили.
Вкус ЩавЕля кисловат:
Аскорбинкою богат.

Ъ

Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изЪян в здоровье есть,
Нужно азбуку прочесть.

Ы

Все лекарственные травЫ
Заслужили много славЫ.
Трав и для приправ полно,
Это знают все давно.

Ь

Человек и зверЬ, и птица
Могут травами лечитЬся.
Чтоб здоровЬе сохранитЬ,
Нужно с травами дружитЬ.

Э

«Эвкалипт хороший лекарь»,
Похвалил его аптекарь.
Горло вылечил медведь,
Стал прекрасно песни петь.

Ю

Тигр бенгальский заявляет:
«Плод ЮЮба стресс снимает.
В книгу Красную попал,
Фрукт собрал полно похвал».

Я
Многим помогла Яснотка,
От бессонницы находка.
Пил настой травы питон,
И увидел чудный сон.

Детям о лекарственных растениях

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г.Мичуринск.

Описание материала: данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, — сказал, вернувшись из лесу, Чараки, — я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», — говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков
)
Русское название произошло от латинского «romona» — «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. ( С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» — даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Ознакомьтесь так же:  Пробки в ушах народная медицина

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!

Лекарственные растения

С древних времен и до наших дней

Древние люди, наблюдая за дикими животными, заметили, как те специально отыскивают лечебные травы или корешки, чтобы справиться с недугом. В течение многих лет ценную информацию о лекарственных растениях передавали из поколения в поколение.

Люди, которые обладали такими знаниями, назывались знахарями или травниками. Только они знали, как и когда правильно собирать те или иные травы, коренья, плоды, как правильно из них готовить целебное снадобье, чтобы можно было помочь человеку справиться с болезнью.

Древние знания, накопленные в течение тысячелетий, используются в современной медицине. Лекарственные свойства растений помогают эффективно справляться со многими недугами, их вытяжки входят в состав многих медикаментов.

При раскопках шумерского города археологами была найдена табличка, возраст которой насчитывает три тысячи лет. В ней подробно описаны 15 рецептов с использованием лекарственных трав, способных исцелить от некоторых болезней.

Правила использования

Во всем мире насчитывается более 300 тысяч различных растений, но лишь небольшая их часть обладает целебными свойствами.
Их принято делить на две категории:

  • Официальные лекарственные растения. Их свойства хорошо изучены, и они используются при изготовлении различных лекарств. На территории России таких растений насчитывается около 300.
  • Лекарственные растения народной медицины. Их свойства мало изучены наукой, однако это не мешает травникам и знахарям использовать их в своих целях.

Целебными свойствами обладают различные части растений. У одних активные вещества сконцентрированы в листьях, у других – в корнях или плодах.

Рис. 2. Заготовка лекарственных растений.

При использовании лекарственных растений очень важно знать:

  • какие части растения применяются при тех или иных болезнях;
  • в какой период собирать лекарственное сырье, чтобы в нем было максимальное количество полезных веществ;
  • как правильно заготавливать собранный материал, чтобы он не утратил свои целебные свойства;
  • как применять лекарственное растение – в виде настоек, компрессов, отваров или мазей.

Всем известны целебные свойства ромашки, которая помогает устранить следы отравления, справиться с воспалением горла. Кора дуба хорошо лечит кровотечение десен, а листья подорожника помогают остановить кровотечение при неглубоких ранах. Цветки липы, листья и ягоды малины – отличное природное средство при простуде.

Рис. 3. Ромашка лекарственная.

Многие лекарственные растения находятся на грани полного исчезновения. Это связано с плохой экологической обстановкой, вырубкой лесов, распашкой диких лугов и степей. Такие растения занесены в Красную книгу, и их ни в коем случае нельзя самостоятельно рвать или выкапывать.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Лекарственные растения» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали историю использования лекарственных растений, узнали, какое значение они имели для человека в древности и в настоящее время. Мы выяснили, каковы свойства лекарственных растений и какова их основная проблема.

Зеленая аптека в нашей семье

Каждый из нас с детства знаком с лекарственными растениями, с их пользой для здоровья человека. Так уж сложилось в нашей семье, что много лет назад моя прапрабабушка лечила травами своих односельчан, за что поплатилась жизнью, а ее семья была вынуждена скитаться по селам, прятаться и носить пятно «колдунов». Прошло много лет, но то, что успели узнать ее дети передавалось из поколения в поколение и, хоть много информации было утрачено (что-то забыто, что-то потеряно), все-таки мне досталось несколько рецептов и я с удовольствием с Вами поделюсь.

Главное правило, которое я точно запомнила: все травы мы собираем только на растущую луну.

Липовый чай — прекрасное жаропонижающее средство при простуде, отваром липы полоскают горло при тонзилитах, ларингитах. 1 столовая ложка липы залитая 1 стаканом кипятка и настоянная в течение 1 часа — прекрасно помогает при гастрите и заболеваниях ЖКТ (пить натощак 2-3 раза в день).

Филейник используется при гнойных ранах, при нарывах, чиряках, долго не заживающих ранах. 1 столовую ложку филейника заливают кипятком (0,5л) и ставят на 10 минут на паровую баню, затем дают остыть, процеживают и промывают рану.

Черноплодная рябина

Черноплодную рябину применяют при хрупкости сосудов, при заболеваниях печени, ревматизме и гипертонии. Для этого можно употреблять ягоды как в свежем, сушеном виде, а так же в качестве отваров и чаев. Однако нельзя применять при заболеваниях желудка, при запорах и тромбофлебите.

1 чайная ложка залитая 1 стаканом кипятка и настоянная в течение 2 часов — средство от парадонтоза, а так же для укрепления зубов. а так же такой отвар применяют по 1 столовой ложке 3 раза в день при поносе. Не секрет, что отвар из коры дуба прекрасно укрепляет волосы. Более крепкий отвар — 2 столовые ложки на 1 литр кипятка + 20 минутная паровая баня — средство для заживления ран.

Шиповник, как известно богат витаминами, поэтому отвар из шиповника (большая жменя плодов на 1 литр кипятка, дать покипеть 2-3 минуты и перелить в термосс, дать настояться в течение часа) — прекрасное профилактическое средство в период эпидемий ОРВИ, кроме того является сильным мочегонным средством. Но не каждому человеку можно употреблять такой отвар. При мочекаменной болезни, гастритах, язвах применять его нельзя.

Отличное противовоспалительное, ранозаживляющее средство. Отвары применяют при лечении гастритов, заболеваний ЖКТ, расстройствах кишечника, в качестве полосканий при заболеваниях горла, стоматитах, коньюктивитах, для ванн при дерматитах, при бессоннице.

Лесная и садовая земляника — растение целиком, собранное в период плодоношения — это не просто ароматный вкусный чай, а еще и сильное оружие против высокого артериального давления.
Свекла красная и репчатый лук


1 столовая ложка свежевыжатого свекольного сока + 2 капли лукового сока настоять 40 минут и капать в нос детям до 3 лет — по 1 капле, старше 3 лет — по 2 капли, старше 12 лет — 3 капли в каждую ноздрю каждый час в течение 6 часов — сильное жаропонижающее средство при простудах и ОРВИ.

Цветки бузины

Цветки бузины используют при простуде, для лечения кашля, при стоматитах, при кожных заболеваниях (отвары для ванн), при заболеваниях почек, почечной недостаточности, как сильное мочегонное и потогонное средство.

Чабрец издавна считался травой долголетия и здоровья, и не спроста. Это сильный иммуномодулятор, прекрасное средство от кашля, его применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей, при коклюше, при ларингите в комплексе с ромашкой и бузиной — прекрасное антисептичесое средство.

Постепенно я буду обновлять информацию, добавлять новые рецепты. Здесь важно помнить одно: не всем все помогает одинаково, что на любую траву у вас может быть аллергия и прежде чем проводить над собой эксперименты, следует проконсультироваться с доктором, ведь здоровье — бесценно.

About the Author: admin